Культура 21 века сочинение

Обновлено: 07.07.2024

Прежде всего, что можно сказать о 21 веке в целом? 21 век – это научный прогресс, процесс модернизации и нововведений, новейшие технологии, формирующие общество и, соответственно, среду, в которой растёт и воспитывается каждый из нас.

Безусловно, с новой техникой мы получили доступ к неизмеримому количеству информации с любой точки мира. К сожалению, вместе с этим наше общество столкнулось и с новыми проблемами, разрешить которые оказалось не так просто, как могло изначально показаться.

Наш век расширил границы возможности самостоятельно определять сферу своих интересов. Прежде всего, речь идёт о младшем поколении. Ещё не обладая достаточным опытом и объёмом знаний, что необходимо для умения выделять из получаемой информации полезную и правильно пользоваться существующими информационными ресурсами, некоторые тинэйджеры попадают под негативное влияние.

Как известно, личность человека формируется в зависимости от его окружения. Большинство современных подростков проводит больше времени в виртуальном, нежели реальном мире. Виртуальность позволила не только получать любую информацию, но и оставаться при этом абсолютно анонимным. Таким образом, наибольшее влияние на наше поколение стала оказывать не семья

и близкие, а мнимые образы, преимущественно аморальные.

Конечно же, далеко не каждый поддаётся негативному влиянию, избежать которого в объективной реальности, как мы понимаем, невозможно. И всё же многие подростки в силу особенностей возраста, связанного с поисками себя и своего места в мире, безусловно, перенимают модели поведения, встречаемые в компьютерных играх с элементами жестокости, клипах, а также в социальных сетях при общении.

Растущая повсеместная жестокость, проявляемая нашими ровесниками по отношению к окружающему миру, в том числе и к своим сверстникам – острая проблема современности, требующая времени приложения немалых усилий для её решения. Очень часто агрессия тинэйджеров становится следствием личных проблем, возникающих во взаимоотношениях с друзьями или же родителями, и им приходится искать поддержки в виртуальном мире. Подростки нуждаются в руководстве и понимании взрослых. Проблема жестокости решаема, но необходимо изменение политики СМИ, а в детских садах и школах должны работать грамотные психологи.

Аватар пользователя Шагина Екатерина Сергеевна

Предлагаем Вашему вниманию наиболее интересные работы.

Гусева Нина, 1-4:

Культура — это стремление

к совершенству посредством познания

того, что более всего нас заботит,

того, о чем думают и говорят.

Что значит быть культурным человеком? По моему мнению, культурный человек — это образованный, воспитанный, толерантный, интеллигентный, ответственный. Он уважает себя и окружающих. Культурного человека отличает также творческий труд, стремление к высокому качеству, признательность и умение быть благодарным, любовь к природе и Родине, сострадание и сочувствие к ближнему, доброжелательство.

Культурный человек никогда не солжет, он сохранит самообладание и достоинства в любых жизненных ситуациях, это человек, имеющий четко поставленную цель и добивающийся ее.

Д.С. Лихачев писал: «В чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро — это, прежде всего, счастье всех людей.

Хорошо, если у человека процесс приобщения к культуре, то есть инкультурация, а также приобщение к культурным ценностям и знаниям через социальные институты, то есть социализация, происходят с детства. Ребенок приобщается к традициям, переходящим из поколения в поколение, впитывает положительный опыт семьи и окружающей среды. Ведь в жизни, чем опытней человек, тем он более конкурентоспособен, а если ему есть откуда брать этот опыт, значит, у него есть преимущества.

Идеал культурного человека есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность.

Галкин Олег, 1-4:

Культурный человек способен впитывать хорошее и противостоять плохому. Много споров ведётся, например, о культуре языка. Культурный человек не способен на корявую речь, на грубые слова в быту, они претят его натуре. Он всё равно будет стремиться к познанию, как правильнее, лучше сказать, написать, вести диалог. Способность к коммуникации, логичности и доказательности своего мнения – одна из способностей высококультурного человека. Культурный человек – человек открытого сердца, способный радоваться и удивляться красоте мира. Неважно, будь это чудеса света, или скромная ромашковая поляна, Ниагарский водопад или тихое лесное озерцо. Культурный человек способен к переживанию и милосердию.

Блеченкова Анастасия, 1-4:

Опираясь на эту цитату, хотелось бы порассуждать с точки зрения цивилизационного подхода к истории развития культуры. Я считаю, что культуру определяет время и общество. То есть, личность должна соответствовать времени и общественному представлению о культурном человеке. В большинстве случаев это предполагает наличие определенного уровня интеллекта, знания этикета, умение правильно и грамотно выражать мысли, быть объективным, держать под контролем свои эмоции.

Человек – творец культуры. Но все начинается с него самого. Он проходит инкультуризацию еще в детстве, затем социализацию через такие социальные институты, как семья, школа, университет и т.д. Из этого мы можем сделать вывод, что формирование культурного человека во многом зависит от внешних факторов.

Вспомним историю о Маугли. Маленький ребёнок попадает в джунгли, в волчью семью, которая живёт в стае и живет по закону джунглей. Естественно, когда он попадает в деревню, ему непривычно жить по людским правилам.

В современном же мире культурное пространство человека в основном формируют различные средства массовой информации. Телевидение и Интернет вытесняют из культурных потребностей современного человека посещение театров, библиотек, музеев. И это горько осознавать. Ведь все, что сейчас существует, все, что мы изучаем, создавалось людьми. Музыка, литература, великие научные открытия, созданные несколько веков назад, позволили нам жить в таком мире, это база, без которой человек не может считаться культурным, если не знает элементарного.

Современная социокультурная ситуация, которая определяет формирование культурного человека и требования к нему в современном мире, характеризуется насыщенностью и многообразием динамических процессов. Темпы модернизации охватывают все большее число существующих культурных форм. Стираются грани между различными этническими культурами, национальными образованиями. Исторически сформированная культурная традиция утрачивает приоритет в социальных процессах. Профессиональная деятельность любого рода становится основной формой индивидуального самовыражения.

Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда – многообразие культур и форм культурного развития. На примере субкультуры мы можем хорошо увидеть, как человек может творить, привносить что-то новое внутри своей социальной группы. Также, в каждой стране мы наблюдаем свои религию, архитектуру, язык, танцы, традиционную одежду. И когда человек переезжает в другую страну, он зачастую старается подстраиваться под данную культуру, что лишний раз показывает, как социальная среда влияет на человека.

Из всего этого можно сделать вывод, что культурным человеком в современном мире можно назвать того, кто знает, понимает культуру прошлого, кто соблюдает нормы и правила поведения нынешнего времени, и кто делает вклад в современную культуру, думая о будущем.

ХХI век немыслим вне культуры. Человек ХХI века немыслим без культуры. Культура же неисчерпаема, многолика, всечеловечна. Огромностью своих деяний она перекрывает весь спектр человеческого бытия. Культура бесконечна, заполняя собой все время-пространство. Это не лозунг на рубеже веков, скорее это притча о культуре, ее заповедь на будущее.

В настоящее время в культуре можно отметить две глобальные тенденции: во-первых, имеет место культивирование и манифестирование разных, несовпадающих подходов, взглядов, видений мира (в конечном счете, они определяются разнообразием и несходством форм индивидуальной и коллективной жизни), а также — идет поиск новых критериев общезначимости и объективности.

Во-вторых, рассматривая национальную традицию как социально-культурный институт, выделим ее важную часть — национальную идею — емкое и многозначное явление. При всей ограниченности рамками одного этноса любое социально-экономическое развитие не может не опираться на веками выбранные традиции, обычаи, верования других народов. Поэтому, не преувеличивая роли национальных традиций в жизни общества, нельзя умалять и их роли в разрешении межэтнических конфликтов и других общезначимых проблем.

Перелом, вызванный революцией, определил на семьдесят лет вперед безкультурье и бездуховность народа. Все лучшие черты сословной и связанные с ней характеристики дворянской, купеческой, мещанской, интеллигентской культуры, были повержены одним-единственным пластом — пролетарской культуры, которая долго завоевывала свои горизонты, но так и не смогла внедриться в глубины российской ментальности.

Подчеркнем отрицательное воздействие закрытости провинции, ограниченность трансляции культурных ценностей на культуру общества и отдельного индивида. Это очевидно на примере Мордовии, имеющей уникальные национальные ценности, но мало доступные в социальном пространстве: село Подлесная тавла с оригинальной резьбой по дереву, город Темников с народной музыкальной культурой, село Судосево с оперными театральными традициями, своеобразные театральные действа мордвы, связанные со свадебным обрядом, отдельные блюда мордовской национальной кухни, этнический костюм со своей интимной, сокровенной природой вышивки и многое другое. Кто в России знаком с этой красотой? Пожалуй, уместным будет и такой вопрос: многие ли в Саранске знают об этих сокровищах? Срабатывает и здесь стереотип провинциального обывателя — довольствоваться малым. В итоге — невежество, возводимое в ранг достоинства.
[193]

Явления провинциальной культуры самобытны, но на современном этапе остро ощутима их слабая включенность в контекст не только российской но и мировой, и европейской культур. В связи с этим возрастает экологическое значение проблемы. На первых порах России нужна своя культурная карта. В единой горе важно различать и знать разные зоны сверкания. Поддерживать свое в любой области, республике, городе, делая их столицей своих приоритетов.

Человечество вступило в XXI столетие. Много это или мало для истории цивилизации, для культуры?

Время осознанной истории человечества примерно семь тысяч лет - от пятого тысячелетия до н. э. и до второго тысячелетия нашего времени. Принято считать, что поколения меняются раз в 25 лет. Казалось бы, семь тыс. лет - это огромный срок, но если подсчитать, сколько поколений сменилось за это время, то ока­жется - всего 280.

Мы подошли к черте, когда живущие сегодня на Земле люди могут оказаться последними; или 281 поколение откроет собой новую эпоху в истории человечества, культуры.

Для благополучного исхода человечеству важно уже сегодня понять те проблемы, которые будут определять его существование в будущем, найти эффективные средства их решения, определить место и значение художественной культуры.

Проблемы культуры XXI века уже реальность, та реальность, в которой мы живем. Из 6 млрд. людей, живущих на планете сегодня, свыше половины увидят 2025 г., а подавляющее число детей, родившихся в 90-х годах, доживут до середины следующего столе­тия.

Контуры наступающего века просматриваются уже сегодня. Очевидно значительное отличие между настоящим и будущим и тем более прошлым: ясно, что новый век будет совершенно непохожим на уходящий.

XX век - был веком предупреждения человечеству: оно пере­жило две страшные мировые войны и много локальных. Век, обнаруживший непригодность тех ценностей и образа жизни, в которых живет современный человек. Век, остро почувствовавший вселенское неблагополучие. Поэтому люди остро ощущают психо­логический дискомфорт, испытывает чувство неуверенности и от­чужденности. Культура находится в состоянии выбора новых ценностей и приоритетов. Перед выбором находится и художест­венная культура и от этого выбора будет зависеть оптимально-оп­тимистическая или пессимистически-трагическая перспектива у человечества.

Какой будет культура нового тысячелетия? Уже сейчас в ней видны характерные черты. Выделим среди них те, которые, на наш взгляд, дают представление о новой культуре, о художественном ее своеобразии.

Вторая половина XX века характеризуется глубокими, радикаль­ными и необратимыми преобразованиями в мире. Они пронизыва­ют все сферы жизни. Отличительная их черта - всеохватность, взаимозависимость на глобальном уровне. Преобразования сегодня в культуре, обществе стремительны. Происходит ускорение темпов развития общества. Одно поколение людей сегодня встречается с такими социальными, политическими, экономическими, психоло­гическими, нравственными, экологическими и другими изменени­ями, которые еще в недавнем прошлом растягивались на несколько поколений. Возрастает интенсивность общения между людьми, народами, странами и континентами, цивилизациями и культурами. Коммуникативные процессы происходят в глобальном, планетар­ном масштабе, связывая человечество в единое целое.

Объективно мир переходит в состояние, когда вместо механи­ческой совокупности отдельных стран, он может превратиться во взаимосвязанную целостность. Укреплению этой тенденции может оказать мощное содействие художественная культура, которая по своей природе целостна, органична, плюралистична и демократич­на. Процесс глобализации создает особые условия для существова­ния и развития художественной культуры. Эти условия имеют двоякий характер. С одной стороны, наблюдается ускорение распространения художественных ценностей, демократизация художе­ственной культуры, при которой реально для каждой личности в любом уголке земли становятся доступны произведения искусства. Но с другой стороны, есть огромная опасность нивелирования, стандартизации и усреднения явлений художественной культуры, навязывания шаблонов и стереотипов, по сути, суррогатов, а не подлинных художественных ценностей. Это гибельно для художе­ственной культуры, ибо по своей сути художественное явление всегда уникально, неповторимо, своеобразно. В этом достоинство, специфика и сила художественной культуры, которая может быть востребована на пороге III тысячелетия как средство сохранения уникальности и неповторимости личностей, составляющих челове­чество, сохранения уникальности и неповторимости национальных культур разных регионов.

Очевидно, что весь комплекс проблем глобального масштаба должен решаться на основе нового типа экономики, созданной достижениями информатики и новейшей технологии. Успешное их решение в современных условиях невозможно без соответствующей социально-правовой и политической среды, построенной на гармо­ничной основе; без определенной нравственно-эстетической атмос­феры, где приоритетны интересы человечества и отдельного человека, а не узкополитические, корпоративные интересы.

В мире сейчас как реальность существуют национальные, реги­ональные экономические комплексы, ориентированные на всемир­ное хозяйство. Во все большей степени проявляет себя объективный процесс интернационализации хозяйственной деятельности, где определяющим звеном выступают технические и научные открытия, не знающие национальных границ. Постепенно изменяются в со­ответствии с этими процессами и основные принципы и институты по управлению хозяйством; они демократизируются, обретают твор­ческую гибкость и пластичность, становятся кооперативными.

Ускоренными темпами разворачиваются глобальные информа­ционные процессы, которые определяют характер современной цивилизации, влияют на динамику культуры, на состояние и тен­денции развития художественных явлений.

Осознание глобальных проблем позволило сформулировать при­оритетные задачи, которыми человек и человечество должны за­няться в ближайшее время, чтобы сохранить культуру и дать ей новый импульс в развитии.

Среди первоочередных проблем можно назвать блок вопросов, связанных с системой мер по сохранению жизни на Земле, предот­вращению военной угрозы.

Сейчас все большее число общественных и политических дея­телей активно проводят идею о возможности и необходимости исключения мировой ядерной войны из арсеналов средств между­народной политики.

Президент Международного института жизни М. Маруа (Франция) считает, что с любой точки зрения - социально-политической, философской, этической - первостепенной задачей современности является сохранение жизни на земле.

Возникает потребность в создании новой философии безопас­ности, в основе которой лежат принципы равенства, взаимности, всеобщности, политика, базирующаяся не на силе, а на гармонии интересов.

Безопасность государств и защита национальных интересов может быть обеспечена не только правовыми и политическими средствами, здесь свое веское слово может сказать художественная культура, которая имеет опыт развития разнообразных культурных традиций, не поглощающих, не уничтожающих друг друга, а допол­няющих собой общее культурно-художественное поле. Опыт взаи­мообогащения и развития художественных культур разных регионов и исторических периодов, который составляет единый арсенал мировой художественной культуры, может быть полезен для чело­вечества в решении не только художественных проблем, но и проблем экономических, политических, религиозных.

Проблема безопасности в мире - проблема не отдельных госу­дарств, блоков, систем, а всего человечества. Наиболее полный и позитивный опыт в умении договариваться, понимать друг друга, способность ценить достоинства и своеобразие другого человечество накопило в художественной культуре и этот опыт может пригодиться в позитивном решении вопросов безопасности.

Человечество на протяжении длительного пути тянуло за собой кровавый шлейф войн и конфликтов. По мнению историков, за последние 5,5 тысячелетий человечество прошло через 14 тысяч войн, в которых погибло более 4 млрд. человек. Две мировые войны XX века унесли свыше 60 млн. человеческих жизней. Нужен механизм гарантированной защиты человечества от угрозы уничто­жения. Создание такого механизма - задача не только техническая или технологическая, а прежде всего нравственная, духовная, в том числе художественная. Художественная культура может научить ценить каждую человеческую жизнь, как открытие, как достояние всего человечества.

Сегодня в начале III тысячелетия человечество подошло к такой черте, когда иного выбора уже нет. Здесь уместно предупреждение, высказанное когда-то Бертольдом Брехтом: великий Карфаген вел три войны. После первой он был еще могущественным, после второй - еще обитаем, после третьей - его уже невозможно было обнаружить.

В.И. Вернадский, изучая глобальные процессы, происходящие в природе и социальном мире, считал, что развитие есть постепен­ный переход биосферы в ноосферу при условии все большего подчинения эволюции разуму и воле, духовному началу в человеке. Возможна новая фаза жизни, сверхжизни, где, по мнению Вернад­ского, произойдет сглаживание противоречий и различий между человеком и природой.

Современное звучание проблемы звучит как коэволюция природы и общества. Это идея академика Н.Н. Моисеева. В эволюционном процессе, по его мнению, возможны два варианта. Один - неблагоприятный для человечества, если развитие будет носить стихийный характер и нагрузки на биосферу выйдут на уровень критических значений. Биосфера станет непригодной для жизни. Но человечество может выбрать и иной сценарий. Разумная деятельность человека позволит преобразоваться биосфере в новое качество, где эволюция приобретет направляемый характер. Человек способен инициировать благополучный процесс развития Вселен­ной, где доминирующей станет гармония, где будет преодолен антропоцентризм.

Глобальные проблемы связаны с еще одной особенностью, характеризующей культуру конца XX - начала XXI века - это гу­манизация как главное направление будущей культуры.

Читайте также: