Какова основная идея стихотворения пушкина я памятник себе воздвиг сочинение 15

Обновлено: 02.07.2024

Я очень люблю читать сказки. Добрые, веселые и поучительные, они на долгие годы становятся нашими друзьями и советчиками в разных сложных ситуациях. Сказочные герои своими поступками помогают нам учиться отличать добро от зла, правду ото лжи, стать честными, смелыми, справедливыми.

"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", написанная А. С. Пушкиным, переносит нас во времена царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Однако и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Однако чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. Самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее — самые могущественные волшебники.

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Главная тема стихотворения – слава поэта, его роль в жизни общества и в истории в целом. Пушкин высоко ценил свободу слова. Он не раз подтверждал, что его работа – служить народу. Слава для него была на последнем месте.

Настроение стиха разное. Здесь есть и радостные моменты, и трагичные. Радость заключается в том, что поэт будет жить вечно, так как его слова будут жить в сердцах людей, на страницах книг. Но трагизм из-за скорой смерти. Поэт ощущал, что скоро придет его конец на этой земле.

Пушкин не придерживался здесь каких-либо правил. Он вложил всю свою любовь к России, к своим читателям. Он гордо говорил о том, что сделал все возможное ради людей. Он преданно служил людям.

Я думаю, что стих Я памятник себе воздвиг нерукотворный – это отличный пример того, к чему мы все должны стремиться. Стоит трудиться ради других, выкладываться на полную мощность. Только тогда наша жизнь будет осмысленной.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в "“заветной лире”". Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – "“обиды не страшась, не требуя венца”", которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.

Поэт оценивает свой жизненный путь, свои поступки.
Пушкин находит, что он очень хорош и уверен, что
"Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык".
Короче, все будут помнить и восторгаться.

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживёт и тлeнья избежит -

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приeмли равнодушно

И не оспаривай глупца.

Поэтический анализ стихотворения

Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.

В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокой век восславил я Свободу,

И милость к падшим призывал.

Поэт уверен, что его будут читать простые люди, и не только русские, но и те, кто составляет население российской империи

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгуз, и друг степей калмык.

Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.

Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспаривай глупца.

Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде. Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.

С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.

В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.

«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный:

К нему не зарастет народная тропа.

Развернутый анализ стихотворения

Есть и третий вариант: предполагается, что поэту каким-то образом удалось предчувствовать собственную скорую гибель, и стихотворением он подвел черту под своим творческим наследием и яркой литературной жизнью.

История создания

Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Державина, с другой – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина еще со времен лицея. Спустя год после его написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом, так что его называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.

При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.

Тема

Главная проблема, которую поставил поэт – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей.

Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг. Стихотворение я памятник себе воздвиг нерукотворный Пушкин написал за пару недель до своей погибели.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.

Композиция

Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причем для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны трехстопным ямбом, четвертая же – четырехстопным.

Сначала поэт говорит о том, что творец – выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию или хуже, слушаясь только бога.

Жанр

Стихотворение Пушкина памятник — это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что еще больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твердую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.

Вариант 2

Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 г. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений поэта (1841 г.).

Стихотворение Памятник положило начало продолжающимся до сих пор спорам. Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина. Многие считали произведение простым подражанием многочисленным одам русских поэтов на тему памятника. Более распространена версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды Горация, откуда и взят эпиграф к стихотворению.

Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали нарекания и недоумение. В глазах современников это, как минимум, представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Даже те, кто признавал огромные заслуги поэта перед русской литературой, не могли потерпеть подобной наглости.

Оправдывая поэта, некоторые исследователи заявляли, что стих является тонкой сатирой автора над самим собой. Его утверждения считали шуткой над своим непростым положением в высшем обществе.

Спустя почти два столетия произведение можно оценить по достоинству. Годы показали гениальное предвидение поэтом своего будущего. Памятник Пушкин и его другие стихотворения известны по всему миру, переведены на большинство языков.

История создания

Оригинал стихотворения был найден уже после смерти Пушкина, а впервые опубликовано с незначительными правками В. А. Жуковского оно было в 1841 году.

Жанр, направление, размер

Как и подобает оде, текст написан ямбом, но можно отметить интересную деталь. В каждой строфе первые три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным, что позволяет сделать на ней смысловой акцент.

Рифмовка в стихотворении перекрестная, при этом мужская и женская рифма чередуются.

Композиция

Вечная слава великого поэта

Образы и символы

Темы, настроение и проблемы

Главная проблема, которую поставил поэт – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.

Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей. Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг.

Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.

Основная идея

Средства выразительности

Автор: Юлия Филипская

Анализируя литературное произведение, требуется ответить на три основных вопроса:

  • какова его тема,
  • какая в нем заложена идея,
  • какие средства использованы автором, чтобы донести свою мысль до читателя.

Или, говоря кратко, о чём, зачем и как.

Общий литературоведческий анализ

Анализ стихотворения памятник пушкина


Темой стихотворения, как уже упоминалось выше, является в данном случае роль поэта и назначение поэзии в обществе. Идея же наиболее ярко выражена в последней строфе и заключается в том, что роль поэта, по мнению автора, равноценна роли пророка.

Это интересно! Роман Дубровский: краткое содержание произведения по главам

Композиционно включает в себя пять четверостиший – катренов, в каждом из которых три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным. Такая укороченность выделяет ее из общего ряда и останавливает внимание читателя, одновременно придавая четверостишию завершенность. Способ рифмовки перекрестный, то есть строки рифмуются попарно четная с четной, нечетная с нечетной. Женские рифмы в первой и третьей строке (с ударением на предпоследнем слоге) чередуются с мужскими во второй и четвертой (строка заканчивается ударным слогом).

Отбор выразительных средств в стихотворении достаточно разнообразен.

Для точного воплощения своего литературного замысла поэт использует:

  • эпитеты,
  • метафору,
  • антитезу (противопоставление),
  • метонимию,
  • аллитерацию,
  • ряды однородных членов и другие лексические и синтаксические средства и приемы.

Инверсия, то есть изменение привычного порядка слов, придает совершенную форму стихотворным строкам, одновременно помогая подчеркнуть в них самое существенное.

Анализ стихотворения памятник пушкина


Памятник А.С. Пушкину

Анализ содержания

Придерживаясь общей смысловой направленности древнеримского текста и давая отсылку к первоисточнику в эпиграфе, Александр Сергеевич Пушкин наполнил его перевод содержанием, во многом отличным даже от близкого по времени и замыслу Державинского стихотворения. Оба литератора размышляют о своей роли в обществе, но их понимание собственных заслуг существенно различается.

Анализ стихотворения памятник пушкина


Единственный названный в этой строфе стихотворения архитектурный памятник – Александрийский столп – до сих пор вызывает споры среди исследователей.

Сейчас признанной точкой зрения является ассоциация с колонной на площади перед Зимним дворцом, поставленной в ознаменование победы над французской армией. Ангел, венчающий памятник, имеет портретное сходство с императором, одержавшим эту победу – Александром I.

Но если речь действительно идет о названной колонне, то, по плану А.С. Пушкина, смысл этого отрывка должен заключаться в превосходстве поэтической славы над императорской и воинской. Памятник поэту возвышается над увековеченными заслугами царя и воина. Вполне возможное толкование, если учитывать утверждение о божественности литературного творчества.

Это интересно! Что такое и как определить размер стихотворения

Автор стихотворения постоянно подчеркивает значимость сделанного им именно для людей – как для современников, так и для потомков. Недаром там, где, например, Г.Р. Державин, говоря о распространении своей известности, перечисляет географические названия, Пушкин обращается к наименованиям разных народов, населяющих Россию. Первый поэт связывает память о себе с существованием славян, второй – с наличием в мире поэзии как таковой.

Читайте также: