Костя плюс ника сочинение

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Чтобы помочь другому человеку,
необязательно быть сильным и богатым,
достаточно быть добрым.
Монах Симеон Афонский

Цель конференции : формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение, если оно отличается от коллективного.

Задачи:
1) познакомить с основными этапами жизни Т. Крюковой,
познакомить с содержанием книги «Костя + Ника; провести наблюдение над раскрытием проблемы взаимодействия подростков и детей – инвалидов;
2) развивать у учеников умение анализировать прочитанное, формулировать свое мнение, аргументировать высказывание;
3) воспитывать толерантность, милосердие, бережное отношение к чувствам другого человека, продолжить работу по формированию навыков осознанного чтения.

1. Вступительное слово о писателе .

КостяНика Кто не читал эту книгу, тот может подумать, что костяника - это ягода. Но Костя и Ника – это Ромео и Джульетта наших дней. Это история о благородстве и подлости, отзывчивости и равнодушии, но в первую очередь о любви. Зачастую причина замкнутости в нас самих. Эта книга – призыв изменить себя, а ещё она учит не бояться.… Не бояться своих чувств, не бояться быть непонятым, не бояться высказать свое мнение …

-К какому жанру относится повесть? (Фэнтези, т.к. в повести есть лесная фея Ника, которая говорит, что ее зовут Земляника, Черника, Костяника)

-Назовите главных героев произведения (15-летние Костя и Никандра)

-Дайте характеристику Косте, Никандре до знакомства друг с другом по плану: ( работа в группах)

2) Отношения в семье.

3) Интересы, увлечения.

Косте 15 лет . У него есть оба родителя, мама работает швеей.

Их небогатая семья живет в Москве, летом – на даче.

Костя - заботливый сын, любит своих родителей.

Мать работает швеёй, шьёт на заказ вещи. Отец появляется на даче только в выходные из-за работы

Друзья - Степа, Миша (Миха), Анька

Выступление 2 группы

Никандре 15 лет. Она инвалид (ребенок с ОВЗ) : с 6 лет не ходит, так как ноги парализованы.

Девушка из богатой семьи. Отец её - знаменитый художник.

Считает себя ненужным и нелюбимым членом семьи: отец с мачехой постоянно отправляют её в санатории, а этим летом отправили её на дачу с сиделкой Полиной.

Очень хочет жить "нормальной" жизнью обычного подростка.

Любит читать книги жанра фэнтези, играет на пианино и слушает классическую музыку..

Одинокая, озлобленная, обиженная на весь мир, упрямая.

Костя, увидев передачу о Валентине Дикуле, начал заниматься с Никой физкультурой, вселил в нее надежду, что она выздоровеет. Жизнь Ники стала другой, интересной, она нашла друга.

- Дайте характеристику Косте.

- Какие герои повести равнодушны, жестоки?

- И вообще, откуда взялся этот парень? Кто он такой? - поинтересовалась мачеха. - Просто мой друг. - Просто друзей не бывает. Если он ходит, значит, должна быть причина.- А может, он ходит из-за меня? Чтобы мне не было одиноко? - Святая наивность! Ты еще не сталкивалась с жизнью. Если люди что-то делают, то прежде всего для себя. - Вот и я говорю, с чего бы это здоровый парень сюда зачастил, если у него выгоды нет? - вставила Полина. .

- Сформулируйте идею произведения

Итак, добро связано с чудом, а безразличие и жестокость с горем и со смертью.

Никандра сидела на веранде, уставившись на книжную страницу пустыми глазами, и в третий раз перечитывала один и тот же абзац. Слова бессмысленной чередой проходили мимо, не оседая в сознании. Мысли Ники были далеки от похождений героев.
Она сама виновата, что ее отправили в ссылку. Иначе она и не думала о своем пребывании здесь. Говорят, что дачу построили специально для нее, чтобы она дышала воздухом и поправлялась. Как бы не так! Просто нашли приличный предлог сплавить ее с глаз долой, чтобы не путалась под ногами. Будто она не знает, что всем только мешает.
Ника захлопнула бесполезную книгу и стала смотреть на улицу. Дорога, перечеркнутая рейками забора, была полосатой, как роба арестанта. Тюрьма болезни крепко держала пленницу взаперти. Нике захотелось распахнуть ворота настежь, чтобы впустить дорогу в замкнутое пространство двора. Если бы только она могла подойти к калитке и открыть щеколду! Она бы без оглядки побежала по дороге на волю - туда, где простор и совсем нет людей, ни одного человека!
Ведь должно же существовать хоть какое-то место на всей большой земле, где она не чувствовала бы себя чужой и ей было бы хорошо!
Ника схватила колокольчик и требовательно тряхнула им. Через некоторое время на веранде показалась сердитая, но безмолвная женщина.
- Я хочу, чтобы калитка была открыта. Мне надоело смотреть на мир в полоску! - сказала Ника.
- Было бы на что смотреть. Ни к чему держать двери нараспашку, - женщина недовольно поджала губы.
- Что, боитесь грабителей? Тогда надо было обнести участок бетонной оградой вроде тех, какими огораживают кладбища, - зло сощурившись, процедила Никандра.
Женщина скривилась, но повиновалась. Кусочек улицы, открывшийся в узком проеме калитки, был таким ничтожным, что ради этого не стоило и стараться, но Ника назло решила оставить калитку открытой.
Поначалу упрямство Ники имело вполне безобидные причины. Ей хотелось, чтобы ее замечали не как вещь, за которой надо следить, пересыпая нафталином и проветривая, а как человека, у которого могут быть свои настроения и желания. В первое время ее капризы не вызывали ничего, кроме раздражения, а потом и к этому привыкли, списывая все на переходный возраст. Нике приходилось искать все более изощренные способы привлечь к себе внимание, и упрямство становилось ее второй натурой.
Весной в предвкушении поездки в новое, незнакомое место Ника не могла дождаться, когда вырвется из золоченой клетки городской квартиры, но едва оказавшись на даче, она с ужасом поняла, что там, на десятом этаже, изолированная от всего мира, она была далеко не так болезненно одинока. Тут чужие мирки в шесть соток подступали вплотную. Ника со стороны наблюдала, как люди общаются, ходят друг к другу в гости, их жизни и интересы пересекаются, скрещиваются и расходятся. Взять хотя бы того парня, Костю. Наверняка он сейчас где-то с друзьями. Должно быть, им вместе интересно. Нике страстно захотелось быть одной из них, ведь у нее никогда не было друзей и она знала о дружбе только из книг. "Человек - животное общественное". Она не помнила, кто это сказал, но здесь как нигде Ника остро чувствовала, что она - вечная одиночка, как зверь в клетке зоопарка, одинокий среди толпы. И так же, как на зверя, на нее с любопытством поглядывают через рейки забора. Они не принимают ее в свою стаю. Ну и пусть! Ей никто не нужен! Она проживет и одна!
Чем больше Нике хотелось спрятаться от чужих глаз, тем настойчивее она изо дня в день сидела на виду у проходящих, бросая вызов обществу, которое ее отвергало.
Зияющий проем калитки, открытой для НИКОГО. Дорога, ведущая НИКУДА. Ожидание НИЧЕГО. Наверное, если калитку забить наглухо, то это не скоро заметят.
И тут Ника увидела ЕГО. Зачем ОН опять здесь? Непоколебимая решимость Ники обойтись без людского общества затрещала по швам под натиском хрупкой надежды: а вдруг она все же подружится со сверстниками? Пускай этот парень грубый и дерзкий, но он единственный ровесник, с кем ей довелось общаться.
Почему сегодня ей так захотелось распахнуть калитку? Для кого? Может, это знак? Ведь ей хочется видеть его, несмотря на то что, появляясь, он причиняет ей боль. А может, жизнь - это и есть боль?
"Пусть он не пройдет мимо. Пусть заговорит. Пусть. " - как заклинание, пульсировало у нее в висках.
Заметив широко распахнутую калитку, Костя замедлил шаг. Он хотел повернуть назад, но было поздно. Змеюка, как и в первый раз, сидела на веранде. Их взгляды встретились. Вот непруха! Теперь даже если пройти мимо как ни в чем не бывало все равно потом гриб незаметно уже не подкинешь. Еще хуже получится. Возомнит, что он к ней подмазывается. Вот уж встал полной раскорякой!
Видя, что Костя остановился, Ника решилась на отчаянный шаг: она первая заговорит с ним и пригласит зайти. Как прыгун с вышки, она набрала побольше воздуха, подалась вперед, но тут книга соскользнула с колен и шумно шлепнулась на пол. Момент был упущен, и в Нике заныла заноза сомнения: стоит ли самой набиваться на разговоры? В лучшем случае можно нарваться на грубость. Чтобы скрыть смущение, она нагнулась за книгой, но не достала. Пальцы едва скользнули по обложке. Не желая отступать, Ника с усилием потянулась вперед и внезапно потеряла равновесие. Стул качнулся и стал заваливаться. В панике девочка судорожно вцепилась в сиденье, но, не удержавшись, вместе со стулом полетела на пол.
Костя, не раздумывая, бросился к девчонке. Она беспомощно лежала и даже не пыталась повернуться и привстать, хотя ее ноги были вывернуты, точно у тряпичной куклы. Глядя на неестественный излом фигуры, Костя вдруг ощутил, что к горлу подкатил горький, удушливый комок жалости. Шелуха злости слетела, и, как откровение, его пронзила страшная мысль о том, что многие вещи, которые все считают само собой разумеющимися: ходить в школу, гонять на роликах, убегать с уроков, нырять в переполненный автобус. - для нее так же невозможны и недостижимы, как фантастические миры. А ведь ей лет пятнадцать - столько же, сколько ему, не больше. До него вдруг дошел смысл слов Костяники об умении прощать слабого, и все обиды на больную девчонку показались постыдными.
Костя подхватил Никандру под руки, пытаясь усадить на стул. Сцена походила на спасение утопающего, который безотчетно хватается за спасателя и только мешает ему. Ноги девочки безжизненно подкашивались, волочась по полу. Наконец ему удалось водрузить Нику на стул.
Девочка резким движением одернула юбку и, не в силах сдержать слез, закрыла лицо руками. Почему из всех людей именно перед НИМ она выказала свое убожество? Как невыносимо унизительно! Больше всего ей хотелось быть как все, именно поэтому она отказывалась появляться вне дома в инвалидном кресле. И вот как назло! Очередная насмешка судьбы.
- Сильно ушиблась? - с участием спросил Костя, по-своему истолковав ее плач.
Она молча замотала головой, не отрывая рук от лица.
- Дома-то есть кто? Может, позвать? - настаивал Костя.
Как загнанный зверек ощеривается, чтобы не показать своего страха, так Ника сделалась агрессивной, чтобы скрыть снедающий ее стыд. Она растерла слезы по щекам тыльной стороной ладони, с вызовом посмотрела на Костю и зло отрезала:
- Тебе что, больше всех надо? Не нужна мне твоя жалость!
Костя с удивлением отметил, что не может сердиться на нее, хотя и цацкаться не намеревался. Он вздохнул и с присущей ему прямотой сказал:
- Знаешь, если бы ты не была девчонкой, я бы тебя сейчас треснул как следует, чтобы не задиралась.
Нику еще никто никогда не обещал треснуть. Ее оберегали, ей потакали, к ней относились как к убогой. Может ли быть, что он воспринимает ее как обычную девчонку? Ника боялась надеяться на это.
- А если бы я была парнем, ты бы меня треснул? - спросила она, пытливо вглядываясь Косте в глаза.
- Ну, наподдал бы, наверно, - пожал плечами Костя, не понимая, к чему она клонит.
- Мне еще никто не грозился наподдать, - сказала Ника, и вдруг губы ее дрогнули в робкой улыбке.
Ее лицо мгновенно преобразилось. Перед Костей была Костяника. Насмешливая, улыбчивая. Привыкнуть к поразительному сходству девчонок было невозможно. Костя улыбнулся в ответ:
- Вообще-то, если честно, я драк не люблю. Это я так сказал. Кстати, я тебе подарок принес от Ники, - спохватился он.
Гриб сиротливо валялся на полу. Шляпка примялась, но он все еще удивлял своими размерами.
- Вот зараза, сломался, - раздосадованно произнес Костя.
Он поднял гриб, смущенно обтер ладонью шляпку и протянул гостинец Никандре.
- Значит, Ника правда существует? - спросила девочка, с благоговением, как драгоценность, принимая подарок.
- Во всяком случае, я только что видел ее как тебя. Ну ладно, я пошел, - сказал Костя, решив, что его миссия успешно завершена.
- Побудь еще. Если ты не очень спешишь, - попросила Ника и тихо добавила: - Пожалуйста.
Уйти сейчас было невежливо. Костя присел на краешек плетеного стула, чувствуя себя не в своей тарелке. Говорить было не о чем. К тому же, зная обидчивость Ники, он предпочитал держать язык за зубами и мучительно соображал, сколько времени надо просидеть по этикету, чтобы удалиться как культурный человек, а не как оболтус.
- А какие книги ты любишь? - спросила Ника, чтобы поддержать разговор.
- Да так. Разные. Фэнтези уважаю.
- Я тоже, - обрадовалась совпадению Ника. - Читал "Арфистку Менолли"? Я ее вчера закончила.
- А я как раз сейчас читаю, там, где драконы родились. Классная книга.
- А у меня продолжение есть. Вся трилогия. Если хочешь, можешь взять почитать, - предложила Ника.
Они разговорились, удивляясь, как много одинаковых книг они читали. Никандра ни с кем не обсуждала прочитанного, разве что с учительницей, приходившей к ней на дом давать уроки литературы, но вряд ли эти обсуждения можно было назвать интересными. И вдруг встречается человек, которому нравятся те же авторы и те же книги. Костя оказался вовсе не грубияном. Ледяная стена неловкости растаяла, и они не замечали, как бежит время.
На веранду вышла Никина мать. Костя заметил, что, как и в прошлый раз, она была не в настроении. Женщина смерила Костю настороженным взглядом и, обращаясь к Нике, отчеканила:
- Время пить чай.
- Позже, - не оборачиваясь, кивнула девочка.
- Ну, мне пора. Меня уже дома ждут, - засобирался Костя.
Ника тряхнула головой, чтобы отбросить со лба мешавшую прядь, и сердито произнесла:
- Ну вот, как всегда, она все испортила. Влезла со своим чаем.
- Ты свою мать держишь в черном теле. Попробовал бы я ответить таким тоном, - сказал Костя.
- У меня нет мамы, - холодно сказала Никандра.
- А это кто?
- Сиделка.
Глаза Ники подернулись льдом, и ее тон давал отчетливо понять, что она не хочет говорить на эту тему.
Болезнь висела на Нике тяжелой веригой, не давая забыть о том, что ей нет места среди нормальных людей. "Сиделка" и "неполноценность" - страшные слова-синонимы, преследующие ее по пятам.
Молчание неслышными щупальцами вползло на веранду, опять воздвигнув стену неловкости.
- Ну, я пошел, - поднялся Костя.
На этот раз она поняла, что он в самом деле уходит. Как удержать его? Как сделать, чтобы он пришел снова, ведь у него, должно быть, много других дел, поинтереснее, чем сидеть с ней? Ника поспешно протянула Косте книгу.
- Хочешь почитать продолжение "Арфистки"? Вот, возьми.
- Но ты же сама читаешь.
- Я могу пока другую взять. Я всегда одновременно несколько книг читаю. Правда.
- Спасибо, но мне надо еще первую закончить, - отказался Костя.
Девочка опустила книгу на колени. Плечи ее безвольно обвисли.
- Я, как дочитаю, приду, - пообещал Костя, заметив, что она огорчилась.
Он вышел на улицу и с легким сердцем направился к дому. Может, и хорошо, что он отнес Нике гриб. Вообще-то она неплохая девчонка и книг читала прорву, не чета Степке с Михой. С ней интересно поговорить, хоть и девчонка. Впервые за последние дни у Кости было такое отличное настроение.
Вдруг он услышал за собой топот ног, и на него со всего размаху налетела Анька.
- Привет, - запыхавшись от бега, выдохнула она.
- Привет. Куда несешься?
- А ты что, к припадошной ходил? - вместо ответа насмешливо спросила она.
Костино хорошее настроение тут же улетучилось. Надо же было так влипнуть. Теперь Анька всем разболтает невесть что. Костя безразлично передернул плечами:
- С чего ты взяла?
- Сама видела, как ты от них выходил. Ну, думаю, Костя не промах, в гости наладился. Она хоть и припадочная, а богатенькая, - съязвила Анька, нарочито повторив паршивое слово.
- Скажешь тоже, в гости. Что я, к ней, что ли, ходил? Меня мать послала семена отнести, - соврал Костя.
В первый момент ему стало стыдно за то, что он смалодушничал, но скоро неприятное чувство прошло, и совесть покорно смолкла. В самом деле, Ника ему - никто.
- А-а-а, а я-то уж подумала. Но домик у них ничего, - протянула Анька.
Болтая без умолку, она проводила его до самого дома. Судя по всему, Анька поверила в его ложь. Ну и хорошо. Не хватало еще, чтобы она разнесла на всю округу, что он бегает за художниковой дочкой. Начнутся всякие шуточки, смешки. Во всяком случае, лучше к Никандре больше не ходить. Ни к чему плодить сплетни. Зря он пообещал, что зайдет. С другой стороны, может, он до конца каникул одну книжку читать будет, а значит, за другой и идти незачем.
Но ведь она наверняка будет ждать.

Первая проблема – что есть настоящая любовь? Каждый человек может истолковать это по-разному, Татьяна Крюкова показала сущность любви на примере двух подростков, совершенно разных, казалось бы, не совместимых людей. Поступки, совершаемые молодыми людьми, показывали их взаимные чувства, заботу, беспокойство о внутреннем состоянии друг друга. Желание помочь, исполнить маленькую мечту – все это действия, отражающие любовь.

Вторая проблема – отношение человека к своему положению. В этой истории главная героиня человек, который не может ходить, и если составить психологический портрет Вероники, то становится ясно, что девочка ненавидит себя за то, что она не может жить полноценной жизнью. Из-за этого она раздражительна, постоянно грустна, часто обижается на своего отца, кричит на свою сиделку. Ребенок остался практически один на один со своей проблемой. Автор говорит о том, что без внешней поддержки человек в таком положении не сможет быть счастлив.

Третья проблема – сила духа, упорство. Раскрытие этой проблемы несет в себе глубокий смысл. Двое подростков. Они объединены чем-то общим, у каждого из них случилась трагедия в жизни. Для главного героя – Кости – уход отца из семьи, а для Вероники – смерть матери и следующая за этим психологическая травма, которая отняла у девочки возможность ходить. Герои относятся к этому по-разному. Девочка опустила руки, а парень продолжает жить. Именно благодаря упорству молодого человека, мы можем увидеть такой финал. Благодаря Косте, у Вероники появился смысл жизни, она начала делать первые шаги к счастью… Парень изменил не только ее, но и себя.

История читается на одном дыхании, на протяжении всей книги сохраняется интерес. Если вы хотите испытать массу эмоций, пережить вместе с героями все события, тогда с уверенностью могу сказать, что эта книга для вас. Слезы, смех, душевное тепло, хорошее настроение – все это вы ощутите на себе во время прочтения. Знакомство с этой историей оставит у вас в памяти только положительные эмоции. Эта книга, в какой-то степени, изменила мое отношение к жизни и оставила неизгладимое впечатление на долгое время. Поэтому, если будет свободное время – вы знаете, что можно прочесть!

Нажмите, чтобы узнать подробности

3 ) воспитательная – привлечь внимание обучающихся к проблемам инвалидов, людей с ОВЗ, воспитывать чувство сострадания, сопереживания.

2) мультимедийная презентация,

Эпиграф к уроку:

Чтобы помочь другому человеку,
необязательно быть сильным и богатым,
достаточно быть добрым.
Монах Симеон Афонский

Структура урока

1. Организация часть.

2. Мотивирование к учебной деятельности.

Сейчас мы послушаем отрывок из песни и попытаемся определить тему нашего урока и его цели.

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Весной зашумит вода,

Зимой запоют ветра.

Давайте, друзья, всегда

Друг другу желать добра!

3. Объявление темы урока, его содержания, постановка цели (слайд 1)

4. Вступительное слово о писателе (слайды 2, 3, 4)

5. Лексическая работа

-Что такое доброта? (слайд 5)

-Какие ассоциации у вас возникают у вас, когда видите эти 2 фотографии? Какое название можно им дать?

1. Кто-то кому-то помогает, протягивает руку помощи – это доброта.

2. Человек закрыл глаза и уши-это равнодушие.

Синонимы: сострадание , сочувствие, милосердии, гуманизм, человечность;

антонимы: жестокость, бездушие, безжалостность, равнодушие, безразличие.

1. Равнодушие – это паралич души (А. П. Чехов)

2. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека ( М. Горький)

3. Равнодушие — это наивысшая жестокость (Митчелл Уилсон, американский писатель XX века)

4. Равнодушие - самая страшная болезнь души ( А. Токвиль, фр. политический деятель XIX века)

М. М. Шемякина. В центре композиции изображены мальчик и девочка дошкольного возраста с завязанными глазами, а вокруг полукругом их обступают 13 фигур, символы пороков взрослых. Равнодушие возвышается над остальными фигурами и располагается в центре, занимая центральное место среди остальных пороков в композиции. Все плохое в мире, все зло происходит с молчаливого согласия равнодушных людей.

-К какому жанру относится повесть? (Фэнтези, т.к. в повести есть лесная фея Ника, которая говорит, что ее зовут Земляника, Черника, Костяника)

-Назовите главных героев произведения (15-летние Костя и Никандра)

-Дайте характеристику Косте, Никандре до знакомства друг с другом по плану:

2) Отношения в семье.

3) Интересы, увлечения.

Косте 15 лет. У него есть оба родителя, мама работает швеей.

Их небогатая семья живет в Москве, летом – на даче.

Костя - заботливый сын, любит своих родителей.

Мать работает швеёй, шьёт на заказ вещи. Отец появляется на даче только в выходные из-за работы

Друзья - Степа, Миша (Миха), Анька

Никандре 15 лет. Она инвалид (ребенок с ОВЗ) : с 6 лет не ходит, так как ноги парализованы.

Девушка из богатой семьи. Отец её - знаменитый художник.

Считает себя ненужным и нелюбимым членом семьи: отец с мачехой постоянно отправляют её в санатории, а этим летом отправили её на дачу с сиделкой Полиной.

Очень хочет жить "нормальной" жизнью обычного подростка.

Любит читать книги жанра фэнтези, играет на пианино и слушает классическую музыку..

Одинокая, озлобленная, обиженная на весь мир, упрямая.

Слайд 14 Послушаем композицию KostyaNika-Dozhd_pianino.mp3 и опишем состояние Ники, используя цитаты из текста. (Девочка одинока, ей плохо)

Костя, увидев передачу о Валентине Дикуле, начал заниматься с Никой физкультурой, вселил в нее надежду, что она выздоровеет. Жизнь Ники стала другой, интересной, она нашла друга.

Слайд 16 -Дайте характеристику Косте.

Слайд 17 -Какие герои повести равнодушны, жестоки?

Многие взрослые тоже не верили в искреннюю дружбу.

-И вообще, откуда взялся этот парень? Кто он такой? - поинтересовалась мачеха. - Просто мой друг. - Просто друзей не бывает. Если он ходит, значит, должна быть причина. - А может, он ходит из-за меня? Чтобы мне не было одиноко? - Святая наивность! Ты еще не сталкивалась с жизнью. Если люди что-то делают, то прежде всего для себя. - Вот и я говорю, с чего бы это здоровый парень сюда зачастил, если у него выгоды нет? - вставила Полина. .

Слайд 18 -Сформулируйте идею произведения

Итак, добро связано с чудом, а безразличие и жестокость с горем и со смертью.

Что наши беды! Рядом – инвалид,
Прикованный к постели ежечасно.
И тело, и душа его болит
Неутолимо, трудно и. безгласно.

А нам о чем тужить, коль руки есть,
И голова цела, и сердцу тесно ?
И жарких сил и замыслов не счесть,
И жить на свете просто интересно?

Все жалуемся, ищем тот жилет,
В который слезы выплакать не больно.
А у соседа солнца в окнах нет:
Он – слеп. И потому стонать – довольно!

Что наши бёды! Нам ли говорить
О том, что нелегко на этом свете?
Непросто – да, но только, так и жить,
Когда в лицо – земной упрямый ветер.

Слайд 22 Подводя итоги, хочется завершить урок следующими словами:

Добро дарите - чудо из чудес…
От всей души - легко и бескорыстно.
Пусть вырастает рукотворный лес
Добрейших слов и благородных мыслей.

Д/З 1) выучить стихотворение про доброту (не менее 3 строф), или

2) найти пословицы (афоризмы) про доброту (5) и равнодушие, жестокость (5), или

Читайте также: