Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Книга "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века)"

Оглавление

Читать

Помогите нам сделать Литлайф лучше

Поэтому же культура всегда, с одной стороны, — определенное количество унаследованных текстов, а с другой — унаследованных символов.

Символы культуры редко возникают в ее синхронном срезе. Как правило, они приходят из глубины веков и, видоизменяя свое значение (но не теряя при этом памяти и о своих предшествующих смыслах), передаются будущим состояниям культуры. Такие простейшие символы, как круг, крест, треугольник, волнистая линия, более сложные: рука, глаз, дом — и еще более сложные (например, обряды) сопровождают человечество на всем протяжении его многотысячелетней культуры.

Следовательно, культура исторична по своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому (реальному или сконструированному в порядке некоей мифологии) и к прогнозам будущего. Эти исторические связи культуры называют диахронными.Как видим, культура вечна и всемирна, но при этом всегда подвижна и изменчива. В этом сложность понимания прошлого (ведь оно ушло, отдалилось от нас). Но в этом и необходимость понимания ушедшей культуры: в ней всегда есть потребное нам сейчас, сегодня.

Мы изучаем литературу, читаем книжки, интересуемся судьбой героев. Нас волнуют Наташа Ростова и Андрей Болконский, герои Золя, Флобера, Бальзака. Мы с удовольствием берем в руки роман, написанный сто, двести, триста лет назад, и мы видим, что герои его нам близки: они любят, ненавидят, совершают хорошие и плохие поступки, знают честь и бесчестие, они верны в дружбе или предатели — и все это нам ясно.

Но вместе с тем многое в поступках героев нам или совсем непонятно, или — что хуже — понято неправильно, не до конца. Мы знаем, из-за чего Онегин с Ленским поссорились. Но какони поссорились, почему вышли на дуэль, почему Онегин убил Ленского (а сам Пушкин позже подставил свою грудь под пистолет)? Мы много раз будем встречать рассуждение: лучше бы он этого не делал, как-нибудь обошлось бы. Они не точны, ведь чтобы понимать смыслповедения живых людей и литературных героев прошлого, необходимо знать их культуру: их простую, обычную жизнь, их привычки, представления о мире и т. д. и т. п.

Человек меняется, и, чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого — а ведь мы равняемся на них, и они как-то поддерживают нашу связь с прошлым, — надо представлять себе, как они жили, какой мир их окружал, каковы были их общие представления и представления нравственные, их служебные обязанности, обычаи, одежда, почему они поступали так, а не иначе. Это и будет темой предлагаемых бесед.

Лотман поднимает проблему бережного принесения сквозь время культурных достижений предшествующих эпох . Автор твёрдо убеждён в том, что без обращения к культуре предшествующих эпох невозможно сохранение неповторимого национального облика. Трудно не согласиться с мнением Ю.Лотмана. Я разделяю его позицию и считаю, культурное самосознание невозможно без обращения к опыту, включая пробы и ошибки, исторических поколений.

Из курса обществознания нам известно, что определение культуры вытекает из двух формулировок : в узком смысле слова она подразумевает под собой процесс активной творческой деятельности людей, в ходе которого создаются, потребляются и распределяются духовные ценности, в широком смысле - динамический комплекс, постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни способов и результатов активной творческой деятельности людей. Без общего культурного наследия человечества не может быть совместного будущего . Культура являет собой опыт и знания, достижения и нормы давно ушедших эпох, на протяжении тысяч лет подготавливавших почву для открытий современности. Велика роль культуры в интеграции народов: благодаря ей люди организуют совместную деятельность, придерживаясь духовных норм и традиций . Культура осуществляет социализацию индивида, приобщая его к нравственному наследию предков.

Проблема сохранения культурного и исторического наследия звучит на страницах художественных произведений . В романе -антиутопии Р.Брэдбери " 451 градус по Фаренгейту" речь идет об утрате духовного единства с накопленным опытом предков, воплощенным на страницах книг- бумажных рукописей- единственного источника, связывающего современность и ушедшую эпоху.

По приказу государственной машины книги подвергаются сожжению как носители запретного свободомыслия . В стране, чей образ сходит со страниц произведениия Р. Брэдбери, народ обречен на вечное прозябание и нравственную деградацию, вызванную потерей связи с культурным опытом: знаниями, убеждениями прогрессивно философскими мыслями предков.

Иную позицию занимает пример из отечественной истории. Благодаря древнерусскому самоотверженному летописцу Нестору современное поколение приобщается к истории развития и становления Русского государства, запечатленной в Повести временных лет . Летописец Киевской Руси был твёрдо убеждён в необходимости сохранения исторической и культурной памяти о свершениях прошлого, установить " Откуда есмь пошла Земля русская" закрепить духовное единство нации.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что культура представляет собой непоколебимую связь бесчисленных поколений, потеря которой может обернуться для человечества глобально нравственной катастрофой и регрессом в духовной сфере.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Я соглашусь с автором данного высказывания, так как считаю, что культура может развиваться только по прогрессивному пути. Прогрессивный путь развития подразумевает постепенное поэтапное становление, от азов и до сегодняшней современной культуры.

Находя письменности древних цивилизаций, можно сделать заключение, что развитие культуры всегда волновало человечество. На протяжении многих веков люди пытались узнать о происхождении цивилизаций, о происхождении нашей планеты, о происхождении жизни на Земле. Каждая народность имеет свою культуру. Смысл этого понятия имеет собирательное значение. Современные народности являются потомками различных древних цивилизаций. Народность – это группа людей, для которой характерно наличие своего языка общения, обычаев, обрядов и праздников, вероисповедания, культурного наследия.

многообразие народов Земли

Многонациональность нашей планеты обусловлена именно многообразием народностей. Традиции предшествующих столетий сливаются в культурах каждой народности. Знание нескольких языков представителями современных народностей свидетельствует о многообразии древних племен, населявших нашу планету многие миллионы лет. Составляющими культуры считается национальная одежда, предметы обихода, национальные блюда. Культурное наследие любой народности сформировалось также с учётом географического местоположения. Например, северные народности имеют свой песенный фольклор и традиции, присущи только им. Этим они отличаются от народностей, живущих, например, в Африке или в Южной Америке.

Культурное наследие имеет основополагающее значение в становлении любого народа. С развитием науки происходит и развитие культуры, так как научно-технический прогресс даёт возможность внедрения новых технологий, дающих возможность исследовать культуры древних народностей с целью сохранения традиций. С помощью современных технологий можно восстановить хронологию развития науки и культуры исчезнувших этносов.

Я думаю, что только стремление познать тайны окружающей природы привело человечество к современному прогрессу. Археологические находки дают нам представление о развитии культуры человечества на разных этапах существования. Орудия, одежда, предметы обихода помогают нам воссоздать фрагменты из жизни того или иного этноса или всего людского рода в целом.

уникальные археологические находки

Можно с уверенностью сказать, что многие культурные наследия, дошедшие до нас, представляют огромную историческую ценность для осознания того, что человечество ещё в эпоху древности достигло несомненных высот в развитии культуры. Наши предки пытались найти способ сохранить свои открытия для последующих поколений. Одним из открытий является способ мумификации, благодаря которому мы можем судить о развитии медицины Древнего Египта. Наскальные рисунки, как зарождение древней письменности, дают нам представление о первых обычаях, ритуалах, становлении религии.

Пирамиды, храмы и другие архитектурные сооружения представляют собой памятники старины, а древние рукописи, найденные при раскопках, несут нам открытия и знания учёных и философов, передавших свое наследие потомкам. Металлы, из которых создавалось оружие, монеты и украшения дают представление о развитии точных наук, что тоже представляет собой культурное наследие народностей, населявших данный регион.

Самобытность и неповторимость каждой народности определена именно культурным наследием предков. Основополагающим является языковое наследие, которое заложено на протяжении нескольких веков. Это стало фундаментом для развития письменности. Вначале были наскальные рисунки, потом египетские иероглифы, арабская и римская нумерология. Древней нумерологией мы пользуемся и в нашей жизни, что свидетельствует о преемственности культурного наследия.

Народный эпос предшествовал развитию современной литературы и искусства. Сказки, былины, легенды передавались из поколения в поколение. Поэтому до нас дошло русское народное творчество в виде частушек, прибауток, колыбельных. Благодаря этому культурному наследию мы получили бесценный опыт и знания.

Проанализировав тему, можно с уверенностью сказать, что древние цивилизации заложили основу культуры всех народов. Несмотря на наличие отличительных черт в современной музыке и литературе от культурного наследия предшествующих поколений, народное творчество не теряет своей актуальности. Культурное наследие всегда будет передаваться поколениями потомков, никуда не исчезнет и всегда будет достоянием любой нации.

Елена Волочкова

Елена Волочкова

Культура, прежде всего, — понятие коллективное. Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, — явление общественное, то есть социальное.

Елена Волочкова

Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни" человека, общества и человечества. И потому, когда мы говорим о культуре нашей, современной, мы, может быть сами того не подозревая, говорим и об огромном пути, который эта культура прошла. Путь этот насчитывает насчитывает тысячелетия, перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и погружает нас в одну культуру — культуру человечества.
Поэтому же культура всегда, с одной стороны, — определенное количество унаследованных текстов, а с другой — унаследованных символов.
Символы культуры редко возникают в ее синхронном срезе. Как правило, они приходят из глубины веков и, видоизменяя свое значение (но не теряя при этом памяти и о своих предшествующих смыслах), передаются будущим состояниям культуры. Такие простейшие символы, как круг, крест, треугольник, волнистая линия, более сложные: рука, глаз, дом — и еще более сложные (например, обряды) сопровождают человечество на всем протяжении его многотысячелетней культуры.
Следовательно, культура исторична по своей природе. Само ее настоящее всегда существует в отношении к прошлому (реальному или сконструированному в порядке некоей мифологии) и к прогнозам будущего. Эти исторические связи культуры называют диахронными. Как видим, культура вечна и всемирна, но при этом всегда подвижна и изменчива. В этом сложность понимания прошлого (ведь оно ушло, отдалилось от нас). Но в этом и необходимость понимания ушедшей культуры: в ней всегда есть потребное нам сейчас, сегодня.

Для успешной сдачи экзамена недостаточно хорошо владеть материалом, необходимо изучить, как писать эссе по обществознанию.

В рамках него важно уметь выстраивать причинно-следственные связи, формулировать умозаключения и делать выводы, ссылаясь на факты общественной жизни и исторические события.

В статье рассмотрено, как создать грамотный план и структуру сочинения, а также несколько конкретных клише и примеров.

Что такое эссе по обществознанию

Письменная часть в ЕГЭ по обществознанию состоит из нескольких частей:

  • анализ текста;
  • ответы на конкретные вопросы;
  • эссе.


Последний блок основан на том, что выпускник должен выбрать одно из нескольких представленных высказываний и сформулировать свои размышления о нем, привлекая знания обществоведческого курса.

Ученик должен отразить свое понимание темы, позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, приведя несколько фактов из общественной жизни или истории.

Правила написания эссе и критерии оценивания

В первую очередь определим основные правила, которых стоит придерживаться при написании эссе, а также то, на что будут обращать внимание проверяющие.


Перед выбором темы стоит внимательно изучить не только сами высказывания, но и сферу, из которой они взяты. Важно быть компетентным в области выбранного предмета.

Дело в том, что при написании важную роль будет играть грамотно примененная терминология.

Базовые критерии оценивания следующие:

[advice]Важно отметить: если проверяющий после прочтения работы не готов оценить первый критерий, то за все эссе ставят ноль баллов.[/advice]

То есть даже идеально и грамотно написанный текст не по той теме, не будет засчитан. В связи с этим рекомендуется внимательно подходить к выбору темы и заранее готовиться к написанию эссе из нескольких сфер.

План и структура написания

Рассмотрим один из примеров плана эссе по обществознанию:

  • вступительное слово – несколько слов о сфере;
  • согласие или несогласие с позицией автора высказывания;
  • отражение понимания цитаты;
  • приведение аргументов;
  • вывод.

Конкретный шаблон для 11 класса будет представлен ниже. Правильно написанное сочинение решит проблемы с более, чем десятью процентами от баллов.


Как написать эссе по обществознанию

Ниже представлена примерная структура эссе, которую допустимо использовать, как шаблон.

Избранное мною высказывание относится к экономической (социальной, политической, духовной, правовой) сфере:

  1. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.
  2. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.
  3. Политическая сфера изучает основы и стандарты в управлении государством, организации политической жизни и формировании политической системы.
  4. Правовая сфера изучает совокупность взаимосвязанных правил поведения, а также санкции за нарушение норм, охраняемых силой государства.
  5. Духовная сфера изучает понятия, связанные с культурой и нравственностью, а также основы познания, мировоззрения.

Высказывание связано с таким понятием, как *** *** - это (определение понятия из высказывания).

Я согласна с автором высказывания в том, что (переформулировка, отражающая понимание человеком темы).

В общественной жизни/ в истории/ в литературе можно встретить подтверждение этому:

Таким образом, можно сделать вывод, что (переформулировка 2).

Цитаты, фразы-клише для эссе

Несмотря на то, что темы разные, чтобы подчеркнуть свое знание терминологии, допустимо использование определенных заготовок в виде фраз и цитат. Главное применять их грамотно, то есть вставлять туда, где это актуально.


Несколько примеров того, как можно использовать готовые фразы-клише:

Ниже будет представлена таблица с банком аргументов и фраз, которые разрешено использовать. Мудрые высказывания не так характерны для экзамена в 9 классе, как в выпускном.


Примеры эссе по обществознанию

Пишется эссе сначала на черновике тезисно, а затем в полном объеме в чистовые листы. Образец представлен ниже.

Избранное мною высказывание относится к экономической сфере. Экономическая сфера изучает правила ведения хозяйства, а также отдельно взятые экономики стран.

Высказывание связано с таким понятием, как бизнес - это предприятие, деятельность которого направлена на получение дохода.

Я согласна с автором высказывания в том, что бизнес представляет собой конкурентный вид деятельности, в котором субъекты экономики соревнуются друг с другом. Так же как на войне и в спорте, бизнес предполагает наличие знаний, опыта и последовательность действий.

В общественной жизни можно встретить подтверждение этому:

  • война представляет собой конфликт сторон в форме вооруженной борьбы. В бизнесе, конечно, редки случаи вооруженного противостояния, но существуют конфликты между конкурентами, и они используют разные средства борьбы;
  • для достижения успеха в бизнесе требуется вкладывать много времени, сил и энергии. Это же характерно и для спорта.

Таким образом, можно сделать вывод, что сочетание войны и спорта очень хорошо характеризует бизнес.

Избранное мною высказывание относится к социальной сфере. Социальная сфера изучает строение общества, совокупность взаимосвязанных социальных групп, отдельных личностей и отношения между ними.

Высказывание связано с таким понятием, как наука. Наука - это одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.

Я согласна с автором высказывания в том, что наука изучает мир таким, какой он есть. Некоторые открытия зачастую разрушают существующие взгляды людей.

В истории можно встретить подтверждение этому:

  • люди были уверены, что Земля плоская, но путешествие Магеллана опровергло это, и стало известно, что планета имеет форму шара;
  • тысячелетия существовало заблуждение о геоцентрической системе мира, но учение Коперника развенчало этот миф. Стало известно, что все планеты, и Земля, в том числе, кружатся вокруг Солнца.

Таким образом, можно сделать вывод, что научные достижения постоянно опровергают полученные ранее знания, заставляя людей пересматривать убеждения.

Читайте также: