Комедия в пяти действиях сочинение

Обновлено: 28.06.2024

Вариант 1

Комедия “Недоросль” была написана Дмитрием Ивановичем Фонвизиным в 18 веке, когда главным литературным направлением являлся классицизм. Одна из особенностей произведения — “говорящие” фамилии, поэтому автор назвал главного героя Митрофаном, что означает “являющий свою мать”.

Вопрос о ложном и истинном воспитании заключен в названии. Не зря в современном русском языке слово недоросль означает недоучка. Ведь Митрофан ничему положительному не научился в свои шестнадцать лет, хотя мать нанимала ему учителей, но делала она это не из любви к грамоте, а только потому, что так повелел Петр 1. Простакова не скрывала этого “… ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься. ”

Положительные умные герои, такие, как Правдин, Стародум, говорили: “… имей сердце, имей душу и будешь человеком во все времена…” Они презирают людей трусливых, несправедливых, бесчестных. Стародум считал, что не обязательно ребенку оставить много денег, главное воспитать в нем достоинство. “…Золотой болван — все болван…”

Характер человека формируется в семье, а каким человеком мог стать Митрофанушка? Он перенял у матери все пороки: крайнее невежество, грубость, жадность, жестокость, презрение окружающих. Не удивительно, ведь родители — всегда главный пример для подражания детям. А какой пример могла подать своему сыночку госпожа Простакова, если она позволяла себе на его глазах хамить, грубить, унижать окружающих? Конечно, она любила Митрофана, но в связи с этим сильно избаловала его:

— Поди ж дай позавтракать ребенку.

— Он уж и так пять булочек скушал.

— Так тебе жаль шестой, бестия?

Вот какое усердие! извольте смотреть.

“… Митрофанушка, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань…”

Влияние матери и крепостничества совратило Митрофана — он растет невеждой.

Учителя так же не могли дать достойного образования Митрофану, ведь они были такими же недоучками. Кутейкин и Цифиркин не перечили и не заставляли недоросля учиться, а ему и не интересен этот процесс. Если что-то не получалось, мальчик бросал дело и приступал к другому. Три года он уже учился, а нового ничего не узнал. “… Не хочу учиться, хочу жениться…”

Этим учителям госпожа Простакова предпочитает бывшего немецкого кучера Вральмана, который не утомляет ее сыночка, и если он устал, конечно, отпустит замаявшегося ребенка.

В итоге любимый сынок доводит мать до обморочного состояния своим равнодушием к ее чувствам, предательством.

“… Вот злонравия достойные плоды!” Эта реплика Стародума говорит о том, что подобное воспитание приводит к бессердечию, к непоправимому результату. В финале Митрофан является образцом бессердечия.

Я думаю, проблема воспитания была, есть и будет, наверное, всегда. Именно поэтому современному читателю будет интересна и полезна комедия “Недоросль”. Она раскроет последствия недостойного воспитания, данного главному герою. Заставит задуматься как юных читателей, так и их родителей.

Вариант 2

Простакова не понимает, что, общаясь с окружающими таким образом, она унижает в первую очередь себя, лишается человеческого достоинства и уважения. Фонвизин показывает, что тот образ жизни, который вело русское провинциальное дворянство благодаря, в том числе, и государственной политике, разрушительно, в корне неверно.

«Митрофан. И теперь как шальной хожу. Ночь всю такая дрянь в глаза лезла.

Г‑жа Простакова. Какая ж дрянь, Митрофанушка?

Митрофан растет избалованным, невежественным, ленивым и эгоистичным увальнем, думающим лишь о собственных развлечениях. Он не привык трудиться ни умственно, ни, конечно, физически.

Да и учителя у недоросля под стать ему. Семинарист Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин, учитель Вральман — все они не имеют в настоящим знаниям никакого отношения. Эти псевдопреподаватели дают Митрофану убогие обрывочные знания, но и те он запомнить не в состоянии. Фонвизин рисует комичные картины обучения молодого Простакова, но за этим смехом стоит горькое негодование драматурга — такие недоросли будут определять будущее России!

В противовес такому воспитанию Фонвизин представляет свой идеал воспитания. Его основные постулаты мы находим в речах Стародума, который во многом является резонером самого автора. Стародум делится своим опытом, взглядами на жизнь с племянницей Софьей – и это преподносится в пьесе как еще один способ воспитания: передачи жизненно мудрости от старшего поколения к младшему.

Я думаю, что наставления Стародума легли на благодарную почву. Они, несомненно, дадут положительные результаты – Софья и Милон будут руководствоваться ими и воспитывать по ним своих детей.

Фонвизин считает, что только воспитание в духе просветительских идей может спасти положение. Носителями этих идей в комедии являются Стародум, Софья, Милон, Правдин.

Можно сказать, что на страницах своего произведения Фонвизин излагает собственную воспитательную программу, высмеивая при этом те пороки и недостатки русского дворянства, которые вызывают его презрение.

Вариант 3

Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет, и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).

Митрофан груб и жесток. Он ни во что не ставит своего отца, издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.


Фонвизин значительную часть своей жизни провел при русском дворе, став свидетелем очень многих событий, увидев людей, носящих самые высокие титулы, но при этом никак им не соответствующих. Уже в то время Фонвизина интересовал человек: каким он может быть, каким чаще всего, к сожалению, становится и по каким причинам.

Таким образом, оба поколения второго лагеря героев, представленных в комедии, не получив когда-то должного воспитания, на момент разворачивающихся событий на эволюционной лестнице стоят ближе к животным, а не людям. Вся духовная жизнь, поиски человеком истины для них совершенно отсутствуют, поскольку в принципе внутренней жизни в них нет. Есть лишь какие-то биологические инстинкты. Это оказывается злом для них самих: самое важное в себе они давно и бесповоротно загубили. Но последствия усугубляются тем, что по своему происхождению они принадлежат к верху русского общества — дворянству, которое управляет Россией, у которого в подчинении оказывается весь русский народ; в комедии этот аспект проблемы раскрывается в отношениях Простаковых со своими крепостными. Трагедия заключается в том, что Митрофан ничем не отличается от своих родителей: но за такими, как он, остается русское будущее, что очень хорошо чувствовал и глубоко переживал Фонвизин.

Это интересно: Родители наставляют своих деток лишь на добрые дела. Им хочется гордиться сыновьями и дочерьми, они переживают за них и хотят им только лучшего. Родительское наставление содержит не только советы, но и запреты, и требования. Когда отец или мама по душам разговаривают со своими детьми, они должны понимать, что их слова будут звучать в душе каждого их ребёнка и тогда, когда они станут взрослыми, помогая им в трудной ситуации, ориентируя в сложных жизненных обстоятельствах.

Сочинения

Сочинение по литературе на тему Недоросль нам задали в 8 классе. Эта работа дает возможность лучше понять произведение Фонвизина, в котором он раскрывает актуальные на тот момент проблемы. Теперь же и мы напишем краткое сочинение по комедии Недоросль, упоминая главных героев, с помощью которых Фонвизин разворачивает сюжетную линию своей работы.

Сочинение Недоросль

Сюжетная линия комедии Фонвизина Недоросль переносит читателей в деревню Простаковых, где и происходят все события. Там мы наблюдаем жизнь госпожи Простаковой, ее мужа, и сына Митрофанушки. Используя образы Простаковых, автор выводит на чистую воду все существующие пороки дворянства с его негативными чертами.


Главными темами комедии являются воспитание нового, передового поколения и разоблачение крепостничества. На примере Простаковых писатель показывает отношение дворян к крепостным. В тот период времени стало неожиданным появление работы, где борьба добра и зла ведется не в душах главных героев, а сами герои являются представителями двух лагерей.

Во втором лагере положительные герои, представленные Софьей, Стародумом, Правдиным, Милоном вызывают восхищение. Это умные, воспитанные и добрые люди. Эти герои комедии являются собирательными образами и представляют людей эпохи Фонвизина. Тех самых людей, что живут не ради чинов и прибыли, а с удовольствием готовые служить своему Отечеству и заботиться о благосостоянии народа. Они и дают надежду на лучшее будущее, которое освободит общество от невежества и самодурства. Так, например, Правдин берет опеку над имением Простаковых, что может быть намеком на лучшее будущее страны, где все же появятся умные руководители и разумное управление.

Главные герои комедии Фонвизина

Как мы уже говорили, в комедии Фонвизина Недоросль можно выделить как негативных героев, так и положительных. Положительными героями в Недоросле являются Софья, Милон, Правдин и Стародум. Они придерживаются идей просвещения. Эти персонажи считают своими достоинствами такие ценности как честность, любовь к стране, добродетель, мораль и образованность.

Отрицательными героями являются Простаковы и Скотинин. Они видят свое счастье лишь в деньгах и жестокости. Это необразованные личности, которые в конце концов получают по заслугам.

План сочинения Недоросль

1. Семья Простаковых — истинное лицо дворянства с его пороками 2. Проблемы, затронутые писателем 3. Представители двух лагерей: положительного и отрицательного 4. Краткое знакомство с героями комедии

Сочинение на тему: Недоросль

Характеристика Митрофанушки из комедии недоросль

Описание характера

Митрофан Простаков не отличается выдающимися качествами характера. Фактически – это яркий пример необразованности (в любом ее понимании) и невоспитанности.

Чрезмерная опека со стороны родителей и вседозволенность стали причиной формирования сложного характера.

В свои 15 лет он все еще считается ребенком – родители многое прощают ему, мотивируя тем, что он ребенок и перерастет это.

Родители балуют сына – они считают, что взрослая жизнь полна сложностей, а потому необходимо обустроить период детства таким образом, чтобы он был наименее беззаботным.

В результате Митрофан растет изнеженным и избалованным. Однако сам же он не способен на добрые поступки или гуманность – юноша постоянно ругается с крестьянами и учителями, груб и жесток не только по отношению к ним, но и к своим родителям.

Не получая ни наказания за свои поступки, ни отпора он только больше убеждается в правильности своих действий и продолжает все больше ожесточаться.

Митрофан не интересуется ничем, кроме женитьбы.

Он не умеет находить красоту и эстетику в окружающем его мире – природе, искусстве. В некоторой мере он напоминает животное, которое руководствуется исключительно основными инстинктами.

Митрофан очень ленивый человек, ему нравится размеренная жизнь тунеядца и ябеды. Он не старается достичь чего-либо в жизни. Хотя при желании может развить себя. Стоит отметить, что в целом он сообразительный человек – Митрофан осознает, что он невероятно глупый, но не видит в этом проблемы – в мире полно глупых людей, поэтому он сможет себе найти достойную компанию.

Отношение к окружающим

История Митрофана Простакова – типичный рассказ о том, что бывает, когда человеком руководит мотив вседозволенности и безнаказанности с самого детства. Родители юноши охвачены чрезмерной любовью к своему сыну, что крайне губительно для него и как для личности, и как для единицы межличностных отношений, социальной коммуникации.

Родители Митрофана не придавали значение особенностям взаимодействия сына с социумом, не вносили коррективы и не исправляли ошибок сына, возникшие в общении с другими людьми, что в результате вылилось в крайне неблагоприятную картину.

В сознании Митрофана общение с человеком начинается с определения его положения в социуме – если это значимый, важный человек (аристократ), то юноша пытается соответствовать минимальным этикетным нормам, что правда и это ему дается с трудом. С простым же человеком Митрофан и вовсе не церемонится.

Пренебрежительное, грубое отношение Митрофана к учителям – обычное дело. Родители, вновь-таки, не препятствуют сыну, и поэтому ситуация перерастает уже в плоскость межличностных отношений в целом. Митрофану позволяют грубить другим людям (в основном это люди, находящиеся ниже по социальному статусу, либо те, кто не в силе дать отпор), в то время как преподаватели и воспитатели вынуждены следовать правилам этикета и учтиво обращаться со своим воспитанником.

Отношение к обучению

В то время как основная масса аристократии пыталась дать наилучшее образование своим детям, в надежде на то, что это позволит их чадам стать успешными в жизни, родители Митрофана учат своего ребенка, потому, что не учить нельзя – выданный указ Петром І обязывает всех аристократов обучать своих детей арифметике, грамматике и Божьему слову.

Образ Митрофана Простакова для современного читателя кажется не вполне типичным – в большинстве случаев история и литература предоставляет образы образованных, хотя и не всегда целеустремленных аристократов. Образ Простакова кажется из ряда вон выходящим, однако, если поразмыслить, то можно прийти к итогу, что это не так. Этот факт подтверждается историческими документами (указ Петра І об обязательном образовании дворян) – если бы ситуация с необразованностью была бы не распространенной, то вряд ли она нашла свое отображение в официальных документах.

Родители Митрофана не являются образованными людьми – их знания базируются на жизненном опыте, в целом они не видят смысла в образовании и считают науку вынужденной мерой, данью моде. Такой настрой родителей, в частности матери, спровоцировал ощущение ненужности образования в глазах Митрофана.

Подобный настрой повлек за собой еще одну проблему – бурное негативное отношение и к самому процессу обучения, и к преподавателям.

За четыре года обучения грамоте Митрофан все также читает по слогам, прочтение новых текстов для него все еще представляется не решаемой задачей, да и с уже знакомыми дело предстоит не намного лучше – Митрофан постоянно делает ошибки.

С арифметикой дела тоже не выглядят оптимистично – за несколько лет обучения Митрофан освоил только счет до трех.

Единственное где преуспел Митрофан – французский. Его учитель, немец Вральман, довольно лестно отзывается о своем ученике, но в этом случае дело обстоит не в исключительной предрасположенности Митрофана к изучению языков, а в умении Вральмана обманывать – Адам Адамович не только удачно скрывает истинное положение уровня знаний своего ученика, но еще и обманывает Простаковых, выдавая себя за учителя – Вральман сам не знает французского, но, пользуясь глупостью Простаковых, удачно создает видимость.

Таким образом, Митрофан Простаков представляет собой человека с ничтожной душой, мелочными желаниями, ограничивающимися плотским, животным удовлетворением своих потребностей, который достиг предела в своем моральном и духовном развитии. Парадоксально, но имея возможности, Митрофан не стремится реализовать свой потенциал, а, наоборот, прожигает свою жизнь впустую. Он находит определенную прелесть в лентяйничестве и тунеядстве и не считает это изъяном.

Пьеса Фонвизина “Недоросль” написана в 1781 году. В ней показаны серьезные проблемы морали и нравственности русского дворянства того времени. Через образы недоросля Митрофанушки, госпожи Простаковой и помещика Скотинина он показал пороки, которые разъедали изнутри дворянское сословие. Это эгоизм, жадность и подлость, ограниченность, ненависть к просвещению и всему новому, желание властвовать над всеми. Отрицательным персонажам Фонвизин противопоставил образы благородных и свободных людей, таких как Правдин, Стародум, Софья и ее жених Милон.

В столкновениях этих двух групп происходит борьба хорошего с плохим: добра со злом, искренности с ложью, порядочности с наглостью и хамством. Два мира отличаются и целями в жизни их героев. Митрофан растет невеждой и недоучкой, его цель – жениться, но продолжать жить за счет матушки. Простакова стремится любым способом прибрать к своим рукам как можно больше чужого добра. Скотинину свиньи на его подворье гораздо важнее людей, его цель – выгодно жениться, увеличив свое богатство. Совершенно иные цели у положительных персонажей, устами которых Фонвизин выразил свои идеи: только образованные и воспитанные люди смогут изменить к лучшему Россию. Комедия написана колоритным, сочным языком. Образы героев подчеркивают говорящие фамилии. Она стала откликом на царский указ, по которому каждый дворянин должен получить образование, иначе ему будет запрещено жениться.

Действие комедии “Недоросль” происходит в доме помещиков Простаковых, отличающихся дремучей невежественностью и дикостью нравов.

Главенствует в семье госпожа Простакова – женщина властная и своевольная, жестокая с крестьянами и грубая с домочадцами. Главной ее страстью является безоглядная любовь к сыну Митрофанушке – недорослю, увиливающему и от дворянской службы, и от обучения необходимым в дворянском обществе наукам. В доме проживает также родственница Простаковой, сирота Софья, которая, будучи хорошо воспитанной и образованной

Хозяйка дома хочет выдать ее замуж за своего брата Скотинина, но, неожиданно получив известие о внушительном наследстве Софьи, решает обвенчать ее с Митрофанушкой. Девушка, влюбленная в благородного офицера Милона, не допускает и мысли о свадьбе с недорослем, однако Простакову это не останавливает: хитростью и силой она пытается добиться своего. Только благодаря заступничеству дядюшки, влиятельного и прогрессивно мыслящего дворянина Стародума, помощи Милона и участию их общего знакомого Правдина Софье удается избежать насильственного

В конце комедии влюбленные получают благословение Стародума на венчание, а Простаковой, известной бесчеловечным отношением к крестьянам, оглашается “высочайший приказ”, согласно которому ее дом и крепостные передаются под государственную опеку. “Вот злонравия достойные плоды!” – провозглашает, указывая на Простакову, Стародум в финале комедии.

Писатель осуществляет работу над произведением на протяжении более трех лет.

Жанровая направленность произведения представляется комедией в виде яркого и живого повествования, в содержании которого отсутствуют трагические эпизоды. Построение пьесы осуществляется по классическим канонам с яркой выраженной сатирической направленностью, с помощью которой автор беспощадно высмеивает общественные пороки.

Основная тема комедийной пьесы представляет собой изображение просвещения и образования, воспитания нового поколения под влиянием нового веяния времени и политического реформирования.

Композиционная структура пьесы представляется в виде соблюдения трех составляющих комедию элементов в качестве единства действия, времени и места, выделенных в пяти действиях.

Основная сюжетная линия раскрывается путем изображения семейства Простаковых, относящихся к знатному дворянскому сословию, не приемлющих новых и прогрессивных взглядов. Самым главным для семьи Простаковых является финансовое благополучие, а образование для них представляется излишним.

Главным героем пьесы является Митрофанушка, представленный в образе шестнадцатилетнего, абсолютно необразованного юноши, отличающегося избалованностью и неуважением к окружающим.

Также основным персонажем комедии является Стародум, представленный в образе дяди и опекуна Софьи, которую мать Митрофанушки прочит в его невесты. Стародум изображается в качестве искреннего, прямодушного человека, отрицающего всякую несправедливость.

Кроме того, ключевыми героями являются Простакова, мать Митофанушки, необразованная, невежественная баба, характеризующаяся безумной любовью к единственному сыну, а также Правдин, изображенный в образе государственного служащего, прибывшего к дом Простаковых с целью проверки, отличающегося честностью и порядочностью, желающего пресечь произвол и самодурство Простаковой.

Второстепенные персонажи пьесы представляются в образе Еремевны, няни Митрофана, преданной своим хозяевам, а также Скотинина, отрицательного героя, которому чужды просвещение и моральные ценности.

2 вариант

В соответствии с жанром, в данном произведении нет каких-либо трагедий с печальным исходом, повествование изложено в живом виде.

Плохое воспитание, которое влияло на жизнь человека, являлось достаточно большой проблемой, которая раскрывается в данной комедии. Денис считал, что у человека с хорошим воспитанием трудных моментов в жизни будет меньше и сам человек будет более образованным и адекватным, что являлось несомненной частью жизни человека.

Фонвизин хорошо раскрыл тему про выбор человека, когда один из главных героев должен был сделать свой выбор. Денис утверждался в том, что всегда есть свобода выбора и человек сам вправе решать, что ему нужно, а что нет. Однако за каждым действием будут идти свои последствия, которые могут быть как хорошими, так и плохими.

Денис выразил своих героев максимально ярко и выражено, каждая черта характера героя присутствовала во время диалогов, будь это алчность или доброжелательность. Герои имели множество черт характера, своих особенностей и уникальностей, большой набор эмоций и собственный вид. Каждый из героев олицетворял ту или иную проблему в обществе, которую необходимо было устранить или вовсе искоренить для общего блага.

Подробный анализ

В целом, комедия Фонвизина имела колоссальное признание как в России, так и за рубежом: высмеивающий пороки дворянского общества, он и по сей день остаётся очень актуальным и общепризнанным. И его до сих пор продолжают читать и анализировать.

Вариант 4

Писатель Фонвизин длительное время работал над комедийной пьесой. Закончил её в 1781 году, где впервые показал своим друзьям. В комедии чувствуется развлекательная ниточка, отвлекающая читателя от тоски и грусти.

В комедии наблюдаем два мира: хорошего и плохого: борьбы с добром и злом, искренностью и ложью, наглости и порядочности, хамства и вежливости. В комедии положительными героями являются – Правдин, Стародум, Софья, её жених Милон. Отрицательными героями – семья Простаковых.

Главными чертами отрицательных героев являются: невежество, самолюбие, жестокость. Они живут по своим принципам, желая получить огромную власть не только над крепостными, но и свободными благородными людьми, к которым принадлежит вторая группа. Хотят, чтобы все зависело от них.

Автор показал какие отличия двух миров: целей в жизни, манерой поведения и общения, в идеальных образах.

Комизм пьесы проявляется во всех мелочах. В пьесе описана фигура Простаковой, которая ведет себе невежественно, к тому же ругается, как уличная торговка. На нее похож и её братец. А Митрофанушка, являющимся центральным героем, представлен в образе маленького обжоры. Он постоянно хочет есть.

Недоросль – пустая личность. У него нет ни ума, ни желания учиться, ни совести. Так воспитали его родители. В пьесе много смешных эпизодов о Митрофане. Вспомним как смешно он пытался спрятаться за свою няньку от грозного Скотинина. Еще есть эпизод, где он на уроке пытается рассуждать, что происходит с дверьми.

В пьесе мы наблюдаем комизм героев, выражающихся в характерных чертах: невежественности, хамстве, грубости, жадности. Автор показал, как примитивен жалкий мир семьи Простаковых и Скотининых, которые пытаются подчинить себе благородных людей, завладеть ими и навязать им свои цели. Простаковы стремятся прибрать к своим рукам добро различными способами.

Мы видим, как Простакова привыкла к грубому общению, как с благородными людьми, так со своими крепостными и родными. Скотинин самоуверен, в этом герое нет ни одной положительной черты. Простакова и Скотинин – жестокие и наглые люди. Вспомним, как они побуждали Софью к браку. Только после того, у Софьи оказался заступник, они отстали от нее.

Развязка комедии, как и ожидалось, положительная: добро победило зло.

Простакову не жаль, хотя многие готовы ее простить. Она наглая, грубая и самовластная женщина, не терпящая в свой адрес никаких возражений.

Пьеса заканчивается благоприятно, только потому, что положительные герои пьесы смогли одержать победу над злом. Фонвизин глубоко выразил сатирическую нотку в комедии, прикрывшейся надеждой на законное правление.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ комедии Недоросль

Популярные сегодня темы

С самого детства нас приучают к очень важному аспекту жизни — к ответственности. Что же это такое? Это обязанность человека отвечать за свои слова и поступки.

Данная картина, чётко выражает, радость от весточки, полученной мальчиком с фронта. По выражению окружающих его лиц, видно, что письмо получено, от близкого человека. Оно было долгожданным, и все рады за прочитанные мальчиком строки.

Еще в прошлом веке родственные семьи жили недалеко или же непосредственно вместе друг с другом. Наши бабушки и дедушки не имели возможности получить или купить отдельное жилье и вынуждены были жить вместе

Чего только не случается в школьной жизни! Происходят и курьезные, и трагикомичные, и драматические ситуации. Одни из нас принимают чужие проблемы близко к сердцу, другие демонстрируют полнейшее равнодушие

Читайте также: