Къара кюбюр сочинение на карачаевском языке

Обновлено: 02.07.2024

Яркое и полное содержание материала урока. Основная цель урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных, их сходстве и различии; воспроизведение в памяти знания о собственных и нарицательных именах существительных, о правописании собственных имён существительных. развитие умений узнавать и писать собственные имена существительные;

воспитание культуры общения на уроке, воспитание любви к малой родине.

Основным элементом урока является презентация. В конспекте подробно описана форма работы и действия учеников во время урока при демонстрации слайдов.

ВложениеРазмер
Яркое и полное содержание материала урока. Основная цель урока: формирование представлений об именах собственных и нарицательных 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Собственные и нарицательные имена существительные.

Дерсни темасы: Энчи эмда тукъум атла.

Дерсни мураты: энчи эмда тукъум атланы джюрютюлюулерине къарау, аланы тюз джазылыуларына юретиу,кеслерини атларын хар заманда да тюз хайырлана билиу, парала бла ишлерге юретиу, негерини, кесини ишине да тюз багъа бериу, кирсиз джазаргъа юретиу.

Дерсде окъуу керекле : карточкала, презентация , рефлексия иш

I. Сабийлени эслерин дерсге буруу:

2. Дерсге хазырланыу.

II.Юйге берилгенни тинтиу:

  1. Берилген атланы иелик формаларын, бирлик эмда кеблюк санлада тюрлендириб, джазыгъыз: тон, ата, къоян. 1слайд
  1. Ал дерсде окъулгъанны къайтарыу:
  1. Дитактика карточкала бла ишлеу.

-Иелик аффикслени къоша бу сезле бла айтымла къурагъыз :

Ата, джурт; бала,джыр; тенг, парта;джулдуз, ана.

-Ат деб неге айтабыз?

-Атны ненча саны болады?

-Бу сезле къайсы санда болгъанларын айырыгъыз. 2слайд

1.Малчылыкъ, ишленмеклик, рахатлыкъ; джау, фатеген, пурч, ана тил, математика, история, кырдык, хауа, айран, как, къаудан,

2. Кесекле, джаш телю, адам улу.

-Атлада иелик деб неге айтабыз?

- Назмуда иеликни кергюзген аффикслери болгъан сезлени табыгъыз, санын, бетин айырыгъыз.

Къобанны джыры. Хапчаланы Маммет. 3слайд

Эй, деу Къобаным,

Езенинг саулай байлыкъды.

Къолгьа алыб кесим кесими кюрешмей турама ансы, бир-эки ыйыкъны чабхан да этиб, тутушхан да этиб, кесими къатдыргъанлайыма, мен, джыгъышсакъ, сиз чийбеллени барыгъызны да сыртларыгъызгъа саллыкъма!" - деб махтанды Хусей джашлагьа.

Хасан анга джууабха къайсы нарт сёзню айтды? 4слайд

(Ташны ата билмеген кесини башына урур. Тартмагьан тирменча мурулдай. Уллу сёлешме да уллу къаб. Джылан кесини къабындан джийиргеннгенча).

Уллу сёлешме да уллу къаб.

IV. Джангы дерсни ангылатыу: 5слайд

  1. Тема бла шагърей этиу.Берилген сезлеге къарагъыз, къауумлагъа белюгюз.

Черкесск, Москва, шахар, суу, сохта, Къобан, Енисей, Ансар, Магомед.

  1. Адамланы атлары-
  2. Шахарланы атлары-
  3. Сууланы атлары-
  4. …….

Юч къауум сезлени къалай джаздыгъыз?

Тертюнчю къауумну уа къалай ?

1, 2,3-чю къауум сезлени уллу харифле бла, 4-чю къауумну - гитче харифле бла джаздыкъ.

  1. Къарачай тилде атла эки къауумгъа юлешинедиле: 6 слайд

1-чи къауум – тукъум атла

2-чи къауум – энчи атла 7 слайд

  1. Адамланы тукъумлары, атлары, аталарыны атлары, чам атлары:

Аппаланы Хасан, Хасанланы Таубатырны джашы Али-Мурат, инженер Батча улу.

-киноланы, мульфильмлени, спектакльлени;

-учрежденияланы, предприятияланы атлары.

3. Текстде точкаланы орнуна керекли сезлени сала джазыгъыз: 8 слайд

Мен… шахарда джашайма. Ол ариу джаш шахарды. Аны ичи бла … суу барады. Мен окъугъан гимназия … шахарны … микрорайонундады. Администраияны тамадасы… . Гимназиябызны директору …

Керекли сезле: Байкъулланы Аминат Микоянны къызы, Лайпанланы Мурат Алибийни джашы, Джегетей, Московский, Къобан.

V. Энчи иш (Китаб бла ишлеу) 9 слайд

1. 91бетде 227иш Берилген энчи атла не затланы атларыдыла, аланы тукъум атлагъа къауумлаб джазыгъыз . Суула, джазыучула, шахарла, элле, джазмала.

2. Эсигизге тюшюрюб джазыгъыз: . 10 слайд

Сен кекге джете мийиксе

Ууакъ тауланы ичинде…

Арарат тау бла Казбек тау

Санга тюгел джетмейле…

3. Энчи атланы кереклисича джаза, текстни кёчюрюгюз . 11 слайд

Къарачай-черкес республикада къарачайлыла, черкеслиле, абазалыла, ногьайлыла, оруслула эмда башха миллетле джашайдыла. республиканы джеринде дуниягъа белгили теберди, архыз ёзенле бардыла. къарачай шахар къарачай къобан бла теберди къобан бири-бирлерине къошулгъан джерде орналгьанды. Къарачай деген газет къарачай тилде чыгъады. кавказ таулада бек кёб тюрлю терекле ёседиле. байрамукъланы халимат хурзук элде туугъанды.

VI. Дерсни тамамлау:

  1. Джангы теманы бегитиу. Соруулагъа джууаб этиу.

-Классда ненча къызчыкъ барды?

-Аланы атларын айтыгъыз

.-Къалай джазаргъа керекди?

-Классда ненча джашчыкъ барды?

-Къалай джазаргъа керекди?

-Аталарыгъызны, аналарыгъызны атларын, тукъумларын, аталарыны атларын айтыгъыз.

-Къалай джазаргъа керекди?

-Кесигизни атыгъызны, тукъумугъузну, атагъызны атын айтыгъыз?

-Биз къайсы шахарда, джашайбыз?

-Администрацияны тамадасы кимди?

-Бизни гимназия тургъан миккрорайонну аты къалайды?

-Гимназияны тамадасы кимди?

- Аны заместители уа кимди?

2. Ишге багъа бериу, салыу.

1. Дерсде билгенлерин бегитиб келирге.

2.91бетде 225, 226 ишле.

3.Юй ишни тинтиу.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


План- конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные".

тема: "Собственные и нарицательные имена существительные".


Презентация по русскому языку по теме "Собственные и нарицательные имена существительные"

презентация по русскому языку дляу 5 класса.

Урок русского языка в 5 классе "Эти удивительные собственные и нарицательные имена существительные!"

Конспект урока Приложение к уроку Презентация к уроку .


Методическая разработка урока по русскому языку на тему "Собственные и нарицательные имена существительные", 5 класс

урок в 5 классе по ФГОСам.

Данна разработка урока поможет учителю при работе в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме "имя существительное".


Урок русского языка в 5 классе. Собственные и нарицательные имена существительные

Презентация предназначена для дистанционного урока в 5 классе по УМК. под ред. М.М Рзумовской, П.А.Леканта, - 5 -е изд., стереотип. -М.: Дрофа, 2016.


Конспект урока "Собственные и нарицательные имена существительные"

Цели:1. Образовательные:1. формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных;2. учить распознавать имена собственные, отличать их от нарицательн.


2. Бекизова Л.А. От богатырского эпоса к роману: национальные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. – Черкесск, 1974. – 288 с.

5. Тугов В.Б. Абазинский роман (фольклорная предыстория, генезис, поэтика) // Труды (Карачаево-Черкесского НИИ экономики, истории, языка и литературы). – Вып. 7. – Серия филологическая. – Черкесск, 1973. – С. 5-57.

Первые романы в новописьменных северокавказских литературах появились в 20-30-х годах и стали ведущим жанром письменной словесности, с которой связаны наиболее значительные идейно-эстетические достижения молодых литератур. В течение почти столетия этот жанр является самым востребованным читателями и неизменно привлекает к себе внимание критиков и литературоведов.

Бедный крестьянин Темурка - батрак богача Кыямыта. Его семья, как и все батрацкие семьи, живет в нищете. Если бы не помощь молодого сердобольного соседа-бедняка Канамата, жизнь семьи Темурки была бы еще более тяжкой.

Пристав и богачи аула заключают Байдымат в тюрьму, чтобы выманить Канамата из леса и арестовать его. Однако Канамату и его друзьям удается освободить пленницу и увести ее в горы. Это - стартовая площадка сюжета, своеобразная экспозиция, в которой названы и охарактеризованы основные персонажи - бай Кыямыт, мулла Мухаммат-Амин, старшина Биймырза, царские чиновники, Канамат, его друзья, члены семьи Темурки. Персонажи романа резко противопоставлены друг другу.

Бедняки вынуждены отдавать даже малолетних детей в батраки, чтобы кое-как прокормиться. Так поступает и Темурка. Он отправляет сына Ибрагима в батраки, а сам идет работать на рудник, чтобы заработком спасти себя и семью от свалившихся бед и страданий.

Реалистический психологический портрет еще недоступен Х. Аппаеву. Он, рисуя облик персонажа, ограничивается, как и в фольклоре, оценочными эпитетами, как, впрочем, и все первые национальные романисты. В этом случае бытовая обстановка призвана дать представление о социальном статусе героя, его характере, наклонностях и т.д. Это, так сказать, косвенная характеристика персонажа.

Помимо внутреннего монолога и прямой речи, Х. Аппаев использует и такие художественные средства, как взаимная характеристика персонажей, авторское изложение событий и их оценка; при создании образов представителей духовенства широко привлекает повествовательные традиции народных антиклерикальных сказок.

Канамат, так колоритно поданый автором, смел, отважен, честен, трудолюбив, но беден. Писатель подробно и весьма внимательно воссоздает картины тяжелой жизни своего героя, обстоятельства, сформировавшие его характер.

Мысль писателя пока выражается (или выражается не в полной мере) в художественных образах, а передается публицистическими средствами. Другими словами, писатель не овладел еще искусством изображения жизни и человека в живых образах, как того требует зрелая литературная традиция.

Во многих своих поступках Канамат похож на народных заступников-абреков.

Канамат сталкивается с множеством людей. С одними сотрудничает, с другими - конфликтует, с третьими - борется. Образы многих из них выписаны колоритно, других - бледно, невыразительно.

Таким образом, автор первого карачаевского романа Х. Аппаев типологически близок ко многим писателям в молодых национальных литературах и использует формы фольклорных традиций.

Рецензенты:

DELETED

Доброй ночи, как перевести: "Мен сени бир бек сюеме хар тюшде сени кереме"?
_______________________________
Админ:
"Я тебя очень сильно люблю, в каждом сне тебя вижу".

Ash Morgan

Как на карачаевском будет слово "якорь"?
_____________________________________________
Админ:
"Кеме ыргъакъ".

Маша Новикова

Как перевести турама?
________________________
Админ:
Стою/остаюсь на месте.
Или еще ответ на вопрос "как ты?" - поживаю/живу

Маша Новикова

А как переводится это предложение "Аллах бир биригизден айырмасын"?
_____________________________
Админ:
"Пусть Аллах вас не разлучает друг с другом."

Виктория Смирнова

Обучение, Добрый День. Подскажите пожалуйста, как правильно написать фразу "Я тебя очень люблю, никогда тебя не оставлю"
___________________________________
Админ:
"Мен сени бек сюеме, сени чырт къоюб кетерик тюлме."

DELETED

Как сказать: "эта девочка смотрит сюда"
________________________________
Админ:
"Ол къызчыкъ бери къарайды"

DELETED

Иван Иванов

Как переводится "этерчаса"?
_____________________________
Админ:
"Ты в состоянии сделать/ты можешь сделать."

Обучение карачаево-балкарскому языку

Добрый день, переведите, пожалуйста, на карачаевский язык обращение к сестре:
"Моя родная,очень рада была тебя увидеть,сильно люблю тебя!" Спасибо
______________________________________
Админ:
"Мени джаным, бек къууандым сени кёргениме, бек сюеме сени"

Азамат Айларов

Казим Гижгиев

Стакан как переводиться ?
________________________________
Админ:

"Аякъ. Но многие говорят просто "стакан".

Строка из песни "айран аякъны биз къолгъа алыб" (взяв в руки чашу с айраном). Сосуд для питья(т.е. стакан) карачаевцы и балкарцы называли аякъ. Современный вид стакана относительно недавний элемент у нас, принесенный последние 150 лет, поэтому другого слова нет."

Елизавета Шемуратова

Как переводиться "Сенден ариу адам джокъту"
__________________________________
Админ:
"Красивей тебя никого нет"

Елизавета Шемуратова

Залик Залик

DELETED

Mila-Umm Adam

Ошибается — каждый.
Признаёт ошибки — МУДРЫЙ.
Просит прощения — СИЛЬНЫЙ.
Восстанавливает отношения — ЛЮБЯЩИЙ.

________________________________________
Админ:
"Джангыладыла - БАРЫ ДА.
Джангылгъанын мюкюл этеди - ТЕРЕН АКЪЫЛЛЫ АДАМ.
Кечмеклик тилейди - КЮЧЛЮ ХАЛИЛИ.
Келишиуню джангыртады - СЮЙГЕН."

Эльвира Амырханова

Как спросить:Зачем ты так со мной?
_______________________________________
Админ:
"Нек этесе менге алай?"

Карачаевцы – народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки… Сама природа своими красотами и ужасами возвышает дух сих горцев, внушает любовь к славе, презрение к жизни, и порождает благороднейшие страсти… А. ЯКУБОВИЧ


Книги

beautiful-book-books-imagine-Favim.com-2381823

Книги переделываем в pdf формат, а пока на Яндекс Диске можете скачивать и читать в формате DjVu. Открыть…

76968101_3914090_0_4e758_afaa08d8_orig

ПРАВДА ОБ АЛАНАХ. А.М. БАЙРАМКУЛОВ.

КАРАЧАЕВО-БАЛКАРСКОМУ НАРОДУ - 2000 ЛЕТ. БАЙРАМКУЛОВ А.М.

image001

Северный Кавказ в Российской империи: народы, миграции, территории.

Северный Кавказ в Российской империи: народы, миграции, территории.


Къарачай-Малкъар тилни синтаксиси.

Народные сказки карачаевцев и балкарцев. Размер файла 146 Мбайт.

Танзиля Зумакулова. Стихи.


Кюренли джазыула. Къагъыйланы Назифа.

Очерки природы Карачаево-Черкесии. Хапаев С.А.

Семенланы Азрет Дуния кеси бир сейир тюш

Акъбайланы Х.М. Къарачай-Малкъар сабий оюнла

кар-мал сабий оюнла

Къагыйланы Назифа. Къарча

К.Борлакова. Крылатый джигит

Нюрлю нюзюрле. Къойчуланы Зарима


Очерки истории карачаевской литературы. Караева А.И.


Сыны и дочери Карачая – фронту. Койчуев.

Синтаксис карачаево-балкарского языка. Алиев У.Б.


Сёлешедиле таула. Хубийланы Осман.


Литература народов России.


Къарачай тилни фразеология сёзлюгю. Текеланы И.К.


Къарачай литератураны историясыны очерки. Къараланы А.И.


Карачаевский район. Хапаев С.А.


Карачаево-Балкарское именное словообразование. Хабичев М.


Камень и дерево. Билал Лайпанов.


Годы и горы. Керим Отаров.

Бычакъны ауузунда. Эбзеланы Ханафий.


Ачыкъ жюрекле. Максим Геттуев


Ашыгъама. Какушланы Хусей


Проклятая поляна. Хамит Боташ


Къарачайны юсюнден хапарла. Ногъайлыланы Джагъафар


Кюн бешик. Байрамукъланы Фатима



Тамбла айтырма. Мамчуланы Дина


Таш бора. Абдуллах Бегий улу


Ташны къычырыгъы. Берберланы Бурхан


Тилек. Тохчукъланы Исмаил



ЛЕГЕНДЫ О НАРТАХ. Каппушева Т.


Аланский язык предков карачаевцев и балкарцев. Байчоров С.Я.

Тайны клада золотого. Байчоров С.Я.

Карачаевцы и Балкарцы. Текеев К.М.

Актуальные проблемы Карачаево-Балкарского и Ногайского языков

Айсанат. Орусланы Аминат. Биринчи китаб. Экинчи китаб.

Депортация карачаевцев. Документы рассказывают.

Къуджур адамла. Аппаланы Билял.

Къызыл тангла. Кёбекланы Билял.

Назир Хубиев. Звёзды Кавказа.

Народное искусство карачаевцев и балкарцев.

Нарт джырла бла таурухла.

Орус-Къарачай-Малкъар сёлешиу сёзлюк.

Таулада таууш. Къобанланы Дахир.

Черкесы и кабарда. Миф о канжальской битве.

ГЮРБЕДЖИ. Байрамукъланы Халимат.

Гюрге кюн. Лайпанланы Сеит.

Бушуу китаб. Байрамукъланы Фатима.

Бырмамытны джыры. Лайпанланы Сеит.

Тюрки Северного Кавказа. Биджиев Х.Х.

ЗАУРБЕК. Эрикгенланы Къазий-Магомет

АССЫ. Хубийланы Осман.

Къара кюбюр. Аппаланы Хасан.

Энциклопедия научных открытий на основе священного Корана и сунны Пророка.

Читайте также: