Колесов как наше слово отзовется сочинение

Обновлено: 19.05.2024

Цели урока:

  • Образовательные: подготовка учащихся к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ, формирование умения понимать текст и выполнять анализ содержания и формы исходного текста.
  • Развивающие: развитие коммуникативной, лингвистической и языковой компетентностей учащихся.
  • Воспитательные:
    • воспитание у подростков осознанного отрицательного отношения к сквернословию;
    • воспитание бережного отношения к языку, формирование речевой культуры.

    Тип урока: урок развития речи.

    Методы: словесный, наглядный, проблемный, исследовательский (анкетирование и наблюдение за речью окружающих), частично-поисковый (использован при работе с текстом), репродуктивный метод (работа с учебником, опорными схемами ), метод наблюдения (сравнение текстов), метод моделирования (создание текста по опорным словам).

    Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Приёмы: постановка проблемы, выразительное чтение, анализ текста, составление плана, работа со словарями.

    Вид урока: практикум.

    Оборудование: компьютер, проектор, листы с алгоритмом написания сочинения, раздаточный материал для аргументации (Приложение).

    Ход урока

    1. Оргмомент

    2. Целеполагание и мотивация

    - Как вы думаете, над чем мы сегодня с вами будем работать? Какую проблему решать?

    Действительно, проблема сохранения русского языка актуальна. Не случайно по приказу Президента России В.В.Путина 2007 год был объявлен Годом русского языка, в 2014 году вернулось в школу итоговое сочинение, а 2015 год стал Годом литературы.
    Сегодня на уроке мы продолжаем подготовку к ЕГЭ. Используя полученные знания, попробуем провести целостный (комплексный) анализ текста. Итогом работы будет сочинение- рассуждение на основе исходного текста - это цель нашего урока.

    - Чтобы правильно написать сочинение-рассуждение, что мы должны уметь? Какие задачи сегодня мы должны решить, к каким результатам прийти в конце урока (исходя из темы урока)?

    • понять авторский текст,
    • сформулировать проблему исходного текста,
    • прокомментировать её с опорой на текст,
    • сформулировать позицию автора текста по данной проблеме,
    • сформулировать собственную позицию и аргументировать её,
    • написать сочинение-рассуждение.

    3. Определение темы урока

    Нам не дано предугадать,
    Как слово наше отзовется…
    Ф.И.Тютчев

    - Как вы думаете, какие слова из строк Ф.И.Тютчева могут быть темой нашего урока? Поясните свое мнение.

    4. Постановка проблемного вопроса

    - Согласны ли с высказыванием Вадима Шефнера?

    Словом можно убить, словом можно спасти,
    Словом можно полки за собой повести.
    (Вадим Шефнер)

    - Таким образом, ответ на какой вопрос мы сегодня на уроке попытаемся ответить? Какую проблему будем разрешать?
    (Какова роль слова? Проблема развития и сохранения русского языка)

    5. Работа с интернет-источниками (выступления учащихся)

    1) Тексты по этой проблеме (обзор).

    Каждый человек несет ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке.

    Призыв бережно относиться к родному языку.

    2) Интернет-сайты в помощь (обзор)

    3) Вред сквернословия

    4) Итоги анкетирования

    1. Люди употребляют в порыве гнева, таким образом выражают свои эмоции, либо имеют маленький словарный запас.

    2. Есть такие, кто не использует бранные слова, а большинство выражают свои эмоции.

    3. Большинство употребляющих бранные слова произносят их редко.

    4. Употребление этих слов происходит в различных ситауциях. Например, во время спортивных игр или же при общении с друзьями.

    5. К счастью, все ребята относятся негативно к сквернословию.

    6. Многие ничего не чувствуют, когда употребляют их.

    7. Люди думают о невоспитанности ребёнка.

    8. Ничего не чувствуют.

    9. Чаще всего слышны бранные слова от сверстников и взрослых людей.

    10. Предлагают контролировать свою речь, наказывать штрафами сквернословов.

    11. Нужно следить за своей речью, сдерживать свои эмоции.

    12. Не хотят, чтобы дети использовали бранные слова, потому что это некультурно.

    6. Работа с текстом

    Вспомните алгоритм написания сочинения-рассуждения (взаимопроверка).

    2. Проблема, над которой размышляет автор.
    Комментарий (2 примера-иллюстрации).

    3. Выявление позиции автора.

    4. Собственное мнение (согласие или несогласие с позицией автора).

    5. Первый аргумент.

    6. Второй аргумент.

    7. Вывод (заключение).

    1) чтение текста,

    - Какая проблема поднимается автором?

    - В каком предложении содержится формулировка проблемы?

    - Что делает автор, чтобы раскрыть проблему?

    - К какому выводу приходит С.Виноградов?

    - Согласны ли вы с мнением автора? Поясните свой ответ.

    - Кто из писателей писал о русском языке, понимал важность слова, переживал за судьбу языка?

    5) Выступление ученика: Литературные аргументы

    7. Составление группового сочинения-рассуждения и его представление( возможно использование опорных слов с раздаточного листа):

    2) 1-й пример-иллюстрация

    3) 2-й пример-иллюстрация,

    4) авторская позиция,

    8. Вывод

    - Какой же вывод можно сделать, исходя из темы урока?

    9. Домашнее задание

    Написать сочинение-рассуждение на основе текстов (см. раздаточный материал), используя один из них как исходный текст, два любых других как аргументы.

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Конкурс творческих работ

    Автор: Осипенко Наталья Александровна,

    Место работы: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области

    Должность: учитель начальных классов, педагог-психолог,

    Телефон: 8 983 321 70 12

    Нам, современникам данного времени, остаётся только догадываться, как наши далёкие предки создавали этот удивительный, потрясающий, волшебный, умопомрачительный мир под названием Русский язык.

    Незаметно и искусно вплетали они тайные знания в ткань любого повествования таким образом, что тексты приобретали свойство отражать знания по уровням. Любой текст был многомерным, был и есть. Даже географические названия, названия городов, местностей, деревень, улиц в городах они присваивали так, что идущий по пути точно знал, куда он попал и что может ждать его в данном месте. Какую силу он может здесь обрести, от чего освободиться.

    Наши предки жили в согласии с природой, были едины с миром, поэтому они владели словом и извлекали максимальную пользу из представленного пространства, чтобы донести как можно больше сведений, сути, которая содержится в предмете, явлении, событии. Если можно увидеть суть вещей, дальше уже не встаёт вопрос, какой следующий шаг нужно сделать, чтобы продвинуться к желаемой цели: слово несло все необходимые знания о сути. И оно творило.

    По всей видимости, у наших предков таких приёмов, проникающих во все сферы жизни, было бесчисленное множество. Каждое слово представляло для них многогранную структуру, уровни и грани которой призваны были осветить истину с разных сторон.

    Или, например, слово наслаждение. Вероятно, оно получается, когда есть слагание /сложение (чередование согласных), а сладость когда есть лад.

    Это маленький пример раскрытия, видения, трактования русских слов, но и из этого можно сделать вывод, что всё духовное наследие наши предки оставили нам в слове. Наша задача увидеть зашифрованный, сакральный, универсальный сМЫсл (соединиться с мыслью), постичь все тайны и красоты, чтобы стать счастливым (соЕДИНение с ЧАСТЬю) этого мира. И передать наследие следующим поколениям. Так, чтобы мы отражались в слове и оно отражалось в нас. Так, чтобы постичь всю магию (могию, мочь, мощь) русских слов. В конце концов, воссоединиться, наладив связь (вязко, вяжет, связывает) с собственными (собью, сутью) корнями.

    Стихотворение "Нам не дано предугадать. " было написано Ф. Тютчевым в конце его жизни - в 1869 году. Эти строки пропитаны мудростью человека, прожившего долгую, насыщенную жизнь. И они, безусловно, заставляют задуматься.

    Часто ли мы думаем о том, что говорим? Наверняка, нет. А ведь слово - это дар, то, что делает нас Людьми. Слово можно дать, словом поощрить, похвалить, оскорбить, влюбить и даже убить.

    Мы постоянно общаемся друг с другом и все, что мы хотим донести - описываем словами. Иногда мы можем не так выразиться и сильно обидеть человека, не желая того, также оскорбить намеренно.

    Однако сказанного не вернуть. В этом убедился герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина Евгений Онегин. Евгений обидел Татьяну своим резким ответом на искреннее признание девушки в любви, сказав, что не женится на ней. Когда же, через много лет, он понял, что потерял самое лучшее, было поздно. Татьяна ответила ему отказом, как и Евгений когда-то: Но я другому отдана И буду век ему верна.

    Слова как минное поле. Подбирать их нужно очень осторожно. В порыве гнева важно помнить, что чтобы ни случилось - вы помиритесь, а обидные слова запомнятся надолго. Человек может замкнуться в себе или даже лишить себя жизни.

    В произведении Б. Л. Васильева "Завтра была война" именно грубое слово подтолкнуло школьницу Вику к самоубийству. Многие презирали ее отца, считая преступником. Даже поддержка друзей не заставила ее изменить свое решение. На похоронах была вся школа. И директор сказал ребятам: ". Во все глаза смотрите, чтобы запомнить, что убивает не только пуля, не только клинок или осколок - убивает скверное дело и дурное слово, убивает равнодушие и казенщина, убивает подлость и трусость".

    Итак, я считаю, что никогда нельзя забывать, что мы владеем словом. И только мы можем решить: будет оно лекарством, живой водой или ядом, разрушающим человека.

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    «Нам не дано предугадать

    И как же в этом повезло нам, педагогам! Каждый день приходить в детский сад и видеть глаза своих воспитанников. Иногда невербальное общение – более точный показатель реакции на твои слова. А когда встречаешь своих бывших воспитанников, узнаешь чего они достигли, их успехи, то ощущаешь, что в этом есть частичка тебя, твоего труда, твоей жизни.

    Нам не дано предугадать

    Как слово наше отзовётся…

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты


    образовательный проект по работе с родителями "Нам не дано предугадать как наше слово отзовётся"

    В данном проекте рассматриваются пути и формы работы с родителями в рамках проектной деятельности детского сада с родителями по социально - личностному направлению. Цель нашей работы внедрять разнообр.




    Нам не дано предугадать.

    Размышления на тему детско-родительских взаимоотношений.


    Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется.

    От частого употребления многие слова утратили яркость и насыщенность. Но так было не всегда, и на заре развития человечества слову придавалось магическое значение. Знания передавались в соответствии с.



    Цель: дать возможность родителям задуматься о последствиях воздействия негативных слов на психику окружающих людей и своего ребенка. Показать возможности самостоятельной психокоррекциионной работ.

    Читайте также: