Камбот и ляца сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Шогенцуков Али Асхадович

Али Асхадович Шогенцуков – родоначальник кабардинской литературы, поэт и писатель. Его 120-летний юбилей совпал с 75 годовщиной со дня Победы в Великой Отечественной войне, в самом начале которой он погиб.

Детство и юность

Известно, что у Али Асхадовича были два младших брата, которые погибли в Великую Отечественную войну.

Первыми учителями мальчика стали русские преподаватели, у которых он учился в сельской школе до 1914 года. После окончания школы поступил в медресе. Духовная семинария, как и школа, находилась в Баксане. Уже тогда проявилась нетерпимость Шогенцукова к несправедливости. Он выступил в защиту преподавателя естествознания и кабардинского языка, которого администрация решила уволить. За это юноша был отчислен из медресе.

Нурий Цагов, Али Шогенцуков, Мухамед Цагов (1919)

Нурий Цагов, Али Шогенцуков, Мухамед Цагов (1919)

Краткая биография и гибель писателя

Мажид Каздохов, Али Шогенцуков и неизвестный человек

Мажид Каздохов, Али Шогенцуков и неизвестный человек

Семья

Жену Али Асхадовича звали Шаидат Батоковна. В браке у них родилось 4 ребенка. Дочерей звали Нальжан и Читаун, а сыновей Лиуан и Мухамед. Перед войной они жили в Нальчике на ул. Горького, в доме 35, где сейчас находится музей поэта.

С семьей

Слева: Жена Шаидат, дочь Налжан, сыновья Лиуан, Мухамед, Али, дочь Читуан

Говорят, что глава семейства был плохо приспособлен к созданию комфортных бытовых условий. Он даже не мог зарезать курицу, что являлось обычным для кавказского мужчины. Мало того, он, во время убийства птицы, уходил из дома.

После того, как писатель погиб, его семья осталась без средств, так как родные военнопленных лишались продовольственных аттестатов. Не было денег даже на дрова. Старшие дети собирали валежник и продавали его, покупая на вырученные средства муку. Шаидат пекла лепешки и продавала их. На остававшиеся от этой разницы копейки и выживали.

Родственники, знакомые и бывшие друзья сторонились Шогенцуковых. Было это поводом или нет, но старшая дочь Нальжан пошла с метриками в паспортный стол и поменяла всем детям имена. Сама стала Еленой, сестра – Таей, мальчики – Левой и Мишей. Борясь за честное имя отца, старшая из сестер отправила письма в республиканскую и союзную организации писателей. В итоге семье была назначена пенсия и выданы продовольственные карточки.

Родственники

Родственники Али. Сидят: Налжан Шогенцуков (дочь), Аслан Хакуашев(внук), Шаидат(супруга), Мадина Хакуашева(внучка), Маржан Чегембаева(жена брата Лиана Шогенцукова). Стоят: Сыновья Али-Мухамед, Лиуан, Хакуашев Андрей

В заключение

Известно, что поэт ушел на фронт после ссоры с военкомом и поэтому некоторые считают, что тот из подлости отправил Шогенцукова на смерть. Но пошел бы он, не будь этого? Смог бы такой человек остаться в стороне, когда погибали его соотечественники? Ответ лежит на поверхности – нет, не смог бы.

За год до гибели Али Асхадович писал, имея в виду родной Кавказ:

  • Мне в час неизбежный
  • Здесь место найдите,
  • В долине прибрежной
  • Меня схороните.

Увы, этому не суждено было произойти. Он остался лежать в бобруйской земле.

К творчеству поэта в республике относятся бережно.

Али Шогенцуков

Любознательный мальчик с характером

Мадина Хакуашева: На него влияла вся семья, но особенно дед Пшикан Шогенцуков. Он был прекрасным знатоком устного народного творчества, джегуако (народный сказитель и певец. – Ред.). Передал свою любовь к художественному слову, свои знания народной культуры внуку.

- И сам мальчик с малолетства тянулся к знаниям, ждал, когда пойдёт в школу, читал всё, что мог найти.

- Да, он с детства обладал повышенной любознательностью, был очень способным, лучшим учеником в классе. И очень справедливый. Например, после того как его первого учителя, известного кабардинского просветителя Нури Цагова, выгнали из медресе, где он преподавал, мой дед (подросток 14-ти лет) потребовал вернуть его, а затем ушёл вслед за ним. Вспыльчивый, независимый, резкий, если с чем-то был не согласен.

- Какие его произведения наиболее популярны?

Кайсын Кулиев пользовался большим авторитетом среди коллег.

- Да, меня так назвала бабушка Шаидат, супруга Али Шогенцукова.

- Да. В этой балладе удивительно тонкое проникновение в горе матери, молодой женщины, у которой погиб муж на фронте Гражданской войны. Она не знает, как помочь тяжелобольному ребёнку. Последняя ценность, которая у неё оставалась, за которую можно было выручить деньги, - две прекрасные косы, она их отрезает, продаёт на рынке. А когда приходит домой, обнаруживает, что её маленький сын умер.

Главное, считает Заурбек, вложить в строфы максимум смысла.

- О чём ещё писал ваш дед?

- О героизме народа во время Великой Отечественной войны, Гражданской войны, о нелёгких судьбах женщин. В творчестве Али Шогенцукова довольно остро звучат мотивы классового неравенства. У него прекрасная пейзажная, медитативная лирика. Поэт поднимал проблемы нового времени, писал о достижениях, школах, новых отношениях эпохи социализма.

- В его творчестве есть и сатира на коллективизацию? Мне кажется, это должно быть интересно для современных исследователей революции, Гражданской войны…

- Сатира не на саму коллективизацию, а на её издержки.

- Как ему удавалось это публиковать, ведь он был советским писателем, состоял в Союзе писателей, занимался молодыми литераторами…


- Позже они были опубликованы?

Поезд, в котором их везли на фронт, обстреляли, солдат взяли в плен. Дед попал в белорусский концлагерь в Бобруйске, где погиб в ноябре 1941 года.

Фашисты, узнав, что он известный поэт Кабарды, предложили ему сотрудничать с ними, на что он плюнул им в лицо. Его избили, и говорят, что после этого он погиб. Как-то в плену он увидел, как один из его соотечественников чистил сапоги немецкому офицеру. Дед обругал его, чуть ли не в драку с ним полез. Все Шогенцуковы такие. Они не будут терпеть несправедливость, низость или предательство. Будут пытаться изменить то, с чем не согласны.

- Али Шогенцуков перевёл на кабардинский язык Пушкина, Лермонтова, Тараса Шевченко, Горького, Хетагурова. Сочинения вашего деда также переведены на многие языки народов бывшего СССР. Сам он писал на кабардинском языке. Что самое ценное в его произведениях? Почему он считается основоположником кабардинской литературы?


- Он первый профессиональный поэт в Кабарде. Сформировал новый тип стихосложения, ввёл новые методы организации стиха, которыми позже стали пользоваться его последователи. Но самое прекрасное - его живой, образный, чрезвычайно богатый художественный язык, который, по мнению профессионалов, никто не смог достойно представить в переводах.

- Почему? Ведь на русский его переводили в том числе именитые поэты, например, Анна Ахматова?

- Здесь мы вплотную подошли к проблеме сохранения национального языка, ведь если он будет забыт, то, как минимум, никто не сможет понять ценность произведений кабардинского классика. Что тогда потеряет ваш народ?

- Об этой проблеме почти 100 лет назад говорил и ваш дед. Как он видел её тогда?

По стопам народного поэта

- Первым исследователем творчества Али Шогенцукова был ваш отец? Профессиональный интерес привёл юного филолога к его будущей супруге, вашей маме?


- Да, он всегда любил творчество Али Шогенцукова. Когда собирал материал для кандидатской диссертации, сначала пришёл к моей будущей бабушке. Но по законам того же адыгэ хабзэ жена не должна ничего говорить о своём супруге. И она его переправила к старшей дочери (детям говорить об отце можно). Это была моя будущая мама, которая в то время работала врачом.

- Вы тоже не сразу стали профессионально заниматься литературой?

- Да, я отучилась на врача, потом отучилась в ординатуре, аспирантуре, написала диссертацию по кардиологии. Но моё сердце всегда болело литературой, и в один момент я резко поменяла профессиональный вектор, закончила экстерном вуз по филологии, защитила кандидатскую, докторскую.

- Как сохраняется наследие поэта?

- В квартире, где жила семья и где я воспитывалась, открыли дом-музей Али Шогенцукова. Бобруйск, где дед погиб в концлагере, стал побратимом Нальчика. Мы с дочкой по приглашению были там пять лет назад. Там уже давно открыта библиотека им. Али Шогенцукова, в государственном музее - уголок, посвящённый его жизни и творчеству. В Бобруйске бережно сохраняют память о кабардинском поэте. Это очень трогает.


- То есть говорить о возрождении не приходится, так как интерес к поэту не угасал?

- Никогда. Его очень любят. Я живу на улице Али Шогенцукова. Через дорогу – Кабардинский драматический театр, носящий его имя. Есть музей, колхоз, пик Шогенцукова, даже планету назвали в его честь. Али Шогенцуков - народный поэт. Меня не перестаёт удивлять, что почти все мои новые знакомые, узнав, что я его внучка, начинают наизусть рассказывать отрывки из его произведений.

Хубиева Жанета Ахмедовна

Исследовательская работа по творчеству великого кабардинского поэта Али Шогенцукова.

ВложениеРазмер
Шогенцуков Али поэт или писатель? 29.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

С. П.ЧЕГЕМ ВТОРОЙ ЧЕГЕМСКОГО РАЙОНА, КБР.

Шогенцуков Али - Писатель? Поэт?

Автор: Кадыкоева Аида Гидовна, ученица 6"А" класса

Руководитель: учитель кабардинского языка и литературы, русского языка и литературы Хубиева Ж.А.

Для каждого направления в изучении великих творений этого человека есть то главное, что пытается найти исследователь и, в конце концов, находит для своего исследования.

ЦЕЛЬ: Выявить, кем, в большей степени, является Шогенцуков Али Асхадович: писателем или поэтом?

1. Глубокое изучение творчества данного писателя.

2. Попытки установления ведущих вопросов творческой

3. Знакомство и изучение его трудов в различных областях

Шогенцуков Али Асхадович – прозаик, поэт.

Творческий и жизненный путь основоположника советской кабардино-черкесской литературы.

АКТУАЛЬНОСТЬ этой работы связана с углубленным изучением творчества данного писателя. При наличии в программном материале не совсем достаточной информации биографии и жизненного пути А.А. Шогенцукова, при прочтении этой исследовательской работы можно в большей степени познать его творчество, глубже и многостороннее изучить его.

ЭТАПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ: анализ состояния исследуемой проблемы, изучение литературы.
  2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ: различные виды наблюдений над текстом, работа с дополнительной литературой.
  3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ: методы обработки результатов.
  1. ВВЕДЕНИЕ.
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .ВЫВОД.
  4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ.

Начиная говорить о личности незаурядной, известной, популярной в литературном обществе, приходится обращать внимание на самые незначительные детали в его жизни и творческой деятельности, изучать все материалы, так или иначе связанные с его биографией, дорогой, которую он выбрал.

Но самое интересное то, что чем глубже познаёшь этого человека, тем больше открываешь для себя неизведанного, ещё не прочитанного.

Так случилось и с исследованиями, связанными с жизнью и творческим путём Шогенцукова Али Асхадовича . Кто он в первую очередь: писатель, поэт, публицист?

На этот вопрос и попытаюсь я ответить, проводя исследования, связанные с плодотворной жизнью и такой же творческой деятельностью.

Поиски пути начались еще в в Кучмазокова ,где родился Али в многодетной семье в 1900 году. Семья была настолько велика м настолько бедна, что детям не было как-то до учебы. Но все-таки заметили, что Али, в отличие от других детей, стремится к знаниям и что он обладает незаурядным умом и отличной памятью. Потому и решили, что Али должен учится.

После окончания сельской школы (1914) поступил в Баксанскую духовную семинарию (медресе), из которой был исключен за организацию протеста против решения администрации уволить Нури Цагова, преподававшего дисциплины на кабардинском языке. Цагов Нури для Али стал самым авторитетным человеком на Земле. Он очень гордился тем, что учился в "университете" Цагова.

Художественный уровень его стихов, написанных в 20-30-е гг., соответствовал их целевой установке и носил утилитарно-просветительский характер: все подчинялось пропаганде новой жизни, желанию приобщить кабардинцев к осознанию происходящих перемен. Осуществляя эту задачу, он возвел здание новой поэзии, которая говорила «голосом эпохи, языком народа, интонациями живой чело Большое значение Шогенцуков придавал художественному осмыслению истории своего народа, его судьбе в пору ломки усто­явшихся канонов и рождения нового общества. Одним из первых кабардинцев предпринял путешествие в историю адыгов с позиции преобразований современной действительности. Ему первому удалось ввести в национальную словесность образцы высокой профессиональной культуры слова, поднять его на уровень подлинного искусства, придать языку современную гибкость и разнообразие. Ориентированная на глубинные национальные традиции, поэзия Шогенцукова вобрала в себя все лучшее, что было создано устным творчеством кабардинцев. Он знал арабский, русский, турецкий, французский языки, а также эсперанто. Читал на этих языках, но предпочтение отдавал русской литературе, считая ее образцовой. При этом он никогда не забывал об основополагающем законе подлинной литературы - ее тесной связи с народом, его историей, языком, культурой, традициями и обычаями. Именно потому его творчество глубоко национально.

В ходе своей исследовательской работы я столкнулась и с деятельностью Шогенцукова – песенника.

Али Асхадович, как писатель первопроходец, первым из кабардинских поэтов и писателей в 30-е гг. ХХ столетия обратился к наиболее трудным жанрам литературы-драматургии и прозе; -он первым пожелал выработать художественно эстетическую программу создания новой литературы и литературного языка. В этом ему сильно помогло знание многих языков: русского, арабского, турецкого, французского языков, знакомство с русской и восточной литературой.

В период зарождения и становления молодой кабардино-черкесской литературы Али Асхадовичу приходилось решать множество сложных и важных проблем идейно-политического, художественно-нравственного и эстетического порядка. Ему пришлось определять пути развития художественной мысли, создавать новую литературную поэтику и литературный язык, осваивать опыт развитых литератур. В то далекое время молодой талантливый поэт отлично сознавал свою трудную, но благородную и почетную роль первопроходца на ниве художественной словесности. С этим и многими другими нелегкими задачами Али Асхадович справился успешно.

Лучшие образцы многожанровой кабардино-черкесской литературы переведены на языки народов России и дают всероссийскому читателю возможность ближе познакомиться с бытом, культурой и экономикой современной кабардинской нации. Отдельные произведения А.А. Шогенцукова переведены на иностранные языки.

Трудолюбивый кабардинский народ, получивший благодаря Октябрю свободу, государственность, неограниченные возможности для развития своей экономики и культуры, за годы своего национального и культурного возрождения создал свое искусство, свою литературу, основоположником и наиболее ярким представителем которой является Али Асхадович Шогенцуков, живущий в сердцах породившего его народа. Жизнь и самобытное творчество А.А. Шогенцукова является одно из самых ярких страниц в истории кабардино-черкесской литературы, а изучение его бессмертных художественных произведений в школе по праву занимает почетное место в ряду средств, способствующих формированию гуманистических черт и идеалов нашей молодежи. Как уже отмечалось, Али Асхадович вошел в историю кабардино-черкесской литературы как ее основоположник и классик. За свою короткую, стремительную, но красивую жизнь он успел совершить творческий подвиг, его имя по праву занимает одно из самых видных и почетных мест в нашей литературе. А.А. Шогенцуков своим народом воспринимается и почитается так, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов русским народом. Его у нас любовно называют кабардинским Лермонтовым и Пушкиным. Творчество Али Асхадовича по духу и идейно-художественному содержанию близко к творчеству этих двух великих русских поэтов.

Изучению произведений А.А. Шогенцукова в кабардинской и черкесской школе придается такое же значение, как изучению произведений М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина в русской школе. Интерес к жизни и литературному творчеству А.А. Шогенцукова на уроках родной литературы в настоящее время велик, и в связи с совершенствованием методики изучения произведений писателя этот интерес с каждым годом будет возрастать. В этом нет ни какого сомнения.

Продолжая свои исследования, касающиеся творческого пути Али Шогенцукова, я познакомилась с удивительными работами его в области публицистики. У него двадцать публицистических статей.

Это незаурядная личность, заставившая меня по-иному посмотреть и на кабардинскую литературу в целом, и на творчество самого Шогенцукова, в частности.

Завершив свою исследовательскую работу, я вдруг поняла, как интересно устроено человеческое естество: чем больше углубляешься в изучение того или иного предмета или явления, тем интереснее, что же дальше? Хочется добраться до самой сути того, что ты начал изучать. Я глубоко убеждена, что творчество Али Асхадовича Шогенцукова можно изучать много и долго и этот источник никогда не иссякнет. Для себя я открыла такие великие запасы его произведений, что неожиданно вспомнился весь программный материал школы, связанный с изучением творчества этого человека и захотелось поделиться своими открытиями со всеми, кому интересен Шогенцуков и кто когда бы то ни было обращался к его творческой деятельности.

ВЫВОД: Остаётся признать, что творчество Али Шогенцукова в равной степени актуально и с точки зрения поэзии, и с точки зрения прозы, и с точки зрения публицистики. Его великий талант принадлежал и до сих пор принадлежит кабардинскому народу. И это является важным и главным.

Список использованной литературы

1.Теунов Хачим Исхакович Кабардинская литература и кабардинские писатели "(На каб.яз.) Н, 1955, Типография им.революции 1905 года Министерства культуры КАССР Кабардинское книжное издательство

Amina, Къэсхь хабзэр

Amina Fidarova

👌

Сатаней,

Даяна Шарибова

😂

Я писала но не помню

😃

Даяна, Ар дыдэращ сэри

Даяна Шарибова

😂

No Name

👍🏻

Читал в школе это произведение

Замир Хутов

2 къэсхьау щыта мыбык1э

Дарина Катаева

😹

Сэри стхау щытаа

Маша Васильева

DELETED

"Хьэжыгъэ пут закъуэ" ЩоджэнцӀыкӀу Алий

Мы тхыгъэр ин дыдэу пхужыӀэнкъым, ауэ гурыщӀэу зыхигъащӀэм, гупсысэу уигу къигъэкӀыр куэдыщэ дыдэщ. Тхыгъэр зытепсэлъыхь зэманым лъандэрэ илъэсищэм щӀигъу дэкӀами, пщыхэмрэ пщылӀхэмрэ щымыӀэжми, тхыгъэм къыщыхъу Ӏуэхугъуэхэр ди нобэрей гъащӀэми щыхыболъагъуэр, ди жагъуэ зэрыхъунщи.
Показать полностью.

Тхыгъэр зытеухуар цӀыхум и гуауэм, и фэм дэкӀ бэлыхьым, ишэч хьэзабым, гущӀэгъуншэу, цӀыхугъэншэу зыр зым дызэрыхущытырщ. А псори тхакӀуэм ди нэгум къыщӀегъэувэр сабийм и гупсысэхэмкӀэ, и гурыгъу-гурыщӀэхэмкӀэ, и нэхэмкӀэ дырегъэплъ а къэхъуа Ӏуэхугъуэхэм.

Сабийм и гум мывэшхуэ хьэлъэу телъщ а хьэжыгъэ путым къахуихьа гуауэр, дунейм и дахагъэри къыфӀэмыӀэфӀыжу ещӀ. Хуэгъэвкъым а гузэвэгъуэр илъэсибгъу хъу сабийм и гум, и акъылым.

Унагъуэр шхын щхьэ мылӀэн папщӀэ, Хьэмид и гъунэгъу Тембот хьэжыгъэ пут закъуэ щӀыхуэу, хуэлэжьэжыну къыриӀыхащ. Тембот хьэж щыӀащ, Тембот хьэжыкӀэ йоджэр, сарыкъыр щыгъщ, нэмэз щыгъэр ӀэщӀэлъщ. Ауэ сыт и пэрмэн теплъэкӀэ зыбгъэмуслъымэныныр, ауэ хьэл-щэнкӀэ, Ӏуэху щӀэнкӀэ умымуслъымэным, цӀыхухэм уазэрыхущытын хуейуэ диным фарз тщищӀ хьэлыфӀхэр пхэмылъмэ, Алыхьым хьэрэм ищӀа пагэныгъэр пхэлъмэ, динымкӀэ уи щхьэ Ӏуэхухэр дэбгъэкӀмэ!? Диным и дахагъэр, и къабзагъэр зэхащӀэфакъым апхуэдэ цӀыхухэм. ТхьэмыщкӀэхэщ дауи жыӀи.

Иныкъуэ адыгэхэм я анэбзэм теухуауэ хуаӀэ бгъэдыхьэкӀэ, гупсысэкӀэ къуэнтӀа, зэблэша, мышухэри къыхощыр тхыгъэм. Адыгэ унэцӀэр, цӀэр зэрихьэу, теплъэкӀэ адыгэу, ауэ мыукӀытэу и лъэпкъым и псэр зыхэлъ бзэр Ӏумпэм ищӀу, "дызэрекэр урысыбзэс, ди бзэр сыту ссын…",- жиӀэу. Ари мытхьэмыщкӀэу дауэ зэрыжыпӀэнур!?

Тхыгъэм къыщыхъу псоми сытэпсэлъыхьынкъым. Феджэм фэ езым щыгъуазэ фыхъунщ Хьэсет цӀыкӀу и унагъуэм хьэжыгъэ пут закъуэм бэлыхьу къатрилъхьар.

ЩоджэнцӀыкӀу Алий Ӏэзэу дегъэлъагъу цӀыху цӀыкӀум ди хьэл мыхъумыщӀэхэр, абы гуауэ къихьыр. Тхыгъэм дерс нэхъыщхьэу сэ къыхэсхар зыщ: " Адыгагъэм, муслъымэнагъэм дахэу утепсэлъыхькӀэ, фащэ дахэ зыщыптӀагъэкӀэ зэфӀэкӀкъым, ахэр уи хьэлыфӀхэмкӀэ, уи щэнымкӀэ, цӀыхухэм уцазэрыхущытымкӀэ, Ӏуэхум узэрыбгъэдыхьэмкӀэ къэбгъэлъагъуэн хуейщ, уи гъащӀэм къыхэщын хуейщ". Алыхьым апхуэдэхэм ящыщ дищӀ!

Читайте также: