Кто такой гуманный учитель сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Не однажды на Земле совершается чудо: появляется на свет Малыш. Он маленький, беззащитный, крохотный комочек. А рядом с ним – Мама, сильная, жизнерадостная, самая добрая, ласковая, первая, кто встречает его на Земле, кому он обязан жизнью. Теперь, после рождения, они всегда будут идти по жизни вместе, у них появятся общие печали и радости, они станут делиться самым сокровенным, согревать друг друга своими жизненными удачами. Они будут всегда рядом, всегда вместе! Гордость друг за друга будет освещать всю их жизнь.

При своём рождении я даже не предполагала, как повезло мне в жизни. Моё везение – моя мама, мамочка, мамуля.

Время идёт. Растут люди, добиваются своих поставленных жизненных целей. Это случается не по мановению волшебной палочки, а в результате долгого кропотливого труда.

Мечты мамочки сбылись. И теперь она легко чертит схемы, пишет буквы на доске, решает коллективные проблемы, но не только детские, но и проблемы всего педагогического коллектива. Моя мама – старший воспитатель.

Мне, как дочери учительницы, с детства известно, какая это нелёгкая, серьёзная, но ОЧЕНЬ интересная профессия. Много времени и энергии отдаёшь детям, постигаешь вместе с ними новое, растёшь и развиваешься. Проходит время – растут дети, меняются группы, а мама остаётся по – прежнему такой же хрупкой, нежной, молодой и жизнерадостной.

В моём понимании и представлении, педагог должен быть другом, помощником, союзником, по отношению к окружающим людям, в том числе и к детям. Позиция моей- мамы не допустить, чтобы ребёнок был сломан, унижен сверстниками и тем более, взрослыми, помочь узнать малышам больше о себе, о своих возможностях, дать поверить в свои возможности, что каждый из них много , что умеет и хочет.

Моя мама- прирождённый педагог, она очень любить детей, она учит их любить людей: своих родителей, братьев и сестёр, друзей и всех тех, кто живёт с ними.
Она старается сформировать у дошкольников общечеловеческие ценности, которые и называются гуманными чувствами (такие, как добро, мать, Родина, хлеб, искусство, честь, достоинство, справедливость и д. р). Они и закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Дети должны осознавать, что взаимоотношения людей являются большой ценностью, их следует поддерживать и обогащать, уважая чувства и интересы других. Педагог должен помочь детям увидеть связь, как хорошего в человеке, так и отрицательного. В разговорах о честности, например, можно выяснить, почему люди говорят неправду (боятся наказания, хотят казаться лучше и т. д). Дети должны прийти к выводу, что у правды есть много врагов, такие как страх, зависть, жадность.
Мне повезло вдвойне. Я посещала детский сад, где работает мама, в тот непростой для меня период, она всегда поддерживала, направляла, давала грамотный совет и могла найти общий язык с любым ребёнком. Сейчас, когда я изредка захожу к ней на работу, я вижу, как её любят дети, как они доброжелательно общаются и какими яркими заинтересованными глазами смотрят на мою маму.

Моя мама для меня всегда будет самой доброй феей, которая всё может и всё знает. А я всегда буду её ученицей, благодарной за самые драгоценные советы. Я очень рада, что учитель в моей жизни – моя мама. Это величайшее счастье для меня.

Я горжусь тем, что моя мама – педагог! Вечером вижу её усталые глаза, а утром эти глаза светятся ярким огоньком, пытаются растопить в любом человечке льдинки чёрствости, невежества, неискренности. Загляните в глаза своих мам. Чувствуете в них теплоту, таинственность, безграничную любовь ко всему живому, прощение и искренность? Значит, ваша мама – гуманный педагог, а вы – самый счастливый человек!

Итак, принцип гуманизма в педагогике полагает признание ценности ребёнка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребёнка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном сомоопределении, интеграции его в общество. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, общение, основанное на доверии.

Основная цель гуманной педагогики: воспитание благородства и великодушия в подрастающем поколении. Это начинается с раннего возраста в семье и продолжается в саду и школе.

Содержимое публикации

Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека как личности, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы.

Гуманная педагогика формирует личность, которая руководствуется в жизни гуманистическими духовными ценностями, способна выбрать свою точку зрения и делать выбор на её основе, ставить и решать проблемы, помогать другим людям. Важнейшая способность такой личности – способность к творчеству в любой области жизни.

Гуманная педагогика опирается на идеи великих педагогов - Яна Амоса Коменского, Песталоцци, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, которые стремились к формированию личности каждого ребёнка и раскрытию её талантов.

Фундаментальные духовные качества личности формируются с детства. Осознание себя как личности, поиск нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней являются основополагающими для каждого. Если взрослые не могут дать эти ответы, то дети вырастают и остаются с глобальными мировоззренческими и нравственными проблемами один на один. Это является основной причиной любых проблем в жизни.

Гуманная педагогика прежде всего предлагает организовать жизнь ребёнка так, чтобы его энергия была направлена на созидательные занятия.

Такой подход к ребёнку приводит к тому, что он учится улучшать что-то в своей жизни, а не приспосабливаться к уже сложившимся условиям. У него формируются основные духовные качества личности, нравственные ориентиры и понимание своего места в жизни, своих целей и выбора.

Основным условием воплощения идей гуманной педагогики является, в первую очередь, воспитатель, и только после этого - содержание, средства, методы и формы.

Понятно, что меня не может не касаться то, что меня окружает. Это прежде всего и отношение к моим родным, близким и отношение к тому, что происходит в нашей нелегкой, на мой взгляд в современной жизни: а также и отношение к людям, которые попали в беду. Но есть безусловно отношение к моей работе, которое является важной для меня, потому что я занимаюсь воспитанием детей. Что является не легким действием для меня, так как каждый день и даже каждый час в течении дня окружают маленькие дети, из которых нужно вырастить и воспитать по-настоящему добрых и ответственных в первую очередь детей.

Основная цель гуманной педагогики: воспитание благородства и великодушия в подрастающем поколении. Это начинается с раннего возраста в семье и продолжается в саду и школе.

Но наблюдая все это, меня всегда беспокоил вопрос: почему же несмотря на усилия родителей, я не имею ввиду всех, дети в большинстве своем часто вырастают не такими, какими их хотят видеть родители. Я также понимаю, что не все что касается воспитания полноценного человека можно предусмотреть, предугадать их будущее. Поэтому проблема воспитания полноценного человека и является основной на ряду с другими. Все сказанное выше, не может не беспокоить окружающее нас общество, по моему мнению и меня в том числе.

Данная проблема не может оставить равнодушной, поэтому профессия воспитателя стала для меня нужной. Работая воспитателем, в детском саду ежедневно наблюдаю за детьми младшего возраста понимаю, что не все дети одинаково воспитаны. Одни из них требуют внимание, ласки. Другие часто не желают выполнять просьбы воспитателей. Некоторые дети ведут себя обособленно, отчужденно.

Как же быть? В этом случае стараешься каждому ребенку подходить индивидуально и для этого бесспорно нужно огромное терпение и выдержка, чего я и придерживаюсь. И самое главное детей надо любить, из какой бы семьи он не происходил. В этом мое твердое убеждение.

Гуманная педагогика принимает классическое утверждение: воспитатель сам должен быть воспитан. Воспитатель должен быть примером благородства и великодушия, искренности и сочувствия, доброречия и доброты, терпения и сотрудничества. Эти и другие соответствующие черты воспитатель проявляет в ежедневных отношениях с детьми, с родителями, с коллегами, с членами собственной семьи, со всеми.

Одной из значимых идей педагогики является воспитание нравственности, которая выступает как основное направление, обозначенное во ФГОС ДО. Согласно утверждения К.Д. Ушинского, нравственные начала в человеке подразумевают развитие таких качеств, как организованность, человечность, порядочность и старательность, а также уважение к себе, осознание собственного достоинства и, в тоже время, скромности. Сам образ педагога несёт воспитательное значение, является действенным средством воспитания. Обращение к нравственности невозможно грубыми методами. Тактичность воспитателя – одно из основополагающих условий получения желаемого результата. При этом К.Д. Ушинский утверждает, что необходимо умело сочетать как меры поощрения, так и наказания, взыскания. Лишь убеждением, обращённым к внутреннему миру ребёнка, возможно предупреждение всего негативного и нежелательного в воспитании. Обучение через убеждение в его необходимости – вот основополагающая идея истинно гуманного подхода к воспитанию.

Сотрудничество педагога и детей подразумевает не прямую, упрощённую передачу им знаний, а, прежде всего, создание обстановки, побуждающей к учению, создание соответствующего развивающего воспитательного пространства. Главный вдохновитель новой волны педагогики С.Л. Соловейчик, определял сотрудничество как совместную работу равных. Каждый ребёнок свободен в проявлении творчества. Самостоятельность и ответственность – качества, которые способствуют уважению ребёнка к себе и признание в ребёнке личности. В ребёнке заложен чистый источник, обладающей неограниченной энергией духа. Поэтому возможности, заложенные при его рождении огромны. Подозрение ребёнка в неспособности к выполнению каких-либо действий означает удаление от истинной природы ребёнка, что свидетельствует о профессиональной некомпетентности педагога.

Что такое гуманная педагогика для меня?

— Гуманная педагогика в моём понимании — это постоянное взаимодействие с ребёнком. Я стараюсь найти индивидуальный подход к каждому ученику, вести себя так, чтобы ребёнку было комфортно. Я использую гуманную педагогику не только в своей работе с детьми, но и в семейных отношениях: при общении с родственниками, да и всеми людьми, окружающими меня.

Гуманная педагогика не занимает место в моей жизни. Она и есть моя жизнь: каждый день с утра до вечера я погружена в неё. Ведь если ты занимаешься воспитанием, то первое, что ты должен сделать — воспитать себя. Поэтому ты не можешь быть в группе с детьми одним человеком, на улице — другим, а дома — третьим. Ты должен быть цельной личностью и благородным человеком, чтобы воспитать таких же детей. Поэтому гуманная педагогика со мной каждую секунду.

Теоретическое и практическое обоснование темы эссе.

Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.

Ранее, в дошкольных учреждениях нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, культуры поведения этикета, а методами нравственного воспитания были убеждение и внушение). На современном этапе, доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как толерантность, сострадание, добро, милосердие, справедливость, щедрость, гуманизм.

Итак, что же такое гуманизм и гуманность?

Гуманизм – признание ценности человечества, как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека, как критерия оценки общественных ценностей.

Гуманность – человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. На мой взгляд, это одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения. Гуманистические ценности теперь являются основой реализации ФГОС и ФГТ.

Я считаю, что ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях. Задача педагога, не только любить детей, но и научить их любить людей: своих родителей, братьев и сестёр, друзей и всех тех, кто живёт с ними. Нужно сформировать у них базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности, которые и называются гуманными чувствами (такие, как добро, мать, Родина, хлеб, искусство, честь, достоинство, справедливость и д. р). Они и закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке.

Доброжелательность, заботливость является свидетельством человечности личности – чуткого, внимательного отношения к людям. Важную роль в воспитании человечности играет включение ребёнка в мир людей. Дети должны осознавать, что взаимоотношения людей являются большой ценностью, их следует поддерживать и обогащать, уважая чувства и интересы других. Педагог должен помочь детям увидеть связь, как хорошего в человеке, так и отрицательного. В разговорах о честности, например, можно выяснить, почему люди говорят неправду (боятся наказания, хотят казаться лучше и т. д). Дети должны прийти к выводу, что у правды есть много врагов, такие как страх, зависть, жадность.

Воспитание гуманистических принципов личности начинается с первых лет жизни детей. Они приобретают опыт общения с близкими людьми в процессе совместной с ними предметной и игровой деятельности. Нужно избегать ошибок семейного воспитания, недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребёнка к лучшему, чтобы он любил делать всё только хорошее.

Применяемые в педагогике гуманизма принципы требуют соблюдения следующих правил:

1. достойного отношения общества ко всем детям, независимо от того, в каком физическом, материальном, социальном положении они находятся;

2. признания права каждого ребёнка быть самим собой, уважительного к ним отношения: уважать - значит признавать право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей копией;

3. помощи ребёнку с проблемами в формировании уважения к себе и окружающим людям, формировании позиции "Я сам", желания самому решать свои проблемы;

4. понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма, которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на желание помочь людям в интеграции их в общество, основываться на позиции: общество открыто для людей и люди открыты для общества;

5. стремления не выделять детей с проблемами в особые группы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим подготовить инвалидов к жизни среди здоровых людей, должна быть продумана система общения таких людей с другими людьми.

Основополагающая ценность гуманизма – это ценность человека. Ценность человека может проявляться в двух ипостасях:

- как ценность другого человека;

Что же касается формирования профессионального интереса у ребенка в будущем, то он не всегда начинается с осознания потребностей, призвания или общественного долга. Интерес, как правило, появляется стихийно и неосознанно вследствие эмоциональной привлекательности, ценности объекта либо деятельности. Ребенок ещё в раннем детстве, принимает на себя разные профессиональные роли, проигрывает связанное с ним поведение, и заканчивает в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека. И каким, будет его выбор профессии, зависит от тех духовных ценностей и потребностей, которые были заложены в детстве, которые им движут в настоящем. Интересы, основанные на личных способностях, чувствах, гуманности сильнее и более реалистичны, чем интересы, обусловленные факторами престижа или принятой в данном обществе системы ценностей. Поэтому, каждый, кто выбирает профессию педагога, должен понимать, что он берет на себя ответственность за тех, кого будет учить и воспитывать. Вместе с тем он отвечает за самого себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, учителем, воспитателем.

Итак, принцип гуманизма в педагогике полагает признание ценности ребёнка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребёнка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном сомоопределении, интеграции его в общество. Гуманное отношение к детям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе, общение, основанное на доверии.

Гуманистический подход в образовании в современных условиях Введение новых педагогических технологий в педагогическое образование детей продиктовано наблюдающейся в современной культуре сменой опарадигмы.

Кружковая работа в детском саду. Положение об организации работы кружка ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КРУЖКА (Название кружка, организация, группа)1. Структура кружка:[ •Общее положение •Основные задачи •Организация.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Статья на тему:

Гуманизм в педагогической профессии

Актуальность: В современном мире очень важен гуманизм учителя по отношению к учащимся. Многие родители не занимаются своими детьми и практически не интересуются его жизнью, так как стремятся обеспечить своего ребенка материально, забывая при этом про другие его потребности, в том числе в общении и внимании со стороны родителей. Поэтому роль учителя тут играет огромнейшую роль, его гуманистическое отношение к ученику.

Но общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, которое оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями прежде всего закрепилась воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

Многие учителя в своей практике сталкиваются с проблемой необходимости гуманизации педагогического процесса.

Гуманизм – это система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление всех способностей. Это система, считающая благо человека критерием оценки социальных явлений, а принципы равенства, справедливости, человечности – желаемой нормой отношений в обществе. Бесценными пособиями для них являются труды педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили и В. А. Сухомлинского.

Моя практика работы с детьми и наблюдение за организацией их радостной и увлекательной жизни в школе, творческое и научное содружество с учителями начальных классов во время прохождения практике в школе способствовали тому, что у меня сложились некоторые педагогические убеждения, исходящие из оптимистических, гуманистических начал обучения и воспитания. Эффективное осуществление системы воспитания и обучения детей младшего школьного возраста всецело зависит от личности учителя.

Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять и самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.

Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании.

В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.

В-четвертых, учителю должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.

Стремиться быть таким учителю очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества. В младшем школьном возрасте самый высокий авторитет для детей – учитель.

Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации, а гуманистическая — с развитием его личности, творческой индивидуальности.

С одной стороны, учитель подготавливает своих воспитанников к нуждам данного момента, к определенной социальной ситуации, к конкретным запросам общества. Но, с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несет в себе вневременной фактор. Имея в качестве цели развитие личности как синтеза всех богатств человеческой культуры, учитель работает на будущее. труде учителя всегда содержится гуманистическое, общечеловеческое начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времен. Так, известный педагог и деятель в области образования середины XIX в. Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания: служение истине, добру, красоте. "В каждом индивидууме, в каждой нации должен быть воспитан образ мыслей, именуемый гуманностью: это стремление к благородным общечеловеческим целям"'. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Ценность школы равняется ценности учителя.

Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки — человековедческой и специальной.

Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.

Учитель-гуманист не только верит в демократические идеалы и высокое предназначение своей профессии. Он своей деятельностью приближает гуманистическое будущее. И поэтому гуманистическая направленность в педагогической профессии очень важна, особенно в наше время.

Читайте также: