Какую каплю добра может принести капитанская дочка сочинение миниатюра

Обновлено: 12.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Капитанская дочка-духовное завещание поэта.doc

Цель и задачи урока:

образовательная:

способствовать вчитыванию учащихся в повесть А. С. Пушкина и её осмыслению углубить понимание идейно - художественного богатства повести, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте;

способствовать развитию речи, памяти, внимания, развивать умение рассуждать и делать выводы;

способствовать развитию познавательных способностей учащихся, фантазии и творческого мышления, воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, нравственные качества.

развивающая:

способствовать развитию речи, памяти, внимания, развивать умение рассуждать и делать выводы;

воспитательные:

способствовать развитию познавательных способностей учащихся, фантазии и творческого мышления, воспитанию у учащихся навыков общения и сотрудничества, нравственные качества.

Оборудование, наглядный материал:

1. MS Word , MS Power Point

2.Наглядная презентация учебного материала

3.Учебник, текст повести

4. Кроссворд, иллюстрации к повести.

1. Организационный момент (объявление темы и целей урока). Вступительное слово учителя и ведущих.

Первый был приведён в исполнение в Москве на Болотной площади 10 января 1775 г., второй не был исполнен никогда.

Ведущий 2. Пугачёвщина – одно из самых трагических и мучительных событий русской истории: гражданские, братоубийственные войны бывают особенно свирепы, пленных на них не берут. С одной стороны это неизбежная, справедливая борьба за свободу, а с другой – гигантский самосуд, ведь Пугачёв уничтожал целое сословие, включая малолетних детей.

Как дворяне не считали крестьян за людей, так и крестьяне перестали видеть в дворянах людей. Началось всеобщее ожесточение.

2. Вопросы для разминки.

Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести? Почему? (19 октября 1836 г. – день открытия Лицея. Роман посвящён теме взросления, избрания верного пути в жизни.)

Что помогло автору в создании повести? (Работа в архивах, встречи с очевидцами во время его путешествия по местам восстания Пугачёва.)

В какое время происходят события повести? (В 1773 – 1774 гг.)

4. Беседа по вопросам.

Но все же, это повесть. В ней тесно переплетены темы личных взаимоотношений героев с изображением исторических событий. Все изображенные картины жизни и события ставят перед нами проблему чести, долга.

О жанре произведения можно спорить; но мы видим в ней и то, и другое, и третье, как в жизни. Пушкин помогает увидеть эту жизнь во всей ее полноте, понять, что в ней хорошо и плохо, осознать жизнь как течение истории. А разве мы привыкли задумываться над ходом истории? Не всегда. А надо: и вы, и ваше будущее зависят от того, что происходит в настоящем.

5. Решение кроссворда самостоятельно учащимися: (приложение 1)

Во время решения кроссворда учащимися проводится устный индивидуальный блиц-опрос на проверку знания текста повести (5 учащихся):

1. Имя отца Гринева? (Андрей Петрович)

2. Служил ли при графе. (Минихе)

3. Сыну был пожалован в дядьки. (стремянный Савельич)

4. Выучился Петруша грамоте. (на двенадцатом году)

5. Повесть была закончена (19 октября 1836г)

6. В качестве учителя для Петруши был нанят француз (мосье Бопре)

7. . который в Отечестве своем был… (парикмахером).

8. . в Пруссии (солдатом)

9. Батюшка вошел на урок (географии)

10. В это время Гринев (прилаживал мочальный хвост к мысу Доброй Надежды)

14. Как зовут Савельича? (Архип.)

17. Имя матери Петра Гринева (Авдотья Васильевна)

18. За что Швабрин был переведен в Белогорскую крепость (за смертоубийство)

19. Кто из героев рассказывает калмыцкую сказку (Емельян Пугачев)

20. Чье имя принял на себя Е. Пугачев (Петра 3)

22. После освобождения Петр Гринев и Маша Миронова…(обвенчались)

25. С какой целью в повесть вводится сон Петруши? (Предвещает развитие отношений двух персонажей. )

6. Первые выводы. Слово учителя.

У нас ведь всё от Пушкина.

(Ф.М. Достоевский)

Главный герой повести Петр Гринев, и мы идём за героем, туда, не знаем куда, за тем, не знаем чем. И вот-вот должен появиться зверь-помощник. И вещий сон сморил Петра. И неведомая сила в образе метели тут как тут. И загадочные речи вожатого-спасителя. А пословица, как известно, недаром молвится: загадочный человек всё наперёд знает и предупреждает. И простая человеческая благодарность за добро, которая всегда любого выручит и в памяти останется: подаренный заячий тулупчик будет стоить жизни и счастья. А вот уже и Белогорская крепость, и новые испытания на верность отцовскому наказу.

В повести Петр Гринев выступает, как человек чести, а кто же в повести бесчестен? (Швабрин)

— Какой вывод мы можем сделать о понятиях чести у одного и у другого?

Вывод: У Гринёва понятие чести развивается. Во всех своих поступках он действует честно и открыто. Постепенно он восходит к высшему проявлению чести — самопожертвованию во имя другого человека. У Швабрина понятия чести вообще нет. Этот герой, напротив, морально опускается всё ниже и ниже.

hello_html_m927335a.jpg

7 . Работа с иллюстрациями к повести.

Проверим, хорошо ли вы помните события в повести. Нужно по иллюстрации назвать эпизод, который изображен, кратко его пересказать, назвать главу, в которой присутствует этот эпизод:

8. Екатерина II и Пугачев.

Посмотрите ребята: личности, казалось бы, совершенно разного масштаба равно интересны Пушкину.

А для того, чтобы решить эту проблему, давайте вспомним 2 эпизода:

- Похожи ли эти эпизоды?

Вывод: такой характеристики больше заслуживает Пугачев, т.к, узнав, что Маша -дочь Миронова, он отпускает ее с Гриневым и желает им счастья .

А императрица свое милосердие связывает, прежде всего, с Марьей Ивановной, как дочерью капитана погибшего за царский престол.

-Скажите, каким помогает нам видеть Пугачева Пушкин? Заполнение кластера по характеристике образа Пугачева: бунт, насилие, властолюбие, помощь, щедрость, храбрость, военачальник, долг.

9. Главная героиня - женский образ в повести

А события только разворачиваются. Что ждёт нашего спутника дальше? Правильно: огонь и воду он прошёл, остались медные трубы, а именно: злая молва, оговор – одним словом, арест и суд. Это испытание наш герой с честью выдержал: он готов пожертвовать собой ради честного имени любимой девушки.

Вывод: Видимо потому, что именно главная героиня становится центром лирического сюжета романа. Несмотря на свою скромность и незаметность, она становится предметом любви и обожания всех, кто встретится с нею. Из-за Маши сражаются на дуэли Гринёв и Швабрин. Из-за неё Гринёв отправляется в ставку Пугачёва на верную смерть, из-за Маши Пугачёв проявляет царскую милость. Именно Маша потом вызволит Гринёва из тюрьмы.

- Интересует ли характер Маши Пушкина?

(Она - человек. Прекрасный человек, которого Пушкин помогает нам увидеть за внешне простой героиней- любящей, спокойной, в минуты опасности, живущей по правильным, благородным законам. Эти законы делают значительной жизнь скромной капитанской дочки Маши Мироновой, помогают окружающим людям, спасают их).

10. Рефлексия: Написать синквейн о любом понравившемся образе повести, отразить основные черты героев.

( Ю. М. Лотман.) Итак, ребята, роман Пушкина внешне прост - как наша жизнь. Пушкин помогает понять за внешним, бытовым лицом жизни - человеческую, мудрую суть происходящих событий, разгадать жизненные загадки.

-Какие же загадки мы пытались сегодня разгадать?

Загадки жанра произведения, характеристики героев: Маши Мироновой, Пугачева, учились отличать истинное великодушие от показного, учились видеть настоящую красоту за внешней простотой.

Таким образом, загадки романа - это загадки жизни, которую Пушкин учит нас видеть и понимать .

12. Домашнее задание. Сочинение. Темы:

Друзья и враги Петра Гринева

Образ Маши Мироновой.

13. Подведение итогов. Выставление оценок.

Приложение 1

5. Решение кроссворда самостоятельно учащимися:

Сострадание — это важнейшее нравственное качество, проявляющееся как склонность помогать окружающим, бескорыстие, великодушие, умение прощать, терпимость. Эти черты — необходимые качества человеческой личности, помогающие человеку в критической ситуации.

То же самое чувство сострадания живет в душе Гринева по отношению к Маше Мироновой. Исследователи отмечали, что сама любовь героя — русская любовь, не любовь-страсть, а любовь-жаление (В.Н. Катасонов. Так, Гринев спасает Машу из плена Швабрина, отправляет ее к своим родителям, заботясь о безопасности своей невесты, молчит о ней во время суда.

Чувством терпимости, доброты, большой привязанности к своему воспитаннику проникнуто и все поведение Савельича, дядьки Петра. Так, он проявляет терпимость в эпизоде с Зуриным (биллиардный проигрыш Гринева), спасает своего воспитанника от смерти, бросившись в ноги к Пугачеву.

Мотив милосердия возникает и в финале романа, в эпизоде обращения Маши Мироновой к императрице с просьбой спасти жениха. Гринев помилован по указанию императрицы.

Здесь искали:

  • милосердие пугачева к гриневу
  • сочинение милосердие в капитанской дочке
  • что такое милосердие привести пример из капитанской дочки

Поездка в Оренбург. Первая встреча с Пугачёвым

Из Оренбурга Гринёв был послан служить в Белогорскую крепость, комендантом которой был Иван Кузьмич Миронов. Он был необразованным человеком, но от всех остальных его отличали доброта души и честность. У Миронова есть жена — Василиса Егоровна, которая принимает все военные дела как свои хозяйственные. Спустя небольшой промежуток времени Пётр Андреевич стал для их семейства родным человеком, да и сам он, не замечая того, очень сильно привязался к семье коменданта. Маша Миронова – капитанская дочка. К ней Гринёв тоже очень привязался, считал её благоразумной и чувствительной девушкой.

Капитанская дочка осталась в крепости

Маша Миронова, капитанская дочка, осталась в крепости, так как попадья выдала её за свою племянницу. Гринёв несколько раз совершал безуспешные попытки поездки в Оренбург для того, чтобы попросить помощи у военного коменданта. Петру Андреевичу отказали, и он вновь поехал в Белогорскую крепость. Гринёва по пути туда вновь задержали мятежники, и Пугачёв мог бы исполнить то, что не сделал в прошлый раз. Однако разбойник, узнав о цели поездки Гринёва, решил отпустить его и Машу Миронову.

В Белогорской крепости Пётр Андреевич с помощью разбойника Пугачёва освобождает Миронову. Швабрин решает раскрыть перед атаманом обман, однако тот не изменил своего решения и отпустил Гринёва.

Потом Гринёва арестовали, и на суде он был совершенно спокоен и уверен в себе. Швабрин оговорил Петра, и последнему предстоял позор и ссылка в Сибирь. Однако его спасает Маша Миронова, которая попросила царицу смилостивиться над Гриневым.

Дружба Гринёва и Швабрина. Любовь к капитанской дочке

Аргументы великодушия:

Донской казак Пугачёв

Белогорская крепость была взята после первого нападения. Пленных повели присягать разбойнику, и уже первым на виселице погиб комендант крепости Миронов. Сразу же после него была убита и его жена Василиса. Такая же смерть ждала и Гринёва, однако Пугачёв его помиловал. На следующий день Пётр Андреевич узнал, что незнакомцем, которому он отдал заячий тулуп, оказался атаман разбойников. Благодаря именно этому поступку Гринёва осталась жива его возлюбленная – капитанская дочка.

У Александра Сергеевича Пушкина есть замечательный Роман "Капитанская дочка". История его создания очень интересна. Сначала Пушкин написал "Историю Пугачевского бунта", но среди людей нашлось мало читателей. И тогда он решил написать роман, а в его основу легла история Пугачёва. В своём романе Пушкин описал три проблемы: долг, честь и милосердие. Я хочу подробнее раскрыть проблему милосердия.

Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-либо из-за сострадания и человеколюбия. В понимании Пушкина, милосердие - это высшая нравственная ценность. Это прекрасное качество проявляется у всех главных героев романа, кроме Швабрина.

Если вспомнить произведение "История Пугачевского бунта", то там Пугачёв описывался, как злой и жестокий человек. Но в произведении "Капитанская дочка" Пушкин описал его, как очень милосердного человека. Его милосердие проявляется на второй встрече с Гринёвым, когда он должен был казнить его, но, вспомнив про заячий тулупчик, помиловал и отпустил. Хоть Пугачёв был кровожадным убийцей, но он всё равно оставался человеком, который не забывал хороших поступков. На этом его милосердие не заканчивается. При всех дальнейших встречах с Гринёвым, он ему помогает и общается с ним как с хорошим другом. Огромное милосердие Пугачёв проявил к Маше и попадье, когда узнал, что попадья обманула его, что на самом деле Маша не её племянница, а капитанская дочка. Можно сказать, что Пугачёв - персонаж, в котором сопоставляются долг и милосердие, и во многих случаях он выбирает лучшее человеческое качество - милосердие.

Гринёв - главный герой романа, в произведении ведётся рассказ от его лица. Его милосердие проявляется, когда он отдает заячий тулупчик обычному бродяге, в котором он увидел человека. На его примере можно увидеть, что есть вещи, которые не принесут тебе богатства, но зато они - огромное богатство для других. В дальнейшем этот тулупчик спасёт жизнь Гринёву.

Я не могу, не заметить милосердие попадьи. Хоть она и не относится к главным героям произведения, но она сыграла важную роль в жизни Маши. На свой страх и риск, она приютила бедную девушку и обманула Пугачёва. Попадья знала, что если обман раскроется, её могут убить, но она не испугалась и поступила как очень милосердный человек.

Произведение "Капитанская дочка" мне очень понравилось. Оно многому учит и показывает лучшие качества человека, такие как: милосердие, честность, любовь к Родине и многое другое.

В противовес их поступку поступает Швабрин. Для выживания, он переходит на сторону Емельяна Пугачёва и начинает вершить судьбы большого количества людей. Однако главное в его поступках – отнюдь не стремление сохранить свою жизнь, а получить достаточный объем власти, чтобы совершать все то, что ему захочется. Капитанская дочка также попадает под злодеяния Швабрина, находясь у него в плену

Главный герой повести – Петр Гринёв – благодаря своим убеждениям остается до конца верен Отечеству.

Он знает, что может погибнуть из-за своего решения, но не позволяет себе встать на путь злости и жестокости, как это сделал Швабрин. Пётр спокойно мог перебежать на сторону Емельяна, мог оставить Машу в беде, но он этого не делает. Наоборот, Гринёв делает всё для того, чтобы спасти свою любовь от плена. Маша Миронова, которая также является светлым лучом добрых начал, освобождает Петра от ареста. Герои без колебаний готовы жертвовать собой ради других.

Противопоставляя Гринёва и Швабрина, А. С. Пушкин показывает нам итог борьбы между добром и злом. Петр оказывается спасенным, его отношениям с Марией помогает сам Емельян Пугачёв. Швабрин в конечном счете оказывается наказанным за своё бессердечие.

Неоднозначным проявляется в данной повести образ Емельяна Пугачёва, ведь он помогает Гринёву и осуждает Швабрина. Емельян показан автором с двух противоположных сторон. С одной стороны, он совершает жестокие поступки, которые связаны с убийством тех, кто не хочет подчиняться ему. С другой стороны, он помогает Петру, потому что тот однажды помог ему. Герой поступает с людьми также, как они относились к нему. Пугачев отвечает злом на зло Швабрина, добром - на добро Гринёва. Подводя итог, можно сказать, что нет ни хороших людей, ни плохих. Даже плохой человек может быть хорошим в конкретных жизненных ситуациях. Всё зависит от самого человека, а именно - какой выбор он сделает.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

В центре сюжета – юный Петруша Гринев, молодой дворянин, воспитанный отцом в лучших традициях дворянства. Гринев-старший прививал сыну любовь к Отечеству, умение держать собственное слово, чтить семейные традиции, не придавать большого значения наградам и почестям. Не желая, чтобы Петр вырос избалованным барчуком, отец отдал его на службу, чтобы отпрыск рода Гриневых смог морально и физически окрепнуть вдали от дома.

Оторвавшись от семьи, Петруше довелось пройти весьма суровую школу жизни. Поначалу он крупно проигрался в карты, обидел старого слугу, который верой и правдой долгие годы служил его семье. Петр понимал, что поступил дурно, а потому мучился угрызениями совести. Прибыв в Белогорскую крепость, он познакомился с семьей Мироновых, и влюбился в их единственную дочь Машу. Петру пришлось защищать честь возлюбленной, вызвав на дуэль Швабрина – незадачливого поклонника Марьи Ивановны. Гринев-старший, узнав о причине дуэли, отказался дать Петру свое родительское благословение на брак с бесприданницей.

Захват Белогорской крепости бунтовщиками стал настоящим испытанием для Петра, который, несмотря на угрозу для жизни, остался верным данной им присяге. Емельян Пугачев по достоинству оценил смелость юноши и оставил его в живых. Кроме того, он помнил, как в свое время Гринев отдал свой полушубок замерзшему в дороге путнику, коим и оказался Пугачев. Писатель еще не раз сталкивал лицом к лицу двух героев, но неизменно Гринева выручала его природная доброта и искренность.

Однако на этом испытания, уготованные Гриневу судьбой, не окончились. Юноше пришлось выбирать между службой, честью офицера и спасением своей возлюбленной. Петр, нарушив приказ начальника, вызволил Машу из рук коварного Швабрина, который принуждал девушку к замужеству. Пугачев и в этот раз пришел на выручку Гриневу, и милостиво отпустил пленницу. По навету Швабрина Петр был арестован, и его ожидала весьма горькая участь. Узнав об этом, Марья Миронова отправилась к императрице, чтобы вымолить прощение для своего любимого. Трогательная история любви, их удивительная верность и преданность друг другу растрогали Екатерину Вторую, которая отдала приказ об освобождении Петра Гринева. В дальнейшем судьба влюбленных сложилась счастливо, и они обвенчались. Участь Емельяна Пугачева оказалась гораздо более печальной, хотя и весьма прогнозируемой – его арестовали, и в присутствии большого скопления народа четвертовали.

Пушкин полагал, что в основе всех поступков человека лежат его убеждения. Так, Петр Гринев был воспитан глубоко порядочным человеком, в то время как Швабрин имел совсем иные жизненные ценности и стремился оказаться в выигрыше любой ценой. Автор хотел показать, как сложно в этом мире противостоять искушениям, и единственным способом уберечь молодые неопытные души от соблазнов является правильное родительское воспитание.

Взросление человека, становление личности неизбежно связано со всевозможными испытаниями, которые показывают, насколько зрелым является человек. Не стоит их бояться - в борьбе с трудностями закаляется характер, выкристаллизовываются жизненные ценности и приоритеты. Если бы не служба в Белогорской крепости, Петр стал бы заурядным чиновником в Петербурге, чьи способности заключались бы только в хорошем знании охотничьих собак. Вряд ли бы он понял, насколько сложной и вместе с тем интересной является настоящая жизнь, он не научился бы забираться в людях, ценить любовь и дружбу.

Главные герои повести "Капитанская дочка" - их характеристика

Среди центральных персонажей произведения – Петр Гринев, Мария Миронова, Емельян Пугачев, Алексей Швабрин, Архип Савельев и Екатерина Вторая. В повести присутствует много других героев, однако приведем описание только главных персонажей.

Отец отправляет молодого дворянина Петра Гринева служить в захолустье, чтобы он научился настоящей армейской службе. По дороге он попадает в буран, обращается к путнику с просьбой стать его проводником, затем дарит провожатому, который позже оказывается Пугачевым, заячий тулуп.

В Белогорской крепости он влюбляется в дочь коменданта Машу и вступает в поединок из-за нее с Швабриным.

Чуть позже территория Оренбургской губернии, где протекает служба Гринева, оказывается охваченной народным восстанием под предводительством Пугачева. Мятежники захватывают Белогорскую крепость, убивают коменданта и его жену. Гринева Пугачев узнает и отпускает в Оренбург, который вскоре оказывается осажденным разбойниками.

Швабрин переходит на службу к Пугачеву, его оставляют главным в Белогорской крепости, и Маша оказывается у него в руках. Швабрин пытается принудить девушку выйти за него замуж.

Гринев самовольно покидает Оренбург, чтобы спасти свою невесту. Судьба вновь сводит его с Пугачевым, который помогает герою воссоединиться с возлюбленной.

Машу Гринев отправляет к родителям, сам остается воевать против мятежников вместе с гусарами.

После подавления восстания Гринева арестовывают по ложному доносу Швабрина. Не желая впутывать в неприятное дело свою невесту, Гринев не может объяснить причину самовольного оставления Оренбургской крепости, его признают изменником. Маша ходатайствует за своего жениха перед Екатериной II, и та прощает Гринева, очищая от позора его доброе имя.

Основная сюжетная линия в произведении – любовная. Завязкой является поединок Гринева с Швабриным, после которого он и Маша признаются в сердечной склонности друг к другу. Кульминацией становится момент, когда Маша оказывается в руках Швабрина, и когда благодаря покровительству Пугачева герою удается вырвать свою невесту из рук бесчестного соперника. Развязкой можно считать эпизод, когда Маша спасает своего жениха, обвиняемого в измене, ходатайствуя за него перед самой Екатериной II.

Повествование построено на контрасте. Пугачев сначала является простым казаком, которому Гринев дарит заячий полушубок. Потом он становится предводителем мятежников, присвоившим себе имя погибшего ранее государя, и уже он одаривает Гринева овчинным тулупом и конем. Гринев сначала предстоит неопытным и доверчивым юношей, мечтающим о кутежах, затем – мужественным человеком, способным принимать ответственные решения, блюсти дворянскую честь и защищать свою невесту. Его соперник Швабрин сначала предстает уверенным в себе, храбрым и насмешливым, а на поверку оказывается жалким трусом и предателем. А вот Маша, которая в начале повести кажется трусихой, которая боится даже звука ружейного выстрела, наоборот, оказывается смелой женщиной, способной защитить своего жениха и свое счастье, даже если ради этого нужно подать прошение самой императрице.


Идея произведения

народного бунта, пугачевщины;
любви;
дома, семьи;
служения Отечеству;
взросления человека, становления личности.
Все эти темы тесно между собой связаны. Какую из них считать главной, точно сказать нельзя. Однако темы бунта, любви и становления личности, очевидно, развиты в произведении лучше других.

Раскрывая основную мысль произведения, автор поднимает следующие проблемы:

Сочинение по литературе 8 класса

Также в произведении поднимается тема воспитания. Пётр Гринёв смог стать достойным человеком только благодаря воспитанию, которое ему дали его родители. Он получил те важнейшие духовные основы, на которых строится благородство.

В число основных тем входит и любовная тема. Чувства Петра Гринёва и Марии Мироновой – пример чистой искренней любви. На протяжении всего романа они отстаивали своё право быть вместе, доказали всем окружающим, что достойны счастья.

Композиция произведения

  1. Экспозиция: детство Петра Гринёва и все события, которые происходили до его появления в Белогорской крепости.
  2. Завязка: знакомство Петра Гринёва и Маши Мироновой.
  3. Развитие действия: жизнь Петра Гринёва в Белогорской крепости, конфликт со Швабриным.
  4. Кульминация: захват Белогорской крепости Емельяном Пугачёвым, казнь капитана Миронова и ео жены.
  5. Развязка: спасение Маши Мироновой, помилование Петра Гринёва императрицей.

Проблематика

Центральной проблемой романа является проблема чести и долга, и автор целенаправленно помещает своих героев в такие трудные жизненные ситуации, из которых им удаётся выйти, сохранив своё достоинство. Отсюда ещё следует проблема нравственного выбора, любви и верности, дружбы и предательства.

Таким же образом воспитана и Маша Миронова, которая не побоялась пойти к самой императрице, для того чтобы доказать невиновность своего возлюбленного и вернуть ему честное имя.

Ещё одной важной проблемой, поднятой в романе, является проблема взросления и становления человеческой личности. Через что необходимо пройти человеку, для того чтобы повзрослеть? Благодаря событиям, произошедшим, в Белогорской крепости, главный герой рано повзрослел и стал настоящим офицером, человеком чести, однако цена этого взросления оказалась слишком высокой.

Смысл названия произведения

Несмотря на то, что главным героем романа является Пётр Гринёв, в названии упоминается не он. Мария Миронова – это умная, добрая и честная дочь капитана Миронова, коменданта Белогорской крепости. Её родителям не удалось нажить себе богатства, зато они воспитали достойную, порядочную дочь. Маша сумела сохранить свою честь даже после захвата крепости пугачевцами, которые убили её отца и мать. Она осталась там совсем одна во власти подлого Швабрина, державшего девушку в заточении до тех пор, пока она не согласится стать его женой. Маша была напугана и сломлена гибелью своих родителей, однако ничто не могло заставить её предать свою любовь и выйти замуж за другого человека.

Для истинных представителей дворянства честь была превыше всего, как и преданность своей Родине. За оскорблённую честь шли в бой, уничтожали врагов, дрались на дуэлях. Но Швабрину оказалось это понятие незнакомо, несмотря на его происхождение. Он с лёгкостью присягнул Пугачёву, когда понял, что его жизни угрожает реальная опасность. Он переступил через дворянскую честь и достоинство, ради собственного благополучия. В то же время Петр Гринёв отказался давать клятву верности предводителю бунта, чем и заслужил его неподдельное уважение. Даже таким преступникам, как Пугачёв, оказалось не чуждым чувство долга. Он по достоинству оценил отвагу Гринёва, и даже даровал ему помилование.

Основная идея

Однако преданным можно быть не только своей земле. Мария Миронова даже в самых трудных ситуациях оставалась верной Петру Гринёву. Она не отказалась от своей любви к нему даже тогда, когда эта непоколебимость могла ей стоить жизни. Маша не покорилась Швабрину, несмотря на то, что он держал её в заточении и морил голодом. Таким образом, автор показал, что не только преданность Родине делает человека храбрым, преданность любимому человеку – не менее значима.

Читайте также: