Кто я уж или сокол сочинение

Обновлено: 08.07.2024

Ярким и смелым призывом прозвучала появившаяся в конце девяностых годов “Песня о Соколе” Алексея Максимовича Горького. В воздухе витала идея свободы, к ней стремились, ее желали и боялись одновременно. И вот в этот момент появляется произведение, проникнутое страстным призывом к борьбе за свободу.
В аллегорических фигурах Ужа и Сокола автор противопоставляет две точки зрения, два взгляда на мир: мещанское всезнайство и уверенность в своей непогрешимости и самоотверженность во имя счастья людей. “Так вот в чем прелесть прлетов в небо! Она — в паденье! Смешные птицы. Я сам все знаю! Я — видел небо. Я знаю правду!” Как жалок и смешон в своей уверенности Уж. Он счастлив тем, что имеет: “Мне здесь прекрасно. тепло и сыро”.
Сокол же стремится ввысь, там жизнь, там упоение битвы: “Я славно пожил. Я знаю счастье. Я храбро бился. ” Автор противопоставляет успокоенности болота рвущийся к свободе мятежный и неукротимый дух бойца — Сокола. “— О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я. к ранам груди и. захлебнулся б моей он кровью. О, счастье битвы. ” Кажется, что мещанское благоразумие Ужа торжествует: ведь безрассудный Сокол гибнет, и на самоуверенные фразы Ужа ответить некому. Но тут начинает звучать победный голос автора, воздающий хвалу безумцам, отдавшим свою жизнь во имя счастья и прогресса. “. О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света. Безумству храбрых поем мы песню. ”
В этих словах звучат бодрые, жизнеутверждающие ноты, призывы к движению вперед, но их политический смысл еще неясен. За что и против кого борется Сокол? Хочется верить, что со злом во имя добра и счастья.

Похожие сочинения

Каждый человек в той или иной степени задумывается о смысле жизни. Обыденная реальность не может заполнить пустоты в душе, если у человека нет какой-либо значительной цели. Творчество самых разных писателей обязательно затрагивает этот вопрос. Произведение. смотреть целиком

“Безумству храбрых поем мы славу! Безумство храбрых - вот мудрость жизни!” М. Горький В ранних романтических произведениях Максим Горький прибегает к испытанному способу “рассказ в рассказе”. Автор слушает мудрого Надыр-Рагим-Оглы, старого. смотреть целиком

Максим Горький – талантливый автор, создающий яркие образы в своих произведениях. Казалось бы, романтические герои лишены реальной подоплеки, но нет: такие характеры мы можем встретить и вокруг нас.

Какой же смысл вкладывает писатель в характеры этих двух персонажей? Уж и Сокол – два типа людей, с помощью них Горький пытается ответить на главные жизненные вопросы. Что же это за вопросы такие? Автор рассуждает о том, для чего предназначен человек, в чем заключается смысл жизни, что же будет после смерти? А в лице этих образов размышления предстают более понятными. И литературная форма выбрана не случайно: легенда будто учит читателя. Тем более что рассказывает ее старик, значит, человек, умудренный опытом, много повидавший на своем веку.

Какие же человеческие характеры раскрывает Горький в образе Ужа и Сокола? Уж абсолютно безынициативен, его ничто не интересует, он ни к чему не стремится. Его устраивает настоящее положение дел: в ущелье тепло, сыро и темно, а чего еще желать? Свою позицию Уж считает правильной, так как вокруг все настолько непостоянно, что теплое местечко – лучшее из того, о чем можно только мечтать. Змея еще и подсмеивается над Соколом, не видя в его желании летать никакого смысла. Небо пусто, там нет пищи, нет опоры, один лишь свет. но о значении последнего Уж даже не задумывается, настолько это кажется ему несущественным. Змей в глубине души называет Сокола глупым, величие полета, этого огромного воздушного пространства не понять приземленному Ужу. Герой даже пытается взлететь, чтобы еще раз доказать себе, насколько это бессмысленное занятие.

Между героями назревает настоящий конфликт. Уж никак не возьмет в толк, в чем же смысл жизни Сокола. Змея родится на земле, зачем же ей лететь в небо? Это так не логично. Уж даже горд собой, потому что выводит тезис: рожденный ползать, летать не может. И с этой правдой спокойно живет в теплом ущелье. А ведь таких людей в нашем обществе огромное количество. Таких, которые ни к чему не стремятся и довольны тем, что имеют, пусть даже это ничтожно и мало. А ведь про Ужа песен никто не споет. И после смерти о нем никто не вспомнит. Он живет лишь своими эгоистичными интересами.

И человечество будет развиваться только тогда, когда в нем будет достаточно Соколов и как можно меньше Ужей. Только в такой пропорции возможно создание чего-то нового, движение вверх, стремление к новым вершинам.

Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль", становятся "рассказами в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.

Еще более важную роль играет рассказчик в "Старухе Изергиль". Во вступлении читаем: "Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки". А затем возникает зловещая внешность старухи, которая "точно говорила костями ", голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.

Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу". С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: "Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. "

В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.

Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, "отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой". Ему же принадлежит упрек обывателям — "живым мертвецам".

Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: "У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки". Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали "живых мертвецов". Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и "безумству храбрых".

Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сокол и Уж.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


“Безумству храбрых поем мм. славу!

Безумство храбрых — вот мудрость жизни!”

Ярким и смелым призывом прозвучала появившаяся в конце девяностых годов “Песня о Соколе” Алексея Максимовича Горького. В воздухе витала идея свободы, к ней стремились, ее желали и боялись одновременно. И вот в этот момент появляется произведение, проникнутое страстным призывом к борьбе за свободу.

В аллегорических фигурах Ужа и Сокола автор противопоставляет две точки зрения, два взгляда на мир: мещанское всезнайство и уверенность в своей непогрешимости и самоотверженность во имя счастья людей. “Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она — в паденье! Смешные птицы. Я сам все знаю! Я — видел небо. Я знаю правду!” Как жалок и смешон в своей уверенности Уж. Он счастлив тем, что имеет: “Мне здесь прекрасно. тепло и сыро”.

Сокол же стремится ввысь, там жизнь, там упоение битвы: “Я славно пожил. Я знаю счастье. Я храбро бился. ” Автор противопоставляет успокоенности болота рвущийся к свободе мятежный и неукротимый дух бойца — Сокола. “— О, если б в небо хоть раз подняться. Врага прижал бы я. к ранам груди и. захлебнулся б моей он кровью. О, счастье битвы. ” Кажется, что мещанское благоразумие Ужа торжествует: ведь безрассудный Сокол гибнет, и на самоуверенные фразы Ужа ответить некому. Но тут начинает звучать победный голос автора, воздающий хвалу безумцам, отдавшим свою жизнь во имя счастья и прогресса. “. О смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света. Безумству храбрых поем мы песню. ”

В этих словах звучат бодрые, жизнеутверждающие ноты, призывы к движению вперед, но их политический смысл еще неясен. За что и против кого борется Сокол? Хочется верить, что со злом во имя добра и счастья.

Читайте также: