Кутузов и народ сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Роман "Война и мир" представляет своеобразную концепцию истории Толстого. В частности, Толстой пересмотрел традиционные взгляды на степень участие всяких людей в ходе истории и на влияние народных масс на нее. Многие – как историки, так и литературные критики – считали, что писатель неверно изобразил войну (т.к. именно война занимает большую часть произведения), лишил ее величественности, истолковав как неизбежные события, закономерность, на которую никто и ничто не может повлиять. Главная действующая сила в войне, по Толстому, – народ. "Народная мысль" вообще широко представлена в романе и раскрывается в двух аспектах: на философском уровне Толстой изображает народ как мощную единую силу, без которой войны быть не может (о чем уже говорилось выше), и на психологическом – в понимании писателя народ есть носитель лучших человеческих качеств. Стоит, впрочем, уточнить то, что в данном случает термин "народ" у Толстого – непосредственно участвующие в военных действиях люди, т.е. не представители командования, что и подчеркивает писатель.

В романе множество массовых сцен, и это нужно не только для воссоздания исторической действительности. Толстой использует массовые сцены для выражения общего мнения народа. Писатель часто выбирает из толпы одного-двух людей, в нескольких чертах описывает их (в основном, указывает на какую-то мелкую деталь) и через их реплики, которые могут быть самыми разнообразными, передает настрой единого целого.

Отдельные представители – люди из толпы – не всегда просто исчезают со страниц романа. Встречаются такие, кого Толстой делает носителями целой идеи, даже идеологии. Таков Платон Каратаев. На его примере Пьер Безухов увидел, что можно быть счастливым везде и всегда, и как это на самом деле просто. Солдаты в большинстве своем – крестьяне, а в деревнях с их общинами как нигде сильно чувство единства, общности. И Пьер, глядя на Каратаева, понимает, как легко и, главное, как хорошо всех любить и никого не ненавидеть – т.е. быть проще, ближе к естественности. Идея простоты появилась в романе не случайно, это качество было важно для Толстого как человека, и потому его любимые герои в разное время решают быть ближе к народу, простым солдатам, которые являются олицетворением этой идеи (как, например, Пьер после Бородинского сражения). Кроме того, писатель вводит в повествование сцены, доказывающие наличие чувства сострадания у солдат, как, к примеру, в сцене с французским пленным – барабанщиком Венсаном. Солдаты не могут видеть в этом мальчике врага и даже, можно сказать, выражают симпатию к нему, окрестив его Висеней, Весенним.

В контрасте с этим Толстой отмечает и жестокость русских, символом которой стал Тихон Щербатый, "самый нужный человек отряде" Денисова. В образе Тихона писатель воплотил идею партизанской войны. Он вполне оправдывает его жестокость, т.к. безжалостная, без тени сострадания, расправа Тихона с французами – справедливая казнь, своеобразная (но, надо отметить, – очень действенная) защита от "миродеров". Назвав партизанское движение "дубиной", взлетевшей над французской армией, писатель тем самым привел лишний раз доказательство единства русских: нависла опасность, и народ объединился для ее уничтожения, образовав огромную силу. Но, по Толстому, сила сама по себе бесполезна, если ее не приложить в нужном направлении. Для этого нужен кто-то, умеющий указать это направление и суметь подтолкнуть к нему эту силу. Таким человеком у Толстого стал Кутузов. Вообще писатель отводил ничтожную роль историческим лицам, командирам и "гениям". Все события – в том числе и войны – происходят, по его утверждению, из-за столкновения миллионов причин, и исторические лица, со своими приказами и действиями, служат лишь последней каплей.

Создавая образ Кутузова, Толстой, естественно, не отказался от своего взгляда, но тем не менее этот полководец представлен в несколько ином свете, нежели остальные представители командования (изображение его фигуры схоже лишь с изображением Багратиона). Обращает на себя внимание тот факт, что Кутузов противопоставлен другим военачальникам (главным образом – нерусским), которые активно создают видимость действия, пытаясь доказать, что все зависит от их приказов, во что, видимо, сами не верят.

У Кутузова же даже его портрет создает атмосферу пассивности, лености. Толстой выделяет, что тот был старый, толстый, с "жирной спиной", с трудом передвигавшийся, любивший поесть и поспать человек. Последний факт, кстати, обыгрывается неоднократно: к примеру, Кутузов засыпает на важном совете. Но он вовсе не бездействует. Его деятельность направлена на то, чтобы собрать все возможные силы, победить французов и выгнать их из России, причем все это сделать нужно с наименьшими потерями. Как отмечает А. Скафтымов, тот, кто в силу обстоятельств связан так или иначе с другими, лишается самостоятельности действий и всецело отдается служению "необходимости". Этим-то и выделялся Кутузов, в этом-то и состоял его "гений" – он умел отказаться "от своей личной воли" и покориться закономерному ходу событий.

В целом, по Толстому, для наибольшей слаженности действий, для победы необходима единая система – армия плюс полководец, русский народ плюс Кутузов. Феномен Кутузова заключался в том, что он понимал историческую необходимость и умел бездействовать. Через образы Кутузова и народа Толстой передал читателю свою идею: такая система является двигателем истории, но на вопрос, что заставляет его работать, что это за сила, названная Толстым исторической необходимостью, он не дает ответа.

Связь Кутузова с народом заключена в первую очередь в патриотизме. Главнокомандующий искренне переживает за свою Родину, как это делают обычные солдаты.

Перед тем как Кутузов стал главнокомандующим, князь Василий рассуждал о том, что Кутузов не сможет быть хорошим главнокомандующим, потому что он стар и слеп. Однако слепота Кутузова не мешала ему видеть собственным сердцем, переживать события войны вместе с народом.

Народ уважает Кутузова как главнокомандующего, потому что он выражает их мировоззрение, их позицию относительно войны. Кутузов прост, он не кичится своим положением, считая, что его роль в войне менее значительна, чем роль простого народа.

Кутузов всячески защищает народ и всегда встает на его сторону. Герой плачет при виде раненых солдат, потому что Кутузовым ценятся жизни простых людей, которые пошли на борьбу с врагом. Главнокомандующий не считает воюющих пушечным мясом. Кутузов отрицает идею о том, что жизнями солдат можно пожертвовать ради спасения всей Родины. Главнокомандующий старается сохранить как можно больше жизней русских солдат. Этим Кутузов заслуживает народное уважение.

Сравнение образа Кутузова с образом Наполеона помогает увидеть, в чем же еще заключается связь Кутузова с народом. Если Наполеон ставит в центр военных действий свою личность, считая себя вершителем судеб, то Кутузов ставит свою личность на второй план, восхваляя простых русских солдат. Наполеон не обращает внимания на жизни своих солдат, жертвует ими, даже не задумываясь. Кутузов же выстраивает свою тактику так, чтобы как можно меньше русских солдат пострадало во время сражений. Наконец, Наполеон участвует в войне, чтобы показать свое превосходство, а Кутузов – чтобы спасти свое Отечество. Кутузов имеет не эгоистичную цель, а цель, к которой стремится весь русский народ. В этом также проявляется близость Кутузова с народом.

Таким образом, связь Кутузова с народом проявляется в патриотизме и единстве стремлений. Действия главнокомандующего направлены не на личную выгоду, а на спасение Родины.

В романе Л. Н. Толстого "Война и Мир" описываются события 1805-1820-х годов, и прежде всего это Отечественная война против Наполеона. Главнокомандующим русской армии в тот момент был назначен Михаил Илларионович Кутузов. Толстой подчеркивал, что главная мысль произведения — мысль народная. А Михаил Илларионович был очень близок народу, за ним готовы были идти, в него верили.

О внешности героя в произведении сказано мало: он был уже не молод, с трудом ходил, имел несколько ранений после предыдущих сражений. Это дает нам понять, что Кутузов простой, ничем не приметный в обычной жизни человек. Но в военном деле равных ему нет. Его решения спасли множество жизней и сыграли не последнюю роль в ходе войны. Но при всем этом Михаил Илларионович всегда оставался простым человеком.

Впервые мы знакомимся с Кутузовым на смотре в Браунау перед войной 1805 года.

Он приезжает к русским солдатам, которые безразличны к предстоящему походу: они не понимают целей кампании, не видят смысла в происходящем. Кутузов полностью солидарен с народом, здесь он впервые является воплощением народной мысли и как никто другой понимает ненужность этих действий для России. Он пытается уберечь солдат от бессмысленной смерти, оттягивает их вступление в бой. Но никто не слушает Кутузова, и это сражение заканчивается поражением русской армии. "Рана не здесь, а вот где", - указывая на грудь, говорит Кутузов. Ему было жалко солдат, отдавших свои жизни из-за недальновидности императоров. Также в Браунау мы можем заметить как ведет себя Кутузов с солдатами: он чуток, добр по отношению к ним. Часто использует ласковые слова, такие как дружок, голубчик, из-за чего создается впечатление, что Кутузов — отец для каждого солдата.

Чем еще близок Кутузов народу? Я думаю тем, что он не боялся показывать свои настоящие эмоции. "Слёзы катились из глаз его", - пишет Толстой о моменте, когда Кутузов прощается с Багратионом, благословляя его на подвиг. Эта сцена доказывает, что Кутузову не всё равно на жизнь своих солдат и офицеров, каждый важен для него. Здесь нельзя не отметить, что Кутузов настоящий патриот, он всей душой любит Россию и верит в её победу. Это так же сближает его с простым народом, который желает освободить свою родину от французских захватчиков. В то же время Кутузов прост и человечен. Он не вызывает в своих подчиненных трепета или страха. Его авторитет основан на доверии и уважении к людям. Толстой писал, что Кутузов знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат. Поэтому он был близок к народу, в нём люди видели символ победы, они шли за ним и верили в него.

Кутузову не нужна была слава, награды, "он вообще ничего не говорил о себе, не играл никакой роли". Но всем сердцем полководец желал победы для русского народа и готов был ради этого идти до конца. Именно он принял тяжелое решение об оставлении Москвы без боя. Такое решение было единственно верным, и стало решающим в ходе войны. Через некоторое время русские войска выиграли Бородинское сражение, отстояли Москву и освободили Россию и весь мир от жестокости Наполеона.

Таким образом, Михаил Илларионович Кутузов был великим полководцем, но в то же время обычным человеком, несомненно мудрым и опытным. Он любил и уважал солдат, переживал за них, и они относились к нему так же. Его образ привлекал русский народ. Люди верили в победу, потому что в неё верил их главнокомандующий. Кутузов, по мнению Толстого, "простая, скромная и потому истинно величественная фигура", и я с ним полностью согласна.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

"Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых, всех ее проявлениях. Ежели бы мне сказали, что я могу написать роман, в котором я неоспоримо установлю кажущееся мне верным воззрение на все социальные вопросы, я бы не посвятил и двух часов труда на такой роман, но ежели бы мне сказали, что то, что я напишу, будут читать теперешние дети лет через 20 и будут над ним плакать и смеяться и полюбят жизнь, я бы посвятил ему всю свою жизнь и все свои силы", — писал Л.Н. Толстой. И он действительно создал такое великое произведение, которое и сейчас, по прошествии более ста лет со времени его написания, увлеченно читают люди всех возрастов. И плачут. И смеются. И начинают любить жизнь.

Но контуры будущего шедевра определились не сразу. Толстого, как и всех передовых людей того времени, волновали важнейшие вопросы эпохи: о путях развития России, о судьбах народа, о его роли в истории, о взаимоотношениях народа и дворянства. Он обращался к изучению великих исторических событий начала века. В его сознании своеобразным ключом ко многим вопросам являлись Отечественная война 1812 года и восстание декабристов. Это была эпоха исключительной активности народных масс, подъема национального самосознания, революционных устремлений передовой дворянской интеллигенции. Толстой хотел написать такое произведение, в котором бы раскрывалось народное значение Отечественной войны 1812 года, была показана роль народных масс и отдельных людей в ходе исторических событий. Он стремился понять и запечатлеть черты национального характера великого народа, характера, с особенной силой проявившегося в один из самых острых исторических моментов.

Процесс создания романа-эпопеи "Война и мир" не был для его автора быстрым и легким. Долгое время Толстой собирал материалы, обдумывал идею, изучал и проверял исторические факты, которые должны были лечь в основу его романа. Многое вызывало сомнения, кое-что решительно отвергалось. Менялся также сам замысел произведения. Первоначально писатель задумывал роман о декабристе, возвращающемся в 1856 году из Сибири белым как лунь стариком и "примеряющем свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России", и приложил немало усилий, провел глубокие документально-исторические изыскания в этом направлений. Потом, как писал сам Толстой о дальнейшем развитии этого замысла, он перешел к 1825 году, "эпохе заблуждений и несчастий" своего героя, и оставил начатое. Так как в 1825 году герой был уже взрослым, состоявшимся человеком, то "чтобы понять его. нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала со славной для России эпохой 1812 года. ". Толстой в очередной раз оставил написанное и "стал писать со времени 1812 года". Но оказалось, что "между теми полуисторическими, полуобщественными, полувымышленными великими характерами и лицами великой эпохи" личность его героя отступила на второй план, а на первый план стали" с равным интересом для автора, "молодые и старые люди, мужчины и женщины того времени". И в третий раз Толстой вернулся к мысли о том, что он не имеет права писать о торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав "наших неудач и нашего срама". Писатель пришел к выводу, что если "причина нашего торжества" лежала в "сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений". Поэтому от 1856 года он вернулся к 1805 году и вместо одного героя решил провести "многих. героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов". Сохранились черновики того романа, которые практически не имеют ничего общего с окончательным текстом. Да и до появления этого окончательного варианта "Войны и мира" прошло немало времени, произошли события, повлиявшие на замысел автора.

Намерение Толстого отразить в своем произведении полувековую историю русского народа не осуществилось. Он вынужден был сжать исторические рамки романа, но по мере работы над ним глубже становилось его содержание. Все большее место в новом произведении занимал народ как носитель духовных ценностей; изображение конкретной исторической эпохи приобретало общечеловеческое значение.

Претерпевало существенные изменения и переработки и место действия. Если в одном из первых вариантов романа мы читаем: "Это было между Тильзитом и пожаром Москвы. ", то в другом попадаем на аристократический бал в Петербурге. Ставя перед собой цель создать историческое произведение, Толстой предпринимал немало попыток начать роман с широкой исторической панорамы, как, например: "Летом 1805 года дипломатические сношения России со всеми европейскими державами, за исключением Франции, особенно оживились. "

Множество идей, вариантов, черновых текстов, которые были написаны, подвергалось многочисленным переделкам, проверялось и в конечном итоге все же было отброшено. Это подтверждает свидетельства о том, какая серьезная и кропотливая работа велась автором будущего шедевра. Действительно, шедевра, так как несмотря на то что произведение Толстого неоднократно критиковалось современниками, оно является бесспорным образцом художественно точного изображения эпохи. И достигал этой точности писатель не путем беспрекословного следования работам современных ему историков, а часто даже вопреки их сведениям и трактовкам, что делает роман еще более выдающимся и неповторимым. Л.Н. Толстой лично посещал места былых сражений, общался со стариками — свидетелями тех событий, составлял планы битв и делал зарисовки. Именно в результате подобных исследований писатель пришел к убеждению, что бородинская позиция выглядела не так, как ее изображают ученые-историки. Отсюда в тексте "Войны и мира" появился даже план сражения, на котором дана расстановка сил "по Толстому". Действительно, исследование Толстым событий 1812 года было настолько детальным, что многие специалисты не исключали возможности и целесообразности отдельной публикации результатов этих историко-философских рассуждений. Следует сказать, что "исторические рассуждения" в первоначальных вариантах романа касаются не только Бородинского сражения, но также и войны 1805 года, хотя впоследствии автор полностью исключил их из своего произведения. И причин этому было несколько. Одна из них: писатель не имел возможности лично обследовать место событий при Аустерлице. А значит, он не имел о нем "особого мнения". То есть, при детальном описании места битвы и самого сражения ему пришлось бы следовать мнению историков, которым, как уже было отмечено, он не всегда мог доверять.

Но все-таки главное, что позволяет нам понять мотивы Толстого, то, что, создавая свой роман, он не стремился к написанию только лишь исторического документа. Да, он мечтал в рамках художественного произведения высказать некоторые личные идеи из военной и политической истории и даже хотел сформировать на их основе концепцию исторического развития. Но все же главным в его замысле и в самой этой концепции оставалось другое — писатель стремился выставить на первый план основную, по его мнению, движущую силу истории. А силой этой является русский народ, так как историю, по твердому убеждению Толстого, творит не личность — ее вершат народные массы. Вот почему так много внимания автор уделил попыткам проникнуть в самую глубь души человека. Он стремился досконально изучить простых русских людей, их образ жизни, их психологию, мотивы тех или иных поступков. Именно поэтому он вводит большое количество вымышленных персонажей, описывая при этом ярко и точно историю жизни каждого из них: Андрей Болконский, Пьер Безухов, Марья Болконская, Наташа Ростова, капитан Тушин, Платон Каратаев и многие другие. Вымышленные герои — но сколько в них истинно человеческого, русского, народного! Эта народная мысль у Толстого напрямую связана с идеей бессмертия. В глазах писателя народ — это и есть само бессмертие, сама история, сама жизнь. "Что за славный народ!" — восклицает Наполеон, глядя на убитого русского гренадера. И правда: народ, а не он — Наполеон, личность — является настоящим героем. ". Я старался писать историю народа. И потому Ростопчин, говорящий: "Я сожгу Москву", как и Наполеон: "Я накажу свои народы", — не может никак быть великим человеком, если народ есть не толпа баранов. " — так кратко определил главную идею своей исторической концепции Л. Н. Толстой.

Да, труд над романом был долгим, упорным (роман писался на протяжении шести лет), нелегким (текст романа переписывался семь раз), автору не раз приходилось сомневаться, исправлять, совершенно изменять написанное. Но именно поэтому произведение Толстого стало по-настоящему великим. Не случайно "Войну и мир", с ее панорамой подлинных исторических событий, происходивших на огромной территории Центральной и Восточной Европы, называют "романом-эпопеей". Значение этого произведения для формирования мировоззрения русских людей невозможно переоценить.

Читайте также: