Лик мира сего мне самому даже очень не нравится сочинение преступление и наказание

Обновлено: 01.07.2024

— Расскажите о внешнем облике людей, которые встречались ему на этих улицах. Какое впечатление произвели на вас и почему?

Итак, от встреч с этими людьми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного.

Теперь перейдем к интерьерам, и мы увидим в них продолжение основного пейзажного мотива.

Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, нестройного, грязного, безобразного.

Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли:

1. Встреча Раскольникова с Мармеладовых в распивочной. Описание комнаты Мармеладовых (ч. 1, гл. 2)

2. Сцена смерти Мармеладова (ч. 2, гл. 7)

3. Встреча с пьяной девушкой (ч. 1, гл. 4)

4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч. 1, гл. 5)

5. Описание комнаты Сони (ч. 4, гл. 4)

6. Поминки у Мармеладовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)

7. Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)

Сцены уличной жизни: ч. 1, гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч. 2, гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч. 2, гл. 6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на . ском мосту); ч. 5, гл. 5 (смерть Катерины Ивановны).

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит.

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя — оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

— Размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых; чтение письма матери (ч. 1, гл. 2- 4)

3. Подумать над вопросами:

— Какие противоречия в поведении Раскольникова вы обнаружили?

— Как вы объясните эти противоречия?

— Какие выводы о характере Раскольникова вы делаете на основании поступков?

— Каковы мотивы преступления?

- Разговор студента с офицером в распивочной, о которой вспоминает Раскольников в ч. 1, гл. 6.

2. Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен.

3. Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?

— Зачем Раскольников вышел из своей каморки?

(Идти ему недалеко, ровно семьсот тридцать шагов. Он идет делать пробу предприятию мысли о котором возникли месяца полтора назад.)

— В чем же сомневался герой?

(В душе Раскольникова борьба мысли об убийстве и нравственного сознания, понимания бесчеловечности этой мысли. Все это несет страшные мучения.)

Видим, что в душе Раскольникова, одержимого идеей и сомневающегося в ней, мучительный разлад.

Просмотрите размышления Раскольникова после посещения семьи Мармеладовых и чтение письма матери (ч. 1, гл. 2-4). Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя.

— Какие противоречия вы можете назвать? Что можно сказать о характере героя на основе этого?

(В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой — холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому.)

— Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал?

История преступления и наказания Родиона Раскольникова:

Первый день: ч. 1, гл. 1-2;

Второй день: ч. 1, гл. 3-5;

Третий день: ч. 1, гл. 6-7;

Четвертый день: ч. 2, гл. 1-2;

Восьмой день: ч. 2, гл. 3-7, ч. 3, гл. 1;

Девятый день: ч. 3, гл. 2-6, ч. 4, гл. 1-4;

Десятый день: ч. 4, гл. 5-6;

Тринадцатый день: ч. 5, гл. 1-6;

Четырнадцатый день: ч. 5, гл. 7-8;

Спустя полтора года — эпилог.

По-разному называя жанр романа, критики сходятся в одном: одной из его отличительных черт является то, что его герой — человек идеи.



Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Лик мира сего. Петербург Ф.М.Достоевского.docx

Урок литературы в 10 классе

Урок литературы в 10 классе

создать условия, при которых учащиеся в процессе анализа текста романа, через заочную экскурсию по городу, увидят образ Петербурга Достоевского и определят его роль в развитии характеров героев и действия романа;

активизировать знания учащихся об образе тупика, в котором оказались герои;

подвести к осмыслению главного конфликта романа - между Раскольниковым и миром, который он отрицает.

Развивающие цели :

развитие механизмов регуляции деятельности – анализа, синтеза, доказательности через работу с текстом;

развитие навыков учебного общения и сотрудничества.

Методы и формы работы :

заочная экскурсия по городу;

I . Актуализация ранее пройденного материала, постановка целей и задач урока.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит…

Красуйся, град Петров, и стой

Неколебимо, как Россия!.

- Слова, которые вы знаете и хорошо помните. Откуда взяты эти строки и почему они звучат на уроках, посвященных творчеству Ф.М.Достоевского?

-Да, это посвящение Пушкина граду Петра. В поэме, как и в романе Достоевского, Петербург – это и фон, на котором происходит действие, и само действующее лицо.

2) Фиксация темы и задач урока.

3) Прежде чем шагнуть в мир Петербурга Достоевского, вспомните, в каких литературных произведениях вы уже встречались с этим действующим лицом? (Одна из групп учащихся в качестве домашнего задания готовит ответ на данный вопрос).

II . Задачи урока, выдвижение гипотез.

1) А каков же он, мир Петербурга Достоевского? Что входит в это понятие? (Предположения учащихся.)

III . Формирование и совершенствование ЗУН.

1) Слово учителя.

Один- город, созданный руками гениальных архитекторов, Петербург Дворцовой площади и Дворцовой набережной, дворцовых переворотов и пышных балов, символ расцвета послепетровской России, который поражает нас своим великолепием. Но был и другой Петербург- город, в котором живут в клетушках, в грязных домах с темными лестницами, город полусумасшедший, как и большинство героев Достоевского.

Петербург трущоб как бы выжат весь в пользу Петербурга дворцов. Не будь этого несправедливого деления, мы бы увидели серый город, который бы не вдохновил писателей, окутывая их своей философией двуличности.

- ч. 1, гл.1- колорит дня;

- ч. 2, гл.1 (та же картина);

- ч.2, гл. 2 (великолепная панорама Петербурга);

- ч.2, гл. 6 (вечерний Петербург);

- ч. 5, гл.5 (вид из окна комнаты Раскольникова);

- ч.6, гл.6 (грозовой вечер, утро, убийство Свидригайлова)

Выводы: нет описаний красоты природы. Лишь один раз в романе мы встретили изображение парадного Петербурга.

4) Групповое задание- топография Петербурга.

- Что же происходит в том Петербурге, который окружает героев?

Топография ограничена пространством Сенной площади и близлежащих переулков. Можно узнать адреса Сони, старухи-процентщицы, Раскольникова, Порфирия Петровича.

5) На экране - изображение Сенной площади.

6) Уличная жизнь Петербурга:

- ч.1, гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной ломовыми лошадьми);

- ч.2, гл.2 (мост, удар бича, подаяние);

- ч.2, гл.6 (шарманщик, женщины у распивочной; сцена на …ском мосту);

- ч5, гл.5 (смерть Катерины Ивановны);

- ч.2, гл.7 (смерть Мармеладова);

- ч.5, гл.7 (дети и Катерина Ивановна на улице).

Вывод: жители - преимущественно низший класс: кухарки, девицы, дворники, прачки, извозчики, нищие. Многие встречи Раскольникова с ними знаковые.

- Что же это за встречи?

- Вывод учащихся: герой задыхается в этом мире. Несмотря на скученность, тесноту города, люди разобщены. Грязь, злоба, нищета мутят разум Раскольникова, рождая мысли о том, что добро по отношению к другому требует зла по отношению к себе. Поэтому люди преступают законы. Эти страшные идеи постоянно носятся в воздухе Петербурга.

7) Каков же интерьер, окружающий героев?

-ч.1, гл.3 (каморка Раскольникова);

-ч. 1, гл.2 (кабак, исповедь Мармеладова);

-ч. 4, гл.3 (трактир, где исповедовался Свидригайлов);

-комната - сарай Сони).

10)А какой цвет преобладает в романе?

IV . Выводы, прогнозирование.

Итак, каков же он, Петербург Достоевского?

Фантастический стиль помог писателю показать сознание человека в минуты кризиса.

- О чем дальше мы будем говорить на уроках, посвященных творчеству Достоевского?

Конечно же, о герое, который живет в этом городе. Мы попробуем понять его мысли, чувства и поступки.

ВложениеРазмер
urok_literatury_v_10_klasse.docx 15.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Цель: показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорбленных; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.

Проблемный вопрос: чем отличается Петербург Достоевсвкого от Петербурга Пушкина и Гоголя?

1) Вы попадаете в мир Достоевского. Что нового открыл он вам? Сравните роман с произведениями писателей, уже изученных вами.

2) Какие чувства пробудил роман? О чем заставил задуматься?

5) В чем причина преступления Раскольникова?

6) Какие особенности романа затрудняли чтение? На какие вопросы вам интересно было бы получить ответ?

7) Каково ваше отношение к героям романа?

II. Оформление тетрадей.

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит…

Анализ следующих сцен поможет полнее понять эти мысли:

1. Встреча Раскольникова с Марлеладовым в распивочной. Описание комнаты Мармеладового. (ч. 1, гл. 2)

2. Сцена смерти Марлеладового (ч. 2, гл. 2)

3. Встреча с пьяной девушкой (ч. 1, гл. 5)

4. Сон Раскольникова о забитой кляче (ч. 1, гл. 5)

5. Описание комнаты Сони (ч. 4, гл. 4)

6. Поминки у Марледовых. Сцена с Лужиным (ч. 4, гл. 2, 3)

7. Катерина Ивановна с детьми на улице (ч. 5, гл. 7)

IV. Вступительное слово учителя.

В “Преступлении и наказании” более 90 персонажей, из них около десятка центральных, имеющих резко очерченные характеры, взгляды, важную роль в развертывании сюжета. Роман идеологический, философский. Известно, что Достоевский первоначально предполагал назвать роман “Пьяненькие” и, что Мармеладов должен был стать его центральным героем. Замысел изменился, отношение к нему не перестало быть противоречивым и сложным : безвольный пьянчуга, жену довел до чахотки, дочь пустил по “желтому билету”, сам опустился ниже некуда, но одновременно автор всем повествованием взывает : “О, люди, возымейте к нему хоть каплю жалости: учтите и то, что впервые он был уволен со службы не за пьянство , а по изменению в штатах”, т.е. по сокращению. Как известно, действие в романе происходит в 1865 г. Это был самый разгар эпохи реформ, ломки чиновничьего аппарата. Мелких служащих, потерявших в это время должность, насчитывалось немало, и гибели в первую очередь наиболее слабые. А водка стоила очень дешево – на 30 копеек можно было упиться до положения риз.

Роман “Преступление и наказание” – суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности.

V. Работа с текстом в форме беседы , чтения открывков, пересказа сцен и комментирование их. В “В Петербурге Достоевского”.

Цель этой беседы – подвести учащихся к пониманию неразрешимости трех противоречий и тупиков, в которых оказались герои.

1. Какие эпизоды вас наиболее потрясли?

2. Как описаны комнаты Мармеладовых и Сони?

3. Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

4. Какие мысли и чувства пробуждает исповедь Мармеладова в распивочной?

5. Как вы понимаете смысл афоризма Мармеладова : “Человеку некуда пойти”?

6. В чем убеждает нас история семьи Мармеладовых?

7. Как вы понимаете выражение : “Жизнь на аршине пространства”?

8. Что больше всего поразило вас в отношениях людей друг к другу?

VI. Просмотр презентаций на тему “Питербург Достоевского” составлены обучающихся.

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страданий проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в коморках, “похожих на гроб”, на невыносимые страдания и лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

По выбору творческая работа : “Как изображает Достоевский столицу Российской империи” ; “История семьи Мармеладовых”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку литературы 6 класс по теме "Роман А.С.Пушкина "Дубровский""

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания).


Разработка урока литературы 6 класс по теме "Образ учителя в рассказе В.Г.Распутина "Уроки французского".

Комбинированный уроклитературы с использованием ИКТ.


План-конспект урока литературы (11 класс) по теме "Роман М.А.Шолохова "Тихий Дон". Семья как хранилище нравственности"

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации; развивать умение анализировать текст, выделять в нём главное, сравнивать, сопоставлять; .


Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса.



Презентация к открытому уроку в 7 классе по теме "Как пользоваться словарями" Раздел "Язык мира" О.В. Афанасьева "Rainbow English"

Презентация к открытому уроку в 7 классе по теме "Как пользоваться словарями" Раздел "Язык мира" О.В. Афанасьева "Rainbow English".




Пример сочинения 1

В своем произведении Преступление и наказание Достоевский проверяет теорию Раскольникова на практике. Эта участь досталась самому Родиону. Молодой человек был чрезмерно горд и именно поэтому отнес себя к группе избранных. Совершенное им преступление, убийство старой женщины, является проверкой описанной в произведении Достоевского теории Раскольникова.

Молодой человек убежден, что избранные с легкостью смогут переступить через кровь. Ведь в дальнейшем они смогут изменить жизнь всего человечества. Таким людям чужды угрызения совести, они не сожалеют о совершенных поступках. Именно так считает главный персонаж. Правда, жизнь в дальнейшем все сама расставит по местам.

После того, как Раскольников совершает убийство, ему приходится оказаться в изоляции, которая для него мучительна. После того, как Родион переступил черту нравственности, он становится несчастным. Он обречен на постоянное одиночество и уже не может общаться с близкими ему людьми. Как говорит сам главный герой, он убил не старуху, а самого себя.

После совершения данного преступления ранее благородный, добрый парень становится на одной черте с Лужиным и Свидригайловым. Он уже ничем не лучше, чем эти порочные особы. Эти люди также, как и Родион, не взирали на нравственные принципы и делали все для того, чтобы достичь благополучия. Свидригайлов сам говорит Раскольникову, что тот с ним одного поля ягода.

Наказаниям для главного героя стали именно его душевные переживания. Они также доказывали, что ранее он глубоко заблуждался. Собрать свою расколотую душу и обрести наконец-то покой Родиону удается только после того, как он раскаивается и обращается к Всевышнему. Возродиться и заставить себя жить дальше, забыть о ранее преследовавших идеях ему удается только благодаря искренней любви и преданности Сони Мармеладовой.

Не удивительно, что в данном произведении разработанная главным героем теория терпит крушение. Таким образом писатель показывает, что ни одного человека нельзя назвать дрожащей тварью. Каждый человек является личностью и имеет полное право на то, чтобы жить.

Автор указывает на то, что для обретения собственного счастья нельзя делать других людей несчастными. Отношения в обществе нужно строить на милосердии и доброте. Только в этом случае, как утверждает автор, будет царить мир и согласие. В процессе написания сочинения на тему Теория Раскольникова можно сказать, что выдвинутые Родионом предположения изначально были обречены на провал. Система разделения людей на отдельные виды по своей природе была ошибочной.

Во-первых, перед совершением убийства главному герою пригрезилась гибель кобылы. Он вспомнил, что мог быть свидетелем того, как избивали лошадь кнутом. При продумывании плана преступления перед его глазами нередко предстает жалкое животное, которое погибает в результате нанесения сильных ударов.

Во-вторых, теория нелепа, и потому к избранным Родион относит Свидригайлова и Лужина. Первый из них убежден, что человек может совершать абсолютно все, что ему захочется. Он совершает многочисленные преступления, но несмотря на это никаких проблем с законом у него не наблюдается. Говоря же о Лужине, то это также весьма неприятная личность. Он любит исключительно самого себя, может с легкостью оболгать любого человека, лишь бы получить выгоду. Естественно, что относить таких особ к избранным – явная нелепость.


Пример сочинения 2

Но ведь Свидригайлов не сумел существовать, совершив свои преступления, именно поэтому Раскольникова тянуло к нему, он хотел узнать: как можно жить после греха. Казалось бы, он убил и по его теории можно жить дальше, но он не может жить дальше спокойно. Он не выдерживает. Не только потому, что нервы сдали, а, наверное, потому, что сама душа его восстаёт против железной логики его теории. По теории, он должен жить для себя, а отдаёт деньги последние на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры.

Таким образом, писатель в своём романе проводит мысль, что преступление, какую бы благородную цель оно не преследовало, недопустимо, что теория, направленная на уничтожение даже одного человека, не имеет права на существование.


Пример сочинения 3

За убийство Родион получает заслуженное наказание. Но даже в тюрьме он продолжает верить в свою теорию. Только доброта Сонечки влияет на него так, что он истинно кается и отказывается от убеждений. Полное отречение от теории происходит после сна, в котором люди убивают друг друга ради мирового благополучия. Итогом является истребление всего живого. Только после этих сновидений герой полностью убеждается в бессмысленности им придуманного. Он понимает, что каждый достоин жить, имеет право на счастье, но благополучия нужно достигать, делая добро, а не истребляя неугодных. Жизнь показывает Родиону Раскольникову, насколько несправедливы были его убеждения, и он начинает ставить во главу всего христианские ценности.

Через покаяние Раскольникова Достоевский хочет донести до каждого, что преступление не может быть оправдано никакими целями, что оно никогда не приведет к счастью. Человек получает то, что отдает. К благополучию нужно идти тропой добра.

Читайте также: