Кому на руси жить хорошо патриотизм сочинение

Обновлено: 07.07.2024

История создания

Некрасов начал работать над этой поэмой в шестидесятых годах девятнадцатого века, когда Российская империя стояла на историческом перепутье, а в стране царило воодушевление и появилась жажда перемен.

Направление, жанр, размер

Композиция

В результате основная часть получилась куда короче, чем планировалось, и занимает всего две части, кульминация наступает в третьей, а финал в четвёртой.

Порядок глав детально изображен в кратком содержании по главам от Многомудрого Литрекона.

Во время своего путешествия они встречают и священника, и помещика – однако с удивлением узнают, что и сильные мира сего живут также плохо, как и остальные, а в их жизнях нет счастья. Однако основной упор делается на нелёгком быте и страданиях крестьян, прозябающих в нищете и невежестве.

В кульминации поэмы крестьяне сталкиваются с Григорием Добросклоновым – семинаристом, певцом и народным заступником. Этот молодой человек – символ зарождающегося народного самосознания, идейный борец, который готов отдать свою жизнь за счастье своего народа. Именно его Некрасов и считает самым счастливым человеком на Руси, ведь именно Григорию суждено изменить её. Более подробно о содержании поэмы Литрекон рассказал в кратком пересказе для читательского дневника.

Главные герои и их характеристика

Кроме того, Н.А. Некрасов изобразил в поэме образ России. Это нищая, но в то же время богатая духовно страна, которая нуждается в обновлении. Она щедра по отношению к своему народу, но стянута цепями самодержавия.

Распределение героев по типам наглядно представлено в таблице от Многомудрого Литрекона:

герой тип героя характеристика
матрёна тимофеевна корчагина женские образы бедная крестьянка. всю свою жизнь проводит в изматывающем труде, терпя унижения от родственников мужа, которого она чудом спасла от рекрутской службы. сильная духом женщина, готовая на подвиг ради своей семьи. больше всего на свете любит детей. предана мужу, хоть и терпит обиды от его семьи. смелая, упорная, честная, но при этом смирная и терпеливая героиня.
семь мужиков правдоискатели группа крестьян-странников. роман, демьян, лука, иван, митродор, пахом и пров. выражают собой идею правдоискательства, присущую русскому народу. дотошны и целеустремлены. грубы, наивны и невежественны, но при этом отзывчивы, добры и справедливы.
ермил гирин народный заступник крестьянин. порядочен, честен и исполнителен. когда-то держал мельницу, но из-за интриг и подкупа купца едва не потерял её. обратившись к односельчанам, он смог спасти дело всей своей жизни. в благодарность за помощь он вернул долг до последнего рубля. в итоге гирин попал в острог, так как поддержал крестьянское восстание против произвола властей. символизирует собой всё хорошее, что есть в русском мужике.
григорий добросклонов народный заступник сын дьяка. семинарист. после ранней смерти матери начал ассоциировать с ней всю россию. думает о несчастьях своего народа и хочет помочь ему. по мнению некрасова, григорий – самый счастливый человек на руси, воплощение её светлого будущего. он рад тому, что может принести себя в жертву своей стране и повести ее к светлому будущему. Подробнее…
кудеяр грешник персонаж из легенды странника ионушки. когда-то был безжалостным бандитом, но после паломничества в иерусалим покаялся и встал на путь исправления. во сне к кудеяру является угодник и говорит о том, что он искупит свои грехи, если ножом срубит вековой дуб. потратив годы, кудеяр так и не смог этого сделать. но однажды некий пан глуховский начал хвастаться пере стариком о своих злодеяниях и спокойной совести. в гневе кудеяр убивает пана, дуб падает, и бывший разбойник освобождается от чувства вины.
савелий народный заступник крестьянин. родственник корчагиной. глубокий старик, ему уже сто семь лет. грамотен. набожен. вынослив. всю свою жизнь провёл, тяжело трудясь, терпя несправедливости, лишения и унижения. символизирует собой уходящую крепостническую россию со всеми её несправедливостями и страданиями простого народа.
веретенников народный заступник путешественник и собиратель фольклора. общителен. сострадателен. через народное творчество хочет понять русский народ, чтобы найти способ облегчить его жизнь. символизирует собой интеллигенцию, которая, по мнению некрасова, должна стать ближе к крестьянству и его бедам.
гавриил оболт-оболдуев угнетатель шестидесятилетний помещик. гордится своим дворянским происхождением. не приучен к труду. не разбирается в управлении. тоскует об отмене крепостного права, ведь раньше он мог позволить себе роскошную жизнь, теперь же он должен прикладывать усилия, чтобы не обанкротиться. был строг со своими крестьянами. представляет собой утрированный собирательный образ реакционной помещичьей аристократии.
яков холоп верный раб своего барина, который честно трудился и даже любил жестокого господина. однако предел его обид наступил, когда барин отдал в рекруты его племянника, чтобы взять себе его невесту. после этого яков поник, стал угрюм и печален, но отомстил господину: вывез его в лес и повесился перед ним. сам барин дойти не мог, так как был прикован к инвалидной коляске. но он все же выжил, в отличие от слуги.

В поэме еще много героев, и Многомудрый Литрекон охотно о них расскажет, если Вы напишите об этой надобности в комментариях.

Основные проблемы

Смысл

В свой поэме Некрасов отобразил отмирание старого мира. И зарождение нового. Россия, находящаяся на границе двух эпох, становится на путь перемен.

Главная мысль и авторская позиция Некрасова заключается в том, что Россия войдёт в новую эпоху обновлённой и свободной, а её народ будет жить в мире и достатке. Но для этого людям надо сплотиться и осознать новый статус: она не подданные и не холопы, а именно граждане со своими правами и обязанностями.

Фольклор и язык

Желая погрузить читателя в атмосферу обычной российской провинции, поэт прибегнул к смелому сочетанию литературной, разговорной речи и фольклорных элементов. Некрасов часто употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы и изменяет окончания слов на диалектные, что позволяет ему передать свойственные народной речи певучесть и мягкость. Также используются многочисленные инверсии:

Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу.

Критика

Литературный критик Буренин, заметив некоторую пошлость и анекдотичность, присущие поэме Некрасова, отмечал её выразительность и значимость. Особенно ему понравилось изображение отмирающего крепостничества.

Основную мысль творчества поэта критики выражали не раз:

Другой критик – Авсеенко, обвинил писателя в устарелости. Публицист увидел в произведении лишь водевиль и анекдот. Он утверждал, что проблемы, описанные Некрасовым в поэме, уже давно неактуальны.

Также рецензенты осуждали чрезмерную растянутость произведения:

И все же критики признавали, что книга Некрасова — это истинно народное произведение, в котором каждый русский человек узнает себя

Значение поэмы подчеркнул и современный критик Дмитрий Быков:

“Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила” – такой отзыв дал о Н. А. Некрасове Н. А. Добролюбов. И действительно, лирика Некрасова – явление исключительное в русской литературе, ибо поэт сумел выразить в ней беззаветную любовь к Отчизне, к русскому народу, сумел правдиво рассказать о его труде, силе, мужестве, терпении, о справедливом протесте против угнетения, который издавна накапливается в его сознании, сумел нарисовать чудесные, бескрайние просторы

нашей Родины, великой и могучей, как и сам русский народ. В центре внимания великого художника всегда находилась судьба Родины и народа.

Сам Некрасов утверждал, что “призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ”.

В завершение своего творческого пути Некрасов пишет поэму “Кому на Руси жить хорошо” – самое замечательное и самое сложное свое произведение. В нем поэт-революционер, поэт народной скорби и гнева сумел, несмотря на самые жесткие цензурные условия, поднять жгучие и злободневные вопросы современной ему жизни. Некрасов создает поэму о народе и для народа, написанную

народным языком, и о ней во много раз больше, чем о “Руслане и Людмиле”, можно сказать: “Здесь русский дух, здесь Русью пахнет”.

Глазами странников-мужиков, ищущих ответа на вопрос, “кому на Руси жить хорошо”, Некрасов показал всю неудовлетворенность реформой 1861 года, когда было осуществлено “освобождение крестьян от земли”, когда крестьян заставляли платить не только за свою землю, но и за свою свободу. В поисках счастья и счастливых странники всюду видят лишь бедственное положение трудового народа, во всей своей убогости и неприглядности встает “счастье мужицкое”, “дырявое, с заплатами, горбатое, с мозолями”. “Счастье” народное, смешанное с потом и кровью, лучше всего само может рассказать о жизни народа.

Непрочно “счастье” пятирублевого заработка молодого плечистого каменотеса, встающего “до солнышка” и работающего “до полуночи”, “счастье” каменщика, надорвавшегося на непосильной работе и вернувшегося умирать на родину, “счастье” бывшего в двадцати сражениях, прошедшего через лишения и испытания мирного времени и все-таки оставшегося в живых солдата. Но что же тогда “несчастье”, если подобный каторжный труд можно назвать счастьем?

Отзвонили похоронную по прежней помещичьей жизни, разрушаются дворянские усадьбы, но возле крестьянина по-прежнему стоят “три дольщика: бог, царь и господин”. “Трещит крестьянский пуп” от непосильной работы. Как и раньше, крестьянин “до смерти работает, до полусмерти пьет”. Еще более ужасно положение женщины-крестьянки, находящейся под двойным гнетом: крепостным и семейным.

Молва оставила счастливицей Матрену Тимофеевну, но именно на примере ее “счастливой” жизни Некрасов показал без прикрас тяжелую долю крестьянки. Все ее счастье – в непьющей семье, замужестве по добровольному согласию да в устном ходатайстве об освобождении мужа от незаконной рекрутчины. Куда больше было горя в жизни этой женщины!

С раннего детства вынуждена она разделять тяжелую крестьянскую судьбу своей семьи. В семье мужа она вытерпела деспотизм свекрови, необходимость, уходя на работу, бросать малых детей на чужие руки, потерю первенца, горькое положение матери сына-раба, постоянные разлуки с мужем, уходящим на заработки. И ко всему этому прибавляются новые несчастья: пожары, неурожаи, падеж скота, угроза нищеты и сиротства детей. Для женщины воля – неотъемлемое условие счастья, но

Ключи от счастья женского, от… вольной нашей волюшки Заброшены, потеряны У бога самого!

Лишь частично освободила женщину реформа 1861 года. Она “в семействе покуда раба, но мать уже вольного сына”! Отменено крепостное право, но века рабства оставили глубокий след в сознании крестьян.

Самодовольные, презирающие труд помещики не хотели признавать в крестьянине человека. Произвол и деспотизм царили в дворянских гнездах. Пан Глуховскнй в мире “чтит только женщину, золото, честь и вино”, но мучает, пытает, вешает своих холопов. “Куражится” и Последыш, не допуская даже мысли о том, что за крестьянами все же признали права человека.

Много искалеченных судеб на совести помещиков, но это не мешает им спать спокойно. Но тем временем пробуждается народ. Все меньше холопов, для которых “чем тяжелее наказание, тем… милее господа”. В них уже просыпается сознание своей силы, своих человеческих прав, сознание, которое должно по-иному озарить их жизнь.

Дружно и бодро кипит работа на “своих покосах”. Все сердца полны надежды, все живут предчувствием лучшей доли. В душе каждого, даже самого захудалого вахлака, живет это сознание, поднимая его над окружающими. Но это лишь надежда.

Некрасов показывает тех же самых вахлаков, “которых, вместо барина, драть будет волостной”. Да и сами крестьяне начинают понимать, что реформа не дала им подлинной свободы: “что тут черная крестьянская душа”, но “все вином кончается”. Лишь иногда приходит команда, и можно догадаться, что

…взбунтовалося В избытке благодарности Селенье где-нибудь.

Но самым ярким признаком пробуждения народа являются крестьяне-“бунтари”, народные заступники. Даже разбойник Кудеяр, видя безнаказанность преступлений помещиков, берет на себя благородную роль народного мстителя. Олицетворением богатырской мощи и непоколебимой воли русского народа представлен в поэме “клейменый, но не раб” Савелий, “богатырь Святорусский”.

И Ермил Гирин, и Гриша Добросклонов – тоже новые люди в полуфеодальной России. Это будущие революционеры, которые понимают, что

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего!

Сравнивая картины до – и послереформенной России, Некрасов приводит нас к убеждению, что освобождение крестьян баз земли не принесло им счастья. И на вопрос “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” – поэт отвечает отрицательно. Именно поэтому по всей России восстает трудовой, расправивший богатырские плечи народ. Пусть еще не скоро придет долгожданная победа, но это непременно будет, потому что

Все примеры имеют статус "ЗАЧТЕНО" и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта - что можно улучшить.

Сочинение №1

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо.

Асылаева Регина Астемировна

В жизни человека могут произойти как хорошие события, так и плохие. И вот в такие сложные моменты человек нуждается в помощи. А нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Я считаю, что непременно надо помочь. Оказанная помощь может спасти жизнь как одного человека, так и нескольких людей. Чтобы доказать свое мнение, приведу примеры из классической литературы.

Таким образом, можно сказать, что всякого может постичь беда, главное в этой ситуации нужно не пройти мимо горя, а проявить человечность.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Примеры из литературы стоит дополнить тезисами: начинай или заканчивай абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

Сочинение №2

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?

Кому на Руси жить хорошо

Бринкис Алика Александровна

В жизни каждого человека возникают трудные ситуации. Иногда он может самостоятельно преодолеть их. Но бывает и так, что без помощи других людей просто не обойтись. Иногда нужно совсем немного, чтобы жизнь человека изменилась к лучшему. Поэтому необходимо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Я думаю, что желание помогать заложено в самой природе человека. В русской литературе немало художественных произведений, отражающих это качество.

Вспомним рассказ Куприна "Чудесный доктор". Автор нарисовал картину полной безысходности, которая царила в семье Мерцаловых. После тяжелой и продолжительной болезни герой рассказа потерял работу и содержать семью стало не на что. Жена, дети и он сам были вынуждены жить в ужасных условиях. Денег не было ни на еду, ни на лекарства для заболевшей дочки. Глава семьи впал в отчаяние и даже задумался о самоубийстве. Но в городском саду он повстречал старика, который, выслушав Мерцалова, поспешил помочь. Старик оказался известным доктором. Он осмотрел девочку, выписал рецепт и оставил семье деньги. Наверное, для известного доктора эта сумма была не очень большой. Но для семьи Мерцаловых помощь доктора Пирогова имела огромное значение. Дочка поправилась, глава семьи нашел работу. Совершенно незнакомый человек помог людям преодолеть сложные жизненные обстоятельства. Целая семья смогла вновь обрести счастье.

В качестве другого аргумента можно вспомнить эпизод из романа Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Родион Раскольников в распивочной знакомится с Мармеладовым, который рассказывает ему о себе и о своей семье. Раскольников узнает о том, как трудна жизнь этой семьи. Провожая Мармеладова домой, Родион незаметно оставляет деньги, вырученные за часы у старухи-процентщицы, на подоконнике. Этот поступок Раскольникова, находящегося не в лучшем финансовом положении, говорит о том, что человеку свойственно откликаться на чужую беду и оказывать помощь.

Подводя итог, хочется отметить, что очень многие люди готовы помогать оказавшимся в трудной ситуации. Например, мы видим, как дети, нуждающиеся в дорогостоящем лечении, получают помощь от миллионов совершенно незнакомых им людей. Безусловно, те, кому нужна помощь, должны ее получить. И всегда найдутся люди, которые эту помощь окажут.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Алика, твоё сочинение логичное, чётко выстроенное, содержит удачные и полноценные примеры из художественной литературы. Видно, что ты человек читающий. Пожалуйста, обрати внимание на обособление деепричастных оборотов, а также на исключения из этого правила.

Сочинение №3

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации? Направление “Кому на Руси жить хорошо”

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Помогая другим, мы делаем мир добрее. Даже незначительная с нашей точки зрения помощь может стать для кого-то спасением. Добро, оно ведь и вправду возвращается, и если каждый из нас это поймет и начнет делиться своей добротой, мир избавится от зла, и наполнится яркими красками.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

Юля, Вы молодец! Подобрали очень хорошие примеры, которые удачно дополняют друг друга, показали примеры проявления милосердия, когда человек не ожидает ничего взамен. Будьте внимательны к пунктуации: в этой работе такие ошибки не сыграли существенной роли, но в сочинении на ЕГЭ по русскому языку Вы могли бы потерять баллы. Советую не разрывать так примеры, делать небольшой вывод после первого примера и плавно переходить ко второму. Примеры из литературы советую дополнить тезисами: начинать или заканчивать абзац с примером с ответа на поставленный в сочинении вопрос.

В целом же работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Сочинение №4

Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации? Кому на Руси жить хорошо?

Варфоломеева Виктория Александровна.

Подведя итог всему вышесказанному, можно сделать такой вывод: помогать людям в трудной жизненной ситуации не просто нужно, а необходимо, ведь им, зачастую, крайне сложно самим выбраться из неё. Конечно, сейчас мы живём в режиме невероятной спешки, но ,несмотря на это, важно оставаться неравнодушным к окружающим нас людям и пытаться помочь им, когда это необходимо.

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Виктория, сочинение в целом хорошее, давайте стремиться к отличному!

Будьте внимательны: в теме заявили 2 сочинения. Всегда несколько раз проверяйте текст перед сдачей: отдельно прочитайте содержание и убедитесь в логичности, отсутствии опечаток/описок или повторов, потом проверьте знаки препинания. Времени на экзамене обычно всем хватает, лучше убедитесь в отсутствии досадных ошибок, чтобы самой не мучиться из-за того, что поторопились.

Третий критерий на итоговом сочинении, вероятнее всего, будет зачтен. Но я сегодня строгий эксперт, поэтому делаю акцент на том, как построить сочинение, чтобы в логике не было сомнений.

Работа, на мой взгляд, хорошая и достойная. Советую уделить внимание пунктуации (вводные слова) и избегать разговорных конструкций. Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Сочинение №5

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей

Аргумент верно ли утверждение, что Родину не выбирают?

Аргумент стоит ли покидать малую родину ради достижения успеха?

Аргумент какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?

Аргумент кто счастлив на Руси?

Аргумент кому на Руси жить плохо и почему?

Аргумент что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?

Аргумент какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?

Аргумент какие реформы могли бы улучшить жизнь человека на Руси?

Аргумент какие социальные проблемы предстоит решить моим соотечественникам?

Аргумент как научиться ценить свою Родину?

Аргумент что важнее: личное счастье или благополучие Родины?

Аргумент в чем польза и опасность патриотизма?

Аргумент какими качествами обладает русский человек?

Аргумент Ф.М. Достоевский (обзор творчества)

Естественный тип – это одна из граней воплощения народного характера. На первый взгляд, Матрена ничем не примечательна – живет простой жизнью, как и другие ее земляки. За свою жизнь она не накопила богатства, что вызывает у соседей Матрены не столько недоумение, сколько осуждение. Но эта пожилая крестьянка сумела сохранить чистое добродушное отношение к людям, словно не замечая в некоторых из них неискренности, недоброго мнения о ней. В этом проявляется цельность натуры героини Солженицына, чистота ее души. Внутреннее состояние Матрены всегда оставалось и остается не замутненным отрицательными впечатлениями. Люди не могли по достоинству оценить Матрену, даже автобиографический герой-повествователь Игнатьич не сразу понял, каким человеком была героиня.

Досталось же российскому служилому люду за то, что, имея возможность практически бесконтрольно осуществлять власть на местах, он в значительной своей части употребляет эти возможности во вред обществу, для удовлетворения личных потребностей, страстей, прихотей. Взятка правит миром – это главная тема, которую герои в тех или иных аспектах обсуждают на всем протяжении пьесы. Берут все и везде, разворовываются казенные средства, дело подменяется показухой. Здесь особенно яркий пример – отношение городничего и Земляники к больнице и больным. В городе царят беззаконие и произвол, полиция же занимается лишь тем, что поддерживает удобное и выгодное для властей положение. О методах работы полиции достаточно выразительно свидетельствует ставшая нарицательной фамилия одного из полицейских – Держиморда.

Таким образом, с фигурой главного героя комедии – мнимого ревизора Хлестакова – теснейшим образом связана стихия разоблачительного смеха, являющегося истинным ревизором человеческих и социальных пороков, изображенных писателем. Хлестаков не важный чиновник, на которого смотрят как на выгодного жениха, не влиятельный ревизор, которого хотят обмануть и подкупить, перед которым хотят выслужиться, которому жалуются, надеясь на справедливость. Цели героев, определяемые коллизиями интриги, изначально недостижимы. Финал комедии – чтение письма Хлестакова, получение известия о прибытии настоящего ревизора. Знаменитая немая сцена обнажает истинный конфликт произведения – между тем, что должно быть с нравственной точки зрения, и тем, что есть в действительности. Поведение чиновников во время чтения письма, их замечания еще раз напоминают о пороках, в которых погрязли эти люди. Явление настоящего ревизора повергает всех в шок. Кто знает, неизбежно ли грозное наказание, но писатель в финале подчеркнул главное – герои его заслужили.

Главного героя поэмы Чичикова можно охарактеризовать и как сильную личность, и как заурядного человека, не умеющего даже подлых дел довести до конца. Безусловно, все, чем до сих пор занимался в жизни Чичиков, низко, безнравственными выглядят все его начинания. Стремление обогатиться скупкой-продажей ревизских душ связано с желанием видеть как можно больше крестьянских могил, а страну – в разорении и хаосе. При этом Чичиков достигает своих целей. Хорошее знание людей, всевозможных обстоятельств жизни человека, его страстей и слабостей позволяет герою с каждым найти общий язык. Он наделен терпением, усердием, наблюдательностью, умением обобщать. Он приучил себя ни при каких обстоятельствах не унывать и не падать духом. А прояви герой все свои незаурядные способности в нравственно положительном деле. Случайно ли именно в размышлениях Чичикова о купленных крестьянах (в главе 7) возникает мысль о величии русского народа, столь важная для автора?

Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учётом его личных качеств и достоинств.

Аргумент И.С. Тургенев (обзор творчества)

Основным идейным конфликтом являются противоречия между либеральным дворянством, которое, по мысли писателя, исчерпало свои прогрессивные возможности, и демократической интеллигенцией, которая начинает играть все большую роль в общественной жизни. Либерально настроенное дворянство выступало за путь постепенных реформ, в то время как демократы-разночинцы выступали за революционный путь развития России. Идеологические противоречия отражаются в спорах героев – нигилиста Евгения Базарова и аристократа Павла Петровича Кирсанова.

В отличие от безвольного мечтателя Голицына, Петр – практический государственный деятель, решительно проводящий свои идеи в жизнь. Не только экономическая отсталость страны беспокоит Петра. Любовь к родине заставляет бороться с невежеством, темнотой, царившими в стране, заниматься развитием культуры, науки, искусства. При литейном заводе в Москве Петр учреждает школу, где двести пятьдесят боярских, посадских и даже юношей из низших сословий учились литью, математике, фортификации и истории.

России нужны были образованные люди: инженеры, архитекторы, дипломаты. Это хорошо осознавал Петр. Оба персонажа заботятся о судьбе свое страны, оба стремятся к преобразованиям, но именно Петр Великий становится человеком, изменившим Россию к лучшему.

Неповторимое своеобразие поэзии Николая Алексеевича Некрасова было емкой весомо определено им самим: "Я лиру посвятил народу своему. " В этом одновременно сокровенном признании и декларации, подводя итоги жизненного пути, поэт обозначил смысл своего подвига и суть своего творчества. Более развернуто свое кредо поэт охарактеризовал так: "Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни заняли одно из самых значительных мест в поэзии Некрасова. Народник П.Ф. Якубович справедливо подчеркивал, что "поэт чаще и охотнее воспевает мужицкое горе". Этой тематике действительно посвящено множество лирических стихотворений и поэм. Но Некрасов воссоздает в своих стихах не только образ многострадальной родины и несчастных, забитых и униженных детей ее, а и великих подвижников гражданского служения отчизне.

Хорошо известно, что Н. А. Некрасова и критика В.Г. Белинского связывала преданная крепкая дружба. Критик оказал на поэта, на формирование его взглядов и эстетической позиции, художественных пристрастий и мастерства значительное влияние. Некрасов же со своей стороны преклонялся перед гражданским темпераментом критика и видел в нем пламенного борца за высокие общественные идеалы. Облик Белинского мы встречаем в целом цикле произведений Некрасова, среди которых "Деловой разговор" (1851), "Памяти Белинского" (1853), поэма "Несчастные" (1856-1858) и др. Критик предстает в них как пример гражданского служения отчизне. Особенное место принадлежит поэме "В. Г. Белинский", написанной в 1855 году.

Произведение открывается лирическим вступлением, в котором тесно переплелись мотивы значительности гражданского служения нового человека, каким был Белинский, и трудности того тернистого жизненного пути, по которому он идет. Здесь сжато изложены факты из биографии выдающегося критика-демократа, особенно отмечено его простонародное происхождение, суровое воспитание в семье бедного лекаря и раннее приобщение к литературе. Поэт не показывает нам портрета или картин быта, пейзажа и интерьера. Нет, главное для него обаяние личности Белинского, который уже в юные годы был "родником" "богатых сил природных" — "источником" благородных мыслей и "честных, бескорыстных дел!". Сочетание суховатого изложения биографии и восторженных лирических строк, характеризующих обаяние и неповторимость этой личности, очень своеобразно, оно помогает наиболее полно раскрыть нравственный облик Белинского. Упоминая о раннем творчестве критика, Некрасов свидетельствует:

стремленьем к истине суровой

горячий труд его дышал.

В обстановке, когда "все глухо и мертво в литературе нашей было", Белинский сумел великолепно выразить потребность "в могучем слове правды честной, в открытом обличенье зла". Некрасов особенно подчеркивает такие его качества, как проницательность, глубина анализа действительности, активность, темперамент неутомимого борца с крепостническим рабством, черты трибуна, неистовство в сражениях, мужество гражданского служения родине. Проявляя удивительное благородство чувств и мыслей, Белинский оказывается в числе лучших людей отчизны, для которых Некрасов находит высокие и возвышенные слова:

О! сколько есть душой свободных

Сынов у родины моей,

И неподкупно верных ей,

Кто в человеке брата видит,

Кто зло клеймит и ненавидит.

Среди этих лучших сынов родины Белинский удостаивается высокого звания учителя. Но у героя произведения неизбежно появляются недоброжелатели и враги: ложные "друзья отчизны". Однако Белинский не опускается до единоборства с ними, он вступает в неравную борьбу со всей враждебной ему общественной системой в целом. И эта система губит великого человека в пору новых потрясений в Европе и России. Ода не вызывает чувства тоски и безнадежности, потому что она воспевает гражданский подвиг нового человека, показывая, что у родины есть еще много свободных душой и преданных ей сыновей.

В ряде своих стихотворений Некрасов изображает человека особенного, идущего путем Белинского, продолжающего его дело. Так, в торжественном, пафосном стихотворении "Памяти Добролюбова", написанном в 1864 году, поэт показывает идеал общественного деятеля. В этом стихотворении также нет деталей, которые могли бы помочь представить образ, но все оно — выражение чувства скорби и печали о безвременно ушедшем:

Какой светильник разума угас!

Какое сердце биться перестало!

Внезапность смерти очень точно передана метафорой " ударил час ". А чтобы изобразить человека, оставшегося до конца на своем посту, поэт находит выразительную деталь: "И вещее перо из рук упало". Но автор не только скорбит о друге, — он гордится своим соратником, восхищается его нравственной красотой, самоотверженностью, Отказом от мирских наслаждений, способностью подчинить страсти рассудку, а личную жизнь — делу свободы. Стихотворение это написано высоким слогом; ключевые по смыслу слова: "свобода", "слава", "русская земля", "гордость", "душевная красота"; используется стилистически окрашенная лексика: "мирские наслаждения", "года минули", "благодатно совмещены", "высоко вознесся" и др. Автор мастерски использует разнообразные художественные средства, которые делают стихотворение образным, глубоким. Это эпитеты и метафоры: "светлый рай", "сокровища душевной красоты", метонимические конструкции: "Какой светильник разума угас", "Такого сына не рождала ты и в недра не брала свои обратно".

Все эти художественные средства помогают автору наиболее точно передать свои мысли и чувства. В конце стихотворения Некрасов подчеркивает огромное историческое значение деятельности Добролюбова, причисляя его к лучшим умам эпохи:

Природа-мать! Когда б таких людей

Ты иногда не посылала миру,

Заглохла б нива жизни.

Ярким выражением гражданского служения отчизне является творчество передовых художников слова. К этой теме обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов. Н.А. Некрасов обращался к теме поэта и поэзии на протяжении всего своего творческого пути.

Размышления о художнике-творце нашли свое выражение в таких стихотворениях, как "Муза" (1852), "Блажен незлобивый поэт. " (1852), "Поэту (Памяти Шиллера)" (1874), "Элегия" (1874) и др.

Прославленное стихотворение "Поэт и гражданин", написанное в 1856 году, принесло Некрасову широкую известность как поэту демократическому и революционно настроенному. В этом стихотворении, размышляя о художнике-творце, Некрасов придал образу поэта некоторые собственные черты, например известные сомнения, колебания и покаяния, хотя, конечно, стремился создать образ типический. Обобщенной получилась фигура гражданина, требующего от поэта отклика на несправедливость окружающей действительности, активного служения народу, защиты обездоленных, призывающего "идти в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь. ". Строки, "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан" восходят к формуле поэта-декабриста К.Ф.Рылеева: "Я не поэт, а гражданин". Произведение построено в форме диалога с элементами дидактизма и декларативности, но Некрасов намеренно использовал такой метод, чтобы усилить драматизм, ярче выразить призыв к активной деятельности. Поэт придавал этому стихотворению большое значение, не случайно сборник стихов 1856 года он открыл именно этой поэтической декларацией.

Подводя окончательные итоги своего творческого пути, служения отечеству, в четверостишии "Музе" (1876) Н. А. Некрасов возвращается к мотиву ранних стихов и вновь утверждает верность своей поэзии родному русскому народу и восклицает: пришедшая ко гробу Муза — "сестра народа — и моя!":

Поэт и гражданин Н.А. Некрасов действительно остался верен идеалам своей юности, пронес их через всю творческую жизнь, продолжая ". любить народ, родину, служить им сердцем и душой".

Читайте также: