Кулигин и дикой просвещение против застойности сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Главным олицетворением старых порядков, самодурства и деспотизма является купчиха Кабаниха. Ее в городе все уважают, а на деле – боятся. Она подчинила себе даже свою семью. Поэтому когда в ее дом вошла невестка со свободолюбивым характером, - она возненавидела ее. Катерина не привыкла к угнетению воли, поэтому пытается противостоять попыткам Кабанихи сделать из нее игрушку. Но молодой женщине сложно бороться, ведь у нее нет поддержки.

Неужели писатель не ввел ни одного персонажа, близкого по духу Катерине? На самом деле таковой есть – это механик Кулигин. Он, как и Катерина, видит несправедливость порядков в городе, но в отличие от нее, не вступает в открытый конфликт. Почему же так происходит? Чтобы ответить на этот вопрос, стоит изучить его образ.

Кулигин – мещанин лет пятидесяти, которого уже часто называют стариком. Однако именно старик понимает, что старые порядки изжили себя. Он мечтает изменить город к лучшему и даже предлагает установить солнечные часы и громоотвод. Однако все его предложения не находят позитивного отклика у городской власти, так как они не сулят им наживы.

Кулигин умеет видеть и ценить красоту: он восхищается русской природой, особенно водами Волги. В душе он романтик, который не находит понимания у других.

Героя нельзя назвать трусом, но и смельчаком тоже. Он критикует порядки в обществе, но при этом боится, чтобы за откровенные слова его не съели живьем. Мужчина ощущает себя маленьким человеком, который хочет, но не может что-то изменить. Поэтому он и не решается вступить в открытый конфликт с ханжеским обществом. И только поступок Катерины дает ему в финале решимость высказать все Кабанихе.

Образ Кулигина – это обобщенный образ образованной, но бездеятельной части населения. Он мечтатель, но не революционер. Кулигин не может стать лучом света в темном царстве, потому что не знает, как побороть тьму. Он идеалист, не умеющий понять, что все его правильные слова не могут найти отклика в ханжеской среде. В разговоре с Диким Кулигин пытается доказать важность нововведений в городе, но даже не пытается посмотреть на вещи с точки зрения собеседника.

Герой понимает свою беспомощность и надеется только на чудо – изобрести вечный двигатель и получить за это миллион. Но это всего лишь мечты. На деле он просто смирился с законами своего города.

Кулигин похож на Катерину, но не может, в отличие от нее, вступить в открытый конфликт с обществом, в котором живет и к которому уже давно привык.

МОЖНО ЛИ НАЗВАТЬ КУЛИГИНА ЛУЧОМ СВЕТВ В ТЕМНОМ ЦАРСТВЕ?

Среди персонажей пьесы, протпвбпоставленных Дикому и Кабанихе, наиболее ясно и здраво судит о темном царстве Кулигин. Этот механик-самоучка обладает светлым умом и широкой душой, как многие талантливые люди из народа. Не случайно и сама фамилия Кулигина напоминает фамилию замечательного изобретателя-самоучки нижегородца Кулибина.

Кулигин осуждает жадность купечества, жестокое отношение к человеку, невежество, равнодушие ко всему-истинно прекрасному. Противопоставление Кулигина темному царству особенно выразительно в сцене его столкновения с Диким.

Когда Кулигин просит у купца денег на солнечные часы, он не о себе заботится, его интересует для вхе-ваобще обывателей польза. А Дикой даже в толк не возьмет, о чем идет речь, настолько чуждо ему само понятие общественных интересов. Собеседники словно говорят на разных языках. Речевая характеристика подчеркивает остроту конфликта. Дикой зачастую просто не понимает слов Кулигина, особенно когда тот цитирует своих любимых поэтов XVIII века. На почтительные реплики механика-самоучки, украшенные цитатами, Дикой реагирует своеобразно: Ты у меня грубить не смей- и пугает собеседника городничим.

Одаренность Кулигина сказывается в его речи, как в речи Ди- кого- его дремучее невежество. Мы знаем, что Кулигин пишет стихи, но и обычная речь его проникнута поэзией. Очень хорошо, сударь, гулять теперь,- говорит он Борису.- Тишина, воздух от- личный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое. И да- лее звучат стихи Ломоносова. Кулигин искусно рассыпает разговор. В его монологах сливаются приемы старинного красноречия, в духе литературы XVIII века, с образными народными выраже- ниями, почерпнутыми из фольклора (Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; Водят их, водят, волочат их, волочат. ). Плавная, певучая речь его порой напоминает неторопливый народный сказ.

Кулигин осуждает жестокие нравы Диких и Кабановых. Но не его назвал Добролюбов лучом света в темном царстве. Почему?

Да потому, что Кулигин слишком слаб в своем протесте. Так же как и Тихон, как и Борис, он боится самодурной силы, склоняется перед ней. Нечего делать, надо покориться!- говорит он смиренно. Кулигин и других учит покорности. Он советует Кудряшу: Лучше уж стерпеть. То же рекомендует он п Борису: л1го же делать-то, сударь. Надо стараться угождать как-нибудь.

И только в пятом акте, потрясенный гибелью Катерины, Кули-я тин поднимается до открытого протеста: Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа те- перь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас! Этими словами Кулпгин не только оправдывает Катерину, но и обвиняет немилосердных судей, погубивших ее.

Мы видим, что гибель Катерины пробудила протест против: темного царства у безгласного, забитого Тихона, вызвала на открытый протест обычно робеющего перед самодурами Кулигина. В Грозе,- писал Добролюбов,- есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы. обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас повою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

("Гроза". Драма А. Н. Островского", журнал "Московский вестник", 1859 г. , № 49)

Критики о пьесе.

П. И. Мельников-Печерский

( П. И. Мельников-Печерский,

"Северная пчела", 1860 г., №41 )

Критики о пьесе.

Ф.М.Достоевский

Драма в пяти действиях

А.Н. Островского", «

Светоч", 1860 г. №3)

Критики о пьесе. Н.А.Добролюбов

Критики о пьесе.

Н.А.Добролюбов

Критики о пьесе. Н.А.Добролюбов « Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам , никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий , идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородит ь в своем воображении у Катерины, как личности непосредственной, живой , все делается по влечению натуры , без отчетливого сознания Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми. Но если нет , - она ни перед чем не остановится . Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится. ( Н. А. Добролюбов,

Критики о пьесе.

Н.А.Добролюбов

« Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам , никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий , идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородит ь в своем воображении у Катерины, как личности непосредственной, живой , все делается по влечению натуры , без отчетливого сознания Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми. Но если нет , - она ни перед чем не остановится . Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится. ( Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве", журнал "Современник", 1860 г., №10)

Критики о пьесе.

М.И.Писарев

газета "Оберточный листок", 1860 г., 11 и 18 мая)

Екатерина

Тема и проблема.

Тема: изображение быта и нравов русского купечества 60-ых годов 19 века.

Идея Стремление к свободе и счастью естественно и непреодолимо, несмотря на трагичность жизненных обстоятельств. Человек имеет право на счастье. + Вспомните финал пьесы. Какую еще важную мысль можно внести? Самодурство когда-нибудь изживет себя. Главное не быть равнодушным к жестокости и деспотизму .

  • Стремление к свободе и счастью естественно и непреодолимо, несмотря на трагичность жизненных обстоятельств. Человек имеет право на счастье.

+ Вспомните финал пьесы. Какую еще важную мысль можно внести?

Самодурство когда-нибудь изживет себя. Главное не быть равнодушным к жестокости и деспотизму .

Всем привет помогите написать сочинение на одну из тем из пьесы "Гроза"
Темы:
1 Образ Катерины в пьесе Гроза
2 Старый мир и новый мир в пьесе Гроза
3 Тихон жертва темного царства или его часть
4 Любил ли Борис Катерину?
5 кулигин и дикой: просвещение против застойности
6 образ Кабанихи почетная мать и жестокий деспод
7 Тихон и Борис виновны ли они в гибели Катерины
8 Мое отношение к Катерине

По такому плану:
1) Тема
1. Введение: а) объяснение темы (60-65) слов
б) какие вопросы мне бы хотелось обсудить? Не менее 2 х вопросов
2) Основная часть: в качестве примера по моей теме хочу привести эпизод . 90-120 слов
3) Заключение: моё полное мнение
Сочинение: минимум 350 слов

Гроза
В маленьком городишке жила девка Катька. Она была сиротой. Никого из родни не было рядом, только годовалый поросёнчишко. Она его очень любила и каждый день ходила на базар и собирала остатки сала и хлебушек, которые выбрасывали из харчевни аккурат после обеда. Этим они и питались. Робить она не хотела, потому что была очень романтичной особой и набожной. Каждую ночь ходила на речку любоваться звёздочками, отражающимися в воде и гладила листочки у каждого кустика, затем неистово молилась, глядя на луну, задравши свои зенки вверх, но так и не нашедши эту проклятую луну --шла домой и спала до обеда. Потом просыпалась и шла на базар, порося в это время уже давно базлал и просил кушать. Мимо проходил Тихон, внучатый племянник толстой тётки по прозвищу Кабаниха, тому очень понравился бегающий за своим хвостом, как собака, свин. Сколько сала то будет, подумал Тихон и позвал Катьку замуж. Та было стала отнекиваться, но Тихон сказал, что у него есть коптильня из газовой плиты сделанная и та согласилась. На Покров сыграли свальбу на балалайке и ложках, закололи свинаря Катькиного и Кабаниха стала учить Катюху жизни замужеской: посуду давай мой, пол скреби ножиком, чтобы чистым был и чтобы столешница сверкала, как у кота эти самые, а то только и знаешь, что на Тихохе висеть колбаской, бестыжая твоя рожа! Загрустила Катюха, непривычно это ей всё было, душа рвалась на речку и к Богу. Однажды ей удалось всё же вырваться на минутку и она побежала на речку, сломя голову, споткнулась и попала в крепкие руки Борьки кузнеца. Он свои руки специально раскинул, давно уже жениться хотел, а никто не попадался, только одни караси и лягушки. Обрадовался Борька, что такое мясо ему попалось и утащил он Катьку в кусты и поженил. Вот горе то. Оно бы, вроде и ладно, но ведь уже замужем Катюха то, нельзя же так, как то совестно и Бог не велит и поросёнка жалко, ещё не весь съели. Уже светало, надо было возвращаться домой, там муж ждёт постылый и вот ты хоть что делай. Катерина заревела и крестясь пошла куда глаза глядят. Глаза привели её на вокзал, где была железная дорога, Катя легла на рельсы и с возгласом "Так не доставайся же ты никому!" отдала Богу душу.

дикой

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?

Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил- таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито). Перестал, что ль, дождик-то?

1-й. Кажется, перестал.

Дикой. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то — кажется!

1-й (выйдя из-под сводов). Перестал!

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1.Внимательно прочитайте текст, подчеркните главные мысли, которые помогут вам ответить на вопрос.

2.Ответ начинайте, используя фразу вопроса.

Для раскрытия характеров героев авторы драматургических произведений используют специальные средства. Рассмотрим, какие средства помогли А.Н. Островскому раскрыть характеры Кулигина и Дикого в предложенной сцене.

3.Далее чётко отвечайте на вопрос, не нужно лишних фраз. Используйте главные мысли приведённого отрывка. Весь ответ достаточно уложить в 7-8 предложений ( можно чуть больше, всё зависит от вопроса).

Во-первых, это ремарки, то есть пояснения автора, дающиеся в скобках. По ремаркам можно судить о поведении героев, об их реакции на тему разговора.

Таким образом, ремарки и речь героев — эффективные средства, которые использовал автор для для создания ярких образов в пьесе.

Вспомните теорию.

Читайте также: