Карманный сборник итоговое сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022.

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.

  • ВАЖНО! Объём должен быть не меньше 250 слов (иначе незачёт!)
  • Сочинение должно быть написано самостоятельно
  • Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной?

Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

  • вступление (тезис)
  • собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
  • аргумент 1 (доказательство и микровывод)
  • аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
  • вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

5. Грамотность

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Из комментариев ФИПИ

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Из комментариев ФИПИ

Примерные темы:

Преступление и наказание — вечная тема

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

Из комментариев ФИПИ
  • С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
  • Почему важно приобщаться к искусству с детства?
  • Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
  • Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
  • С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Выпускникам, интересующимся политикой, социологией, историей и культурой стоит обратить внимание на данный блок. Помимо литературных аргументов вы сможете обратиться к исторической, психологической, философской литературе и публицистике, чтобы подчеркнуть и доказать свою позицию.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Из комментариев ФИПИ
  • Какого человека можно назвать гражданином?
  • Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
  • Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
  • Что делает граждан одной страны счастливыми?
  • Может ли один человек повлиять на общество?
  • Чего не хватает нашему государству?
  • За что вы любите Россию?
  • Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Готовьте аргументы, изучайте возможные темы и побольше тренируйтесь — тогда вы точно напишете итоговое сочинение 2021-2022! А чтобы точно быть готовым ко всему, записывайтесь на бесплатный урок по подготовке к ЕГЭ по русскому языку: благодаря нашим занятиям вы не сделаете ни одной грамматической ошибки ни в сочинении, ни в экзамене 😉


Декабрьское сочинение уже на носу: осталось всего два дня, чтобы подготовиться. Все еще не хватает аргументов? Не переживайте! Редакция MCUniverse составила список коротких произведений по всем тематическим направлениям.

Направление 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Главный герой отправляется в путь, чтобы осуществить свою мечту — вернуться в родные места.

Смертельно больная девушка покидает родной город и отправляется в Москву, чтобы перед неизбежным концом прочувствовать все краски жизни.

Направление 2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Потеря бактериологом бдительности чуть не оканчивается трагедией для всего человечества. Во время отсутствия учёного в лаборатории анархист похищает оттуда пробирку с бациллой азиатской холеры, чтобы отравить воду во всём в Лондоне.

Знания школьной учительницы Марии Никифоровны помогают жителям села, расположенного на границе со среднеазиатской пустыней, спастись от голода и бедности.

У отставного генерал-майора Булдеева сильно болели зубы. Перепробовав все народные методы, герой, наконец, решает обратиться к врачу.

Направление 3. Преступление и наказание — вечная тема

Родители поручают воспитание детей автоматизированному дому, за что потом платят слишком большую цену.

Военный Николай Алексеевич после 30 лет разлуки встречает свою бывшую возлюбленную. В молодости герой бросил девушку и разбил ей сердце. Судьба наказала Николая Алексеевича не сложившейся в дальнейшем личной жизнью.

Направление 4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Эдвард Григ встречает в лесу маленькую девочку с корзиной еловых шишек. К её восемнадцатилетию композитор пишет волшебную музыку. Повзрослев, героиня слышит звуки Родины в мотивах великого автора.

Лирическая героиня вспоминает детские годы, в которые любую свободную минуту посвящала чтению.

Направление 5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Автор рассказывает историю маленького мальчика, погибшего на улице Петербурга от холода. Герой становится жертвой нищеты, поглотившей низшие слои населения.

На примере трёх героев автор показывает, кто в России беспрестанно работает, а кто неблагодарно пользуется плодами чужих трудов.

Наша редакция желает удачи выпускникам на итоговом сочинении. Ни пуха ни пера!

Итоговое сочинение уже близко - 15 апреля. Кто-то думал, что его отменят, кто-то просто решил не заморачиваться, в результате - медленно, но верно подступающая паника и мысли о том, что на экзамене нужных аргументов не найдется. Для того чтобы поддержать ваше душевное равновесие, давайте поговорим о самых коротких произведениях, в которых есть практически все темы по направлениям: забвению не подлежит, я и другие, портрет моего поколения, время перемен и разговор с собой. А в конце материала вас ждет подборка коротких произведений к самым сложным темам, как то: бессмертные произведения искусства, самопознание, технический прогресс, приносящий вред и другие.

Герои: Николай Алексеевич, Надежда.

В рассказе описана неожиданная встреча на постоялом дворе двух людей, когда-то любивших друг друга: дворянина Николая Алексеевича и бывшей дворовой девушки Надежды, ныне хозяйки частной горницы. С момента их расставания прошло 30 лет. За это время Николай, бросивший свою возлюбленную-крестьянку, женился на женщине, которую обожал, но та бросила его, воспитал сына, но из него " вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести". В разговоре с Надеждой, которую вначале не узнал, герой признается, что жизнь его прошла и он тоже был несчастен: "Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни". Несколько раз Николай Алексеевич говорит, что все проходит и забывается, но Надежда возражает ему: "Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело". Героиня рассказывает, что после их расставания господа дали ей вольную, но забыть возлюбленного и обрести счастье с другим она так и не смогла. Не смогла простить и его предательства. Николай целует ей руку, а она его.

Уезжая, он стыдится проявления своих чувств, своего поцелуя и задумывается, могла бы их история иметь продолжение: " Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?" И, закрывая глаза, качал головой".

Какие темы раскрываются в произведении?

Забвению не подлежит : истинная любовь не забывается.

Я и другие : проблема одиночества, невозможность вернуть прошлое и мысли о несбывшемся, проблема жертвенности и любви до самоотречения (Надежда), предательство (Николай).

Между прошлым и будущим : тема воспоминаний, жизненный опыт, который закалил одного и ничего не дал другому, преемственность поколений на примере сына Николая Алексеевича, выросшего пустым и бездушным человеком.

Время перемен : неожиданные изменения в жизни каждого (Надежда становится хозяйкой собственной жизни, богатеет, честно работая, а Николай чувствует, что его жизнь прошла даром), размышления о возможных переменах, которые кажутся фантастическими в силу привычки или косности мышления.

Разговор с собой : размышления о возможностях, которые не были реализованы, эгоизм, нежелание признавать собственные ошибки (Николай Алексеевич), преданность одному чувству, саморазвитие (Надежда).

Второе универсальное произведение: "Судьба человека" Михаила Шолохова.

Жанр: рассказ. Герои: рассказчик, Андрей Соколов, Ванюша.

Первая послевоенная весна. Рассказчик случайно встречает у переправы через реку Еланку мужчину с маленьким мальчиком. Ждать лодку еще долго, около 2 часов, и между героями завязывается разговор о войне и тяготах жизни. Андрей Соколов, так зовут подошедшего, рассказывает о своем тяжелом детстве и юности в послереволюционные годы, о том, как потерял семью: мать, отец и сестра умерли от голода. Он женился на сироте Ирине, которая была послушной и умной женой, всегда умевшей правильно себя с ним повести. В новой семье появились дети: старший сын Анатолий и дочери Олюшка и Настенька. Жили дружно, отстроили свой дом, Андрей, уйдя с завода, стал работать шофером. И тут грянула война, героя призвали на фронт.

Во время распределения Соколов получил военный грузовик, на котором доставлял снаряды на фронт. Но повоевал он недолго: попал под обстрел, грузовик вышел из строя, Андрей потерял сознание, а когда пришел в себя, понял, что находится за линией фронта. Так он оказался в немецком плену. Убивать его не стали. Он был сильным и крепким, то есть подходящим работником для захватчиков. Всех пленных загнали в местную церковь переночевать, нескольких застрелили. Ночью герой услышал разговор взводного и солдата Крыжнева, который угрожал его выдать, сказав, что тот коммунист. Андрея затрясло от злости, и он решился впервые в жизни убить человека, спасая тем самым жизни других - более достойных.

Все время Соколова не оставляла мысль о побеге. Когда арестованных пригнали в лагерь, он вырвался и даже смог уйти на 40 км, но его поймали, пустив по следу собак, поместили в карцер на месяц, а затем направили на работы в каменный карьер на два года. Там Андрей потерял почти все здоровье, больше половины пленных, отправленных с ним, умерло от непосильного труда. Как-то он, не выдержав, сказал: " Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит". Среди своих нашелся предатель и доложил об этом немцам. Андрея вызвал к себе начальник лагеря Мюллер и перед смертью предложил ему выпить за победу немецкого оружия. Герой отказался, согласившись выпить только за собственную смерть. Он держался настолько достойно, что враги оставили ему жизнь и даже наградили порцией еды, которую он принес остальным и разделил поровну между всеми.

Идет 1944 год. В скором времени Андрея переводят на работу в шахты Рурской области, а затем он становится личным водителем майора армии, которого посылают в прифронтовую полосу. У героя вновь зреет план побега, и на этот раз он удается. Соколов пересекает на автомобиле линию фронта и доставляет "немецкого языка" с важными документами на руках. Андрея встречают как настоящего героя, дают месяц отгула, направляют в госпиталь. Там он узнает, что его жена и две дочери погибли еще в 1942 во время бомбежки. В живых остался только сын, ставший командиром дивизии. Но война отбирает и его: 9 мая 1945 года Анатолия убивает немецкий снайпер.

Соколов погружается в глухое отчаяние, возвращаться в родной Воронеж он не хочет из-за тяжелых воспоминаний и едет в Урюпинск в гости к бывшему сослуживцу. Там он работает шофером, начинает потихоньку пить, но судьба сводит его с мальчиком-сиротой Ванюшей, который не помнит своего отца, погибшего на фронте. Андрей решает усыновить его. Мальчик с восторгом признает в нем папу, сопровождает его в рейсах на машине. Герой беспокоится только о том, что у него болит надорванное тяжким трудом и испытаниями сердце и он может умереть, оставив мальчика одного. С рассказчиком Соколов с Ваней встречаются по дороге в Кашарский район, куда едут на новое место жительства.

Какие темы раскрываются в произведении?

Забвению не подлежит : тема Великой отечественной войны (подвиг русских солдат забыть невозможно), тема семьи и вечных ценностей, которые помогают человеку выживать в любых обстоятельствах.

Я и другие : тема сиротства (Соколов и его усыновленный сын Ваня теряют всех родных), тема семьи и семейных ценностей, тема самоуважения (противостояние Андрея и начальника немецкого лагеря Мюллера), тема предательства (слова Крыжнева о том, что он выдаст взводного).

Портрет моего поколения : описание сильных духом людей, которые должны быть в любом поколении.

Время перемен : самая страшная перемена - это война, самая ужасная перемена - потеря близких, самая счастливая - обретение смысла жизни.

Разговор с собой : тема совести раскрывается на примере убийства предателя Крыжнева, потеря смысла жизни и его обретение, формирование внутреннего мира под влиянием лишений и трудностей.

Третье универсальное произведение: "Старуха Изергиль" Максима Горького.

Жанр: рассказ (притчевая форма). Герои: рассказчик, старуха Изергиль, Ларра, Данко.

Рассказчик повествует о трех историях, которые слышал в Бессарабии от пожилой женщины по имени Изергиль.

Первая рассказывает о Ларре - сыне горного орла и человеческой женщины. Этот юноша воспитывался в горах, а когда отец его, почувствовав, что стареет, бросился на скалы и погиб, пришел к племени, из которого родом была его мать. Внешне герой ничем не отличался от остальных людей, но был холоден, горд и жесток. Он не уважал старейшин, на всех остальных и вовсе смотрел свысока. Когда его решили изгнать, он захотел взять девушку, понравившуюся ему. Та была дочерью старейшины и, испугавшись гнева отца, оттолкнула Ларру, за что герой ее жестоко убил. Соплеменники схватили юношу и долго не могли придумать ту казнь, которая в должной мере наказала бы его. Наконец, один из мудрецов сказал, что наказание кроется в нем самом, в его непомерной гордыне. Юношу отпустили, назвав Ларрой, то есть "отверженным". Долгое время он обитал рядом с племенем: воровал скот, женщин, люди не могли убить его, потому что он был защищен "невидимым покровом высшей кары". Вначале это забавляло героя, но одиночество и презрение терзали его, он попытался убить себя сам, но не смог. С тех пор он так и бродит по миру, превратившись в тень: " Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему".

Вторая история о самой Изергиль, о разных минутах ее "жадной жизни". В молодости она была красива и горяча, любовь была сутью ее существования. Она любила многих: рыбака с Прута, Гуцула, повешенного властями за разбой, затем попала в гарем к богатому турку и бежала из него с его 16-летним сыном в Болгарию. После смерти юноши она сошлась с маленьким монахом-поляком, " смешным и подлым" , затем с "д остойным паном с изрубленным лицом" . Последней любовью 40-летней Изергиль стал красавец Аркадэк, шляхтич, которого она спасла из плена, убив человека. Чувствуя, что стареет, Изергиль уехала в Молдавию и вышла замуж. И вот уже 30 лет жила на одном месте, муж умер за год до того, как она встретилась с рассказчиком. Ей нравится наблюдать за молодыми людьми, видеть их горячие лица и сердца, рассказывать истории, которые узнала за свою долгую и насыщенную жизнь. Но жалеет она о том, что нет уже в людях прежнего огня и силы: "Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где ж они. И красавцев становится все меньше".

Третья история повествует о юноше по имени Данко, спасшем свой народ от гибели и рабства. В давние времена его племя вольно жило в степи. С трех сторон таборы этих гордых и жизнерадостных людей были окружены дремучими лесами со смрадными болотами. Захватчики вытеснили племя с родных мест в лес, где люди гибли от страшных испарений. И, когда они уже были готовы сдаться врагам и отдать им свою волю, всех спас Данко. Он предложил идти через лес к новым землям, и они выбрали его своим вожаком. Путь был очень труден. Его соплеменники гибли на каждом шагу, сил оставалось все меньше, но признаться в своем бессилии они не желали. Тогда их гнев обрушился на Данко, они решили судить и убить его. Он понимал их страх и боль, испытывая жалость. Желая завершить миссию, Данко вырвал из груди свое пылающее сердце и осветил им путь к свободе. Он шел и шел, пока лес не расступился. Шагнув на свободную землю, он гордо засмеялся, упал на землю и умер. Никто из племени этого не заметил, и только осторожный человек подошел к пылающему сердцу Данко и втоптал его в грязь. Сердце угасло, рассыпавшись искрами. И по сей день эти голубые искры появляются в степи перед грозой.

Какие темы раскрываются в произведении?

Забвению не подлежит : истинные подвиги забыть нельзя (подвиг Данко), сильная любовь и ненависть также не поддаются забвению (воспоминания Изергиль о своей жизни).

Я и другие : проблема эгоизма, способность совершить убийство, неуважение к старшим и отсутствие нравственных ориентиров на примере Ларры. Человеколюбие, желание помочь, несмотря ни на что, высшая ценность – свобода, как своя, так и всех членов племени. Это показано на примере Данко. Любовь, измена, желание передать свой опыт - на примере Изергиль.

Между прошлым и будущим : в притчевой форме старуха передает опыт молодым поколениям. Сожалеет о том, что в новом поколении уже нет таких сильных и смелых людей.

Время перемен : резкие негативные перемены в жизни (изгнание людей с привычных им мест, отсутствие надежды на светлое будущее), испытания - гибель многих на пути к цели.

Разговор с собой : следование великой цели (подвиг Данко), внутренний разлад, жажда смерти (Ларра), стремление к наслаждениям, к острым ощущениям, к познанию себя в отношениях с другими (Изергиль).

И на закуску.) Список самых коротких произведений по сложным темам:


На канале Irish U вышло полезное видео для подготовки к итоговому сочинению – это подборка коротких произведений, которые могут пригодиться для аргументов для всех направлений на итоговом сочинении 2021. Мы пересказали его для вас.

Первым делом Ирина (автор ролика) на поминает, что для аргументации можно использовать любые литературные произведения – не только художественную литературу, но и публицистику , и научную литературу , и даже у стное народное творчество.

Начинает список произведений Ирина с двух необычных источников – они хоть и общеизвестны, но на них редко ссылаются.

В первую очередь Ирина предлагет обратиться к сборнику “Библейские сказания“.

Он красиво оформлен и иллюстрирован. Причем это не библия, а именно библейские сказания – то есть литературное произведение, и аргументы из него конечно же можно использовать в итоговом сочинении. Плюс этого сборника в том, что в нём библейские сюжеты изложены очень коротко и понятно.

Например, сказание про потоп можно использовать для аргументации тем по направлению “время перемен”, историю Каина и Авеля к темам по направлению “Я и другие”. Легенда об Иове подойдет к направлениям “Время перемен” и “Разговор с собой”. Заповеди и сказания о Руси можно спользовать к направлениям “Забвению не подлежит” и “Я и другие”. Например, сказание про Давида и Голиафа подойдет для аргументации в сочинениях по темам из тех же направлений, что описаны чуть выше.

Ирина делает акцент на том, что так как это короткие произведения, то аргументы из них не подойдут к любой теме из названных направлений. Все зависит от того какая именно тема попадется, но в целом к определенным направлением названные произведения будут подходить.

Следующий большой источник – это Мифы древней Греции. Какой миф ни возьми – к какому-нибудь направлению он подойдет. Можно просто освежить мифы в памяти и использовать для аргументации на сочинении. Например, миф про Прометея подойдет направлениям “Забвению не подлежит”, “Я и другие” и “Разговор с собой”. Точнее к направлению “Разговор с собой” подойдет не сам Прометей, а Гефест, который приковывал Прометея, и у него был внутренний монолог – ему было непросто выполнить приказ Зевса.

Подвиги Геракла , в зависимости от того, какой подвиг вы будете брассматривать, подойдут ко всем направлениям (конечно же, кроме последнего направления – “Между прошлым и будущим: портрет моего поколения”).

Многие рассказы Антона Павловича Чехова будут подходить ко всем направлениям (опять же, кроме пятого). Например, к направлению “Я и другие”, “Время перемен” и “Разговор с собой” подходят “Ионыч” и “Человек в футляре” . Очень много рассказов подходят к направлению “Я и другие”. Эти “Смерть чиновника” , “Толстый и тонкий ” и так далее.

Далее Ирина предлагает вспомнить цикл “Тёмные аллеи” Бунина, который многие изучали на уроках литературы в 11 классе. Многие рассказы из этого цикла будут подходить к направлениям тем итогового сочинения. В первую очередь, конечно, к направлениям “Я и другие” и “Разговор с собой”.

Далее Ирина обращает внимание на цикл “Донские рассказы” Шолохова. Многие рассказы будут подходить к направлению “Время перемен”, потому что речь идет о тяжелом военном времени, о гражданской войне, когда происходило очень много перемен. Эти рассказы будут подходить также к направлению “Я и другие”, а иногда еще и к “Разговору с собой”.

Далее в ролике Ирина переходит к публицистике. “Письма о добром и прекрасном” Дмитрия Сергеевича Лихачева – они будут подходить вот здесь уже точно ко всем направлениям. Второе письмо из “Писем о добром и прекрасном” Лихачева подойдет к пятому направлению, 5-ое, 6-ое, 16-ое и 17-ое письма подойдут к направлению разговор с собой, 7-ое и 11-ое подойдут к направлению “Я и другие”.

Сначала Ирина называла целые сборники мифов, сказаний, рассказов, писем и так далее, а потом назвала отдельные рассказы, на которые тоже можно обратить внимание.

Рассказ “Старуха Изергиль” Максима Горького будет точно подходить к направлению “Я и другие” и “Разговор с собой”. “Гранатовый браслет” Куприна будет тоже подходить и к направлению “Я и другие”, и к направлению “Разговор собой” и (в зависимости от того какая тема вам попадется) ко “Времени перемен” тоже подойдет.

“Шинель” Гоголя в этом году будет подходить к направлению “Я и другие” и “Разговор с собой”.

Читайте также: