Колькину маму никто по имени отчеству не называл сочинение

Обновлено: 01.07.2024

(5)Отец был намного старше мамы. (6)Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7)И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8)Но зато она научила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику.

(15)Ну, а дома судьёй была мама. (16)Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17)Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы мигом преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой. (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.

Задание №07AEBF

(10)Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался. (11)Он просто был не таким, как все, был особенным…

(12)Пашки Винтуева в школе не было больше месяца. (13)Учительница Кира Геннадьевна уговаривала одноклассников сходить к Пашке в больницу или хотя бы написать ему записки, но все отказались самым решительным образом. (14)Венька не мог даже предположить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.

(15)Очень хорошо зная, как тяжело быть одному, Венька решил съездить к Пашке самостоятельно.

(16)В школьном буфете Венька купил пару булочек с клюквенной начинкой. (17)Ради такого случая можно даже пожертвовать папиной ручкой. (18)Кто ещё Винту такую принесёт?

(19)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате:

– (20)Глядите! (21)Это Венька… из моего класса! (22)Друг!

(23)Венька никогда не был другом Винта. (24)Друг – это такое, что не у каждого бывает. (25)Ладно, пусть ребята в палате думают, что у Винта друг Венька.

(26)Венька протянул Винту пакетик с двумя булочками и папиной ручкой:

– (27)Это тебе передача… от класса…

– (28)Вот что значит – друзья! – сказал Пашка громко и слегка качнул загипсованной рукой.

– (29)Антуана поставят на учёт в детскую комнату милиции.

– (30)За что? – испугался Пашка.

– (31)Как это за что? (32)За твою руку.

– (33)Не может быть… я же сам виноват… – искренне растерялся Пашка.

(34)Венька удивился, что Винт, оказывается, всё правильно понимает, и пояснил:

– (35)Твои родители на него заявление в милицию написали.

– (36)Ну, дают! – разозлился Пашка. – (37)Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

(38)Через неделю Винт пришёл в школу. (39)Хотя никто не хотел писать ему записок в больницу, но возвращению его в класс все обрадовались.

(40)Ребята разглядывали Пашкину руку с уважением и некоторым смущением. (41)Перед самым уроком Винт подошёл к Веньке и попросил:

– (42)А можно я с тобой сяду?

(43)Венька тут же собрал разбросанные по парте учебники и тетради. (44)Со второго класса с ним никто не садился после того, как он подрался со Славкой Никоненко. (45)Пашка сел рядом – Венька боялся даже дышать. (46)Он решил, что этот день стал самым счастливым за последние шесть лет его жизни.

Задание №0882b1

В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

1) А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!

2) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.

3) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

4)Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате…

(10)Гимназистки писали: цветок – роза; дерево – берёза или липа. (11)Блюдо – мороженое или рябчик. (12)Писатель – Чарская.

(13)Гимназисты предпочитали из деревьев дуб или ель, из блюд – гуся и борщ, из писателей – Вальтера Скотта и Жюля Верна.

(19)Эффект получился полный, даже больший, чем я ожидал. (20) Все поблёкли, стушевались передо мною. (21)Я облегчённо вздохнул и почувствовал, что у меня больше нет соперников и что Таня отдала мне своё сердце.

(22)Дома я не мог сдержаться и поделился с матерью впечатлением, произведённым моими ответами. (23)Она выслушала меня с интересом, как, впрочем, и всегда выслушивала всё, что касалось меня.

– (24)Повтори, Коленька, какое твоё любимое блюдо, а то я не расслышала.

– (25)Канандер, – важно ответил я.

– (26)Канандер? – недоумевая, переспросила она.

– (27)Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь?

(28)Она всплеснула руками и засмеялась:

– (29)Камамбер, Коленька, камамбер, а не канандер!

(33)Я всю ночь думал, как мне быть. (34)К утру я решил отказаться от только что разделённой любви и больше не встречаться ни с Таней, ни с её приятелями.

(35)Таня напрасно присылала мне записки с приглашениями то на именинный пирог, то на пикник, то на ёлку. (36)Я боялся на них отвечать. (37)А на гимназическом балу она прошла мимо, не ответив на мой поклон.

(По И. Одоевцевой)*

Задание №0AC03C

В каком варианте ответа средством речевой выразительности является метафора?

1) (2)Я стал придавать огромное значение внешности.

2) (20)Все поблёкли, стушевались передо мною.

3) (27)Это, мама, французский очень дорогой и вкусный сыр, разве ты не знаешь?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:


Очень внимательно читаем текст (1)Колькину маму никто по имени-отчеству н.

 Задания сочинения-рассуждения 15.1 15.2 15.3

Задания сочинения-рассуждения 15.1 15.2 15.3

Этапы работы над заданием 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как.

Пишем сочинение В предложенной фразе «Словом, мама умела делать достижимым вс.

Результаты по ученикам № Фамилия Имя Отчество 15.2 баллы 1 Портнова Кристина.

Результаты по ученикам № Фамилия Имя Отчество 15.2 баллы 1 Портнова Кристина Александровна 2(2)2(3)2(2)2(2) 8 2 Петров Сергей Александрович 1(2)1(3)2(2)2(2) 6 3 Храмов Петр Валерьевич )2(2)2(3)2(2)2(2) 8 4 Юркин Иван Григорьевич 1(2)1(3)1(2)1(2) 4 5 Эндюкова Надежда Григорьевна 1(2)1(3)1(2)2(2) 6 6 Нищетова Вероника Юрьевна 2(2)2(3)2(2)2(2) 8 7 Изя Алексей Олегович 1(2)1(3)1(2)1(2) 4 8 Васильев Григорий Николаевич (2)3(3)1(2)2(2)2 9 9 Исли Валентина Александровна 1(2)2(3)2(2)2(2) 7 10 Матросов Григорий Андреевич 2(2)2(3)2(2)1(2) 7 11 Лакушев Александр Александрович 2(2)3(3)2(2)2(2) 9 7 баллов

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Краткое описание документа:

Сочинение остается важной частью ГИА 9 и 11 классов. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно и в КИМ по русскому языку ГИА говорится, что вторая часть - небольшое сочинение-рассуждение — предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение-рассуждение является и второй частью на ГИА по другим предметам образовательного цикла

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Цели :

  • гуманитарное развитие учащихся
  • развитие творческих способностей личности
  • овладение учащимися свободной письменной речью
  • подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку

Задачи :

  • помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению 15-го задания на ОГЭ
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью
  • совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей
  • совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений
  • формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст

Технология организации

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С.2 ОГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Программа мастер-класса строится на основе теоретической и практической формы работы с обучающимися.

Основные организационные формы

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа рассуждения)
  • самостоятельная работа;
  • индивидуальная работа

Организация программы предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности

Предчувствие любви. Любовь. Мгновение или вечность? Смысл жизни, источник боли? А может, просто - жизнь.

Отец был намного старше мамы. Он не умел играть в волейбол, не умел бегать на лыжах и плавать диковинным стилем баттерфляй так хорошо, как умела мама. И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику (она – вытаскивала в коридор сразу три коврика – для себя, для отца и совсем маленький для Кольки). А еще она научила отца судить волейбольные матчи, и когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым. И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени… Хотя никто его так все же не называл.

Ну, а дома судьей была мама. Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись ее решениям, потому что эти решения были справедливы.

У Кольки было любимое занятие: лечить больных, раненых или обмороженных птиц. Мама помогала ему и называла его птичьим доктором, а клетку, которую они вместе смастерили, – птичьей лечебницей. Весной Колька всегда выпускал своих выздоровевших пациентов на волю… Птицы нетерпеливо вырывались из клетки, и Кольке от этого даже бывало немного не по себе. Но, может быть, им просто не терпелось поскорее показать ему, насколько окрепли их крылья, насколько готовы они к полету, и в этом-то и была, быть может, их птичья благодарность…

Однажды летом отца стали душить частые приступы астмы.

– Я увезу тебя к самым лучшим врачам: к реке, к свежему воздуху… И они тебя вылечат! – сказала мама. – Мы заберемся в глушь и будем жить там как робинзоны!

Дома по вечерам мамино возвращение с работы мигом преображало все: утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… И если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно сидели на вокзале в ожидании поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти.

То было дома, в городской квартире… А тут, на берегу реки, мама вдруг проявила такие способности, каких даже Колька с отцом от нее не ожидали.

Пожилой лесник, отец и Колька на брезентовой плащпалатке несли маму в деревню, что была в пяти километрах: к домику лесника нельзя было подъехать даже на телеге.

А они все трое молчали.

Отец тоже сел в машину. И она умчалась. А Колька даже не догадался сказать, чтобы и его тоже взяли с собой, что он тоже хочет вместе с мамой…

Он стоял возле сельсовета рядом с пожилым лесником, неловко положившим ему на плечо тяжелую руку, и все время мысленно повторял последние мамины слова, тоже обращенные не к отцу, не к врачу в белом халате и не к пожилому леснику в резиновых сапогах, а только к нему, к Кольке, к нему одному на всем белом свете:

Мама умерла. Это было давно, в тот год, когда Колька еще только собирался на свой самый первый школьный урок. А теперь он уже был в шестом классе…

Странная, непонятная людям привычка появилась у Кольки – почти у каждого нового знакомого он спрашивал:

Колька стал мрачным и нелюдимым. То далекое лето, поначалу такое солнечное и беспечное, неотступно стояло перед его глазами и никак не хотело становиться воспоминанием…

Через три года после смерти мамы Колькин отец женился. В дом пришла Елена Станиславовна, работавшая с отцом в проектной конторе. Она пришла не одна, с нею вместе явилась и ее дочка Неля.

Елена Станиславовна сказала, что Колька со временем, конечно, должен будет называть ее мамой, Нелю – сестрой; Неля же, тоже со временем, должна будет называть Колькиного отца. папой, а все вчетвером они непременно должны будут стать друзьями. Все это Елена Станиславовна высказала так уверенно и гладко, будто читала по бумажке или заранее выучила текст беседы наизусть. Она добавила также, что Колька и Неля должны быть во всем равны.

Кольке было обидно, что не только Елена Станиславовна, но и его отец стал сразу очень уважительно относиться к Нелиным занятиям.

И еще Колька с острой обидой сознавал, что сам он никогда не смог бы вот так часами сидеть на черном вертящемся стуле и упрямо добиваться своего. Может быть, поэтому в доме от него ничего особенного и не ждали, были вполне удовлетворены, когда он получал тройки, хотя от Нели строго требовали одних только пятерок.

А мама как раз старалась, чтобы отец о своей болезни никогда не вспоминал.

Кольке казалось, что новая жена отца бессознательно вытравляла все, что было связано с памятью о маме. Она делала это не нарочно, просто у нее был совсем другой характер. И другой характер стал у всего их дома. Дом был теперь аккуратным и подтянутым, словно застегнутым на все пуговицы, как строгий темно-синий жакет Елены Станиславовны.

Ему почему-то было неприятно, что полное мамино имя совпадало с именем Елены Станиславовны. Хотя, наверно, он был очень несправедлив.

…В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной.

К этому дню Неля выучила новую музыкальную пьесу – бравурную и торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений. А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком.

Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула блестящую крышку пианино – и грянул марш. Но она не сумела доиграть до конца…

– Где моя Черная Спинка? – вскрикнул Колька, заглушая пианино.

Черной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашел прошлым летом на озере, возле лагеря, и всю зиму лечил.

– Она… была на кухне, – ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростертыми объятиями. – Здравствуй.

Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним.

В кухне на окне стояла пустая клетка… Это была не обыкновенная клетка, какую можно купить в зоомагазине, она была самодельная, очень просторная, так что птица чувствовала себя в ней свободно и не должна была натыкаться на деревянные перекладины. Эту клетку Колька построил очень давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки.

Внутри клетки в горшочке с землей рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес.

Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал.

Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. В пустой банке из-под консервов валялось несколько желтых зерен…

– Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька.

– Нет… у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. – А вот зерна…

Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его.

– А ногу вы ей перевязывали?

– Но ведь тут, на кухне, темно и жарко… и пахнет газом. Зачем же вы ее сюда?…

– Ты знаешь, Николай (отец в серьезные минуты всегда называл его так – Николаем), ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала.

Ну, в общем, мешала ей…

– Черная Спинка, значит, тебе очень мешала? – все так же тихо, избегая еще главного вопроса, спросил Колька у Нели.

– Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка.

– Недаром тебя в школе зовут Писклей!

– Еще бы… Ведь я – твоя сестра!

– А ты мне не сестра… – выпалил Колька.

– Ты видишь, мама? Ты видишь?… – Голос Нели становился все тоньше, будто внутри у нее туже и туже натягивалась незримая глазу струна. И вот струна лопнула: разрыдавшись, девочка бросилась обратно в комнату.

До сих пор Елена Станиславовна молчала. В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе, внимательней последить за больной птицей. Она даже готова была вслух признать свою вину.

Но последняя Колькина фраза мигом изменила все ее намерения.

– Как ты можешь так, Коля? Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду… И эта Черная Спинка действительно мешала ей заниматься.

– Где же она сейчас? – тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы.

Елена Станиславовна опустила голову.

– Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец.

Колька качнулся… Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привез из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о ее смерти вот так прямо и грубо.

– Она умерла… а не сдохла. Умерла из-за вас! – крикнул Колька, сам еле сдерживая слезы. Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча ее впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор…

– Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. – Мы его так встретили… Неля марш приготовила. Подумаешь, птицы.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
высказывания русского филолога Льва Васильевича
Успенского:
Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из
прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных
предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или
публицистическом стиле, раскрывая тему на
лингвистическом материале. Начать сочинение Вы
можете словами Л.В. Успенского.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

5. Проверим

6. Используя лексические и грамматические явления в 1, 2 и 18 предложениях, заполните таблицу

8. Выделите ключевые слова в предложенной цитате

9. Комментируем высказывание

1.
2.
3.
4.
Чтобы выделить какое-либо лексическое явление в исходном , лучше сначала
выполнить задание А1 теста и сориентироваться по нему, в чем главная
мысль текста.
Теперь нужно посмотреть, какие слова в тексте указывают на основную
мысль автора, то есть выделить ключевые слова.
Найдите в тексте Пример 1 и Пример 2, подтверждающие
(иллюстрирующие) понятия, обозначенные ключевыми словами,
прокомментируйте их.
Для этого надо помнить, что лексические явления можно рассмотреть на
примере
однозначных слов,
многозначных слов,
фразеологизмов,
синонимов, антонимов, в том числе и контекстных,
лексики с точки зрения стилистической окраски (слова книжные и
разговорные, просторечные);
лексики с точки зрения эмоциональной окраски (эмоционально окрашенные
слова, экспрессивные)
лексики с точки зрения активного и пассивного запаса (историзмы, архаизмы,
неологизмы);
лексики с точки зрения происхождения (исконно русские слова и
иноязычные);
лексики с точки зрения сферы употребления (профессионализмы, жаргонизмы,
диалектизмы).

Найдите лексические единицы,
созданные на основе переносного
значения слова: олицетворение,
метафору, эпитет.
И на основе их выстраивайте
аргументы.
Здесь вам поможет задание А3,
включающее в себя тропы, и
повторение лексических явлений и их
роли в тексте.

12. Лексические явления и их роль

Определение
Роль
Примеры
ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ
СЛОВ.
- Делают речь образной,
выразительной,
- уточняют мысль, делают её
ярче,
- характеризует героя, его
поведение и состояние.
Рыбки были золотые и
очень красивые.
Глаза её остановились
от боли и тоски.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ –
устойчивые сочетания слов,
понимаемые в переносном
смысле. Языковое
средство с положительной
эмоциональноэкспрессивной окраской
или с отрицательной (без
царя в голове —
неодобр., мелкая сошка —
пренебрежит., грош цена —
презр.).
— усилить наглядность и
образность текста,
Грозная тревога
всколыхнула весь
народ от мала до
велика.
Теперь он
окончательно пал
духом.
На другой день, ни
свет ни заря, Лиза
уже проснулась.
— создать нужную
стилистическую
тональность
(торжественности,
возвышенности или
сниженности),
—передать авторские
чувства и оценки.

Определение с примерами
Роль
Стилистически окрашенная лексика.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ
(ОЦЕНОЧНАЯ) ЛЕКСИКА, в том числе:
а) слова с положительной оценкой:
торжественные, возвышенные (в том числе
старославянизмы): вдохновение, грядущий,
отечество, сокровенный;
возвышенноодобрительные: благородный, выдающийся,
изумительный, отважный;
ласкательные: солнышко, голубчик,
б) слова с отрицательной оценкой:
неодобрительные: домысел, препираться, околесица;
пренебрежительные: выскочка, деляга;
презрительные: балбес, зубрила, писанина.
может:
— придавать
тексту возвышенное
или, наоборот,
сниженное
звучание;
— служить средством
речевых
характеристик героев;
— служить
средством передачи
авторских эмоций и
оценок.

Определение
Роль
Примеры
СТИЛИСТИЧЕСКИ
ОКРАШЕННАЯ
ЛЕКСИКА, в том
числе:
а) книжная:
научная
(термины: аллитерац
ия, косинус,
интерференция);
официальноделовая: нижеподпис
авшиеся, докладная;
поэтическая: лазурны
й, очи, ланиты
может:
— придавать
тексту возвышенное
или, наоборот,
сниженное звучание;
— служить
средством речевых
характеристик
героев;
— служить
средством передачи
авторских эмоций и
оценок.
- Бабуля, это к тебе, сказала Танечка,
входя в квартиру в
сопровождении двух
девочек и одного
серьёзного мальчика.
Делегация молча
удалилась.
(Б.Васильев)
- Трус несчастный, вдруг отчётливо, с
невероятным
презрением сказала
большая девочка. Только пикни у нас.

Олицетворение Присвоение
предметам
неживой
природы
свойств живых
существ.
Хмель, ползя по
земле, хватается за
встречные травы, но они
оказываются
слабоватыми для него, и
он ползет,
пресмыкаясь, всё
дальше…Он должен
постоянно озираться и
шарить вокруг себя,
ища за что бы ему
ухватиться, на какую
бы опереться надежную
земную опору.

20. Найдите средства выразительности в предложениях №5, 9, 10, 15, 16, объясните их роль в тексте

Средство
выразительности
Стилистические
антонимы.
Однокоренные слова,
одно из которых
употребляется в прямом
значении, а второе – в
переносном.
Найдите в 10 и 16
предложениях
метафоры.
Пример
Роль в тексте

21. Групповые задания: найдите средства выразительности в предложениях №5, 9, 10, 15, объясните их роль в тексте

23. 15.1. Сочинение – результат коллективной работы

24. Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом исходного текста

В основной части вы должны доказать справедливость
выраженной в тезисе мысли. Как это сделать?
Определите тему (о чём
текст?)
идею (какими мыслями
хочет поделиться с
читателями автор?)
Как правило, идея
текста заключается
именно в выделенном
фрагменте.
Сформулируйте заключённую в выделенном отрывке
идею своими словами и запишите её на черновике.
Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по
вашему мнению, эту идею.
Сформулируйте смысл каждого из них своими словами и
запишите на черновике.

28. Будем доказывать главную мысль текста, выраженную в его финале

29. Сочинение может быть, например, таким…

31. Справедливость

– Справедливое отношение к кому-л.,
чему-л.; беспристрастие.
Современный толковый словарь русского языка
Ефремовой.
Справедливость - положительное нравственное свойство
характера определенного человека, определяемое его волей
и поступками; постоянное деятельное направление воли к
исполнению нравственного закона.
Справедливость - беспристрастие, нелицеприятность,
непредубеждённость, непредвзятость, объективность,
правда, честность, достойность, праведность,
непредубежденность, понятность, правильность, верность,
беспристрастность, законность, достоверность,
истинность, заслуженность, правосудие.
Ant. несправедливость, пристрастность, неверность,
лживость, неточность, неправильность. (Словарь
синонимов).

Олимпиады доступны только зарегестрированным пользователям. Войдите в систему или пройдите регистрацию, чтобы продолжить.

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Прочтите текст и выполните задания 2-14

(1) Колькину маму никто по имени-отчеству не называл, все, даже ребята, называли ее просто Лелей.

(2) – Вот придет наша Леля с работы, мы вам покажем! – кричали они волейболистам соседнего двора, и Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки, будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным черным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть ее.

(3) Мама выбегала во двор в узких спортивных брюках и тенниске. (4) Болельщики встречали ее нетерпеливым гулом радости, но она прежде всего разыскивала Кольку и усаживала его в первый ряд зрителей – на садовую скамейку, на забор или прямо на траву. (5) И тут уж Колька сидел скромно, строго, не выражая своего торжества, а только изредка обменивался взглядами с мамой, которая, казалось, молча спрашивала его:

(11) А когда команда выигрывала, мама непременно поднимала Кольку на руки и целовала, будто он был самым дорогим победным кубком, врученным ей раз и навсегда за все прошлые, настоящие и будущие победы.

(12) Отец был намного старше мамы. (13) Он не умел играть в волейбол, не умел бегать на лыжах и плавать диковинным стилем баттерфляй так хорошо, как умела мама. (14) И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (15) Но зато она научила его тоже ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать по утрам гимнастику. (16) Она вытаскивала в коридор сразу три коврика: для себя, для отца и совсем маленький для Кольки. (17) А еще она научила отца судить волейбольные матчи, и когда отец со свистком во рту усаживался сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым. (18) И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени. (19) Хотя никто его так все же не называл.

(20) Зато вслед за мамой все уважительно именовали его:

(21) – О справедливейший из справедливых!

(22) И папин свисток был для спортсменов законом. (23) Возвращаясь домой после волейбольного сражения или вечерней прогулки, отец очень часто говорил маме:

(24) – Мне снова легко дышится. (25) Снова легко!

(26) И это было очень важно для отца, потому что у него была бронхиальная астма.

(27) Ну, а дома судьей была мама. (28) Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись ее решениям, потому что эти решения были справедливы.

Читайте также: