Лесков неразменный рубль сочинение

Обновлено: 18.05.2024

Нравственные и моральные болезни охватили сегодня наше общество. Это горькая правда современной действительности. Утрата высоких идеалов, обнищание духа, потеря нравственных ориентиров – вот что характеризует вступающего в мир молодого человека.

Многие подростки не знают народных традиций, не интересуются историей Отчизны, не различают прекрасное и безобразное в жизни, не видят разницы между добром и злом.

- прокомментировать общественно-политическое развитие России второй половины XIX века;

- дать представление об особенностях мировоззрения писателя;

- показать идейно-художественное своеобразие рассказа и метафоричность языка Н.С.Лескова;

- развивать навыки анализа художественного произведения;

- совершенствовать умение грамотно формулировать собственную точку зрения, приводить аргументацию;

- воспитывать внимание к слову, чувство любви и сострадания к людям, вызвать стремление к самопознанию.

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы будем работать с несколько непривычным для нас произведением, созданным очень необычным писателем. Мы осознаем необычность рассказа только при условии полного погружения в текст и обращения к эпохе, в которую он был создан. Ведь без этого нельзя понять ни одно произведение художественной литературы.

2. Проверка домашнего задания.

Николай Семенович Лесков – русский писатель и публицист. Он жил и творил во второй половине XIX века.

- Назовите основные события общественно-политической жизни России этого периода. (1853-1856 г. – Крымская война, 1855 г. – вступление на престол Александра II, 1861 г. – отмена крепостного права, 1877-1878 г. – русско-турецкая война, 1881 г. – убийство Александра II)

3. Обобщающее слово учителя об эпохе второй половины XIX века.

Русский человек традиционно воспитывался в христианской вере. Поэтому органичными, постоянными и стабильными для русской философской мысли были философско-религиозные искания её представителей. В середине XIX века в России утверждаются нигилистические идеи.

В широком смысле нигилизм ( от лат. nihil – ничто) – отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры… Нигилисты в первую очередь отрицали христианство, духовную жизнь человека. Они утверждали, что в центре всего находится разумный человек, который не должен чувствовать никакой зависимости от Бога, в том числе и за несоблюдение нравственных законов.

- Какую же позицию в этом вопросе занимал Н. С. Лесков?

4. Работа с биографической справкой.

Обратимся к краткой биографии писателя (перед каждым учащимся лежит раздаточный материал). Познакомьтесь с ней самостоятельно и попробуйте предположить, какой путь развития России видел Лесков?

- Согласны ли вы с утверждением Жан-Жака Руссо?

Лесков же отрицал идею революции и считал, что главное в жизни не обстоятельства, а человек. Писатель был убеждён, что начинать преобразования необходимо с изменения нравственного самосознания.

- А сбылись ли надежды Лескова в XXI веке? Почему?

Писатель глубоко изучил Евангелие. Из него он черпал непреложные истины, благодаря которым создавал свои произведения. В них он часто показывал, как душа человека возрождается, как к людям приходит очищение и спасение. Так в творчество Лескова входит тема Рождества Спасителя. Рождество – самый счастливый христианский праздник.

- А почему он так важен для людей?

(В основе этого праздника заложена идея добра, чуда, любви.)

Рождество – это рождение человека-Бога, который был послан, чтобы помочь сделать жизнь человека лучше, чище, нравственнее.

- Почему Лесков обратился именно к этому жанру?

5. Акцентное вычитывание.

- Поделитесь своими впечатлениями, постарайтесь вспомнить, какие чувства вы испытали после прочтения.

- Не показалось ли вам странным название этого святочного рассказа?

- Кто рассказывает в 1 главе поверье о неразменном рубле?

- Как этот человек относится к поверью?

(Не верит в него, оно пустое.)

- С какого момента в тексте автору удается убедить нас, что о дальнейших событиях говорит ребенок? Какие лексические и словообразовательные средства помогают нам понять это?

- Каким вы представляете мальчика?

Создавать портрет героя было сложно, так как нет развёрнутой характеристики Миколаши. Я вынуждена была по крупицам собирать её по всему тексту. Описания внешности мальчика нет. Мне кажется, для автора важным является не внешний вид героя, а его внутренняя характеристика. Мальчику 8 лет, он чуткий, наблюдательный, достаточно твёрдый по характеру, умеет принимать необходимые, с его точки зрения, решения. Почему он такой? Он дворянин, воспитан в теплом кругу своей семьи по старым христианским традициям, которые существовали в 19 веке в дворянских семьях. У него добрые, доверительные отношения с бабушкой, няней. Мальчик настолько увлечен сказочным поверьем о волшебной монете, что готов претерпеть большие страхи, чтобы овладеть таким сокровищем. Значит, он мужественный, решительный.

- Какие поступки совершает мальчик, когда у него появляется неразменный рубль?

- Какие чувства он испытывает, принося радость людям?

- Какая постоянно повторяющаяся в тексте фраза помогает нам понять, что герой волнуется?

- Во что к концу 5 главы у героя трансформируется чувство удовольствия от собственного благородства?

(Мальчик хвалится собой и забывает про добрые дела, это не приносит душе радость, душа страдает.)

- Зачем автор именно в этот момент вводит в повествование нового героя – ярмарочного торговца?

( Он начинает искушать мальчика и просит обладателя неразменного рубля посмотреть по сторонам именно тогда, когда в душе добро исчезает.)

- Почему все забыли про благодеяния мальчика?

( Они окружили какого-то длинного, сухого человека.)

- Каким предстает перед нами этот герой?

- Какой момент развития действия является кульминационным?

Выразительное чтение учителем 7 главы

- Почему неразменный рубль исчез?

- При помощи каких языковых средств автор показывает душевное состояние героя?

- На самом ли деле происходит история с неразменным рублём?

- Кто из героев, по-вашему, является выразителем авторской позиции?

Есть в рассказе символическая деталь, которая объединяет все повествование. В ней сосредоточен смысл рассказа. Это неразменный рубль.

- Как вы поняли, что же такое неразменный рубль?

- В борьбе нравственного чувства и гордыни побеждает совесть. Но дается эта победа с трудом. Ребенок плачет, причем дважды. Почему?

(Первый раз от страха, а потом вместе с бабушкой, происходит очищение души слезами, подобно тому, как при Крещении вода смывает все прегрешения, вольные или невольные.)

- Можно ли сказать, что Миколаша остался прежним?

(Многое осознал, начал разбираться в себе.)

- Так в чем, по-вашему, заключается идея рассказа?

- Зачем нам сейчас следует читать произведения Лескова?

(Лесков пишет о своей эпохе, но затрагивает вечные проблемы. Для героев Лескова важно делать добрые дела для себя, для собственной души, а не ради людской благодарности. Только помогая ближнему, мы можем испытать настоящую радость и ощущение полного счастья. Никогда не нужно идти против своей совести. Через страдания, через осознание своего несовершенства, через испытания и искушения мы начинаем понимать себя.)

А теперь прочтем последнюю фразу рассказа.

- Кто её произносит?

- Почему именно ему доверяет Лесков закончить рассказ?

События многолетней давности не отпускают взрослого повествователя, так как нравственный заряд, полученный в детстве, определил его жизнь на многие годы, потому что в восьмилетнем возрасте он впервые понял, что человек обязан отдавать себе отчет в своих мыслях и поступках, оценивать каждый свой шаг, то есть познавать себя. Н.С.Лесков в своём рассказе реализует мотив рождественского чуда как внутреннее преображение человека на основе духовно-нравственных и религиозных ценностей.

Лесков отразил противоречия времени, его мятежный дух и неутомимость в поисках истины. Замечая парадоксы русской действительности, писатель не терял надежды на будущее обновление страны путем самосовершенствования ее граждан, потому что непредсказуемый русский характер таит в себе силы неисчерпаемые.

Образ барчука Миколаши автобиографичен. Вдумчивый добрый мальчик впервые в жизни поддаётся зависти и гордыне. Такое переживал однажды каждый взрослый читатель, а ребёнок, никогда с этим не сталкивавшийся, мог получить чужой опыт обретения себя.

Литературное направление и жанр

Произведение относится к жанровой разновидности святочного рассказа, написанного по канонам реалистического произведения. Легенда о неразменном рубле легла в основу истории. На рассказ оказала влияние структура волшебной сказки, в которой герой получает дар с определённым условием или проходит испытания. Бабушка в таком случае выступает и как дарительница (функция Бабы Яги), и как волшебный помощник.

В рассказе, как в притче, истолковывается сон мальчика. Лесков избегает прямого морализаторства. Писатель не делает окончательных выводов, предоставляя это право читателю.

Обязательный элемент святочный рассказов – страшная мистическая история, которая в рассказе сначала возникает как легенда, а потом переживается героем во сне, не вредя реалистичности.

Тема и проблематика

Тема рассказа традиционна для святочных рассказов: нравственное перерождение героя. Поскольку герой и в начале рассказа хороший мальчик, то ему приходится пройти определённые испытания и проявить себя с разных сторон – и с хорошей, и с плохой. Осознав свои ошибки, мальчик становится взрослее. Во сне он переживает своеобразную инициацию. Недаром же у рассказа много общего с волшебной сказкой.

Лесков поднимает проблему жизненного предназначения человека, реализации его призвания и способностей, чему не должна помешать человеческая слава. Важна в рассказе проблема выбора, проблема самостоятельности, жертвенности.

Сюжет и композиция

Повествование рассказа динамично, интересно для ребёнка. Рассказ состоит из 8 глав. В первой главе приводится легенда о неразменном рубле. Автор пугает читателя, объясняя, что добыть неразменный рубль очень трудно, нужно претерпеть страх. Покупщик, с которым встречается желающий получить неразменный рубль – сказочная нечистая сила. Рассказчик объясняет свою веру в обряд получения неразменного рубля юным возрастом и неопытностью.

Вторая и все последующие главы написаны уже с точки зрения восьмилетнего героя. Дело не в том, что рассказ – воспоминание взрослого рассказчика о своем детстве. Читатель видит мир глазами мальчика, вспоминает давно забытые ценности детства: сладости, блестящие стекляшки, всеобщее внимание.

Няня исподволь готовит мальчика к рождественскому подарку от бабушки. Она нарочно рассказывает о ценности будущего подарка, чтобы мальчик бережно относился к рублю и продумал свои праздничные покупки.

В третьей главе рождественским утром мальчик наконец получает неразменный рубль, и бабушка рассказывает, как им пользоваться. Неразменный рубль исчезает, если купить вещь бесполезную или ненужную себе или другим. Мальчик уговаривает бабушку помочь ему разобраться. Бабушка предупреждает, что тот, кто владеет неразменным рублём, должен жить своим умом.

В четвёртой главе Миколаша покупает бедным детям свистульки и радуется чужому счастью.

В пятой главе мальчик покупает подарки всем домашним, дворне: платья девушкам, платки старушкам, псалтырь скотнице, чью книгу сжевал телёнок, сердоликовые запонки для выходящей замуж дочери ключницы, ремень кучеру Константину, гармонь башмачнику Егорке. Себе мальчик купил только сладости. Ему начинает нравиться всеобщее внимание.

В шестой главе обнаруживается, что неблагодарные дети и дворня уже и думать забыли о Миколашиных подарках. Они пошли за человеком в полосатом жилете со стекляшками. Герой обижен и раздосадован. Пузатый купец поддразнивает Николашу.

В седьмой главе мальчик пытается купить жилет со стекловидными пуговицами, заплатив по рублю за пуговицу. Но неразменный рубль исчезает, и над героем все смеются.

В восьмой главе оказывается, что всё происходящее было лишь сном. Бабушка истолковывает внуку сон, подарив ему обычный серебряный рубль на Рождество. Мудрая старушка собирается купить беднякам все те подарки, которые покупал во сне Миколаша.

Герои и образы

Восьмилетний барчук Миколаша стремится к самостоятельности. Он – хороший добрый мальчик, благодарен бабушке за ценный подарок, нуждается в её советах. Миколаша чувствительный, ему достаточно только посмотреть бабушке в лицо, чтобы понять её. Следуя побуждениям своего доброго сердца, мальчик покупает бедным детям свистульки и радуется за них.

Потеряв неразменный рубль, Миколаша плачет, а все вокруг смеются. Страх быть осмеянным – извечный человеческий страх. Впервые мальчик понимает, что люди жестоки и глупы.

Пробудившись, Миколаша меняется. Он приобрёл жизненный опыт, который аллегорически воплощает в его сне бабушка. Теперь он отказывается даже от сладостей для себя, почувствовав сладость жертвенности, которая делает человека радостным и абсолютно счастливым.

Бабушка воплощает в сказке жизненный опыт и мудрость. Этот образ поучителен для взрослых, ведь бабушка никак не влияет на выбор внука, предоставляя ему самому совершать ошибки и исправлять их. Она помогает советом только тогда, когда мальчик просит об этом. В таком воспитании заложена истинная мудрость.

Художественное своеобразие

Образы рассказа выполняют ту же функцию, что и образы притчи как жанра. Они соотносимы с библейскими образами. Жилет – аллегория того, что человеческая слава суетна и не подкреплена никакими достоинствами. Лесков подчёркивает абсолютную бесполезность этой вещи, ведь жилет надет поверх полушубка, то есть он и не греет, и некрасив. Бабушка истолковывает 4 аллегории сна: неразменный рубль – талант человека, бескорыстное служение людям, человек в жилете – суета. Сама она – воплощение жизненного опыта.

Лесков передаёт святочное настроение, которое так близко детям, создавая картинку рождественской ярмарки. Читатель чувствует необычные запахи онучи, лыка, пшена, овчины, видит пёструю нарядную толпу.

Смысл рассказа

Смысл книги

Няня аккуратно подготавливает мальчика, рассказывая насколько редкий и ценный подарок собирается ему вручить бабушка. Она предлагает ему подумать, о своих предстоящих праздничных покупках. Долгожданным Рождественским утром Миколаше наконец-то вручают подарок. Бабушка рассказывает, что если на этот неразменный рубль купить вещь никчемную и никому не нужную, то рубль непременно исчезнет. Мальчик попросил бабушку о помощи, чтобы она подсказала ему, что бы такого купить полезного, чтобы рубль не испарился. Но бабушка была неприступна и сказала, что владеющий неразменным рублем должен сам размышлять, на что его тратить.

Это часть поучительна для взрослых, которые привыкли довлеть над своим ребенком и не давать возможности ему самому учиться принимать решения. Бабушка сказала все, что ему нужно было знать и предоставила его самому себе, позволяя совершать ошибки и исправлять их. Это очень непросто, т.к. требует от ребенка сделать исключительно правильный выбор, при условии, что вокруг полно соблазнов, которые сталкивают с верного пути. Но на то родители и даны, чтобы учить, поправлять и наставлять.

Миколаша посчитал, что полезно купить бедным детям свистульки, девушкам — платья, старушкам — платки, ремень — кучеру, гармонь — башмачнику и т.д. Он ликовал от того, что другие были счастливы. Но в тоже время ему нравилось чувствовать себя в центре внимания. Проходит какое-то время и многие забыли о подарках мальчика и дети бедняков уже прыгают за каким-то купцом, выпрашивая у него разноцветные стекляшки. Миколаша был раздосадован и даже зол, наблюдая за происходящим. В такие моменты начинает зарождаться гордыня, которая тянет за собой вереницу других человеческих пороков.

Не долго думая, он решает приобрести себе жилет, на котором будут пуговицы, как те стекляшки у купца, и платит за каждую пуговку по рублю. Но тут неразменный рубль исчезает и все в округе потешаются над ним, а Миколаша плачет. Страх оказаться осмеянным — извечный страх и ребенка, и взрослого. Мальчик делает вывод насколько люди жестоки и глупы.

Миколаша проснулся, оказывается это был лишь сон, навеянный историей про неразменный рубль, которую накануне вечером рассказывала няня. Бабушка объяснила сон и подарила настоящий серебряный рубль, а сама собралась и пошла покупать беднякам все те подарки, которые дарил им Миколаша во сне.

Испытание славой очень тяжело и в первый раз мальчик не смог пройти его достойно. Но в нем все-таки борется упоительное чувство внимания к своей персоне и понимание того, что это неправильно. Проснувшись, Миколаша принял объяснения бабушки. Таким образом, он приобрел жизненный опыт, который запомнил навсегда. Он даже перестал есть сладкое, почувствовав сладость в благотворительности для тех, кто нуждается. Возможность осчастливить и обрадовать людей, которые одиноки и бедны оказалась для него намного слаще, чем самое вкусное варенье.

Н.С. Лесков доносит до юных читателей мысль, что стать счастливым можно принося добро и счастье другим. Для этого не нужно обладать ни мифическим рублем, ни другими невиданными благами. Этот рассказ учит быть щедрым, добрым, отзывчивым, бескорыстным; не поддаваться своему эго и не ждать на сделанное добро ответное действие. Не стоит завидовать и стремиться к нездоровой славе, подкупая людей подарками.

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

четверг, 24 января 2019 г.

Лесков Н. "Неразменный рубль"

Лесков Н., сказка "Неразменный рубль"

Жанр: сказочная повесть

Читайте краткое содержание других сказок Николая Лескова:
"Маланья - голова баранья"
"Час воли божией"

Главные герои сказки "Неразменный рубль" и их характеристика

  1. Мальчик Миколаша, Николай. Барчук.
  2. Бабушка. Добрая, мудрая, внимательная.
  1. Поверье о рубле
  2. Няня и мальчик
  3. Серебряный рубль
  4. Условие возвращения
  5. Купленные свистульки
  6. Мальчик на ярмарке
  7. Толстый торговец
  8. Жилет с блестящими пуговицами
  9. Исчезновение неразменного рубля
  10. Толкование бабушки
  11. Талант и суета
  12. Настоящее счастье.
  1. Мальчик Николай знал про неразменный рубль, а тут няня сказала, что бабушка подарит ему этот рубль.
  2. Бабушка подарила мальчику рубль и рассказала о его свойствах.
  3. Мальчик покупал подарки для других и рубль не исчезал.
  4. Толстый торговец указал мальчику на жилет с блестящими пуговицами
  5. Мальчик хотел купить жилет, но рубль исчез, и он проснулся.
  6. Бабушка растолковала ему сон и мальчик потратил рубль на подарки другим.

Чему учит сказка "Неразменный рубль"
Сказка учит быть добрым, щедрым, отзывчивым, не эгоистичным. Учит жить для других людей и использовать свой талант для того, чтобы сделать мир лучше. Учит не суетится, не завидовать, не стремиться к славе.

Отзыв на сказку "Неразменный рубль"
Мне понравилась эта сказка и даже захотелось самой получить такой приятный подарок. Но на самом деле эта сказка не о серебряном рубле, а о выборе человеком своего жизненного пути. Мальчик-герой понял, в чем реальный смысл жизни, и сделал правильный выбор. Он большой молодец.

Пословицы к сказке "Неразменный рубль"
Жизнь дана на добрые дела.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Жизнь без цели - пустая жизнь.
Жить в добре и красне хорошо и во сне.
Доброе дело питает и душу и тело.

Существует поверье про неразменный рубль.
Этот рубль можно было получить например так: в полночь встать на перекрестке четырех дорог и продавать черную кошку. Сколько бы денег за нее не давали, просить только серебряный рубль. Получив рубль, уходить не оглядываясь и сжимая рубль в кармане.
Этот рубль и становился неразменным. Сколько бы им не расплачивались, он все равно оказывался в кармане.

Няня укладывает мальчика в ночь перед рождеством и говорит, что у его бабушки есть неразменный рубль, и она решила подарить этот рубль мальчику.
Мальчик уже был на нескольких ярмарках и понимает ценность такого рубля. Он представляет сколько на него можно купить сладостей.

Ночь пролетела быстро и вот уже бабушка дарит мальчику серебренный рубль, называя его неразменным, беспереводным.
Она говорит, что когда она пойдет пить чай с отцом Василием, мальчик сможет походить по ярмарке и купить все, что захочет. Но предупреждает, что есть у рубля неприятное свойство.
Если покупаешь что-то нужное, то он остается в кармане, если покупаешь бесполезное - рубль пропадает.
Мальчик попросил бабушку пойти на рынок с ним, чтобы подсказать ему, что нужное, а что бесполезное. Бабушка согласилась, но сказала, что словами подсказать не сможет. Это запрещено.

Погода была хорошей, морозной. Ребятишки побогаче уже накупили свистулек и веселились. Бедные дети стояли и завистливо облизывались.
Мальчик решил всем купить свистульки и посмотрел на бабушку. Та улыбалась. Тогда мальчик купил на рубль свистулек и раздал их всем детям. Все были счастливы и оглушительно свистели.
А рубль снова лежал в кармане. Бабушка сказала, что мальчик сделал доброе дело, подарил детям радость, и потому рубль вернулся.

Мальчик пошел по ярмарке и стал покупать самые разные вещи. Он купил платья девушкам, Псалтырь скотнице, сладости, ремень кучеру, гармонь башмачнику. На бабушку он даже не смотрел, мальчик и так чувствовал себя в центре внимания.
Он слышал, как люди шли за ним и говорили, что молодой барчук Микола может купить весь рынок, ведь у него есть неразменный рубль.
И мальчику стало беспокойно и скучно.

Тут к мальчику подошел пузатый торговец и стал говорить ему, что не все можно купить на неразменный рубль. Мальчик сказал, что нельзя купить ненужное, но он и не хочет такого покупать.
Но торговец сказал, что мальчик покупал много чего людям, а люди уже забыли про это.
Мальчик обернулся и увидел, что вокруг него никого. Даже бабушка куда-то исчезла. А вся ярмарка столпилась возле высокого человека в жилете с блестящими пуговицами. И все любуются этими пуговицами.
Даже мальчишки со свистульками были рядом с тем человеком, и скотница, и невеста, и кучер.
Мальчик подбежал к этому человеку и попросил продать жилет.

Человек со стекляшками на жилете сказал, что легко отдаст жилет даром, ведь он ничего не стоит, но мальчик должен заплатить ему по рублю за каждую пуговицу. Потому что пуговицы блестят и всем нравятся.
Мальчик легко согласился, достал рубль, потом снова полез в карман, но тот оказался пуст.
Рубль исчез и все вокруг смеялись над мальчиком.
Мальчик заплакал и проснулся.

У его кровати стояла бабушка с обычным подарком - серебряным рублем. Мальчик понял, что все происходило во сне и рассказал сон бабушке.
Бабушка сказала, что неразменный рубль из сна - это талант, который дается человеку от рождения. Этот талант крепнет, когда человек использует его для помощи другим людям, и расходуется попусту, если человек эгоистичен и жаден.
Мальчик в тот день потратил серебряный рубль на подарки ближним, и даже не стал покупать себе лакомства. И когда он это сделал, то почувствовал необыкновенное счастье.

Читайте также: