Какой огромный какой оригинальный сюжет вся русь явится в нем сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Говорят, в ночь перед Рождеством происходят всякие фантастические события, исполняются заветные желания, становятся реальностью чудеса и сказки. Вот почему в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" так тесно переплетены быт, привычная людям жизнь и сказка, волшебство.

Казалось бы, что сказочного может быть в обычной занесенной метелью украинской деревеньке? Однако же оказывается, что "многоуважаемая" многими жителями села Солоха, мать кузнеца Вакулы, — ведьма. А козак Пацюк — бывший запорожец — умеет есть вареники, даже не прибегая к помощи рук: они сами, окунаясь в сметану, прыгают ему в рот. И это только начало. Стремясь воспользоваться последней перед Рождеством возможностью навредить добрым и честным людям, сам черт, хитрый, воровитый и нахальный, явился к жителям Диканьки.

Для начала он, ни много, ни мало, украл с неба месяц, потому что темные делишки гораздо лучше удаются именно мрачной, беспросветной ночью. Однако не удалось разгуляться нечистой силе, ведь за черта взялся сам кузнец Вакула! И пришлось чертяке, отрабатывая собственные грехи, возить кузнеца на шее то в Петербург, на прием к самой царице, то обратно в деревню.

Вот какие веселые и часто непредсказуемые события ожидают читателя, взявшегося за удивительную повесть Н. В. Гоголя. Розыгрыши и народные песни, приключения и любовь, сказка и быт украинского села никому не дадут заскучать, если вы перелистаете книжные страницы.

Близкие по названию сочинения:

  • 1. Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством"
  • 2. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (1 вариант)
  • 3. Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством") (2 вариант)
  • 4. Сказочное в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"
  • 5. Соединение реального и сказочного в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед рождеством" (2 вариант)
  • 6. Юмор в повести Н. В. Гоголя "Ночь перед Рождеством"

Смотрите также:

УкрЛіб — скорочення від Ukrainian Library (українська бібліотека). Метою створення цього сайту було зробити українську літературу доступною для всіх, хто бажає її читати.

УкрЛіб © 2000 — 2022, Євген Васильєв
При використанні матеріалів сайту, посилання на УкрЛіб обов'язкове.

Живой журнал

Пушкин и Гоголь. Фрагмент памятника Тысячелетию России

Пушкин и Гоголь. Фрагмент памятника Тысячелетию России в Великом Новгороде.
Скульптор. И.Н. Шредер

Осенью 1839 года Гоголь вернулся в Россию и прочитал несколько глав в Москве у С.Т. Аксакова, с семьёй которого в это время подружился. Друзьям понравилось услышанное, они дали писателю несколько советов, и он внёс в рукопись необходимые поправки и изменения. В 1840 году в Италии Гоголь неоднократно переписывал текст поэмы, продолжая напряжённо работать над композицией и образами героев, лирическими отступлениями. Осенью 1841 года писатель вновь вернулся в Москву и прочитал друзьям остальные пять глав первой книги. На этот раз они заметили, что в поэме показаны только отрицательные стороны русской жизни. Прислушавшись к их мнению, Гоголь сделал важные вставки в уже переписанный том.

Работая над произведением, сюжет которого подсказал Пушкин, Гоголь определил объем его: “Вся Русь явится в ней”. Писатель назвал свое произведение поэмой не случайно. Во-первых, образцом воплощения задуманного сюжета по­служила поэма “Божественная комедия” Данте.

Это опреде­лило трехчастную композицию поэмы. Как Данте показал все круги, которые проходит поэт с тенью Вергилия, так и Го­голь задумал показать круги, уготованные России. Три тома “Мертвых душ” должны были соответствовать трем частям “Божественной комедии”.

том отражал бы ад совре­менной российской действительности, во втором были бы введены положительные образы и герой проходил бы через чистилище, третий предполагал достижение гармонии чело­века и общества – рай.

Во-вторых, Гоголь создает собирательный образ Родины. Это и есть главный герой “Мертвых душ”. С образом России связано “высокое лирическое движение”.

Как в эпических поэмах Гоме­ра, в “Мертвых душах” рисуется широкая картина русской дей­ствительности.

В “Мертвых душах” большое место занимают лирические от­ступления и вставные эпизоды, что характерно

Все части поэмы объединены мотивом путешествия Чичико­ва в поисках “мертвых душ”. Само название поэмы, имея реаль­ную основу (мертвыми душами называли крестьян, которые по официальным документам числились живыми, но в период ме­жду переписью умерли), носит метафорический характер. “Мерт­вые души” – это чиновники, помещики, составляющие без­душный мир крепостнической России. Одного за другим рисует писатель помещиков, используя один и тот же принцип построе­ния каждой “портретной” главы. Сначала Чичиков видит усадь­бу, состояние хозяйства, господский дом и его интерьер, потом следует портрет и характеристика помещика и, наконец, его реакция на предложение Чичикова купить “мертвые души”.

Га­лерея помещиков построена по принципу разоблачающей гра­дации – нарастания расчеловечивающих, омертвляющих душу признаков. “Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого”: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюш­кин. Все эти персонажи не развиваются, а предстают как ре­зультат – ведь это “мертвые души”, а развиваться может только живое.

В изображении помещиков Гоголь сочетает общее, типичное и индивидуальное, причем акцент делается на типических чер­тах персонажей. Писатель подчеркивает, что Манилов принад­лежит к “роду людей”, каких “много по земле”; Ноздрев “везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане”; “сестру Коробочки можно встретить и в аристократическом до­ме, а иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка”.

Гоголь, рисуя портреты и характеры своих героев, в каждом особо подчеркивает какую-то черту внешнего облика и поведе­ния, которая раскрывает внутреннее содержание. Черты лица Манилова “были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару”. Ко­робочка – чистенькая, аккуратная, и все у нее в ящичках, шка­тулочках да коробочках.

Собакевич похож на “средней величи­ны медведя”, и каждый предмет е его доме напоминает хозяина. Плюшкин уже настолько расчеловечен, что потерял даже при­знаки пола: Чичиков долго не мог понять, кто перед ним – “баба или мужик”. Плюшкин – высшая степень деградации, “про­реха на человечестве”.

Рисуя галерею образов помещиков, Гоголь показал их духов­ную пустоту, пошлость, оскудение. Заключив в индивидуаль­ные характеры типичные признаки вырождающегося поместно­го дворянства, писатель создал типы, в которых отразились и общечеловеческие пороки. Образы приобрели нарицательный смысл.

Манилов – воплощение праздного мечтателя, прожекте­ра, не способного ни на какую деятельность; Ноздрев – лгуна и хвастуна; Плюшкин – скряги.

К галерее помещиков примыкают и губернские чиновники – тоже “мертвые души”, а тема крепостничества смыкается с те­мой бюрократии и чиновничьего произвола.

Губернских чиновников Гоголь изображает сатирически. В начале поэмы писатель рассуждает о тонких и толстых чиновни­ках и показывает, что чиновник – это тот же помещик-крепост­ник: “Наконец толстый, послуживши богу и государю… остав­ляет службу… и делается помещиком, славным русским бари­ном…” Неудивительно, что суть чиновников та же, что и поме­щиков, – накопительство, взяточничество, обогащение любой ценой.

Чиновники вместо государственных интересов блюдут личные. Они грабят и государство, и просителей и единодушны в стрем­лении пожить за счет “нежно любимого ими Отечества”. Без взят­ки к чиновнику уже не подойдешь. Председатель палаты преду­преждает Чичикова: “… чиновным вы никому не давайте ниче­го…

Приятели мои не должны платить”.

Губернское чиновничество – это люди “более или менее про­свещенные: кто читал Карамзина, кто “Московские ведомости”, Кто даже и совсем ничего не читал”. Им чуждо понятие долга и чести. В их обществе процветает “подлость, совершенно беско­рыстная, чистая подлость”.

Чиновники ведут праздную жизнь, злоупотребляют своей властью. Во время сделки с Собакевичем потребовались сви­детели. “Пошлите теперь же к прокурору, – говорит Собаке­вич. – Он человек праздный и, верно, сидит дома: за него все делает стряпчий Золотуха, первейший хапуга в мире. Инспек­тор врачебной управы, он также человек праздный и, верно, дома, если не поехал куда-нибудь играть в карты”.

Губернатор вышивание кошельков бисером ценит гораздо выше службы.

Гоголь зло и едко рисует портрет правителя канцелярии. Сре­ди своих подчиненных он – “Прометей, решительный Проме­тей. а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку!”

Писатель создает групповой портрет чиновничества, не де­лая между ними различия. Произвол творят не только чиновни­ки, но и само правительство. В “Повести о капитане Копейкине” Гоголь завершает характеристику чиновничества образом без­душного сановника, который не только не помог инвалиду Оте­чественной войны 1812 г., но и выгнал его из города. Губерн­ское чиновничество точно охарактеризовано Собакевичем:

“Это все мошенники… мошенник на мошеннике сидит и мо­шенником погоняет”.

Представителем чиновничества является и Чичиков. Это “ры­царь копейки”, с детства учившийся “делать приращения” к своему капиталу. Став чиновником, он стремится любыми средствами достичь богатства.

Жажда наживы, неразборчивость в выборе средств, моральная нечистоплотность – качества, характеризую­щие Чичикова и отражающие типичные черты чиновничества в целом.

Чичиков – аферист, натура необыкновенно деятельная. Он смело вторгается в жизнь, ищет любые способы обогащения. Он делец и хищник, плут и приспособленец.

Во имя достижения цели Чичиков способен на любое мошенничество.

Но Гоголь подчеркивает, что внешне это весьма благопри­стойный человек. Он хороший психолог, умеет угадать слабые струны в человеке и сыграть на них.

Он, как хамелеон, постоянно меняет свой облик и поведение, приспосабливаясь к тому, с кем разговаривает. Недаром и внеш­ний облик его какой-то неопределенный, текучий. “В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтобы слишком молод”.

Гоголь подчеркивает, что в Чичикове нет ничего необыкновенного. Он – закономерное порождение общества, в котором практическая сметка и целенаправленная энергия – замечатель­ные качества человека – получают искаженную, ложную на­правленность, и человек превращается в подлеца.

По словам самого Гоголя, он дерзнул отобразить современ­ные ему “раздробленные, повседневные характеры”, очертил “в такой силе пошлость пошлого человека, чтобы вся та ме­лочь, которая ускользает от глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем”.

В этой статье представлена история создания поэмы "Мертвые души": творческая история, интересные факты о поэме, замысле и т.д.

Смотрите:
- Краткое содержание поэмы
- Все материалы по поэме "Мертвые души"


История создания поэмы "Мертвые души" Гоголя: творческая история, замысел

Замысел поэмы

После создания комедии "Ревизор" Гоголь чувствует потребность написать серьезное сочинение. В 1835 году А. С. Пушкин предлагает Гоголю любопытный сюжет (сюжет будущих "Мертвых душ"). Гоголю нравится эта идея, и он с энтузиазмом приступает к работе:

Вскоре после первого постановки "Ревизора" он едет за границу, где и протекает основная работа над "Мертвыми душами". Из Парижа Гоголь пишет Жуковскому следующее:

". Если бы вы знали, с какою радостью я бросил Швейцарию и полетел в мою душеньку, в мою красавицу Италию! Я весел. Душа моя светла. Тружусь и спешу всеми силами совершить труд мой. " (письмо Н. В. Гоголя к В. А. Жуковскому, 30 октября 1837 г.)

В 1839 году Гоголь завершает работу над черновиком "Мертвых душ". По мнению ученых, черновой вариант поэмы Гоголь завершает к осени 1839 года. С этого момента начинается "отделка" текста.

Возвращение в Россию и первые чтения (1839 г.)

Осенью 1839 года Гоголь возвращается из-за границы в Петербург. Он читает первые четыре главы "Мертвых душ" своим знакомым: Прокоповичу, Анненкову и др.:

Затем в начале 1840 года Гоголь читает шесть глав поэмы в доме у Аксаковых в Москве. Одновременно с этим писатель продолжает работу над текстом.


Правка текста за границей (1840 г.)

Летом 1840 года Гоголь снова уезжает за границу. В декабре 1840 года, после болезни, он приступает к "очистке" первого тома "Мертвых душ":

Весной и летом 1841 года в Риме Гоголь работает над окончательной версией рукописи.


Прохождение цензуры (1841-1842 гг.)

В октябре 1841 года Гоголь приезжает в Москву с готовой рукописью "Мертвых душ". Он отдает рукопись на проверку в московский цензурный комитет.

Цензоров возмущает называние поэмы и другие детали. Гоголь предчувствует, что поэму могут запретить. Судя по всему, он решает не дожидаться официального запрета и сам забирает рукопись из цензуры:

". Удар для меня никак неожиданный: запрещают всю рукопись. наконец дело кончилось тем, что рукопись объявлена запрещенною, хотя комитет только прочел три или четыре места. " (Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, Москва, 7 января 1842 г.)

Гоголь передает рукопись "Мертвых душ" цензорам в Петербург. Он надеется, что петербургские цензоры пропустят поэму. Тем временем Гоголь испытывает трудности с деньгами и едва сводит концы с концами:


Разрешение на печать (1842 г.)

Наконец 9 марта 1842 г. петербургский цензор А. В. Никитенко подписывает цензурное разрешение на печать "Мертвых Душ". Гоголь получает рукопись с цензурными правками.

По требованию цензуры название поэмы изменяется - с "Мертвых душ" на "Похождения Чичикова, или Мертвые души". Также к печати не допускается "Повесть о капитане Копейкине":

". Милостивый государь, Николай Васильевич! Сочинение это, как вы видите, прошло цензуру благополучно. Совершенно невозможным к пропуску оказался эпизод Копейкина. Места, которые исключила цензура или принуждена была заменить своими, вы, вероятно, исправили бы сами так, что и сено было бы цело и козы сыты. " (А. В. Никитенко — Н. В. Гоголю, 1 апреля 1842 г.)

Публикация "Мертвых душ" (1842 г.)

Получив на руки рукопись 5 апреля 1842 года, Гоголь приступает к публикации. В это время он переделывает забракованную "Повесть о капитане Копейкине", посылает ее еще раз на цензуру и получает разрешение.

21 мая 1842 года типография выпускает первые экземпляры "Мертвых душ". Опубликовав поэму, Гоголь вскоре снова уезжает за границу.


Работа над вторым томом

По мнению исследователей, к 1842 году у Гоголя уже имеется много материала из второго тома "Мертвых душ". Однако в 1845 году писатель неожиданно сжигает этот материал.

К 1849 году Гоголь создает новую версию второго тома "Мертвых душ". В 1849-1851 году Гоголь читает близким друзьям главы из второго тома. Но вскоре его посещают сомнения в том, стоит ли это печатать:

". Гоголь сказал, что он не будет печатать второго тома, что в нем все никуда не годится и что надо все переделать. " (С. Т. Аксаков - С. П. Шевыреву, 1852 г.)

В ночь на 12 февраля 1852 года Гоголь сжигает рукопись второго тома "Мертвых душ". Это случается за семь дней до его смерти.

В 1855 году, уже после смерти Гоголя, его племянник Н. Трушковский публикует уцелевшие главы второго тома "Мертвых душ".

Таким образом, работа Гоголя над поэмой "Мертвые души" продолжается 17 лет - с 1835 по 1852 год. Плод многолетних трудов, поэма "Мертвые души" считается главным творением Гоголя, а также шедевром русской литературы XIX века.

Это были материалы об истории создания поэмы "Мертвые души" Гоголя: творческая история произведения, интересные факты о поэме, замысле и т.д.

Образ Руси в поэме стоит наравне с ключевыми образами: Чичиковым, Маниловым, Собакевичем, Коробочкой, Плюшкиным. Можно даже сказать, что все портреты помещиков также играют на создание полной картины русской жизни с ее бытом.

С самых первых строк поэмы показан быт обычных губернских городов, которые и составляли большую часть нашей страны. Н.В. Гоголя в большей степени интересуют не окрестные пейзажи, им как раз внимание уделяется в последнюю очередь. Образ Руси он создает через портреты людей, ее населяющих. В самых первых строках мы видим жуликоватого хозяина трактира, его важного слугу, смотрим на других жителей.

Для Гоголя — символом необъятной Руси является бесконечная дорога, путь. Деревни на пути Чичикова сменяют друг друга одна за другой, но помещичий быт остается неизменным. Деревенька с деревянными избами, вокруг бескрайние поля, чуть в стороне, обычно на холме помещичий дом. Все это мы бы увидели, если бы оказались в России времен Гоголя, причем в любой ее точке. Постепенная дергадация помещиков, встречающихся Чичикову словно показывает, по какому пути движется Русь и куда придет, если ничего не изменится.

В одиннадцатой части поэмы содержится лирическое отступление, в котором автор сравнивает Русь с тройкой. Описывает этого простого мужика-кучера, который сидит непонятно на чем, но залихватски свистит, затягивает песню и лошади мчат неизвестно куда. В этом, по мнению автора вся Россия. С ее незамысловатостью, простотой, отсутствием блеска и пафоса, но неукротимой силой духа. Сила Руси именно в ее простоте. Словно на неукротимых конях несется она, являя собой силу, с которой нельзя не считаться. Но куда ведет этот путь? Ответа никто не знает.

Помимо русского духа, писатель настолько точно описывает русский быт XIX века, что можно говорить об энциклопедичности. Здесь повсеместная бедность, разбитые дороги, сбежавшие крестьяне, не желающие терпеть угнетателей-помещиков.

Можно сказать, что Н.В. Гоголь в поэме написал портрет Руси без прикрас, но именно из-за своей реалистичности он и трогает душу, вызывая в ней истинный патриотизм, когда свою родную землю принимаешь и любишь со всеми ее недостатками.

2 вариант

Писатель в поэме "Мёртвые души" смог полностью и правдиво изобразить эпоху крепостничества в стране. Русь в поэме Николая Васильевича Гоголя является одним из ключевых образов, раскрывающих суть и замысел произведения. Картину того времени дополняют и передают персонажи: Чичиков, Манилов, Собакевич, Коробочка, Плюшкин, крестьяне. Многообразие характеров помещиков и пейзажей позволяют читателю окунуться в то время, посмотреть на мир глазами человека, живущего в ту эпоху. Автор уделяет внимание не столько пейзажам, сколько описанию помещиков, их быта, характеров и нравов.

Всю необъятность земли русской Н.В.Гоголь передаёт с помощью дороги, по которой едет Чичиков. Путь Павла Ивановича, занимающегося скупкой "мёртвых душ", долог. Читатель может без каких-либо проблем заметить, что быт помещиков, которых посещает Чичиков, во многом схож: деревянные избы, бескрайние поля, помещичий дом и пассивный образ жизни самих хозяев. Этим автор хочет сказать, что путь, по которому тогда двигалась Русь, приводит к упадку нравственности и деградации личности. Ведь кому как не помещикам нужно развиваться, стремиться улучшать хозяйство и быт своих крестьян?

Быт русского народа занимает далеко не последнее место в описании образа Руси. У одного помещика крестьяне живут бедно (даже на пороге нищеты), у другого - чуть лучше. Практически везде, где проезжал Павел Иванович, разбитые дороги, которые превратились уже в грязь. В этом вся Русь, по мнению автора: деградирующие помещики, угнетаемые крестьяне, застой в развитии хозяйств, нежелание что-либо менять.

Однако Николай Васильевич верит, что рано или поздно Русь пойдёт по правильному пути. Именно для этого и создавалось это произведение. Автор хотел показать читателям, к чему приводит лень, жадность и праздная жизнь "верхушки власти". Пока простые люди трудятся, помещики лишь пожинают плоды их труда. У помещиков нет какой-либо цели в жизни. Единственное, чего они хотят, это хорошая и сытая жизнь. Не важно, что происходит вокруг. Главное - поддерживать стабильность и смотреть, чтобы крестьянин работал как следует.

Стоит вернуться к роли дороги в поэме. Путь не всегда бывает лёгок и прост, всегда есть свои препятствия и тернии. Пусть Русь пока терпит упадок, однако рано или поздно она возвысится, крепостничество падёт и начнётся новая эпоха в жизни не только страны, но и каждого человека.

Русь в произведении Мертвые души

Одним из центральных образов является в поэме Николая Васильевича Гоголя является Русь. Гениальный писатель сумел в своем произведении показать целую эпоху страны. Русь рассматривается настолько правдиво насколько это возможно. В поэме можно рассмотреть разнообразные истинные человеческие характеры, пейзажные картины, огромные просторы всей Руси.

Николай Васильевич начал работу над произведением “Мертвые души” в далеком 1835 году. Любопытно что именно Александр Сергеевич Пушкин подсказал писателю сюжет. Сам Гоголь много раз отмечал масштабность и глобальность своего замысла. В Мертвых душах писатель изобразил самые актуальные и наболевшие вопросы жизни своего времени. Он указал на распад крепостного строя раскрывая тем самым трудное положение простых крестьян. Образ Руси беспрерывно связан с народом. Само наименование поэмы несло в себе большой внутренний смысл, и также “наводило ужас”, как говорит Герцен. Дорога в “Мертвых душах” это место, по которому колесит чичиковская повозка. В известной одиннадцатой главе, дорога с быстро летящей по ней бричкой превращается в необыкновенный путь, по которому также стремительно несется Русь посреди других стран. В подтверждение вышеизложенного можно выделить такие строчки как: Русь, куда ж несешься ты, дай ответ? Не дает ответа.

Манилов, Коробочка, Ноздрев, Чичиков уже давно потеряли свои души. К сожалению, таких людей можно встретить и в современном мире. Белинский описывает Манилова как сентиментального размазню. Конечно же он не опасный и довольно-таки вежлив и воспитан. Главная его мечта — это благополучие в жизни. Однако это всего лишь пустой внутренне человек, который умеет только говорить красивые слова при этом нечего не делая. Следует отметить, что, Николай Васильевич старается не разделять народ от бюрократов в виде чиновников и помещиков. Ярким персонажем являлся Ноздрев. Его характеризовали такие качества как: грубость, нахальность, не принципиальность, циничность. Собакевич представляет печальный и нелегкий крепостное устройство. Это человек старой закалки, то есть непоколебимый помещик, нагло обнажая свою бесцеремонную и грубую натуру. Для него нет нечего святого, особенно научное развитие и достижение народом малой капли просвещения. Плюшкин выдающийся пример утраты всего человеческого. Жадность стал его главной одержимостью. Образ Плюшкина далеко не комичный, а скорее всего драматический.

В заключении можно сделать вывод о том, что “Мертвые души” это хорошее справочник при знакомстве с Россией начала 19 века. Белинский отмечал, что шедевр Гоголя отличается чистой, русской и народной направленностью.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Руси в поэме Мертвые души

Популярные сегодня темы

Москва тридцатых годов в самом начале романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита встречает читателей раскаленной жарой, несмотря на то, что на улице май. Это вызывает напряжение, ожидание странных

Я собака по кличке Тучка. Порода — русский охотничий спаниель. Мне пять лет, и я живу в человеческой стае, она называется семья.

Читайте также: