Кавказский пленник как протест против национальной вражды сочинение
Обновлено: 28.06.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Описание презентации по отдельным слайдам:
Проблемные вопросы
Как необходимо относиться к людям другой национальности?
Что мешает людям жить в мире и дружбе?
Что роднит всех людей, помогает преодолевать национальную вражду?
Возможна ли дружба людей разных национальностей?
Какова основная идея рассказа?
Теория литературы
Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении.
Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец.
Идея – главная мысль произведения.
Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов.
Составим план рассказа
На опасной дороге
В плену
Неудавшийся побег
Освобождение из плена
Сюжет рассказа
Попадают в плен два русских офицера, один смог убежать, другой не смог
Тестирование
1. События происходили осенью
2. Жилин был невелик ростом, да удал
3. Жилин попал в плен потому, что Костылин его одного бросил
4. Татары попросили выкуп за Жилина в размере 500 рублей
5. Жилин написал неправильный адрес и решил убежать
6. Жилин в плену тосковал, скучал и ждал выкупа
7. Во время первого побега Костылин показал себя слабым человеком
8. Во второй раз Жилин бежал один
9. Во время побега ему помогли Дина и русские солдаты
10. После побега он остался служить на Кавказе, а в отпуск не поехал
Вывод:
Каждый народ имеет свои традиции, к которым должен относиться с уважением человек другой национальности
Истоки людской вражды и возможности взаимопонимания и дружбы.
Жилин и Абдул-Мурат
Жилин и татары
Жилин и Дина
Жилин и Абдул – Мурат
Как относился к Жилину его хозяин?
Хозяин - добрый человек, умеет ценить смелость и мастерство Жилина, но для него Жилин – враг
После того, как пленных вернули из побега, он не смеётся, разговаривает с ними враждебно, грозит убить.
Хозяин ждёт выкупа за пленных, они денег стоят
Жилин и татары
За что татары уважали Жилина?
Жилин на всякое рукоделие мастер был.
Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам?
Старик не всегда был таким. Он убил своего сына, перешедшего на сторону русских, война лишила его семьи. Вражда вытравила в нём всё человеческое
Мысли Толстого
Люди могли бы жить в дружбе, но им мешает война.
Деньги не дают людям смотреть друг на друга по-человечески
Труд роднит всех людей, помогает преодолеть национальную разобщённость
Война и вражда античеловечны
Подлинная дружба
Дина по-настоящему спасла Жилина, без её помощи он не смог бы выбраться из ямы, ему грозит смерть
Её поступок можно назвать самоотверженным, потому что освобождение пленника грозит ей опасностью
Вывод
Взрослым людям трудно найти общий язык, ведь они находятся в состоянии войны. Но дети не заражены искажёнными взглядами, им более доступно истинное человеческое понимание добра и зла
Дружба возможна, даже если народы разделены войной
Идея произведения
Бессмысленность вражды между народами, бессмысленность войны. Люди на должны забывать, что все они – люди. Они могли бы жить в дружбе, но этому мешает война. Война сделала их врагами.
Жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам. Мы должны понимать, что наша судьба будет во многом зависеть от нашего поведения
Творческая работа
Рефлексия.
Написать ответ на вопрос:
Какие мысли вызвал у меня данный рассказ?
Для этого используется метод незаконченных предложений:
Мне понравилось…
Я понял, что…
Я научился…
Мне близка мысль…
Я согласен с тем, что…
Я думаю, что…
Домашнее задание
Подробные пересказ понравившегося эпизода
Устное рисование по одному из эпизодов
Составление вопросов по рассказу
Рассказ Л.Н.Толстого и фильм С.Бодрова
Действие происходит в 1990-е годы во время Чеченской войны (на самом деле это авторская параллель на войну в Чечне начала 90-х. В фильме показан Дагестан. Тому подтверждение - ярко выраженная агрессивная гористая местность и аварское наречие на котором говорят местные жители. По ландшафту и растительности территория Чечни сильно отличается от Дагестана) . Двое российских военнослужащих Саня и Иван, попадают в плен к Абдул-Мурату, жителю горного аула. Сын Абдул-Мурата тоже в плену и отец хочет организовать обмен. Между тем дочь Абдул-Мурата Дина привязывается к пленнику…
Олег Меньшиков – Саня
Сергей Бодров – Иван Жилин
Сусанна Мехралиева — Дина
Джемал Сихарулидзе — Абдул-Мурат
Александр Буреев — Хасан
Валентина Федотова – мать Жилина
Алексей Жарков – Маслов
Евдокия Вишнякова - медсестра
Читайте также: