Картины исторического прошлого в прозе 2 половина 20 века сочинение

Обновлено: 30.06.2024

Новый этап развития русской литературы начинается со второй половины 1980-х годов, точнее, с 1986 г. Он тесно связан с политическими и социальными переме­нами в жизни страны. За небольшой период страна пере­жила несколько переломных в историческом плане мо­ментов – перестройку и ее крах, распад СССР, измене­ние социально-политической ориентации, идеологиче­ских и нравственных координат.

В середине 1980-х годов в литературе произошел инфор­мационно-эстетический взрыв. Начали публиковаться произве­дения литературы

русского зарубежья – В. Набокова, И. Шмеле­ва, М. Алданова, 3. Гиппиус, Д. Мережковского, Г. Газданова. Открылась читателям “возвращенная” литература – произведе­ния, написанные в разные годы в Советском Союзе, но (по причинам чаще всего идеологического характера) не публи­ковавшиеся. Русская литература Пополнилась романами “Жизнь и судьба” В. Гроссмана, “Белые одежды” В. Дудинцева, “Зубр” Д. Гранина, “Овраги” С. Антонова, рассказами В. Шаламова, мно­жеством неопубликованных прежде произведений.

Стало очевид­но, что русская литература богата и разнообразна в стилевом

отношении и не укладывается в рамки социалистического реа­лизма. Само название “советская литература” перестает упот­ребляться с распадом Советского Союза в 1991 году.

Новая атмосфера 1990-х годов повлекла за собой деидеологи­зацию литературы, вернее, ее идеологический плюрализм. Со­временная русская литература неоднородна по своим эстетиче­ским принципам и этико-философским установкам. Она развива­ется в русле трех художественных систем – реализма, модер­низма и постмодернизма, в которых существуют свои стилевые течения. Наиболее продуктивной системой русской прозы явля­ется реализм, который обогащается новыми качествами, образует новые формы, благодаря синтезу с другими эстетическими систе­мами.

Взрыв постмодернизма, пришедшийся на конец 1980-х – начало 1990-х годов, начал угасать. Русская постмодернистская

проза меняет свой характер, впитывая традиции классической литературы, все более от безличного и безоценочного текста переходя к нравственно определенной позиции.

Художественная система реализма включает три наиболее развитых течения: неоклассическую, или традиционную, услов­но-метафорическую и “другую” прозу.

Историческая тема традиционно рассматривается как одна из ведущих составляющих литературного процесса. Особый интерес к ней проявляется в особо острые, драматичные периоды развития общества. Сравнение разных картин мира – современной и когда-то существовавшей, позволяет ответить на вопросы, как выстраивать свое поведение, какими нравственными законами руководствоваться.

Появление большого числа произведений, написанных на историческую тему в переходный период, показало, что пришло время осмысления острых вопросов отечественной истории, главным из которых стало раскрытие национального характера. Значимыми также становятся вопросы, связанные с русской интеллигенцией и отдельными этапами истории России, о которых пришло время писать с иных позиций, с учетом нового знания о действительности.

Отличительной особенностью исторической прозы конца XX в. является разнообразие форм использования исторического материала. Получает активное развитие исторический роман. В 7 0-е годы в историческую прозу пришли со своими произведениями писатели, прежде не работавшие в этой области: В.Шукшин, Ю.Трифонов, В.Чивилихин, Б.Окуджава и др., в 80-е - А.Ананьев, В.Ганичев, В.Личутин и др. Раньше, чем историки и публицисты, подвергли смелому анализу болезни нашего общества такие писатели, как Д.Балашов, В.Бахревский, Ю.Давыдов, В.Пикуль и др. В событиях предшествующих столетий они усмотрели исторические катаклизмы XX века: отношение к русским революциям, к эпохе репрессий, "оттепели" конца 50-х - начале 60-х годов. Авторы исторических романов обратились к проблеме государственности, лидерства в политике, заговорили об общечеловеческих ценностях в истории, религиозной нравственности, что способствовало пробуждению самосознания русского народа, его возвращению к своим духовным корням, к своему прошлому.

Подобный подход традиционен для исторического романиста, в свое время его развил Ю. Тынянов. Д. Балашовым практически погодно воссоздана многовековая историческая панорама со многими десятками подлинных и созданных воображением писателя лиц.

Историческая проза Балашова.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Русская историческая проза последней трети XX века (особенности, отличительные черты).

Русская историческая проза последней трети XX века (особенности, отличительные черты).

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ефимов, И. М. Пелагий Британец: Исторический роман / И.М. Ефимов. – М.:ТЕРРА – Книжный клуб, 1998. – 320 с.
  2. Ефимов, И. Связь времён. Записки благодарного. В Старом Свете / Игорь Ефимов.- М.: Захаров, 2011. – 464 с.
  3. Хазанов, Б. Третье время: Повесть // Дружба народов. – 2003. — №5.- С. 81- 106.
  4. Чупринин, С. И. Русская литература сегодня : Малая литературная энциклопедия / С.И. Чупринин. – М.: Время, 2012. – 992 с.


Задание 12 № 3565

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (12.1−12.5). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

12.1. Романтические образы в поэзии М. Ю. Лермонтова.

12.3. Что в прозе И. А. Бунина вызвало у Вас особый интерес? (С опорой на анализ одного-двух произведений писателя.)

12.4. Тема природы и цивилизации в отечественной прозе второй половины ХХ — начала ХХI в. (На примере 1–2 произведений по выбору.)

12.5. Когда на помощь писателю приходит сатира (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

Комментарии к сочинениям.

12.1. Романтические образы в поэзии М. Ю. Лермонтова.

Лермонтовский лирический герой - герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика - он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк.

12.3. Что в прозе И. А. Бунина вызвало у Вас особый интерес? (С опорой на анализ одного-двух произведений писателя.)

Перед написанием сочинения нужно определиться с темой, которая Вам наиболее близка в произведениях Бунина. Это может тема любви, или тема Родины, или тема смысла жизни. В зависимости от выбранной темы определяется круг произведений.

12.4. Тема природы и цивилизации в отечественной прозе второй половины ХХ — начала ХХI в. (На примере 1–2 произведений по выбору.)

Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно, и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.

12.5. Когда на помощь писателю приходит сатира (на примере 1−2 произведений отечественной или зарубежной литературы).

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне3

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне2

Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно1

Тема не раскрыта0

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют3

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

Читайте также: