Кто ясно мыслит тот ясно излагает сочинение рассуждение

Обновлено: 03.07.2024

Не нужно лишний раз доказывать, как важно владеть ораторским искусством для лекторов и пропагандистов в условиях гласности и демократизации нашей жизни. С этой точки зрения определенный интерес представляет опыт, накопленный в других странах, хотя, разумеется, не все из него может быть у нас приемлемо. Но знание приемов буржуазных политиков и пропагандистов, безусловно, хорошее подспорье в контрпропагандистской работе.

Предлагаем читателям краткое изложение содержания книги западногерманского политического деятеля Х. Кюна "Искусство политической речи", в которой он формулирует основные принципы и приемы красноречия.

Сегодня наблюдается необычайное оживление интереса к риторике, особенно в области политики. Так, почти во всех крупных университетах США имеются институты, в которых представители влиятельных политических и экономических слоев обучаются приемам ведения дискуссий и проведения совещаний.

Дискуссия является надежным способом решения спорных проблем, так как позволяет выявить всю полноту истины. Метод обсуждения спорных проблем как способ их решения универсален: его нельзя ограничивать политической сферой, он эффективен и при решении других общественных и идеологических проблем. Истина не может являться достоянием одного человека или группы людей. Многообразие точек зрения, выявляемое в дискуссии, - необходима" предпосылка демократического решения возникающих проблем. Однако выявить это многообразие возможно только тогда, когда члены общества не только располагают весомыми аргументами, но и умеют выразить свою точку зрения, что возможно лишь при овладении искусством речи.

Слова должны не затуманивать сознание человека, а развивать его способность мыслить и критически анализировать действительность.

ОРАТОР ИЛИ ДЕМАГОГ?

Непременным условием успеха ораторской деятельности является четкое уяснение предпосылок и осознание ответственности политического выступления. Существует качественное различие между настоящим оратором и так называемым ритором, или демагогом. В то время как оратор стремится к истине, демагог довольствуется достижением внешнего эффекта, применяя для этой цели всевозможные средства манипулирования слушателями. Суть речи заключается в том, чтобы с помощью слов сделать познанное одним доступным для других.

Искусство речи предполагает и тонкое чувство психологического такта, позволяющее понять настроение аудитории.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Всякому выступлению всегда предшествует большая предварительная работа по сбору и осмыслению материала. Для ораторов, которые недостаточно к этому готовятся, самой серьезной опасностью является их умение владеть словом. Как правило, такой оратор склонен подменять серьезный анализ более или менее удачной игрой слова.

Спонтанность также требует большой предварительной работы. Несмотря на то, что ненаписанная речь производит впечатление импровизации, для нее также нужен тщательно обдуманный план и фиксация в той или иной форме важнейших положений. Кроме того, всякое выступление требует определенной физической и психологической подготовки. Этому обстоятельству важное значение придавали еще в античности. Например, усталый человек вряд ли способен излучать ту силу, то обаяние, которые создают в аудитории желательную атмосферу.

Чем короче речь, тем большей подготовки она требует.

Существуют три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти и свободная импровизация. Способ выступления предопределяет и способ подготовки, так как содержание речи связано с ее формой и должно продумываться одновременно.

При подготовке необходимо учитывать размер и характер аудитории, ибо то, что уместно в большой аудитории, может оказаться совершенно неприемлемым в небольшой, в которой создается интимная обстановка, требующая большей непосредственности и открытости.

Если при выступлении перед массовыми собраниями желательно иметь текст, то в небольших аудиториях лучше от него отказаться. Оратор должен убедить слушателей в логичности своих рассуждений, повести их за собой, а не разжигать в них отрицательные эмоции.

Тот, кто слепо подчиняется рукописи, может быть хорошим чтецом, но никогда не будет хорошим оратором. Слушатель ожидает от оратора не чтения заранее подготовленного текста, а убедительных размышлений, он простит оратору, если тот в своей импровизации иногда погрешит против правил грамматики.

Попытка некоторых ораторов воспроизвести по памяти текст речи, как правило, не приносит успеха. Неэффективность такого способа заключается в том, что у оратора становится заметной некоторая скованность, вызванная тем, что процесс припоминания тормозит речевую деятельность. На аудиторию убедительно действует только непосредственная деятельность мышления, которая вовлекает слушателей в творческий процесс.

Тот, кто хочет установить со слушателями прочный контакт, должен всякий раз заново продумывать свои мысли, даже если они были заранее фиксированы. Речь должна производить впечатление не пассивного припоминания уже готовых мыслей, а активного формирования обсуждаемых идей, что, естественно, возможно только в случае импровизации.

Импровизация не означает, что не нужно иметь текста. Не следует быть прикованным к тексту, но и без подготовленного текста нельзя вступать в идейный спор.

Что касается использования в речи цитат, афоризмов и лозунгов, то необходимо иметь в виду, что длинные цитаты утомляют слушателей. Вместо них лучше использовать "красное словцо", афоризм, которые, благодаря своей ультрасокращенной форме, хорошо усваиваются слушателями. Осторожно следует относиться к лозунгам. Дело в том, что лозунги - это "духовные суррогаты", которые не способствуют рациональному решению проблемы, а создают лишь видимость ее решения.

Хотя в политическом выступлении основное значение имеет содержание, однако форма выступления, голос и жесты оратора не менее важны. Голос оратора - это "зеркало его души". Сущность человека проявляется не только в его поступках, жестах и мимике, но в первую очередь в том, как звучит его голос, как он говорит. Голос не просто инструмент, с помощью которого образуются слова и предложения, но прежде всего то или иное настроение, которое окрашивает всю его речь. Большинство людей, особенно те, профессия которых требует хорошо поставленного голоса, должны посредством специальных упражнений овладевать техникой речи. Жестикуляция должна быть не наигранной, а обусловливаться искренними чувствами человека. Оратор воспринимается аудиторией как целостная личность. На трибуне человек полностью раскрывает все свои качества, как положительные, так и отрицательные.

"СЕКРЕТЫ" ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

Полемика - постоянный спутник политики. Слово "полемика" греческого происхождения и означает духовную, идейную борьбу. Ведя полемику, целесообразно концентрироваться не на личностях, а на самих обсуждаемых проблемах.

Вначале целесообразно признать и некоторые достоинства противника, что позволит в дальнейшем установить с ним необходимый контакт. Кроме того, от комплимента в адрес соперника выигрывает сам оратор, поскольку таким комплиментом он демонстрирует свою объективность, а это усиливает его позиции. Оскорбления в полемике не придают силу аргументам, напротив, они производят негативное впечатление.

Сатира, юмор и ирония являются такими опасными средствами, которые необходимо тщательно и умело дозировать. Иронию и сатиру не случайно называют солью и украшением блестящей речи, но излишество сатиры и юмора сводит на нет все усилия оратора. Шуточно-ироническое замечание должно быть неожиданным и предельно кратким. По словам Б. Брехта, невозможно жить в стране, где нет юмора, но еще тяжелее жить там, где юмор становится потребностью.

Если для языка выступления характерно использование отработанных клише, наукообразность, отсутствие ярких образов, то такой стиль можно назвать бюрократическим. Демократичность языка особенно важна при общении с молодежью.

Аристотель справедливо говорил, что речь оратора должна пробуждать в человеке веру в себя, положительно стимулировать его деятельность.

Лев Николаевич Толстой – великий писатель, у которого на счету много произведений, по сей день пользующиеся спросом. Благодаря своей образованности Толстой всегда высказывался, по любому поводу, метко и мудро. Он никогда не скрывал, что не любит глупых людей. Ему хотелось, чтобы вокруг него были только те, кто может понятно и красиво изъяснятся. К сожалению, на то время таких людей было не много. Толстой смело говорил и в произведениях, и в жизни, про духовные и моральные ценности для общества. До сих пор его фразы актуальны.

Для Льва Николаевича русский язык стал опорой и поддержкой в жизни, и он часто упоминал это в своих произведениях. Ему было важно объяснить всему человечеству, насколько важно быть образованным и иметь большой словарный запас.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Слово – возможность человека выражать свои мысли и желания, как устно, так и на бумаге. Это мощное оружие, которое даже может помочь управлять человеком и его мыслями. Благодаря писателям, во все века, люди могли познать смысл жизни, стать на верный путь. Для автора важно иметь большой словарный запас, чтобы изложить свои мысли и донести их правильно. Ведь одно, неправильно использованное слово, может поломать логическую цепочку всего текста. И тем более, такой нюанс сразу поставит интеллектуальный уровень писателя под удар.

Неправильная речь и использование слов – проблема, которая существовала много лет назад. Но в настоящее время людей с такой проблемой становится все больше. Это означает, что общество деградирует. Происходит она в результате отсутствия развития в литературном плане, то есть, люди перестали совсем читать книги, общаться вживую друг с другом. Даже общение в виртуальном мире снижает уровень словарного запаса, так как там на помощь написания слов приходят встроенные словари.

В результате этого человек не может выразить свои мысли надлежащим образом. Перед тем, как сказать предложение, нужно уметь выстроить его в голове правильно, чтобы его понял собеседник. Для образованного человека становится понятным — от умственного развития зависит возможность выстраивать предложения и пользоваться словарным запасом. Ведь человек, который развивается и читает, с легкостью сможет поговорить на любую тему.

Александр Иванович Куприн говорил:

Язык действительно богат и красив, но, правильно Куприн отмечает, что таков он только в умелых руках. Когда человек не умеет им пользоваться, тогда вряд ли у него получится кратко и ловко выразить свою мысль. Для того, чтобы речь была богатой и красивой, ею нужно заниматься, регулярно уделять время обучению и прилагать к этому большие усилия. Но зато в конечном итоге это будет не речь, а песня.

С мыслями Льва Толстого согласился французский писатель Вольтер, сказав:

Я с этим высказыванием тоже соглашусь. Так как самые красивые строки можно испортить неправильной формулировкой, без соблюдения правил русского языка. Писатель таким высказыванием просит людей задуматься о том, что говорить умеет каждый, а сделать это правильно и красиво единицы. Лишь тогда слово будет нести ту самую ценность.

Именно богатый словарный запас является фундаментом для речи человека, который хочет, чтобы его слышали и слушали. В лексике должны присутствовать синонимы, разные синтаксические конструкции. Причем не только они должны быть, ими нужно

правильно пользоваться. Одно неверно подобранное слово испортит все предложение и поменяет его смысл. Это тоже самое, что в фундамент здания заложить испорченный блок, он разрушит всю постройку.

Конечно же, каждый из нас хотел бы общаться с грамотными и образованными людьми, которые умело выражают свои мысли. Смешно смотрится, когда человек неумело и в том контексте использует слова. Он не только не может правильно выразить то, что хотел сказать, но и ставит в неудобное положение собеседника, ведь он его попросту не понимает.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, чем образованнее человек, тем больше словарный запас. Чем больше словарный запас, тем четче и красочнее мысли. А наличие хороших и правильных мыслей, приводит к обдуманным поступкам. Для получения образованности понадобится просто читать книги и общаться с реальными людьми. Это так просто, а зато какой результат.

Лучшим вариантом повышения интеллектуального уровня будет почитать произведения классиков. Даже, например, романы Льва Толстого. Ведь он смог найти подход к крестьянским ребятам из Ясной Поляны. У него простые и, в то же время, поучительные произведения, которые показывают действительно важные вещи, на которые стоит обратить внимание. Шанс стать умнее есть у каждого человека, нужно просто этого захотеть и приложить усилия.

Что мешает ясно мыслить?

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. Эту закономерность люди заметили давно. Удивительна связь между нашими внутренними рассуждениями, мыслями и словами, которые произносим, поступками, которые совершаем.

Что способствует ясности мыслей и рассуждений? А что серьезно мешает? Найти ответы на подобные вопросы — значит продвинуться вперед не только интеллектуально, но и в практической жизни, в отношениях с окружающими людьми.

Есть ли особенности в ответах на этот вопрос применительно к верующим людям? Давайте разбираться.

Следует признать: существует ряд серьезных помех, которые влияют на нашу способность мыслить ясно. Это становится причиной нашего неверного понимания и применения установлений Корана, учения Ислама. По этой же причине мы можем неверно воспринимать мир вокруг себя, не понимать до конца происходящие перемены и свою роль в жизни.

Слепое следование

Одна из ужаснейших помех, которая может лишить нас способности мыслить ясно, — слепое следование. Замечательный исламский ученый, юрист Абд аль — Барр провозгласил в свое время: исламские юристы должны достигнуть консенсуса в том, что слепой подражатель не может быть ученым. Ограниченные люди добровольно отказываются видеть широкое поле Исламской юриспруденции.

Безрассудное, некритичное повторение того, что осталось от прошлого, от ушедших поколений, бывает крайне опасно. В подобных случаях люди заведомо ограничивают свои способности. В частности, способность исследовать, анализировать, а это приводит, в свою очередь, к потере надежд на развитие, изменения мира в лучшую сторону.

Общественное давление

Поведение людей в одиночестве или наедине с кем-либо очень отличается от поведения в составе больших групп. Наедине, в узком кругу, как правило, мы более откровенны и открыты. Если такое общение состоялось, то человек, скорее всего, и публично будет высказываться и поступать более искренне. Барьеры из косых взглядов и осуждений не будут казаться непреодолимыми.

Общество может скрывать открытия и знания, основы веры, правду. А это, увы, отвлекает людей от размышлений в нужном направлении, не позволяет совершать самые значимые действия. Смысл ясного мышления — уметь распознать это давление, не поддаться ему. Человек не может мыслить ясно, рассуждать объективно, достигать истины, если его чувства в смятении, он боится обвинений, страшится общественного мнения.

Кроме слепого подражания, давления общественного мнения, каждому человеку, если все-таки он желает достичь ясности мыслей и рассуждений, необходимо преодолеть соблазны суеверия.

что мешает ясно мыслить 2

Один серьезный исследователь пришел к заключению, что сила и влиятельность религий напрямую зависят от . слабостей в рассуждениях. То, о чем он говорит, как о религиях, нельзя называть истинной религией. Это — различные практики, инновации, придуманные людьми. Они не от Аллаха и Его Посланника (мир ему).

Суеверия вытесняют разумные и последовательные мысли, вместо них в наш ум заселяются мистические заблуждения, магические формулы и . трюки. Человек, пошедший такой тропинкой, все свои надежды ставит в зависимость от чудес, мистических предсказаний. Ислам, наоборот, учит тому, что фокусировать свои мысли надо на том, что есть нормальные, естественные законы, установленные для нас Аллахом.

Абсолютизм

Привычка к крайним сужениям может сослужить плохую службу: вы можете отказаться в положении, когда сами себе откажите вправе разделить верное убеждение.

Диалог для людей с абсолютистскими убеждениями труден, чаще — невозможен. Они цитируют сам себя, не слышат вопросы и рассуждения других людей. Вместо диалога получается монолог.

Заявления аль — Шафии о том, что он уверен в своей точке зрения, он основывал на сравнительных исследованиях, усиленной работе, анализе. Но он не оставлял возможность для признания ошибки. Он был способен подвергнуть ревизии свои выводы, обсудить новые результаты. Он был открыт для критики и восприятия нового.

Излишняя чувствительность

Злость — одно из худших эмоциональных состояний. Она окутывает человека, заволакивает его разум. Исламские ученые — юристы следуют правилу Пророка (мир ему), установленному в других обстоятельствах, но применимому и в случае злости: они идут в ванную комнату и умываются водой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его интеллекта является речь.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших качеств активной деятельности человека в современном обществе. Если для обучающегося — средством успешного получения образования в техникуме, то впоследствии развитая речь очень важна для профессионального роста и, по большому счету, профессиональной пригодности вообще.

Образование России переходит на новые стандарты. Проблема развития устной речи не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе.

формировать способность свободно общаться в различных формах на разные темы в устной и письменной речи, в том числе в сфере профессиональной коммуникации;

совершенствовать умение анализировать и интерпретировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности.

Рособрнадзор планирует ввести устный раздел для сдачи ЕГЭ по русскому языку в 2018 году. Устная часть по русскому языку будет состоять из трех заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.

В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью: ответить на пять вопросов.

В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план.

По мнению специалистов, устная часть экзамена позволит обучающимся научиться:

Формулировать мысли литературным языком.

Развить способность рассуждения.

Сформировать навыки аргументированного общения.

Расширить у обучающихся знания в области ораторского искусства.

Быть конкурентоспособными в профессиональной сфере.

Считаю, что развитие устной речи обучающихся в настоящее время очень актуальным . Это значит, что нужно способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной, понятной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь обучающегося все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.

Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому, что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой обучающиеся проявляют самостоятельность, а это ведет к тому, что он разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная для меня проблема, как учителя-словесника.

формирование социально и профессионально адаптированной личности обучающегося через развитие устной речи на уроках литературы.

подобрать задания для развития устной речи обучающихся на уроках литературы;

- пересмотреть методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы с внесением видов работ, способствующих развитию устной речи;

- подготовить методические рекомендации для обучающихся по исправлению речевых нарушений обучающихся, различным видам монологических высказываний.

В процессе работы специалисты используют громкоговорящую связь, рацию. Для того, чтобы то или иное распоряжение, передаваемое по разным видам громкоговорящей связи, было выполнено правильно, помимо знания регламента переговоров нужна четкая понятная речь.

Многие обучающиеся этим специальностям после окончания образовательного учреждения желают поступить в ВУЗ. И порой им необходима сдача ЕГЭ. Поэтому, данный проект будет им полезен еще и по той причине, что появится устная часть сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Результатами реализации проекта могут стать:

Повышение качества устной речи обучающихся (в том числе и ее произносительную сторону);

Сбор и обработка методического материала, помогающего преподавателю работать с обучающимися по данной теме.

Результативность участия обучающихся в учебно-практических конференциях и мероприятиях разного уровня, а также успешной сдачи ЕГЭ.

В качестве продукта образовательного проекта можно представить следующее:

Методические материалы, используемые для развития связной речи обучающихся на уроках литературы.

Сроки и этапы реализации проекта

Данный проект рассчитан на 1 год и содержит следующие этапы:

Подготовительный (организационный): сентябрь 2017г.

Основной (практический): октябрь (2017) – май (2018)

Рефлексивный (аналитический): декабрь (2017); март (2018); май (2018); июнь (2018)

Для реализации проекта нет необходимости приобретать какое-либо дополнительное оборудование. В кабинете русского языка и литературы имеется компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.

К реализации данного проекта привлечена воспитательная служба техникума.

Возможные риски в ходе реализации образовательного проекта

Данный проект реализуется не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время, т. е., предполагается участие в разных мероприятиях (конкурсах, конференциях и др.) Работа над исправлением произношения тоже проходит во внеурочное время, после занятий – консультативно. Среди ожидаемых рисков в ходе реализации образовательного проекта – снижение интереса со стороны обучающихся к участию в разных проектах, проводимых в стенах образовательного учреждения. Данная проблема может быть преодолена следующим образом: 100% участия обучающихся в разного вида мероприятиях не требуется, но те обучающиеся, которые принимали активное участие и достигли достойных результатов, поощряются грамотами, свидетельствами, сертификатами.

Финансовая сторона проекта не несет значимых опасностей. Аппаратура для аудио и видеоматериала имеется в наличии. Таким образом, ожидаемые риски сведены к минимуму.

Возможности развития проекта

Проект рассчитан на один год, потому что преподавание в данных группах производится именно в этот временной период. Но он может быть продлен для тех ребят, которые заинтересованы в дальнейших консультациях по работе над правильным произнесением звуков, которые ведут активную деятельность в стенах образовательного учреждения и за его пределами: волонтерское движение, участие в различных региональных конкурсах, команде КВН. Но это уже работа будет проводиться как дополнительная, репетиционная.

Описание проекта по этапам

Ответственные за реализацию

Подготовительный этап (организационный)

Наблюдение, беседа и выявление в группах ОП-17-1 и ТЭПС-17-1 обучающихся с речевыми нарушениями.

Изучение методологической базы по обозначенной в теме проекта проблеме

Преподаватель Титова И. В.

Библиотекарь Шигина Н. И.

Основной этап (практический)

Пополнение активного словаря обучающихся: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания.

Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) и монологическая (рассказывание)

Обучение выразительному чтению прозаических текстов и стихотворений.

Преподаватель Титова И. В.

Рефлексивный этап (аналитический)

Участие обучающихся в конкурсе чтецов беловских поэтов, посвященном Дню рождения города Белово.

Подготовка и участие в конкурсе театрализованных этюдов, отрывков из произведений писателей 20 века, посвященных

Читайте также: