Легко ли быть милосердным сочинение людочка

Обновлено: 04.07.2024

История Людочки — приговор брежневскому застою, времени, когда всем уже стали очевидны глобальные и неотвратимые проблемы советской действительности, но власти упорно не стремились исправлять их и лишь болванили народ очередными лозунгами. В то же время, Астафьев затронул общемировые тенденции: экологический кризис, урбанистический менталитет, маргинализация общества и так далее.

История создания

Главная идея

Автор хотел обратить внимание читателя на всеобщее равнодушие городских жителей, которые проходят мимо чужой беды, ведь бед так много, а времени так мало. Если в деревне все друг друга знают, и горе становится общим, то большой муравейник не заметит потери бойца. Его круговерть продолжится в том же темпе. Вот она то и убивает в человеке готовность к сопереживанию, без которой немыслима сама душа.

Тематика

Так же остра тема нищеты в советской деревне. Люди бегут оттуда не из-за тщеславия, им просто жить не на что. Колхолзы разваливаются, праздные мужчины вроде отца Люды пьянствуют, а женщины грубеют, но тянут бремя безотрадных дней. Проблемы деревни власть не волнуют: на фоне всеобщего обнищания весят бодрые лживые лозунги о прекрасном завтрашнем дне. Деревенские жители оказалась выброшенными за борт, как и Людочка: никому до них не было дела.

Проблематика

Образ Людочки

Вкуси водички с брусничкой, смой с души горькое…Бабе сердце беречь надо, остальное у нее износу не знает… Ну сорвали пломбу, экая беда. Нынче замуж какую попало берут.

Дома поддержки для Людочки тоже не нашлось, мать беременна, собирается переезжать с отчимом, у нее своя жизнь. Пришлось вернуться обратно в город. Пожаловаться в органы власти девушка не могла, угрожали. Теперь по парку она ходила только с бритвой в кармане, мечтая встретить своего осквернителя и срезать под корень его достоинство.

С таким грузом на душе и одиночеством в сердце долго прожить мученица не смогла, повесилась на суку, приговаривая:

Боже милостивый! Мама! Гавриловна! Все простите. Если ты есть Господи, прости, все равно я значок комсомольский потеряла. Никому нет до меня дела…

Кто виноват в смерти Людочки?

Тут нет конкретного ответа. Проблематика произведения настолько глобальна, что затрагивает не только злобу и жестокость маргиналов с окраин, но и кризис общечеловеческих ценностей. Девушка стала жертвой морального падения всего общества в целом, его духовного обнищания, которое укрыл в себе город шумом и гамом вечно кипучего муравейника.

Ее безмолвная жертва не должна оставаться в тени, по мнению писателя. Ужас ее положения должен быть осознан людьми, чтобы они были внимательнее к близким и добрее к окружающим. Быть может, именно обычное, бытовое зло сформировало Стрекача, жесткие нравы и невежество подчинили Артема, а бесконечная вереница трудностей сломили Гавриловну и мать Люды. Они, в свою очередь, погубили героиню. Так эта эстафета не прервется, пока все мы не начнем следить за своими поступками так же строго и бескомпромиссно, как за героями Астафьева.

Людочка родилась и выросла в не большой глухой деревушке, жила она с матерью и отчимом. В детстве была тихим и застенчивым ребенком. Став взрослой девушкой, она уезжает в город на заработки. Людочка устраивается на работу уборщицей в парикмахерскую и одновременно учится делать стрижки. Живет она у старой парикмахерши Гавриловны.

Главная героиня очень застенчива и несмела, видя это, окружающие ее люди стараются пользоваться ее застенчивостью. Гавриловна незаметно сваливает на девушку всю домашнюю работу, а парень, который часто ходит в парикмахерскую стричься, постоянно пристает к Людочке. И вот однажды, устав терпеть, Людочка дает отпор наглому парню, сильно ударив его по голове. После этого он отстает от нее, и героиня становится более смелой и уверенной в себе, она уже не боится ходить одна в парке. Жизнь ее начинает потихоньку налаживаться.

Но дальше с Людочкой происходит несчастье, которое она никак не могла ожидать. Вернувшийся из тюрьмы местный житель, поймав ее однажды в парке, изнасиловал девушку, после чего отдал ее на растерзание своим дружкам. Бедная девушка, не зная, что ей делать и как жить дальше, уезжает обратно в деревню к матери. Приехав, она понимает, что матери нет никакого дела до нее, она живет своей жизнью, ждет ребенка от нового мужа. Так и не решившись рассказать о своем горе, Людочка возвращается обратно в город.

Но ее жизнь в городе становится невыносимой. Местная шпана, помня о произошедшем, постоянно цепляется к ней, над ней все смеются и показывают пальцем. Поначалу Людочка старается терпеть и не обращать внимания, она старается пережить свое горе внутри себя и забыть о нем. Но постоянно испытывает страх и стыд, ведь все вокруг знают о ее позоре. В конце концов, она не выдерживает и вешается в парке.

Заканчивается повесть тем, что отчим Людочки, приехавший вместе с матерью на похороны, находит и жестоко избивает подлеца, изнасиловавшего девушку. После чего он погибает.

Я думаю, что в этой повести заложен глубокий смысл, она многому учит нас. Мне кажется, что главная героиня в такой ситуации могла бы и не лишить себя жизни, если бы рядом с ней были близкие и родные люди, которые помогли бы ей пережить эту трагедию. Родные люди у нее были, мать и отчим, но были ли они действительно ей близкими, раз не увидели, не почувствовали того, что с дочерью происходит? Я думаю, что нет. Очень часто все мы заняты своими очень важными делами, и за всей этой суетой порой не замечаем печальных глаз самых дорогих людей.

Это произведение заставляет задуматься всех нас, и стать немного добрее, немного внимательнее друг к другу.

Милосердие и сострадание – это те главные нравственные ориентиры, соотнося с которыми свою жизненную философию, человек сможет сохранить не только себя как личность, но и воссоздать на земле Царствие Божие: мир добра, красоты и справедливости.

Тема: милосердие в современной отечественной прозе.

• познакомиться с произведением современного писателя;

• познакомиться с историей написания рассказа;

• изучить критическую литературу;

На исходе ядерного века, века машин и скоростей, наша отечественная проза активно обратилась к теме гуманизма. Будем ли мы задавлены сверх практичностью, или же человеческое в нас победит эту скрытую жестокость? Великий русский писатель и гуманист Федор Михайлович Достоевский полагал, что "красота спасет мир". Я считаю, что именно красота человеческой души может спасти человечество от нравственного вырождения.

Тема милосердия и сострадания к человеку всегда была ключевой в произведениях Виктора Петровича Астафьева. В сентябрьском номере журнала "Новый мир" за тысяча девятьсот восемьдесят девятый год опубликован рассказ Астафьева "Людочка". Он о молодёжи, но нет молодости в его героях. А есть одинокие, где-то глубоко в себе страдающие и шатающиеся по свету изношенные тени, бросающие свои мрачные ощущения на впечатлительные души читателей. Особенно поражает в героях Астафьева одиночество. Жуткое и неизменное. Людочка пытается вырваться из этого чувства. Но уже первые строчки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что Людочка, как и эта трава, не способна к жизни. Она уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди. И тоже одинокие.

ВложениеРазмер
Милосердие и сострадание в современной русской прозе. 411.17 КБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Когда Людочка окончила школу, мать отправила ее в город — налаживать свою жизнь. Она приехала в город на электричке и первую ночь провела на вокзале. Утром пришла в парикмахерскую и попросилась у парикмахерши к ней в ученицы. Гавриловна приняла её на работу и взяла к себе жить. Людочку Гавриловна пустила оттого, что угадала в ней деревенскую родню, не испорченную еще городом, да и стала тяготиться одиночеством на старости лет. Людочка была послушной девушкой, но учение шло у нее туговато, цирюльное дело, казавшееся таким простым, давалось с трудом, и, когда минул назначенный срок обучения, она не смогла сдать на мастера. В парикмахерской Людочка прирабатывала еще и уборщицей и осталась в штате, продолжая практику, — стригла под машинку призывников, корнала школьников, фасонные же стрижки училась делать “на дому”, подстригая под раскольников страшенных модников из поселка Вэпэвэрзэ, где стоял дом Гавриловны. Гавриловна сбыла на Людочку все домашние дела, весь хозяйственный обиход. За помощь по дому и уход в старости Гавриловна обещала Людочке сделать постоянную прописку, записать на нее дом, коли девушка и дальше будет так же скромно себя вести, обихаживать избу, двор, гнуть спину в огороде. С работы Людочка ездила на трамвае, а потом шла через погибающий парк Вэпэвэрзэ, по-человечески — парк вагонно-паровозного депо. В парке бегали ребятишки, водилась шпана, которая развлекалась игрой в карты, пьянкой, драками, “иногда насмерть”. “Имали они тут и девок. ” Верховодил шпаной Артемка-мыло, с вспененной белой головой. Людочка сколько ни пыталась усмирить лохмотья на буйной голове Артемки, ничего у нее не получалось. Да и не ради прически приходил парень к Людочке. Как только ее руки становились занятыми ножницами и расческой, Артемка начинал хватать ее за разные места. Людочка сначала увертывалась от хватких рук Артемки, а когда не помогло, стукнула его машинкой по голове и пробила до крови, пришлось лить йод на голову “ухажористого человека”. С тех пор “домогания свои хулиганские прекратил”, более того, шпане повелел Людочку не трогать.

Теперь Людочка никого и ничего не боялась, ходила от трамвая до дома через парк в любой час и любое время года, отвечая на приветствие шпаны “свойской улыбкой”. Однажды атаман-мыло “зачалил” Людочку в центральный городской парк на танцы в загон, похожий на звериный. “В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному. Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред. Гавриловна уверяла — от танцев одно безобразие. Людочка во всем с ней соглашалась, считала, ей очень повезло с наставницей, имеющей богатый жизненный опыт. Девушка варила, мыла, скребла, белила, красила, стирала, гладила и не в тягость ей было содержать в полной чистоте дом. Зато если замуж выйдет — все она умеет, во всем самостоятельной хозяйкой может быть, и муж ее за это любить и ценить станет. Той порой вернулся из мест совсем не отдаленных всем в округе известный человек по прозванию Стрекач. Порочный с детства, он еще в школе занимался разбоем — отнимал у малышей “серебрушки, пряники”, жвачку. « В седьмом классе Стрекач уже таскался с ножом, но отбирать ему ни у кого ничего не надо было — “малое население поселка приносило ему, как хану, дань, все, что он велел и хотел”. Вскоре Стрекач кого-то порезал ножом, его поставили на учет в милицию. А после попытки изнасилования почтальонки он получил и первый срок — три года с отсрочкой приговора. Но Стрекач не угомонился. Громил соседние дачи, грозил хозяевам пожаром. В тот летний вечер Стрекач сидел на скамейке, попивая дорогой коньяк и маясь без дела. Шпана обещала: "Не психуй. Вот массы с танцев повалят, мы тебе цыпушек наймам. Сколько захочешь. "

Вдруг он увидел Людочку. Артемка-мыло попытался замолвить за нее слово, но Стрекач и не слушал, на него нашел кураж. Он поймал девушку за поясок плаща, старался усадить на колени. Она попыталась отделаться от него, но он кинул ее через скамейку и изнасиловал. Шпана находилась рядом. Стрекач заставил и шпану “испачкаться”, чтобы не один он был виновником. Увидя растерзанную Людочку, Артемка-мыло оробел и попытался натянуть на нее плащ, а она, обезумев, побежала, крича: “Мыло! Мыло!” Добежав до дома Гавриловны, Людочка упала на ступеньках и потеряла сознание. Очнулась на стареньком диване, куда дотащила ее сердобольная Гавриловна, сидящая рядом и утешавшая жиличку. Придя в себя, Людочка решила ехать к матери. Мать стирала на кухне, увидев дочь, стала вытирать о передник руки, приложила их к большому животу. Оглядывая Людочку, мать сразу поняла — с дочерью случилась беда. “Ума большого не надо, чтобы смекнуть, какая беда с нею случилась. Но через эту. неизбежность все бабы должны пройти. Сколько их еще, бед-то, впереди. ” Она узнала, дочь приехала на выходные. Мать сообщила, что вскоре переезжает с мужем в леспромхоз, только “как рожу. ”.

Мать заплакала, глядя в окно: “Кому от этого разора польза?” Потом она пошла достирывать, а дочь послала доить корову и дров принести. Так и осталась Людочка наедине со своим горем. А самому близкому человеку, матери, было, увы, не до нее. Неожиданно для себя Людочка решила уехать с утренней электричкой. Мать не удивилась: “Ну что ж. коли надо, дак. ” Гавриловна не ждала быстрого возвращения жилички. Старуха пригорюнилась, потом предупредила: Артемку-мыло забрали, лицо ему Людочка все расцарапала. примета. Ему велено помалкивать. От Стрекача и старуху предупредили, что если жиличка что лишнее пикнет, ее гвоздями к столбу прибьют, а старухе избу спалят. Гавриловна жаловалась, что у нее всех благ — угол на старости лет, она не может его лишиться. Людочка пообещала перебраться в общежитие. Гавриловна успокоила: бандюга этот долго не нагуляет, скоро сядет опять, “а я тебя и созову обратно”. Людочка вспомнила, как, живя в совхозе, простудилась, открылось воспаление легких, ее положили в районную больницу. Бесконечной, длинной ночью она увидела умирающего парня, узнала от санитарки его нехитрую историю. С тех пор не умолкало в ней чувство глубокой вины перед покойным парнем-лесорубом. Жалость и сострадание почувствовала она к несчастному парню, который умирал в больнице исключительно по причине халатности врачей. Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она осталась жить, а он, такой молодой, должен умереть. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на непонимание близких людей.

Эпизоды один за другим раскрывают нравственную суть человеческих отношений, постепенно готовя нас к трагической развязке. Цинизм, бездуховность - первый сюжетный пласт рассказа. С ним плотно состыкован второй пласт - экологическая катастрофа. Картины природы в произведении не просто фон, на котором развёртывается действие, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность. Мы видим деревню "задыхающуюся в дикоросте", прорвавшуюся трубу центрального отопления, описанную так натурально, что словно ощущаешь её "ароматы". Оба эти символа помогают яснее, без прикрас видеть многие беды и реальные опасности. Это определённая авторская позиция, стремление взволновать читателя, заставить его оглянуться вокруг. В.Астафьев, беззаветно любящий человека, всем ходом своего повествования доказывает, сколь необходима острейшая борьба с бездуховностью, приспособленчеством, как червь, изнутри подтачивающими нравственные устои общества, которому всегда было легко "оперировать" судьбами тысяч людей. Когда над Людочкой надругался бандит, она оказалась в полнейшем одиночестве. На улице за неё струсил заступиться предводитель городской шпаны, спасовавший перед более изощренным мошенником. Сразу же отшатнулась от неё хозяйка квартиры (своя рубашка ближе). Не до Людочкиной беды оказалось и в родительском доме. Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием. Именно этого она не смогла выдержать: предательства близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, пока беда не коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Сама Людочка тогда не сознавала, что, сделай она шаг к умирающему, возможно тогда свершилось бы чудо: вдвоём они сделались бы сильнее смерти, восстали бы к жизни, в нём, почти умершем, выявился бы такой могучий порыв, что он смёл бы всё на пути к воскресению. Героиня оказалась от этого далека. И вполне естественно, что, попав в беду, теперь уже она не встретила понимания у других. Вот что подвело девушку к трагическому исходу.

Я думаю, что уходом из жизни она надеялась разбудить холодные сердца окружающих, что-то изменить в их жизни. Обращает на себя внимание композиция рассказа. После повествования о случившемся с Людочкой несчастья, автор возвращает нас памятью героини в прошлое, чтобы найти объяснение происшедшему. Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним. Сюжет не только и не просто видимая событийная, но чаще скрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли. В нашем случае мысли о всеобщей взаимосвязанности судеб, живущих в разъединённом, расколотом, но в одном мире, на одной земле. Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекоча, матери, школы, Гавриловны, советской милиции, молодёжи городка. Трагедия девушки - недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки и любви. Смерть героини - это её взлёт. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили. Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов ("золотко моё", "голубонька сизокрылая", "ласточка", "касаточка"). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств. Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а "выразитель всех сил умственных и нравственных". Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств, прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность. Автор передаёт нам своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи ("втемяшилось в голову", "гнуть спину", "работала как конь"). Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева. Помимо простых олицетворений (таких, как "деревня задохнулась в дикоросте", "испустившего резиновый дух крокодила Гену") используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину ("пьяно шатаясь”, “ходило вприсядку”, “поплясывало изношенное сердце", "серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака").

Поэтому произведение получилось таким насыщенным, ярким, незабываемым. Писатель не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси. Вспоминается сцена сенокоса, когда "Людочка и мать метали стог", а потом девушка "в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху" с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим". Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой.

В данной работе мы показали глубину людского равнодушия; увидели, что может произойти с человеком, когда он остаётся один; показали, в какую пропасть идёт современное общество, и что если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Мы призываем всех подумать о своей душе и об окружающем мире, научиться любить и сострадать ближнему, увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее, ведь красота спасет мир.

Всё ощутимее зреет протест личности против общества, равнодушного к человеку. Не надо геройских поступков, надо лишь чуть больше внимания и сочувствия. Тогда мы сможем победить эту страшную болезнь – духовное одиночество. Трагедия Людочки предостерегает: подобное может повторяться!

Сочинение Людочка — Сочинение рецензия на рассказ Астафьева

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Отношение родителей к Людочке

Виктор Астафьев — Людочка

Ты камнем упала.

Мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная история, лет уже пятнадцать назад.

Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце? Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?

Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец — колхозником. Отец от ранней угнетающей работы и давнего, закоренелого пьянства был хилогруд, тщедушен, суетлив и туповат. Мать боялась, чтоб дитя ее не родилось дураком, постаралась зачать его в редкий от мужних пьянок перерыв, но все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой, болезной и плаксивой.

Она росла, как вялая, придорожная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, в школе не выходила из троечниц, но была молчаливо-старательная и до сплошных двоек не опускалась.

Отец Людочки исчез из жизни давно и незаметно. Мать и дочь без него жили свободнее, лучше и бодрее. У матери бывали мужики, иногда пили, пели за столом, оставались ночевать, и один тракторист из соседнего леспромхоза, вспахав огород, крепко отобедав, задержался на всю весну, врос в хозяйство, начал его отлаживать, укреплять и умножать. На работу он ездил за семь верст на мотоцикле, сначала возил с собой ружье и часто выбрасывал из рюкзака на пол скомканных, роняющих перо птиц, иногда за желтые лапы вынимал зайца и, распялив его на гвоздях, ловко обдирал. Долго потом висела над печкой вывернугая наружу шкурка в белой оторочке и в красных, звездно рассыпавшихся на ней пятнах, так долго, что начинала ломаться, и тогда со шкурок состригали шерсть, пряли вместе с льняной ниткой, вязали мохнатые шалюшки.

Постоялец никак не относился к Людочке, ни хорошо, ни плохо, не ругал ее, не обижал, куском не корил, но она все равно побаивалась его. Жил он, жила она в одном доме — и только. Когда Людочка домаяла десять классов в школе и сделалась девушкой, мать сказала, чтоб она ехала в город — устраиваться, так как в деревне ей делать нечего, они с самим — мать упорно не называла постояльца хозяином и отцом — налаживаются переезжать в леспромхоз. На первых порах мать пообещала помогать Людочке деньгами, картошкой и чем Бог пошлет, — на старости лет, глядишь, и она им поможет.

Тихая, вроде бы по-деревенски скованная, но по-крестьянски сноровистая, она предложила подмести волосья на полу, кому-то мыло развела, кому-то салфетку подала и к вечеру вызнала все здешние порядки, подкараулила у выхода в парикмахерскую тетеньку под названием Гавриловна, которая отсоветовала ей краситься, и попросилась к ней в ученицы.

Старая женщина внимательно посмотрела на Людочку, потом изучила ее необременительные документы, порасспрашивала маленько, потом пошла с нею в горкоммунхоз, где и оформила Людочку на работу учеником парикмахера.

Гавриловна и жить ученицу взяла к себе, поставив нехитрые условия: помогать по дому, дольше одиннадцати не гулять, парней в дом не водить, вино не пить, табак не курить, слушаться во всем хозяйку и почитать ее как мать родную. Вместо платы за квартиру пусть с леспромхоза привезут машину дров.

— Покуль ты ученицей будешь — живи, но как мастером станешь, в общежитку ступай. Бог даст, и жизнь устроишь. — И, тяжело помолчав, Гавриловна добавила: — Если обрюхатеешь, с места сгоню. Я детей не имела, пискунов не люблю, кроме того, как и все старые мастера, ногами маюсь. В распогодицу ночами вою.

Надо заметить, что Гавриловна сделала исключение из правил. С некоторых пор она неохотно пускала квартирантов вообще, девицам же и вовсе отказывала.

Жили у нее, давно еще, при хрущевщине, две студентки из финансового техникума. В брючках, крашеные, курящие. Насчет курева и всего прочего Гавриловна напрямки, без обиняков строгое указание дала. Девицы покривили губы, но смирились с требованиями быта: курили на улице, домой приходили вовремя, музыку свою громко не играли, однако пол не мели и не мыли, посуду за собой не убирали, в уборной не чистили. Это бы ничего. Но они постоянно воспитывали Гавриловну, на примеры выдающихся людей ссылались, говорили, что она неправильно живет.

— Вы зачем огурцы съели? — приступила к девкам Гавриловна.

— А что тут такого? Съели и съели. Жалко, что ли? Мы вам на базаре во-о-о какой купим!

— Не надо мне во-о-о какой! Это вам надо во-о-о какой. Для утехи. А я берегла огурчики…

— Для себя? Эгоистка вы!

— Ну, а вы б…! — оскорбленная незнакомым словом, сделала последнее заключение Гавриловна и с квартиры девиц помела.

С тех пор она пускала в дом на житье только парней, чаще всего студентов, и быстро приводила их в Божий вид, обучала управляться по хозяйству, мыть полы, варить, стирать. Двоих наиболее толковых парней из политехнического института даже стряпать и с русской печью управляться научила. Гавриловна Людочку пустила к себе оттого, что угадала в ней деревенскую родню, не испорченную еще городом, да и тяготиться стала одиночеством, свалится — воды подать некому, а что строгое упреждение дала, не отходя от кассы, так как же иначе? Их, нонешнюю молодежь, только распусти, дай им слабинку, сразу охомутают и поедут на тебе, куда им захочется.

— Во-о-от она, наша работушка, а, во-от она, красотуля-то человечья, как достаетца! — поуспокоившись, высказывалась в темноте Гавриловна. — Гляди, радуйся, хоть и бестолкова, но все одно каким-никаким мастером сделаешься… Чё тебя из деревни-то погнало?

Людочка терпела все: и насмешки подружек, уже выбившихся в мастера, и городскую бесприютность, и одиночество свое, и нравность Гавриловны, которая, впрочем, зла не держала, с квартиры не прогоняла, хотя отчим и не привез обещанную машину дров. Более того, за терпение, старание, за помощь по дому, за пользование в болести Гавриловна обещала сделать Людочке постоянную прописку, записать на нее дом, коли она и дальше будет так же скромно себя вести, обихаживать избу, двор, гнуть спину в огороде и доглядит ее, старуху, когда она обезножеет совсем.

Проблема душевного одиночества

Запутанная судьба Людочки

Почему Людочка покончила с собой?

Людочка, приехав домой, не нашла даже у матери должной поддержки, поскольку та была озабочена собственными проблемами. Главная героиня была способной на отчаянный поступок, решительной в себе, как и все замкнутые люди. Она всегда первая в детстве бросалась в реку. И теперь, с петлей на шее, Людочка, как и в детстве, оттолкнулась ступнями и зажала уши ладонями, словно бросилась в бездонный и безбрежный омут с высоко подмытого берега. С одной стороны, девушка решила таким способом решить все свои проблемы, не мешая никому, но с другой — ее решимости можно позавидовать. Характеристика Людочки Астафьева весьма примечательна. Решимость главной героини не свойственна многим молодым людям современности.

Взаимосвязанность судеб

Несколько интересных сочинений

Образ Людочки Астафьев создал следующий: это обыкновенная русская девушка, каких множество. Главная героиня не отличалась с детства ни умом, ни красотой, однако сохранила в душе своей уважение к людям, милосердие, порядочность и доброту. Девушка эта была слабохарактерной. Именно поэтому Гавриловна, приютившая ее в городе, свалила на Людочку всю работу по хозяйству. Девушка ее делала с удовольствием и не обижалась на нее.

В. П. Астафьев — один из наиболее читаемых писателей двадцатого столетия. Родившийся до войны и познавший за свою жизнь много трудностей, он очень хорошо знал жизнь простого человека, душу и чувства… Характерным примером может послужить произведение Людочка. Главная героиня — молодая девушка, приехавшая в город из деревни, чтобы найти работу и жилье. И жилье, и работу, в общем-то, она находит; и устраивается в городе, но заканчивается ее жизнь очень скоро — самоубийством.

Отчего это происходит, нам поясняет автор, от лица которого

и ведется повествование. Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке Вычуган. Родители ее были колхозниками, а отец к тому же еще и пил, в результате чего жил не слишком долго. Людочка росла, как вялая примороженная трава, в школе была очень тихой троечницей, но до двоек не опускалась. После смерти отца в доме матери появлялось много разных мужчин, но один из них задержался надолго, крепко врос в хозяйство и в семью.

К Людочке он никак не относился, не ругал и не обижал, но она его побаивалась. … Приехав в город, Людочка пытается устроиться на работу в привокзальную парикмахерскую, убирать и подметать пол. На

житье Людочка устраивается к пожилой парикмахерше Гавриловне с условием, что уйдет в общежитие, как только станет мастером. Однако, учение у Людочки идет туговато, из за чего она продолжает работать уборщицей и жить у Гавриловны.

Гавриловна же, почуяв в девушке слабинку, постепенно сваливает на нее все домашние дела. Между тем время от времени Людочка пытается делать стрижки и на дому — чтобы набить руку, и среди тех, кого она обычно стрижет, оказывается и Артемка — мыло, прозванного так за волосья, напоминающие собой пену. Однако приходит Артемка не столько для того, чтобы Людочка его подстригла, столько для того, когда ее руки заняты ножницами, начинал хватать Людочку за разные места.

Из-за этого Людочка как-то до крови ударяет Артемку по голове стригущей машинкой. Это действует положительно: Артемка — мыло перестает лапать Людочку и всей шпане велит ее не касаться. С тех пор Людочка перестает, кого бы то ни было бояться и с работы ходит через парк, который — самое что ни наесть логово шпаны. В это самое время возвращается из мест совсем неотдаленных всем в округе известный человек по прозванию Стрекач.

Стрекачом его называли за то, что всем своим обликом он напоминал того самого жука с длинными хрусткими усами. С самого раннего детства, порочный, в школе еще промышлявший вором, потом как-то резавший кого-то и даже чуть не изнасиловавший почтальоншу, он дожил до того, что к годам тридцати лишь изредка появлялся, как в отпуск; после очередной отсидки. Приехав в этот раз, Стрекач маялся от безделья, шпана ловила каждый его взгляд и слова: он был хан. В тот вечер Стрекач сидел на скамейке в парке, вокруг шпана, он поплевывал сквозь зубы, пил дорогой коньяк из горлышка стоящей рядом бутылки и ныл: Бабу бы-ы-ы.

Шпана его успокаивала, говорила, что вот-вот народ с танцев повалит… Людочка, как обычно, возвращалась с работы через парк. Стрекач ее увидел, подтащил за поясок к себе, а потом и перекинул через скамью. Сделав свое дело и раскровив ладонь об осколки бутылок, Стрекач приказал шпане продолжить начатое им. После произошедшего, Людочка еле добегает до дома Гавриловны, и теряет сознание.

На следующий день Людочка едет домой к матери, но ничего не рассказывает. А матери, и дело нет до Людочки — она вот-вот должна родить от нового мужа, и Людочка вновь возвращается в город. Жизнь ее круто меняется: шпана не дает ей проходу, требуя развлечений, а за попытку что-то кому-то сказать, обещают спалить дом Гавриловны. Людочка не выдерживает, и, как-то раз, надев старенькое платьице и галоши, вешается на высоком суку в парке. …На похороны приезжают мать и отчим Людочки.

Гавриловна подвывает, мать Людочки плачет тихо, только слезы громко стукаются о тарелку. Все это доводит отчима Людочки до крайней формы исступления: выпив стакан водки, он идет в злополучный парк и, изрядно потрепав Стрекоча, бросает его в канаву с кипящей протухшей водой. После таких испытаний Стрекач, получив множество ожогов, гибнет.

Так завершается повесть В. Астафьева Людочка.

Языковые особенности в рассказе

Прием контраста


История создания

Главные и второстепенные действующие лица в рассказе Людочка

За основу он взял реальную историю, которую услышал в юношестве. Его настолько поразила бесчувственность людей, что он решил указать на нее в своем произведении. Как и полагается жизненным жанрам, в рассказе полностью отсутствуют положительные персонажи, у каждого есть свой грех за плечами.

Упоминание об этом произведении будет уместно в школьных сочинениях на разные темы, так как здесь поднимаются многие жизненные проблемы.

Образ Людочки

С детства героиня не отличается красотой и умом. Несмотря на это, автор описывает ее с большой теплотой. Главными качествами девушки являются:

  • скромность;
  • трудолюбие;
  • милосердие;
  • сочувствие;
  • доброта;
  • порядочность.

Людочка не отличается сильным характером, поэтому ей тяжело жить среди людей в городе. Чувствуя безотказность, Гавриловна сваливает на нее всю домашнюю работу, которую Люда выполняет с удовольствием.

Девушка способна чувствовать чужую боль. Она испытывает жалость и сочувствие к молодому парню, который из-за халатности врачей умирает в городской больнице. Испытывая сострадание, она сама сталкивается с бессердечием и непониманием близких.

В родной деревне она хочет найти поддержку у матери, но женщина слишком занята личными проблемами и только замечает, что дочь стала нервной и держится скованно. По этой причине Людочка не решается рассказать ей страшную правду и возвращается в город.

Не выдержав предательства, она понимает, что отчасти сама виновата в трагедии. Серая, безучастная, однообразная жизнь подталкивает Люду к страшному шагу. Главной причиной самоубийства стала не городская жизнь, а равнодушие окружающих, которые отвернулись от нее в тяжелую минуту. Девушка почувствовала себя лишней и никому не нужной. Только после смерти героини родные люди осознали, насколько она им необходима.

Основы сюжета

Главная героиня родилась в деревне, жила вместе с матерью и отчимом. Но, как и все, стремилась к цивилизации, где, как ей казалось, были перспективы. Именно поэтому, окончив 10 классов, она переезжает в поселок, где знакомится с Гавриловной. Та видит наивность девочки и предлагает ей жить в свободной комнате, помогая по хозяйству.

С одной стороны, Гавриловна предстает перед читателями как нравственная и добрая женщина. Но с другой, именно она преследует корыстные мотивы, рассчитывая, что девушка сможет помочь ей с уборкой, будет вести дела по хозяйству, составит компанию и спасет от скуки.

Главные сцены происходят в заброшенном парке. С их помощью автор хотел показать, насколько окружающая действительность влияет на людей. Здесь:

История написания и кратное содержание

  • Горы мусора. Местные используют парк, как свалку.
  • Канализационные отходы, источающие неприятный запах далеко за пределы территории парка.
  • Плохая растительность из-за испорченной экологии.
  • Мрачность даже под яркими солнечными лучами.

Людочке приходилось каждый день проходить через этот парк. Вечерами он оживал: здесь проводились танцы, приходили юноши и девушки, тешили себя дешевым алкоголем и скудной закуской. Героиня даже не могла подумать, что тут с ней приключатся ужасные вещи, поэтому совсем не боялась, пересекая местность. Кроме того, лидер местных ребят Артем пообещал ей защиту.

В один из дней в парке на Людочку напал бандит Стрекач и надругался над ней. Он совсем недавно вышел из тюрьмы и, не испытывая к девушке никаких чувств, из-за скуки решился на такой поступок. Защитить ее никто не смог, так как все боялись местного авторитета.

Из-за случившегося Людочка сильно переживает. Она обращается сначала в Гавриловне, потом к маме, но везде находит лишь безразличие. Только отчим, который раньше никогда не проявлял родительских чувств в дочери, решается на месть, как подобает отцу, и наказывает обидчика. Но было уже слишком поздно. Не найдя поддержки, главная героиня заканчивает жизнь самоубийством.

Детство будущего писателя было тяжелым. Родители — Петр и Лидия Астафьевы — плохо ладили между собой. Семьи коснулось и раскулачивание: советские власти национализировали мельницу, которая много лет помогала Астафьевым прокормиться.

Осенью 1934 года отец Виктора Астафьева вернулся в Овсянку. На стройке Беломорканала его признали ударником пятилетки и освободили досрочно. Вскоре Петр Астафьев женился второй раз, на Таисии Черкасовой, и вместе с ней и сыном перебрался в небольшой город Игарка.

Астафьев пошел работать на завод коновозчиком, затем поступил в железнодорожную школу.

Главные идеи

Основные идеи и проблематика рассказа

Другая идея — попытки вырваться из дома в лучшее место. Все деревенские перебираются в поселки, селяне — в областные центры и т. д. Но из-за наивности никто даже не подозревает о том, что там никто не будет ждать. И чтобы чего-то достичь, потребуется пройти через лишения и трудности.

Еще одной из основных идей, проходящих через каждую главу, является крайне негативное окружение. В деревне героине приходится наблюдать пьянство, беспорядочность, жестокость и другие плохие стороны жизни. Приехав в крупный поселок, она не видит изменений. Все остается таким же, как и дома.

Проблематика персонажей

Виктор Петрович Астафьев славится тем, что в его текстах отсутствуют полностью положительные или отрицательные герои. Он старался передать жизнь такой, какой она была.

Поэтому виноваты все персонажи, включая Людочку. С одной стороны, она представлена, как добрая и наивная девушка, но с другой, именно она боится пойти на жертвы, когда лежит в больнице в одной палате с умирающим лесорубом. Он хороший мужчина, и с ним у Людочки могла бы случиться любовь, но человек при смерти, а девушка боится брать на себя ответственность, ведь никто не может сказать, будет ли он жить и не останется ли инвалидом.

Главные герои их хорошие и плохие качества

Творчество Астафьева

Главные герои

В произведении Астафьева несколько героев, но в роли главной выступает Люда — девушка, приехавшая из маленького населенного пункта, чтобы устроить свою жизнь в городе. Она трудолюбива, добра и ответственна, всеми силами старается постичь парикмахерское мастерство, но не брезгует заработать копейку в должности уборщицы.

Девушка, попав в трудную ситуацию, пытается найти помощь и сопереживание у близких людей, но те заняты собственной жизнью и делами дочери не интересуются.

Стоит дать характеристику и остальным действующим лицам трагической истории, среди них можно выделить следующих персонажей:

  1. Отчим — новый ухажер матери, мужчина большую часть жизни провел в ссылках и лагерях, в конце он отомстил за смерть падчерицы.
  2. Гавриловна — старая парикмахерша, у которой проживала и работала Людочка, когда находилась в городе.
  3. Мать Люды — сорокапятилетняя женщина, от которой ушел первый муж, она была занята собственной жизнью, поэтому не откликнулась на просьбу дочери о помощи, позднее она об этом очень пожалела.
  4. Стрекач — уголовник и главарь банды, он изнасиловал главную героиню и стал виновником ее последующего самоубийства.

Тематика и образы

Основной проблемой, которую автор видит в своем произведении, является жизненный уклад. Сам он родился до войны и прожил очень сложную жизнь, но не позволял себе камнем упасть на дно жестокого по отношению к окружающим общества.

После произошедшего Артем пересмотрел свое существование:

  • отучился на электрика;
  • нашел хорошую работу, с помощью которой смог приносить пользу;
  • женился на доброй девушке;
  • к концу книги уже нянчил собственного ребенка.

Артем, бывший лидер молодых преступников, больше не хотел никого обижать. Он начал новый этап своей жизни. Но наверняка до конца будет вспоминать юную наивную девушку, которую пообещал защитить, а когда потребовалось — побоялся это сделать.

Занятия в железнодорожной школе начались в декабре 1941 года, а закончились в мае 1942-го. К этому моменту вовсю шла Великая Отечественная война, ее отголоски были слышны в Красноярском крае. Туда спешно эвакуировали жителей европейской части России, налаживали производство военной техники.

В боях под польским городом Дукла осенью 1944-го Астафьев был ранен и несколько месяцев провел в госпитале. После лечения от строевой службы его отстранили, и победу он встретил во вспомогательных частях Первого Украинского фронта в Ровно. Там же он познакомился со своей будущей женой — медсестрой Марией Корякиной. Они поженились вскоре после войны — 26 октября 1945 года. Затем супруги переехали в Пермскую область, в родной город Марии Корякиной — Чусовой.

Отзывы читателей

Произведение сильно тем, что при малом объеме автору удалось раскрыть множество проблем общества. Причем большинство из них являются актуальными до сегодняшнего дня.

В послевоенное советское время говорить правду часто было не принято. Но Астафьев раскрывал истину в своих повестях и рассказах. Он не просто хотел показать обществу, насколько полезной может быть правда. Виктор Петрович собственным примером демонстрировал, что честно говорить нужно всегда, даже под прицелом властей. От этого читать его произведения становится намного приятнее.
Читатель

Читайте также: