Культурный герой современности сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Концепция культурного героя была разработана уже в 19 веке в науке о мифологии, где она функционально определяет творческую личность, утверждающую себя во многих мифологических системах. В своем эссе я рассматриваю это понятие с такой точки зрения: культурный герой - это тот, кто не использует достижения других - он создает их сам, творчески перестраивая окружающий мир, он изобретает вещи, которые могут качественно изменить жизнь людей и благодаря которым общество совершает скачок в развитии.

Культурные герои могут быть богами, а также "обычными" героями или простыми смертными. Для меня культурным героем современного мира является Виктор Пелевин.

Разнообразие и уникальность творчества Пелевина породили всевозможные слухи и мифы о нем. Высказывались предположения, что Пелевин - это группа авторов, или что его тексты написаны компьютером, или что никакого Пелевина вообще нет, а есть коллективная галлюцинация в сознании читателей, виртуальная реальность или сама пустота. Сам автор приводит множество причин для таких суждений: Он окружает свою жизнь тайной, редко показывается на публике, почти не дает интервью, не участвует в общественных мероприятиях и фестивалях, не хочет, чтобы его фотографировали. Книги Пелевина - современная энциклопедия интеллектуальной и духовной жизни России конца XX - начала XXI века. Роман "Generation "П" предъявляет высокие требования к интеллекту и эрудиции читателя. Одним из таких "требований" является способность расшифровать многочисленные интертекстуальные ссылки в этом произведении.

Особого внимания в постмодернизме заслуживает литературный стиль произведения. Стиль Пелевина — смешение литературных стилей и форм, стилизация и пародирование, коллаж, калейдоскоп, сборник афоризмов и анекдотов. В книгах Пелевина соединяются фантазия и реальность, юмор и серьезность. Сюжет его книг всегда непредсказуем, он делает неожиданные повороты, внезапные переходы. Клиповый монтаж эпизодов действия придает сюжету динамику.

В произведениях Пелевина представлен очень широкий культурный контекст: от русской литературной классики до современной молодежной субкультуры. Его тексты находятся на грани между классической и современной, академической и популярной, элитарной и массовой культурами.

Иван Жигал говорит о культурных особенностях сетевой эпохи, движении шифропанков и о том, что технологии — это не всё.

Когда вы общаетесь с кем-то через Интернет,
вашу коммуникацию перехватывает военная разведка.
Это всё равно, что жить с танком в спальне.

Дж. Ассанж


Капитализм на этой стадии больше не интересует производство, его прерогатива — это маркетинг


Анализ кредитной истории, сведений из смартфона и социальных сетей показывают, насколько беззащитным представляется человек перед лицом корпораций

Один из видных представителей движения шифропанков Джейкоб Аппельбаум иронично заметил, что власти, стремясь оправдать слежку за гражданами, объясняют это необходимостью борьбы с четырьмя всадниками Инфокалипсиса (детской порнографией, терроризмом, отмыванием денег и войной с некоторыми наркотиками).


Джулиан Ассанж, известный, в первую очередь, благодаря проекту WikiLeaks, является одним из лидеров движения шифропанков (cypherpunk) — сторонников использования сильной криптографии для защиты основных свобод от защиты со стороны агрессоров. Шифропанки при помощи шифрования активным образом пытаются переиграть существующую расстановку сил, им, в частности, принадлежит создание таких платформ как Guerrilla Mail (временный адрес электронной почты, который не требует регистрации и ограничен по времени действия), Tor (система прокси-серверов, позволяющая создавать анонимное сетевое соединение, защищённое от прослушивания), TAILS (дистрибутив Linux, созданный для обеспечения анонимности) и ряда других, направленных на защиту личной информации. И популярность этих платформ среди пользователей Сети свидетельствует о том, что люди готовы прилагать определённые усилия, чтобы противостоять вмешательству со стороны компаний и государственных структур в их жизнь. С другой стороны, преследование Дж. Ассанжа за его деятельность ярко показывает, что несогласие с существующим порядком и борьба с ним будут караться. Однако это не отменяет тот факт, что шифропанки являются героями нашей цифровой эпохи, последними защитниками свободы в Сети.

Культурный герой (англ. Culture hero , фр. Heros civilisateur , нем. Heilbringer ), герой-просветитель — тип мифологического героя, великий созидатель и исследователь, часто божественного происхождения или обожествлённый впоследствии. Культурными героями являются многие персонажи мифа и эпоса.

Важнейшая миссия культурного героя в мифологии — творческое преобразование мира, его упорядочение из состояния первобытного хаоса и дальнейшее благоустройство для жизни людей. Результатом этой деятельности становятся как глобальные события (например, в карело-финском эпосе кузнец Ильмаринен куёт небесный свод и светила, в мифологии гереро первочеловек Мукуру вызывает к жизни животный мир и людей), так и частные изобретения, приписываемые разными народами своим культурным героям.

1. Культурный герой в мифах

Образ культурного героя имеет весьма древнее происхождение и во многих случаях отличается определённым синкретизмом божественного и человеческого начал, являясь примером нерасчленённости искусства и религии в архаическом сознании. В ряде мифологических традиций культурный герой может совпадать с демиургом и тотемным первопредком.

На более высокой ступени развития образ культурного героя может эволюционировать к богу-творцу или мессии (Кришна, Кецалькоатль), но может принять характер сказочного или эпического героя (Гильгамеш, Орфей, Ильмаринен, Василиса Премудрая, Кухулин).

Рудиментарные черты культурного героя заметны у некоторых богов (Энки и Энлиль у шумеров, Один у древних скандинавов, Гермес у греков, Осирис у египтян и т. п.). Такие боги не только участвуют в процессе сотворения мира, но прежде всего совершают культурные подвиги.

2. Мифологическая роль культурных героев

Список дел, приписываемых культурным героям, весьма обширен. Герой может выступать в качестве демиурга, участвуя в божественных деяниях и даже лично созидая природные объекты или людей.

Наряду с добыванием культурных благ и участием в мироустройстве в качестве демиурга и первопредка, культурный герой выступает также борцом с хаотическими природными силами, которые в мифе принимают образ чудовищ, хтонических демонов и др.

Деятельность культурного героя не обязательно направлена во благо, но она всегда сопровождается историческими переменами. Например, в Библии Каин, убивший своего брата и изгнанный Богом, считается основателем первого на земле города. От него берут начало техническая цивилизация и некоторые искусства. Часто отрицательный культурный герой соперничает с братом-близнецом — положительным культурным героем (напр., Эпиметей и Прометей у эллинов, Иоскеха и Тавискарон у ирокезов). Отрицательный персонаж при этом может наделяться демоническими и комическими чертами, выполняя роль трикстера.

3. Культурный герой в современной массовой культуре

В массовом сознании нашего времени мифологема часто замещается реальными представителями масскультуры (напр., талантливый музыкант или просто экстравагантная личность). Вокруг такой фигуры возникает субкультура поклонников, для которых объект поклонения служит культурным героем[1].

Вымышленные персонажи произведений массовой культуры также могут становиться своего рода культурными героями, обрастая в среде фанатов собственной мифологией и атрибутами (ср.: Йода, Гэндальф, Император человечества).

1. Кравченко А. И. Культурология: Словарь. — М.: Академический проект, 2000. — с.301

Аватар пользователя Шагина Екатерина Сергеевна

Предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные работы.

Гусева Нина, 1-4:

Культура — это стремление

к совершенству посредством познания

того, что более всего нас заботит,

того, о чем думают и говорят.

Что значит быть культурным человеком? По моему мнению, культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.

Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей.

Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.

Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.

Галкин Олег, 1-4:

Культурный человек способен впитывать хорошее и противостоять плохому. Много споров ведётся, например, о культуре языка. Культурный человек не способен на корявую речь, на грубые слова в быту, они претят его натуре. Он всё равно будет стремиться к познанию, как правильнее, лучше сказать, написать, вести диалог. Способность к коммуникации, логичности и доказательности своего мнения – одна из способностей высококультурного человека. Культурный человек – человек открытого сердца, способный радоваться и удивляться красоте мира. Неважно, будь это чудеса света, или скромная ромашковая поляна, Ниагарский водопад или тихое лесное озерцо. Культурный человек способен к переживанию и милосердию.

Блеченкова Анастасия, 1-4:

Опираясь на эту цитату, хотелось бы порассуждать с точки зрения цивилизационного подхода к истории развития культуры. Я считаю, что культуру определяет время и общество. То есть, личность должна соответствовать времени и общественному представлению о культурном человеке. В большинстве случаев это предполагает наличие определенного уровня интеллекта, знания этикета, умение правильно и грамотно выражать мысли, быть объективным, держать под контролем свои эмоции.

Человек – творец культуры. Но все начинается с него самого. Он проходит инкультуризацию еще в детстве, затем социализацию через такие социальные институты, как семья, школа, университет и т.д. Из этого мы можем сделать вывод, что формирование культурного человека во многом зависит от внешних факторов.

Вспомним историю о Маугли. Маленький ребёнок попадает в джунгли, в волчью семью, которая живёт в стае и живет по закону джунглей. Естественно, когда он попадает в деревню, ему непривычно жить по людским правилам.

В современном же мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытесняют из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев. И это горько осознавать. Ведь все, что сейчас существует, все, что мы изучаем, создавалось людьми. Музыка, литература, великие научные открытия, созданные несколько веков назад, позволили нам жить в таком мире, это база, без которой человек не может считаться культурным, если не знает элементарного.

Современная социокультурная ситуация, которая определяет формирование культурного человека и требования к нему в современном мире, характеризуется насыщенностью и многообразием динамических процессов. Темпы модернизации охватывают все большее число существующих культурных форм. Стираются грани между различными этническими культурами, национальными образованиями. Исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социальных процессах. Профессиональная деятельность любого рода становится основной формой индивидуального самовыражения.

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда – многообразие культур и форм культурного развития. На примере субкультуры мы можем хорошо увидеть, как человек может творить, привносить что-то новое внутри своей социальной группы. Также, в каждой стране мы наблюдаем свои религию, архитектуру, язык, танцы, традиционную одежду. И когда человек переезжает в другую страну, он зачастую старается подстраиваться под данную культуру, что лишний раз показывает, как социальная среда влияет на человека.

Из всего этого можно сделать вывод, что культурным человеком в современном мире можно назвать того, кто знает, понимает культуру прошлого, кто соблюдает нормы и правила поведения нынешнего времени, и кто делает вклад в современную культуру, думая о будущем.

Культурный человек - воспитанный. Он не только усваивает правила поведения, прививаемые родителями, учителями, но и сам стремится к совершенствованию, следит за своей речью, своими действиями. Это человек, у которого есть мужество признать свою вину и извиниться за какой-либо проступок. Помимо прочего, это чуткий человек, который посочувствует другому в горе и порадуется его успехам. Культурный человек - просвещённый. Он интересуется всем, что унаследовал от предков, постоянно пытается узнать что-то новое, и не только в той области, которую он выбирает своей будущей стезёй. Он стремится прочувствовать жизнь во всех её воплощениях - в науке, здоровье, искусстве, политике, любви, дружбе, семейной жизни. У культурного человека есть определённое нравственное мышление.

Несмотря на существование в мире разных представлений о культуре, есть некоторые общие принципы. Для мужчины это уважение к женщине, а для женщины - те ценности, которые веками привлекали мужчин. Сюда также можно отнести богатый духовный мир и умение ценить и уважать других людей, быть к ним терпимым. Без терпимости невозможно быть культурным человеком, даже имея несколько образований. Культурный человек знает традиции своего народа и народов мира. Необязательно иметь при этом высшее образование, достаточно вести себя так, чтобы никто не мог сказать о человеке, что он невежественный.

Просвещённый, интеллигентный, воспитанный человек будет беспокоиться о своем будущем, не разрушая его вредными привычками, бессмысленными развлечениями и неприемлемым поведением. Он выбросит лист бумаги в урну, а не на землю, а вместо очередного сериала прочтет книгу, и все это благотворно скажется не только на нем самом, но и на дальнейшем культурном развитии человечества.

Сочинение 2

В наше время очень мало осталось культурных людей. В основном такие люди тихие, спокойные, вежливые и внимательные к другим собеседникам. Всегда внимательно выслушают, помогут советом (если их спросят). Могут помочь пожилой женщине донести сумку, сходить в магазин или аптеку. Помогают безвозмездно, взамен ничего не берут.

Чтобы быть культурно грамотным необходимо много читать, работать над собой, своей речью. Применять все правила поведения в общественном месте, всегда здороваться, мужчинам подавать руку при выходе дамам. Благодарить за различные дела: приятную беседу, помощь.

Чтобы стать таким человеком нужно много учиться, развивать внутренние качества, следить за правильным построением слов. В речи не должно быть грубых, нецензурных выражений. Стараться преображать всё вокруг себя. Беречь книги, произведения искусства, посещать театр, выставки. Знать знаменитых людей своего края, развивать умение сопереживать любому человеку.

Беречь природные богатства края, уважать близких людей. Следить за изменения в стране, делать добро. Стараться проявить свои лучшие качества, стремиться приносить пользу обществу. Трепетно относиться к книгам, произведениям различных искусств, уважать мнение и религиозный выбор, одинакова относиться к различным расам и национальностям. В нём должны быть собраны все положительные качества. При разговоре он молчит, глаза внимательно смотрят, произносит взвешенные слова, стараясь не обидеть и ни ранить, соблюдает тактичность.

Мне нравиться общаться с такими ребятами, так как они не завидуют, ведут себя воспитанно. С ними интересно разговаривать. Они много знают, могут поделиться бутербродом, дать списать домашнее задание. Объяснить тему. Не ругаются, не дерутся. С ними можно сходить в театр, на выставку.

Я стараюсь вести себя как воспитанный человек. Много времени уделяю своему интеллектуальному развитию. Помогаю родителям, пожилым людям, убираю общий подъезд. Если вижу мусор на улице выкидываю в урну. Занимаюсь в театральном кружке, сочиняю не большие стихотворения. Стараюсь не огорчать родителей. Внимательно слушаю собеседника, не обижаюсь, если не права могу извиниться. В тетрадях пишу аккуратно, чтобы учитель мог разобрать мой подчерк. Хочу получить высшее образование, выучиться на учителя. Я считаю, что педагоги все культурные люди, помогают людям, учат красиво писать, говорить и грамотно излагать свои мысли.

3 вариант

Важно отметить, что культурный человек умеет находить общий язык с большинством людей, он деликатен и демократичен в своих взглядах, а значит, не конфликтует с окружающими и спокойно выслушивает их мнения.

Культурный человек терпим, принимает окружающую действительность такой, какая она есть. Он обладает терпимостью и к чужому мнению, даже если оно противоречит его взглядам.

Важным фактором культурной личности является то, что она несет в себе знания о культуре своего народа, своей истории, своих корней. Такая личность бережет память о предках, ценит, чтит подвиги своего народа, стремится к сохранению истории.

Каждый человек вправе сам выбирать: становиться ли ему культурной, высоконравственной личностью или нет. Важно помнить, что не важно, живешь ли ты в большом мегаполисе или в тайге, ты можешь быть культурной личностью, которая ведет себя достойно, уважает свое мнение и взгляды окружающих.

Также читают:

Картинка к сочинению Культурный человек

Популярные сегодня темы

Великая Отечественная война сильно повлияла на русскую литературу. После окончания военных действий многие фронтовики становились писателями, поэтами, режиссерами. Они стремились в своих произведениях передать

Самовоспитание является одним из ключевых факторов в развитии каждого человека. С самого детства ребенку необходимо давать знать, что без воспитания себя самого, без стараний,

В основу произведения положены реальные события о трагической судьбе русского человека, пережившего тяготы военного времени.

В поэме этот образ занимает явно не первое место, но имеет большое значение. Многие персонажи – гости на балу, вообще, без имен. Те же княгини номер один-два, с которыми Наталья Дмитриевна обсуждает фасоны платьев

Читайте также: