Кукольный дом ибсен сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Автор начал работу над пьесой уже в 1878 году, тогда и появились первые наброски. Стремился выразить проблемы современной действительности, облачив их в классическую форму трагедии, Ибсен.

Действие происходит в Норвегии, в квартире Торвальда Хельмера, работающего адвокатом, и его супруги Норы. Канун сочельника. Заходит Нора, вернувшаяся с большим количеством подарков для детей и мужа. Торвальд любовно встречает жену и шутливо говорит, что она мотовка. Нора возражает, что в этом нет ничего страшного, ведь новый год предвещает его повышение.

Начало истории

Действие происходит в жилище семейства Хельмеров, у них уютная и хорошо обставленная квартира. Глава — Торвальд Хельмер — успешный адвокат, ему свойственны:

  • принципиальность;
  • педантичность;
  • целеустремленность.

Совсем недавно мужчина получил повышение, он занял должность директора Акционерного банка. Его супруга Нора — молодая и красивая женщина, в ее обязанности входит домашнее хозяйство и воспитание детей. По характеру она:


  • веселая;
  • жизнерадостная;
  • беззаботная;
  • легкомысленная.

Супруга как раз вернулась домой из магазина, в ее руках елка для Рождества и праздничные подарки для многочисленных родственников и прислуги. Торвальд прекрасно относится к любимой, называет разными ласкательными прозвищами:

Мужчина намекает девушке на расточительность, но все же добавляет еще немного денег на возможные расходы. В комнату входит служанка и сообщает супружеской чете о приходе Кристины Линне — это давняя подруга Норы. Несколько лет назад приятельница хозяйки похоронила мужа, после похорон с финансами стало совсем плохо. Ей приходится много трудиться, чтобы содержать больную маму и двух младших братьев.

Во время беседы Нора жалуется на собственные проблемы.

Оказывается, она во время болезни горячо любимого мужа взяла деньги в долг без его ведома. Для этого ей даже пришлось подделывать подпись отца, который находился при смерти. Он якобы выступал в роли поручителя.

На полученные деньги она свозила мужа в Италию, климат этой страны благоприятно повлиял на мужчину и способствовал его полному выздоровлению. А теперь ей приходится на всем экономить, чтобы погасить задолженность. Она всегда находится в поисках подработки.

Нора обращается с просьбой к Торвальду устроить приятельницу в свой банк, тот обещает подыскать местечко.

История Норы

Настает черед Норы рассказывать о своей жизни. Еще в первый год супружества Торвальд заболел, и ему необходимо было сменить климат. Тогда Нора взяла деньги под расписку у одного господина, а мужу сказала, что на поездку дал отец. Теперь она постоянно выплачивает проценты, а деньги для этого тайком берет у Хельмера.

Норма предлагает фру Линде помощь – муж может взять ее к себе на работу. Как раз сейчас он увольняет своего поверенного Крогстада, а значит, место освобождается. Оказывается, фру Линде немного знакома с этим человеком.

Развитие событий

Накануне праздников в дом Хельмеров заявляется Крогстад — человек, который когда-то дал хозяйке дома деньги. Оказывается, он знал, что подпись подделана, но молчал. А теперь ему требуется помощь должницы, так как ее супруг собирается уволить его с должности за махинации. Мужчина грозит Норе раскрытием тайны, если она не повлияет на Торвальда.

Девушка пытается всеми возможными способами переубедить мужа касательно увольнения, но строгий и принципиальный Хельмер отменять решение не собирается. Он ясно дает понять супруге, что ему отвратительны такие личности, как Крогстад. Он, отправляет работнику письмо, в котором напоминает о ближайшем увольнении.

Клерк вновь заявляется к должнице, но на этот раз требует от нее не только возвращения на работу, но и повышение в должности. Он исполняет свою угрозу, отправляет Хельмеру записку, в которой разоблачает его супругу в обмане и подлоге.

Нора рассказывает о своей проблеме подруге, зная, что заемщик когда-то питал к ней теплые чувства. Девушка обещает поговорить с ним, она сразу же отправляется к нему домой. После беседы Кристина и Крогстад решают жить вместе, но оставляют письмо, чтобы супруга сама во всем призналась мужу.

Нора тянет время, она боится признания, не зная, как строгий и педантичный Торвальд отреагирует на ее обман. Но все-таки девушка решается и кается. Хельмер сильно злится, считает поступок жены недостойным и отвратительным, опасается за собственную репутацию. В конце принимает решение отстранить женщину от воспитания собственных детей.

Но позднее, заполучив заемную записку и расписку об отсутствии претензий от Крогстада, мужчина смягчается, вновь становится ласков с супругой. Сама же Нора осознает, что является своеобразной игрушкой для него, она отказывается жить в построенном им кукольном домике, поэтому собирает вещи и уходит навсегда.

Подлог

Итак, Торвальд увольняет своего поверенного. Причина – когда-то совершенный им подлог, связанный с денежными бумагами. Суд оправдал Крогстада, но Хельмер не желает иметь ничего общего с таким человеком.

Нора выполняет просьбу, но на мужа это никак не действует. Хельмер ей отказывает, так как совершенно не воспринимает всерьез. Узнав это, Крогстад угрожает разоблачением. Но не только Нора оказывается жертвой его шантажа, бывший поверенный посылает Торвальду письмо, где угрожает рассказать всем о проступке его жены, тогда банковской карьере придет конец. Нора не знает, как ей теперь поступить.

Решение проблемы

Решение оказывается неожиданным, выясняется, что фру Линде и Крогстада когда-то связывала любовь, но женщине пришлось выйти за другого, чтобы улучшить финансовое положение больной матери и маленьких братьев. Теперь же она свободна и готова следовать велению сердца. Крогстад рад, он отказывается от своего шантажа, ведь и так обрел настоящую любовь и счастье в жизни. Единственная проблема – письмо Хельмеру уже отправлено и попало в его почтовый ящик, ключ от которого владелец всегда носит при себе.

Краткое содержание

Так, в частности, рассказывается о судьбе поверенного Крогстада, который, по независящим от него причинам, оказался под угрозой увольнения. В прошлом, ещё до назначения на высокий пост, адвокат Торвальд много болел, у семьи не было денег на врачей, поэтому его супруге пришлось обратиться за ссудой в банк. Получить необходимые средства она смогла лишь под личные обязательства, одолжив нужную ей сумму у поверенного Крогстада.

В последующем в банке вскрылись махинации, и, не разобравшись во всей сложившейся ситуацией, адвокат Торвальд, который являлся также управляющим в этом отделении, решает уволить Крогстада. Поверенный, не желая потерять свою работу, обращается за помощью к Норе, прося её заступиться перед супругом. Но Торвальд несерьезно отнесся к просьбе жены. Крогстад, оказавшись в такой ужасной ситуации, угрожает Норе разоблачением, шантажируя ее расписками, что может повредить банковской карьере ее мужа адвоката.

Нора, на которую выпали все такие страдания, даже думает о самоубийстве, однако она не решилась оставить без матери своих троих детей. В скором времени оказывается, что бывшая возлюбленная Крогстада фру Линне наконец стала свободной, и теперь ничто не мешает им быть вместе. Проверенный отказывается от своего шантажа, возвращает все долговые расписки, что приносит спокойствие и мир сразу в несколько семей.

Адвокат Хельмер после случившейся истории ещё больше полюбил свою жену, обещая ей впредь всегда серьёзно относиться к её просьбам и сложностям.

Письмо

Но тут приносят новое письмо. Оно от Крогстада, который отказывается от своих притязаний и возвращает заемные бумаги Норы. Хельман тут же приходит в восторг: все теперь будет как прежде. Но Нора с этим не соглашается, она собирается уйти из дома. Торвальд, всегда воспринимавший жену как игрушку, поражен ее самостоятельностью. Нора разочарована в муже, он повел себя, как трус, а не как мужчина. Отныне их больше ничего не связывает.

Несмотря на удивление, Хельман понимает всю серьезность слов и намерений Норы. Он пытается убедить жену в том, что отныне будет относиться к ней по-другому, но женщина ему больше не верит. Нора не отступает от своего выбора.

Цель: повторить и обобщить изученное, помочь ученикам осознать новаторские черты в творчестве драматурга, художественные особенности пьесы; развивать аналитическое, образное мышление, умение высказывать свои мысли и толерантно их отстаивать, приводя цитаты и примеры из текста; воспитывать уважение к человеческому достоинству, личности, стремлению к самосовершенствованию

I. Мотивация учебной деятельности

II. Объявление темы и цели урока

III. Повторение, систематизация и обобщение изученного

Лаура вышла замуж по любви, но ее неуравновешенный муж болезненно воспринимал недостаток денег. Поэтому жена старалась защитить его от материальных проблем, и когда он заболел, обратилась за помощью к своему богатому отцу, однако тот отказал дочери. Тогда она, тайно от всех, заняла деньги в одном из норвежских банков, а поручился за нее влиятельный друг. Когда не стало и этих денег, Лаура одолжила снова, но не смогла вернуть долг своевременно. В отчаянии женщина хотела выдать фальшивый вексель, и своевременно опомнилась. Со временем обо всем узнал муж, который сначала сочувствовал Лауре, а потом под влиянием родственников, друзей и знакомых резко изменил свое отношение к жене и начал требовать развода. Детей у нее отобрали, а ее объявили психически больной. (Позднее, по просьбе мужа, Лаура вернулась и в семью, и в литературу.) Об истории этой женщины узнала жена Ибсена, и, наверное, рассказала о ней мужу. Нора и Лаура имеют много общего, но есть и существенное отличие: Нора самая уходит из дома, сама противопоставляет себя обществу — это ее сознательное решение.

? какие возможные повороты сюжета (другие ситуации, отличные от авторской)?

3. Творческая работа. Разработка новых сюжетных линий

4. Проблемные вопросы и задачи

Беседа с учениками вопросам учителя:

-Что нужно Крогстаду?

(Он обвиняет Нору в аферизме, угрожает тюрьмой, если она не поможет ему не только остаться в банке, а и занять более высокую должность. Почему бы

и нет, он же такой же преступник, как и Нора, тоже подделал документ).

-Как эта сцена дополняет характеристику Норы?

(Это благородная женщина. Она не может обратиться к отцу за помощью, когда тот болен).

-В каком психологическом состоянии оказалась Нора? Почему?

(В отчаянии. Не может открыто поговорить с мужем. Нора доверилась только подруге, которая ей искренне сочувствует, но не понимает, почему Нора не доверилась мужу. Она считает своего мужа честным, порядочным человеком: «…для него было бы

мукой, унижением узнать, что он обязан мне чем-то).

-Для чего приходит в дом Хельмеров Кристина Линне?

(Она пришла, чтобы попросить Нору, свою подругу, помочь найти работу в банке; приход Кристины и Крогстада почти одновременно — это приход самой судьбы, которая решила уничтожить дом и семью Хельмеров. Письмо Крогстада к Торвальду раскрывает тайну Норы. Наконец, все выяснилось).

8. Анализ сюжета и композиции произведения.

Ученики и учитель выделяют структурное строение пьесы. В сюжете объединяются несколько сюжетных линий, относительно независимых друг от друга, но переплетающихся между собой.

а/ Нора и Торвальд

— брак оказался лишь сожительством, их пути расходятся.

б/ Кристина Линне

— все потеряла в жизни, понимает, что счастье — жить хотя
бы
ради кого-то. Им становится Крогстад, жизнь Кристины изменяется к лучшему.

в/ Нильс Крогстад

— мелкий чиновник и ленивый, морально опустошенный человечно делает попытки подняться в своих и чужих глазах, стремится найти семейное счастье с помощью Кристины, в финале пьесы в его душе пробуждается совесть и великодушие.

г/ Доктор Ранк

— всю жизнь любит Нору, был другом семьи. Тихо умирает, являясь примером настоящего самоотречения в любви.

Ибсен мастерски показывает не только внешние сюжетные линии, но и психологические коллизии, которые происходят в душе персонажей.

Например, Нора живет в придуманном мире, потом — прозрение, восприятие себя, как человека, стремление к внутренним переменам; Крогстад: моральное падение любовь — пробуждение совести — стремление снова стать человеком; Хельмер: добросовестность в мыслях и действиях — моральное испытание — измена любви и семьи.

КОМПОЗИЦИЯ ПЬЕСЫ

1.Экспозиция

— канун Рождества, показана жизнь в семье Хельмеров.
2.Завязка
— появление Кристины Линне и Нильса Крогстада в доме Хельмеров: Кристина просит помощи Норы при устройстве на работу, Крогстад тоже просит помочь.

3.Развитие действия

— Крогстад шантажирует Нору. Она в отчаянии, ищет выход из тяжелого положения и не находит его,

4.Кульминация

— письмо Крогстада, Торвальд узнает о преступлении жены, а Нора узнает правду о Торвальде.

— распад семьи. Нора уходит из дома.

9.Чтение по ролям или инсценирование.

10.Беседа по вопросам учителя:

1. Таким ли есть на самом деле Торвальд, каким его считает Нора?

2.Любит ли Торвадьд Нору? Чем он угрожает жене?

(Для Торвальда карьера, личный престиж — самое главное. Нора была лишь красивым, нежные дополнением обстановки. Эгоистичный страх потерять все — это определяет его поведение/.

3.Дайте характеристику Норе, Торвальду, Крогстаду, Кристине, доктору Ранку. Оправдано ли будет распределение персонажей на положительных и отрицательных?

4.Какими художественными средствами пользуется Ибсен, чтобы показать реальные характеры людей?

/ Персонажи пьесы многогранные и неоднозначные личности, в процессе своей духовной эволюции связаны между собой по принципу контраста: Нора — Кристина, Ранк – Торнвальд, Нора – Крогстад, Крогстад — Торвальд.

XУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ

: монологи, диалоги, поступки героев, их отношение друг к другу и к самим себе, авторские ремарки, биографические воспоминания, речь персонажей, детали интерьера. Главное в пьесе не то, что выясняется вся правда о преступлении Норы, а то, что выясняется, кто есть кто.

11. Инсценирование заключительной сцены пьесы.

12. Итоговая беседа по вопросам учителя:

1.Определите тему, главные проблемы и идею произведения.

2.Какой тип конфликта используется в пьесе? Почему?

З.К какому жанру вы отнесли бы это произведение? Докажите мысль.

4.В чем состоит художественное своеобразие драмы Ибсена?

ТЕМА ПРОИВЕДЕНИЯ

— духовный упадок общества, что показано на примере распада семьи Хельмеров.

ПРОБЛЕМАТИКА

— проблемы семьи, духовного единства людей, чести, любви, правды, совести, дружбы, человеческой гордости. Моральные проблемы приобретают философское значение.

ИДЕЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

— призыв к сохранению искренних семейных отношений, возрождению общечеловеческих ценностей — правды, совести, любви, чести.

— драматический. Сложное к напряженное столкновение между действующими лицами, что выявляет разные моральные позиции в отношении к семье, жизни, другие людям. Семейный конфликт между Норой и Торвальдом показывает недостатки людей и общества.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПЬЕСЫ

— драма показывает реальную жизнь и реальные образы, социальное положение женщины и семьи во второй половике XIX в. Семья становится критерием опенки общества. Достоинство персонажей измеряется не только социальными законами, а, прежде всего — законами моральными. Особенность пьесы — ее психологизм. Автор мастерски использует формы монолога и диалога, удачно строит композицию, что дает возможность ярко раскрывать драматический конфликт. Дом — своеобразная художественная модель в драме. Это место, где рушатся семейные узы, но все-таки здесь еще остается надежда на их сохранение (именно дом Хельмеров объединил Кристину и Крогстада, которые, может быть, станут счастливыми; в доме Хельмеров остаются дети Норы — как залог ее возвращения. что может дать новым шанс ее семье, если Торвальд и сама Нора внутренне изменятся).Язык пьесы тяготеет к разговорному стилю, живой, доступный, но не опрощенный.насыщенный яркими художественными средствами, которые помогают автору передать разнообразие и утонченность человеческих переживаний.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Анализ

Феминизм

Образ кукольного дома

Кукольный дом – главный символ произведения, и связан он с образом главной героини. Так, кукольность мира Норы хорошо проявилась в сцене игры женщины со своими детьми. Прятки сопровождаются смехом и весельем, и Нора здесь изображается как ровесница своих ребятишек. Из этого идиллического мира игрушек ее выдергивает приход Крогстада, который угрожает рассказать Хельмеру о займе. После этого женщина уже не может вновь беззаботно веселиться, ее одолевают мысли о грозящих неприятностях.

Генрих Ибсен – известный норвежский драматург, которого, прежде всего, интересовали социальные трагедии и морально-этические проблемы. Чувство собственного достоинства, по мнению писателя, человек должен сохранять при любых обстоятельствах. “Кукольный дом” является одним из известнейших произведений Ибсена, в котором возникает проблема самопожертвования ради любви. Автор взял историю одной семьи, где родственные отношения раскрылись во время вынужденного обмана.

Драматург старался таким образом разобраться в механизме супружеского

и семейного счастья, ведь именно от этого зависит судьба общества. Главная героиня “Кукольного дома” Нора видит смысл жизни в любви к близким, а именно к мужу и детям. Она верит, что в ее семье властвуют мир и любовь, так как они с мужем по-настоящему любят друг друга.

Именно ради любимого мужа Нора восемь лет тому назад подделала подпись своего умершего отца, чтобы иметь возможность занять деньги у местного дельца Крогстада. Нора сделала это ради того, чтобы заплатить за лечение своего тяжело больного мужа. Свой поступок она сохранила в тайне.

С этого момента начались страдания Норы.

– человек не очень высоких моральных качеств – начинает шантажировать Нору. Он хочет путем шантажа занять высокую должность в банке Торвальда – мужа Норы. Письмо Крогстада Торвальду не только открывает давнюю тайну, но и определяет, кто есть кто.

Узнав о долге Норы, муж начинает беспокоиться, ведь в то время любая добропорядочная семья могла стать предметом сплетен, пересудов и скандалов. И вдобавок Торвальд борется за свое место в банке. Он уже говорит с женой как с действительной преступницей. “О, какое страшное пробуждение!

Все эти восемь лет… она, моя радость, моя гордость… была лицемерна, лжива…, какая бездонная пропасть грязи!”. Торвальд стремится придерживаться внешней благопристойности. Жена словно перестает существовать для него. Торвальд даже собирается отстранить Нору от воспитания детей.

Ситуация решается сама собой: поняв, что поступил очень непорядочно, Крогстад отказывается от своих домогательств, уверяя, что ничто не угрожает Норе и Торвальду.

Торвальд счастлив, однако Нора уже не та. Женщина поняла, что, желая семейного счастья, она пошла на преступление, а в результате потеряла чувство собственного достоинства. В руках мужа она стала любимой игрушкой.

Дом, построенный на неправде и заблуждении, не может быть настоящим домом: словно игрушечный домик, он разрушается после первой бури. Нора собирается оставить семью.

На вопрос встревоженного Торвальда, вернется ли она, звучит решительный ответ:

“Для этого должно произойти чудо из чудес, чтобы совместная жизнь по-настоящему стала браком”. Торвальд старается удержать Нору, напоминая ей о так называемых “обязанностях перед мужем и детьми”. Нора отвечает, что она не только мать семейства, но “прежде всего человек, такая же, как и ты, – или, по крайней мере, должна стать человеком”.

Своей драмой “Кукольный дом” Генрих Ибсен вскрыл глубокое несоответствие между благопристойной видимостью и внутренней порочностью изображаемой действительности, выразил протест против всей системы общественных взглядов, требуя максимальной эмансипации женщины. Генрих Ибсен, в своих пьесах он придирчиво анализирует современное ему общество, доказывая, что оно под иллюзией прогресса и цивилизации скрывает моральные недостатки. Ибсен ввел новый жанр синтетической пьесы.

Ее особенность заключается в том, что в ней объединяется трагедия и комедия. Это объединение в пьесе “Кукольный дом” имеет странный оттенок, и поэтому пьеса поражает читателя и зрителя. Автор сумел изобразить и подать нам в непринужденной, почти комедийной форме чрезвычайно острую проблему, из-за не разрешения которой разрушилась жизнь.

В центре пьеcы – трагедия семьи Хельмеров: Норы И Торвальда. Они прожили вместе восемь лет, у них трое детей, уютный дом, благосостояние. Нора горячо предана своему мужу и детям.

Что казалось бы еще нужно для счастья этой семьи? Но это лишь на первый взгляд. Если мы прислушаемся к пьесе сердцем, то услышим с самого начала произведения подчеркнутую автором какую-то искусственность в этом доме: “Между печкой и дверями столик.

Скатерть с фарфоровыми и другим мелочами, книжный шкаф с книгами в роскошных обложках”. Частое использование уменьшительно-ласкательной формы заставляет задуматься: не очень хорошую жизнь этой семьи, а что-то другое хочет подчеркнуть автор. Нора с детства мечтала об идеальной семье, для которой она могла бы создавать уют.

Эти мечты напоминают детские игры с куклами – там все такое же опрятное и уютное. Такой куклой была сама Нора, сначала для своего отца, а потом для мужа. Такими куклами стали ее дети, с которыми теперь играет сама Нора.

Ее муж также мечтал о счастливой семье, но видел ее немного под другим углом. Он воспринимал Нору не как отдельного человека, а как неотъемлемую составную его спокойной семейной жизни. Для него она была его “куколкой”, “белочкой”, “птичкой”, но ничем другим, ничем большим.

Итак, в этом доме не живут, а лишь играются в брак, в благосостояние, в любовь, и даже в человеческое достоинство и честь.

Здесь ничего нет настоящего. Это дом кукол. Главная героиня Нора, одолжив деньги и утаив это от всех, оказывается в бездне одинокой борьбы с ужасом и совестью.

Но все это ради любви. Она хотела спасти от тяжелой болезни своего любимого мужа и никого не травмировать. Но Торвальд получает письма от Крогстада и провозглашает “самую справедливую” речь, в которой почему-то преобладает местоимение “мое”: “Ты разрушила все мое счастье, погубила все мое будущее”, а когда долговое обязательство возвращается, мы снова слышим его сладкие слова: “… здесь я буду ласкать тебя, как загнанную голубку, которую спас невредимой из когтей ястреба”.

Но наступает прозрение.

И Нора хочет снять маскарадный костюм. Она не может больше жить в этом духовно пустом доме, и уходит, чтобы найти себя как человека: “Я думаю, что прежде всего я человек, равно как и ты, или по крайней мере должна стать человеком”. Так как только человек, а не игрушка имеет право на брак, воспитание детей.

Итак, в произведении “Кукольный дом” изображен весь наш человеческий дом фальшивых ценностей, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота.

Вот почему пьеса называется “Кукольный дом”. Я считаю, что в нашей современной действительности, современных семьях тоже есть искусственные вещи, которые находятся вокруг нас, и искусственные чувства, и искусственные люди-куклы “живут” вблизи. От этой мысли становится жутко.

И поэтому, наверное, надо что-то менять, изменять в микроклимате наших семей, и в микроклимате общества.

Главная тема в произведениях этого периода — борьба Норвегии за независимость и прославление ее героического прошлого.

Продолжая лучшие традиции выдающейся народно-исторической драмы первой половины XIX столетия, Ибсен ставит в центр произведений этих лет социально-исторический аспект и неразрывно связывает с ним судьбу и развитие характеров персонажей.

Сильных героев и значительные исторические события он противопоставляет убогости и жестокости общества того времени.

Второй период творчества Ибсена (1864-1884) считается реалистическим. Это этап расцвета его драматургии, наиболее беспощадного, резкого осуждения бездуховной действительности. В эти годы было написано восемь пьес, и среди них пьеса "Кукольный дом" (1879), появление которой ознаменовало становление новой социально-психологической драмы, оказавшей огромное влияние на мировую драматургию.

Третий, символический, период творчества норвежского писателя (1884-1900) также представлен восьмью драмами, которые условно можно назвать "пьесами о человеческой душе". В них раскрываются те или иные стороны внутренней жизни человека, хотя и ограниченные определенными социальными условиями.

В ибсеновской "новой драме" история души героев глубоко мотивирована как изнутри, так и снаружи. При этом особая роль отводится интеллектуально-аналитическим методам — постоянное выявление новых и новых сведений о предыстории героев, предыдущие события, определенные моменты душевной жизни персонажей. Ибсена интересует не только занимательный сюжет, он в первую очередь сосредоточивается на психологических изменениях, происходящих с персонажами.

"Кукольный дом" — это рассказ о семье, о людях, проживших вместе много лет, но так и не сумевших стать счастливыми — классический образец социально-психологической драмы. Эта пьеса является примером того, как социальный по своей сути конфликт — столкновение естественных человеческих стремлений и бесчеловечных законов общества — приобретает сначала нравственную окраску (в рамках семьи выясняется, морально или аморально поступила Нора, подделав подпись на векселе), а потом действие переходит в сферу психологии — основное внимание сосредоточивается на душевной борьбе главной героини.

Не случайно пьесу "Кукольный дом" часто называют просто "Нора". Речь в ней в первую очередь идет о несправедливости, допущенной обществом по отношению к женщине.

Действие в пьесе разворачивается в преддверии светлого праздника — Рождества Христова, и начинается оно изображением иллюзии счастья главной героини. Нора, молодая красивая женщина, возвращается из города с подарками для детей и мужа.

В жизни ее семьи закончился тяжелый, период: муж получил должность директора банка, тяжелый труд и безденежье остались в прошлом. Нору окружает устроенный быт, прекрасные дети, любящий супруг. Семья занята приготовлениями к празднику. Все веселы. Нора и сама веселится, как ребенок. Этим подчеркивается первый мотив — внешнее благополучие, жизнь — несерьезная, как игра.

У Норы вроде бы есть все основания радоваться жизни и чувствовать себя счастливой, но это только иллюзия. Уже в эти минуты семья находится на грани катастрофы и не потому, что супруги не любят друг друга, а потому, что муж не признает за женой способности совершать осмысленные поступки, чем толкает ее на преступление. Несколько лет назад Торвальд надорвал здоровье на тяжелой работе и Потребовались деньги на его лечение.

Нора, внутренне недовольная тем, что для мужа она только игрушка, "легкомысленная птичка", убеждает его, будто сама сумела собрать необходимую сумму, но не говорит, как именно ей удалось это сделать. Такая правда может разрушить семейное счастье, считает она. Теперь Нора тайно выплачивает долг. Для нее это является неоспоримым доказательством того, что она — взрослый самостоятельный человек, способный принимать решения и нести за них ответственность. Все события в пьесе разворачиваются вокруг этого "аморального" поступка Норы и ее попыток доказать, прежде всего самой себе, что она — личность.

Торвальд, даже узнав о мотивах, видит только внешнюю сторону событий — вину Норы, экономическое нарушение, не понимая внутренних порывов жены и не желая жертвовать собой, как это делала она. Тем временем события приобретают все более драматическую и даже трагическую окраску. Нильс Крогстад просит Нору повлиять на своего мужа, чтобы тот не увольнял его с занимаемой должности, и угрожает в противном случае рассказать всю правду.

Мотивы, толкнувшие Нору на преступление, были благородными, но Крогстад убеждает ее, что "закон не интересуется причинами". Из его письма становится понятным, кто на самом деле подруга Норы Кристина Линне (что ею движет: жажда справедливости или женская зависть?), а сам Крогстад, оказывается, добывает деньги нечестным путем, чтобы содержать своих детей, рано лишившихся матери. Преступление, совершенное Крогстадом, в глазах закона такое же, как и то, что совершила Нора. Женщина возмущена несправедливостью законов, которые остаются равнодушными к моральным намерениям и мотивам поступков людей. Она глубоко переживает свое безвыходное положение, тем более что муж ее — самовлюбленный эгоист, который гордится собственной безупречностью, остается непреклонным.

Нора в отчаянии, она постоянно размышляет о создавшейся ситуации, мучительно ищет выход из нее. Но вскоре события принимают новый оборот: встреча с Кристиной изменила Крогстада, он стал великодушным, отказался от шантажа и уничтожил подложный вексель. А в жизни Норы чуда не произошло — в поступке Крогстада Торвальд видит лишь свое спасение, считая жену просто продолжением себя, своей собственностью. Нора не воспользовалась возможностью избежать неприятностей (ей стоило только попросить о помощи свою подругу), наоборот, она сознательно спровоцировала Торвальда прочитать письмо, провоцируя тем самым и сцену их последнего разговора. Кажется, Хельмер готов "простить" жену, но не догадывается о том, в каком безобразном виде сам предстал перед Норой, насколько она в нем разочарована. К этому моменту Нора уже столько пережила, передумала и переоценила в своей жизни, что готова к решительным действиям. Она окончательно убедилась, что навсегда останется для мужа только птичкой, любимой дорогой игрушкой, с которой приятно играть, потому что она красивая.

Нора уже вынесла окончательный приговор своей любви: "Я увидела, что ты не тот, за кого я тебя принимала", — говорит она Торвальду и этими словами подводит итог своему замужеству. Нора осознает, что ее семейное счастье оказалось иллюзией, что восемь лет она прожила с человеком, родила ему троих детей, но настоящей семьи они так и не создали, так и не стали по-настоящему близкими и родными друг для друга. В ее душе растет чувство отчуждения от семьи, она даже убеждает себя, что не имеет права воспитывать своих собственных детей. Боль от осознания сути прожитой жизни и разочарования в Торвальде пробудили у Норы непреодолимое желание быть самой собой, и теперь ее уже ничто не сможет остановить.

Современники Ибсена говорили, что "новая драма" началась со слов Норы, сказанных Торвальду Хельмеру: "Нам с тобой есть о чем поговорить". Уже сами эти слова были переворотом прежде всего внутренней жизни женщины, которая почувствовала себя в состоянии освободить свое сознание от довлеющих над ним предрассудков.

Нора решается на очень трудный для себя шаг — проявить свою человеческую сущность, стать личностью наперекор обществу. Она не желает больше быть игрушкой, куклой, не способной мыслить, она не хочет, чтобы с нею играли. Она больше не будет послушно выполнять желания и прихоти других, она решительно и последовательно переступает через общепринятые нормы, которые стоят на пути обретения ею собственного "я", она оставляет дом и семью, потому что разуверилась во всем, что ее окружало. На свете нет больше чудес, и потому Нора устремляется на поиски истины.

И тем не менее, в этой пьесе основной конфликт не разрешен. Разрешение его, то есть финал борьбы Норы с догмами общества, возможен, но только за рамками произведения. Нора ушла из семьи, но что ждет ее впереди? По-видимому, мы сами должны найти ответ на этот вопрос. Такая незавершенность развития конфликта оставляет открытый финал.

Сам Ибсен так говорил о цели любой драмы: "Пьеса не заканчивается с падением занавеса после пятого действия — настоящий финал находится за его пределами; писатель обозначил направление, в котором приходится искать этот финал, потом — наше дело, дело каждого читателя или зрителя самостоятельно дойти до этого финала путем собственного творчества".

Генрих Ибсен - известный норвежский драматург, которого, прежде всего, интересовали социальные трагедии и морально-этические проблемы. Чувство собственного достоинства, по мнению писателя, человек должен сохранять при любых обстоятельствах. «Кукольный. смотреть целиком

Генрих Ибсен, в своих пьесах он придирчиво анализирует современное ему общество, доказывая, что оно под иллюзией прогресса и цивилизации скрывает моральные недостатки. Ибсен ввел новый жанр синтетической пьесы. Ее особенность заключается в том, что в. смотреть целиком

Конец XIX столетия был обозначен развитием феминистического движения. Этот вопрос вызвал стойкий интерес общества, и было предметом споров во многих семьях. Так вот пьеса Г. Ибсена стала ответом на запросы времени. В центре внимания драматурга вопроса. смотреть целиком

Конец ХІХ — начало ХХ века характеризуется интересными творческими поисками в мировой литературе. Эти поиски обусловили возникновения новых жанров и форм произведений. Драматургия не была исключением. Норвежский драматург Генрик Ибсен не только занимал. смотреть целиком

Заканчивался насыщенный важными событиями, но относительно спокойный XIX век. Словно в предчувствии будущих исторических ураганов, человечество переживало социальные трагедии и морально-этические перевороты. Уже ничто не могло спасти общество от неотвратимых. смотреть целиком

Г. Ибсен стал для своих современников обладателем мыслей, создав проблемный театр, в котором прошли проверку почти все идеи и темы ХІХ века. Славный реформатор театра впервые ввел новый жанр синтетической пьесы. Ее особенность заключается в том, что. смотреть целиком

Ибсена еще при жизни называли творцом аналитической драмы XIX века, которая возродила традиции античной драматургии. Автор использует аналитическую композицию, чтобы показать несоответствие между внешними проявлениями жизни с ее настоящий сущностью. смотреть целиком

Заканчивалось насыщенное важными событиями, но относительно спокойное XIX столетие. Словно в предчувствии предстоящих исторических ураганов, человечество переживало социальные трагедии и морально-этические перевороты. Уже ничто не могло спасти общество. смотреть целиком

на из самых популярных пьес Генрика Ибсена. Действие пьесы начинается в преддверии Рождества. Наконец-то закончился тяжелый период в жизни семьи: мужа Норы назначили на должность директора банка, тяжелый труд и безденежье остались в прошлом. Теперь Нору. смотреть целиком

С творчеством норвежского драматурга Генрика Ибсена (1828–1906) связано формирование важнейшего жанра в западноевропейской новой драме — драмы идей. Он выступал против поверхностного увлечения историческим и национальным колоритом. Задача драматурга. смотреть целиком

Нора молодая женщина, жена адвоката Торвальда Хельмера, мать троих детей. Завязка драмы происходит как бы в двух временных планах, в которых Н. живет. С одной стороны, она всегда помнит о своем давнем подвиге-проступке (подделке подписи умершего отца. смотреть целиком

Каждый ребенок мечтает о своем доме, о своей семье, и ему хочется, чтобы реальная жизнь была яркой и радостной. Но человек взрослеет и постепенно понимает, что не все так хорошо в жизни. Как же сделать свой дом настоящим, а не кукольным, как наполнить. смотреть целиком

Еще при жизни драматурга пьесы Генрика Ибсена были признаны новаторскими, а их автора называли творцом настоящей реалистичной драмы, которая в своей основе всегда трагическая. Ибсен, создавая аналитическую драму, раскрывает глубинную трагичность и жестокость. смотреть целиком

Заканчивалось насыщенное важными событиями, но относительно спокойное XIX столетие. Словно в предчувствии предстоящих исторических ураганов, человечество переживало социальные трагедии и морально-этические перевороты. Уже ничто не могло спасти общество. смотреть целиком

Современная Ибсену Норвегия. Уютная и недорого обставленная квартира адвоката Торвальда Хельмера и его жены Норы. Сочельник. В дом с улицы входит Нора, она приносит с собой множество коробок — это подарки на елку для детей и Торвальда.

Муж любовно суетится вокруг жены и шутливо обвиняет её — его белочку, бабочку, птичку, куколку, жаворонка — в мотовстве. Но в это Рождество, возражает ему Нора, немного мотовства им не повредит, ведь с нового года Хельмер вступает в должность директора банка и им не будет нужды, как в прошлые годы, экономить буквально на всем.

Поухаживав за женой (она и после рождения трех детей — ослепительная красавица), Хельмер удаляется в кабинет, а в гостиную входит давняя подруга Норы фру Линде, она только что с парохода. Женщины не виделись давно — почти восемь лет, за это время подруга успела похоронить мужа, брак с которым оказался бездетным. А Нора? Она по-прежнему беззаботно порхает по жизни? Если бы так. В первый год супружества, когда Хельмер ушел из министерства, ему приходилось, кроме основной работы, брать деловые бумаги на дом и сидеть над ними до позднего вечера. В результате он заболел, и доктора сказали, что спасти его может только южный климат. Они всей семьей целый год провели в Италии. Деньги на поездку, довольно крупную сумму, Нора якобы взяла у отца, но это неправда; ей помог один господин… Нет, нет, пусть фру Линде ничего такого не думает. Деньги взяты взаймы под расписку. И теперь Нора регулярно выплачивает проценты по займу, прирабатывая тайком от мужа.

Фру Линде опять поселится здесь, в их городе? Чем она будет заниматься? Хельмер, наверное, сможет устроить её у себя в банке, как раз сейчас он составляет штатное расписание и разговаривает в кабинете с поверенным Крогстадом, собираясь его уволить, — место освобождается. Как? Фру Линде с ним немного знакома? Ага, понятно, значит, они жили в одном городе и иногда встречались.

Торвальд Хельмер действительно увольняет Крогстада. Он не любит людей с подмоченной репутацией. В свое время Крогстад (Хельмер с ним вместе учился) совершил подлог — подделал подпись на денежном документе, но суда избежал, сумев из трудного положения выкрутиться. Но это же ещё хуже! Ненаказанный порок сеет вокруг семена разложения. Такому человеку, как Крогстад, нужно бы запретить иметь детей — с таким воспитателем из них вырастут только преступники.

Но что все-таки делать Hope? Позор и разоблачение страшат её, уж лучше покончить с собой! Но неумолимый Крогстад предупреждает: самоубийство бессмысленно, в таком случае будет опозорена её память.

Помощь приходит с неожиданной стороны — от подруги Норы фру Линде. В решающий момент она объясняется с Крогстадом: в прошлом их связывала любовь, но фру Линде вышла за другого: на руках у нее оставались старуха мать и двое младших братьев, финансовое же положение Крогстада было непрочным. Теперь фру Линде свободна: умерли мать и муж, братья по-настоящему встали на ноги — она готова выйти за Крогстада, если ему ещё нужна. Крогстад обрадован, его жизнь налаживается, он наконец-то находит и любовь, и верного человека, он отказывается от шантажа. Но уже поздно — его письмо в почтовом ящике Хельмера, ключ от которого имеется только у него. Что ж, пусть Нора узнает, чего стоит на деле её Хельмер с его ханжеской моралью и предрассудками! — решает Крогстад.

В самом деле, прочитав письмо, Хельмер едва ли не бьется в истерике от охватившего его праведного гнева. Как? Его жена — его пташка, его птичка, жаворонок, его куколка — преступница? И это из-за нее благополучие семьи, достигнутое таким тяжелым трудом, идет теперь на распыл! От требований Крогстада им не избавиться до конца дней! Хельмер не позволит Hope портить детей! Отныне они будут отданы на попечение няньке! Для соблюдения внешних приличий Хельмер позволит Hope остаться в доме, но жить теперь они будут раздельно!

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В этот момент посыльный приносит письмо от Крогстада. Тот отказывается от своих требований и возвращает заемное письмо Норы. Настроение Хельмера мгновенно меняется. Они спасены! Все будет, как прежде, даже ещё лучше! Но тут Нора, которую Хельмер привык считать своей послушной игрушкой, неожиданно восстает против него. Она уходит из дома! Уходит навсегда! Сначала отец, а потом и Хельмер привыкли относиться к ней, как к красивой куколке, которую приятно ласкать. Она это понимала и раньше, но любила Хельмера и прощала ему. Теперь дело иное — она очень надеялась на чудо — на то, что Хельмер как любящий муж возьмет её вину на себя. Теперь она больше не любит Хельмера, как прежде Хельмер не любил её — ему просто нравилось быть в нее влюбленным. Они — чужие. И жить по-прежнему значит прелюбодействовать, продавая себя за удобства и деньги.

Читайте также: