Легенды и мифы в романе ч айтматова сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Средняя школа № 27 имени С. Ескараева

Научный проект на тему

Секция : русская литература

Выполнил (а): Тулеубек Фариза

Руководитель : Сейлова Р . Б .

Научный проект на тему «Мифологемы в повести Ч . Айтматова

І. Введение .

Мифологические мотивы и фольклорные элементы в произведениях Ч.Айтматова

ІІ. Основная часть

1. Мифологема в литературе

2.Анималистические мотивы , мифологема Богини –матери (Матери –Оленихи )

4. Мифологема Дерева

Цель работы:

исследовать основные мотивы и мифологические образы прозы Ч.Айтматова; дать, анализ мифолог ем в авторском тексте и выявить значение мифологической составляющей при создании художественной картины мира в творчестве Ч.Айтматова

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

Описать и систематизировать основные мифологические и фольклорные мотивы

. Определить роль мифологических и фольклорных образов в создании автором художественной картины мира .

Новизной нашего исследован ия является то ,что мы пытаемся углубить, систематизировать соответствующие образы и мотивы, выявить значение , роль , функции мифологем пронизывающих творчество Ч. Айтматова. Для исследования произведени я основным терминологическим аппаратом для нас становятся понятия мифа, мифологемы

«Энергия мифа…питает

современную литературу

огромной первозданной

поэзией человеческого духа

I часть

II часть. Основная часть

В ажнейшей категорией в данном научном проекте является понятие "миф ологемы "

Корни айтматовского мифологизма в киргизском фольклоре: там - в легендах, сказках, притчах – писатель обнаружил удивительные свойства художественного моделирования действительности, глубину символики.

Рогатая мать-олениха верит в добро как природу человека. Зооморфный образ матери-оленихи в предании связан с мифическим временем прихода первопредков на обетованную землю, с одной стороны, с другой же, для Айтматова это способ в реалистически создать глубинный смысл: связать воедино легендарное время и современность, протянуть связующую нить через прошлое, живущее в родовом предании, к сегодняшним людям.

Мифологема Дерева

ІІІ Заключение

В сказании о маралах художник проявил тонкое понимание культуры собственно эпического жанра, поразительное знание и чувство его стилистической формы.

Герои Айтматова вспомнили и вернули нам забытую сказку, которая оказалась не чем иным, как воплощенной народным опытом истиной о неразделимости — Человека, Времени и Природы.

Закрыв книгу, мы чувствуем ответственность за гибель ребенка. К этому, наверное, стремился автор, создавая произведение.
Способность сопереживать, откликаться на чужую боль, не быть равнодушным — не в этом ли главная задача литературы? И произведение

Ч.Айтматова вполне отвечает этой цели.
Сам писатель так говори л о себе: “Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет самым тяжелым днем в моей жизни”.

Батыркулова Айгул Бекмурзаевна – научный сотрудник Кыргызской академии образования.

Ключевые слова: Предание, миф, фантастическое описывание, идея, гуманизм, манкуртизм, роман-легенда, цивилизация, космополит.

Как верно заметил выдающийся писатель Ч.Айтматов, несмотря на то, что развитие человечества направлено в будущее, его история, опыт, фундамент, остается наследием для будущих поколений. Без этого невозможно продолжение культурной и общественной жизни.

В этом романе тесно взаимосвязаны эпоха, настоящее и будущее время. С этой целью писатель использовал как символ проходящие поезда, которые проходят с востока на запад, с запада на восток. По обеим сторонам железной дороги пустынная степь. Это пустыня Сары – Озек. Как и меридиан Гринвича дальность считается железной дорогой. Поезда проходят с востока на запад, с запада на восток. Это повторение имеется в каждой главе и выполняет функцию связи между прошлым, сегодняшним и будущим. Движение поездов - это быстротечность времени.

Первая. Легенду Ч.Айтматова об Ана-Бейит, можно сказать, творческой находкой писателя, ибо по содержанию она равна эпическому произведению.

Два друга Казангап и Эдигей живут в пустыне Сары –Озек. По легенде пустыня Сары-Озек - это родина верблюда Акмая, хозяйка которой Найман-Ана. Она похоронена в Ана-Бейите. Краткое содержание таково:

В древности в эпоху жуаньжуане и пленных воинов превращали в манкуртов. Для этого они надевали на голову пленного верблюжью кожу и бросали в пустыне, где они превращались в манкуртов. Кроме того на шею надевали колесо, которое не позволяло ему спать. Они голодали. Их сторожили жуаньжуани, чтобы другие не помогли. Мать одного из манкуртов из найманов услышала от путников о молодом манкурте. Найман-Ане решила найти своего сына и на верблюде Акмаян отправилось в путь. Об этом кроме ее свояченицы никто не знал. В надежде найти сына она надела белый платок.

Жуаньжуани держали манкуртов как собак. Они кормили их и те пасли верблюдов. Несмотря то, что они несоображали, они хорошо выполняли поручения. Она встречается со своим сыном и пытается поговорить с ним, но ничего не выходит. Жоломан – сын ее, не узнает её.

Кроме этого в легенде Ана-Бейит имеются следующие символы: уважение традиций предков и кладбищ; под натиском цивилизации рушатся народные традиции; столкновение взглядов т.е. одни продолжают традиции предков, а другая молодежь не знает и не соблюдает традиции предков.

Например, в романе на кладбище Ана-Бейит существует два взгляда. Казангап и Едигей считает его святым и уважают. А для сына Казангапа Сабитжана Ана-Бейит это просто старая сказка. Он отмахивается от этой легенды.

Образ Сабитжана символичен, это человек советского общества, это негативное явление современной цивилизации.

Покорение Космоса сопровождаются потерей и топтанием народных святынь. Под натиском цивилизации были утрачены многие народные традиции, многие люди превратились в атеистов. Так Сабитжанство и манкуртизм превратились в течение, которое охватило многих. Ценность этого романа в том, что восхваляется величие человека и осуждаются те, кто растоптал это величие. Первая группа - это Казангап, Едигей, Абуталип и Зарипа.

Вторая легенда посвящена любви. В романе речь идет о любви Едигея к Зарипе. Зарипа хоть и вдова, она отвергает любовь Едигея так как у него семья. Едигей тяжело переживает, в тот момент Казангап говорит, что Зарипа поступила правильно. Она спасла его от позора. В связи с этим в романе речь заходит о легенде Раймалы - Бегимай. По легенде Раймалы был известным певцом и музыкантом. Однажды он на свадьбе встречается с молодой певицой Бегимай и влюбляется в неё: он сочиняет песню для Бегимай. И, они на свадьбе поют всю ночь. Но это не понравилось местным предводителям. Легенда о Раймалы – Бегимай символ красоты и любви.

Произведение литературы только тогда становится близким, когда оно рождает отклик в моей душе. Счастливая звезда Айтматова в том, что он каждым своим произведением достигает такого эффекта. Начинаю читать его и сразу становлюсь соучастником данного повествования. И меня потрясает реальность событий, происходящих в нем. Они заставляют ощутить неотвратимую потребность взять на себя всю боль, страдания и радость незнакомых людей, открыть, перечитать и пережить все заново.

Герой повести — мальчик, наивно-чистый и мечтательный, душевно-открытый и бескорыстный. Загадочно его происхождение: о матери и отце только слухи, а сам он в мечтаниях своих рисует роскошные образы. Отец ему — матрос с Белого парохода, а мать ему— прародительница рода племени киргизов — Рогатая мать-олениха. Его потрясающая способность воображения, нравственная чистота, способность жить вымыслом свидетельствуют о нем, как о том пророке, который, по словам первых встречных людей, только сам не знает о себе, что он Пророк. Его внутренние, интимные сожители — это вся благодать бытия: горы, лес, простор, озера, времена года, бинокль, портфель, люди добрые, сказочные, наезжающие изредка издалека (чабаны, шоферы, все — братья, ибо сыновья Рогатой матери-оленихи).

сильного физического зрения, мальчик наделен еще более сильным, могучим — внутренним зрением. Он видит мир новый и неиспытанный, где жизнь такая безмятежная, полная устоявшейся гармонии, там вечное блаженство в объятиях сказочной красоты. Дети, взращенные Рогатой матерью-оленихой, — начало людского рода, начало человека. И мальчик, которому предстоит уплыть рыбой, — сын сыновей Рогатой матери-оленихи, И все те шоферы — хорошие, добрые люди, которых он знал, — были для него сыновьями Рогатой матери-оленихи. Один корень, одно начало, один исток у этого родства. И старик Момун несказанно горд тем, что принадлежит к роду бугинцев, который тоже ведет начало от Рогатой оленихи.

Кордон — ограниченность и предопределенность. Это бесчувственная атмосфера, построенная на безумном страхе и апатичной покорности и пропитанная мрачнейшим суеверием и невежеством. Один лишь мальчик отваживается вырваться из кольца-плена, превратиться в вольную рыбу и уплыть к Отцу. раз убили злые люди его мать-Олениху. Он сумеет зародить в себе протест, обретая форму борьбы за справедливость, за веру в правду и счастье, ибо такова изначальная потребность рожденного человека — быть человеком.

Судьбы немногих персонажей этого произведения сходятся в конечном счете на судьбе мальчика. Он живет как бы в двух измерениях. Конкретный, реальный мальчишка, первоклассник, со всеми присущими этому возрасту странностями, шалостями, и воплощение детства вообще — хрупкого, впечатлительного, восприимчивого прежде всего к добру. Мир волшебный и мир реальный. Для мальчика дедова сказка о Рогатой оленихе — символ безмерной материнской любви, которая в незапамятные времена спасла двух таких же, как он, ребятишек, мгновенно обернется явью, когда Момун, возвращаясь с ним из школы, шепнет: маралы вернулись. Конечно, уверен мальчик, что это не случайные, забредшие из соседнего заповедника животные. Это сама Олениха вернулась, чтобы помочь ему, Момуну и его дочери. И охота, убийство маралов станет для него крушением обоих миров одновременно. Действие в повести поначалу развивается долго и неторопливо.

Отблески огней в ночи; похохатыванья, хрюканья свиные (у важного гостя, кажется, свиные глаза), и все это как кошмар — наваждение в сознании больного мальчика, чудовищный бред и нелепость. И мальчик изгоняет все из своего мира, отправившись рыбой к Белому пароходу. Он уходит из этого мира, а мир остается прежним обиталищем этих нелюдей. Смерть здесь ни при чем. Мальчик ее не видит и не знает. Он уплывает в реку — в жизнь абсолютно чистую и вечную.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Читая произведение Чингиса Айтматова "И дольше века длится день", мы знакомимся с легендой о манкурте, которая повествует нам о судьбе одного человека, ставшего против своей воли манкуртом, и о его матери.

Манкурт - это беспамятный раб племени жуаньжуанов. Беспамятный раб. Рабы. такими их делали жуаньжуаны посредством жесточайших пыток, после которых новоиспеченные манкурты не помнили ни своего имени, ни своей матери, ни своего дома. Их единственной цель становилось беспрекословное выполнение команд своего хозяина. именно команд, а не поручений, и даже не приказов.

Если люди узнавали, что их родственник стал манкуртом, то они не только не пытались спасти его, но и старались забыть о нём. Но одна женщина примириться с такой участью сына не смогла - она не стала от него отказываться и всеми силами старалась помочь ему вернуть память. Она рассказывала ему об истории его рождения, о его отце. Но манкурт лишь бессмысленно смотрел на неё отрешенным взглядом. Рассказ женщины не трогает его - он к ней равнодушен. Лишь однажды на его лице мелькнула едва заметная улыбка - когда мать ему пела колыбельную.

Поняв, что попытки помочь что-либо вспомнить бесполезны, женщина попыталась уговорить манкурта уехать домой, но тот недоумевал: "Как можно у ухать, оставив своего хозяина?". Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Когда жуаньжуаны узнали, что манкурта навещала его мать, они приказали ему убить её, и тот, не дрогнув, выполняет приказ, пустив в неё стрелу.

Мне кажется, что человека можно убить, не причиняя ему физической боли. Равнодушие - вот оружие, убивающее без ножа. Оно страшнее даже человеческой ярости или ненависти.

Читайте также: