Лефортовские ночи сочинение егэ

Обновлено: 16.05.2024

1) Она на всю жизнь за­пом­ни­ла, как долго отец болел дву­сто­рон­ним вос­па­ле­ни­ем лёгких, и ей было жаль отца. 2) Она на всю жизнь за­пом­ни­ла тот стыд, ко­то­рый ис­пы­ты­ва­ла в дет­стве от не­су­раз­но­сти отца. 3) Толь­ко став взрос­лой, она по­ня­ла, какой опас­но­сти под­вер­га­лась их жизнь, когда ско­рая по­мощь за­стря­ла в снегу, не до­е­хав до рай­цен­тра. 4) Толь­ко став взрос­лой, она по­ня­ла, что в дет­стве была не­спра­вед­ли­ва к отцу и за внеш­ней не­су­раз­но­стью не ви­де­ла его огром­ной любви к до­че­ри.

Задание 3

В каком ва­ри­ан­те от­ве­та нет фра­зео­ло­гиз­ма?

1) И я сна­ча­ла в са­ди­ке, а потом в школе несла тяж­кий крест от­цов­ской не­су­раз­но­сти. 2) Я го­то­ва была про­ва­лить­ся сквозь землю от стыда и вела себя подчёрк­ну­то хо­лод­но, по­ка­зы­вая своим видом, что этот не­ле­пый че­ло­век с крас­ным носом не имеет ко мне ни­ка­ко­го от­но­ше­ния. 3) Шёпотом он рас­ска­зал маме, что дошёл до рай­цен­тра, под­нял всех на ноги и вер­нул­ся с вез­де­хо­дом. 4) Не знаю, сколь­ко про­шло вре­ме­ни, но вне­зап­но ночь оза­ри­лась ярким све­том фар, и длин­ная тень ка­ко­го-то ве­ли­ка­на легла на моё лицо.

Задание 4

Из пред­ло­же­ний 25—32 вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром пра­во­пи­са­ние при­став­ки опре­де­ля­ет­ся её зна­че­ни­ем — не­пол­но­та дей­ствия.

Задание 5

Задание 6

Задание 7

Задание 8

Вы­пи­ши­те грам­ма­ти­че­скую ос­но­ву пред­ло­же­ния 30.

Задание 9

Среди пред­ло­же­ний 6—10 най­ди­те пред­ло­же­ния с обособ­лен­ным об­сто­я­тель­ством. На­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

Задание 10

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые при ввод­ном(-ых) слове(-ах).

По до­ро­ге по­па­ли в страш­ную ме­тель,(1) ма­ши­на за­стря­ла,(2) и во­ди­тель визг­ли­во,(3) как жен­щи­на,(4) стал кри­чать,(5) что те­перь все мы замёрзнем. Он кри­чал прон­зи­тель­но,(6) чуть ли не пла­кал,(7) и я ду­ма­ла,(8) что у него,(9) на­вер­ное,(10) тоже болят уши.

Задание 11

Ука­жи­те ко­ли­че­ство грам­ма­ти­че­ских основ в пред­ло­же­нии 25. Ответ за­пи­ши­те циф­рой.

Задание 12

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми под­чи­ни­тель­ной свя­зью.

И я сна­ча­ла в са­ди­ке,(1) а потом в школе несла тяж­кий крест от­цов­ской не­су­раз­но­сти. Всё бы ни­че­го (мало ли у кого какие отцы!),(2) но мне было не­по­нят­но,(3) зачем он,(4) обыч­ный сле­сарь,(5) ходил к нам на утрен­ни­ки со своей ду­рац­кой гар­мош­кой. Играл бы себе дома и не по­зо­рил ни себя,(6) ни свою дочь! Часто сби­ва­ясь,(7) он то­нень­ко,(8) по-жен­ски,(9) ойкал,(10) и на его круг­лом лице по­яв­ля­лась ви­но­ва­тая улыб­ка.

Задание 13

Среди пред­ло­же­ний 1—5 най­ди­те слож­ное пред­ло­же­ние с по­сле­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Задание 14

Среди пред­ло­же­ний 11–19 най­ди­те пред­ло­же­ние с бес­со­юз­ной и со­юз­ной со­чи­ни­тель­ной и под­чи­ни­тель­ной свя­зью между ча­стя­ми. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

Часть 3

Задание 15

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём балл

Источник: Открытый банк ФИПИ

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (3 июня)

1. В чем заключается бесчеловечность войны? 2. В чем заключался героизм людей в годы войны? 3. Что объединяло людей в годы войны? 4. В чем заключался главный ужас войны? 5. Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны? 6. Как война повлияла на человека?

1. В чем проявляется истинный патриотизм?/ Что может объединить людей перед лицом опасности? 2. Что способно объединить людей с разными взглядами? 3. В каких ситуациях особенно важно пойти на компромисс? 4. Какую роль играла/должна играть журналистика в военное время?

Текст 3. А.Н. Толстой о военной журналистике

1. Какую роль играли средства массовой информации в годы войны? 2. Как война отразилась на журналистике? 3. В чем была особенность публицистики Великой Отечественной войны? 4. В чем проявлялось единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны?

Текст 4. Л.Н. Толстой о насилии и самосовершенствовании

1. Чем опасно насилие? 2. Какие люди способны на насилие? 3. Что помогает сделать жизнь людей лучше? 4. Кто/что может изменить жизнь людей к лучшему? 5. Как изменить жизнь людей/устройство общества к лучшему? 6. Какова роль самосовершенствования в жизни человека? 7. Как общество может избавиться о пороков? 8. Почему насилие не способно изменить мир к лучшему? 9. В чем причины несчастий людей?

Текст 5. Л.Н. Толстой о способности мыслить

1. Что помогает человеку стать лучше? 2. Почему человеку важна способность мыслить? 3. Каково значение совести в жизни человека? 4. Как человек может познать истину? 5. Как человек может избавиться от пороков? 6. Что помогает человеку переносить трудности? 7. Почему важно самостоятельно мыслить?

Текст 7. В.Н. Афонин о детских воспоминаниях

1. Какова роль детских воспоминаний в жизни? 2. В чем заключается ценность воспоминаний о детстве? 3. Чем отличается детское восприятие мира от восприятия мира взрослыми людьми?

Текст 8. Н.И. Батыгина об отзывчивости

1. В чем заключается сила доброты? 2. Какую роль играют забота и поддержка в жизни людей? 3. Что помогает человеку пережить горе?/ сохранить силу духа? 4. Как проявляется истинная доброта?

Пример сочинения по тексту Н.И. Батыгиной: В чем проявляется доброта человека?

Текст 9. В.В. Корчагин о страхе и предательстве

1. Как проявляется внутренний конфликт? 2. Как проявляется любовь человека к ближнему? 3. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека? 4. Чем опасна трусость? 5. Почему люди проявляют эгоизм? 6. Что толкает человека на предательство? 7. Как страх влияет на поступки человека? 8. В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа?

Текст 10. Д.А. Гранин. Новый год на фронте

1. Какие чувства испытывает человек на войне? 2. Есть на войне место радости? 3. Какие воспоминания важны для человека? 4. В чем люди черпали силы в годы Великой Отечественной войны?

Текст 11. Ю.Я. Яковлев о силе материнской любви

1. В чем проявляется материнский подвиг? 2. В чем заключается сила материнской любви? 2. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека? 3. Что такое честь? 4. В чем заключается истинная смелость? 5. В чем заключается нравственный выбор? 6. Чем руководствуется человек, делая нравственный выбор

Текст 12. Ю.П. Казаков об отчем доме

1. Какую роль играет Родина в жизни человека? 2. Какое значение имеет отчий дом в жизни человека?

Текст 13. Ю.М. Нагибин о воспоминаниях юности

1. Какое значение имеет первая любовь в жизни человека? 2. Какую роль играет юность в жизни человека? 3. Каковы последствия упущенных возможностей? 4. Почему нужно ценить время?

Текст 14. М.В. Глушко о горечи утраты

1. Как война повлияла на жизни людей? 2. Какую роль играла поддержка в годы Великой Отечественной войны? 3. Оправдана ли ложь во спасение? 4. В чем заключается ужас войны? 5. Для чего нужна спасительная ложь?

Текст 15. В.М. Шукшин о Родине

1. Какое значение имеет Родина в жизни человека? 2. Почему человек всегда стремится вернуться на Родину? 3. Как характеризует человека его отношение к Родине? 4. Как человек должен относиться к Родине? 5. Что значит быть истинным патриотом? 6. Когда человек осознает любовь к Родине?

Текст 16. К.М. Симонов о командире дивизии

1. Что помогало людям преодолеть тяготы войны? 2. Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны? 3. Какова цена ошибки на войне? 4. Почему нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны? 5. Как военные действия влияли на душевное состояние людей? 6. В каких ситуациях человек с особой силой ощущает ценность жизни? 7. Какова была роль лидера в годы войны?

Текст 17. Л.Н. Толстой о душе

1. Что объединяет людей?/ Что есть общего у всех людей? 2. Что важнее душа или тело?/Как соотносятся душа и тело? 3. Что представляет собой духовная часть человека?/ Какую роль она играет в жизни человека? 4. Что такое совесть? 5. Какую роль играет совесть в жизни человека? /Для чего человеку нужна совесть?

стеклянный, оловянный, деревянный, безымянный, желанный, священный, медленный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, отчаянный, окаянный, чванный, чеканный, жеманный, доморощенный, данный, решённый, купленный, казённый, пленённый, брошенный, лишённый, обиженный, смущённый, казнённый, конченное дело, побеждённый, рождённый, пеклеванный, недреманный, пущенный, окаянный.

На главную страницу

— Главная — Сочинение ЕГЭ

К сожалению, работа пока далека от идеальной с точки зрения содержания, хотя видно, что вы знакомы со структурой сочинения.

В соответствии с критериями проверки сочинений формата ЕГЭ 2022 ваша работа оценивается следующим образом.

К1 - Формулировка проблем исходного текста: + 1 балл

Проблема определена верно, сформулирована корректно.

K2 - Комментарий + 1 балл

Пример 1 в сочинении указан с фактическими и логическими ошибками, поэтому не засчитан (см. анализ К5, К12).

Пример 2 (поведение раненого австрийца) указан, пояснение логически не относится к примеру.

Взаимосвязь между примерами и анализ связи не засчитываются, так как выставлен балл за один пример.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают понять, что мужество людей заключалось почти во всех действиях солдат : в помощи раненым, в утешении, в самопожертвовании.

Вы настолько всё запутали. Причина, на мой взгляд, кроется в том, что вы невнимательно прочитали текст. Что значит во всех действиях? Каких солдат (тех, кто, с вашей точки зрения, переносил раненых или тех, кто был ранен. Из вашего сумбурного комментария трудно это понять.

K3 - Отражение позиции автора исходного текста: + 1 балл

Позиция автора относительно поставленной проблемы определена корректно.

K4 - Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста: + 1 балл

Отношение к позиции автора содержит согласие, тезис, обоснование тезиса.

Но обоснование выглядит неубедительно, пример логически не завершён.

K5 - Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения: + 0 баллов

Куда переносили раненых? Совершенно непонятно. Кто продолжал делать свою работу (солдаты, раненые?) (логический провал). Это возникает потому, что вы не анализируете текст, читаете невнимательно, пропускаете важное.

Логическая ошибка: в примере нет никакого (ни прямого, ни косвенного) указания на травмы и усталость. Нарушение причинно-следственной связи.

Цитата приведена неточно. В тексте, размещённом на сайте, по-другому: "Переносили раненных мы медленно и поэтому зачастую простаивали в Лефортово до рассвета" . Солдаты - фактическая ошибка (читайте внимательнее текст!) Подробнее об этом см. комментарий к К12.

Из приведённого вами примера совершенно не видно, что люди готовы до последнего сражаться (логическая ошибка). Фраза "продолжал говорить про великую битву" не свидетельствует о том, что человек хочет сражаться до последнего. Скорее это домысливание. Тот, кто читает ваше сочинение, должен понимать мысль, даже если он не читал текст.

Пример, который вы приводите, не коррелирует с тезисом. Пример получился незавершённым (возможно, это случилось из-за того, что вы плохо знаете содержание повести В. Быкова "Сотников").

K6 - Точность и выразительность речи + 1 балл

Если К10 K7 - Соблюдение орфографических норм: + 3 балла

K8 - Соблюдение пунктуационных норм: + 2 балла

K9 - Соблюдение грамматических норм: + 1 балл

K10 - Соблюдение речевых норм: + 1 балл

Я согласна с мнением автора и тоже считаю, что мужество проявлялось в самопожертвовании собой ради Родины.

K11 - Соблюдение этических норм: + 1 балл

Думаю, что некорректно называть то, что делали люди, "мелочами". Не нужно обесценивать поступки людей. Балл не снимается, но будьте, пожалуйста, аккуратнее в выборе слов.

К12 - Соблюдение фактологической точности в фоновом материале: + 0 баллов.

Допущены ошибки в цитате (см. комментарий к К2).

Раненых помогали переносить не солдаты (читайте внимательно текст: номера предложений №4 (мы, трамвайщики), № 13 (мы, кондуктору, люди разных возрастов, характеров, взглядов), № 19 (вожатые), № 24 (мы помогали санитарам переносить тяжелораненых) и т.д. Нужно не скользить по поверхности текста, а внимательно читать.

Общие рекомендации: следует усилить работу над комментарием, логикой развития мысли, речевым оформлением.

Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны? Ответ на этот вопрос является главной мыслью в тексте К. Г. Паустовского и жизнеутверждающим принципом в годы войны.

Оба примера: описание заботливого отношения кондукторов к раненым и их забота о женщинах, приходящих к поезду, и взаимное добросердечное отношение раненых к женщинам – говорят о том, что людей, которые бы оставались равнодушными в данный момент, не было. Народ не очерствел от горя, смертей и страданий.

Позиция рассказчика заключается в следующем: он до сих пор живет этими воспоминаниями – лефортовскими ночами. Он хотел донести до читателей то, что останется в его душе навечно: глубокую сердечность людей, их бескорыстную заботу и истинное беспокойство даже за состояние пленных.

Итак, люди не остаются в стороне от военных проблем, не пренебрегают разными обязанностями по уходу за ранеными, не становятся равнодушными к страданиям других. Трудно поверить, как не истощалась их душевная сила и как не уменьшалась их забота о своих соотечественниках. В годы войны такая забота становится равносильной нравственному подвигу.

Сочинение 2

В чем заключается бесчеловечность войны?

Войны беспощадны, кровавы и бесчеловечны. Доказательства этому мы находим в тексте К.Г. Паустовского, в котором дан ответ на вопрос – в чем заключается бесчеловечность войны.

Автор рассказывает о том, как женщины приходили к поездам, где грузили раненых. Ими постоянно владело мучительное беспокойное ожидание: они хотели увидеть своих родных. Но не встречали тут их. Но озабоченность не проходила, потому что впечатление от раненых было удручающим. Нервная нагрузка на плечи женщин увеличивалась. И чем дольше они всматривались в лица солдат, тем больше в них усиливалось затаенное опасение, которое перерастало в тревогу: неужели убит? Беспощадность войны проявлялась в нервных перегрузках всех, без исключения, участников военных событий.

Рассказывая о страданиях женщин и раненых, судьба которых зависит от страшной обстановки, автор иллюстрирует жестокость военного времени.

Автор, описывая внутреннее состояние людей во время войны, утверждает, что война ужасна и кровава, она несет смерть, ранения, осознание человеком своей страшной зависимости от нее.

Итак, бесчеловечность войны заключалась в глубочайшем человеческом горе и отчаянии. Ведь всё, что есть самого страшного в жизни людей, это и происходило во время любой войны.

Сочинение 3

Что объединяло людей в годы войны? На этот важный для потомков вопрос К. Г. Паустовский отвечает, описывая ситуацию в годы войны, когда забота о раненых объединяла людей. Трамвайщики перевозили раненых с Брестского вокзала до военного госпиталя в Лефортово и помогали санитарам грузить их и переносить раненых по дну оврага, где протекал ручей. Люди военной поры не делили ответственность на свою и не свою, не оставались равнодушными и не стояли в стороне от важного общего дела.

Формировавшиеся веками народные традиции о заботе и помощи становились в тяжелое время особенно важными. Они и роднили людей в едином гуманном порыве. Кроме заботы, которая связывала людей во время войны, ещё одним доказательством рассматриваемого автором вопроса, являются общие искренние добрые мысли, которыми живут люди. Перед смертью солдат-австриец сказал слова, которые сначала были непонятны рассказчику-кондуктору. Казалось, между этими двумя людьми не было ничего общего, что могло бы их объединить. Впоследствии, обдумывая слова умирающего, рассказчик понял, что мир — это такое состояние, которое хочет чувствовать человек любой национальности. Именно мир, а не война роднит простых людей, которые по вине других вынуждены поднимать оружие против братьев. Неважно, что эти мысли пришли раненому австрийцу только перед смертью. Может быть, они были тайными и умирающий жил ими в душе все годы войны.

Горестное недлительное общение раненого и человека, который позаботился о нем, сблизило их. Помощь раненым и взаимные добрые признательные мысли противоборствующих сторон — эти аргументы приведены автором для доказательства главной мысли о том, что общая забота о тех, кто пострадал во время войны и общие миролюбивые принципы жизни объединяют людей.

Писатель доказал, что объединяло людей во время войны заботливое отношение к раненым и добрые мысли противников о том, что людей заставляют воевать, хотя они хотели бы мира. Забота о других и добрые идеалы, ради которых и должен жить человек — вот, что может сплачивать людей в суровое время. Об этом и хотел сказать К.Г. Паустовский.

Я согласна с автором и приведу пример из истории нашей страны. В годы Великой Отечественной войны заботливое отношение людей друг к другу сыграло значительную роль в деле победы. Медсестры солдатам, командиры подчиненным, тыл фронту — все помогали всем, как могли. Порой советские люди заботились даже о раненых противниках.

Итак, опасная военная обстановка сплачивала людей, и все становились заботливее, милосерднее. Общее горе и необходимость проявления заботы, общая добрая нравственность, воспитанная в людях любой национальности, — всё это сближает людей всего мира.

Базарный Сызган. Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. Была вьюга. К утру поезд сплошь залепило снегом. Я пошел со своим соседом по вагону, добродушным увальнем Николашей Рудневым, студентом Петровской сельскохозяйственной академии, в вокзальный буфет купить баранок.

Курносая девушка в фартуке поверх кацавейки сидела, пригорюнившись, за столиком и смотрела на мальчика с землистым лицом. Шея у мальчика была длинная, прозрачная и истертая до крови воротом армяка. Редкие льняные волосы падали на лоб. Мальчик, поджав под стол ноги в оттаявших опорках, пил чай из глиняной кружки. Он отламывал от ломтя ржаного хлеба большие куски, потом собирал со стола крошки и высыпал их себе в рот.

Мы купили баранок, сели к столику и заказали чай. За дощатой перегородкой булькал закипавший самовар. Курносая девушка принесла нам чай с вялыми ломтиками лимона, кивнула на мальчика в армяке и сказала:

– Я его всегда кормлю. От себя, а не от буфета. Он милостыней питается. По поездам, по вагонам.

Мальчик выпил чай, перевернул кружку, встал, перекрестился на рекламу сараджевского коньяка, неестественно вытянулся и, глядя остановившимися глазами за широкое вокзальное окно, запел. Пел он, очевидно, чтобы отблагодарить сердобольную девушку. Пел высоким, скорбным голосом, и в ту пору песня этого мальчика показалась мне лучшим выражением сирой деревенской России. Из слов его песни я запомнил очень немного.

. Схоронил ее
во сыром бору,
во сыром бору
под колодою,
под колодою,
под дубовою.

Я невольно перевел взгляд туда, куда смотрел мальчик. Снеговая дорога сбегала в овраг между заиндевелыми кустами орешника. За оврагом, за соломенными крышами овинов вился струйками к серенькому, застенчивому небу дым из печей. Тоска была в глазах у мальчика – тоска по такой вот косой избе, которой у него нет, по широким лавкам вдоль стен, по треснувшему и склеенному бумагой окошку, по запаху горячего ржаного хлеба с пригоревшими к донцу угольками.

Я подумал: как мало в конце концов нужно человеку для счастья, когда счастья нет, и как много нужно, как только оно появляется.

С тех пор я помногу живал в деревенских избах и полюбил их за тусклый блеск бревенчатых стен, запах золы и за их суровость. Она была сродни таким знакомым вещам, как ключевая вода, лукошко из лыка или невзрачные цветы картошки.

Без чувства своей страны – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи – нет настоящего человеческого характера. Это чувство бескорыстно и наполняет нас великим интересом ко всему. Александр Блок написал в давние тяжелые годы:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!

Блок был прав, конечно. Особенно в своем сравнении. Потому что нет ничего человечнее слез от любви, нет ничего, что бы так сильно и сладко разрывало сердце. И нет ничего омерзительнее, чем равнодушие человека к своей стране, ее прошлому, настоящему и будущему, к ее языку, быту, к ее лесам и полям, к ее селениям и людям, будь они гении или деревенские сапожники.

Я соглашался с Рудневым. В те годы Россия предстала передо мной только в облике солдат, крестьян, деревень с их скудными достатками и щедрым горем. Впервые я увидел многие русские города и фабричные посады, и все они слились своими общими чертами в моем сознании и оставили после себя любовь к тому типичному, чем они были наполнены. (По К.Г. Паустовскому)

img

Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. С него отправлялись эшелоны на фронт. По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.

Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.

Ждать приходилось долго. Мы курили около вагонов. Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. Самые эти слова - "грузить раненых",- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.

- Ждите!- отвечали мы. Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.

Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай - может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет об его судьбе.

Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.

Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. Иные из женщин плакали от жалости. Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.

Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.

Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.

В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.

Иногда мы возили раненых австрийцев. В то время Австрию насмешливо называли "лоскутной империей", а австрийскую армию - "цыганским базаром". Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами "Ф" и "И". Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.

Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки. О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.

Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. Тогда я с трудом повторил:

- Есмь славянин! Полоненный у велика-велика битва. брат мой.

Он закрыл глаза. Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле "швабов" прямо из своей деревни. Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Примерный круг проблем:

1. В чем заключался героизм людей в годы войны?
2. Что объединяло людей в годы войны?
3. В чем заключался главный ужас войны?
4. В чем заключается бесчеловечность войны?
5. Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны?
6. Как война повлияла на человека?

Читайте также: