Две екатерины две судьбы сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Любовь, как одна из сильнейших увлекающих человека
во все крайности больше, чем всякая другая страсть, может
служить пробным камнем нравственности.

Во второй половине XIX века в художественной литературе становится очень актуальной тема судьбы русской женщины. К этой теме обращались величайшие русские писатели, в их числе был Л.Н. Толстой. В "Анне Карениной" он открыл общие закономерности в судьбах многих женщин дворянского класса и объединил эти закономерности в образе главной героини. К этой теме обращались и И.А. Гончаров, и Н.А. Некрасов, и Ф.М. Достоевский. А Н. Островский и Н.С. Лесков не были исключениями, они тоже затронули эту проблему, но каждый по-своему увидел её. Прежде всего хочется отметить, что Лесков писал "Леди Макбет…" в полемике с Островским. Но в героинях обоих произведений есть не только различия, но и общие черты. О них я и хочу поговорить.
Обе Катерины - и Островского, и Лескова - предстают перед нами как два начала в женском характере, не привязанные к эпохе, а вечные, непреходящие.
В этих произведениях мы видим двух героинь с одинаковым именем Катерина, что значит "вечно чистая". Одной из них, к Катерине Кабановой, это имя очень подходит: она наивная, чистая и непорочная. Островский изобразил её как человека, не приемлющего того мира, в котором она живёт. Неприятие мира неподвластно ей, оно исходит из самого её сердца. Добролюбов назвал этот мир "тёмным царством", а Катерину "лучом света" в нём. Страшным фигурам "тёмного царства" Островский противопоставил образ женщины с пылким и чистым сердцем. Катерина влюбляется в человека, отнюдь не достойного той большой любви, которой переполнено её сердце. В ней борются чувство любви и чувство долга. Но сознание собственной греховности для нее невыносимо, "всё сердце изорвалось" от постоянной внутренней борьбы, и Катерина, не видя другого выхода, бросается в Волгу.
Героиня очерка Лескова совсем другая. Её сложно назвать чистой и непорочной. Конечно, когда мы в первый раз знакомимся с Катериной Измайловой, мы считаем её не типичной для России той поры, случайной, особенно учитывая то, что Лесков даёт указание на шекспировскую трагедию. И, может быть, нам сначала кажется, что такой сюжет достоин уголовной хроники больше, чем беллетристики, тяготеющей к обобщениям. Да, удивительно: русская женщина, воспетая и возведённая на пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца! И только внимательно присмотревшись к Измайловой, можно заметить, что и она, подобно Катерине Островского, протестует против душащего ее патриархального уклада. Лесков попытался создать не русский вариант шекспировской злодейки, а образ сильной женщины, "заблудившейся" в "тёмном царстве".
В обоих произведениях угадывается реальный мир русской провинции середины XIX века. Сходство некоторых деталей позволяет нам увидеть принципиальное различие двух героинь, живущих в похожих условиях. Обе Катерины - купчихи, в их семьях - достаток. Обе родились в патриархальном мире, в "тёмном царстве", но детство и отрочество их прошло под знаком "простоты и свободы". "…Я жила…точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла,… работать не принуждала; что хочу бывало, то и делаю…" - говорит Катерина Кабанова о своей жизни в девушках. У Катерины Измайловой тоже "характер был пылкий, и, живя девушкой в бедности, она привыкла к простоте и свободе…" Но, имея полную свободу действий, как по-разному распоряжались они ею! "Обсыпать через калитку прохожего молодца подсолнечною лузгою…" - вот чего хотелось Катерине Львовне. Совсем иного требовала душа Катерины Кабановой: "И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду…, из купола такой светлый столб вниз идёт, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют…" Сравнивая двух героинь, мы замечаем, что духовный мир Катерины Кабановой несоизмеримо богаче.
Обе героини вышли замуж без любви и очарованности. "Нет, как не любить! Мне жалко его очень!"- говорит Кабанова о Тихоне. Но ведь жалость - не любовь. А душа Катерины переполнена любовью, её надо кому-то отдать, да некому. Ведь у неё даже детей нет.
Судьба Катерины Львовны похожа: "Выдали её замуж за … купца Измайлова…не по любви или какому влечению, а так, потому что Измайлов к ней присватался…" Но если героине Островского было жаль мужа и хотя бы какое-то чувство связывало их, то Катерина Львовна не испытывала к мужу никаких чувств, а замуж вышла из-за бедности. Детей у Измайловой тоже не было и, по-видимому, не по её вине.
Обе героини, будучи от природы пылкими и страстными натурами, не могут мириться с домостроевскими порядками. Две Катерины похожи ещё и тем, что по полюбили, будучи уже замужем. И любят они своих избранников до самозабвения. Судьбой им был уготован похожий конец - гибель в водах Волги.
Но у этих двух литературных героинь много различий. Так Катерина Кабанова представлена Островским как героиня высокая, даже трагическая, в то время как Катерина Измайлова является героиней социально-бытовой драмы. В "Грозе" контекст образа - это народная песня, ширь и красота Волги, неоглядных волжских далей, певучая народная речь. А у Лескова Катерина живёт в купеческом доме за высоким забором, "затиснутая" в вещи, но не страдает от тоски, а "смертно скучает". Это различие обозначено в экспозиции каждого из произведений. Если в "Грозе" Островский раскрывает нам образ Катерины в её проникновенном монологе "Отчего люди не летают", где сразу угадывается тема грядущих страданий, духовного плена, в который заточена душа Катерины, жаждущая раскрепоститься во имя простора, любви и красоты, то у Лескова всё иначе. Он описывает быт Измайловой: "…житьё Катерины Львовны было самое скучное…Походит…по пустым комнатам, начнёт зевать со скуки и полезет по лесенке в свою супружескую опочивальню…Тут тоже посидит…- опять та же русская скука, скука купеческого дома, от которой весело, говорят, даже удавиться…" Скука - определяющее состояние души Катерины Львовны, её как будто не разбудили от какого-то сна.
Для Катерины Кабановой жизнь без любви немыслима. Она как будто весь мир любит и говорит об этом сначала Варваре ("Я сама тебя до смерти люблю…"), а потом Тихону: "Да неужели же ты разлюбил меня? Тиша, голубчик, кабы ты остался либо взял меня с собой, как бы я тебя любила, как бы я тебя голубила, моего милого". "Любовь чахнет под принуждением; самая её сущность - свобода; она несовместима с повиновением, с ревностию или страхом; она там наиболее чиста, совершенна и безгранична, где её приверженцы живут в доверии, в равенстве и отсутствии условности", - сказал Шелли. То же происходит и с Катериной, любовь не приносит ей счастья, если она и пыталась полюбить Тихона, то её чувство зачахло под принуждением. В душе Катерины идёт борьба. Она сама осознаёт, какой страшный грех совершает, и изменяя мужу, и бросаясь в Волгу: "Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха… Теперь мне умереть вдруг захотелось…"
Изображая любовь Катерины Измаиловой и Сергея автор использует такой приём, как снижение. После отравления свёкра они встречаются в саду, на фоне изумительного лирического пейзажа, но, послушав их разговор, невозможно представить, что так говорят влюблённые: "А ты сох по мне, Серёжа? Как же не сох…Как же ты сох? Расскажи мне про это…" Кроме того, ни одна сцена свидания не обходится без упоминания животных, что тоже "работает" на снижение. Но, несмотря на это, мы всё равно понимаем, что Катерина Львовна любит Сергея, любит по-своему, как говорится, как умеет.
Именно в любви раскрывается характер героинь. Катерина Львовна проявляет напористость, жадность до любовных утех; она устраняет любые препятствия, стоящие на пути к её любви.

Похожие сочинения

Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. смотреть целиком

Драма “Гроза” — это вершина творчества Островского. В своем произведении писатель показывает несовершенство патриархального мира, влияние строя на нравы людей, он раскрывает перед нами общество со всеми его пороками и недостатками, и вместе с тем он. смотреть целиком

Играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы. смотреть целиком

Катерина — русский сильный характер, для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого — в детстве. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину прежде всего. смотреть целиком

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Две Катерины.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Любовь, как одна из сильнейших страстей, увлекающих человека во все крайности больше, чем всякая другая страсть, — может служить пробным камнем нравственности.

Двух главных героинь в произведениях Н.Островского и Н.Лескова зовут Катеринами. Катерина в переводе с греческого означает "чистая и непорочная". Каковы же наши персонажи? Действительно ли они похожи не только именами, а душой и внутренним миром?

Обе трагедии описывают, что девушки воспитываются в обычных купеческих семьях с патриархальным устоем, вырастают сильными и полными энергии, выходят замуж рано, но главное-не по любви. ". Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось; вот у тебя сердце-то и не уходилось еще. ". Обе героини влюбляются без памяти в других мужчин во время отъезда мужей. Кабанова- в Бориса, Измайлова -в Сергея.

Кабанову содвигает на измену вечное разногласие со свекровью и отсутствие любви и чувств с мужем.

Она ищет искренность, ласку и тепло. Катерина сильно переживает из-за неверности. Героиня считает этот поступок большим грехом и признается мужу в содеянном. Это подтверждает, насколько девушка верующая, открытая и не умеющая притворяться. "С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы. " Кабанова готова на всё ради Бориса. Девушка

добрая, терпеливая и искренняя. Героиня находится в полном отчаянии из-за уезда возлюбленного и невозможности вернуться домой, ведь ее "загрызет" деспот-свекровь. Девушка бросается в реку от безысходности. Измайлова, противоположность Кабановой, решается на измену от скуки. За Сергея и их "счастье" она совершает множество жестоких убийств. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

"Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест." Героиня Лескова решается на самоубийство из-за яростной мести. Она, абсолютно не верующая, пытается искупить свои грехи в самый последний момент, но это не дает право на прощение. Измайлова страшный и кровожадный человек." Она обезумела от своего счастия.."

Обеих героинь объединяют факты: готовность на самые безрассудные поступки, свободолюбивость и сила. Героини стали рабынями любви . Да, девушки похожи, но только своими историями, а не качествами. Измайлова-"темное царство", Кабанова- "Луч света в темном царстве. Героиня Островского никогда не смогла бы убить человека. Девушки абсолютно разные.

Две судьбы, две трагедии.… Про кого же эти грустные слова? Эти слова о двух героинях: Екатерины Кабоновой и Екатерины Измайловой, из произведений “Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда”. Так в чем же их трагедия? Для этого нужно обратиться к содержанию произведений.
В обеих пьесах главных героинь зовут Катеринами, как уже упомяналось выше. Начнем с первой из них. Катерина Островского проводит все дни на пролет в купеческом доме, в купеческой скуке. Бездетство еще сильнее усиливает ее. Катерина сама говорит об этом: “Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе!
Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их…”. Единственное, что утешает Катерину, это ее воспоминания, сны. Она живет ими, рассказывает про свою прежнюю жизнь: “Я жила, ни об чем не тужилась, точно птичка на воле. Маменька во мне душу не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу бывало, то и делаю”. Если раньше ей жилось “как птичке на воле”, то сейчас как в клетке. Тоже самое и с другой Катериной, та же купеческая семья, та же хандра. Судьба другой Катерины сходна: тот же купеческий дом, скука.
И бездетство усугубляет ситуацию. Катерина Лескова говорит практически те же слова: “Мне вот, когда б я себе ребеночка родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало”.
Про скуку в произведении говорится так: “скука русская, скука купеческого дома, от которой весело… даже удавиться”. И кто-то из великих людей сказал, что работа кормит, одевает и спасает от греха. И здесь это утверждение оказалось верным, только обратное ему – безделье привело к греху – измене мужу и убийствам.
Катерина Измайлова влюбляется в Сергея, помощника ее мужа. Это, конечно же, привело к возмущению свекра. Катерина решает эту проблему простейшим путем, она просто убивает его, но дело еще и в том, как она это делает.
Она это делает скрытно, подсыпав в грибочки своего “любимого” свекра крысиный яд, – он погиб “крысиной смертью”. Но на этом не останавливается история. Потому что приехал муж. Здесь Катерина, не стесняясь никого и ничего, просто душит своего суженного. А перед этим она просто издевалась над ним, горяча целуя Сергея. Кстати здесь развивается эпиграф к драме: “первую песенку зардевшись спеть”.

“Две судьбы, две трагедии”
(по произведениям “Гроза” А.Н. Островского, “Леди Макбет Мценского уезда”
Н.С. Лескова)
Две судьбы, две трагедии.… Про кого же эти грустные слова? Эти слова о двух героинях: Екатерины Кабоновой и Екатерины Измайловой, из произведений “Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда”. Так в чем же их трагедия?
Для этого нужно обратиться к содержанию произведений. В обеих пьесах главных героинь зовут Катеринами, как уже упомяналось выше. Начнем с первой из них.
Катерина Островского проводит все дни на пролет в купеческом доме, в купеческой скуке. Бездетство еще сильнее усиливает ее. Катерина сама говорит об этом: “Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их…”. Единственное, что утешает Катерину, это ее воспоминания, сны. Она живет ими, рассказывает про свою прежнюю жизнь: “Я жила, ни об чем не тужилась, точно птичка на воле. Маменька во мне душу не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу бывало, то и делаю”. Если раньше ей жилось “как птичке на воле”, то сейчас как в клетке. Тоже самое и с другой Катериной, та же купеческая семья, та же хандра.
Судьба другой Катерины сходна: тот же купеческий дом, скука. И бездетство усугубляет ситуацию. Катерина Лескова говорит практически те же слова: “Мне вот, когда б я себе ребеночка родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало”. Про скуку в произведении говорится так: “скука русская, скука купеческого дома, от которой весело… даже удавиться”. И кто-то из великих людей сказал, что работа кормит, одевает и спасает от греха. И здесь это утверждение оказалось верным, только обратное ему – безделье привело к греху – измене мужу и убийствам.
Катерина Измайлова влюбляется в Сергея, помощника ее мужа. Это, конечно же, привело к возмущению свекра. Катерина решает эту проблему простейшим путем, она просто убивает его, но дело еще и в том, как она это делает. Она это делает скрытно, подсыпав в грибочки своего “любимого” свекра крысиный яд, – он погиб “крысиной смертью”. Но на этом не останавливается история. Потому что приехал муж. Здесь Катерина, не стесняясь никого и ничего, просто душит своего суженного. А перед этим она просто издевалась над ним, горяча целуя Сергея. Кстати здесь развивается эпиграф к драме: “первую песенку зардевшись спеть”. То есть “первую песенку” – первое убийство, “зардевшись спеть” – делать, стесняясь, чего-то боясь. А вот вторую “песенку” Катерина поет очень даже уверенно. Вот уже две “песенке” на совести Катерины, хотя эта совесть где-то потерялась. За “второй оперой” последовала и третья. Третьей оказалась убийство ни в чем неповинного Феди. Катерина зашла настолько далеко, что уже убивает ни за что. Ведь убила она шестилетнего мальчика для того, чтобы не отдавать ему часть их состояния. Но разве стал бы требовать деньги маленький мальчик? Скорей всего – нет. Этот порок в Катерине зашел настолько далеко, что она готова решать все проблемы убийством. Но вернемся к другой Катерине, как же там развиваются события?
Забегу вперед и скажу, что Катерина была праведным человеком ( в отличии от своей тески). Это доказывает один факт: в молодости она каждый день ходила в церковь и там так усердно молилась, что как-то раз ей показались ангелы! До какой же степени нужно поверить в существовании последних и усердно молиться, чтобы привиделось такое.
Как я уже говорил Катерине живется “как птичке в клетке”, да еще и всюду преследуют пережитки старого поколения – свекровь. Вышла замуж она, как и Измайлова, не по любви. Да и муж ей попался не лучший: все ведет к тому, что Катерина влюбляется в другого человека – Бориса Григорьевича. Она все время думает о нем, но пытается забыть его, потому что знает, что это грех. Катерина страдает, но ничего не может поделать: “Лезет ко мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак”.
А здесь ее муж уезжает в командировку. Есть шанс встретиться с Борисом, но Катерина по своей морали все же останавливается и говорит: “Вот и сядем шить с Варварой, и не увидим, как время пройдет; а тут и Тиша приедет”. Она надеется забыть Бориса, может быть это случилось бы и так, но сестра Тихона устроила ей свидания. Все получилось само собой: Катерина встречается с Борисом все две недели в отсутствие мужа. Но как Катерина могла согласиться на свидание? Это произошло в тот момент, когда Варвара дает ключ Катерине, а Катерина, наверное, подсознательно, руководствуясь своими сильными чувствами, берет его под предлогом: “мол, там идет кто-то…”.
Но после того, когда последний вернулся, Катерина по своей праведной натуре и под стечением обстоятельств (гроза) рассказывает всю правду… Естественно, скандал был неизбежен. Тут наступает кульминационный момент, когда Катерина решает “шекспировский” вопрос: “быть или не быть”. Рассуждая, что умереть ей приятнее чем, опять придти в этот купеческий дом, она бросается в Волгу. И на этом моменте “клетка открылась, и птичка вылетела на свободу”, ведь вода – это символ свободы. Кстати, я упомянул Шекспира, а не сходна ли обстановка в “мценского уезда” и города Калинина с обстановкой шекспировских произведений? Может быть в “Грозе” и нет, а в другой пьесе все практически сходиться: та же любовь вперемешку с кровью. Вот только по Шекспиру в итоге герои каются, а вот Катерина и Сергей об этом даже не задумываются. Как будто-то бы так и надо: все происходит цинично и весело.
Страсти заканчиваются только тогда, когда Катерина умирает сама. Причем умирает, убивая свою “соперницу” и врага – Сонетку в ревности к своему возлюбленному, ведь она его так любит. Даже “каторжный путь с ним цветет счастьем”. Но не слишком ли эта любовь слепа? Ведь она даже не обращает внимания, с какой сухостью он к ней относиться. И забывает обо всем, даже о ребенке, которого она так хотела – она от него просто отказывается. А помните что она сказала по этому поводу: “Мне вот, когда б я себе ребеночка родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало”. Слово “кажется” сыграло свою роль. А все потому что она не видит в жизни ничего кроме Сергея. По-моему Сергей здесь является “бесом искусителем”. Ведь именно из-за него Катерина делала все это.
Катерина Лескова никак не хочет умирать – она только хочет отомстить Сонетке. Кстати, а почему не Сергею? Ведь в принципе он виноват, но Катерина не может это сделать из-за ее сильной любви. Мстит Катерина все по отлаженному механизму, только слишком забылась в своих чувствах и умирает также как и Катерина Островского в водной глади…
Смерть привела и ту другую Катерину к освобождению. А что привело к смерти? Любовь.
Нужно отметить, что Лесков противопоставил свою Катерину Катерине Островского. А в сюжетном параллелизме проявляются черты русской женщины. Если собрать качества наших героинь, то получиться портрет настоящей русской женщины: решительность, свободолюбие, праведность, целеустремленность, любовь, сильные чувства.

“” (по произведениям “Гроза” А.Н. Островского, “Леди Макбет Мценского уезда” Н.С. Лескова) Две судьбы, две трагедии.… Про кого же эти грустные слова? Эти слова о двух героинях: Екатерины Кабоновой и Екатерины Измайловой, из произведений “Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда”. Так в чем же их трагедия?
Для этого нужно обратиться к содержанию произведений. В обеих пьесах главных героинь зовут Катеринами, как уже упомяналось выше. Начнем с первой из них.
Катерина Островского проводит все дни на пролет в купеческом доме, в купеческой скуке. Бездетство еще сильнее усиливает ее. Катерина сама говорит об этом: “Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их…”. Единственное, что утешает Катерину, это ее воспоминания, сны. Она живет ими, рассказывает про свою прежнюю жизнь: “Я жила, ни об чем не тужилась, точно птичка на воле. Маменька во мне душу не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу бывало, то и делаю”. Если раньше ей жилось “как птичке на воле”, то сейчас как в клетке. Тоже самое и с другой Катериной, та же купеческая семья, та же хандра.
Судьба другой Катерины сходна: тот же купеческий дом, скука. И бездетство усугубляет ситуацию. Катерина Лескова говорит практически те же слова: “Мне вот, когда б я себе ребеночка родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало”. Про скуку в произведении говорится так: “скука русская, скука купеческого дома, от которой весело… даже удавиться”. И кто-то из великих людей сказал, что работа кормит, одевает и спасает от греха. И здесь это утверждение оказалось верным, только обратное ему – безделье привело к греху – измене мужу и убийствам.
Катерина Измайлова влюбляется в Сергея, помощника ее мужа. Это, конечно же, привело к возмущению свекра. Катерина решает эту проблему простейшим путем, она просто убивает его, но дело еще и в том, как она это делает. Она это делает скрытно, подсыпав в грибочки своего “любимого” свекра крысиный яд, – он погиб “крысиной смертью”. Но на этом не останавливается история. Потому что приехал муж. Здесь Катерина, не стесняясь никого и ничего, просто душит своего суженного. А перед этим она просто издевалась над ним, горяча целуя Сергея. Кстати здесь развивается эпиграф к драме: “первую песенку зардевшись спеть”. То есть “первую песенку” – первое убийство, “зардевшись спеть” – делать, стесняясь, чего-то боясь. А вот вторую “песенку” Катерина поет очень даже уверенно. Вот уже две “песенке” на совести Катерины, хотя эта совесть где-то потерялась. За “второй оперой” последовала и третья. Третьей оказалась убийство ни в чем неповинного Феди. Катерина зашла настолько далеко, что уже убивает ни за что. Ведь убила она шестилетнего мальчика для того, чтобы не отдавать ему часть их состояния. Но разве стал бы требовать деньги маленький мальчик? Скорей всего – нет. Этот порок в Катерине зашел настолько далеко, что она готова решать все проблемы убийством. Но вернемся к другой Катерине, как же там развиваются события?
Забегу вперед и скажу, что Катерина была праведным человеком ( в отличии от своей тески). Это доказывает один факт: в молодости она каждый день ходила в церковь и там так усердно молилась, что как-то раз ей показались ангелы! До какой же степени нужно поверить в существовании последних и усердно молиться, чтобы привиделось такое.
Как я уже говорил Катерине живется “как птичке в клетке”, да еще и всюду преследуют пережитки старого поколения – свекровь. Вышла замуж она, как и Измайлова, не по любви. Да и муж ей попался не лучший: все ведет к тому, что Катерина влюбляется в другого человека – Бориса Григорьевича. Она все время думает о нем, но пытается забыть его, потому что знает, что это грех. Катерина страдает, но ничего не может поделать: “Лезет ко мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак”.
А здесь ее муж уезжает в командировку. Есть шанс встретиться с Борисом, но Катерина по своей морали все же останавливается и говорит: “Вот и сядем шить с Варварой, и не увидим, как время пройдет; а тут и Тиша приедет”. Она надеется забыть Бориса, может быть это случилось бы и так, но сестра Тихона устроила ей свидания. Все получилось само собой: Катерина встречается с Борисом все две недели в отсутствие мужа. Но как Катерина могла согласиться на свидание? Это произошло в тот момент, когда Варвара дает ключ Катерине, а Катерина, наверное, подсознательно, руководствуясь своими сильными чувствами, берет его под предлогом: “мол, там идет кто-то…”.
Но после того, когда последний вернулся, Катерина по своей праведной натуре и под стечением обстоятельств (гроза) рассказывает всю правду… Естественно, скандал был неизбежен. Тут наступает кульминационный момент, когда Катерина решает “шекспировский” вопрос: “быть или не быть”. Рассуждая, что умереть ей приятнее чем, опять придти в этот купеческий дом, она бросается в Волгу. И на этом моменте “клетка открылась, и птичка вылетела на свободу”, ведь вода – это символ свободы. Кстати, я упомянул Шекспира, а не сходна ли обстановка в “мценского уезда” и города Калинина с обстановкой шекспировских произведений? Может быть в “Грозе” и нет, а в другой пьесе все практически сходиться: та же любовь вперемешку с кровью. Вот только по Шекспиру в итоге герои каются, а вот Катерина и Сергей об этом даже не задумываются. Как будто-то бы так и надо: все происходит цинично и весело.
Страсти заканчиваются только тогда, когда Катерина умирает сама. Причем умирает, убивая свою “соперницу” и врага – Сонетку в ревности к своему возлюбленному, ведь она его так любит. Даже “каторжный путь с ним цветет счастьем”. Но не слишком ли эта любовь слепа? Ведь она даже не обращает внимания, с какой сухостью он к ней относиться. И забывает обо всем, даже о ребенке, которого она так хотела – она от него просто отказывается. А помните что она сказала по этому поводу: “Мне вот, когда б я себе ребеночка родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало”. Слово “кажется” сыграло свою роль. А все потому что она не видит в жизни ничего кроме Сергея. По-моему Сергей здесь является “бесом искусителем”. Ведь именно из-за него Катерина делала все это.
Катерина Лескова никак не хочет умирать – она только хочет отомстить Сонетке. Кстати, а почему не Сергею? Ведь в принципе он виноват, но Катерина не может это сделать из-за ее сильной любви. Мстит Катерина все по отлаженному механизму, только слишком забылась в своих чувствах и умирает также как и Катерина Островского в водной глади…
Смерть привела и ту другую Катерину к освобождению. А что привело к смерти? Любовь.
Нужно отметить, что Лесков противопоставил свою Катерину Катерине Островского. А в сюжетном параллелизме проявляются черты русской женщины. Если собрать качества наших героинь, то получиться портрет настоящей русской женщины: решительность, свободолюбие, праведность, целеустремленность, любовь, сильные чувства.

Две судьбы, две трагедии…. Про кого же эти грустные слова? Эти слова о двух героинях: Екатерины Кабоновой и Екатерины Измайловой, из произведений “Гроза” и “Леди Макбет Мценского уезда”. Так в чем же их трагедия?

Для этого нужно обратиться к содержанию произведений.

В обеих пьесах главных героинь зовут Катеринами, как уже упомяналось выше. Начнем с первой из них. Катерина Островского проводит все дни на пролет в купеческом доме, в купеческой скуке.

Бездетство еще сильнее усиливает ее. Катерина сама говорит об этом: “Ах,

Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их…”. Единственное, что утешает Катерину, это ее воспоминания, сны. Она живет ими, рассказывает про свою прежнюю жизнь: “Я жила, ни об чем не тужилась, точно птичка на воле.

Маменька во мне душу не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу бывало, то и делаю”. Если раньше ей жилось “как птичке на воле”, то сейчас как в клетке. Тоже самое и с другой Катериной, та же купеческая семья, та же хандра.

бездетство усугубляет ситуацию. Катерина Лескова говорит практически те же слова: “Мне вот, когда б я себе ребеночка родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало”.

Про скуку в произведении говорится так: “скука русская, скука купеческого дома, от которой весело… даже удавиться”. И кто-то из великих людей сказал, что работа кормит, одевает и спасает от греха. И здесь это утверждение оказалось верным, только обратное ему – безделье привело к греху – измене мужу и убийствам.

Катерина Измайлова влюбляется в Сергея, помощника ее мужа.

Это, конечно же, привело к возмущению свекра. Катерина решает эту проблему простейшим путем, она просто убивает его, но дело еще и в том, как она это делает.

Она это делает скрытно, подсыпав в грибочки своего “любимого” свекра крысиный яд, – он погиб “крысиной смертью”. Но на этом не останавливается история. Потому что приехал муж.

Здесь Катерина, не стесняясь никого и ничего, просто душит своего суженного. А перед этим она просто издевалась над ним, горяча целуя Сергея. Кстати здесь развивается эпиграф к драме: “первую песенку зардевшись спеть”.

То есть “первую песенку” – первое убийство, “зардевшись спеть” – делать, стесняясь, чего-то боясь. А вот вторую “песенку” Катерина поет очень даже уверенно. Вот уже две “песенке” на совести Катерины, хотя эта совесть где-то потерялась.

За “второй оперой” последовала и третья. Третьей оказалась убийство ни в чем неповинного Феди.

Катерина зашла настолько далеко, что уже убивает ни за что. Ведь убила она шестилетнего мальчика для того, чтобы не отдавать ему часть их состояния. Но разве стал бы требовать деньги маленький мальчик?

Скорей всего – нет. Этот порок в Катерине зашел настолько далеко, что она готова решать все проблемы убийством. Но вернемся к другой Катерине, как же там развиваются события?

Забегу вперед и скажу, что Катерина была праведным человеком ( в отличии от своей тески).

Это доказывает один факт: в молодости она каждый день ходила в церковь и там так усердно молилась, что как-то раз ей показались ангелы! До какой же степени нужно поверить в существовании последних и усердно молиться, чтобы привиделось такое.

Важно, что раньше никто не обращал на это внимания, внутренним миром женщин, их судьбой мало кто интересовался. А тут целые произведения посвящены именно этому вопросу! Островский и Лесков показали, что и купеческие женщины способны к переживаниям, глубоким чувствам, страстям, что и в их судьбах происходят драмы и даже трагедии. И что, самое главное, им можно помочь, стоит лишь обратить на этих женщин внимание.

Муж Кабановой молод, но полностью находится под каблуком у матери, которая заправляет всеми делами не только у себя дома, но и во всем городе. Тихон не может защитить Катерину, которую Кабаниха постоянно изводит упреками и несправедливыми обвинениями. А все оттого, что невестка кардинально отличается от традиционных представлений о купеческой жене. Катерина хочет жить по любви и совести, а не на показ, лживо и лицемерно, исполняя непонятные ей обряды (вытье при проводах мужа, например).-

Катерине Измайловой тоже очень трудно переносить жизнь в доме мужа, главным образом оттого, что жизнь женщины в купеческом доме скучна. Чем заняться жене богатого купца? Катерина слоняется из угла в угол в своем большом доме, спит и мается от безделья.

Героиню так же, как и Катерину Кабанову, мучают несправедливые обвинения. Молчаливым укором героине становится то, что она не имеет детей от своего престарелого мужа, хотя семейство Измайловых очень ждет наследников. Стоит заметить, что и у Катерины Кабановой нет детей, и это также тяготит героиню.

Героиня понимает, что погибнет вместе с другой девушкой, но это ее не останавливает: зачем ей жить, если Сергей больше не любит ее?

Судьба героинь обоих произведений похожи и еще в одном — обе они оказались преданными своими любимыми. Борис Григорьевич, испугавшись Дикого, уезжает, бросив Катерину Кабанову на произвол судьбы. Он оказывается просто слабым человеком. Сергей же подло издевается над Катериной, поняв, что ничего больше не может получить от нее.

Две Катерины… Две судьбы… Две загубленные жизни… Эти героини во многом похожи, но суть их все же, на мой взгляд, различна. Катерина Измайлова жила страстями, подчиняясь только зову своей плоти. Катерина Кабанова же думала о своей душе, у нее была прочная нравственная основа. И хотя она тоже поддалась соблазну, но история ее любви и гибели гораздо мне ближе, вызывает у меня больше симпатии, душевного отклика.

Читайте также: