Каковы особенности драматургии второй половины 20 века сочинение егэ

Обновлено: 03.07.2024

ДРАМАТУРГИЯ
ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX — НАЧАЛА XXI ВЕКА.
Обзорный урок

Уроки литературы в 11 классе[1]

Русская литература последних десятилетий.
Конспекты уроков для учителя. 11 класс. Под редакцией В. Г. Маранцмана

В преддверии обзора драматургии второй половины двадцатого века необходимо напомнить учащимся о специфике драмы, которую Аристотель объявил самой совершенной формой словесного искусства.

Начнем с простых вопросов, позволяющих учащимся быстро освежить в памяти необходимые теоретико-литературные понятия:

Почему трудно читать драматические произведения?
Что лежит в их основе?
Чем определяется своеобразие жанра драмы и как выбор жанра отражает авторскую позицию?

Предложим учащимся самостоятельно поразмышлять над тем, почему драматические произведения рождаются довольно редко. Затем попросим учащихся вспомнить изученные пьесы, кратко характеризуя сущность конфликта в них и специфику жанра, а также их связь с общественно-исторической ситуацией.

Какой жанр преобладает в русской драматургии? Почему трагедии создаются значительно реже, чем другие жанры драматических произведений?

Создание драматического произведения требует от писателя не только драматургического дара, но и умения видеть жизнь в ее конфликтном противоречии, уловить особые моменты эпохи, когда эти конфликты заострены до предела. Драма выбирает такой отрезок времени, когда человек оказывается способным на действие.

По возможности спросим ребят и о том, какие спектакли и почему произвели на них наибольшее впечатление, попросим назвать любимых исполнителей и поразмышлять над тем, зачем люди ходят в театр.

Материал зачина урока может быть организован и как обзор театральных афиш, который два-три ученика готовят к уроку. Эта форма работы, конечно, органична для столичного города, в котором много театров. Но при желании, учитывая современные средства информации, эта работа может быть организована и в провинциальной школе.

Подобная ситуация для сравнения может быть создана и после прочтения двух произведений разных десятилетий, которые без натяжки можно назвать эпохами. В данном случае это будет более корректно, так как восприятие драматического произведения не будет осложнено театральной интерпретацией.

Ряд вопросов может быть дан ребятам заранее. Их характер зависит от цели, которую поставит учитель: узнать, какие драматические произведения, изученные в школе, запомнились больше всего и почему; создать представление о том, что думают старшеклассники о современном театре, и др.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Материал по современной драматургии можно дать как в традиционной хронологической последовательности, так и создав проблемную ситуацию, противопоставив драматургические метафоры 60-х и 90-х годов.

Мы предлагаем отойти от традиционной формы обзорного урока — монолога учителя, а привлечь к работе весь класс. Готовясь к уроку, предложим учащимся следующие индивидуальные и групповые задания:

3. Подбор дополнительного иллюстративного материала.

Одному-двум учащимся можно предложить подготовить мини-обзор сегодняшнего репертуара известных театров. В результате подготовки учащиеся легко выделят три блока, по которым можно сгруппировать театральный репертуар:
отечественная и зарубежная классика,
современная драма
и постановки по пьесам шестидесятников (А. Арбузова, Л. Зорина и др.).

При умелой организации урока в процессе подготовки должны быть задействованы все ученики класса, так как каждое из заданий достаточно трудоемко и может быть разбито на составляющие.

1. Темы, сюжеты, герои драматических произведений.
2. Своеобразие конфликта в произведении; авторская позиция (на примере одной-двух пьес).
3. Собственные читательские (зрительские) впечатления.

Чтобы сэкономить время на уроке, лучше всего заранее подготовить каждому из учащихся опорный конспект, систематизирующий материал (его легко можно вычленить из логики предлагаемого урока). Оставим в нем место для записей, которые ученик может делать как на данном уроке (отмечать непонятные термины, задавать вопросы и т. д.), так и в процессе дальнейшей самостоятельной работы.

I. ДРАМАТУРГИЯ ПЯТИДЕСЯТЫХ ГОДОВ

IV. СЕМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

V. ВОСЬМИДЕСЯТЫЕ ГОДЫ

Драматургия постмодернизма
Фантасмагорический театр Нины Садур:
соединение мистики и бытовых реалий.

Предложим учащимся поразмышлять о характере конфликта главного героя пьесы В. Ерофеева в связи с высказыванием Гёте о трагедии.

VI. ДРАМАТУРГИЯ РУБЕЖА ВЕКОВ

Какие же конфликты становятся предметом сегодняшней драматургии? Кто выбран авторами на роли героев драмы? В чем художественное своеобразие современной пьесы? Насколько актуальны проблемы, затрагиваемые в этих произведениях? Какова авторская позиция?

Постмодернистские тенденции в драматургии.
Влияние коммерционализации театра на характер драматургии. Театр Нины Садур.

Материал для дискуссии:

Поскольку вопрос носит дискуссионный характер, мы можем отложить его до заключительных уроков по литературе последнего десятилетия, когда будут прочитаны произведения.

Предложим учащимся выразить свою позицию по отношению к точке зрения драматурга-шестидесятника.

Домашнее задание.

Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. — М.: Просвещение, 2007.

В драматургии 1970-х годов легко было провести проблемно-тематическую классификацию. Существовали пье­сы производственные, политические, на международную тематику и т. д. Производственная пьеса рубежа 1970-80-х годов обозначила многие экономические и социальные проблемы, хотя не касалась основ системы. К середине 1980-х годов характер производственной пьесы изменил­ся.

Производственные конфликты приобретают нравст­венную наполненность, происходит сращение личной жизни человека с его трудовой деятельностью,

причем домашняя, семейная жизнь героя становится продолже­нием его производственной жизни. Это выражается даже в выборе места действия: квартира (“Наедине со всеми” А. Гельмана), дача (“Веранда в лесу” И. Дворецкого). Сфе­ры производственной, общественной, личной жизни тес­но переплетаются, герой познается на скрещении раз­ных координат.

Наметившаяся к концу 1970-х годов тенденция к постиже­нию духовной сути современника оттеснила производственные проблемы. Общественная ценность человека начинает измерять­ся не только деловыми качествами, но в первую очередь уров­нем нравственных понятий.

Пьесы “Зинуля” А. Гельмана, “Серебряная свадьба” А. Мишарина при том, что их сюжетообразующей основой являются конфликты производственные, – это уже публицистический разговор о со­вести, о личной ответственности, о соотношении слова и дела.

В начале 1980-х годов появились пьесы драматургов, схожие творческие принципы которых позволили объединить их в драма­тургию “новой волны” или поствампиловскую драматургию. В пье­сах “новой волны” отразилась двойственность жизни, шел разго­вор об искажении человека как следствии социальных причин. В них герои испытывали трагедию безверия и неприкаянности, раз­рушающую тоску по тому, что сами были не в состоянии опреде­лить. Л. Петрушевская, В. Славкин, А. Галин, Л. Разумовская погружали героев в быт, в повседневность, в какие-то “комму­нальные” ссоры.

Бытовые неурядицы разъединяли людей, дела­ли ущербными их характеры. Драматургов “новой волны” объе­диняло и то, что в их пьесах никогда четко не выражалась автор­ская позиция, отсутствовал положительный идеал. Атмосфера пьес не давала надежд на перспективы. Общее в поствампиловской драматургии и отношение к театру Чехова. “Три девушки в голубом” Л. Петрушевской вызывали ассоциации с “Тремя сест­рами”, мотивы “Вишневого сада” трансформировались в пьесе

В. Арро “Смотрите, кто пришел!” и Л. Разумовской “Сад без зем­ли”, “Родненькие мои” А. Смирнова вели к “Дачникам”. Но при сюжетном сходстве пьесы “новой волны” отличались от чехов­ских отсутствием той высокодуховной атмосферы, которая под­нимала быт в драмах Чехова на уровень бытия, позволяла за внешней бессобытийностью увидеть напряженную работу души.

В начале 1980-х годов драматурги обратились к поиску ис­тинных причин жизненных драм целого поколения. Н. Семенова, А. Дударев, М. Ворфоломеев показывали разъедающую атмо­сферу лжи, лицемерия, возведенных в государственный мас­штаб. Герой конца 1980-х бездеятелен, предается рефлексии, не совершает никаких поступков.

В психологической драме по­является непривычный конфликт, в котором не один персо­наж противостоит другому, а герой противостоит жизни (“Сер­со” В. Славкина).

Стремление найти аналогии современной жизни в истории, философски осмыслить некоторые вечные проблемы вызывают развитие философской драмы. Один из талантливых ее предста­вителей – Э. Радзинский. Его пьесы – построенные на разном материале психологические драмы, в которых используется прием “игра в игре” или “пьеса в пьесе” (“Старая актриса на роль жены Достоевского”).

Так, в философской пьесе “Театр времен Неро­на и Сенеки” в самом действии разыгрывается пьеса, постав­ленная Нероном. Жизнь и игра переплетаются, создавая напря­женное поле действия.

Драматургия 1980-х годов настолько разнообразна, что свести ее к нескольким направлениям довольно трудно. Ведь только в жанре психологической драмы наряду с “новой волной” продолжали творческие поиски драматурги старшего поколения – В. Розов, А. Арбузов. Написанные в этот период пьесы “Хозяин”, “Кабан­чик” В. Розова, “Победительница”, “Виноватые” А. Арбузова выяв­ляли неожиданные грани их творчества.

Они открывали наполнен­ные настоящим драматизмом стороны жизни, где социальное и личное переплелись воедино, где сломанные судьбы молодых были наказанием за нравственные преступления отцов.

В 1990-е годы из пьес постепенно уходит “чернуха”, меньше занимает писателей бытовая сторона жизни. Снова начинают звучать вечные вопросы: жизнь и смерть, Бог и дьявол, концы и начала, естественность и искусственность. Эти проблемы на не­сколько непривычном материале ставит в пьесах “Рогатка”, “Ка­нотье”, “Уйди-уйди” Н. Коляда.

В них драматург обращается к подсознательному, тайному, к борению человеческой души и плоти.

С середины 1980-х годов в русской драматургии возрождаются традиции театра абсурда, заложенные обэриутами. К парадоксаль­ному театру обращаются А. Казанцев “Сны Евгении”, А. Демья­ненко “Я тоже хочу на бал, возьмите меня с собой”.

В конце 1980-х годов в русской драматургии реализуется эсте­тика постмодернизма. Постмодернистская драма построена на деконструкции знаков и символов культуры социалистического реализма. Сюда можно отнести пьесы В. Сорокина “В землянке”, “Пельмени”, М. Угарова “Газета “Русский инвалидъ” за 18 июля”, А. Шипенко “Сад осьминогов”.

В драматургии конца XX века идет процесс поиска новых форм и развития старых жанров в традиционной и постмодернист­ской системах.

В.С.Розов

Наибольшей популярностью на рубеже 1950-1960-х годов (наряду с А. Володиным) пользовался Виктор Розов, который открыл новый и в высшей степени актуальный конфликт: розовские мальчики совершают свой драматический выбор между общепринятыми эталонами и собственной индивидуальностью, они защищают свою самобытность от давления стандарта, навязываемого общим (общественным) мнением. Особую остроту такой конфликт приобретал оттого, что свою самобытность защищает человек обыкновенный.

Лирический пафос мелодрам Розова получал непосредственное выражение в общей эмоциональной тональности, которой окрашивались отношения между персонажами. Эта тональность образуется оригинальным сплавом двух полярно противоположных регистров — сострадания и юмора, слез и улыбки, иронии и патетики.

Раздел 8. Из литературы второй половины XX века

М. М. Рощин

8.3. Драматургия второй половины XX века373

Примеры заданий ЕГЭ по теме 8.3.









Часть 1

Ответом к заданиям В1—В11 является слово или сочетание слов. Запишите ответ без пробелов, знаков препинания и кавычек.

81. Для какого рода литературы характерно изображение человека в действии, в конфликтной ситуации, в противоборстве?

82. Назовите три основных вида драмы.

86. Кто из представителей европейского театра экзистенциализма оказал глубокое влияние на творчество А. В. Вампилова?

88. Как называется драматическое произведение, в котором трагический сюжет изображен в комическом виде, или который представляет беспорядочное нагромождение трагичных и комичных элементов (например, пьесы А. В. Вампилова)?

Примеры заданий ED

811. Каким словом в драматургическом произведении обозначается зона молчания?

Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы.

С1. Источники театра А. В. Вампилова.

СЗ. Поиски смысла бытия в драматургических произведениях второй половины XX века.

Во второй половине 20 века в мире проходил довольно таки насыщенный литературно-исторический процесс, названный постмодернизмом (это?). Появились новые жанры (новый роман или антироман), новые течения (новый журнализм) и направления (нонфикшн). Параллельно западно-европейская цивилизация начала открывать для себя писателей других регионов, которые прежде не были известны (Гарсия Маркес). Во многих странах сложились предпосылки для того, чтобы стимулировать культурный обмен, поэтому национальные литературы, в свою очередь, получили новые пути для развития и существенно обогатились за счет мирового опыта (например, японская литература). Так глобализация проявила себя в культуре.

Инвентаризация культуры породила множество синкретических явлений (магический реализм). Поскольку открыть что-либо стало затруднительно, творцы смешивали коктейли из того, что уже есть. Модернизм существенно обогатил литературу новыми приемами и методами (поток сознания, натурализм, театр абсурда), нужно было остановиться и осмыслить их, применить, отточить до совершенства. Если угодно, вторая половина 20 века – это горизонтальная модель культуры, которая предусматривает рост вширь, а не вверх: изучаются и применяются открытия прошлого периода, множатся их воплощения, но ничего принципиально нового не происходит. Наиболее ярые новаторы экспериментируют со смешиванием и только.

Шоутизация культуры привела к тому, что элитарная литература стала чуждаться кинематографа, а массовая – наоборот. Например, Сэлинджер запретил экранизировать свою книгу, а Трумэн Капоте попробовал, и вот, что произошло. Зато Стивен Кинг издает готовые кино-сценарии и охотно продает права на экранизацию. Бытует мнение, что настоящую литературу невозможно передать в кино. Она стала сложнее, интеллектуальнее, тоньше. Теперь основная прелесть книги заключается не в сюжете, а в тех стилистических, жанровых и метафизических тонкостях, которые нельзя перенести на экран. Так литература защищается от кинематографа, который попробовал, было, ее вытеснять.

Традиционная художественная литература стала соединяться с другими сферами человеческой мысли, например, с журналистикой или наукой. Появился новый журнализм, который заключается в беллетризации факта. Человек соскучился по понятному и реалистичному чтиву, он снова захотел читать о том, что действительно происходит в мире. Ему на встречу пришли люди, которые смогли из газетной вырезки сделать полноценный роман-расследование, где рассказывали о том, почему произошло, а не только где и когда. Бешеную популярность приобрел нонфикшн, в рамках которого о сложном говорили простыми словами. Книги Ричарда Докинза, например, расходятся миллионными тиражами.

1. Драматургия второй половины XX века. Нравственная проблематика пьес

ЭПОС
ДРАМА
(греч. - повествование)
(греч. - действие)
рассказ о событиях,
судьбе героев, их
поступках и
приключениях,
изображение внешней
стороны происходящего
(даже чувства показаны
со стороны их внешнего
проявления). Автор
может прямо выразить
свое отношение к
происходящему.
изображение событий и
отношений между
героями на
сцене (особый способ
записи текста). Прямое
выражение авторской
точки зрения в тексте
содержится в ремарках.
ЛИРИКА
(от названия муз.
инструмента)
переживание событий;
изображение чувств,
внутреннего мира,
эмоционального
состояния; чувство
становится главным
событием.

3. ДРАМА - особый вид литературного творчества

ДРАМА - особый вид литературного
творчества
ДРАМА (др.-греч. δρᾶμα — деяние,
действие) — один из трёх
родов литературы (наряду с эпосом и
лирикой), принадлежащий
одновременно к двум видам
искусства: литературе и театру,
предназначенный для игры на сцене.

5. Драматические жанры

7. Драматурги второй половины XIX – начала XX века

8. 30-40-е годы

11. Развитие драматургии второй половины XX века

12. Драматургия 60-80-х гг. XX века

13. Александр Володин

15. Александр Валентинович Вампилов (1937-1972)

16. Театр Вампилова

Нравственная проблематика, преодоление
заштампированных явлений соцреализма
М.Рощин
В.Славкин
Л.Разумовская
жанр
социальнобытовая
психологическая
драма
А.Володин
А.Галин
Л.Петрушевская
быт и его обитатели,
человеческие пороки, порожденные бытом,
исследование современного героя

18. Михаил Михайлович Рощин (1933-2010)

19. Людмила Стефановна Петрушевская род. В 1938 г.

1973 — Уроки музыки.
Любовь.
Квартира Коломбины.
2007 —Три девушки в
голубом.
Тёмная комната.
Опять двадцать пять.
2007 — Московский хор

Эксперименты в области театральной формы,
современный авангард
нравственно-философские темы
Н. Коляда
А. Буравский
Н. Садур
жанр
трагикомедия
М. Арбатова
О. Михайлова
М. Угаров
Ощущение мира как сумасшедшего дома,
где привычные связи разорваны,
традиции разрушены

21. Николай Владимирович Коляда род. в 1957 г.

23. Александр Валентинович Вампилов (1937 -1972)

24. Эпиграф к занятию

25. Кратко о биографии писателя

26. Родители А.Вампилова

27. Образование

28. Творческая деятельность

30. Увлечения

Александр Вампилов ни дня не мог
прожить без музыки. В его доме
хранилась гитара, старинная,
оставшаяся ещё от деда, и потому
особенно притягательная. В тесном
дружеском кругу звучали под
аккомпанемент гитары и щемяще
трогали за сердце песни на стихи
А.Пушкина, А. Дельвига, М. Лермонтова,
С.Есенина

31. Пьесы А.Вампилова

32. Художественные особенности драматургии А.Вампилова

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Острая социальная проблематика при
общей будничности
Глубокий психологизм в изображении героев
Изображение нравственного выбора героев
Интересные композиционные ходы
Сочетание фарса и лиричности
Анекдотичность ситуаций
Роль случая в жизни героев

33. Роль случая в жизни человека

35. Трагедия на озере Байкал

38. Боль утраты

39. Памятник А. Вампилову в Иркутске

40. Театр юного зрителя имени А. В.Вампилова в Иркутске

Что неприветливо, широкий дол, шумишь?
Не можешь мне простить разлуки?
Что не хранят, чего не помнят люди,
То, вечный, ты и помнишь, и хранишь.
Я навсегда в твоих лугах бескрайних,
Я навсегда в твоих лугах густых.
И после всех дорог судьбы –
Случайных,
Извилистых, запутанных, крутых –
Последняя дорога мне
Прямая –
Сюда, чтобы спокойно умереть…
/А. Вампилов/

44. История создания пьесы

45. Жанр произведения

Трагикомедия (греч.) — драматическое
произведение, в котором трагический
сюжет изображён в комическом виде
или который представляет
беспорядочное нагромождение
трагичных и комичных элементов.

47. Анекдотичность ситуации

Эх, да в Черемхове на вокзале
Двух подкидышей нашли.
Одному лет восемнадцать,
А другому – двадцать три!

48. Ключевая реплика пьесы

49. Андрей Григорьевич – глава семьи Сарафановых

50. Дети в семье Сарафановых: Нина

51. Васенька

52. Макарская, соседка Сарафановых

53. Володя Бусыгин

54. Сильва

55. Михаил Кудимов – жених Нины

56. Финальное развенчивание лжи героев

57. Финал пьесы

"То, что случилось, - все это ничего не меняет,
Володя, подойди сюда:
(Бусыгин, Нина, Васенька, Сарафанов - все
рядом.)
Что бы там ни было, а я считаю тебя своим
сыном.
(Всем троим).
Вы мои дети, потому что я люблю вас.
Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое
главное".

58. Идея пьесы

Уметь слушать, понимать другого,
поддерживать в трудную минуту – вот
главная идея пьесы.
Быть по духу родным – это важнее
кровного родства.

59. Парадокс пьесы

60. Валентин Распутин о творчестве А. Вампилова

Читайте также: