Контрольное сочинение 10 класс по русскому языку

Обновлено: 16.05.2024

В ходе урока учащиеся совершенствуют умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения, развивают навыки монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, готовятся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением, что направлено формирование коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.

Цели:

  • Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.
  • Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, подготовка учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением.
  • Коммуникативная: формирование коммуникативной (языковой) компетенции учащихся.
  • Воспитательная: экологическое воспитание: внимательное отношение к природе, к окружающему миру.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: развитие речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

– Ребята, нам сегодня предстоит очень важная и сложная задача: мы будем учиться писать сочинение-рассуждение по прочитанному тексту в формате ЕГЭ. Несмотря на сложность задачи, это очень интересная и творческая работа.

– Прочитайте задание ЕГЭ часть С.

– В самом задании при внимательном прочтении можно увидеть структуру будущего сочинения, поэтому важно соблюдать все требования данного задания.

– Рассмотрим подробную структуру подобного сочинения, она у вас представлена в вертикальном виде (карточка-информатор №1, слайд 2),

Карточка-информатор №1: Структура сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

Структурный компонент текста Речевые клише
Проблема Возможен риторический вопрос…
В центре внимания автора проблема…
В тексте автор размышляет над проблемой…
Комментарий Не случайно писатель изображает…
Автор раскрывает проблему на примере случая из жизни…
Автор заставляет читателя задуматься…
Данная … проблема имеет многовековую историю… (актуальна, не нова, остро стоит в наши дни…)
Позиция автора Позиция автора такова…
Автор подводит читателя к выводу о том, что…
Автор осуждает/одобряет поступки героев… (Прямо это выражено или в иносказательной форме? В скрытой ироничной форме или же открыто высказывает своё отношение к происходящему?)
Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает нас в том, что…
Моя позиция – тезис Формальное согласие/несогласие с мнением автора + собственное утверждение: Я полностью согласен с мнением (позицией) автора, и я считаю, что каждый человек должен пересмотреть своё потребительское отношение к природе… (или: поступки героев – яркий показатель их нравственных качеств…)
Аргумент 1 (н-р, жизненный опыт) Действительно …
Подумайте сами…
Примеров подобного отношения людей к… множество.
Иллюстрация к аргументу 1 Например, …
В качестве примера расскажу…
Приведу следующий пример…
Правоту автора подтверждает…
Аргумент 2 (н-р, читательский опыт) Мою позицию (мнение) подтверждает и опыт художественной литературы.
Обсуждаемая проблема настолько важна в жизни человека, что многие писатели поднимали её в своих произведениях
Иллюстрация к аргументу 2 Например, …
Вспомним произведение…
Именно об этом писал…
Вывод-заключение Таким образом, только от нас самих зависит…
В заключении ещё раз хочется воскликнуть (спросить, напомнить):…
Возможна пословица или поговорка.

Важно помнить, что при написании сочинения-рассуждения нужно соблюдать:

  • последовательность изложения мыслей;
  • смысловую цельность и связность;
  • абзацное членение текста;
  • связки (логические мостики-переходы) между абзацами;
  • использование слов-заменителей, чтобы избежать повторов и скудности речи;
  • соответствие видовременных глагольных форм.

Во избежание фактических ошибок

Это скелет нашей творческой работы, на который мы будем нанизывать сформулированные мысли. Обратим внимание на типичные ошибки, допускаемые ребятами при таком виде работы, потому что предупреждён – значит вооружён. Также важно помнить, что нельзя отождествлять автора и рассказчика, хотя можно использовать хитрое выражение автор-рассказчик, а если речь в тексте идёт явно от лица автора, то лучше использовать информацию о нём, данной после текста.

– Прослушайте текст. (карточка-информатор №2, слайд 3)

(1) Выросла рябинка при дороге.

(2) Она выросла случайно, незаконно, пристроилась на обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.

(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6)Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатия.

(8) Шла мимо девочка.

(9) Увидела рябинку, поахала.

(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.

(12) И она была по-своему права.

(13) Ехал на машине усатый дядька.

(14) – Ух ты… (15) Прямо картинка… (16) Шикарно!

(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) Ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.

(19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.

(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.

(21) Под вечер шли туристы.

(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной!

(25) Мы народ организованный, должны подавать пример.

(26) Шёл в сумерках влюблённый.

(27) – Эх, какое дерево искорёжили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!

(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюблённый был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться.

(31) Всё равно последняя кисть, она уже дереву не поможет. (32) А Люсенька обрадуется.

(33) На другой день приехал хозяйственник.

(34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.

(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.

(38) И он был по-своему прав.

(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.

III. Работа по тесту. Обзор-анализ.

а) У каждого человека своя правда.

б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.

в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.

г) Надо беречь красоту.

– Теперь, когда мы определили основные положения этой притчи, попробуем сформулировать основную мысль и проблему текста, пользуйтесь карточкой – информатором №1: где представлена структура сочинения и параллельно ведите записи в тетрадях: защищена ли природная красота мира? От чего зависит сохранение окружающей красоты природы.

(слайд 5: Основная мысль: Красота в мире ничем незащищена. Добрая воля человека – уберечь, сохранить её или смять, надругаться над ней. Каждый человек должен видеть последствия своих поступков и осознавать за них ответственность.)

– Рябинка – это часть чего. Значит проблема….

(слайд 5: Притча поднимает экологическую проблему нравственного характера, отношения человека к окружающему миру, скрытого в поступках героев.)

– Какая наука занимается вопросами природы?

– С чем связана экологическая обстановка на планете?

– Как вы думаете, важно ли сберечь одну рябинку, ведь это не столь катастрофично для окружающих? Для всего мира?

– Прокомментируйте проблему, основываясь на выводах (слайд 7).

– Прокомментировать проблему – значит:

– показать степень понимания текста;

– умение видеть его важные аспекты;

– понять замысел автора;

– понять ход авторской мысли.

Говорим об актуальности проблемы: экологическая проблема нравственного характера

– что значит красота рябинки для окружающих;

– почему рябинка – это не только красота, но и жертва;

– как относиться к окружающей красоте природы.

– заставляет задуматься об ответственности за совершённые поступки;

– помогает убедиться в тесной взаимосвязи человека и природы…

– Определите, как автор относится к рябинке, как он её описывает? (предложения 1-3,7 – слайд 8) Как он её называет? Сколько времени и людей понадобилось, чтобы уничтожить красавицу рябинку?

– Позиция автора по отношению к деревцу явно прослеживается или она скрыта за подтекстом, за поступками героев?

– При помощи какого лексического средства выразительности достигается одушевлении деревца? (метафоры и олицетворения).

– А знаете ли вы, что олицетворяла собой рябинка в Древней Руси?

– Иносказательный смысл притчи и легенд помогает разграничить добро и зло. Учит нравственным нормам. Проблема чуткого отношения к окружающему миру природы, поднятая в притче, будет актуальна всегда, пока живо человечество.

– Ребята, сформулируйте свой комментарий-тезис к данной проблеме.

– Запишите свой комментарий, Поможет вам в этом памятка. Не забывайте, собственный комментарий не должен носить формальный характер.(слайд 9)

IV. Самостоятельная работа учащихся. Иллюстрирование комментария.

(слайд 10)

– Что может иллюстрировать аргумент?

  1. Бесспорные факты, истинные события.
  2. Общепринятые положения, принципы, нормы.
  3. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.
  4. Примеры из личной жизни или жизни окружающих.
  5. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов.
  6. Примеры из художественной литературы.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

– Ребята, необходимый рабочий материал для написания сочинения-рассуждения вы получили, а теперь расскажите, что полезного вы взяли из нашей совместной работы для себя при подготовке к ЕГЭ.

– Ребята, всё человеческое общество – неотъемлемая часть природы, а значит, если красива и полноценная природа – красивы, духовно полноценны и мы, люди! Помните это!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа №3 по русскому языку в 10 классе.

Сочинение по прочитанному тексту (по типу задания 27, ЕГЭ по русскому языку-2019).

Письмо тринадцатое. О ВОСПИТАННОСТИ

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему

мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте

чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите

смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение

к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие)

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Письмо тринадцатое

О ВОСПИТАННОСТИ

Получить хорошее воспитание можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя.

Надо только знать, что такое настоящая воспитанность.

Я убеждён, например, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.

Если мужчина на улице пропускает вперёд себя незнакомую женщину (даже в автобусе!) и даже открывает ей дверь, а дома не поможет усталой жене вымыть посуду, – он невоспитанный человек.

Если со знакомыми он вежлив, а с домашними раздражается по каждому поводу, – он невоспитанный человек.

Если он не считается с характером, психологией, привычками и желаниями своих близких, – он невоспитанный человек. Если уже во взрослом состоянии он как должное принимает помощь родителей и не замечает, что они сами уже нуждаются в помощи, – он невоспитанный человек.

Если он громко заводит радио и телевизор или просто громко разговаривает, когда кто-то дома готовит уроки или читает (пусть это будут даже его маленькие дети), – он невоспитанный человек и никогда не сделает воспитанными своих детей.

Если он любит трунить (шутить) над женой или детьми, не щадя их самолюбия, особенно при посторонних, то тут уже он (извините меня!) просто глуп.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшим и с младшим годами и по положению.

Читатель заметил, вероятно, что я обращаюсь главным образом к мужчине, к главе семьи. Это потому, что женщине действительно нужно уступать дорогу… не только в дверях.

Но умная женщина легко поймёт, что именно надо делать, чтобы, всегда и с признательностью принимая от мужчины данное ей природой право, как можно меньше заставлять мужчину уступать ей первенство. А это гораздо труднее! Поэтому-то природа позаботилась, чтобы женщины в массе своей (я не говорю об исключениях) были наделены большим чувством такта и большей природной вежливостью, чем мужчины…

Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее.

Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор.

Письмо Письмо девятнадцатое. КАК ГОВОРИТЬ?

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему

мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте

чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите

смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение

к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие)

и обоснуйте его.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),

не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или

полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было

комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Письмо девятнадцатое

КАК ГОВОРИТЬ?

А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык веще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Есть разного рода неряшливости в языке человека.

По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Дми́трий Серге́евич Лихачёв (1906-1999) — советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(1)Не знаю, кто из великих сказал, что более всего следует презирать слабость. (2)А может, никто этого не говорил, потому что истина эта слишком очевидна, чтобы её отливать в какой-то ажурный афоризм. (З)Ведь и в самом деле множество людей подличают, обманывают, ведут бесчестную игру вовсе не для того, чтобы добиться какой-то личной выгоды. (4)Нет, чаще всего подлецами нас делает слабость: вроде бы не хотел человек ничего плохого делать, даже напротив, хотел помочь, желал проявить своё благородство и бескорыстие, а не получилось, не хватило сил. (5)Вот и вышло, что он не помог, обманул, бросил, предал.

(6)Мне всё вспоминаются многочисленные сказания про рыцарей, которые спасали несчастных царевен от чудовищ. (7)В реальности чаще бывает по-другому. (8)Пообещает иной благородный рыцарь бедной девушке, что не даст её в обиду, а когда увидит огнедышащего дракона, когда услышит его хриплый рёв, вся книжная героика мигом вылетит из его трясущейся душонки — и только и видели вы этого горе-змееборца.

(9)Я спешил на лекции. (10)На остановке увидел худенькую девушку, которая несла большую хозяйственную сумку.

(11)— Девушка, вам помочь? — спросил я. (12)Девушка остановилась, чтобы перехватить сумку другой рукой, и сделала какое-то усталое движение головой, которое можно было принять и за нерешительный отказ, и за робкое согласие. (13)Без лишних слов я выхватил у неё сумку и, подбросив её, бодро спросил:

(15)- Седьмая Радиальная! (16)Там у меня бабушка живёт!

(17)С центральной улицы мы свернули в проулок, где начинался частный сектор. (18)Одноэтажные лачужки беспорядочно рассыпались какими-то замысловатыми концентрическими кругами, и попавшему сюда человеку выбраться было труднее, чем из Критского лабиринта. (19)Один дом располагался на Девятой Радиальной, а другой, рядом с ним, почему-то считался на Двенадцатой. (20)Прохожие, когда мы их спрашивали, посылали нас то в одну сторону, то в другую. (21)Кто-то качал головой, посмеиваясь над нелепостью нашей просьбы — найти нужный адрес в этом бесформенном нагромождении жилья. (22)Сумка между тем довольно ощутимо тянула книзу. (23)Я то и дело менял руки.

(24)— Девушка, там у вас кирпичи?

(25)— Нет, там картошка. (26)Я бабушке привезла из деревни.

(27)Господи, эти деревенские чудаки. (28)Картошку в сумке возить. (29)Она на рынке пять рублей стоит. (30)Меня постепенно стала раздражать её кукольная миловидность, её вздёрнутый носик и какая-то детская беззащитность. (31)Кто же это чадо в чужой город отправил, к тому же с сумкой размером с багажно-почтовый вагон?

(38)Когда мы оказались на какой-то Четырнадцатой Радиальной, я не выдержал:

(39)— Да что это за город идиотов?! (40)Кто эти улицы планировал? (41)В тайге скорее иголку найдёшь, чем здесь нужный адрес.

(42)Я поставил сумку и, уже не скрывая усталой злости, неприязненно посмотрел на девушку. (43)Она, как бы соглашаясь со мной, кивнула и потёрла лоб белой ладошкой.

(44)- Постой здесь! (45)Я спрошу у кого-нибудь! — сказал я и направился через дорогу к женщине, которая возилась с цветами в палисаднике. (46)Ничего не узнав от неё, я пошёл дальше. (47)Но во дворах никого не было, я пересёк улицу, потом ещё один проулок. (48)А потом пошёл в университет.

(49)Я сходил на лекции, посидел в библиотеке, только вечером вспомнил о забытой мною где-то в лабиринте домов девушке. (50)Мне вдруг почудилось, что она, прикованная к тяжёлой сумке, до сих пор стоит и с надеждой высматривает меня. (51)А может, она поняла, что я уже не вернусь, но, парализованная страхом, не может двинуться с места. (52)И всё-таки моя плачущая совесть ругала меня не за то, что я бросил девушку, а за то, что там, на остановке, не прошёл мимо неё, впутался в это непосильное для себя дело.

* Михаил Георгиевич Худяков (род. в 1936 г.) — современный публицист.

1. Проблема воспитанности.

2. Проблема ответственности человека за свои поступки

Позиция автора:

1. Не нужно кичиться своим благородством, теша себя мыслью о том, какой ты хороший и как правильно ты поступаешь. Воспитанный человек легко проверяется своими поступками и своим отношением к происходящему. Трудность, возникшая на пути рассказчика, выявила настоящие стороны его характера.

2. Человек должен быть ответственен за свои поступки. Ответственность необходимо в себе развивать. Ответственность не позволит тебе спасовать перед трудностями.

(1)Чаще всего человек ищет свою мечту, но бывает и так, что мечта находит человека. (2)Как болезнь, как вирус гриппа. (З)Вроде бы никогда Колька Велин не смотрел на небо, затаив дыхание, и голоса птиц, реявших в голубой вышине, не заставляли трепетать его сердце. (4)Он был самым обыкновенным учеником, в меру усидчивым и старательным, в школу ходил без особого задора, на уроках был тише воды, любил рыбачить.

(5)Всё переменилось мгновенно. (6)Он вдруг решил, что станет лётчиком.

(7)В глухой, далёкой деревне, где до ближайшей станции больше ста километров, где любая поездка становится целым путешествием, сама эта мысль казалась безумием. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые оканчивали водительские курсы и работали в селе шофёрами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. (10)А тут летать на самолёте! (11)На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! (13)Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности.

(14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков, и густой упругий воздух, чистый и холодный, как родниковая вода, наполнял его лёгкие.

(16)После выпускного вечера он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в лётное училище. (17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак. (21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (23)Кольке представилось, что сейчас его высадят и он окажется в беспредельной пустоте необитаемой планеты.

(24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. (25)К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. (26)Денег, потраченных на билеты, немного жаль, зато съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. (28)Камень, птица, мечта — всё возвращается назад.

* Сергей Викторович Мизеров (род. в 1958 г.) — российский писатель, публицист.

1. Не каждый человек может осуществить свою мечту.

2. Проблема зависимости человека от обстоятельств, условностей, для преодоления которых необходима решительность.

Позиция автора:

1. Каждый из нас строит свою жизнь самостоятельно. Нужно, чтобы мечта превратилась в цель, тогда реально будет её осуществить.

(1)В детстве я зачитывался книжками про индейцев и страстно мечтал жить где-нибудь в прериях, охотиться на бизонов, ночевать в шалаше. (2)Летом, когда я окончил девятый класс, моя мечта неожиданно сбылась: дядя предложил мне охранять пасеку на берегу тощей, но рыбной речушки Сисявы. (3)В качестве помощника он навязал своего десятилетнего сына Мишку, парня степенного, хозяйственного, но прожорливого, как галчонок.

(4)Два дня пролетели в один миг: мы ловили щук, обходили дозором наши владения, вооружившись луком и стрелами, без устали купались; в густой траве, где мы собирали ягоды, таились гадюки, и это придавало нашему собирательству остроту опасного приключения. (5)Вечерами в огромном котле я варил уху из пойманных щук, а Мишка, пыхтя от натуги, выхлебывал её огромной, как ковш экскаватора, ложкой.

(6)Но, как выяснилось, одно дело — читать про охотничью жизнь в книгах, и совсем другое — жить ею в реальности.

(7)Скука мало-помалу начинала томить меня, вначале она ныла несильно, как недолеченный зуб, потом боль стала нарастать и всё яростнее терзать мою душу. (8)Я страдал без книг, без телевизора, без друзей, уха опротивела мне, степь, утыканная оранжевыми камнями, похожими на клыки вымерших рептилий, вызывала тоску, и даже далёкое поле жёлтого подсолнечника мне казалось огромным кладбищем, которое завалили искусственными цветами.

(9)Однажды после обеда послышался гул машины. (10)Дядя так рано никогда не приезжал — мы решили, что это разбойники-грабители.

(20)— Это мой дед! (21)Раныпе он жил здесь. (22)На этом самом месте стояла деревня. (23)А потом все разъехались, ничего не осталось.

(24)Старик кивнул, а слёзы не переставая текли по его серым впалым щекам.

(25)Когда они уехали, я оглянулся по сторонам. (26)Наши тени — моя, высокая, и Мишкина, чуть меньше, — пересекали берег. (27)В стороне горел костёр, ветерок шевелил футболку, которая сушилась на верёвке. (28)Вдруг я ощутил всю силу времени, которое вот так раз — и слизнуло целую вселенную прошлого. (29)Неужели от нас останутся только эти смутные тени, которые бесследно растают в минувшем?! (30)Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили бельё. (31)Никакого знака былой жизни! (32)Ничего! (ЗЗ)Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей.

(34)Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной рухнула земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (35)Не может быть! (Зб)Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности?

(37)Вечером я варил уху. (38)Мишка подбрасывал дрова в костёр и лез своей циклопической ложкой в котелок — снимать пробу. (39)Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни. (40)Порою, когда пробегал ветер, мне даже слышны были чьи-то тихие голоса.

(41)Тогда я подумал: память. (42)Чуткая человеческая память. (43)Вот что человек может противопоставить глухой, холодной вечности. (44)И ещё я подумал о том, что обязательно всем расскажу о сегодняшней встрече. (45)Я обязан это рассказать, потому что минувшее посвятило меня в свою тайну, теперь мне нужно донести, как тлеющий уголёк, живое воспоминание о прошлом и не дать холодным ветрам вечности его погасить.

* Роман Сергеевич Савинов (род. в 1980 г.) — российский писатель, публицист.

1. Человек бессилен перед временем. Мы не задумываемся о быстротечности времени, не умеем ценить каждый миг жизни.

2. Проблема человеческой памяти. Без прошлого нет настоящего.

Позиция автора:

1. Жить надо, радуясь каждому мгновенью жизни. Надо, чтобы прожив жизнь, человек оставлял после себя добрый след, который не способно стереть время.

2. Противопоставить вечности может память. Память – это то, что связывает прошлое с настоящим и будущим.

(4)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (5)Мы привыкли, что мир — зелёный. (6)Льём на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щёлочи. (7)Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8)Подумаешь! (9)Сколько там травы? (10)Десять квадратных метров. (11)Не человека же засыпаем, траву. (12)Вырастет в другом месте.

(13)Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайку под окнами нашего деревенского дома. (14)Антифриз растёкся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15)Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее чёрное пятно. (16)Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом плешина снова затянулась травой.

(17)Под окном, конечно, заметно. (18)Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (19)Но ведь это под собственным окном! (20)Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь. (21)Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22)Жалко ли её? (23 )Подумаешь, высыпали шлак (железные обрезки, щебень), придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка! (24)Трава. (25)Трава она и есть трава. (26)Её много. (27)Она везде. (28)В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне. (29)Разве что вот в пустыне её поменьше. (30)Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31)Страшное, жуткое, безнадёжное зрелище!

(32)Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты он — единственный зелёный росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.

* Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997 гг.) — русский советский поэт и писатель, публицист.

1. Проблемы экологии. Человек бездумно относится к природе, уничтожает ее, тем самым рубит сук на котором сидит.

2. Проблема ответственности человека за происходящее на Земле.

1. Относитесь к природе как к своему дому, и природа отплатит вам добром.

2. Человечеству пора задуматься над тем, что он творит со своим домом, ведь он единственное разумное существо на Земле, поэтому ответственность за все происходящее лежит на нем.

(1)Рано утром впотьмах поднимался я и брёл к электричке, ехал в битком набитом вагоне. (2)Потом — слякотный перрон. (З)Городские зимние угрюмые сумерки. (4)Людской поток несёт тебя ко входу в метро. (5)Там давка: в дверях, у турникетов, у эскалаторов, в подземных переходах. (6)В жёлтом электрическом свете течёт и течёт молчаливая людская река.

(7)К вечеру наглядишься, наслушаешься, устанешь, еле бредёшь.

(8)Снова — метро, его подземелья. (9)Выберешься оттуда, вздохнёшь и спешишь к электричке, в её вечернюю толкотню, Бога моля, чтобы не отменили.

(10)Так и текла моя московская жизнь: за днём — день, за неделей — другая. (11)Затемно встанешь, затемно к дому прибьёшься. (12)Ничему не рад, даже зиме и снегу.

(13)Уже пошёл декабрь, спеша к новогодью.

(14)Однажды вечером мне повезло вдвойне: электричку не отменили и вагон оказался не больно набитым. (15)Уселся, газету развернул. (16)Хотя чего там вычитывать: убили, взорвали, ограбили. (17)Вечерний поезд, усталые люди. (18)3има, теснота, из тамбура дует, кто-то ворчит.

(23)— Подарки пора покупать, — сказала одна из них. (24)— А чего дарить? (25)И всё дорого.

(26)— Ты ещё подарки не приготовила?! — ужаснулась другая девчушка. (27)— Когда же ты успеешь?!

(29)— Ой, у меня почти всё готово. (30)Маме я ещё осенью, когда в Кимрах была, купила домашние тапочки на войлоке, старичок продавал. (31)Ручная работа, недорого. (32)У мамочки ноги болят. (33)А там — войлок. (34)Ой, как мама обрадуется! — голос её прозвенел такой радостью, словно ей самой подарили что-то очень хорошее.

(35)Я голову поднял, взглянул: обычная молоденькая девушка. (36)Лицо живое, милое, голосок, как колокольчик, звенит.

(37)— А папе. (38)У нас такой папа хороший, работящий. (39)И я ему подарю. (40)А дедушке. (41)А бабушке.

(42)Не только я и соседи, но, кажется, уже весь вагон слушал счастливую повесть девушки о новогодних подарках. (43)Наверное, у всех, как и у меня, отступило, забылось дневное, несладкое, а проснулось, нахлынуло иное, ведь и вправду Новый год близок.

(44)Я вышел из вагона с лёгким сердцем, торопиться не стал, пропуская спешащих. (45)Дорога славная: берёзы да сосны сторожат тропинку; не больно холодно, а на душе вовсе тепло. (46)Спасибо той девочке, которую унесла электричка. (47)А в помощь ей — малиновый чистый закат над чёрными елями, бормочущая во тьме речушка под гибким деревянным мостком, говор вдали, детский смех и, конечно, надежда. (48)Так что шагай, человече.

* Борис Петрович Екимов (род. в 1938 г.) — русский прозаик и публицист.

1. В суете мы забываем о радостях жизни, перестаем радоваться окружающей красоте мира, не замечаем красоты природы.

2. Мы не умеем делать подарки, зачастую покупаем подарки на скорую руку, не вкладывая в них ни души, ни сердца.

Позиция автора:

1. Надо радоваться жизни, не зацикливаться на каждодневных проблемах, и тогда мир вокруг из серого станет цветным, а жизнь яркой.

2. Чтобы порадовать кого-то подарком, нужно делать его искренне, с душой, тогда выбор подарка не будет в тягость, а напротив, доставит массу положительных эмоций.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическая цель: помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

-В ходе комплексного анализа текста В. Токаревой" Самый счастливый день" повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

- повторить о композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

-подготовить к самостоятельному написанию сочинения.

- развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логически последовательно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

-развитие речевой культуры и речевого творчества.

Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать культуру речи.

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Написание сочинения - рассуждения по прочитанному тексту.

( Подготовка к ЕГЭ)

Дидактическая цель: помочь учащимся ощутить радость успеха в проявлении своих знаний; воспитывать бережное и ответственное отношение к слову и к культуре речи.

Образовательные:

-В ходе комплексного анализа текста В. Токаревой" Самый счастливый день" повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения в формате ЕГЭ;

- повторить о композиции сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ

-подготовить к самостоятельному написанию сочинения.

- развивать коммуникативные навыки: умения учащихся логически последовательно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал; развивать познавательные и творческие возможности учащихся.

-развитие речевой культуры и речевого творчества.

Воспитывающие: формировать позитивное мировоззрение у будущих выпускников, вызывать интерес к художественному слову, к учебному предмету, воспитывать культуру речи.

Задачи урока :

Создание текста сочинения-рассуждения по рассказу В.Токаревой "Самый счастливый день".

Использование изобразительно-выразительных средств в собственной устной и письменной речи при создании сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ.

-Развитие умений выделять основные композиционные части сочинения .

- Развитие умения работать в группе и самостоятельно, выполнять самоконтроль и самооценку.

Воспитательные

воспитание чувства любви к родному языку средствами произведений художественной литературы и российского радио и телевидения, кинематографа.

Формирование универсальных учебных действий

Познавательные:

1. Осуществлять обработку и использование необходимой информации.

2. Уметь фиксировать свои наблюдения и мысли

Регулятивные:

Принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

1. Уметь формулировать собственное мнение, аргументировать его.

2. Уметь слушать, принимать чужую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Уметь пользоваться собранным материалом в письменной форме.

Методическое обеспечение:

-распечатанные задания для каждого ученика.

Формы организации учебной деятельности:

— Определите стиль и тип речи (художественный, повествование с элементами рассуждения-размышления).

— Определите круг проблем, поднятых в тексте.

1)О чем размышляет героиня рассказа? (О счастье.)

2) Как она понимает счастье?

3) Когда она была счастлива? Когда ей хорошо?

4) Почему она не может сразу же написать об этом?

5) Что ей мешает?

6)Какова главная мысль текста?

7) Можно ли согласиться с утверждением учительницы о том, что человек бывает по-настоящему счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу, или нужно полностью исключить такое отношение к счастью? (Счастье — жить естественно, оставаясь самим собой и принося пользу другим.)

— Одобряет ли автор жизненную позицию своей героини? А вы?

Давайте определим весь спектр проблем текста (честность, карьеризм, жизненные цели и ценности, язык, речь человека, умение преподнести себя в выгодном свете…).

2.Задание учащимся перед вторым прослушиванием текста.

— Сейчас я прочитаю текст еще раз, а вы выпишите ключевые слова. Какие это слова? (Те, которые имеют важное значение для передачи основной мысли текста, а кроме того, те, которые характеризуют авторскую манеру письма.)

— Круг проблем, поднятых в рассказе, важен и имеет первостепенное значение для формирования жизненной позиции человека. Но Виктория Токарева говорит о них не в назидательном тоне, что почти всегда вызывает резкое неприятие, особенно у молодых людей, а с иронией. Вам предстоит определить, при помощи каких средств достигается ироничность изложения. Проза Токаревой афористична. Даже в этом небольшом по объему тексте много афоризмов и крылатых фраз. Постарайтесь передать их без искажений. И еще! Обратите внимание на синтаксис! Какие предложения (простые или сложные, осложненные или короткие, неполные) использует автор?

3.Второе чтение текста учителем. Пересказ текста учащимися.

4.Работа над тестовыми заданиями.

5.Самостоятельная работа.

1. Проблемы, поднятые в тексте.

2. Позиция автора.

3. Стиль и тип речи текста. Ключевые слова.

4. Какое из указанных предложений связано с предыдущим с помощью синтаксического параллелизма?

5. Какое значение имеет слово интеллигенция в прочитанном тексте?

1) Люди умственного труда, получившие образование и обладающие специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.

2) Люди, покоряющие своей обаятельностью, очарованием.

3) Люди, тонко чувствующие внутренний мир другого человека, его мироощущение.

4) Люди, обладающие большой эрудицией.

6. В каком слове букв больше, чем звуков:

1) бывает, 2) счастлив, 3) случае, 4) людям.

7. Как образовано слово по-настоящему?

8. Какой частью речи является слово потом в предложении № 2? 9. В составе какого сложного предложения есть безличное?

10. Какая характеристика предложения № 2 является верной?

1) сложноподчиненное, 2) сложносочиненное, 3) простое, 4) сложное бессоюзное.

6.Проверка: взаимопроверка в парах, затем сверяемся с ответами

7.Написание сочинения-рассуждения.

— Повторим основную мысль, которую следует раскрыть в сочинении (тезис!). (Счастье — жить естественно, оставаясь самим собой и принося пользу другим.)

Формирование группы учащихся для выполнения заданий (по желанию).

— Кто будет вводить тезис? Вам дополнительное задание: написать и вывод.

— Кто использует первый аргумент? Откуда? (Из текста.)

— Второй аргумент. Откуда? (Примеры из собственного опыта и жизненных наблюдений.)

8.Самостоятельная работа..Подведение итогов самостоятельной работы.

9.Чтение учащимися своих мини-текстов.

10.Рефлексия. (Я научился. Я узнал. Я теперь могу. )

11..Итог урока.

4.Влодавская, Е.А. Русский язык ЕГЭ. Поурочное планирование. М. 2013.

5.Егораева, Г.Т. ЕГЭ Русский язык. Выполнение задания части 3(С). М. 2014.

Читайте также: