Какой урок жестокости преподнесли взрослые детям в рассказе чехова событие сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока: Дальнейшее знакомство с творчеством Чехова через неюмористические рассказы; закрепление теоретических сведений о художественной детали, умение при анализе художественного текста находить детали; знакомство с искусством психологического анализа в рассказах; воспитание сочувствия, жалости, сострадания к несчастным судьбам героев и чуткости к людям.

Оформление кабинета: Портреты Чехова А.П., иллюстрации к рассказам писателя, выставка книг писателя, уголок интерьера для инсценировок по рассказам.

А.П.Чехов в 1888 году писал: ''Все, мною написанное, забудется через пять-десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга…''

Почему же Чехова не забыли, как вы думаете?

В 2010 году празднуется юбилей великого русского писателя. Родился он в далеком 1860 году. 150 лет со дня рождения писателя – замечательный повод в который раз заинтересоваться его творчеством.

Художник Конст. Коровин вспоминал: ''Он был красавец. У него было лицо со смеющимися добрыми глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас же вслед опускал голову и улыбался какой-то особенной кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особенное к нему доверие – от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты… Несмотря на его молодость, даже юность, в нем уже тогда чувствовался какой-то добрый дед, к которому хотелось бы прийти и спросить о правде, спросить о горе и поверить ему что-то самое важное, что есть у каждого глубоко на дне души…''

''В детстве у меня не было детства''. Характер у отца был тяжелый, деспотический, лаской детей он не баловал. С малых лет им приходилось трудиться. Да и потом Антон Чехов, сам еще гимназист, оставшись доучиваться в Таганроге, когда вся семья переедет в Москву, будет себя содержать и помогать родным, зарабатывая на жизнь самостоятельно.

Видимо детские впечатлении были столь глубокими и сильными, что из Чехова получился замечательный детский писатель.

Однако сегодня свой урок мы посвятим его рассказам о детях, а точнее теме непонимания взрослыми детей.

Каждый из нас был ребенком, а вы сейчас еще дети. И, конечно, любому приходилось сталкиваться с подобным непониманием.

Вопросы воспитания детей глубоко волновали Чехова. Во многих рассказах он раскрывает свои воззрения на современное воспитание, порицая родителей, учителей, взрослых людей, безразличных к детям, к их интересам, особенностях психики.

(ребенка впервые вывели гулять далеко от знакомого и понятного дома, в большой мир, удивительный, непонятный и нередко даже страшный)

Какой он, мир Гриши?

(его детская комната, мама, нянька, кошка и игрушки)

Какие открытия принесла прогулка малышу?

Понимают ли взрослые (нянька, чужие дяди и тети, мама) Гришу? В чем это выражается?

(грубо хватая; хлопая его по руке и вырывая апельсин. — Дурак!; морщится, кашляет… кухарка глядит на него и смеется, ложка касторки от мамы…)

Почувствовали ли вы иронию на страницах рассказа? В чем она проявляется?

(непонятно зачем нужный папа, темное пятно на ковре, кошка похожа на папину шубу, но с глазами…)

Рассказ "Событие" посвящен двум ребятишкам, Нине и Ване.

Какое же событие случилось в доме?

Насколько важным оно стало в жизни брата и сестры и важно ли оно для взрослых в семье?

Рассказ построен на приеме контраста, на противопоставлении. Назовите примеры контраста в тексте .

(Дети просыпаются ранним солнечным утром – но сердитые, и нянька называет их бесстыдниками, использует неласковые слова, обращаясь к ним. Рождение котят - для детей событие с большой буквы, но взрослые (отец) не только не рады, но отец требуют выбросить котят в помойку. Гибель котят в пасти собаки – трагедия для детей, но реакция взрослых отсутствует вовсе, а Степан рассказал об этом, смеясь… )

Можно ли говорить, что игра детей с котятами была жестокой? А что говорит об этом автор, звучит ли его мнение в рассказе?

Как вам кажется, будет ли в дальнейшем в этой семье атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения? Можно ли считать событие, произошедшее в доме, шагом к отчуждению детей и родителей? Как бы поступили вы на месте родителей Вани и Нины?

О чем этот рассказ, какое событие положено в основу повествования?

(Друг мамы Алеши приходит к ним в дом, когда женщины нет дома. Впервые гость со вниманием относится к мальчику, которого прежде не замечал. Казалось бы, это хорошо, но некоторые откровения ребенка Николай Ильич Беляев, несмотря на данное обещание, использует в своих корыстных целях. Это становится шоком для обманутого мальчика.)

Давайте познакомимся с героями рассказа. Как выглядит и как ведет себя Николай Ильич Беляев в разговоре с Алешей? Интересен ли ему сам мальчик или он разговаривает с ним, преследуя свои цели? Какие?

Познакомимся с Алешей. Какого он возраста, как выглядит, чем живет?

Какие черты Алеши наиболее очевидно проявляются в непродолжительном диалоге с Беляевым?

(добрый, не умеет лгать, очень любит отца и маму, доверчивый и наивный, искренний, непосредственный, отзывчивый на внимание и ласку, пытается рассуждать, подражая взрослым…)

(предательство со стороны взрослого, которому ребенок рассказал свой секрет, страшное разочарование во взрослом, которое приведет к недоверию, скептицизму)

Выводы: мир ребенка чистый и нетронутый. Но взрослые сами приобщают детей ко лжи: мама не разрешает видеться с папой, но дети его любят и должны с ним видеться; Беляев вероломно вторгается в душу Алеши, притворяясь добрым и ласковым, но, выведав нужный секрет, тотчас забывает о мальчике и его душевных переживаниях. Между душой Алеши и душой Николая Ильича Беляева бездна непонимания. К чему может привести такой опыт и такая житейская мелочь, случившиеся в жизни Алеши? Он может стать никому не верящим скептиком. А жить, никому не доверяя, очень невозможно.

Кто такой Ванька Жуков?

Давайте выстроим причинно-временную последовательность событий, описанных в рассказе. (фабула)

Откуда же вы узнали о жизни Ваньки, ведь в своем письме дедушке он не стал бы этого писать?

(Из письма - о настоящей жизни.От автора - о прошлой.Из воспоминаний - о прошлой)

Что худого в жизни Ваньки, о чем он пишет деду?

(Несчастное голодное житье, хозяева обижают и подмастерья, городская спешка и равнодушие к людям)

Где жизнь хорошая по представлению Ваньки, что в ней хорошего?

(Жизнь в прошлом и надежда на будущее.)

Обратимся к автору, какими средствами он пользуется, чтобы нам, читателям, Ванькино житье в деревне показалось замечательным?

(Живое описание природы, собак со свойственным каждой своим характером, дед, добрая барыня.)

Можете ли вы вообразить, как выглядит Ванька, как он говорит? Благодаря чему это возможно сделать?

Речевая характеристика: деревенское просторечие. В финале рассказа можно улыбнуться, ситуация и комическая, и трагическая одновременно. Почему? Письмо не дойдет, но Ванька надеется, и это хорошо, дед помочь не сможет, барыне до Ваньки нет дела.

Инсценировка по рассказу.

Рассказ ''Спать хочется''

Другой рассказ ''Спать хочется'' тоже о детях.

1.Можно ли сравнивать этот рассказ с ''Ванькой''?

2.Что общего в этих рассказах?

(Варька, как и Ванька, может лишь вспоминать прошлую жизнь, но в отличие от Ваньки, ее воспоминания безрадостные.)

4.Что измучило девочку? Как удалось Чехову показать ее состояние?

(В ее полусознании путается настоящая и прошлая жизн).

5. Какова роль художественной детали?

(Зеленое пятно – самое яркое впечатление внешнего в затуманенном сознании девочки, приводит к тому, что читателю становится все понятнее ее кошмарное состояние и трагический финал рассказа).

Как вы отреагировали на убийство Варькой ребенка? Осуждаете ли вы ее? Можно ли ее обвинять?

Вывод: в отличие от Ваньки она совсем не ждет помощи -неоткуда. Доведенная до невменяемого состояния не справляется с кошмаром. Убийство ребенка – это страшно, но внимание читателя писатель приковывает не к убийству как поступку, а к внутреннему состоянию девочки (психологизм).

Хочется вам рассказать, что через два года после выхода рассказа ''Спать хочется'' в газетной заметке сообщалось о разборе Костромским судом в Галиче двух дел, одно из которых подобно Варькиной истории. Какие выводы можно сделать?

Ученики делают вывод, что писатель выбирает самые настоящие, жизненные сюжеты для своих произведений.

Можно ли сказать, что в конце рассказов Чехова происходит развязка? Наверное, нет, не развязка, а скорее, начало пока еще неясного нового отрезка пути. Финалы рассказов открыты в жизнь.

Говоря о двух последних рассказах, мы поднимаем скорее не тему непонимания, а тему жестокости по отношению к детям. То, как относятся взрослые к Ваньке и Варьке, можно назвать истязанием и физическим и психическим насилием. Рассказы Чехова о детях, лишенных детства, оказали большое влияние на развитие общественного сознания конца XIX века. Созданные в духе прогрессивных традиций критического реализма, они с предельной остротой ставили вопрос о несправедливости социального неравенства, об ответственности общества перед самым молодым его поколением

А. П. Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки.

Дети в произведениях Чехова – выразители высоких принципов морали, человечности, противостоящих установившимся шаблонам житейского поведения, обязательными предрассудками.

Всё то мелкое, ненужное, оскорбительное для человека, к чему притерпелись взрослые люди, в чем они видят привычную и неизбежную форму жизни и отношений между людьми, становится странным и ненатуральным для маленького человека.

Время невозможно остановить, и все дети вырастают, из них получаются взрослые, у которых появляются свои дети. Будете ли вы понимать их? Интересен ли станет вам их внутренний мир? Какими взрослыми будете вы, покажет время. Хотелось бы, ребята, чтобы вы вынесли сегодня для себя правильный урок.

Вопросы и задания к уроку литературы:

Какой он, мир Гриши?

Какие открытия принесла прогулка малышу?

Понимают ли взрослые (нянька, чужие дяди и тети, мама) Гришу? В чем это выражается?

Почувствовали ли вы иронию на страницах рассказа? В чем она проявляется?

Рассказ "Событие"

Какое же событие случилось в доме?

Насколько важным оно стало в жизни брата и сестры и важно ли оно для взрослых в семье?

Рассказ построен на приеме контраста, на противопоставлении. Назовите примеры контраста в тексте.

Можно ли говорить, что игра детей с котятами была жестокой? А что говорит об этом автор, звучит ли его мнение в рассказе?

Как вам кажется, будет ли в дальнейшем в этой семье атмосфера взаимопонимания и взаимоуважения? Можно ли считать событие, произошедшее в доме, шагом к отчуждению детей и родителей? Как бы поступили вы на месте родителей Вани и Нины?

О чем этот рассказ, какое событие положено в основу повествования?

Как выглядит и как ведет себя Николай Ильич Беляев в разговоре с Алешей? Интересен ли ему сам мальчик или он разговаривает с ним, преследуя свои цели? Какие?

Познакомимся с Алешей. Какого он возраста, как выглядит, чем живет?

Какие черты Алеши наиболее очевидно проявляются в непродолжительном диалоге с Беляевым?

Кто такой Ванька Жуков?

Давайте выстроим причинно-временную последовательность событий, описанных в рассказе. (фабула)

Откуда же вы узнали о жизни Ваньки, ведь в своем письме дедушке он не стал бы этого писать?

Что худого в жизни Ваньки, о чем он пишет деду?

Где жизнь хорошая по представлению Ваньки, что в ней хорошего?

Обратимся к автору, какими средствами он пользуется, чтобы нам, читателям, Ванькино житье в деревне показалось замечательным?

Можете ли вы вообразить, как выглядит Ванька, как он говорит? Благодаря чему это возможно сделать?

Рассказ ''Спать хочется''

1. Можно ли сравнивать этот рассказ с ''Ванькой''?

2. Что общего в этих рассказах?

3. Что отличается?

4. Что измучило девочку? Как удалось Чехову показать ее состояние?

5. Какова роль художественной детали?

Как вы отреагировали на убийство Варькой ребенка? Осуждаете ли вы ее? Можно ли ее обвинять?


Полный текст материала Урок литературы "Тема непонимания в рассказах А. Чехова о детях" 6-7 кл. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

В рассказе А.П. Чехова "Событие" главные герои — шестилетний мальчик Ваня и его четырёхлетняя сестрёнка Нина. Они очень радуются, когда кошка приносит котят — для них это настоящее событие, в трёх слепых комочках для них заключается весь мир. Они ни на минуту не отходят от котят, плачут и капризничают, если им запрещают видеть питомцев. Восторг и заинтересованность детей объясняется их возрастом: они ещё очень маленькие и потому наивные, добрые, впечатлительные. Их наивность объясняет то, что отцом котят они сначала делают игрушечную лошадь, а потом хотят видеть в этой роли огромного пса Неро — "ведь он живой". Когда собака съедает котят, дети долго не могут уснуть и плачут, в отличие от взрослых, которые не обращают на "преступление" пса никакого внимания и продолжают смеяться и вести себя как обычно. Для детей это становится настоящей трагедией, первым серьёзным жизненным испытанием: наивные и добродушные, они сталкиваются с суровыми реалиями жизни.

"Вечером приходит дядя Петя, приходит не один, а вместе с Неро, большим черным псом. Все садятся за стол пить чай, но в этот момент Степан, лакей в доме, со смехом объявляет, что Нера котят съела. Нина и Ваня бледнеют и с ужасом глядят на Степана. Детям кажется, что все люди в доме всполошатся и набросятся на злодея Неро. Но они сидят спокойно на своих местах и смеются. Обеспокоена одна только кошка. Вытянув свой хвост, она подозрительно поглядывает на детей и жалобно мяукает"

1
Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича.

Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги.

Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего хорошего.

Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала.

Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи.

Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку, и слезы потекли по ее лицу.

В предложенном тексте рассматривается проблема чрезмерной строгости в воспитании. Что важно учитывать при воспитании ребёнка? Хороша ли чрезмерная строгость в данном процессе? Каковы последствия чрезмерно строгого воспитания? Именно над этими вопросами размышляет А. П. Чехов.

Раскрывая проблему, автор повествует нам о своем дядюшке Петре Демьяныче, преподавателе латинского языка.

Обнаружив, что переплет его синтаксиса заметно пострадал от мышей, он пытается научить маленького котёнка их ловить. Ещё совсем незрелый малыш, только познающий этот мир, оказывается под влиянием образовательного напора дядюшки. Разумеется, котёнок не просто ничего не понимает, он убегает от страха и забивается в угол. Так продолжалось ещё несколько раз, пока дядюшка наконец не вышел из себя и не швырнул его от злости куда подальше. Казалось бы, нужно подождать, котёнок вырастет и станет настоящим защитником дом. Однако, используя прием контраста, автор показывает, к чему привели методы Петра Демьяныча. Его чрезмерная строгость настолько вросла в голову беззащитному созданию, что при следующем появлении мыши уже взрослый кот точно так же пустился в бегство. Рассказчик связывает этот случай с тем, как дядюшка обучал его латинскому языку. Обучал так, что теперь при виде произведения классической древности, автор, подобно коту, бежит куда подальше. Так А. П. Чехов подводит нас к выводу о том, хороша ли излишняя строгость в воспитании.


Я не могу не согласиться с позицией автора. Действительно, воспитание и образование человека не должно осуществляться насильственно и упрямо. Заставляя другого без его желания чему-либо обучаться, невозможно ничего добиться, кроме ненависти к объекту обучения.

Итак, вновь и вновь мы убеждаемся, что упертое напористое обучение никогда не приведет ни к чему хорошему, только лишь сформирует ненависть к объекту изучения. Важно грамотно и ответственно подходить к процессу воспитания и не переусердствовать со строгостью.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: