Левиафан или материя форма и власть государства церковного и гражданского сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Данный труд является апогеем творчества Гоббса, в котором он изложил свои воззрения на теорию государства, а также наиболее ясно показал систему механистического материализма, приверженцем которой он являлся. При этом в то время ему приходилось сталкиваться с противниками материализма в лице духовенства, которое не соглашалось с его позицией о том, что духовенство необходимо только как орудие государственной власти для контроля над народом.

Если обратиться к самому названию произведения, то стоит пояснить почему Гоббс назвал государство Левиафаном. Левиафан – это ветхозаветное морское чудовище, которое обладало огромной силой. Тем самым он хотел показать, что государство является наиболее сильным и влиятельным институтом в обществе. Гоббс выделяет три этапа становления общества: естественное состояние (война всех против всех), переход к государству (общество) и государственное состояние. Само государство появляется по Гоббсу в результате общественного договора, т.е. в определенный момент членам общества становится невыносимым жить в постоянной междоусобице, поэтому между всеми людьми заключается договор о правилах взаимного существования, назначается правитель. Государство уже способно защищать частную собственность и интересы граждан. В то же время эти люди теряют некие права (т.е. они становятся незаконными), например, возможность отнять силой имущество у своего соседа.

Возвращаясь к естественному состоянию стоит наиболее подробно объяснить понятие войны всех против всех, данное Гоббсом. Тут стоит понять, что естественное состояние никак не соотносится со временем в истории, т.е. это не первоначальное состояние людей. Естественное состояние может возникнуть в любое время, для этого лишь нужны причины – смута или государственный переворот. Проще говоря государственное состояние может опять перейти к естественному при наличии негативных причин. Гоббс говорит о том, что общество в принципе эгоистично, даже в государстве люди могут совершать какие-то вредные для другого человека действия. Гоббс считал, что человек должен подражать Богу, но на деле этого почти не происходит. Ведь даже в мирное время у людей в домах стоят двери, а отправляясь в путешествие человек обычно берет оружие. Будь общество в более совершенном состоянии, то всё это не было бы актуальным, т.к. все друг другу бы доверяли. А отсюда следует, что для поддержания уровня доверия между людьми необходим некий гарант, который может обеспечить соблюдение договора обеими сторонами. Гоббс считает таковым гарантом именно государство, ведь оно не стоит на стороне какого-либо из участников (объективно) и имеет необходимые ресурсы и силы для принуждения к выполнению условия договора того участника, который попытается его нарушить. У гаранта в лице государства есть те права, которых ни у кого больше нет (смертная казнь). Государство соединяет в себе все те силы, которых лишились его члены, т.е. соединяет в себе те права, которые отчуждают в его пользу. Из этой основы и возникают определенные законы, появляется носитель верховной власти (в случае Гоббса монарх). Только в его полномочиях возможность создавать и изменять законы, наказывать за их несоблюдение, назначать себе в помощники других лиц (исполнительную власть). Таким образом государство забирает определенные свободы себе, но в тоже время люди в остальном абсолютно свободны и могут заниматься любым видом деятельности, которая не угрожает самому государству и его членам (т.е. нарушение законов). Ведь сам Гоббс считал, что деятельность человека невозможна без осознания им своей свободы, но свобода должна быть совместима с необходимостью.

Из всех форм правления Гоббс выделил демократию, монархию и аристократию. К демократическим он относит те государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, и где любой из граждан имеет право голоса. К монархическим относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку (за что и выступал Гоббс). К аристократическому же виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их.

Необходимо упомянуть и о том, как Гоббс относился к религии и церкви. Сам он выступал за необходимость подчинения церкви государству, критиковал папство. Он считал, что в каждой стране король должен быть главой церкви. Господство и непогрешимость папы не могут быть допущены. Так же он был не совсем согласен с христианской позицией воздаяния за поступки после смерти. Ведь если человек ничего не боится и готов как можно быстрее умереть, то тут очень недалеко до разрушения государства и свержения правителя. Гоббс говорит о том, что человек получает всё при жизни, в данном конкретном теле. Ведь человек ответит за свои поступки на страшном суде, после его воскрешения, а не во время пребывания в трансцендентном мире.


В данной статье рассматривается взгляд Томаса Гоббса на происхождение государства.

Ключевые слова: государство, власть, естественный закон, война, Левиафан.

Томас Гоббс в данном произведении впервые изложил теорию общественного договора в определенной, четкой и рационалистической форме. Он сравнивает государство с неким Левиафаном. В этом Левиафане верховная власть представляется ему душой, представители судебной и исполнительной власти суставы, система наград и наказаний сравнивается с нервной системой, благосостояние и богатство каждого члена общества представляет собой его мощь, сохранение общественного порядка его занятие, советники, министры олицетворяют память, справедливость и законы его разум и воля, гражданский мир — здоровье, смута — болезнь, а гражданская война — смерть. Договоры и соглашения, при помощи которых были первоначально созданы, сложены вместе и объединены в части тела Левиафана, похожи на то, что было произнесено Богом при акте творения.

Исходя из вышесказанного, можно судить о том, что Томас Гоббс находит в природе человека три основные причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в-третьих, жажду славы. Люди, движимые первой причиной, используют силу, чтобы захватить, поработить соперников их родных, уничтожить их дома и скот; движимые второй причиной, употребляют насилие в целях самообороны, защиты от нападения; движимые третьей причиной прибегают к жестокости из-за несогласия во мнении с другими людьми, из-за проявленного неуважения непосредственно к ним, к их родне, друзьям, их народу.

Из этого следует, что, пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе наказания, они находятся в том естественном состоянии, которое называется войной, в состоянии, в котором нет понятия справедливости.

По мнению Томаса Гоббса именно страх смерти, желание обрести вещи, необходимые для лучшей жизни, надежда получить их своим трудолюбием, делают людей готовыми к миру. Разум подсказывает людям условия мира, на основе которых люди могут прийти к согласию. Эти условия он называет естественными законами.

  1. Гоббс Т. Избранные произведения / Т. Гоббс. — М.: Мысль, 1989. — 623 с.
  2. Горохов П. Современные модификации идеи общественного договора / П. Горохов, В. Вялых // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 11. — С. 19–22.
  3. Калинина Е. В. К вопросу о ветхозаветной договорной теории происхождения государства // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. — 2008. — № 2. — С. 214–217.

Основные термины (генерируются автоматически): война, Гоббс, взаимное недоверие, государство, гражданское общество, нет, общая власть, причина, сила, умный человек.

Leviathan gr.jpg


Титульный лист 1651 г.

Государству, союзу людей, в котором воля одного (государства) является обязательной для всех, передаётся задача регулирования отношений между всеми людьми.

В 1868 году на русский язык был переведён Автократовым С. П.

Реминесценции

Литература

  • Книги по алфавиту
  • Философия права
  • Сочинения по политической философии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Левиафан (Гоббс)" в других словарях:

Левиафан — Убийство Левиафана. Гравюра. Гюстава Доре, 18 … Википедия

ГОББС — (Hobbes) Томас (1588 1679) английский государственный деятель и философ. Окончил Оксфордский университет (1608). В 17 лет, получив звание бакалавра, начал чтение лекций по логике. С 1613 секретарь у Ф. Бэкона. Основные сочинения: ‘Элементы… … История Философии: Энциклопедия

ГОББС — (Hobbes) Томас (1588 1679) англ. философ. Род. в семье сельского священника. После окончания Оксфорда отказался от ученой карьеры и предпочел стать воспитателем сына барона Кавендиша, с семьей которого он будет так или иначе связан всю жизнь. Это … Философская энциклопедия

ГОББС — (Hobbes) Томас (05.04.1588, Малмсбери 04.12.1679, Хардуик) англ. философ, представитель механистического материализма, продолжатель номиналистической традиции в философии. Взгляды Гоббса наиболее полно изложены в его философской трилогии Основы… … Энциклопедия социологии

ЛЕВИАФАН — ’ЛЕВИАФАН’ (чудовище из финикийской мифологии) сочинение Гоббса (первый вариант на английском языке, датируется 1651). На латынь книга была переведена в 1668. Книга достаточно объемная (более 700 страниц в полных версиях). Размышляя о власти,… … История Философии: Энциклопедия

ЛЕВИАФАН — или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского произведение Т. Гоббса, в котором его философия представлена в наиболее полном и развернутом виде. Книга увидела свет в 1651 в Лондоне, лат. пер. в 1668. В работе рассматриваются… … Философская энциклопедия

ГОББС ТОМАС — (Hobbes, Thomas) (1588–1679) Один из величайших политических философов мира и, конечно же, самый яркий и основательный из всех когда либо писавших на английском языке. Родился в Малмсбери, графство Уилтшир (он шутил, что родился близнецом Страха … Политология. Словарь.

Он писал свою книгу на фоне весьма драматических событий — в Англии как раз завершалась кровавая революция, возвысившая Кромвеля и лишившая головы короля Карла I, а в Европе — Тридцатилетняя война.

Гоббс предварил текст книги введением, в котором говорится о том, что человек подражает Богу. Если Бог создал природу, то человек, подражая ему в своей деятельности, создал государство. Казалось бы, если это плод его собственных усилий, оно должно быть приятным человеку, иначе зачем оно нужно? Однако, сравнив государство с Левиафаном, Гоббс четко дает понять, что от него исходит угроза, что оно могучее и неумолимое в своих стремлениях. Перекусит кого угодно.

То есть, получается, что государство должно, в первую очередь, внушать страх. Вспомним еще, что Левиафан — не просто чудовище, но именно морское чудовище. Выбор Гоббсом этого образа не случаен, ведь Англия была морской державой, притом самой сильной в XVII веке, после того, как была повержена испанская Великая армада. Таким образом, Гоббс ассоциировал с этим могучим, страшным, жестоким морским монстром именно Англию (что естественно, ведь философ сам был англичанином).

Почему же люди создали такое государство? Да потому, что они сами такие. Обращаясь к природе человека, Гоббс развеивает все иллюзии насчет людского благонравия. Люди — существа злые, эгоистичные, жестокие, готовые идти по головам ради своих хотелок.

Сами участники договора не могут выступать в качестве такого гаранта по причине того, что все они равны между собой по силе и слабости. Значит, гарант должен прийти со стороны.

Такой суверен должен иметь в своих руках инструмент насилия, который он, и только он, может пустить в ход ради сохранения договора. Например, применять смертную казнь. Но никто иной больше не имеет права убивать, это будет преступление. То есть общество и суверен договариваются о том, что он получает особые права, а остальные их лишаются. Короче говоря, Гоббс показал механизм авторитарной власти, которому следует любой диктатор.


Краткое содержание "Левиафана" Гоббса поможет вам досконально узнать, что хотел сказать автор в своем произведении. Это знаменитый труд английского философа, который был им написан в XVII веке и впервые опубликован в 1651 году. В основном он посвящен проблемам государства.

Кто такой Левиафан

Прежде чем узнать краткое содержание "Левиафана" Гоббса, стоит разобраться, кто такой этот персонаж, который послужил названием трактата британского философа.

Так звали известное библейское чудовище, которое изображалось как сила природы, способная принизить человека и его значение в окружающем мире. Этот символический образ Гоббс использовал для описания силы и могущества государственной машины.

Разрабатывая свою теорию возникновения и происхождения государства, философ основывался на постулате о естественном состоянии людей, который звучит: "Война всех против всех". В то же время Гоббс развивал идею, согласно которой, каждый человек является волком другому.

Английский философ

Философ Томас Гоббс

Сам Гоббс появился на свет в небольшом местечке Вестпорт, расположенном в южной части Англии. Уже к 1608 году он становится выпускником Оксфордского университета, в котором получает блестящее классическое образование. В то же время философ поступает на службу к герцогам Девонширским, на которой остается на протяжении практически 70 лет, за исключением небольшого перерыва, когда он трудится секретарем у Фрэнсиса Бэкона.

На протяжении 25 лет Гоббс отправляется в три достаточно длительных путешествия, исследовав практически всю континентальную Европу. Он всерьез увлекается так называемой натуральной философией, продолжая при этом заниматься политикой и этикой. На исходе 30-х годов пишет философскую трилогию, которая состоит из книг "О теле", "О человеке" и "О гражданине".

Убежище во Франции

В середине XVII столетия в Англии кипит бурная политическая жизнь, философ вынужден искать временное убежище во Франции. Там он создает неофициальный университет, который состоит из поклонников его идей.

В 1642 году в свет выходит его труд "О гражданине", а в 1651-м самая известная книга Томаса Гоббса "Левиафан", краткое содержание которой приведено в этой статье. В том же году философ возвращается в Англию, где дописывает свой труд под названием "О теле". В 1658 году в свет выходит трактат, озаглавленный "О человеке".

Многие труды философа вызывают критику со стороны других ученых, споры с ними Гоббс ведет практически до самой своей смерти. В 1679 году Гоббс умирает. К тому моменту он служил у внуков первых герцогов Девонширских.

Теория власти

Теория государства Гоббса

Ключевые идеи произведений Гоббса заключались в попытке сформулировать общую теорию власти, он вообще стал первым значимым философом Нового времени, который глубоко интересовался политикой.

Интересно, что практически все свои произведения он публиковал, не придерживаясь логического порядка, при этом они представляли собой составляющие общего замысла, который был тщательно и скрупулезно продуман еще в 1630 году. Практически все сочинения философа можно уложить в единую общую систему, в которой каждое из них занимает строго определенное место.

Через все его произведения проходит тема, посвященная теории власти. Эту проблему он рассматривает под разными углами зрения: антропологии, физики и, естественно, политики.

Определение власти

Причина возникновения войн

Рассуждая о власти в книге "Левиафан", Гоббс пользуется параллельно двумя понятиями. Примечательно, что он употребляет латинские термины potentia и potestas. Между ними есть определенное различие. Первый подразумевает власть как эффективный способ влиять на окружающих и в тоже время подвергаться ему. При этом отмечается, что могущество может проявляться в действии, когда результат зависит исключительно от того, что происходит вокруг.

Термин potestas подразумевает, что власть подчиняется исключительно закону, то есть речь идет о политическом влиянии, которое создается искусственно.

Интересно, что для Гоббса сама власть, как понятие, определяется одновременно в качестве объекта, источника и цели познания.

А вот науку о власти философ считает наукой о человеке, противопоставляя ее науке о Боге. Один из постулатов британского ученого заключается в том, что науку, посвященную власти, возможно создать, только с головой погружаясь в человеческое общество. На данной основе предполагается строить любую политическую антропологию, которая сможет объединить все области науки, преимущественно изучая человека.

Структура трактата

Левиафан Гоббса

"Левиафан" Гоббса, краткое содержание которого приведено в этой статье, это весьма объемный и внушительный труд. Например, в издании на французском языке, которое была весьма популярно в Европе, он занимает 780 страниц.

По структуре книга Томаса Гоббса "Левиафан" разбита на четыре части, которые выпускались как единым изданием, так и отдельно одна от другой. Они назывались "О государстве", "О человеке", "Царство тьмы" и "О христианском государстве".

"О человеке"

Трактат Левиафан

Первая часть "Левиафана" Гоббса, краткое содержание которого поможет вам быстро подготовиться к экзамену или зачету, называется "О человеке". Свой философский трактат автор начинает с исследования ощущений. Он описывает их с физиологической и физической точки зрения, а после уделяет внимание психическим аспектам.

По его оценке, внешний объект вызывает движение в органах чувств, которое непосредственно передается в мозг и сердце. Происходит это, как правило, непосредственно через окружающую среду. После этого движение начинается в обратном направлении. Оно представляется человеку некой внешней реальностью.

Томас Гоббс в "Левиафане" (краткое содержание по главам позволяет хорошо ориентироваться в этом произведении) предпринимает попытку объединить между собой сразу три аспекта этого вопроса. Это субъективное подтверждение чувства, механическое объяснение ощущения, а также объяснение возникающего в этот момент восприятия внешней реальности.

В сознании человека, как утверждает Гоббс, ощущение присутствует в форме мысли, образа и даже призрака. Примечательно, что все эти термины философ использует как синонимы. При этом человеческое благоразумие он объясняет фактом эмпирического ожидания, который укореняется в механизме ассоциаций. Как считает Гоббс, благоразумие не похоже на науку, которая базируется на точном расчете, использовании языка исключительно на уровне терминов и определений.

Гоббс считает, что наука - это и есть построение. В качестве примера приводит геометрию, утверждая, что она истинна по своей сути, так как исследователи строит ее из большого количества всевозможных частей, используя заранее определенные условные обозначения. Если же пользоваться геометрической моделью становится невозможно, наука кончается.

Страсти

Англия в 17 веке

У Гоббса в "Левиафане" (краткое содержание по главам позволяет составить полноценное впечатление о произведении) отдельная глава посвящена человеческим страстям. Автор утверждает, что жизнь, по сути, является постоянным движением органов тела, которое происходит независимо от желания самого человека.

Это движение философ противопоставляет произвольному и даже хаотичному движению, перемещению с места на место. При этом объекты индивид воспринимает как движения сердца, которые могут способствовать или, наоборот, противодействовать движению.

Радость, которую испытывает человек, является чувством, когда воспринимаемые окружающие объекты соответствуют органическому движению. Наоборот, недовольство возникает, когда между отдельными элементами появляется противоречие. Гоббс уверен, что в связи с этим отвращение и влечение являются незаметными для человека чувствами, которые ведут к избежанию и овладеванию.

Отдельно рассуждает о знании Гоббс в "Левиафане" - краткое содержание книги помогает составить полноценное впечатления по основным проблемам, которые затрагивает автор. Например, он различает историю, которую считает знанием факта, и философию, являющуюся последовательной зависимостью одного факта от другого.

В следующей главе он переходит к понятию могущества. Его Гоббс подразделяет на инструментальное и естественное. Отдельно он рассматривает людские манеры во всем их разнообразии. Он демонстрирует в человеке неустанное и непрекращающееся стремление приобретать как много больше власти. Конец этому может положить только смерть.

Такое объяснение Гоббс находит для войн. Он утверждает, что когда человек становится королем, получает абсолютную власть, то ему все равно кажется этого мало, так как появляется риск всего лишиться. Из-за этого король постоянно пытается приумножить свои владения, провоцируя новый войны.

Отдельно Гоббс рассматривает вопросы взаимоотношения человека и религии. После этого философ переходит к вопросам естественных состояний, законов природы, общественных договоров и соглашений. Отсюда он прокладывает своеобразный логический мостик к тематике второй книги.

Гоббс утверждает, что люди постоянно ведут войну, в естественном состоянии он допускает, что человек имеет право забрать жизнь любого другого индивидуума. По мнению философа, самое благоприятное время для заключения такого общественного договора или соглашения наступает, когда этого явно требует разум.

"О государстве"

Политическая жизнь государства

Теория государства Томаса Гоббса в "Левиафане" изложена достаточно подробно. Предполагается, что только на основе общественного договора может появиться государство, организоваться общественная жизнь. Этой теме целиком посвящена вторая часть трактата.

Автор выдвигает идею, согласно которой любая партия стартует с демократии, при этом теоретически допускает, что участники, заключившие общественный договор, могут либо разделять власть, либо передавать ее верховному правителю или суверену. По его мнению, именно монархия является наиболее мудрой формой правления. Таковы основные идеи Томаса Гоббса в "Левиафане".

"О христианском государстве"

В предпоследней части трактата утверждается, что церковники должны обязательно подчиняться политической власти. Гоббс доказывает это на текстах Ветхого и Нового заветов.

Например, философ утверждает, что Иисус Христос не препятствовал созданию Царства Божия.

"Царство тьмы"

Заключительная часть трактата является самой короткой. В ней начинается критика католической церкви, которая, как считает Гоббс, присвоила себе исключительное право вмешиваться в дела земных правительств и государств.

Читайте также: