Лев толстой башкорт далахында сочинение по картине на башкирском языке

Обновлено: 05.07.2024

Данная разработка урока по культуре Башкортостана посвящена пребыванию великого русского писателя в башкирских степях. На уроке анализируются два рассказа Л.Н.Толстого "Сколько человеку земли нужно?" и "Ильяс".

ВложениеРазмер
lev_tolstoy_i_bashkiriya.doc 55 КБ

Предварительный просмотр:

(Л.Н.Толстой и Башкирия)

Оформление кабинета: портрет писателя,

газетные и журнальные статьи о Л.Н.Толстом.

Использованная литература : Башкирия в русской литературе,т.2,Уфа, 1996 г.

Занятие сопровождается мелодией курая.

Цель урока : познакомить учащихся с башкирским периодом в жизни и творчестве великого русского писателя,

развить у учащихся интерес к историческому прошлому своего края,

воспитать гуманистов на примере произведений и жизни Л.Н.Толстого.

Итак, дорогие ребята, сегодня мы с вами знакомимся с башкирским периодом в жизни и творчестве великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Запишите, пожалуйста, тему и эпиграф данного урока.

1. Лев Николаевич Толстой в башкирских степях.

27 мая 1862 года Л. Н. Толстой приехал в Самару и оттуда направился в башкирское кочевье на речке Каралык, в 130 верстах от города. Ездивший вместе с писателем его яснополянский ученик В. С. Морозов впоследствии вспоминал, что все башкиры, от старого до малого, полюбили Толстого: он умел находить общий язык и со стариками, и с молодежью, шутил и смеялся, принимал участие во всех башкирских играх.

В первый приезд Толстой пробыл на Каралыке полтора месяца, здоровье его за это время значительно улучшилось, и в середине июля он выехал в Москву.

В башкирские степи писатель приезжал и в последующие годы. Так, летом 1881 г. он около двух недель жил на хуторе на реке Моче, левом притоке Волги.

В 1883 г. он около месяца прожил на хуторе на Таналыке, навещая и своих знакомых башкир на Каралыке. Это была последняя поездка писателя в Поволжье. Однако связей с этим краем он не порвал: в голодный 1892 г. сюда приезжали его сын Лев Львович и биограф писателя П. И. Бирюков. По просьбе Толстого они организовали около двухсот столовых, в которых кормились десятки тысяч голодающих крестьян.

Давайте сейчас проанализируем этот рассказ. (План)

На каких условиях можно было купить землю у башкир?

Как Пахома встретили башкиры и как отнеслись к его делу?

О гостеприимстве башкир Лев Николаевич пишет в одном из писем жене от 16-17 июля 1871 года.

Какую меру земли согласился отмерить старшина для Пахома?

Что увидел Пахом во сне? Это его остановило? Почему?

А что с ним случилось наяву? О чём думал Пахом, когда бежал?

Так сколько же человеку земли нужно?

Как вы думаете это выдумка автора или на самом деле такое могло быть?

Действительно, замысел рассказа зародился, с одной стороны, под впечатлением чтения в подлиннике Геродота, с другой - под впечатлением жизни Толстого в башкирских степях, приведшей к знакомству с фольклором, патриархальными нравами и обычаями народа, в котором он увидел сходство со скифами.

На ваш взгляд, кто симпатичен автору – помещик Пахом или бедняки башкиры? Почему?

Какими показаны башкиры в этом произведении?

О чём же этот рассказ?

Почему рассказ так назван?

В чём смысл данного произведения?

В чем видят счастье Ильяс и его жена?

Почему будучи богатыми они не чувствовали себя счастливыми?

Кто отвечает на вопросы гостей? Почему муж уступает это право жене, о чем может свидетельствовать этот факт?

На какие средства живут эти бедняки?

Как вы думаете, Мухамедшах взял их к себе только из благодарности и жалости?

Таким образом можно сказать, что Лев Николаевич Толстой видит счастье не в богатстве и количестве земли, а в любви, согласии друг с другом и богом.

Поездки в Башкирию пробудили у Толстого интерес к недавнему прошлому этого края. Он долго вынашивал идею создания романа, местом действия которого должно было стать Оренбуржье (Башкирия до 1865 года входила в состав Оренбургской губернии). В первой половине сентября 1876 г. Толстой выезжал на несколько дней в Оренбург. По утверждению писателя-краеведа Леонида Большакова, Толстой с интересом знакомился с Караван-Сараем, считавшимся башкирским народным домом. В Оренбурге Толстой собирал материалы о бывшем оренбургском губернаторе графе В. А. Перовском, известном участнике Отечественной войны. Тот встал перед писателем в качестве возможного героя будущего произведения.

Планы, конспекты и варианты исторических романов, замыслы которых возникли в связи с поездками Л. Н. Толстого в башкирские степи, показывают, какую большую роль играл в творческой биографии писателя этот край.

Башкирские писатели и ученые не раз встречались с ним как у себя на родине, так и в Ясной Поляне.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

 Ере байҙың иле бай.

Описание презентации по отдельным слайдам:

 Ере байҙың иле бай.

Ере байҙың иле бай.

Лев НиколаевичТолстой,билдәле һәм бөйөк рус яҙыусыһы, ике тапҡыр, 1871,1875.

Лев НиколаевичТолстой,билдәле һәм бөйөк рус яҙыусыһы, ике тапҡыр, 1871,1875 йылдарҙа Һамар далаларына килеп, башҡорттар араһында йәшәп киткән. ,,Ильяс,“ ,,Кешегә күпме ер кәрәк“ тигән хикәйәләрендә үҙенең күргән - белгәндәренән сығып, башҡорт ерҙәрен талау тураһында яҙған. Һаулығы ҡаҡшау арҡаһында Лев Николаевич ҡымыҙ эсеп, ял итеп алырға мәжбүр була. Ҡымыҙ менән дауаланыуҙы танышы доктор Андрей Берс тәҡдим итә. Толстой Һамар губернияһын һайлай һәм юлға сыға. Мәскәүҙән Твергә тимер юл менән, артабан Һамарға тиклем пароходта киләләр, ә артабан ҡаланан 130 саҡрым алыҫлыҡта урынлашҡан, Кәмәлек йылғаһы буйындағы башҡорт йәйләүенә юлсылар ат экипажы яллап килеп етәләр.

Яҙыусы юлдаштарына: ,, Гәзит тә уҡымаясаҡмын, хат та алмаясаҡмын, китапты он.

Яҙыусы юлдаштарына: ,, Гәзит тә уҡымаясаҡмын, хат та алмаясаҡмын, китапты онотасаҡмын, ҡымыҙ эсеп, һарыҡ ите ашап, эсемде ҡояшҡа ҡыҙҙырып тик ятасаҡмын,” тип йылмайып шаярта. Малайҙарҙың береһе Василий Морозов аҙаҡтан, Һамар менән Кәмәлек юлын иҫенә былай тип төшөрә: ,,Бында осһоҙ - ҡырыйһыҙ дала, бер - ниндәй ауыл, ағаслыҡ йәки ҡыуаҡлыҡ күрмәҫһең, тик кейеҙ менән ҡапланған тирмәләр генә беҙҙе ҡаршы алды. Шуларҙың береһен, иң бай күренгәнен, ятаҡ итеп һайлап алдыҡ һәм дүртәүләшеп урынлаштыҡ.

Десятина- старая русская единица земельной площади. Применялось несколько ра.

 Ҡулдарҙы күтәрҙек, аҫҡа төшөрҙөк. Ә хәҙер йәйҙек, ҡайсы эшләнек.

Ҡулдарҙы күтәрҙек, аҫҡа төшөрҙөк. Ә хәҙер йәйҙек, ҡайсы эшләнек.

Пахомға характеристика(Рамазан,Арыҫлан) Башҡорт халыҡ аштарын яҙырға(Данис,Д.

Пахомға характеристика(Рамазан,Арыҫлан) Башҡорт халыҡ аштарын яҙырға(Данис,Даян,Рамзан,Тимерлан,Руслан)


В 1978 году Амир Султанович написал свою лучшую картину "Лев Толстой в степях Башкирии". В его основу положен документальный факт пребывания Льва Николаевича в Башкирии, куда он ездил лечиться кумысом на протяжении нескольких лет. Задумав картину, он обращается к изучению творчества писателя, его биографических материалов. Рассказы Толстого "Ильяс", "Много ли человеку земли нужно" дали ему богатую пищу для размышлений, способствовали продуманному решению полотна.

. Далеко, до самого горизонта простирается башкирская степь. Кончается летний день, на землю ложатся глубокие тени, гаснут краски, лишь местами вспыхивая под лучами заходящего солнца.

На первом плане - фигуры Льва Николаевича Толстого и двух башкир. Момент доверительной дружеской беседы, внимательной сосредоточенности персонажей передан художником в их позах, лицах. В свободном движении фигуры писателя уловлены его привычные жесты, поза. В чертах лица угадываются глубокий ум, человечность. Столь же убедительно трактованы образы башкир, в которых автор выявляет житейскую мудрость, серьезность. Фигуры героев органично вписаны в пейзаж, который своим эпическим звучанием придает картине значительность и масштабность. Картина - размышление художника о жизни, нравственной силе и мудрости народа, о связи человека и природы.

В 1978 году Амир Султанович написал свою лучшую картину "Лев Толстой в степях Башкирии". В его основу положен документальный факт пребывания Льва Николаевича в Башкирии, куда он ездил лечиться кумысом на протяжении нескольких лет. Задумав картину, он обращается к изучению творчества писателя, его биографических материалов. Рассказы Толстого "Ильяс", "Много ли человеку земли нужно" дали ему богатую пищу для размышлений, способствовали продуманному решению полотна.

. Далеко, до самого горизонта простирается башкирская степь. Кончается летний день, на землю ложатся глубокие тени, гаснут краски, лишь местами вспыхивая под лучами заходящего солнца.

На первом плане - фигуры Льва Николаевича Толстого и двух башкир. Момент доверительной дружеской беседы, внимательной сосредоточенности персонажей передан художником в их позах, лицах. В свободном движении фигуры писателя уловлены его привычные жесты, поза. В чертах лица угадываются глубокий ум, человечность. Столь же убедительно трактованы образы башкир, в которых автор выявляет житейскую мудрость, серьезность. Фигуры героев органично вписаны в пейзаж, который своим эпическим звучанием придает картине значительность и масштабность. Картина - размышление художника о жизни, нравственной силе и мудрости народа, о связи человека и природы.

В этой статье речь пойдет о том, как Лев Николаевич Толстой находил подтверждения своих философских убеждений в реальности башкирской жизни, обретая в ее природе и традицинной культуре простые смыслы человеческого бытия.

Лев Толстой в степях Башкирии

Амир Арсланов. "Лев Толстой в степях Башкирии".

Сегодня очень важно прислушаться к истории, не переписывать ее в угоду сиюминутным политическим требованиям, а прислушаться. Научится слушать и понимать сказанное 100, и 1000 лет назад так, словно это говорится сегодня нам, и для нас.

Башкирские дороги Льва Толстого

И дело здесь не в традиционном времени, когда отмечается этот любимый всеми тюркскими народами России праздник, а в его сущности. Ключевой идеей Толстого было устроить состязания на лошадях, которые для башкир являются основой любого праздника. Прибавьте к этому, что великий аксакал не пожалел средств на ценные призы победителям, и можно себе представить, как это взбудоражило всю башкирскую степь. Весть о празднике для башкир, задуманном Львом Толстым в мгновение ока облетела окрестные деревни, и в назначенный день съехалось несколько тысяч башкир, татар, уральских казаков и русских крестьян.


Лев Толстой на любимом коне Делире

Благодаря всеобщим стараниям скачки превратились в большой праздник. Собравшиеся - участники и зрители, два дня пели песни, танцевали, пили кумыс, ели баранину и традиционную для тюрков конину. По вечерам устраивались борьба и другие состязания, в которых принимал самое активное участие и сам Лев Николаевич. Известно, что он очень любил слушать башкирскую музыку, особенно его восхищало горловое пение.
По сути это был настоящий сабантуй - праздник, в котором проявлялось все богатство и сила Духа башкирского народа, его неповторимое очарование, нашедшее яркое отражение в творчестве Льва Николаевича.

Скажу сразу, что это весьма поверхностный взгляд на эту башкирскую историю, которая отражает скорее идеи исламского аскетизма, стремления освободится от уз материи, нежели христианские призывы к смирению перед судьбой. Важно понимать, что Толстой не просто углубился в смыслы жизни башкирского народа, но проникся их главными духовными ценностями, среди которых главное место принадлежит религии ислама (См. кн. Исмагил Шангареев, Нурали Латыпов. Ислам и мир. – М.: АСТ, 2018, с. 46-65).

А вот как сужу: жили мы с стариком пятьдесят лет — счастья искали и не нашли, а только вот теперь второй год, как у нас ничего не осталось, и мы в работниках живем, мы настоящее счастье нашли и другого нам никакого не надо.

Удивился гость, и удивился хозяин, привстал даже, откинул занавеску, чтобы видеть старуху. А старуха стоит, сложив руки, усмехается, на старика своего смотрит, и старик усмехается. Старуха еще раз сказала:

— Правду я говорю, не шучу: полвека счастья искали и, пока богаты были, все не находили; теперь ничего не осталось, в люди пошли жить, — такое счастье нашли, что лучше не надо.

— Да в чем же ваше счастье теперь?

— А вот в чем: были мы богаты, не было у нас с стариком часу покоя; ни поговорить, ни об душе подумать, ни богу помолиться. Сколько у нас заботы было! То гости к нам, — забота, кого чем угостить, чем подарить, чтобы не обессудили нас. То гости съедут, за работниками смотрим — они норовят отдохнуть да послаще съесть, а мы глядим, чтобы наше не пропадало, — грешим. То забота, как бы волк не зарезал жеребенка или теленка, как бы воры косяка не угнали. Спать ляжешь, не спится — как бы ягнят не передавили овцы. Пойдешь, ходишь ночью; только успокоишься, — опять забота, как корму на зиму запасти. Да мало того, и согласья у нас с стариком не было. Он говорит, так надо сделать, а я говорю этак, и начнем грешить и браниться. Так жили мы из заботы в заботу, из греха в грех и не видали счастливой жизни.

— Ну, а теперь?

— Теперь встанем мы с стариком, поговорим всегда по любви, в согласье, спорить нам не о чем, заботиться нам не о чем, — только нам и заботы, что хозяину служить. Работаем по силам, работаем с охотой, так, чтоб хозяину не убыток, а барыш был. Придем — обед есть, ужин есть, кумыс есть. Холодно — кизяк есть погреться и шуба есть. И есть, когда поговорить, и об душе подумать, и богу помолиться. Пятьдесят лет счастья искали, теперь только нашли.

Засмеялись гости.

А Ильяс сказал:

— Не смейтесь, братцы, не шутка это дело, а жизнь человеческая. И мы глупы были с старухой и плакали прежде, что богатство потеряли, а теперь бог открыл нам правду, и мы не для своей утехи, а для вашего добра вам ее открываем.

И мулла сказал:

— Это умная речь, и все точную правду сказал Ильяс, это и в Писании написано.

И перестали смеяться гости и задумались.

В этом простом на первый взгляд повествовании явно присутствует пространственно-временная двупланность. Мотивы духовного просветления переплетаются с исламскими представлениями о том, как важно быть свободным от бремени земных соблазнов. С одной стороны, действие отражает реальную жизнь башкирской степи, а с другой стороны - выходит в сферы вневременные, восходя к аятам Корана.

Сегодня мы отчетливо видим, что, собирая как пазлы реальное и идеальное в целостную конструкцию бытия башкирской степи, Толстой создал произведения расширенного духовного поиска, раскрыв для всего мира величие и глубину Духа башкирского народа.

Сведения об авторе:

Читайте также: