Къонахалла сочинение на чеченском

Обновлено: 05.07.2024

Нравственные нормы

Она перечислила основные моральные ориентиры чеченцев: гуманизм, благородство, справедливость, свобода, достоинство, учтивость, чувство долга и милосердие.

Несмотря на то, что свой неписаный свод этических норм чеченцы сложили задолго до принятия ислама, еще в глубокой древности, все же, в их кодексе отмечено некоторое влияние суфизма. Оно, в частности, выражается в явном предпочтении духовной и глубоко личной сути религии в противовес демонстративным формам ее внешнего проявления.

По мнению Т.Г. Айбы, важнейшим качеством къонаха является чистота помыслов, ведь достойный человек никогда не руководствуется стремлением к славе или к богатству, он не борется за восстановление справедливости, рассчитывая на вознаграждение.

Кто такой къонах

Итак, речь идет об идеале мужчины, который помимо физической силы, отваги и выносливости обладает еще и высокими морально-нравственными качествами.

Сын своего народа

Къонах превыше всего ставит интересы своего народа, и если потребуется, он должен отдать жизнь, защищая родную землю с оружием в руках. Еще одним поводом для достойной смерти является отстаивание чести, как личной или семейной, так и дружеской.

Къонах всегда предпочитает мирное разрешение конфликтов, сам не провоцирует столкновений, не нападает на безоружного или откровенно слабого человека, но при этом он не должен отказываться от поединка, даже если у противника есть какое-либо преимущество.

Къонах никогда не проявляет безрассудной храбрости, он остается спокойным в любой ситуации, неизменно отвечает за свои слова и поступки. Достойный мужчина милосерден к побежденным, он оказывает посильную помощь нуждающимся, заботится не только о людях, но и о животных.

Къонах всегда скромен и вежлив, как в быту, так и в общественной жизни. Он не чурается физической работы, никогда не демонстрирует свою религиозность, проявляет веротерпимость по отношению к представителям других конфессий.

Къонах никому не позволяет унижать или оскорблять женщин, он не допускает физических наказаний по отношению к младшим членам семьи. В случае разногласий достойный человек спокойно выслушивает все доводы оппонента и признает свою неправоту, если действительно ошибался.

Къонах может заниматься законным бизнесом, проявлять щедрость и гостеприимство. При этом излишняя расточительность, как и скупость, абсолютно неприемлема.

Къонах всю свою жизнь занимается познанием мира, изучает науки, постигает опыт мудрецов. Одновременно он развивается физически, совершенствует навыки владения оружием, чтобы достойно защищать свою родину.

Къонах свято соблюдает все традиции своего народа, чтит память предков. При этом он уважает законы и обычаи других этносов.

Къонах – это справедливый и благородный человек, который мужественно переносит физические страдания и все тяготы жизни. Смерть он тоже встречает с достоинством.

С кодексом по жизни

Именно в возвращении к истокам народной этики Л.М. Ильясов видит перспективу для будущего развития Чечни.

Современная молодежь

То есть, народные традиции и обычаи имеют большое значение для современных молодых чеченцев. Они руководствуются в своей жизни исконными ценностями, нравственными нормами и правилами древнего этического кодекса. Именно эти духовные ориентиры и сегодня формируют самосознание чеченцев.

+

5 Смотреть ответы Добавь ответ +10 баллов


Ответы 5

Ответ

+

ненан мотт-нохчийн мотт! х1ун хир ду дуьненахь хьол мерза, деза? дуьненах уггаре баккхийчу тамашех цхьаъ мотт бу. кхидолчу дийнатех къасточу билгалонех коьртаниг а мотт бу. ма-дарра аьлча, дийриг а мотт бу.

вай нохчий ду. веза-воккхачу далла кхоьллина вай нохчий: цо делла вайна нохчийн сибат; цо делла вайна нохчийн г1иллакхаш, ламасташ; цо белла вайна нохчийн мотт! со йинчу, х1ара дерриг а дуьне вайна совг1атанна деллачу, вайн цхьаъ бен йоцчу, кхин хилла йишйоцчу сан ненан мотт-х1ун хир ду цул деза, цул сийлахь,цул хьоме? ! нохчийн мотт –вайн къоман аз ду, вайн къоман илли ду, вайн къомон назма ю. ненан матто вай 1амадо даймохк беза. цо 1амадо вайна дуьненан а, а хазалла йовза.

Ответ

+

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хилар

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хиларкхиндолу чохь садолу х1уманца оьзда хилар

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хиларкхиндолу чохь садолу х1уманца оьзда хилардала мел кхоьллина чохь садоцу х1уманца оьзда хилар

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хиларкхиндолу чохь садолу х1уманца оьзда хилардала мел кхоьллина чохь садоцу х1уманца оьзда хиларша кхоьллинчу Делица оьзда хилар

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хиларкхиндолу чохь садолу х1уманца оьзда хилардала мел кхоьллина чохь садоцу х1уманца оьзда хиларша кхоьллинчу Делица оьзда хиларша шен дег1аца оьзда хилар.

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хиларкхиндолу чохь садолу х1уманца оьзда хилардала мел кхоьллина чохь садоцу х1уманца оьзда хиларша кхоьллинчу Делица оьзда хиларша шен дег1аца оьзда хилар.Собаре, къинхетаме, хьанал кхуьу оьзда стаг.

Оьздангалла и адмийн коьрта г1иллакхех цхьаъ ду.Озда стаг, ша цхьанне а гуш ца хилча а хуьла оьзда.Оьздангалла пхеа декъе декъа мегар ду:адмашца оьзда хиларкхиндолу чохь садолу х1уманца оьзда хилардала мел кхоьллина чохь садоцу х1уманца оьзда хиларша кхоьллинчу Делица оьзда хиларша шен дег1аца оьзда хилар.Собаре, къинхетаме, хьанал кхуьу оьзда стаг.Нахана а, Далла а, шан шена а гуш долу оьзданггали васт - цхьаъ хуьла оьздачу стеган.

Муха хила веза бокъ волу нохчи

Муха хила веза бокъ волу нохчиНенаца йоккха доьзалхочо жималлехь дукхайолу хан. Доккха дакха лоцу нохчийн сийлахьчу нанас доьзаллехь бакъболу нохчийн к1ентий кхиош.

Муха хила веза бокъ волу нохчиНенаца йоккха доьзалхочо жималлехь дукхайолу хан. Доккха дакха лоцу нохчийн сийлахьчу нанас доьзаллехь бакъболу нохчийн к1ентий кхиош.Воккхачуьнца г1иллакхе волуш, жимачуьнца собаре солуш хуьла нохчи к1ант.

Муха хила веза бокъ волу нохчиНенаца йоккха доьзалхочо жималлехь дукхайолу хан. Доккха дакха лоцу нохчийн сийлахьчу нанас доьзаллехь бакъболу нохчийн к1ентий кхиош.Воккхачуьнца г1иллакхе волуш, жимачуьнца собаре солуш хуьла нохчи к1ант.Г1онна мохь баьлча сихало накъост хила бакъволу нохчийн к1ант. Диканехь-г1онехь а цхьатерра дакъа лоцу нохчийн к1анта.

Муха хила веза бокъ волу нохчиНенаца йоккха доьзалхочо жималлехь дукхайолу хан. Доккха дакха лоцу нохчийн сийлахьчу нанас доьзаллехь бакъболу нохчийн к1ентий кхиош.Воккхачуьнца г1иллакхе волуш, жимачуьнца собаре солуш хуьла нохчи к1ант.Г1онна мохь баьлча сихало накъост хила бакъволу нохчийн к1ант. Диканехь-г1онехь а цхьатерра дакъа лоцу нохчийн к1анта.Массо а цу х1уманна ши да ву – иман а, кхетам

Дош лардо шеен нохчийн к1анта. Юачуьнца оьзда хуьла и.ШЕн къоман а, шеен махка а 1у ву и. Хьаналчу балхахь къа хьегарца садоккху цуо мехка дахар.


Къонах доттаг1чуна тешаме а, цунна г1о деш а хила веза.

Къонахчо шен доттаг1 зенах - зуламах ларвархьама шен СА а, я дег1 а кхоор

– это мера отношения къонаха к врагу.

На войне къонах должен соблюдать

меру дозволенного по отношению к врагу, не давать воли чувству гнева и

Къонахчо мостаг1чунна а харцо йийр

яц, тешнабехк а бийр бац.

Т1амехь къонахчо лардан деза мостаг1чуьннца

ницкъан барамал т1ех дерг.

Шен оьздангаллица, дераллица къизалла яр

къонахчун амалца дог1уш дац.

не должен применять оружие против безоружного врага.

врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы это для

Къонахчун герз тоха бакъо яц

карахь герз доцчу мостаг1чунна.

Яккхий чевнаш хиллачу мостаг1чунна г1о

декхарийлахь ву къонах, муьлххачу а стагана санна.

проявляет по отношению к побежденному врагу благородство и милосердие

Он предпочитает вражду с благородным врагом дружбе с ненадежным другом,

так поступали наши предки.

мостаг1чуьннца къинхетаме а, г1иллакхе а хила веза къонах.

доттаг1чуьнца гергарло лелочул, тешам болчу нахаца мостаг1алла тасадалар

г1олехь лерина вайн дайша.

повозможности избегает поединка с более слабым противником, так как

любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя.

Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность

выбрать оружие, и быть снисходительным к нему.

шел г1аддайначунна лата дуьхьал х1оттарх ларвала веза.

иза цо эшийча, цунна т1ехь цо толам баьккхийча, къонахчун сий лакхадер

дац, мелхо а толам эхье боьрзур бу.

Нагахь санна дуьхь - дуьхьал х1оьттина

латар т1едожахь, къонахчо шен дуьхьал х1оьттинчуьнга герз шегга

не должен уклоняться от боя с сильным противником.

предпочитает мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа,

его чести и личному достоинству.

дьхьал х1оьттинарг, шегахьчул т1ех ницкъ болуш велахь, юхавала мегард

Къонахчо т1амал машар г1олехь лерина, нагахь санна шен

къомана, халкъана эшам болуш, къоман сий дойуш и машар бацахь.


На пол страницы.

Это очень срочно.


Помогите составить сочинение на татарском языке про любимый рассказ?

Помогите составить сочинение на татарском языке про любимый рассказ.


Подготовь рассказ о речной или озёрной рыбе или напишите сочинение о летней рыбалке?

Подготовь рассказ о речной или озёрной рыбе или напишите сочинение о летней рыбалке.


Помогите составить рассказ / сочинение о себе?

Помогите составить рассказ / сочинение о себе.

Кубановедение 3 - ий класс.

Тема : моя родословная.


Сочинение к рассказу Лешка Верёвочкин?

Сочинение к рассказу Лешка Верёвочкин.


Картинная галерея рассказ по картинке суворов рассказ ПЛИЗ?

Картинная галерея рассказ по картинке суворов рассказ ПЛИЗ!


Сочинение на тему "рассказ о себе"(на немецком языке)?

Сочинение на тему "рассказ о себе"

(на немецком языке).


Сочинение - рассказ "хороший поступок" срочноурок оркэс 4 класс?

Сочинение - рассказ "хороший поступок" срочно

урок оркэс 4 класс.


Сочинение как я понимаю благородство на основе рассказа ночью В?

Сочинение как я понимаю благородство на основе рассказа ночью В.


Сочинение "рассказ о себе" 6 кл?

Сочинение "рассказ о себе" 6 кл.

Вопрос Сочинение по рассказу къонахалла?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Другие предметы и соответствует программе для 5 - 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.


Купи бумагу А3 начерти свою школу с верху допустим 1й этаж и 2й кабинеты + коридоры потом пряч в каждом кабенете призы не большие но при одном условии когда они выполнят задания и в выбери кабенет в котором будет главный приз но с очень сложным задан..


Ну вобще лолли это жаргон японцев, говорящий о несовершеннолетних девочках. Еще в Японии это термин используют как влечение к малолетним девочкам то есть лоликон так что незнаю что может это значить когда мальчик говорит такое девочке, скорее всего ..



Античность не случайно называют колыбелью европейской цивилизации. В те давние времена были заложены основные направления философской мысли, создана наука как отдельная сфера культуры, совершены открытия мирового значения в области архитектуры и ску..


Спортивный комплекс "Спартанец" - открой в себе силу спартанца).


Герда побывала у старухи колдуньи . Она вспомнила как играла с Каем возле кустом красных роз и это ей помогло вспомнить Кая. Потом она пошла в царство принц и принцесса дали ей карету из золота . Когда они ехали на карете на них напали разбойники ..


Йога, кардионагрузки, бег, прыгалка, ходьба.


Сам такой)Боюсь говорить в лицо, что - то такое. Прям так и тянет держать вниз глазами. Наверное так.


Нравственная культура рождается в глубине тысячелетий, расцветает вместе с этносом, создавшим ее, и умирает только вместе с ним. Гибнут могущественные империи, исчезают бесследно цветущие города, разрушаются неприступные каменные крепости, превращаются в прах металлические орудия. И только нравственная культура народа живет в веках, пока жив хотя бы один человек, несущий ее в своей крови или помнящий о ней. Ее невозможно уничтожить силой оружия, ее нельзя запретить волевым решением. Она живет в сердце народа, она хрупка и бессмертна как его душа.

Чеченское общество сегодня ищет выход из нравственного тупика. И обращение к духовному и нравственному наследию наших предков будет способствовать успешному завершению этого поиска, будет способствовать духовному и нравственному возрождению чеченского народа.

Леча ИЛЬЯСОВ

КЪОНАХАЛЛА
= 1 =
Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу и Отечеству.

Интересы народа и Отечества для него всегда выше личных интересов.
= 2 =
Къонах присягает и служит только Отечеству. Ради Отечества он готов пожертвовать жизнью, но никогда, ни при каких обстоятельствах, къонах не поступается личным достоинством и честью.
= 3 =
Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия врага.

Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительнее для къонаха,

чем жизнь в бесчестии и позоре.
= 4 =
Созидательный труд во благо Отечества является таким же долгом къонаха, как и защита своей страны.
= 5 =
В любых обстоятельствах къонах должен проявлять уважение к Отечеству и выбору своего народа.

Он должен уметь подчинять свои личные пристрастия и предпочтения этому выбору, даже если при этом ему придется поступиться своими убеждениями.
= 6 =
Къонах должен помнить о том, что для него Отечество, личное достоинство и честь дороже жизни. Но когда он вынужден выбирать между интересами Отечества и своей честью, къонах покидает Отечество.
= 7 =
В служении Отечеству къонах не ждёт благодарности за свои деяния.

Для къонаха нет выше награды, чем благодарная память народа.
= 8 =
Разум управляет поступками и чувствами къонаха, а сердце помогает ему избежать крайностей.

Основа отношения къонаха к миру — человечность. Все, что находится за её пределами, недостойно къонаха.
= 9 =
Сущность человечности — в мудрости и гуманном отношении к миру и людям, милосердии и сострадании. Гуманность и милосердие къонаха проявляются не только в сострадании к людям, но и в защите и помощи. Къонах должен быть милосердным прежде всего к слабым и беззащитным.
= 10 =
Справедливость — истинная мера в отношениях къонаха с людьми.

Он всегда справедлив к другим так же, как и к себе.

В общении с людьми къонах предельно вежлив, сдержан и скромен.
= 12 =
Главным богатством къонаха является его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести снова, однажды утратив. Но утраченная честь обретается вновь лишь через достойную смерть.
= 13 =
Духовная чистота — это зеркало, в котором отражаются внутренняя сущность къонаха и его деяния.

И в наказании, и в поощрении он должен быть ровным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи.
= 28 =
Къонах должен быть скромным в жизни, в быту, в общественных делах. Ум, мужество, деяния къонаха должны оценить, прежде всего, окружающие. Но даже субъективность этой оценки не дает ему повода восхвалять самого себя.
= 29 =
Честь и достоинство женщины для къонаха неприкосновенны.

Къонах никогда не позволит в своем присутствии обидеть женщину.
= 30 =
Жизнь женщины для къонаха неприкосновенна вдвойне. Къонах ни при каких обстоятельствах не поднимет на нее оружия, даже в виде угрозы.
= 31 =
Къонах никогда не причинит боли и страдания детям. Нет такой цели, во имя которой къонах мог бы пожертвовать их жизнью и здоровьем.
= 32 =
Закон гостеприимства для къонаха священен. Къонах, не сумевший защитить своего гостя, обречен на позор и презрение. Поэтому жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни. Но он не несет ответственности за гостя, совершившего преступление.
= 33 =
В чужой стране къонах должен не только соблюдать ее законы, но и уважать обычаи и традиции, и следовать им в той мере, в какой это не задевает егонационального достоинства и конфессиональных убеждений. Ведь по нему судят и о нации, которую он представляет.
= 34 =
Благородство къонаха проявляется в культуре его поведения.

Никакие обстоятельства не могут заставить къонаха нарушить этикет.
= 35 =
Дружба для къонаха священна. Ради дружбы къонах готов на любые жертвы. Настоящего друга он любит как брата, уважает как отца и почитает как дорогого гостя. Защищая своего друга, къонах не щадит своей жизни. Он в равной степени познается и в дружбе, и во вражде.
= 36 =
Великодушие — это мера отношения къонаха к врагу. На войне къонах должен соблюдать меру дозволенного по отношению к врагу, не давать воли чувству гнева и озлобления.
= 37 =
Къонах проявляет по отношению к побежденному врагу благородство и милосердие.

Он предпочитает благородного врага ненадежному другу.
= 38 =
Къонах не должен применять оружие против безоружного врага. Тяжело раненому врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.
= 39 =
Къонах по возможности избегает поединка с более слабым противником, так как любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и быть снисходительным к нему.
= 40 =
Къонах не должен уклоняться от боя с сильным противником. Но он всегда предпочитает мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному достоинству.
= 41 =
Къонах обязан бережно хранить лучшие традиции своей фамилии, помнить своих предков, уважительно относиться к своему прошлому и к истории своего народа.
= 42 =
Къонах в течение всей жизни должен заниматься совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы служить своему народу с максимальной пользой.
= 43 =
Къонах отвечает за свои слова и поступки. Он выполняет данное слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает клятвы.
= 44 =
Здоровое честолюбие может быть присуще къонаху, но зависть к чужой славе или богатству — недостойна его. Там где зависть, не может быть человечности, искренности и милосердия.)
= 45 =
Чувство соперничества может помочь къонаху быстрее достичь цели, но оно неуместно по отношению к другу или брату. При этом соперничество во имя Отчизны благородно, во имя личной славы — недостойно.
= 46 =
Къонах должен избегать лжи и клеветы, как и людей, от которых она исходит. Он никогда не говорит о людях того, чего бы ни сказал в их присутствии. О мертвых или попавших в беду къонах говорит хорошо, или не говорит ничего.
= 47 =
Правдивость и искренность къонаха истекают из мужества. Но нет ничего более недостойного для него, чем лицемерие. Оно возникает из подлости и трусости и почти всегда порождает предательство.
= 48 =
Учтивость и почтительность не должны переходить в заискивание и низкопоклонство перед богатыми и влиятельными людьми. Особую почтительность къонах должен проявлять только по отношению к женщинам и старшим. При этом почтительное отношение к старшим — проявление воспитанности, к женщинам — проявление мужественности, к младшим — благородства.
= 49 =
Ни при каких обстоятельствах къонах не посягает на чужую собственность.
= 50 =
Къонаху не противопоказано накопление богатства.

Накопленное праведным путем богатство настоящего къонаха может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и Отечества.

Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие качества любого человека, так же, как и чрезмерная расточительность — разорить самого богатого.

Щедрость же приумножает не только славу къонаха, но и его благосостояние.
= 51 =
Къонах должен мужественно переносить все тяготы жизни, выпавшие на его долю, в том числе — и физические страдания.
= 52 =
Къонах с уважением относится к своему оружию, чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не применяет его ради наживы или неправедного дела.
= 53 =
Къонах бережно, с состраданием относится ко всему живому. Никогда без необходимости не срубит дерева, не сломает травинку, не причинит вреда ни одному живому существу.
= 54 =
Къонах всегда готов к смерти, ибо нет ничего вечного в этом мире. Но къонах не должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу, так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.
= 55 =
Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь.

Читайте также: