Какую роль в раскрытии образа базарова играют диалоги сочинение

Обновлено: 04.07.2024

С чего начать произведение? Чем его закончить? На какие части оно будет делиться? Что надо сообщить читателю сразу, а что потом? О чем рассказать подробно и о чем коротко? От чьего лица вести повествование? Эти и многие другие вопросы, возникающие перед писателем, связаны с композицией художественного произведения. И решать эти вопросы нужно не порознь, а вместе, на основе единого композиционного принципа. Некоторые ученые называют такой принцип архитектоникой (по-гречески — "строительное искусство"). Не случайно, что это слово по происхождению и смыслу близко к слову "архитектура". Подобно архитектору, писатель вырабатывает какой-то план, проект будущего здания, и сам же выступает строителем своего словесного здания.

Продумывая композицию, писатель стремится к тому, чтобы читатель поверил в правду художественного изображения и с наибольшей глубиной воспринял внушаемые ему мысли и чувства. При этом писатель исходит из своего понимания действительности и законов и принципов художественного творчества данной эпохи.

В 50-е годы И. С. Тургенев впервые обращается к жанру романа, ставшему в дальнейшем основным в его творчестве, так как роман — большое эпическое произведение, и сюжет его содержит больше фабульных линий и поворотов, чем, скажем, сюжет рассказа. "Форма и условия романа, — писал В. Г. Белинский о главной особенности этого жанра, — удобнее для поэтического представления человека, рассматриваемого в отношении к общественной жизни, и вот, мне кажется, тайна его необыкновенного успеха. "

В романе ставятся важнейшие проблемы эпохи, воссоздаются широкие картины общественной жизни, изображается жизнь человека в его многообразных и сложных связях с другими людьми, социальной средой, народом. Потому-то в романе всегда больше действующих лиц, чем в рассказе или повести, судьбы героев сталкиваются и переплетаются.

Жанр романа наиболее полно отвечал стремлению Тургенева глубоко исследовать современную ему жизнь, духовную историю героя его времени.

В ту пору, когда писался роман "Рудин", начиналась новая эпоха в жизни России. И.С. Тургенев считал, что наступило время реформ и преобразований. Главная идея романа "Рудин" состоит в том, что в русской жизни наступило время, когда знания, культура, свободолюбивые настроения должны соединиться с преобразовательной, практической деятельностью. Эта идея не получила в романе яркого художественного воплощения в образе положительного героя, хотя она и является основой тургеневской критики Рудина. Как признавал сам писатель, в середине 50-х годов ему еще были неясны настоящие представители новых передовых общественных идей — разночинцы-демократы, которые пришли на смену дворянской интеллигенции.

Современные Тургеневу критики и писатели определили историческое значение деятельности дворянской интеллигенции 30-40-х годов и критически раскрыли социальную сущность типа "лишних людей", их характер и духовный облик. Революционные демократы показали, что время Рудиных прошло. Добролюбов писал: ". Теперь нужны нам не такие люди, которые бы еще более возвышали нас над окружающей действительностью, а такие, которые бы подняли — или нас научили поднять — самую действительность до уровня тех разумных требований, какие мы уже сознали".

Уродливые стороны жизни Тургенев изображал в большинстве своих Произведений и в то же время, запечатлевая "образ и давление времени", он показывал и передовых людей. Как ни мало их было, в них, по словам Герцена, "было будущее России", на этих людях, по убеждению Тургенева, лежала обязанность "быть передавателями цивилизации народу". Изображение этих людей — чаще всего небогатых, образованных дворян — и занимает самое большое место в повестях Тургенева 40-50-х годов. Только в этой среде возникал тогда сознательный протест против несправедливого устройства общества. Однако во всех своих начинаниях — общественных и личных — эти герои неизменно терпят неудачи, им не находится места в жизни, они становятся, по выражению одного из таких героев, "лишними людьми".

Таков Дмитрий Рудин — обаятельный собеседник, умный, образованный, и, несомненно, талантливый человек. Он искренне и честно хочет добра и счастья для народа, умеет увлечь других своим красноречием, внушить им благородные стремления, но в практических делах оказывается робким и беспомощным. К тому же личный конфликт обнаруживал общественную, социальную несостоятельность "лишних людей". Покорность судьбе, то есть обстоятельствам, парализует все начинания Рудина, как и других тургеневских героев этого типа. Нежелание жить так, как живут все — быть чиновником или помещиком, — делало лучших людей "лишними" в России, а сознание своей практической беспомощности в условиях огромной крепостной страны делало их бессильными перед судьбой. А.М. Горький писал: "Приняв во внимание все условия времени — и гнет правительства, и умственное бессилие общества, и отсутствие в массах крестьян сознания своих задач, — мы должны будем признать, что мечтатель Рудин. был человеком более полезным, чем практик. Мечтатель — он являлся пропагандистом идей революционных, он был критиком действительности. "

В "Рудине" наиболее ярко проявляются особенности мастерства Тургенева-романиста. Именно в этом романе писатель представил замечательный образец сжатой композиции, которая открывает широкие возможности для богатого содержанием действия и обрисовки характеров.

Главное, что отличает композицию романа "Рудин", — это ее необычная простота, отсутствие всякого рода эффектов. Простота достигается несложной фабулой и соподчиненностью всех элементов произведения одному центральному образу, что определило монологический характер романа и ход развития событий. Но ни простота в ходе действия, ни небольшой объем романа, ни ограниченность действующих лиц не помешали увлекательной, занимательной фабуле "Рудина".

Действие в романе протекает последовательно, с ясной мотивировкой каждой ситуации, но без ненужных эпизодов и деталей. При этом Тургенев не увлекается бытовыми описаниями, что было характерно для значительной части прозы 40-х годов.

В произведении любого жанра полная художественная глубина достигается тогда, когда в композиционном строительстве активно участвует слово, индивидуальный авторский язык, своя, неповторимая интонация. Все это находит отражение в изображении Тургеневым персонажей романа. Главное внимание писатель уделяет не их психологии, а их духовной жизни. Роман насыщен рассуждениями на философские и научные темы, спорами об искусстве, просвещении, морали; он начинается со спора Рудина и Пигасова об убеждениях и системах. Рудин произносит горячие речи "о значении просвещения и науки, об университетах. ". С Наташей и Басистовым Рудин часто и долго в течение двух месяцев беседует о долге человека, искусстве, свободе и любви. Воспоминания Лежнева о кружке Покорского показывают образ Рудина-оратора, произносящего вдохновенные речи о Гегеле, истине и общечеловеческих идеалах.

Внутренняя задача композиции — непрерывность движения художественной мысли и чувства. Для этого нужно, чтобы каждый новый композиционный элемент включался в связи со всеми предыдущими. Такая связь частей и целого может считаться идеалом художественной композиции. Тургенев показывает Рудина в определенной социальной среде. Он сталкивает своего героя и ставит его в определенные отношения с людьми разного типа, с различными мировоззрениями и идеалами, разным уровнем образования и разной социальной сущности. Автор заставляет Рудина, внутренний мир которого, его психологический облик дан в связи с его стремлениями к общественной деятельности, действовать на различных поприщах, показывая его удачи и поражения, взлеты и падения, достоинства и недостатки. Но при этом фигуры, события и впечатления не заслоняют и не мешают друг другу. Все в романе подчинено главной идее, все гармонирует между собой и целым. Не случайно критика "Современника" видела в "Рудине" новый плодотворный этап в творческом развитии Тургенева. В обзорной статье Н.А. Некрасов отмечал: "При многих недостатках "Рудина" в художественном отношении он показывает, что для г. Тургенева начинается новая эпоха деятельности, что его талант приобрел новые силы, что он даст нам произведения еще более значительные, нежели те, которыми заслужил в глазах публики первое место в нашей новейшей литературе после Гоголя".

Диалоги-споры занимают важное место в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети". Они являются одним из главных способов характеристики героев романа. Высказывая свои мысли, свое отношение к разным вещам и понятиям, человек открывает себя, свою сущность, порой даже невольно. Диалогов-споров в романа достаточно много, но мы обратимся к самым важным, раскрывающим личность главного героя - Базарова.
С Базаровым мы встречаемся с первых же глав романа. Он приезжает со своим другом Аркадием Кирсановым в имение его родителей. И сразу становится заметно, как он непохож на остальных героев романа. Недаром Павел Петрович Кирсанов, дядя Аркадия, сразу почувствовал к нему неприязнь, которая позднее переросла в ненависть.
Образ Базарова - один из самых интересных, противоречивых образов в русской классической литературе. Уже описание героя говорит о демократичности его манер, свободе поведения. Пожалуй, главное в портрете Базарова - это его руки, руки труженика. Перед нами человек труда; служение науке, людям для него - цель жизни. Базаров ничего не принимает на веру. Главный источник знаний для него - его опыт. Его не устраивают плоды чужих размышлений, он должен познать все самостоятельно. Базаров-нигилист. Он отрицает всё: природу, искусство, любовь, даже науку, которой собирается посвятить жизнь. Главный противник Базарова в спорах - Павел Петрович Кирсанов. Это аристократ, представитель либерального дворянства. Он убежден в том, что вся его жизнь может служить другим примером для подражания. Но появляется Базаров, который вдруг обнажает всю пустоту и бессмысленность той жизни, которую ведет Павел Петрович -жизни только одними воспоминаниями о прошлой любви, жизни без настоящего дела. Павел Петрович совершенно не принимает позиции Базарова и , уверенный в своей победе, ищет только повода, слова, за которое можно было бы зацепиться, чтобы вступить с ним в словесную "схватку".
Павел Петрович весь горит нетерпением, и его желания наконец сбываются: как-то за вечерним чаем Базаров нелестно отозвался об одном из соседних помещиков: "Дрянь, аристократишко". Возмущению Павла Петровича не было пределов. Для него, как для истинного дворянина, аристократия - это свято… Он возражает Базарову, пытается вывести его из себя, но сохраняет правила приличия, а стиль его речи подчеркнуто высокопарен. Базаров же остается хладнокровным, он равнодушно отвечает своему оппоненту, "лениво отхлёбывая чай" и как бы не видя желания Павла
Петровича вступить в схватку, тем самым все больше выводя его из себя. Разговор продолжается, и речь заходит о принципах. Базаров "с невыразимым спокойствием" заявляет, что "отрицает всё", и торжествует, видя, как бледнеет от ужаса и негодования Кирсанов.
В спорах с Павлом Петровичем Базаров старается избегать вопросов политики, но постепенно высказывает свои мысли. Когда ими был затронут вопрос о русском народе, о его традициях, Павел Петрович с упоением говорит о терпении, покорности народа. Базаров гордится тем, что сам он - выходец из народа. "Мой дед землю пахал", - "с надменной гордостью" говорит он и в то же время презрительно отзывается о народе: "Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы напиться дурману в кабаке". В вопросе об искусстве мнения старого дворянина и революционера-разночинца оказываются также противоположными, и это естественно, ведь Павел Петрович и Базаров - люди разных поколений, разных сословий и главное - разных мировоззрений. Кто же побеждает в этой схватке? Тургенев не дает прямого ответа на этот вопрос. Павел Петрович чувствует себя побежденным, Базаров - победителем, а как на самом деле - покажет время. И сейчас, по прошествии многих лет, когда будущее, которое предсказывал Тургенев, для нас - прошлое, мы можем сказать, что такие, как Базаров, победили.
Один из самых главных диалогов в романе "Отцы и дети" - это разговор Аркадия Кирсанова и Базарова под стогом. Сцена начинается описанием природы. Этим Тургенев как бы настраивает читателя на то, что предстоит что-то значительное. Разговор начинает Базаров. Простая осина напомнила ему детство, и он предается воспоминаниям. Базаров романтичен И это то самый Базаров, который н азывал романтику вздором и пустяками! Значит, остались еще в нем человеческие чувства. Но вот кульминация диалога - Базаров рассуждает о своем месте в жизни: "…Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня нет и не будет…" Базаров с болью осознает человеческую ничтожность перед лицом вечности и пространства и злится, так как не может ничего изменить. Его состояние, ощущение себя "ничем" в сравнении с огромным миром настигает, казалось бы, в высшей степени уверенного в себе человека.
Заканчивается разговор ссорой друзей из-за оскорбления Базаровым Павла Петровича. Молодые люди чуть было не подрались, но вовремя пришел отец Базарова, и бурная сцена прекратилась. "Диалог под стогом" мне кажется очень важным. В нем Базаров задумывается о своем месте в жизни и многое понимает, и далее он не сопротивляется, не пытается остановить свою смерть, ощущая, что все равно ему нечего делать в этом мире, который он, как ни желает, не может кардинально изменить. Мне кажется, что центральный диалог романа - разговор Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, объяснение в любви. По своим принципам Базаров отрицает любовь и, казалось бы, неспособен на глубокое чувство, но его подлинная способность любить заставляет думать о нем иначе. Базаров страстно любит Анну Сергеевну, но для неё он лишь "таинственный предмет", который она хочет "разгадать". Именно с этой целью она начинает разговор, пытается вызвать на откровенность, и ей это удается. Базаров признается: "Знайте же, что я люблю вас глупо, безумно… Вот чего вы добились…" Ему тяжело произносить эти слова, ему враждебно само это чувство, ведь оно противоречит его принципам. Но даже во имя любви к Одинцовой Базаров не может пожертвовать своими убеждениями. С сердцем, полным трагической и искренней любви, он вынужден уехать от Одинцовой. Базаров вступает в конфликт со всеми окружающими людьми. Он встречает человека более высокого общественного слоя, и дало доходит до дуэли, он влюбляется, и любовь ломает его душу и жизнь. Даже Аркадий, который, казалось бы, благоговел перед своим учителем, в конце восстает против него. И все значительные сцены, когда Базаров постепенно остается один и осознает свою, как ему кажется, ничтожность, написаны Тургеневым в виде диалогов. В этом вся их важность и ценность, потому что нигде лучше человек не выскажет свои мысли и не раскроет душу, чем в искреннем диалоге.

Классик был прозорлив, создав актуальный и в наше время образ. Российское общество после отмены крепостного права стремительно менялось. На арену общественной жизни вышли принципиально другие, отличные от дворян образованные люди – разночинцы. Происходила демократизация государства, исковерканного непозволительно затянувшимся во времени узаконенным рабством. Удивительно ли, что новые люди XIX века – разночинцы, находясь посреди снобистского, ханжеского окружения, зачастую выбирали радикальный путь отрицания опостылевшей морали вельмож и аристократов? Как это похоже на современных ребят-неформалов!

Какую роль в раскрытии образа Базарова играют диалоги

Именно с помощью диалога автор сумел отразить идейную борьбу, осветить актуальные проблемы своего времени с разных точек зрения. Диалог является важным средством раскрытия мировоззрения героев.

Базаров – человек будущего?

Культура речи (стр. 2 из 46)

. Скажите, почему Одинцова, заговорив о музыке, вдруг возвратилась к разговору о ботанике?

Приведенный отрывок из романа свидетельствует о том, что успех общения зависит от того, насколько удачно выбрана тема разговора, насколько в ней заинтересованы собеседники.

Именно так поступал отец Аркадия — Николай Петрович Кирсанов, когда все собирались за обеденным столом.

Во время обедов и ужинов он старался направлять речь на физику, геологию или химию, так как все другие предметы, даже хозяйственные, не говоря уже о политических, могли повести если не к столкновениям, то к взаимному неудовольствию.

А вот еще одна ситуация.

— Это, батюшка, земля стоит на трех рыбах, — успокоительно, с патриархально-добродушною певучестью, объяснял мужик. — а против нашего, то есть, миру, известно, господская воля; потому вы наши отцы, А чем строже барин взыщет, тем милее мужику.

Выслушав подобную речь, Базаров однажды презрительно пожал плечами и отвернулся, а мужик побрел восвояси.

— О чем толковал? — спросил у него другой мужик средних лет и угрюмого вида, издали, с порога своей избы, присутствовавший при беседе с Базаровым. — О недоимке, что ль?

— Какое о недоимке, братец ты кой! — отвечал первый мужик, и в голосе его уже не было следа патриархальной певучести, а, напротив, слышалась какая-то небрежная суровость, — так, болтал кое-что; язык почесать захотелось. Известно, барин, разве он что понимает?

— Где понять! — отвечал другой мужик, и, тряхнув шапками и осунув кушаки, оба они принялись рассуждать о своих делах и нуждах.

Скажите, получился ли разговор у Базарова с мужиком? Если нет, то почему?

Базаров и мужик при общении использовали русский язык, но не понимали друг друга. Это объясняется тем, что национальный русский язык — явление сложное.

Высшая его форма — литературный язык, которым владеют люди, получившие образование. Затем, как средство общения в среде недостаточно грамотных людей, преимущественно жителей городов, используется просторечие, а в сельской местности, особенно в деревнях, — различные диалекты. Существуют еще жаргоны. Есть профессиональные жаргоны, молодежные (школьный, студенческий), жаргон воровской, тюремный.

Речь Базарова строится по нормам литературного языка, в ней встречаются отвлеченные, книжные слова, непонятные собеседнику: воззрение, будущность, излагать, эпоха, история, закон.

Когда же заговорили два мужика, то они сразу нашли общий язык, и не только потому, что объяснялись на знакомом деревенском просторечии или местном диалекте, но и потому, что они одинаково мыслили, их волновали одни и те же вопросы.

Обратим внимание еще на одно условие. Но прежде процитируем вновь И.С. Тургенева:

Рудин слушал, покуривая папироску, и молчал, лишь изредка вставлял в речь разболтавшейся барыни небольшие замечания. Он умел и любил говорить; вести разговор было не по нем, но он умел также слушать. Всякий, кого он только не запугивал сначала, доверчиво распускался в его присутствии: так охотно и одобрительно следил он за нитью чужого рассказа.

Перечислите условия, необходимые для эффективного общения.

1.4 Изречения народной мудрости об общении

Назначение коммуникативно-речевого акта в жизни общества (социума), в жизни человека; этика общения; условия его эффективности давно привлекали внимание народа, создателя и носителя национального русского языка. Свое суждение обо всем этом народ выразил в метких, емких, образных пословицах и поговорках. На что же они обращают наше внимание, чему учат?

Речь, беседа, любой вид общения издавна ценятся за содержательность, они должны иметь внутренний смысл. Не случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл

Содержательные лекции, выступления, диалоги приносят человеку радость, обогащают новыми знаниями. Недаром народ говорит: Хорошую речь хорошо и слушать, В чужой беседе всяк ума наберется.

Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: Когда говоришь — думай, Слово не зря молвится, Не следует слова тратить попусту, Коня на вожжах удержишь, а слова с языка не воротишь.

И в этих пословицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.

Сколько юмора, иронии заключает в себе поговорка Из пустого в порожнее переливать!

Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы.
Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего; Во многословии не без пустословия; Много наговорено, да мало сказано.
Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму, ни сердцу.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая над ее текстом, осмыслить:

— какие положения будут развиты;

— что нового вносится в решение вопроса;

— что остается спорным и требует дальнейших размышлений;

— насколько высказываемые мысли аргументированы;

— какова авторская позиция.

Поскольку в общении участвуют по меньшей мере два человека, то от них во многом зависит, каким будет общение.

Каждый по своему опыту знает, что собеседники бывают разные. С одними нам легко вести разговор, а с другими тяжело; одному можно рассказать обо всем, поделиться самым сокровенным, а другому даже о незначительных событиях из личной жизни поостережешься говорить.

Пословицы подчеркивают, какими качествами должен обладать собеседник, чтобы беседа приносила удовлетворение, не была в тягость: Умей вовремя сказать, вовремя смолчать,

т. е. знай меру в разговоре, не утомляй собеседника, дай возможность и ему высказаться. Очень неприятно, когда тебя не слушают. Но еще хуже, когда один из участников диалога, не дослушав своего собеседника, включается в разговор и одновременно начинают звучать два голоса. Такое общение похоже скорее на базар, а не на беседу уважающих друг друга людей. Особенно плохо, когда подобное наблюдается на собраниях, школьных диспутах, при обсуждении какого-то вопроса в классе. Пословица предупреждает:
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
Что ценит народ в собеседнике, что порицает? Ответ находим в пословицах:
Он на ветер слов не бросает; За словом в карман не полезет.
Ответственное отношение к сказанному, отсутствие пустозвонства, похвальбы, находчивость при разговоре — положительные качества говорящего. А вот всезнайство
(у него на всякий спрос есть ответ),
неумение и нежелание понять собеседника
(говорить на разных языках; их разговор — разговор глухих);
упрямство в отстаивании своих суждений (с
ним натощак не сговоришься; с тобой надо говорить гороху наевшись);
отсутствие логики в разговоре
(я ему про Фому, а он мне про Ерему);
непоследовательность изложения, противоречивость высказывания
(начал за здравие, а кончил за упокой);
чрезмерная болтливость
(ты ему слово, а он тебе десять) —
все эти качества нежелательные, не создающие комфорта при общении.

Русский народ отрицательно относится к ссорам, которые нередко возникают между говорящими. Пословица предупреждает: Лучше ногою запнуться, нежели языком.

Поэтому следует быть особенно осторожным, в выборе слов, помнить:
Слово не стрела, но пуще стрелы разит; Рана от ножа залечивается, передраной, нанесенной словом, врач бессилен; От одного слова — да на век ссора.
Пословицы призывают быть милосердным, уметь сопереживать, понимать чужую беду, чужое горе, быть терпеливым по отношению к другим, не забывать: Ссора до добра не доводит; В ссорах да во вздорах пути не бывает; Много бранился, а добра не добился.

Но если ссоры не удалось избежать, пословицы призывают к примирению: Всякая ссора красна миром; С кем побранюсь, с тем и помирюсь; Кстати бранись, а и не кстати мирись; С людьми мирись, а с грехами бранись.

Слово браниться

Происхождение

Образ Базарова раскрывается во время пребывания героя в имении Кирсановых. У Евгения происходит мировоззренческий конфликт с отставным офицером, достаточно гордым аристократом Павлом Петровичем Кирсановым.

Родители Базарова

Отношение самого Базарова к родителям неоднозначно

Студент морально выше аристократа

Тургенев, раскрывая образ Базарова, подводит читателя к парадоксальной ситуации. Разночинец-нигилист оказывается выше и духовнее увлекающегося искусствами дворянина. Вместе с тем именно во время пребывания в имении Кирсановых проявляется трагизм образа Базарова.

Испытание любовью

К женщинам Базаров относится потребительски.

Однако не все его декларации соответствуют делу.

Базаров и враждебный социум

Тургенев обнажает противоречие российской действительности: большинство хозяйственно активного населения страны составляют крестьяне, а общественно активного — дворяне. Молодой нигилист в большей мере, чем аристократы, понимает крестьян и сочувствует им. Ведь он генетически связан с людьми, обрабатывающими землю.

Такие люди, как Базаров, кажутся аристократам смутьянами, потому что несут в себе мощный заряд потребности служения всему обществу. Дворяне же предпочитают односторонний процесс: чтобы чернь (большинство людей) служила им. Это — мировоззренческий конфликт, и пребывающий в нем Базаров не может себя чувствовать комфортно.

Трагизм образа Базарова раскрывается и в истории любви героя к вдове Одинцовой Анне Сергеевне. Образованная поместная дворянка проживает в своем имении Никольское, куда и приезжают медики Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров. Ее красота и ум потрясли нигилиста, он начинает понимать, что любовь выше всякого отрицания действительности.

Образ Базарова

Базаров — демократ и нигилист по своим убеждениям. Он отрицает самодержавие, религию, народную нищету. Он презирает все, что связано с невежеством, отсталостью.

Главный противник Базарова в спорах — Павел Петрович Кирсанов, представитель либерального дворянства. Он уверен в том, что вся его жизнь может служить примером для подражания. Но появляется Базаров, который доказывает пустоту и бессмысленность его существования.

Здесь происходит встреча с родителями Базарова. Отец его — старый уездный лекарь, совершенно опустившийся в бесцветной жизни бедного помещика; мать его — дворяночка старого покроя, верящая во все приметы и умеющая только отлично готовить кушанья. Базарову с ними скучно, пусто, тяжело. Жить с ними под одной кровлей он может только с тем условием, чтобы они не мешали ему работать. Родители страдают от этого разлада.

В конце романа Базаров умирает достойно, оставаясь сильной личностью.

Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Базаров: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей.

Анна Одинцова

Анну Базаров как мужчина заинтересовал, однако женщина опасается за свой дальнейший душевный комфорт. Читатель видит, как в глазах Анны некрасивый, бесцветный на первый взгляд облик Евгения с неправильными чертами преображался и наполнялся внутренней силой, убежденностью, уверенностью в себе. Образ Евгения Базарова — пример нового поколения, желающего изменить Россию. По мнению классика, только любовь действительно служит и жизни, и развитию.

В то же время Аркадий в Никольском знакомится со своей будущей женой, сестрой Анны, Катей. Им сойтись проще, они люди одного круга.

Базаров: портретная характеристика

Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева ‒ разночинец, студент‒медик, нигилист. Это человек с устойчивым твердым мнением, гордый, самолюбивый и упрямый. Он ‒ представитель новой философии и нового ума.

Евгений привлекательный и обаятельный молодой человек, которому еще нет 30 лет. Он имеет успех у женщин, они заглядываются на него. Он красив, молод, стройный мужчина высокого роста.

Его внешность весьма необычна, и этим привлекательна. Пренебрежение социальными нормами и отличие его взглядов от взглядов других делает его образ романтичным, загадочным и таинственным.

Базаровым по силам изменить Россию!

Евгений, не заигрывая с дворовыми, общается с ними в грубоватой народной манере. Он говорит мало, но по существу. За это и приобретает среди слуг авторитет знающего и дельного человека. Это – не мягкий Николай Петрович, которого любят, но над которым втайне посмеиваются. Это – не Павел Петрович, которого боятся и не приемлют (не случайно после дуэли он уезжает из России). Ему дано совладать с людьми.

Тургенев подводит к мысли о том, что базаровы способны изменить Россию! Хотя по житейской логике настоящее место Евгения – за операционным столом.

Базаров и Павел Петрович

Обоюдная неприязнь Павла Петровича Кирсанова и Базарова проявляется задолго до споров, в которых отчетливо определился антагонизм их воззрений. Еще, в сущности, ничего не зная друг о друге, они уже враждебно настораживаются.

Россия, освободившаяся от крепостного права

На то, что Россия в XIX веке двигалась в грядущее параллельными курсами с Европой, указывает нижеприведенное сравнение. В конце XIX века огромная страна, потенциально обладающая огромными творческими силами, бросилась вдогонку за прогрессирующим обществом западных стран. Оковы рабства более не сдерживали ее.

Похожие материалы:

Евгений Базаров и Джен Эйр

Знаменитый роман Шарлотты Бронте вышел в свет за 14 лет до тургеневского. Примечательна общая направленность произведений, особенно если абстрагироваться от различий пола главных героев. Оба автора выносят на всеобщее обозрение не только носителей новых общественных отношений и новой морали, но людей одухотворенных, образованных, деятельных. Вокруг них ощущается мощная жизнеутверждающая аура, которая притягивает здоровые силы общества.

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева “отцы и дети”

Нигилист. Самоуверен, говорит отрывисто и немного, работящ (смесь Добролюбова, Павлова и Преображенского). Живет малым, доктором не хочет быть, ждет случая. Умеет говорить с народом, хотя в душе его презирает…

Базаров – ярый материалист, доходящий в своих убеждениях до крайностей. Он отвергает музыку, поэзию, живопись, искусство вообще. В окружающей природе он видит мастерскую человека, и не более того.

Базаров – талантливый медик. По сути дела, у врача та же цель, что и у настоящего писателя. Базаров не стремится извлечь выгоду из своей профессии.

Он предпочитает бескорыстно лечить больных крестьян, занят экспериментом, ибо знает, как мало известно еще медицинской науке. Но в отношении Тургенева к Базарову сказалась и сословная неприязнь писателя, его умеренно – либеральные иллюзии. Будучи ярым сторонником постепенного реформаторского преобразования России и противником всякого насилия (революции), Тургенев не верил и не мог верить в перспективность революционной демократии. Вот почему автор сделал Базарова отчасти трагическим героем, он лишил его оптимизма, устремления в будущее, веры в светлые идеалы, он, наконец, сделал его нигилистом.

И автор, и герой болезненно воспринимают зло, творящееся в России, они пытаются разобраться в его причинах, видят их в неправильном устройстве общества, ищут средства искоренения социальных бед. Тургенев борется за свою правду в романах и статьях. Его герой неуязвим в спорах, он не идет на компромиссы с совестью. Писатель и персонаж его романа стремятся говорить правду о жизни, им ненавистно пустословие.

Тонкие психологи, они чувствуют малейшую фальшь и выражают к ней свое презрение: автор – изобразительными средствами, герой – действием. Они не проводят жизнь в праздных развлечениях, большую часть времени посвящают труду. Тургенев – автор известных романов, повестей, пьес. Базаров много работает, кроме медицины занят химией и другими естественными науками.

Но Тургенев не может согласиться с огульным отрицанием того, что ему так дорого. Двойственность авторского отношения выразилась в противоречивости характера героя. Образ автора, как правило, многограннее образа любого его героя. Личность писателя раскрывается в каждой строчке. Тургенев был первым писателем, затронувшим проблему разночинцев-демократов. От него зависело, как изобразить враждующие стороны, повествуя об отцах и детях. Тургенев проводит своего героя через главное испытание – испытание любовью.

5 сочинений

У героя возникает конфликт с самим собой. Он пытался выстроить свое существование на основе теории нигилизма, но жизнь неподвластна сухой идее. Базаров, отрицая принцип чести, принимает вызов на дуэль от Павла Петровича, где ведет себя благородно.

Финал романа грустный: Базаров умирает. Перед смертью он предстает перед нами совершенно с другой стороны. Евгений понимает, что ошибался и осознает, что нельзя отрицать все на свете. Потому что главные ценности, те от которых нельзя отказаться – это семья, любовь, дружба, героизм и благородство.

Пример сочинения 2

К концу романа герой меняется, сам того не принимая. Евгений вдруг почувствовал, что в нём присутствует многое из того, что он высмеивал в других людях: романтичность, глубокая любовь к родителям, сомнение в собственном предназначении, безответные чувства к женщине, красноречивость. Базаров не желает признать, что ему присущи эти качества, размышления и поступки. При этом Евгений всё больше ощущает, что что-то он не осмыслил в жизни, в чём-то он ошибся. Он начинает понимать, что не всё в жизни подчинено логическому расчёту, что существует нечто, что выше всяких наук. Но его озарение приходит поздно: смерть забирает его у тех, кому он так и не успел признаться в любви.

Образ Базарова очень трагичен, ведь перед нами человек с большими возможностями и природными задатками, который так и не реализовал свой потенциал. Его категоричность, несгибаемость, желание все разрушить и оспорить — это те качества, которые помешали ему стать счастливым и обрести свое значение в обществе и даже мире.
Пример сочинения 3

Евгений Базаров любит спорить с "аристократами" по рождению и приводит весомые аргументы, отражающие свое отношение к ним. Споры с Павлом Кирсановым тому доказательство. Ему не нравится его безделье, отношение к простому человеку. Павел Петрович же понимает, что Базаров - циник и его не уважает.Базаров - атеист, материалист. Он даже перед смертью не желает исповеди и прощения .Он - волевой, умный, искренний человек. С любовью к Одинцовой он "справляется", в истории с дуэлью ведет себя порядочно. Он не жалуется на страшную боль перед смертью и мужественно принимает ее. Странным ему кажется увлечение искусством , биографию Пушкина он совсем не знает. Он считает эмоции , чувства равными всем явлениям природы, а также полагает, что дружба, привязанность - это ощущения. Сие - грубый материализм. Тургенев субъективно относился к познаниям разночинской молодежи.В жизни ни Добролюбов, ни Чернышевский ( революционеры - демократы) такими не были.

Описания жизни героя Тургенев не дает. Сатирически изображает его сторонников : Ситникова и Кукшину. Да и приятелю, увлекшемуся его идеями Аркадию, как покажет время, с ним не по пути. Он - одинок. Время таких героев еще не пришло. Не может быть мира между " отцами" и "детьми", и конфликт между ними - не возрастной, а идейный.

Пример сочинения 4

Герой романа Евгений Базаров – человек простого происхождения, который не подчиняется ни каким принципам и авторитетам, он нигилист. Базаров очень уверен в своих убеждениях, силу его убеждений мы видим в сцене словестного поединка с Павлом Петровичем Кирсановым. Базаров спокойно и хладнокровно рассказывает свои основные убеждения, Кирсанов же горячиться и пытается противоречить нигилисту, но все его примеры неудачны и он терпит поражение.
Несомненно, убеждения и доводы Евгения по поводу нигилизма справедливы, но не во всем. Он не признает творчества и красоту природы, неуважительно относится к великим писателям, таким как Пушкин, Гоголь, хотя толком и не знаком с их творчеством. Базаров отрицает все, что это непонятно – и это несомненно, минус нигилизма.В романе мы можем заметить весьма красочные и частые описания красоты природы, которые говорят нам, что природа – это храм божий, в то время как сам Базаров говорит, что природа не храм, а мастерская: то есть автор постоянно опровергает своего героя.

Герой достаточно скептически относится к любви: “Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек – не мужчина… “. Но в романе мы видим его горячее сердце, скрывавшееся за внешней холодностью, после того как он влюбляется в Одинцову. Его взгляды на любовь разбиты и он злиться на себя за это.

Базаров весьма мужественно переносит свою приближающуюся смерть. Он скрывал от матери свою болезнь, так как не хотел его огорчать, подбадривал своего отца и не внушал себе бессмысленных надежд на выживание. На исходе своих дней, герой понимает, что главное для него это любовь и ни что иное. Его смерть своего рода гибель не только героя, но и нигилистских убеждений.

Автор в романе подчеркивает в своем герое черты деятельного и сильного характера, с острым умом, гордостью, прямолинейностью. Этот человек был обречен на гибель, так как он стоял в преддверии чего-то нового. Такие люди подготавливают почву для великих дел, выдерживают все испытания с высоко поднятой головой, а когда наступит время борьбы, без колебаний вступят в нее.

На мой взгляд, Базаров, это герой который мог бы стать представителем разрушающей силы настоящего. Без таких людей было бы невозможно рождение нового.

Читайте также: