Какой вид речевой деятельности для меня самый трудный и почему советы самому себе сочинение

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

11-А кл. русский язык

Тема: виды речевой деятельности.

Цель: познакомить с основными видами речевой деятельности.

1. Запишите число и тему урока. Ответьте письменно на вопросы:

-Что такое деятельность? Виды деятельности.

-Общение может быть деятельностью?

-Попробуем составить модель общения.

-Как вы думаете, из каких компонентов она будет состоять?

-Какую деятельность осуществляют люди, общаясь между собой? (Речевую)

-Речевая деятельность может делиться на виды? (Да)

Назвать виды речевой деятельности.

Процессы говорения и слушания чрезвычайно сложны. Остановимся подробнее на процессе слушания. Как правило, мы не умеем слушать собеседника.

Проблемная ситуация

-Почему Сократ потребовал с молодого человека двойную плату за обучение риторике?

-Слушают ли участники этой истории друг друга?

-Наблюдали ли вы в жизни подобные ситуации?

-Почему они возникают?

Анний. Я слышал, ты был на свадьбе Панкратия с Альбиной.

Левкий. Никогда не бывало у меня такого неудачного плавания, как в этот раз.

Анний. Что ты говоришь? Так много собралось народу!

Левкий. И никогда еще жизнь моя не стоила дешевле.

Анний. Смотри, что делает богатство! Ко мне на свадьбу пришло всего несколько человек, да и то все люди мелкие.

Левкий. Едва мы вышли в море, налетел страшный вихрь.

Анний. Прямо собрание богов какое-то! Столько, говоришь, князей, столько благородных дам?

Левкий. Борей разодрал и сорвал парус.

Анний. Невесту я знаю. Красивее и вообразить невозможно!

Левкий. Потом волною сбило кормовое весло.

Анний. Это общее мнение. Говорят, что и жених красотою почти ей не уступает.

( возвратиться к вопросам)

- Каким видом речевой деятельности каждый из нас практически ежедневно пользуется? (говорением)

Существуют профессии, где говорение становится основным видом деятельности.

(Учитель, актер, диктор, ведущий телепрограмм и т.д.)

- А задумывались ли вы, почему одних людей мы слушаем с удовольствием, а других слушать трудно, а порой и не хочется?

Чтобы тебя понимали и хотели слушать, необходимо

-хорошо разобраться в теме высказывания;

-знать, какую мысль ты хочешь донести до слушателя;

- чётко сформулировать её;

В случайном порядке перечислены характеристики хорошего и плохо слушателя. Распределите их в таблицу. (Работа в парах)

Выслушивает собеседника терпеливо, внимательно, доброжелательно.

Не прерывает собеседника без необходимости, не делает ему колких и обидных замечаний.

Перебивает собеседника, как только представиться случай.

Если чего-то не понял, не боится уточнить или попросить объяснить, что именно имеется в виду (переспрашивает).

Пока говорит собеседник, думает только о том, что сказать самому.

Рассматривает тему как скучную и неинтересную.

Улавливает только факты и не понимает главной идеи.

Пока гово рит собеседник, внимательно слушает и старается понять, что он имеет в виду.

Терпим к идеям, не совпадающим с его собственными мыслями.

Резко, категорично выражает свое мнение.

Демонстрирует внимание и интерес к происходящему, кивает головой.

Тратит время на обдумывание посторонних тем.

Взаимодействует с собеседником с помощью ответных реплик.

Реагирует на любую реплику, в том числе адресованную не ему, а другим собеседникам.

Сделаем вывод.

Одним из важнейших видов речевой деятельности является слушание (аудирование). Не случайно уши расположены выше рта – сначала мы учимся слушать. Ребенок, который еще не умеет говорить, сначала активно воспринимает речь и звуки окружающего мира и только после пробует говорить.

Насколько внимательно человек умеет слушать, зависит уровень его интеллекта и развития.

Проблемная ситуация

-Как вы понимаете эти слова?

Чтение представляет собой одно из важнейших средств получения информации и в жизни современного образованного человека занимает значительное место.

Умеете ли вы читать? Поднимите руки. Давайте выясним, так ли это. (Если спросить любых десять человек, кто такие Колумб, Коперник, Коменский, то, наверное, десять из десяти скажут о первых двух и лишь несколько человек – о третьем. Между тем педагог Ян Амос Коменский сделал для человечества не меньше, чем прославленные мореход и астроном.

Ян Амос Коменский прожил почти весь XVII век: он родился в 1592 году, а умер в 1670 году. Сын чешского мельника сумел закончить школу, академию и университет, сделаться священником и учителем.

Всё, что мы видим в современной школе: урок, класс, каникулы, коллективная работа в классе, - всё это ввёл Коменский. Он учил, что науку надо не вдалбливать, а объяснять, идя от простого к сложному, а до Коменского наука попадала к ученикам в виде фактов и сведений, которые приходилось зубрить, - другого способа усвоить их не было. Коменский впервые учил учителей преподавать. Его так и называли – учитель учителей.

Переверните лист, прочитайте задание и запишите номера правильных утверждений

1.Коменский учил учителей в Америке и в Европе.

2.Коменский убедил учителей, что ученики должны зубрить факты наизусть.

3.Коменский – сын чешского мельника.

4.Книга Коменского в России была очень популярна, её переписывали от руки.

5.Коменский закончил академию и университет.

6.Коменский учил, что, объясняя, надо идти от сложного к простому.

7.Коменский ввёл школьную форму для учеников.

8.Все знают, кто такой Колумб, и лишь немногие – кто такой Коперник.

9.Коллективную работу в классе ввёл Коменский.

А теперь проверим. Правильные ответы: 3,5,9.

Кто же у нас умеет читать? Почему задание оказалось трудным? Чему мы должны учиться?

Письмо как вид речевой деятельности.

Письмо – это( продолжить)

Это продуктивный вид деятельности, при котором человек записывает речь для передачи другим. Продуктом этой деятельности является речевое произведение или текст, предназначенный для прочтения.

Прежде чем начать писать, я всегда задаю себе три вопроса: что я хочу написать, как написать и для чего написать. Максим Горький (прокомментировать высказывание)

Что? Для кого? Для чего?

Задания на выбор:

Какой вид речевой деятельности для меня самый трудный и почему? (советы самому себе)

Почему для создания хороших текстов нужно уметь хорошо слушать, хорошо читать и хорошо говорить? (рассуждение о связях всех видов речевой деятельности)

Указую господам сенаторам, чтобы речь держать не по писаному, а своими словами, дабы дурь видна была каждого. ( ПетрI )

О каком виде речевой деятельности здесь говорится? Как сделать так, чтобы дурь не была видна?


Речь существует на протяжении тысячелетий. Это часть нашего мышления, ведь человеку свойственно облекать свои мысли в слова. Однако речевая деятельность не однородна; ее можно подразделить на четыре вида. Поговорим о них.


Речевая деятельность и ее виды

Речевая деятельность человека направлена на общение. Каждый из нас стремится быть понятым окружающими людьми. Поэтому иногда речевую деятельность называют общением или коммуникацией.

Речь может быть устной (звучащей) и письменной.

В зависимости от того, являемся ли мы создателями или адресатами речи, и от того, каким образом мы ее воспринимаем, мы выделяем четыре вида речевой деятельности в русском языке:

  • говорение;
  • слушание;
  • письмо;
  • чтение.

Эти виды приведены ниже в таблице.

Устная речь

Письменная речь

Письменная и устная речь

Из перечисленных видов речевой деятельности два первых относятся к устной речи, два последних – к письменной.

Устная речь имеет ряд особенностей. Если говорить кратко, она спонтанна, отличается упрощенным синтаксисом, богатством невербальных (несловесных) средств выразительности: мимика, жесты, тембр голоса и проч.

Говорящий видит адресата речи и ориентируется по его реакции, подстраивая речь под собеседника.

Из устных жанров беседа отличается большей непринужденностью и спонтанностью по сравнению с лекцией, например. Но любой устный жанр создается и тотчас воспринимается. Он не живет долго.

Если надо, чтобы текст был доступен на протяжении долгого времени, его записывают. В этом случае мы имеем дело уже с письменной речью.

Письменная речь отличается большей обдуманностью. Она может многократно корректироваться в процессе создания. Но пишущий не видит своего адресата и не может определить, насколько его речь понятна. Он не может дополнить высказывание мимикой или телодвижением. Поэтому пишущий стремится выражать свои мысли предельно понятно.

Говорение

Устной речи, как уже было сказано, свойственны такие характеристики, как спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис.

Однако в зависимости от жанра они могут проявляться в большей или меньшей степени.

Например, в дружеской беседе речь говорящего обычно представляет собой неподготовленный текст, который рождается непосредственно в процессе говорения. Но, допустим, лекция профессора в университете также является говорением, но она обычно подготавливается заранее, эмоциональность ее ниже, чем у дружеской беседы, а разговорный стиль ей не свойственен – обычно лекции создаются в научном стиле.

Ситуации использования говорения:

  • разговор;
  • лекция;
  • выступление на собрании;
  • пересказ текста учеником и т.д.

Слушание

Слушание, или аудирование – еще один из основных видов речевой деятельности. Он предполагает внимательное восприятие речи другого человека на слух. Это требует значительной сосредоточенности.

Слушание используется во многих ситуациях:

  • студенты или школьники слушают преподавателя;
  • друг слушает рассуждения своего друга;
  • люди, пришедшие на митинг, слушают выступление оратора и тому подобное.

Чтение

Чтение – это восприятие текстов, написанных от руки или напечатанных. Это основная форма получения информации в ряде случаев. Например, значительная часть учебной информации воспринимается именно в процессе чтения.

Обычно именно таким образом мы знакомимся с произведениями художественной литературы.

Качественное чтение требует владения некоторыми компетенциями. Например, необходимо уметь вычленять главную информацию.

Обычно выделяют три вида чтения:

  • ознакомительное;
  • поисковое;
  • изучающее.

В первом случае читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.

Во втором – просматривает текст с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста.

Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.

Небрежное, невнимательное чтение, конечно, бывает, но не является одним из видов чтения, так как оно не приводит к выполнению коммуникативной задачи – восприятию текста.

Письмо

Это процесс создания собственного письменного текста.

Таким образом создаются тексты разных функциональных стилей, в том числе разговорного.

Приведем примеры жанров, существующих в рамках этого вида речевой деятельности.

Разговорный стиль:

Научный стиль:

  • диссертация;
  • энциклопедическая статья.

Официально-деловой стиль:

Публицистический стиль:

Стиль художественной литературы:

Письменная речь характеризуется продуманностью и четкостью формулировок, а также смысловой и стилистической цельностью и композиционной организованностью.

Что мы узнали?

Выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной. Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Письменной – продуманность и стилистическое единство. Существует три вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее. В письменной речи тексты создаются в большом разнообразии стилей и жанров.

Речевая деятельность

Речевая деятельность является сформированным навыком, объединяющим в своём понятии письмо, речь и чтение. Это умение служит человеку на протяжении всей жизни и позволяет ему:

  • коммуницировать с другими членами общества;
  • приобретать определённые навыки;
  • вести полноценную трудовую деятельность.

Само понятие пришло в русский язык из иностранных языков и включает в себя целый комплекс навыков и умений:

  1. Говорить, то есть устно выражать свои собственные мысли или озвучивать какую-либо информацию.
  2. Слушать – воспринимать чужую речь на слух, обрабатывать её на ментальном уровне для того, чтобы сформировать представление о том, что было произнесено.
  3. Писать, то есть графический отображать свои мысли и ощущения, знания, навыки или умения.
  4. Читать – то есть фактически воспринимать и обрабатывать ту информацию, которая зашифрована буквенными символами.

Только сформированность всех 4-х видов навыков позволяет говорить о полной речевой деятельности у конкретного индивида. И только полное овладение ними, позволяет человеку ввести не только успешное речевое общение, но и полноценную жизнь.

Говорение

Говорение

Описание

Широта кругозора позволяет вести разговор на разные темы. Информация черпается из разных источников – газеты, журналы, книги, электронные источники.

Слушание

Описание

Слушание не менее важный навык в коммуникации. Именно при помощи него может осуществляться взаимодействие между людьми. И если для освоения знаний достаточно уметь читать, то для того, чтобы коммуницировать с другими людьми, необходимо уметь слышать и преобразовывать услышанные звуки в определённую информацию.

Именно при слушании человек не только узнаёт о сказанном, но и придаёт ему ту эмоциональную окраску, которую хотел донести до него говорящий.

Письмо

Описание

Письмо – это навык, который приобретается после того, как ребёнок научается слышать и говорить. Несмотря на то что сейчас навык письма несколько теряет свои позиции, с внедрением в жизнь компьютерной техники, его важность от этого не становится меньше.

Дело в том, что многие когнитивные процессы напрямую связанные с владением навыком письма. Так, именно выписывание букв позволяет научиться мыслить образно, логично и связно. То есть в целом развивает интеллект.

Чтение

Чтение

Описание

Этот навык речевой деятельности можно развить при помощи текстов разного жанра. Как правило, они имеют ориентацию на личность или коммуникативный подтекст. Чтение играет ключевую роль в жизни человека, так как служит источником знаний и способом их сохранить и передать будущим поколениям.

В зависимости от формы выражения

В зависимости от формы выражения

Описание

Становление коммуникативных и речевых навыков осуществляются в определённой последовательности. Сначала ребёнок учится слышать, затем говорить и только потом, читать и писать. Иногда два последних навыка начинают развивать параллельно. Но всё же чаще, сначала ребёнок учится читать и лишь затем писать. Это обусловлено тем, что чтение развивает речь. А именно речевые навыки и отточенность этой части умений позволяет развить интеллект в общем.

По форме выражения речи можно провести деление на две основные категории: речь устную и письменную. Несмотря на их кажущуюся общность, между ними всё же есть коренные различия.

Устные

Это звучание, произношение речи – та основа и первичная составляющая, на которых базируется само существование языка. Основное преимущество устной речи заключается в том, что таким способом осуществляется мгновенная передача информации.

Если говорить о коммуникации, то при устной речи два или более человек, в преобладающем большинстве случаев видят друг друга (кроме телефонных разговоров). Также, стоит учитывать, что при устной речи осуществляется передача информации через слуховой канал. Поэтому, устная речь выполняет связь между частями мозга, отвечающими за слуховое восприятие и звуковую передачу информации.

Письменная речь

При письменной речи человек расшифровывает или, наоборот, кодирует буквенными символами определённую информацию. Эта составляющая является вторичным навыком. Он сформировался позже всех остальных форм существования языка. Чаще всего письменной речи противопоставляется устная.

Основным её преимуществом является то, что она делает общение фиксированным, точным и строго определённым. К тому же способна связать людей через расстояние и время. Письменная речь является основой официального общения и коммуникации в научном и техническом мире.

Если сравнивать 2 вида, то становится очевидным, что письменная отличается большей точностью, в отличие от устной.

В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает её

В зависимости от того, порождает ли человек речь или воспринимает её

Описание

Каждый человек может либо порождать звуки, либо их воспринимать. Как правило, это процесс взаимный и происходит одновременно. Ведь каждый, кто говорит, слушает сам себя. И если, для формирования строя речи и той информации, которая посылается с ней, используются умственные способности и определённая зона головного мозга, а не слуховой канал. То для регулирования интонации и вкладывания эмоций и чувств в устную речь, требуется обязательное участие слуха.

Тоже происходит с письмом и чтением. Человек, который пишет, сразу прочитывает написанное собственной рукой. Поэтому, несмотря на разделение на продуктивные и рецептивные виды речи, эта граница условна.

Продуктивные виды

К продуктивным видам относится говорение и письмо. То есть, когда человек активно производит речь в устном или письменном виде. Так, при помощи речевого аппарата или моторных навыков, порождается информация в виде устного источника либо письменного.

Рецептивные виды

Таким образом, основное отличие между двумя этими видами речевой деятельности заключается в том, что продуктивный вид – это звуковое или графическое кодирование информации. Тогда как рецептивный вид речевой деятельности – это дешифровка или раскодирование визуальной или аудиальной информации.

В зависимости от количества участников

В зависимости от количества участников

Описание

Рассматривая речевые навыки и ту деятельность, которую ведёт при помощи речи каждый индивид, можно классифицировать основной навык человека в зависимости от количества его участников. Она может выражаться в виде монолога или диалога.

Монологическая речь

В этом случае человек ведёт беседу с самим собой. Это может происходить во время определённых профессиональных видов деятельности – лекторы, преподаватели, руководители, ставящие задачи своими подопечными и прочие варианты профессий и ситуаций.

Монологическая речь может быть реализована при помощи речи или письма. Так, лектор, который преподаёт предмет, ведёт устный монолог. А если человек ведёт дневник, то это является письменным монологом.

Диалогическая речь

В этом случае, в процессе принимают участие как минимум два человека или более. И, как и в предыдущем варианте, диалог может быть устным или письменным.

Пример устного диалога – разговор между двумя и более людьми, в котором каждый участник принимает активную роль. Пример письменного диалога – это письма, как в бумажном мире, так и составляемые при помощи электронных средств и передаваемые через интернет.

Исходя из вышесказанного и приведённой классификации, можно сделать вывод, что навыки чтения, говорения, письма и слушания не одинаково развиты у разных людей. То, насколько качественно они сформированы у индивидуума, влияет на все его когнитивные способности. А это, в свою очередь, даёт возможность реализовать себя в профессиональной сфере и приобрести широкий круг друзей.


Редкий человек способен жить без постоянного общения с другими людьми. Например, религиозные отшельники, которые уединяются вдали от грешного и суетного мира, принимая обет молчания, настолько удивительны и непонятны обывателю, что лишь становятся подтверждением универсального социального правила: общение с себе подобными – обязательное и необходимое свойство полноценной жизни.

Все достижения человечества, их накопление и передача следующим поколениям стали возможны благодаря главным видам речевой деятельности: письму, чтению, говорению, слушанию. Вся деятельность людей основана на общении, без него невозможно удовлетворить большинство потребностей. Человек – сугубо социальное существо, а говорение (речь) – главный инструмент, который позволяет владельцу реализовать свои способности, поделиться внутренним миром, понять другого, обменяться мыслями и пожеланиями, найти достойное место в социуме.

Общение людей

Ключевые понятия

Чтобы лучше уяснить важность говорения как вида речевой деятельности, нужно раскрыть несколько ключевых понятий, связанных с этим термином.

Речевая деятельность – это, по сути, материализация определенных мыслей человека, продуктом такого процесса является слово. В процессе речевой деятельности формируется высказывание, целью которого может быть передача информации, общение или воздействие на собеседника.

Продуктивные виды речевой деятельности: письмо, чтение, говорение, слушание (аудирование).

Говорение – основной речевой инструмент, который в неразрывной связи со слушанием помогает людям общаться вербально, то есть посредством слов.

Аудирование — процесс смыслового восприятия услышанных слов и звуков.

Письмо и чтение выполняют те же функции, что и говорение со слушанием, только в их случае информация представляется не в звуковых, а графических знаках.

Невербальные способы общения – коммуникации между людьми посредством жестов, мимики, языком тела, то есть без слов.

Задачи говорения как вида речевой деятельности

Речь играет чрезвычайно важную роль в жизни человека, выполняя ряд связанных между собой задач:

  • Установка контакта и определенных взаимоотношений между индивидуумами.
  • Координация. Без речи весьма сложно наладить эффективную совместную деятельность.
  • Обмен информацией. Все виды говорения позволяют обмениваться знаниями, идеями, желаниями.
  • Обмен эмоциями. С помощью сказанных слов человек делится своими переживаниями: страхом, любовью, гневом.
  • Влияние на других. Речью можно не только делиться собственными чувствами, но и вызывать их в других, оказывать влияние на собеседника, побуждать его к нужным действиям. Например, рассмешить, заставить, запугать, воодушевить.

Воодушевление других

Средства говорения

Основными средствами речи как инструмента общения являются:

  • органы речи и слуха;
  • язык, являющийся совокупностью словесных знаков, жестов, интонаций.

Говорение – это продуктивный вид речевой деятельности, который создается с помощью речевого аппарата, а воспринимается – слуховым аппаратом. Говорящий кодирует информацию в звуковую форму. Слушающий принимает звуки, затем декодирует, анализирует и интерпретирует их. Поэтому собеседники в первую очередь должны понимать язык друг друга, общий язык становится основным двунаправленным механизмом воздействия при общении.

Но говорение не является сухой передачей определенных фактов или обменом вопросами. В устной речи огромное значение имеют невербальные коммуникативные средства, которые не просто показывают эмоциональное состояние говорящего или реакцию слушателя, но и дополняют смысловую нагрузку сказанных слов.

Разговаривающие по телефону люди одновременно анализируют услышанные слова и интонацию, делая выводы на основе совокупного восприятия. Даже глухой человек, который может читать слова по губам, получает ценную дополнительную и весьма полезную информацию, видя мимику собеседника.

Конечно, невербальные средства носят вспомогательный характер, так как не способны передавать сложные идеи и мысли, но без них невозможно представить полноценное общение людей. Язык тела, выражение лица, жестикуляция, особенные интонации, позы, паузы в речи, проявление эмоций делают говорение ярче и информативней, помогают лучше понять собеседника.

Мимика и эмоция

Механизмы

Механизмы говорения как вида речевой деятельности:

  • Мотив. Сначала у человека появляется цель, потребность что-то сказать.
  • Программирование. Мысленно создается основа будущего высказывания.
  • Построение. В сознании происходит процесс, в котором конструируется будущая реплика. Для нее подбирается оптимальная грамматическая форма, подыскиваются нужные звуки, слова, интонация.
  • Говорение. Мысль облекается в произносимые слова.
  • Контроль. Высказанная фраза сканируется в поисках возможных ошибок, оплошности исправляются. В качестве эталонов для сравнения используются языковые нормы и психолингвистические характеристики говорения как вида речевой деятельности. Подобные эталоны человек приобретает стихийно, когда учится говорить, и систематически во время обучения в школе и вузах. Контроль во многом происходит автоматически. Люди обладают чувством родного языка, быстро определяя ошибки на слух.

Классификация видов

Существуют такие виды говорения в качестве устной речи, как монолог, диалог и полилог. Однако полилог, а котором участвует несколько собеседников, по своей сути, является разновидностью диалога, в котором участвуют двое. Эти два вида общения для простоты можно считать тождественными. Также с речью неразрывно связано слушание, с его помощью сказанное воспринимается.

Общение зачастую представляет собой хитросплетение монологической и диалогической форм, но особенности и психологические характеристики говорения как вида речевой деятельности в монологе и диалоге заметно различаются и заслуживают отдельного рассмотрения, особенно при обучении искусству грамотно говорить и вести беседу.

Монолог

При монологе один человек обращается к другому или к группе лиц. Примеры монолога: доклад ученого, лекция педагога, тост, приветственная речь, обвинительный приговор, проповедь. Как правило, говорящий имеет время на подготовку и осмысление речи, точно осознает ее цели, знает место, условия и аудиторию, для которой она произносится. Поэтому по сравнению с диалогом в монологе используются более сложные грамматические и композиционные конструкции, упор делается на стройное логическое построение и последовательное изложение.

  • Однонаправленность. Поток информации идет в одну сторону, от говорящего к слушателям.
  • Непрерывность.
  • Смысловая законченность.
  • Сложный синтаксис.
  • Выразительность и эмоциональность. Оратор наделяет речь нужными ему эмоциональными интонациями, чтобы воздействовать на восприятие слушателей.
  • Развернутое и связное изложение мыслей. В этом плане монологическое говорение и письмо как виды речевой деятельности весьма близки.

Монолог оратора

Диалог

При диалоге общаются двое и более человек. Тут все стороны могут одновременно выступать в качестве оратора и слушателя. Диалогическая форма говорения как вид речевой деятельности осваивается сложнее, чем монолог. Это обусловлено тем, что человек далеко не всегда способен прогнозировать реакцию собеседника, которая может оказаться совершенно неожиданной или полностью отсутствовать.

Диалог очень трудно спланировать и практически невозможно контролировать от начала до конца, как в случае с монологом, где автор сам определяет последовательность и ритм речи, а идеи выражены вереницей логически связанных и законченных предложений. Именно это делает диалог одним из сложнейших видов речи.

Говорение с другими людьми непредсказуемо, в разговоре постоянно приходится учитывать их ответы, жесты, интонации, которые влияют на ход общения и вынуждают корректировать свои высказывания и цели. Чтобы освоить искусство диалога, нужно овладеть рядом социальных навыков: уметь налаживать контакт, проявлять заинтересованность в словах собеседника, соблюдать этикет разговора, уметь задавать грамотные вопросы и правильно считывать интонации, мимику, жесты.

  • Двусторонняя направленность.
  • Спонтанность.
  • Простой синтаксис. Короткие предложения, лаконичные восклицания, сокращения, языковые клише, сленговые выражения, обилие вопросительных, побудительных и восклицательных реплик.
  • Реактивность. Ответы и реакции собеседников во многом определяют ход общения.
  • Ситуативность. Диалог сильно зависит от ситуации, в которой он возник и протекает.
  • Эмоциональность. Чувства и эмоции являются важнейшей характеристикой говорения как вида речевой деятельности. Эмоциональность свойственна обеим формам устной речи, но чаще и глубже проявляется в диалоге. Порой они важнее произносимых слов.

Язык тела

Слушание

Связка слушание — говорение – виды речевой деятельности, которые непрестанно взаимодействуют. Без аудирования устная речь теряет смысл, она уходит в пустоту, остается непринятой и непонятой. Разве что в разговоре человека с самим собой слушание становится избыточным, ведь фразы сразу воспринимаются сознанием в процессе их возникновения.

Во всех остальных случаях монологи и диалоги обретают сущность лишь в присутствии слушателя. Аудирование – мыслительный активный процесс, который направлен на восприятие и смысловую обработку услышанных слов. Слушание проходит в тесном взаимодействии оратора и слушателя, а результатом (продуктом) слушания считается понимание речи говорящего.

Причем желательно не просто понять все воспринятые слова, а постичь и осознать заключенные в них идеи, информацию или смыслы. На основе мысленного анализа слушатель получает и накапливает новые знания, вырабатывает отношение к говорящему и его репликам, формирует ответ.

Умение слушать

Обучение говорению как виду речевой деятельности

Молодым, несведущим родителям может показаться, что их ребенок учится говорить бессистемно и хаотично. Однако этот процесс един для большинства детей, невзирая на их национальность и условия развития. Конечно, многое зависит от способностей малыша, его окружения и усердия родителей, но в целом существует ряд обязательных этапов, через которые проходит ребенок, осваивая родной язык.

В самые первые недели жизни младенец привлекает внимание и выражает свои желания лишь слезами и криком. Так он реагирует на голод, боль или дискомфорт. Но практически сразу малыш начинает распознавать и выделять из общего шума вокруг интонации и тембр голоса окружающих его людей: матери, отца, бабушки. Поэтому нужно больше разговаривать с младенцем, это позволит ему быстрее развить слушание и речь.

Примерно в трехмесячном возрасте ребенок начинает произносить протяжные звуки, таким образом отвечая на реплики окружающих. Он подражает взрослым, повторяет звуки вновь и вновь, пытается имитировать чужую артикуляцию, внимательно изучает реакцию окружающих. Если упрощенно и кратко, говорение как вид речевой деятельности зарождается путем подражания и обратной связи.

После девяти месяцев ребенок проявляет неумное любопытство, он познает бытие вокруг себя, жадно впитывая новые знания. Как правило, обмен информацией между родителями и детьми в этом возрасте происходит по одной схеме: малыш указывает на интересующий предмет, а взрослый называет его, либо инициатива исходит от родителей, которые показывают и называют предметы и явления окружающего мира.

Обучение речи

Одновременно с речью развивается умение воспринимать и пользоваться невербальными средствами в общении: интонациями, жестами, мимикой. Поначалу жесты даже преобладают над говорением в коммуникациях ребенка. Однако затем речь становится главным средством общения.

Это происходит примерно в полтора года, когда у малыша резко увеличивается запас слов, которые он постоянно и уверенно использует. Если характеризовать данный процесс кратко, говорение как вид речевой деятельности начинает развиваться лавинообразно: в полтора года активный лексикон ребенка составляет около 25 слов; в два года – 90 слов; к трем годам – 1000 слов; к шести годам — 10 000 слов. Восприимчивый к новой информации детский мозг способен осваивать по несколько десятков новых слов в день.

Речь становится самым эффективным и удобным инструментом для познания мира, получения новых знаний и общения с окружающими. Малыш на собственном опыте начинает понимать важность и силу слов, с помощью которых он может успешно добиваться своих целей, настаивать на собственных желаниях, управлять поведением других.

Дальнейшее развитие говорения

Ребенок, освоивший родной язык, приобретает могущественный и прекрасный инструмент, которым он еще не умеет вполне пользоваться. Обучение начинается со школы, где с первых уроков ученики знакомятся с языком на неведомом для них доселе уровне.

Он предстает как сложная и многогранная система знаков, подчиняющая целому своду грамматических и социальных законов. Понимание этих законов не только лежит в основе грамотного чтения, письма и говорения как средств речевой деятельности, но и открывает путь к бесконечным знаниям, которые создало и накопило человечество.

В начальных классах формируют самые элементарные, но при этом фундаментальные умения: произносительные, грамматические и лексические навыки, правильное аудирование. Учителя знакомят подопечных с новыми звуками, словами, интонемами. Причем ученики не просто повторяют новый материал, как годовалый малыш повторяет за взрослым, а учатся мыслить аналитически.

Когда начальные навыки освоены и накоплены в достаточном объеме, учителя переходят к более сложным видам говорения: небольшим монологам и диалогам. И опять они приобретаются учениками постепенно, обучение идет по пути от легкого к сложному, от подготовленной речи к неподготовленной, продуктивной.

Поначалу учащиеся осваивают репродуктивную речь, то есть читают или заучивают чужие тексты. В работе с подготовленной речью практически нет творчества говорящего, он не выбирает самостоятельно слова, оформление текста, его содержание, логику и последовательность изложения. В данном случае преследуется иная цель: произнося заученный текст, ученик на практике применяет и комбинирует приобретенные ранее навыки и речевые единицы.

Понемногу в процессе обучению важное место начинает занимать продуктивная речь. Учащийся пробует говорить без предварительной подготовки. Он учится самостоятельному речевому творчеству: умению вести беседу, задавать вопросы, описывать свои мысли или сложные идеи, воспринимать услышанное, реагировать и анализировать его. По сути, ребенок овладевает искусством полноценного монолога и диалога.

Безусловно, процесс обучения говорению и его развитие не ограничивается школьной порой. Многие продолжают учиться этому в вузах, еще больше людей занимаются самосовершенствованием, понимая социальную и практическую важность речи. Ведь говорение пронизывает все существование человека, влияет на все сферы его деятельности.

Важно помнить, что грамотные и разумные навыки общения и его основные речевые средства определяют качество жизни, позволяют развивать интеллект и накапливать знания, помогают найти дружбу и любовь, построить семью и продолжить свой род, поделиться собственным духовным миром и познать других, достичь карьерных высот и реализоваться как личность.

Читайте также: