Сочинение на тему пафос

Обновлено: 04.07.2024

Пафос (греч. pathos – страсть, воодушевление, страдание) обозначает то, что принято называть душой произведения. Другими словами, это – чувство, страсть, которые вложил в свое создание автор и которыми он хотел бы воодушевить читателя. Если целью научного текста является прежде всего передача определенной информации, то для художественного произведения важнее зажечь, “заразить” читателя авторскими эмоциями.

В зависимости от времени в термин “пафос” вкладывались различные значения. Первыми стали употреблять

этот термин античные риторы, а из риторики он перешел и в поэтику. Аристотель в своей “Риторике” считал, что хорошо построенная речь должна быть “патетической”. Вместе с тем он осуждал чрезмерную эмоциональность, призывая оратора быть “ровным” и “не идти на поводу у страсти”.

В эпоху романтизма это аристотелевское положение было отвергнуто. Культивируя именно страсти, романтики видели достоинство литературы как раз в изображении бурных страстей.

В русском литературоведении большое распространение имела теория пафоса, разработанная В. Белинским. Хотя критик резко осуждал

биографический метод Ш. Сент-Бева с его копанием в подробностях жизни писателя, он все же соглашался с тем, что “источник творческой деятельности человека есть его дух, выражающийся в его личности”. При этом Белинский симпатизировал тому духу личности, который прославляли романтики, – пламенному, страстному, противостоящему холодной рассудочности классицизма, несмотря на то что и классицизм и романтизм в целом он решительно отвергал. “Искусство, – писал Белинский, – не допускает к себе отвлеченных философских, а тем менее рассудочных идей: оно допускает только идеи поэтические; а поэтическая идея это не силлогизм, не догмат, не правило, это – живая страсть, это – пафос”.

Белинский подробно разъяснил различие, существующее между пафосом и страстью. В страсти, по его мнению, “много чисто чувственного, кровного, нервического, земного”, тогда как “под “пафосом” разумеется тоже страсть, и притом соединенная с волнением в крови, с потрясением всей нервной системы, как и всякая другая страсть; но пафос есть страсть, возжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее, следовательно, страсть чисто духовная, нравственная, небесная”.

Пафос здесь понимается как неразрывное единство мысли и чувства. Подобное единство возникает лишь в подлинном искусстве. Таким образом, истинный пафос (а он порой может оказаться и ложным) становится показателем и критерием ценности художественного произведения.

В западноевропейской эстетике разработкой теории пафоса занимались Ф. Шиллер, П. Рюдер, Г. Гегель. Последний называл пафосом “разумное содержание, которое присутствует в человеческом “я”, наполняя и проникая собою всю душу”. Высказывалась мысль (И. Винкельман) о том, что пафос может быть связан со страданием. Ф. Шиллер в этой связи говорил о пафосе трагического героя, страдающего, но борющегося с этим страданием.

Гегель, размышляя над сущностью пафоса, говорил о благородных и “диких” страстях. Искусство, считал философ, призвано облагородить эти “дикие” страсти. “…Дикость и необузданную силу страсти, – писал Гегель, – искусство смягчает уже тем, что оно доводит до сознания все то, что человек чувствует и совершает в таком состоянии”.

Здесь речь идет об этическом аспекте пафоса. В самом деле, накал страсти, вложенной в произведение и способной зажечь читателя, не всегда может служить критерием истинной ценности данного произведения. Не напрасно Платон так боялся “одержимости” поэтов и “яростного” элемента в их творениях, ведь страстной может быть и защита антигуманных (расистских, например) идеалов.

Каждое подлинно художественное произведение имеет свой пафос. Вместе с тем и все творчество того или другого автора отмечено единым, главенствующим пафосом. Более того, доминирующим пафосом могут характеризоваться целые эпохи в искусстве. Так, можно говорить о революционном пафосе литературы переломных эпох, в частности, русской и советской литературы первой трети XX века. Революционный пафос определяет тональность поэзии Маяковского и многих других его современников.

Как уже отмечалось, пафос может быть истинным и ложным. Под последним обычно разумеется выспренность, пустая риторичность произведения, идея которого ложна или выражается автором не от чистого сердца, а “по заказу”. Но даже и то, что у поэта было одухотворено искренним пафосом, может восприниматься определенным разрядом читателей в качестве ложного и вредного. Именно так рассматривались произведения революционных “красных” писателей читателями-эмигрантами. И наоборот, пафос отрицания и обличения советского строя, господствовавший в литературе русской эмиграции, расценивался в “красной” России как ложный.

Итак, в понятие “пафос” в различные эпохи вкладывался неодинаковый смысл, хотя в своем большинстве литературоведы исходят в своем определении пафоса из мысли Белинского, считавшего, что пафос – это “духовная” страсть, доминирующая в произведении. При этом современные исследователи (Г. Поспелов) различают несколько видов пафоса.

Пафос героический – “воплощение в действиях отдельной личности, при всей ограниченности ее сил, великих национально-прогрессивных стремлений.” (пафос античных мифов и легенд, средневековой рыцарской и богатырской поэзии и т. д.).

Пафос драматический, возникающий в произведении под воздействием внешних сил и обстоятельств, угрожающих желаниям и стремлениям персонажей и даже их жизни (“Бесприданница” А. Островского, “Анна Каренина” Л. Толстого).

Пафос трагический состоит в изображении неразрешимых противоречий между требованиями жизни и невозможностью их осуществления. “Трагическое, – писал Белинский, – заключается в столкновении естественного влечения сердца с идеею долга, в проистекающей из того борьбе и, наконец, победе или падении” (“Гамлет” У. Шекспира, “Доктор Живаго” Б. Пастернака).

Пафос сатирический одухотворяет произведения, в которых строй жизни и человеческие характеры являются предметом негодующе насмешливого освещения. Таковы “Путешествия Гулливера” Дж. Свифта, “История одного города” М. Салтыкова – Щедрина. В тех случаях, когда автор сознает несовершенство жизни и человеческих возможностей, однако не бичует их, не негодует, а смеется над своими героями и даже жалеет их, мы имеем дело с пафосом юмористическим или комическим. Комическим пафосом проникнуты “Посмертные записки Пиквикского клуба” Ч. Диккенса, рассказы А. Чехова “Смерть чиновника” и А. Аверченко “Крыса на подносе”.

Сентиментальный пафос, свойственный прежде всего литературному направлению XVIII века, состоит в “душевной умиленности, вызванной осознанием нравственных достоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой”. В качестве примеров произведений такого рода наиболее показательны “Юлия, или Новая Элоиза” Ж. Ж. Руссо, “Страдания юного Вертера” И. В. Гете, “Бедная Лиза” Н. Карамзина. В основном гипертрофированная чувствительность как определяющий фактор сентиментального пафоса к началу XIXстолетия в литературе постепенно исчезает. Вместе с тем чувствительноумиленное отношение автора к своим героям в той или иной мере никогда не пропадает в искусстве слова. Писатели всегда жалели и будут жалеть отдельных своих героев (“Бедные люди” Ф. Достоевского, “Мороз, Красный нос” Н. Некрасова, “Матренин двор” А. Солженицына, некоторые произведения К. Паустовского, В. Белова и др.).

Романтический пафос передает рефлективную душевную восторженность, которая возникает в результате выявления некоего возвышенного начала и стремления обозначить его черты (Байрон, Гофман, Жуковский, ранний Пушкин). И романтический пафос, появившийся в начале XIX века, пережил эпоху романтизма и нередко присутствует в литературе XX века. Например, романтическим пафосом проникнута повесть А. Грина “Алые паруса”, некоторые повести Ч. Айтматова и Б. Васильева.

В последние годы понятие о пафосе в литературоведении почти вышло из употребления. Причина этого не только в изменении литературной “моды”. Важнее другое: наш век чуждается открытого проявления чувств, недаром уже давно и в русской, и в зарубежной литературе центральным героем стала рефлектирующая личность, далекая и от героизма, и от романтизма, если и обнаруживающая какие-либо эмоции, то, как правило, замаскированные иронией.

Творчество знаменитого русского поэта является одним из самых ценных наследий русской литературы, относящейся к натуральной школе, цель которой – изображение реально происходящих событий без приукрашивания обстановки, царящей в стране.

Помимо лирических стихотворений основное место в творчестве поэта занимают произведения гражданской направленности, в которых поэт стремится к изображению существующего положения в стране с точки зрения человека и гражданина, беспокоящегося о судьбе собственного народа, отягощенного непосильным трудом, бесправием, нищетой.

Поскольку в период жизни поэта в стране литературное творчество подвергалось жестокой цензуре и живое слово считалось запретным, поэт, имея собственную гражданскую позицию утверждал необходимость обличать и протестовать в целях защиты слабого, безгласного и приниженного народа, поддерживая демократические взгляды своих единомышленников.

Для того, что обойти требования цензуры, поэт в своей лирике зачастую использует приемы сатиры с целью завуалированной критики бюрократов и чиновников, состоящих на царской службе. При этом в данном случае можно наблюдать изменение стихотворной тональности, поскольку она начинает выражать авторский гнев, недовольство и злость в отношении жестокости, равнодушия и лжи представителей власти.

Следует отметить, что некоторые некрасовские произведения являются автобиографичными, отражающими личную авторскую позицию, а повествование в некоторых осуществляется от первого лица.

Впоследствии поэт принимает решение о введении в своих стихотворениях образа русского гражданина, цель которого заключается в активной и смелой защите прав молчащего народа. При этом данный образ, как правило, олицетворяет борца-одиночку, раскрывая тематику, связанную с одиночеством данных людей, отдающих свою жизнь в борьбе за свободу. В данном случае поэт характеризует своего героя в качестве мученика с использованием православных христианских символов.

Кроме обличения и критики поэт в своих произведениях предпринимает попытки раскрытия причин негативных событий, происходящих в русском обществе.

Таким образом, некрасовское творчество пронизано честной гражданской позицией поэта, которая выражает стремление обыкновенного русского человека к установлению справедливого и внимательного отношения к потребностям русского народа, исключению жестокого обращения с людьми, предоставлению им необходимых жизненно важных прав.

2 вариант

Большинство тем, которые описывал Николай Алексеевич, он черпал из своей жизни, писал от своего имени и ярко олицетворял свои чувства и эмоции. Писатель открыто говорил о том, о чем его предшественники и современники не могли даже подумать.

Стихотворения Некрасова крайне важны для русской культуры. В них чувствуется открытость и честность писателя, описаны важные и ключевые времена из истории государства.

Также читают:

Картинка к сочинению Гражданский пафос Лирики Некрасова

Популярные сегодня темы

Картина Баба Яга была написана как иллюстрация к сказке Василиса Прекрасная. На ней изображена героиня русских сказок, которая летит в ступе

Настоящее имя героя произведения Евграф Иванов. В его образе Тургенев показал человека, живущего никчемной жизнью.

Сербский сражатель - важный герой в рассказе "Старый гений" талантливого и всем известного писателя Н.С Лескова. События в рассказе происходят в конце 19 века. Сражатель (воитель) своим образом характеризует участника Сербско-турецкой войны

Считается, что лебеди создают пару на всю жизнь, храня верность своему партнеру до самой смерти. Говорят, что лебедь, оставшийся один, не может пережить случившегося и способен покончить с собой.


Сен 13, 2018 | 0 комментариев

Историческим памятником древнерусской литературы по праву считается произведение Слово о полку Игореве, где неизвестный автор рассказывает о неудачном походе князя Игоря. Согласно сюжету, князь решил самостоятельно со своей армией пойти на врага, а в итоге был разгромлен и попал в плен. И вот теперь нужно написать сочинение на тему В чем пафос памятника литературы и в чем его актуальность в наше время, раскрывая идею произведения Слова о полку Игореве.

Пафос Слова о полку Игореве

Читая произведение, мы понимаем, что это сложная работа, имеющая несколько смысловых слоев, однако основная идея автора — донести до читателя информацию о том, насколько важно в борьбе с врагом объединить свои силы, в то время как раздробленность приводит к краху. Автор осуждает самовлюбленность князей, осуждает их вражду в то время, как на русские земли нападают враги и свобода страны под угрозой.

Пафос памятника Слова о полку Игореве

Государство, где существует раздробленность, подобно одеялу, что сшили из лоскутов. В таком положении оно уязвимо и беззащитно, ведь в любом месте одеяло может порваться. Нужно объединяться. Если искать славу лишь для себ, итог будет один — несчастье соплеменников, несчастье народа и полный крах. Что ни говори, а настоящая сила в единстве народа, который устремлен к единой цели и единой идее и в этом весь пафос памятника Слово о полку Игореве. Актуальность этого призыва, как и самого произведения Слова о полку Игореве остается и в наше время. Ведь мощной и процветающей страна будет тогда, когда объединившись народ будет идти к единой цели, вместе будет отстаивать свое право на жизнь и бороться против врага. Один человек — ничто, а в единстве всего народа — мы мощь. Это понимал неизвестный автор, это понимаем и мы.

Пафос: что это такое

Блогосфера

Что объединяет две непохожие друг на друга картинки?

Определение

Каких людей называют пафосными

Людей, склонных к демонстративному поведению, смешанному с высокомерием и агрессией, называют пафосными.

Определить их можно с помощью:

Однако бытовое поведение имеет мало общего с пафосом как явлением искусства.

Из истории термина

Другой теоретик искусства, Георг Гегель, говорил о том, что для рождения идеи и искренней веры в неё необходим целый ряд обстоятельств общественной, культурной, политической жизни и связывал пафос литературных произведений с окружающей действительностью.

Что такое пафос в литературе

В литературе пафосом называют эмоциональный посыл, который автор вкладывает в произведение. В лирике настроение рассказчика выражается прямо, в драме – с помощью ремарок, в эпических произведениях – через авторский текст, философские или лирические отступления. Об отношении автора к изображаемым явлениям рассказывают художественные детали (время, пространство, речь и облик героев, их имена).

Запомните:

Как пафос отражается в языке

Обнаружить пафос повествования помогают средства языка:

Виды пафоса

Теперь прочувствуем пафосность момента на конкретных примерах. Назовём некоторые виды пафоса:

Как правило, в художественном произведении присутствует сразу несколько видов пафоса.

Как избежать излишнего пафоса во время выступлений

Чтобы речь воодушевила слушателей и при этом не оттолкнула излишней пафосностью, пользуйтесь подсказками:

Надеемся, теперь вам понятно, что пафос – это огонь яркого чувства, горящий в человеке. Он придаёт речи, произведениям, поступкам силу и убедительность. Но те, кто пытается зажечь этот огонь на горелке честолюбия и высокомерия, рискуют создать смешное, искусственное, никого не греющее пламя.

Когда кто-то говорит очень эмоционально, то невольно начинаешь испытывать те же эмоции, что и говорящий. В ряде случаев в этом нет ничего плохого. Например, человек с лидерскими качествами с помощью пафоса может повести за собой целую толпу.

Железный человек

Другой момент – куда он ее поведет? К светлому будущему или свершению аморальных поступков. Пафос, используемый в благих намерениях – почему нет? А вот грязных манипуляций чувствами стоит опасаться.

Пафос — это.

Более полное его определение – это выражение эмоций в возвышенной манере, с особым драматизмом и возбуждением, чтобы вызвать аналогичный отклик у аудитории. В словаре Ожегова пафос имеет значение воодушевленного подъема, энтузиазма.

Служба в церкви

Впервые о пафосе заговорил Аристотель: он ввел это понятие в риторику, как речевой прием, используемый с целью вызвать у слушателей нужные чувства, таким образом, заставив их ощутить всю трагичность рассказа. При этом оратор на самом деле не задействует свои эмоции в полной мере, оставаясь внутри себя спокойным.

Далее Гегель стал использовать этот термин для передачи не только трагического настроения, но и торжественного. А еще позднее стали различать разные виды пафоса, использовать его не только в ораторском искусстве, но литературе, фильмах, музыке, телепередачах, на радио и других сферах.

Пафосный — это какой?

Что такое пафос в обычный жизни, и как выглядит пафосный человек? Как правило, он резко отличается на фоне остальных следующими характеристиками:

    возвышает себя на фоне окружения, хотя причины для этого в большинстве случаев отсутствуют. Либо имея небольшую заслугу, человек будет раздувать ее до огромных размеров (перевел бабушку через дорогу, возомнил себя спасателем Вселенной);

Мужчина

Отсюда видно, что в реальной жизни пафосный человек – это скорее отрицательный персонаж, от которого хочется сбежать подальше.

Кому понравится почувствовать себя рядом с ним никчемным, некрасивым, безнадежно глупым и т.д? А именно так себя ощущают обычные люди с собеседником, полным пафоса.

Что можно посоветовать:

Пафос и литература

Литературный пафос – это те чувства, которые автор вложил в свое сочинение, чтобы вызвать у читателя аналогичные эмоции. Это то настроение, в котором пребывает читатель после прочтения произведения.

В литературе существует несколько видов пафоса:

  1. сентиментальный – эмоции из семейно-бытовой сферы (описание рождения ребенка, свадебного торжества, переживание встречи или расставания и т. д.);
  2. героический – демонстрация воодушевления, приподнятого духа главного героя, борющегося за добро ( я спасу этот мир!);
  3. романтический – раскрывает перед читателем конфликт (что это?) идеала и несправедливой реальности (она ждала его 33 года и три дня, пока он был на войне);
  4. гуманистический пафос – это следование главного героя к высшим идеалам, несмотря на любые препятствия (я спасу планету даже ценой собственной жизни!);
  5. драматический – описание психологического, душевного страдания героев, как состояния (как мне больно, горько, обидно).

Череп

Таким образом, поэты и писатели используют этот прием, чтобы эмоционально вовлечь читателя в свое произведение.

Если вы вспомните несколько прочтенных вами книг, то обязательно обнаружите, что от некоторых из них ( а может и всех) вы получали яркие впечатления.

Как пафос влияет на нашу жизнь

Чтобы понимать реальное влияние пафоса, вспомните сколько решений было принято вами под давлением эмоций? В моменты сильной радости можно пообещать что угодно и кому угодно.

Когда вам очень грустно и печально, вы можете невзначай обидеть близкого, отказавшись с ним общаться. Будучи в гневе, картина мира искажается, и люди говорят много слов, о которых впоследствии сожалеют.

Модная пара

Об этих моментах прекрасно знают манипуляторы чужими чувствами и успешно используют пафос для достижения своих целей. Например, политик с трибуны добивается расположения народа – потенциальных избирателей.

Писатели, таким образом, завоевывают свою аудиторию. Бизнес-тренер набирает команду учеников, а участник какого-нибудь конкурса добивается расположения жюри и зрителей.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Пафос присущ закомплексованным людям, которые хотят быть более значимыми, чем являются на самом деле.

Будучи в гневе, картина искажается. Это ошибка с точки зрения ЕГЭ. Картина в гневе?

Читайте также: