Этапы подготовки к сочинению в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

В зависимости от типа и задач сочинения, устного или письменного, характер подготовительной работы меняется, но есть и общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Подготовку организует учитель, включает в нее учащихся, добиваясь их максимальной активности и познавательной самостоятельности. Подготовка — это, во-первых, создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-либо; во-вторых, накопление достаточного полноценного материала для сочинения; в-третьих,, выбор языковых средств к данной теме, в соответствии с замыслом ее раскрытия.

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках, не только русского языка. Период работы над устным и письменным сочинением довольно отчетливо делится на три этапа:

а) накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной и иной литературы;

б) отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т. п.;

в) словесное, речевое оформление сочинения, т. е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Первый и второй этапы обычно выходят за рамки специального урока письма сочинения или рассказывания. Так, накопление материала для сочинения по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться неделю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговременно составляется план. Следовательно, урок, на котором пишется текст сочинения или рассказываются устные сочинения, в большинстве случаев должен рассматриваться как своего рода подведение итога работы, проведенной ранее. Обобщающая роль урока сочинения повышается по мере овладения умениями в области связной речи.

Работа по развитию творческих способностей на уроках русского языка многогранна. Одно из её направлений – написание сочинений разных видов.

Обучение сочинению – это актуальный вопрос современности. Посредством сочинений, учителю легче окунуться во внутренний мир ребёнка, познать его.

Вопрос обучения сочинению затрагивает философскую тему воспитания маленького человека, будущего члена общества, личности.

Сочинение – это первые попытки ребёнка выразить окружающий его мир во внутреннем своём отображении, высказывать своё отношение к каким-то проблемам. Сочинение заставляет ученика упорядочить свои мысли в соответствии с требованиями времени, учит красиво высказываться, кроме этого обогащает язык и учит грамотности.

Согласно программе по развитию речи, во всех классах даются сочинения типа рассказа, но во втором классе в сочинения вводятся элементы описания, а в третьем-четвёртом – элементы рассуждения.

Методика работы над сочинением

За год обучения в первом классе мои ученики приобрели первоначальный опыт связного изложения собственных мыслей, т.е. опыт работы над сочинением.

Письменным сочинениям в 1-м классе предшествуют различные обучающие устные упражнения: составление предложений, объединённых темой, восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок, устные ответы на вопросы, объединённые темой, составление предложений по сюжетным картинкам, устные рассказы по прочитанному.

Выполняя эти упражнения, учащиеся под руководством учителя учатся излагать мысли в определённом порядке, последовательно. Подготовительная работа к сочинению начинается уже в букварный период и продолжается на протяжении всего года.

Сочинения первоклассников – это коллективно составленные рассказы об играх, забавах, работе, и, работая над ними дети учатся осмысливать свою деятельность. При подборе тематики сочинений я исхожу из интересов учащихся и продумываю последовательность работы:

Сочинения во втором классе – это уже небольшие сюжетные рассказы, в которые вводятся элементы описания.

Из опыта работы могу сказать, что моим ученикам нравится писать такие сочинения, т.е. когда красиво, образно, эмоционально, художественно описывается какой-то предмет или явление природы.

Сочинение-описание способствует развитию точности в выборе слов, словосочетаний, предложений, чёткому выражению мыслей.

Ученики же, давая художественное описание предмета, учатся наблюдать, выделять его основные признаки, выделять по этим признакам предмет среди других предметов.

Первым по времени и по значению шагом в работе над сочинением является выбор темы.

Прежде всего – это чёткая, прозрачная формулировка темы. Следует решительно отказаться от неконкретных, расплывчатых тем, например: “Осень”, “Зима” и т.д., чтобы не ставить детей перед неосуществимой задачей – объять необъятное.

Конкретность темы – залог правильного её раскрытия в сочинении. Например, не “Весна”, а “Первый весенний цветок”. Не “Осень”, а “Краски осеннего леса”. Не “Зима”, а “Первый снег” или “Зимний лес”.

Я учу детей вглядываться в природу, провожу последовательные наблюдения (первый снег; самый холодный день зимы; зима отступает), многие ребята делают записи в индивидуальных дневниках, своеобразные “заготовки” будущего сочинения. Учу умению слышать как хрустит снег под ногами, какого редкого голубовато-фиолетового цвета бывают тени на снегу ранней весной, как меняется запах воздуха и т.д.

В качестве дополнения к наблюдениям я использую репродукции картин художников: “Первый снег” В.Д. Поленова, “Зимний пейзаж” И.Э. Грабаря, “Золотая осень” И. Левитана, “Опавшие листья” М. Остроухова. Предлагаю прослушать отрывки из альбома П.И. Чайковского “Времена года”, мелодии Грига, Г. Свиридова.

Я учу детей вдумываться в каждое слово темы, предваряя сочинение выяснением, все ли дети осмыслили до конца тему. Помогаю детям отобрать и привести в систему материал, осмыслить его в свете сочинения, систематизировать. Ведущую роль отвожу подготовительной беседе. Вместо беседы иногда использую свободное устное рассказывание по теме с последующим обсуждением.

Все сочинения в начальных классах как устные, так и письменные составляются по плану. От готовых планов в первый год обучения дети подводятся к коллективному составлению плана сочинения, а затем и к самостоятельной работе над ним. Что является важной целью в обучении выражения своих мыслей в разных видах сочинений.

Но бывает, что план, предложенный мной или даже составленный коллективно, иногда не становится костяком будущего сочинения. Мысль юного автора идёт по своему логическому руслу, а план – по другому.

Нередко дети задают вопрос:

- А можно без плана?

В этом вопросе учитель порой видит недобросовестность ребёнка, предполагая, что он хочет выполнить работу кое-как. А ведь за этим часто стоит естественная потребность ученика мыслить самостоятельно, любимое всеми детьми: “Я сам!”

Сочинения в начальной школе носят обучающий характер. Но, обучая детей, как писать и что писать, руководя их действиями, в определённой последовательности направляя детскую мысль, я стараюсь ни в коем случае не заглушить и не подавить инициативу, фантазию, творческую мысль ребёнка.

Думаю, что учить детей умению составлять план можно не только в связи с подготовкой к письменной работе, но и на прогулке, экскурсии, при подготовке праздника, классного часа, при обсуждении текущих дел и т.д. И тогда у ребёнка вырабатывается не только умение, но и потребность в определении очерёдности выполнения дел или последовательности в изложении материала. Очевидна при этом руководящая, направляющая роль учителя: он ставит задачу, может быть, подсказывает основные направления, подтверждает правильность определения главного и второстепенного, но составлять план большинство детей к четвёртому классу должны самостоятельно.

Считаю, что несамостоятельность в творческой работе весьма опасна. Она способствует духовному обеднению человека, приучает действовать по трафарету, мешает раскрыть творческую и личную индивидуальность.

Там, где учитель заботливо формирует детскую речь, поощряет самостоятельность в словесном рисовании и письменных работах, упражняет детей в подборе точного образного слова, там не встретишь, как это нередко бывает, сочинения, похожие друг на друга, там звучит удивительное, в своей неожиданности, живое детское слово:

Весеннее солнышко слизывает последний снег, словно мороженое.

На заснеженных ветках берёзы зажглись красные огоньки. Это снегири – птицы зимы.

В лесу волк ходит-бродит, а заяц волка за нос водит. Медведь улёгся в спячку и лапу вкусную сосёт.

Работа над сочинениями во втором классе предусматривает обогащение словаря учащихся, т.е. усвоение новых слов, углубление понимания уже известных слов, различие между синонимами, подбор антонимов, многозначность слов, фразеологизмы, усвоение сочетаемости слова с другими словами, уместность их употребления, культура речи (ударение, произношение). Учу детей работать с орфографическим и толковым словарями.

Из опыта работы знаю, что когда дети пишут творческие работы, они часто употребляют в них различные виды сложных предложений и, естественно, допускают многочисленные ошибки. Тогда учителя советуют использовать маленькие, простые предложения. В результате задерживают естественное речевое развитие детей.

Чтобы избежать этого, я тренирую ребят в составлении словосочетаний, в распространении нераспространённых предложений, в конструировании различных вариантов предложений, в том числе и сложных; употреблении вводных слов, прямой речи, диалога.

Реализовать эту задачу невозможно и без формирования пунктуационной зоркости учащихся. На своём опыте я убедилась, что начинать обучение пунктуации можно уже в первом классе. Малышей, овладевающих письменной речью, я учу видеть знаки препинания, отличать их от букв, понимать в общих чертах их назначение.

На каждом уроке русского языка и литературного чтения я обращаю внимание детей на “работу” и “интонацию” того или иного знака препинания, опираясь, прежде всего, на смысловой и интонационный принципы русской пунктуации, реже – на грамматический, т.к. пока дети не владеют элементарными знаниями по грамматике.

В ходе выполнения сочинения, я обязательно оказываю индивидуальную помощь, особенно слабым ученикам. Просматриваю написанное, обращаю внимание детей на слова, в которых допущены ошибки, предлагаю вспомнить правило или обратиться к словарю, приучаю обращаться с вопросами при затруднении. После проверки работ отвожу несколько минут очередного урока на их анализ. Даю общую оценку выполнения работу классом в целом, зачитываю лучшие работы, после чего разбираются типичные ошибки в написании слов, в построении предложений и всего текста. Ребятам, допустившим ошибки, даю индивидуальные задания. Считаю, что самая эффективная работа над речевыми ошибками – привлечение самих детей к исправлению ошибок и неточностей в детской речи, а также к редактированию своих работ.

Обладая в этом возрасте неудержимой фантазией, мои ученики очень любят писать сочинения, например, от имени осеннего дождя или зимнего ветра, рассказывать о путешествии дождевой капельки или снежинки. Давая домашние задания по литературному чтению, я предлагаю детям не просто пересказать текст, а взглянуть на описанные в произведении события глазами какого-либо героя, изменить сюжетную линию или придумать другой финал. Всё это способствует развитию творческой мысли, устной и письменной речи.

Ребята моего класса активно принимают участие в конкурсах сочинений. То что детям интересно писать сочинения, говорит и то, как они стремятся их оформить: сопровождают рисунками, используют компьютер.

В третьем-четвёртом классах к работе над сочинением предъявляются более высокие требования. В сочинения вводятся элементы рассуждения, анализа.

Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, т.к. основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях и событиях, на умении делать выводы из наблюдений, доказывать выдвинутые предположения.

Такие виды сочинений мои ученики будут учиться писать в последующие два года обучения.

Первые школьные сочинения должны отражать детское видение мира, его личные впечатления и, пусть крохотный, но свой жизненный опыт, а не быть сухим перечнем признаков времён года, набором общих фраз и штампов.

Учителю начальной школы приходится решать одну из основных и трудных задач – научить школьника писать сочинения содержательные и логичные, самобытные и эмоциональные, образные и грамотные.

Нам, учителям начальной школы, отвечать за то, чтобы язык ребёнка, этот неиссякаемый, как жизнь, родник, с каждым годом становился всё более полноводным.


Дорогие друзья! Сочинение – это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой. Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения. В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами. Не забывайте, что сочинение – это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для бездумного, механического переписывания их в свои тетради. Наши сочинения – это возможные варианты раскрытия определённых тем, которые, надеемся, помогут вам при создании самостоятельных текстов. Желаем успехов!

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 115 сочинений с подготовительными материалами для младших школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.

Дорогие друзья!

Сочинение — это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой.

Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения.

В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами.

Не забывайте, что сочинение — это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для бездумного, механического переписывания их в свои тетради. Наши сочинения — это возможные варианты раскрытия определённых тем, которые, надеемся, помогут вам при создании самостоятельных текстов.

Желаем успехов!

Как писать сочинение

Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением

В начальной школе сочинению уделяется большое внимание. С одной стороны, писать сочинение — увлекательное занятие, с другой — работа над сочинением требует определённых навыков и умений, которые вырабатываются постепенно.

Итак, готовясь к сочинению, вы приобретаете следующие умения:

— накапливать материал, наблюдать, выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме;

— осмысливать факты, описывать, передавать свои чувства и впечатления;

— располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его при написании связного текста;

— отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка;

— выстраивать связный текст.

Рекомендуемый порядок работы над сочинением

1. Обдумайте тему сочинения.

2. Определите главную мысль, которую вы будете развивать и доказывать.

3. Составьте план сочинения.

4. Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.

5. Определите тип речи, который вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение).

6. Работая над черновиком сочинения, следуйте намеченному плану.

7. Окончив работу в черновике, перечитайте сочинение.

8. Перепишите работу набело и ещё раз проверьте, нет ли описок или пропусков букв, все ли знаки препинания поставлены правильно.

Сочинение — работа творческая, и поэтому важно, чтобы она была выполнена с интересом. А подлинный интерес возможен только при хорошем знании темы.

Для глубокого раскрытия темы очень важен отбор фактов. Чем лучше вы знаете то, о чём пишете, тем оригинальнее и самостоятельнее будет ваша работа.

Эпиграф — краткое изречение, отражающее основную мысль текста.

В качестве эпиграфа можно использовать цитаты из художественных произведений, а также пословицы, поговорки, крылатые выражения и афоризмы.

Эпиграф приводится без кавычек, ссылка на источник даётся без скобок. После фамилии автора слов, приводящихся в качестве эпиграфа, точка не ставится. Помещается эпиграф после названия сочинения, перед планом, в правом углу.

Несмотря на то что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы или даже после её завершения. Назначение эпиграфа — украсить текст, глубже раскрыть его идею. Использование эпиграфа не является обязательным и остаётся на усмотрение автора.

На свете всё небесконечно —

От океана до ручья,

Но если что-то в мире вечно,

То это — Родина моя.

Слово сочинение происходит от древнерусского слова чин (порядок) и предполагает изложение своих мыслей в определённом порядке. Тему невозможно раскрыть сразу, для этого требуется постепенный и последовательный ход рассуждений. Чтобы написать сочинение, вам понадобится план.

План — последовательный перечень вопросов, намеченных к рассмотрению. Обдумывание плана — серьёзная предварительная работа над сочинением. Существует два основных вида плана:

сложный, в котором есть пункты и подпункты;

простой, в котором подпунктов нет.

Любой план состоит из вступления, основной части и заключения.

Во вступлении намечается основная мысль, задаётся тон всей работе, вводится круг рассматриваемых проблем.

В основной части раскрываются тема и идея сочинения. Чаще всего основная часть состоит из нескольких пунктов.

В заключении подводится итог, излагается вывод.

Для того чтобы научиться писать сочинение, соблюдая определённые правила композиции, необходимо знать об особенностях построения текстов — типах речи (описание, повествование, рассуждение).

Описание — это тип речи, целью которого является изображение предмета, человека, животного или явления действительности.

С помощью описаний у читателя создаётся полное и красочное впечатление об изображаемом предмете. Они учат наблюдательности, умению подбирать слова и образы для выражения своих мыслей, развивают образное мышление, расширяют эстетические представления о мире.

В тексте-описании обычно выражается:

1) общее представление о предмете;

2) отдельные признаки предмета;

3) авторская оценка, заключение.

В письменной речи различают описание деловое и художественное.

Деловое описание включает в себя перечисление существенных признаков предмета, даёт точную характеристику его качеств и параметров, которые излагаются в строгой последовательности.

1. Для чего предназначен пенал.

2. Материал, из которого сделан пенал.

3. Из каких частей состоит пенал.

4. Форма, размер, цвет.

Пенал — очень нужная для школьника вещь. В нём удобно носить письменные принадлежности.

Мой пенал пластмассовый. Он состоит из ящичка белого цвета и прозрачной крышки — линейки с делениями на миллиметры и сантиметры. Внутри пенала есть специальное отделение для ластика.

Пенал имеет форму прямоугольника. Длина его двадцать три сантиметра, ширина шесть сантиметров.

В художественном описании преобладает авторский подход к изображению, стремление дать эмоциональное, образное описание предмета.

Липовые яблоки

1. Размер и цвет липовых яблок.

2. С чем сравнивается яблоко.

3. Описание спелого липового яблока.

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан липового мёда. В середине чернели семечки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как они гремят.

(По В. Солоухину)

Повествование — это тип речи, в котором говорится о последовательных действиях и событиях.

В тексте-повествовании обычно выделяются три части:

2) основная часть;

Собирая материал для сочинения-повествования, можно воспользоваться следующими вопросами:

1. О каком событии вы хотите рассказать?

2. Почему вы хотите рассказать именно об этом событии? Чем оно интересно?

3. Были ли вы участником этих событий, или вы услышали о них от кого-то?

4. Когда и где происходили события? Кто в них участвовал?

5. Что послужило завязкой событий?

6. Когда события достигли наивысшего напряжения?

7. Чем они закончились?

8. Что поучительного в том, что вы рассказали?

9. В какие части вашего рассказа желательно включить элементы описания, чтобы полнее представить место действия, ход событий и характеры людей, участвовавших в них?

1. Что мы сделали сначала.

2. Что мы стали делать потом.

3. Как мы клали веточки.

4. Что произошло с теплинкой.

Сначала мы зажгли небольшую веточку, пушистую, но высокую. Она вспыхнула от одной спички. На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом шалашиком.

Постепенно наша теплинка разгорелась ровным сильным огнём.

(По В. Солоухину)

Рассуждение — это тип речи, целью которого является разъяснение или подтверждение какой-либо мысли, доказательство какого-либо утверждения.

Такой тип речи предполагает умение рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать выводы. В рассуждении обычно выделяются три части:

1) тезис (высказывается какая-то мысль);

2) доказательство этой мысли (аргументы, сопровождаемые примерами);

3) вывод или заключение.

В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на, потому что, так как, а также слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

Морские разбойники

1. Акулы — хищные рыбы.

2. Почему акул называют морскими разбойниками.

3. Акулы — опасные рыбы.

Акула — это крупная хищная морская рыба. Акул называют морскими разбойниками.

Во-первых, они распугивают и уничтожают рыбу. Во-вторых, они наносят вред рыбакам: рвут их сети. В-третьих, всем известно, что иногда акулы нападают на людей. Издавна моряки знают: если судно терпит крушение, в воде тут же появляются зловещие, похожие на ножи плавники.

Именно поэтому акул считают опасными рыбами.

Средства художественной выразительности

Сочинения пишутся с целью передать своё видение мира, чтобы воздействовать на мысли и чувства других людей, для создания индивидуальных художественных образов. Чтобы достичь этих целей, необходимо использовать такие средства художественной выразительности, как: слова в переносном значении, сравнения, эпитеты, олицетворения, восклицательные предложения. Они делают речь яркой, точной, выделяющейся.

Слова в переносном значении (метафоры) помогают раскрыть наиболее характерный признак предмета или явления. Например: зеркало озера.

Сравнение — это изобразительный приём, который основан на сопоставлении предметов, имеющих внешнее сходство. Например: Лес, точно терем расписной... (И. Бунин)

Эпитет — это образное определение предмета или явления. Например: мармеладное настроение.

Олицетворение — наделение предметов, животных и явлений человеческими качествами. Например: эхо повторяло шум водопада.

Восклицательные предложения служат для усиления выразительности речи, они передают различные эмоции. Например: А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой! (М. Лермонтов)

Самопроверка — важный этап для речевого развития.

Перечитайте текст, это поможет вам увидеть ошибки и недочёты. Поставьте себя на место читателя. Можете ли вы увидеть, представить, почувствовать то, что описал автор? Нет ли в тексте чего-то лишнего, не пропущены ли какие-то важные детали?

После повторного прочтения можно внести некоторые изменения: заменить отдельные слова и выражения, исключить отдельные предложения, не соответствующие теме, включить дополнительные сведения, помогающие раскрыть тему. Последний этап — исправление грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Сочинение в начальной школе

Способность мыслить, рассуждать, аргументировать, выявлять следственно-причинные связи, к сожалению, не даются человеку от рождения. Этому необходимо долго и усердно учиться. Современный мир давно осознал, насколько важно научить человека размышлять, самостоятельно сопоставлять факты, находить информацию.

Одна из наиболее сложных и важных задач начальной школы – научить учащихся грамотной, литературной, выразительной устной речи, ее нормированному, логически последовательному оформлению на письме.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у учащихся недостаточный словарный запас;
  • дети не могут четко и конкретно выразить свои мысли;
  • учащимся трудно систематизировать опыт, изложить на бумаге, составить план.

Задача учителя в современных условиях - научить учащихся собирать материал для сочинения. Устанавливать логическую последовательность событий; организовывать речевую работу – обогащать словарный запас. Правильно конструировать предложения. Создать условия, которые вызовут у ребенка потребность написать, рассказать, описать.

Работа над сочинением в каждом периоде обучения в начальной школе имеет отличительные особенности.

Так, в 1 классе для проведения сочинений не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается или определяется содержанием читаемых произведений.

Сочинения во 2 классе – это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводится элемент описания. Устная подготовка сочинений во 2 классе несколько сокращается. Ведущая роль отводится подготовительной беседе. Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает.

В 3 классе в сюжетные рассказы и сочинения вводятся описания единичных предметов и несложных действий. Также появляется новый вид работы – сочинение с элементами рассуждения. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях, на умении делать выводы, доказывать выдвинутые положения.

Каждому сочинению предшествуют разнообразные упражнения со словом и предложением.

Цель этих упражнений – способствовать усвоению запаса слов по теме сочинения или рассказа, совершенствовать умения правильно строить предложения и связный текст . Рассмотрим этапы работы над сочинением.

Подготовительный сбор материала.

Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь, и что волнует тебя. Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их жизненный опыт: детство, школьные годы, семья, игры и труд, радости и печали. Однако жизненный опыт детей очень индивидуален, поэтому он не всегда удобен для организации общеклассной подготовки к рассказам и сочинениям.

Следовательно, в дополнение к опыту жизни, необходимо организовывать новый опыт специально. Подготовку к сочинению нужно начинать за несколько дней до самого написания во внеурочное время, на экскурсиях, прогулках, на различных уроках (не только русского языка).

Прежде всего, учитель должен определить тему сочинения, объекты для наблюдения, подобрать слова, которыми считает необходимым обогатить речь учащихся, дать конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию.

Пополнить словарный запас для написания сочинений также помогает использование художественной литературы. Можно выписать из художественных произведений особо понравившиеся описания природы, явлений.

Например: По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами. Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели грачи. Торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда. Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки. Всё теплее и краше с каждым днём весна. На пригреве в лесу распустились веточки ивы – шелковистые мягкие пуховки. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи.

Экскурсия - не единственный прием подготовки к сочинению, и далеко не все темы следует готовить таким образом. Основой многих сочинений могут быть индивидуальные личные наблюдения, организуемые учителем.

Однако, нельзя забывать, что даже правильно организованные наблюдения не всегда обеспечивают успех в работе над сочинением. На уроках необходимо помочь найти детям нужные слова для описания, уточнить сведения, полученные в ходе наблюдения, помочь правильно понять и осмыслить увиденное.

Детские сочинения будут действительно творческими, если их авторы научатся искать и находить самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Богатый материал для развития речи дает учебный процесс: окружающий мир, технология, математика, литературное чтение, изобразительное искусство.

Накопление материала в значительной степени определяется типом сочинения. Наиболее ясным примером этого могут служить сочинения по картинам, по кино и мультфильмам, рассматривание картинок в книге. Это и будет накоплением материала. Таким образом, подготовительный сбор материала – важная работа перед написанием сочинения.

Составление плана.

Важно: все сочинения составляются по плану. Составить план – значит глубоко осознать тему сочинения, его содержание, порядок мыслей. Эта работа требует напряженной мыслительной деятельности и некоторого навыка. Поэтому коллективную работу над составлением плана необходимо начинать с самых элементарных заданий, показать учащимся важность составления плана. С этой целью можно дать готовый план сочинения, но с нарушением последовательности событий. Также можно учить детей составлять план на примере прочитанных рассказов, пересказывать их по плану, составлять картинные планы (по серии картинок).

План имеет не только служебное, но и самостоятельное значение. Можно иногда доводить работу над темой сочинения не до полного текста, а лишь до подробного плана. Этот прием помогает детям понять его значение. И школьники осознают, если составлен хороший план, то это 90 % успеха. Но, если учителю давать детям готовый план – это значит лишить их самостоятельности и творчества, создавать видимость благополучия и успеха, воспитывать у детей неуверенность в свои силы, стремление опереться на чужую мысль.

Реализация подготовленного.

Письмо сочинения.

Важным этапом работы над сочинением является работа по его редактированию.Работа над ошибками. После того, как дети написали сочинения, учитель проверяет работы. Дает рекомендации по орфографии, пунктуации, речевым ошибкам. Дети получают работы, работают над ошибками, далее переписывают свое сочинение. Учитель в начальной школе может ставить отметку за уже отредактированное сочинение. У всех детей работа получится успешной. Это снизит страх перед написанием сочинения. Дети будут с желанием писать творческие работы. Будут знать, что учитель - добрый друг, наставник. И написание сочинений в начальной школе станет любимым творческим заданием детей.

В начальной школе возможна и необходима планомерная, разнообразная, систематическая работа по развитию и совершенствованию устной и письменной речи учащихся. Успешность всей работы зависит от двух факторов: во – первых, от внимания к слову, от начитанности детей, правильной и выразительной речи окружающих, от речевой среды. Во – вторых, от организации речевой практики самих детей, разносторонней, интересной, мотивированной, научно обоснованной, четко контролируемой учителем.
Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через речь перед школьником открывается широкий мир науки и жизни.

Авторы:
Учитель начальных классов Болдырева Ирина Александровна
Учитель начальных классов Руссиян Анна Борисовна

Читайте также: