Кто родителей почитает тот вовек не погибает сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Название работы: Кто родителей почитает, тот навек не погибает

Категория: Конспект урока

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Как подумаешь порою что и Дуня может быть тут же пропадает так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы Кто виноват в том что отношения отца и дочери сложились так трагично В погоне за богатством и счастьем она забыла о долге перед отцом; её поведение эгоистично.

Дата добавления: 2014-05-19

Размер файла: 50.5 KB

Работу скачали: 1 чел.

русского языка и литературы

Урок литературы по повести А.С.Пушкина

1) формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;

2) воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;

3) развивать навыки самоанализа подростками собственных поступков.

1.Вступительное слово учителя.

С единым телом я сравню семью;

Отец – глава, а руки – сыновья.

И в теле этом – мать, она – как сердце,

И от неё зависит вся семья.

Крепки ли руки иль ослабли руки,

В глазах угрюмость или счастья свет,

Всё чует сердце – радости и муки,

Всё первым узнаёт. Секретов нет…

Стать участником событий пушкинской повести нам поможет и фильм Сергея Соловьёва.

Встречаем ли мы в современной жизни подобные трагедии?

Далеко не все дети почитают своих родителей. Некоторые не подчиняются родителям, грубят в ответ на замечания. Повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в чёрствости и эгоизме.

Самсон Вырин и его единственная дочь Дуня… Что помешало отцу наслаждаться спокойной старостью?

Кто виноват в том, что отношения отца и дочери сложились так трагично?

В погоне за богатством и счастьем она забыла о долге перед отцом; её поведение эгоистично.

Давайте задумаемся: справедливо ли укорять Авдотью Самсоновну в горестях, пережитых её отцом, Самсоном Выриным? Я предлагаю рассмотреть степень её вины в открытом заседании Гражданского суда и объявляю заседание открытым. Слово предоставляется обвинителю.

Прежде чем вы выступите в поддержку обвинения или защиты, предлагаю вам задуматься над вопросом:

В каком эпизоде пушкинской повести открыто проявляется связь с притчей о блудном сыне?

Зачем автор помещает иллюстрации притчи о блудном сыне в жилище своего героя?

Эти иллюстрации предвещают судьбу главной героини повести, наводят на мысль о сходстве судеб блудного сына и Дуни Выриной.

Кто же из упомянутых героев оказался в конечном итоге счастливее: изголодавшийся блудный сын в ветхой одежде или разбогатевшая Дуня?

Найти ответ на этот вопрос я предложила группе учащихся накануне занятия, давайте послушаем отчёт о работе группы.

Сравнивая судьбы героев библейской притчи и повести Пушкина, мы отмечаем, оба героя любимы своими родителями. Оба решили жить вдали от отца, самостоятельно, легко принимая это решение. Но блудный сын открыто говорит о своём желании жить самостоятельно, а Дуня тайком покидает отца. Блудный сын испытывал нужду, а Дуня – нет, она жила в роскоши. И блудный сын, и Дуня, раскаявшись, возвращаются домой. Только прощение отца успел получить блудный сын, а Дуня – нет.

8.Чтение и обсуждение библейских строк.

Библейские мотивы, обнаруженные в пушкинской повести, обязывают нас обратиться к тем страницам Библии, которые говорят нам об отношении родителей и детей.

Какие нравственные ценности утверждает Библия во взаимоотношениях родителей и детей?

Как вы понимаете следующие строки?

Справка: взаимопонимание, заботливость, доброта, неблагодарность, эгоизм, терпение, расчётливость, чуткость, жестокость, трудолюбие, уважение, чёрствость, любовь.

В библейской легенде о сыновьях Ноя рассказывается, как один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным. Так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.

Любовь – действительно великое чувство. Но…

Любовь не только возвышает,

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца, - говорит поэт. А в Библии мы прочтём:

На такой любви строит свою жизнь Дуня? Почему она не исполнила свой дочерний долг?

Самсон был сильный человек. Он защищал свой народ. Но евреи лишились своего защитника, потому что взял в жёны девицу из враждебного народа. Сонному Самсону выкололи глаза и остригли волосы, в которых заключалась его сила.

Почему Самсон Вырин не разгадал коварный замысел гусара Минского?

Кто виноват в том, что отношения отца и дочери сложились так трагично?

10.Работа в парах.

Идеальные родители – это…

Идеальная семья – это…

Идеальные дети – это…

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2 Цели урока: Показать необходимость следовать 5-ой заповеди Показать необходимость следовать 5-ой заповеди Способствовать развитию сострадания, сопереживания, уважения к старшим Способствовать развитию сострадания, сопереживания, уважения к старшим

3 Давайте вспомним: Что такое заповеди? Что такое заповеди? Откуда они появились? Откуда они появились? Для чего их нужно соблюдать? Для чего их нужно соблюдать?

4 Пятая заповедь: Люби и уважай своих родителей и старших Люби и уважай своих родителей и старших Почитай отца своего и мать свою Почитай отца своего и мать свою

5 Образ мамы На фото На фото На картинах На картинах

6 Образ Богородицы на иконах Феофан Грек. Богоматерь Донская. Икона.14 век Феофан Грек. Богоматерь Донская. Икона.14 век Богоматерь Казанская. Икона.17 век Богоматерь Казанская. Икона.17 век

7 Что общего в картине и иконе?

8 У каждого человека есть видимая часть – тело, и невидимая часть – душа. Проверим: на месте ли наше тело? Проверим: на месте ли наше тело? Проведём разминку для души Проведём разминку для души

9 Чувствуем ли мы душу? Тяжело на сердце Тяжело на сердце Совесть – голос Божий в человеке, оповещает нас о том, что мы поступили плохо. Совесть – голос Божий в человеке, оповещает нас о том, что мы поступили плохо. Душа болит Душа болит

10 Добро и зло Милосердие Милосердие Терпение Терпение Покаяние Покаяние Смирение Смирение Радость Радость Мир Мир любовь любовь Малодушие Малодушие Гордыня Гордыня Зависть Зависть Самолюбие Самолюбие Гнев Гнев Раздражительность Раздражительность Пьянство Пьянство Курение Курение сквернословие сквернословие

11 Задание. Попробуйте нарисовать свою Совесть так, как вы её представляете Попробуйте нарисовать свою Совесть так, как вы её представляете Напишите 2-3 предложения о своей совести Напишите 2-3 предложения о своей совести

14 Не забывайте своих родителей, уважайте и любите их! Не забывайте своих родителей, уважайте и любите их!

15 Рефлексия На своих листочках, где изображены ступеньки, поставьте любой значок, на той ступеньке, по каой вы оцениваете урок На своих листочках, где изображены ступеньки, поставьте любой значок, на той ступеньке, по каой вы оцениваете урок

16 Презентацию подготовила учитель истории и ОПК Гусакова Наталья Юрьевна Презентацию подготовила учитель истории и ОПК Гусакова Наталья Юрьевна МОУ Есинская сш, Ржевский район Тверская область МОУ Есинская сш, Ржевский район Тверская область

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературного чтения

Составитель: Домрачева Оксана Викторовна

Учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 77

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: формировать представление о семейных ценностях (об уважении и любви членов семьи друг к другу)

Совершенствование умения понимать идею произведения;

Развитие умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста;

Развитие умение понимать мотивы поведения героя, давать характеристику его внутренних переживаний и подтверждать свои выводы текстом ;

Развитие творческого воображения и ассоциативного мышления

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость)

Организация работы (1 минута)

Подготовка к восприятию текста (5 минут)

Первичное восприятие текста (7 минут)

Проверка первичного восприятия (5 минут)

Физкультминутка (1 минута)

Чтение и анализ произведения (14 минут)

Обобщение (3 минуты)

Подведение итогов (4 минуты)

Оформление доски (Приложение № 1)

И прежде чем начать урок, предлагаю вспомнить правила сотрудничества на уроке литературного чтения, чтобы наш урок получился успешным:

Выслушивать мысли каждого;

Отстаивать, доказывать свою точку зрения;

Не перебивать друг друга;

Соблюдать правило поднятой руки.

Настрой учащихся на работу.

к восприятию текста (7 минут)

- Как вы понимаете смысл этих пословиц?

- Так о ком пойдет речь на уроке?

(Звучит музыка) Слово мама – одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит на языках всех народов. …Мама… Закройте глаза и прислушайтесь. И вы услышите мамин голос. Он живет в самих вас, такой знакомый, родной.

- Вспомните, как вас ласково называет мама. А бывает так, что вы огорчаете маму, даже, если этого не хотели?

- Мы сегодня выясним, героиня одного рассказа обрадовала или огорчила свою маму. Название нашего рассказа на доске, но буквы перемешались. Посмотрите внимательно и составьте словосочетание. Какое название рассказа у вас получилось?

Как вы думаете, о чем пойдет речь?

- Верны ли ваши предположения, узнаем, прочитав рассказ.

Такие рассказы учат нас уважать своих родителей. Относиться к ним с уважением и благодарностью.

При солнышке тепло, при матери добро.

- Материнская ласка конца не знает.

- Нет милее дружка, чем родная матушка.

Учащиеся раскрывают смысл пословиц. (1. Как при солнышке светло и тепло, так же рядом с мамой хорошо, уютно. 2.Мама всегда любит своего ребенка, несмотря на обиды. Всегда заботится о нем и оберегает. 3. Мама – лучший друг, ей можно доверить любой секрет, она всегда поможет.)

Слушание музыки, участие в диалоге.

О маминой ласке. Может, о том, что могут мамины руки.

Первичное восприятие текста

Проверка первичного восприятия

- Ребята, как вы думаете, почему мама встала и ушла?

что сейчас сделает Маша? Что сейчас может сделать бабушка?

Ребята, верны ли оказались ваши предположения? Как же Маша поступила?

Посмотрите, пожалуйста, на рассказ, как начинается день? А каким он стал в конце рассказа? Для кого он стал счастливым? Почему?

Как бы они вспоминали этот день?

Какое впечатление у вас оставляет этот рассказ? Хорошее или другое? (грустно, огорченное и т.д.)

Первичное восприятие текста.

- Догонит маму, извинится.

- Маме стало обидно. Бабушка может помирить их. Словом.

Предположения верны. Маше стало стыдно, она захотела извиниться.

Чтение и анализ произведения

- Вы сказали, что рассказ хороший, а давайте посмотрим, с каких слов он начинается. Почему такое впечатление? Давайте искать! Что нам нужно для этого сделать? Давайте перечитаем текст.

Выразительное чтение вслух. Все ребята следят, чтоб по ходу уметь ответить на вопрос и чтоб продолжить читать, когда я попрошу.

Что делает мама, когда бабушка ей жалуется? Почему? Прочитайте следующее предложение (1). Чьи это слова? Кто так думает? А что она говорит? (чувствует другое?) Как она поступает? Маша понимает в этот момент, что она обижает маму?

Когда Маше стало грустно? Почему? А что делает мама?

Почему мама не ругает Машу? (вот как мама добилась своего).

Что хочет сделать Маша? Что ей мешает? Почему бабушка ее не пускает? Как Маша среагировала на это?

Когда мама выходит из ванной, что она делает? Почему она заступается за бабушку.

Вот как трудный день может счастливо закончиться, если понять друг друга.

Маше стало грустно, когда она увидела, как мама смотрит на свои руки. Жалко маму. Маша задумалась о своем поступке!

Маша хочет бежать, бабушка не пускает.

Настроение меняется, т.к. Маша видит, что ее любят, она понимает маму и бабушку. И они ее понимают.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость).

Коррекционно - образовательная:

Способствовать формированию нравственной культуры воспитанников и сопереживания.

Уважительного отношения к пожилым людям, собственным дедушкам и бабушкам, их памяти, взаимопонимания и терпимости в отношениях взрослых и детей.

Коррекционно - развивающая:

Продолжать работу над развитием связной речи детей.

Развивать у детей коммуникативные умения.

Развивать координацию речи с движением.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление.

Коррекционно - воспитательная:

Воспитывать нравственные качества личности.

Воспитание любви и привязанности к своим близким

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Воспитатель.

Придумано кем – то просто и мудро

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

И я хочу пожелать вам, чтобы доброе настроение длилось весь день. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

II. Актуализация знаний.
Воспитатель. Послушайте, пожалуйста, потешку и подумайте, как можно назвать одним словом людей, которые едут из-за леса, из-за гор?

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам - на лошадке,

Жена - на коровке,

Дети – на телятках,

Внуки – на козлятках.

Ответ детей. Семья.

Воспитатель. В этой семье живут три поколения. Каждый член семьи связан с другими особыми отношениями, которые обозначены специальными словами: жена, муж, дети, внуки.

Воспитатель. Что вы можете сказать об этой семье?

Ответ детей.

Воспитатель. Почему вы решили, что семья большая, дружная, трудолюбивая?

Ответ детей.

Воспитатель. Дедушка Егор и его жена – старшие члены семьи. Они воспитали своих детей, а теперь помогают детям растить своих внуков. Их все в семье почитают. Знаете, что означает это слово?

Ответ детей. Уважают, советуются, проявляют почтение, внимание.

Воспитатель. Все члены семьи очень близкие друг другу люди. Они вместе живут и вместе ведут хозяйство, помогают друг другу в трудную минуту и в обычных делах.

Раз, два, три, четыре

хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире?

повороты в стороны с подниманием плеч

Раз, два, три, четыре, пять

хлопки в ладоши

Всех могу пересчитать:

указательным пальцем пересчитывают

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

загибают поочередно пальцы на руке

Воспитатель. Как вы могли бы ответить на вопрос: что такое семья?

Ответ детей. Это близкие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка, сестренка, брат, которые всегда рядом с нами, живут в одном доме, заботятся друг о друге, оказывают внимание. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви.

Воспитатель. Ещё бывают тёти, дяди, двоюродные братья сёстры, если у человека много родственников – значит у него большая семья!

Воспитатель. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья.

Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, (папа)

В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо
Лучше всех на свете (мама)

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки
У любимой . (бабушки)

На его лице морщины,
В волосах видны седины.
Этот домоседушка
Наш любимый. (дедушка)

Воспитатель. Я предлагаю сегодня поговорить о дорогих нам людях, о наших бабушках и дедушках. У кого из вас, ребята, есть бабушки и дедушки?
Ответ детей.

Воспитатель. Как их зовут?
Ответ детей.

Воспитатель. Как вы заботитесь о своих бабушках и дедушках?
Ответ детей.

Воспитатель.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

III. Открытие нового знания.

Воспитатель. Когда у тебя есть близкие родные люди, есть семья-это огромное счастье!

Воспитатель. Ребята, а нашу группу можно назвать большой дружной семьей? Как вы думаете, о чём будем беседовать на занятие. Наша группа – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили уважение, взаимопонимание и не было бы ссор. А что же для этого нужно?

Ответ детей. Дружба, доброта, терпение, любовь, уважение

Воспитатель. Наша группа – это та частичка общества, где всегда должны царить доброта, взаимопонимание, взаимопомощь, милосердие. Наша группа должна быть семьёй, в которой каждый человек чувствует себя комфортно. Наша группа – это то место, где понимают, согревают, помогают, уважают, любят, ценят, советуют, направляют.

Воспитатель. Дом, семья – это для человека самое главное, самое нужное в жизни. Если в доме царят взаимопонимание, доверие, тепло, уют, то это настоящее счастье.
Воспитатель. А что для вас счастье?

Верный друг мой - это дед,

Хоть ему так много лет.

руки прислонить ладонями к груди

Он про всё на свете знает
И меня он понимает.

руки в стороны, затем опять к груди

Летом ходим с позаранку
Вместе с ним мы на рыбалку.

А зимой каток нас ждёт:

Шайба, клюшка, скользкий лёд.

изображают скольжение на коньках

А весной растим цветы,
Белим яблони, кусты

изображают копание, побелку

Я открою вам секрет:
У меня чудесный дед!

обе руки вперёд, большой палец вверх

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Невестка- жена сына.

Лоханка- круглая или продолговатая посуда из дерева для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

Беседа по содержанию рассказа.

-Что произошло с дедом?

-Как проявлялась старость у деда? (ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было).

-Как обидели деда в семье? (его не сажали обедать за общий стол, а давали еду за печкой).

-Что случилось во время еды за печкой? (он разбил чашку с едой).

-Как во второй раз обидела невестка деда? (она сказала, что он всё в доме портит, и что теперь она будет давать ему обедать в лоханке).

-Как можно назвать поступок невестки? (недобрый).

-Что сделал сын в ответ на жестокость родителей? (он стал мастерить лоханку для того, чтобы в старости кормить из неё родителей).

-Как можно назвать поступок Миши? (поучительный, умный).

-Почему заплакали отец с матерью? (им стало стыдно).

-Чему Миша научил родителей? (он научил, как надо относиться к больным, старым и слабым: уважать, понимать, помогать, ухаживать, не обижать).

-Ребята, о чем шла речь в этом рассказе? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.)
Воспитатель. Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку. Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно.

Тому, кто в юности своей
Не чтил отца и мать,
Почёта от своих детей
Не суждено узнать.

Воспитатель. Что значит почитать родителей?

Ответ детей. Относиться с любовью, уважением. Уметь прощать, быть великодушным

Воспитатель. Что создают родители?

Ответ детей. Семью.

Воспитатель. Зачем почитать родителей?

Ответ детей. Сохранить семью, продолжить свой род

Раз, два, три, четыре

хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире?

шагаем на месте

Раз, два, три, четыре, пять

прыжки на месте

Папа! Мама! Брат! Сестра!

хлопки в ладоши

Деда! Бабушка! И я!

Наша дружная семья!

наклоны влево и вправо

1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть полевые или даже нарисованные, дарите их как можно чаще.

Воспитатель. Родители, бабушки и дедушки любят вас просто так, без особых причин. А вот окружающие люди более требовательны. Хотите, чтобы вас любили, – сумейте доказать, что достойны этого. Подумайте, как это сделать?

Ответ детей. Добротой, искренностью, самоотверженностью.
IV. Заключительная часть.

Воспитатель. Ребята, о чем мы с вами говорили на занятии?

- Что вам больше всего понравилось?

Не смейся над старым — сам будешь стар.

Придет старость — придет и слабость.

Коли в семье лад, так не надобен и клад.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Мир в семье любовью держится.

V. Итог занятия.
Воспитатель. Какой вывод сделаем?
Ответ детей. Нужно заботиться о старших.
Воспитатель.

Отца и мать ты почитай

И никогда не забывай

То уваженье и добро

Воздастся и тебе оно.

Воспитатель. Наше занятие подошло к концу. Я очень довольна вашей работой на занятии. Благодарю вас за сотрудничество.

Цель: приобщение детей к общечеловеческим ценностям (добросердечие, любовь и уважение к родным, совестливость); совершенствование навыков сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения; развитие творческих способностей и ассоциативного мышления.

Образовательная: Совершенствовать навыки сознательного, беглого, выразительного, правильного чтения.

Развивающая: Развивать творческие способности, ассоциативное мышление.

Воспитательная: Воспитывать приобщение к общечеловеческим ценностям

Ход УРОКА

1. Организация внимания учащихся

2. Минутка чистой правильной речи

– Прочитайте глазами, а затем вслух, правильно поставив ударение в словах. Своё несогласие или недоумение выразите поднятием руки.

Каталог, кремы, звонит, ремень, мельком, закупорить, столяр, досуг, ворота, жалюзи, банты, торты, шарфы, хвоя, заржаветь.

– Что вас смутило? А так ли важно произносить правильно слова? Это может в дальнейшей жизни каким-либо образом пригодиться?

– Тогда ещё одно слово я предлагаю вам. Облегчить.

– Для лучшего запоминания попробуем подобрать слова-рифмы.

Облегчить – заточить, намочить, полечить.

– Попытайтесь сейчас придумать двустишие.

Как же душу облегчить?

Я труд мамы облегчил:

Коврик грязный замочил.

– Возможно, к концу урока у вас появится ещё вариант.

Проверка домашнего задания

3. Работа над темой урока

На доске пословицы:

• Так как Бог не может поспеть повсюду, он создал мать.

• Тому, кто в юности своей

Не чтил отца и мать,

Почёта от своих детей

Не суждено узнать.

– Что значит почесть, чтить, почитать? (Относиться с любовью, уважением)

Чему в гнезде училась птица,

То ей в полёте пригодится.

– Прочитав все эти персидские пословицы, как вы считаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Ответы детей)

– Что создают родители? (Семью)

4. Создание кластеров

– Что написано в центральном круге? Семья, что это в вашем понимании, какие ассоциации приходят на ум?

Раз, два, три, четыре

(хлопки в ладоши)

Кто живет у нас в квартире?

(повороты в стороны с подниманием плеч)

Раз, два, три, четыре, пять

(Хлопки в ладоши)

Всех могу пересчитать;

(указательным пальцем пересчитывают)

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья!

(загибают поочередно пальцы на руке)

Знакомство с биографей В. Осеевой

– Какие произведения Осеевой вам посчастливилось прочитать? (Ответы детей)

– Прочитайте название раздела. Как вы понимаете данное название?

-Почему они так поступили?

-Как на их месте поступили бы

-Что о ребятах говорят

другие персонажи: мама и

-Хотели бы вы иметь таких друзей?

– Представьте себя художниками, какие бы вы взяли краски, чтобы в цвете выразить своё душевное состояние, прослушав рассказ? Почему именно такие тона?

– Как вы считаете, что это: завтрак, обед, ужин?

– Как начинался ужин? Прочитайте.

– Почему молчали мама и бабушка?

– Как вы считаете, какие взаимоотношения в данной семье?

– Какими растут мальчики?

– Кто такой эгоист? (Эгоист – себялюбивый человек, пренебрегающий интересы окружающих)

– Как вы считаете, у Вовы и Миши есть шанс не стать закоренелыми эгоистами, чёрствыми, невнимательными, бездушными?

– Из чего это видно? (Многоточие в конце рассказа)

7. Чтение детьми по ролям.

(чтение рассказа детьми)

Какой изображена героиня в начале рассказа?

-Как вы должны читать ее реплики,

ведь недаром доктор подчеркивает

- Прочитайте ещё раз рассказ, самостоятельно расставьте роли.

-Какой случай заставил девочку

поступать вопреки своей привычке?

- В каком предложении заключается главное?

-Почему Валентина Осеева так

назвала свой рассказ?

-Какой предстает перед нами героиня

в заключительной части рассказа?

-Подумайте, в шутку или серьезно

нужно воспринимать слова доктора?

-Какая главная мысль рассказа?

- Сегодня на уроке познакомимся с писателем Борисом Емельяновым и его произведением “Мамины руки”.

(О писателе рассказывает подготовленный ученик – Гульназ)

- Итак, давайте познакомимся с рассказом “Мамины руки”.

Можно ли по названию произведения сказать, о чём пойдёт речь? Объясните.

(Ответы детей)

3. Работа с текстом.

- Читаем текст отрывками (подготовленные ученики) до слов…Руки у неё были удивительные.

- Почему у мамы были удивительные руки?

(Ответы учеников)

- А теперь дочитаем и узнаем, какими были эти руки.

(Сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые)

Чтение 2-го отрывка до слов…Встала и ушла в ванную мыться.

- Как вы думаете, как сейчас будут развиваться события?

(Мама обиделась, Маша начнет переживать)

Чтение 3-го отрывка до слов… и сразу не разобралась, в чём дело?

- Как понимаете смысл слов

ЗА ЯЗЫКОМ ПОГЛЯДЫВАЙ

(Из словаря С. И. Ожегова “сноровка” – ловкость, умение в каком-либо деле; “белоручка” – кто чуждается трудной, физической работы)

Чтение 4-го отрывка до слов…Я твои руки обидела.

- Как по-вашему закончится рассказ?

(Предположения детей)

- Читаю сама до конца.

- Понравился рассказ? Чем?

(Ответы детей)

5. Анализ произведения и составление системы образов.

- Сейчас попытаемся найти главную мысль рассказа. Читаем текст и работаем на листочках. Кружочком обозначим главных героев. Отношения героев обозначим стрелочками и словами.

Чтение рассказа (1 абзац) – герои Маша и бабушка. Cтрелками обозначаем, что Маша ОБИДЕЛАСЬ НА БАБУШКУ, ПОССОРИЛАСЬ С БАБУШКОЙ.

(Прикрепляю на доске имена героев, дети рисуют на листочках)

2–3 абзац – появляется мама. МАМА ЛЮБИТ МАШУ. НО ОНА ОБИДЕЛАСЬ НА МАШУ.

- Какие строчки это доказывают? (Встала и ушла)

Читаем дальше. МАШЕ СТАЛО ЖАЛКО – ПОЖАЛЕЛА. БАБУШКА ЗАЩИЩАЕТ МАМУ. ОНА ЕЁ ЛЮБИТ.

(По ходу работы составляется схема на доске)

- Какая Маша? Оцените её поступок.

(Поступила плохо, со всеми поссорилась, обидела мамины руки и маму)

- Какова же главная мысль рассказа?

(Выслушиваются ответы учеников)

- Но мы не поговорили о маминых руках. Сейчас поработаем группами – выпишите на листочки слова, описывающие мамины руки.

- Сравним, что получилась.

(Вывешиваю на доске слова)

• ими сделано добра – на десятерых хватит

Вывод. В ваших мини-сочинениях вы тоже описываете руки ваших мам, что они “золотые, нежные, ласковые, всё умеют”.

- Скажите, кто же помог Маше понять свою ошибку? (Бабушка)

Расскажите об этом.

- Прочитайте последнюю строчку и скажите, почему мама и бабушка засмеялись?

- Какие иллюстрации вы бы сделали к рассказу (2–3 ученика).

- Хочу показать фотографию, которую можно было бы поместить в наш учебник. Какой эпизод она бы проиллюстрировала? (Конец рассказа)

СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ, …ВЫЛЕТИТ – НЕ ПОЙМАЕШЬ.

ПРИ СОЛНЫШКЕ ТЕПЛО, ….ПРИ МАТЕРИ – ДОБРО.

- Объясните смысл. Подходят ли они к нашему рассказу?

Скажите, о чём мы рассуждали на

уроке?

Показ слайда. (Чтение пословицы на экране)Дерево смотри в плодах, а человека в делах.

-Объясните смысл, соотнесите с прочитанным.

-Какие произведения читали сегодня на уроке? Кто автор?

-Какие общие черты можно выделить в

этих рассказах В. Осеевой?

-Есть ли что-то общее между героями

Подумайте и скажите, что общего

между названием раздела учебника и содержанием этих рассказов?

-Чему хочет научить писательница

Оцените свою работу на уроке с

помощью сигнальных карточек.

– Дома я предлагаю выполнить задание по выбору, кому какое по душе:

• 1-е задание – создать синквейн о бабушке;

• 2-е – придумать к рассказу окончание;

• 4-е – просто прочитать выразительно.

– Кто будет выполнять 1-е задание? 2-е? 3-е? 4-е?

(Чтение рассказа детьми)

– В каком предложении заключается главная, на ваш взгляд, мысль?

– Почему так назван рассказ?

– Какою предстаёт перед нами героиня в заключительной части рассказа?

– Подумайте, в шутку или всерьёз нужно воспринимать слова доктора?

8. Итог урока

– Было ли что-то на уроке, тронувшее вас?

Технологическая карта урока чтения Технологическая карта урока чтения М. Горьковский филиал МБОУ Туголуковской СОШ Учитель Е. В. Сатина Тема урока Звук [ ш ].

Читайте также: