Какое сочинение шнитке написал для своей жены ирины
Обновлено: 02.07.2024
Они познакомились благодаря музыке, музыка была главной в жизни Альфреда Шнитке, на втором месте стояли жена и сын. В их жизни было множество мистическими совпадениями и странных событий. Он знал еще в юности, как закончится его жизнь, а она с детства была уверена: ее муж будет носить странное имя Альфред.
Альфред и музыка, Альфред и судьба
Альфред Шнитке.
Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года. В нем смешались сразу три национальности: отцовская литовско-еврейская и материнская немецкая. Альфред с детства проявлял свой музыкальный талант. Музыкой стал заниматься в Австрии, где служил его отец. После окончания школы поступил в Московскую консерваторию по классу композиции, учился у Евгения Голубева. В 1961 году окончил аспирантуру, стал преподавать.
Ирина Катаева родилась в 1941 в Ленинграде. Она еще ребёнком, играя с подружками в куклы, почему-то постоянно упоминала имя Альфред. Оно было незнакомым, странным и не совсем понятным. Девочка всерьез занималась музыкой, но после окончания школы не смогла поступить институт имени Гнесиных, получив отличную оценку по специальности и двойку по гармонии.
Ей срочно требовался репетитор по гармонии, чтобы подготовиться к поступлению на следующий год, и родители через знакомых нашли молодого аспиранта Альфреда Шнитке, согласившегося заниматься с Ириной.
Ирина Шнитке.
Услышав имя своего педагога, Ирина сразу вспомнила своего Альфреда из детских игр. Казалось, что это – судьба. Но первая встреча разочаровала ее: он был совсем не похож на ее героя, да к тому же был женат.
Она прилежно занималась гармонией, а он пригласил ее на концерт. А после заявил, что больше не будет давать Ирине уроки, так как его отношение к ней очень отличается от отношения педагога к ученице.
Музыка, соединяющая сердца
Альфред и Ирина Шнитке.
С супругой он развелся. Делая предложение Ирине, он поставил ее в известность о двух важных для него вещах. По его словам выходило, что расстаться они могут только в том случае, если Ирина станет мешать его работе. Еще он сообщил: рано или поздно у него случится инсульт. Ирина не испугалась. Альфред и Ирина стали мужем и женой.
Жизнь с гением
Альфред Шнитке.
Вряд ли можно было бы назвать их брак идиллией. Альфред Гарриевич действительно был гениален, но как всякий гений часто бывал настолько погружен в себя, что не замечал происходящего вокруг. Он погружался в музыку, и в такие моменты достучаться до него было просто невозможно. Шнитке редко сидел за инструментом, больше работал за столом. Как говорит его жена, он слушал музыку своим внутренним слухом.
Они познакомились благодаря музыке, музыка была главной в жизни Альфреда Шнитке, на втором месте стояли жена и сын. В их жизни было множество мистическими совпадениями и странных событий. Он знал еще в юности, как закончится его жизнь, а она с детства была уверена: ее муж будет носить странное имя Альфред.
Альфред и музыка, Альфред и судьба
Альфред Гарриевич Шнитке родился 24 ноября 1934 года. В нем смешались сразу три национальности: отцовская литовско-еврейская и материнская немецкая. Альфред с детства проявлял свой музыкальный талант. Музыкой стал заниматься в Австрии, где служил его отец. После окончания школы поступил в Московскую консерваторию по классу композиции, учился у Евгения Голубева. В 1961 году окончил аспирантуру, стал преподавать.
Ирина Катаева родилась в 1941 в Ленинграде. Она еще ребёнком, играя с подружками в куклы, почему-то постоянно упоминала имя Альфред. Оно было незнакомым, странным и не совсем понятным. Девочка всерьез занималась музыкой, но после окончания школы не смогла поступить институт имени Гнесиных, получив отличную оценку по специальности и двойку по гармонии.
Ей срочно требовался репетитор по гармонии, чтобы подготовиться к поступлению на следующий год, и родители через знакомых нашли молодого аспиранта Альфреда Шнитке, согласившегося заниматься с Ириной.
Услышав имя своего педагога, Ирина сразу вспомнила своего Альфреда из детских игр. Казалось, что это – судьба. Но первая встреча разочаровала ее: он был совсем не похож на ее героя, да к тому же был женат.
Она прилежно занималась гармонией, а он пригласил ее на концерт. А после заявил, что больше не будет давать Ирине уроки, так как его отношение к ней очень отличается от отношения педагога к ученице.
Музыка, соединяющая сердца
С супругой он развелся. Делая предложение Ирине, он поставил ее в известность о двух важных для него вещах. По его словам выходило, что расстаться они могут только в том случае, если Ирина станет мешать его работе. Еще он сообщил: рано или поздно у него случится инсульт. Ирина не испугалась. Альфред и Ирина стали мужем и женой.
Жизнь с гением
Вряд ли можно было бы назвать их брак идиллией. Альфред Гарриевич действительно был гениален, но как всякий гений часто бывал настолько погружен в себя, что не замечал происходящего вокруг. Он погружался в музыку, и в такие моменты достучаться до него было просто невозможно. Шнитке редко сидел за инструментом, больше работал за столом. Как говорит его жена, он слушал музыку своим внутренним слухом.
Его не любили чиновники, его музыка раздражала, была сложной для понимания и очень далекой от шлягерности. Часто его концерты отменяли, бывало и такое, что по случайности или чьему-то злому умыслу вдруг прерывалась запись во время трансляции или в зале внезапно гас свет.
Ирине Федоровне пришлось отказаться от карьеры пианистки, так как дома она мешала мужу работать, а ее попытки заниматься в других местах тоже успехом не увенчались. После четырех ее концертных поездок оказалось, что Альфред Гарриевич в отсутствие супруги работать тоже не мог.
Роковой Фауст
Первый инсульт случился у Шнитке в 1985 году на отдыхе в Пицунде. Этому предшествовала напряженная работа и беспокойство о здоровье сына (Андрей родился в 1965 и страдал от порока сердца). Но после болезни композитор довольно быстро восстановился и продолжил писать музыку, заниматься педагогической деятельностью.
В начале 90-х годов прошлого века Альфред Шнитке уехал работать в Германию на год, затем ему предложили очень выгодный контракт в Гамбурге.
Альфред Шнитке почти поселился в гамбургской больнице. Ирина все время была с ним рядом. Но даже почти парализованный Альфред Гарриевич продолжал писать.
В последние дни Альфред Гарриевич практически перестал двигаться. Врач считал, что композитор уже утратил желание жить. Накануне своего ухода он взглядом подозвал Ирину Федоровну к своей кровати, она увидела, как по щеке его сбежала слеза. На следующий день, 3 августа 1998 года его не стало.
Альфред Шнитке работал всегда, даже на пределе собственных возможностей. В этом он очень схож с величайшим французским композитором Антонио Вивальди, который работал, превозмогая боль.
— Вам нравится фестиваль?
— Я побывала всего на нескольких концертах, но пока я довольна. Можно сказать, что фестиваль возобновился в хорошем качестве — в том, в каком до 2004 года его проводила музыкальный редактор Татьяна Гудкова. Потом она неожиданно скончалась, и к власти пришла дама, умудрившаяся перессорить исполнителей, из-за чего три концерта вообще сорвались. Сейчас же я вижу замечательную публику, которая и слушает прекрасно, и принимает хорошо. Прямо как в старые времена. Но тогда это было вопреки, а теперь — как нужно.
— Вы в Москве часто бываете?
— Каждые полтора месяца, где-то раз шесть или восемь в год. У меня в Германии сын, внучка, уже правнучке четыре года. Так уж сложилось. Когда-то Альфред поехал туда работать, у него были контракты с немецкими театрами, ученики. Мы думали, что проживем там года два-три, но потом начались 1990-е, и нас уговорили забрать туда всю семью, чтобы не было неприятностей. Сын приехал в мае 1991-го, и буквально через два месяца у Альфреда случился второй инсульт. Мы застряли. В 1994-м — новый инсульт. Конечно, мы уже не могли уехать, всё время проводили в реанимации — в Германии к тяжелобольному пускают в любое время. Так всё сложилось, хотя я с удовольствием бы жила здесь.
— Почему?
— Потому что жить и приезжать — совсем разные вещи. Мне кажется, советское время сделало западным странам очень большую рекламу. Считалось, что в СССР всё плохо (хотя идеологически действительно было ужасно), а где-то на Западе — рай. Когда приезжаешь на неделю в гости — да, рай. И не только на Западе, но и в любой стране. А когда там живешь — всё совсем иначе. Здесь теперь тоже совсем другая страна, я и законов не знаю, ничего. Но — где родился, там и пригодился.
— Вас друзья не отговаривают от визитов в Россию?
— У меня таких друзей нет. А если бы кто-нибудь так сказал, я бы нашла, что ответить. Моя страна всё равно Россия. Я не интегрировалась в Германию и не хочу. А то, что сейчас говорят, в основном, вранье. Мало ли его вокруг! Думаю, на это не надо обращать внимания.
— Давайте вернемся к фестивалю. В программе заявлены две научные конференции. Вы следите за исследованиями творчества Альфреда Гарриевича?
— Не могу сказать, что слежу за всеми статьями — только за некоторыми. Особенно это касается музыковедов, которые лично знали Альфреда. Например, уже покойный, к сожалению, Александр Ивашкин — это человек, который на самом деле всё понимал. Он раскапывал такие мостики, до которых не добирался ни один музыковед. В каждом деле должен быть талант, но для музыковеда еще важны интеллект, объем знаний, масштаб. Я слежу также за тем, что пишет Евгения Чигарёва. Но больше меня интересует исполнительство.
— Вас называют единственным правильным интерпретатором музыки Шнитке.
— Но был как минимум один случай, когда Шнитке был недоволен интерпретацией. Имею в виду партитуру Девятой симфонии, которую закончил Геннадий Рождественский.
Я написала Геннадию Николаевичу письмо, на которое он мне не ответил. После этого мы еще некоторое время пообщались, и все затихло. Тоже глупо, я считаю. Но я должна была это сделать. Ведь когда состоялась премьера, я съездила в Москву и привезла Альфреду запись и партитуру. Когда он услышал, что получилось, то швырнул партитуру на пол, — а ведь истеричным человеком он не был, — тут же выключил запись, и позже я услышала, как он рыдает в кабинете. Это было для меня шоком.
— Вы не хотели бы наладить общение с Геннадием Рождественским?
— Нет. Потому что тогда он перестал играть музыку Шнитке вообще. Когда-то я уже решила для себя эту ситуацию отпустить и больше о ней не говорить. Но как же так? Ведь музыка Шнитке осталась той самой музыкой, которую он столько раз играл и про которую говорил самые замечательные слова. Куда всё делось? Очень часто мы себе людей придумываем, а потом, при каких-то обстоятельствах, они раскрываются совсем с другой стороны. Мне очень жаль, что пришлось так разочароваться.
Знаете, у меня как-то сам собой возник мостик к другому событию. Это было, когда Альфред еще только поступал в Союз композиторов. Ему сказали, что прежде, чем идти показываться на секретариате, надо прийти к Кабалевскому. Он был очень влиятельным человеком. Альфред пришел и услышал самые похвальные слова. Буквально через день он показывался на секретариате, и что вы думаете? Кабалевский тут же всё разругал. Да, его приняли, но это был такой шок в самом начале пути! И такой же шок был для него в конце. Альфред восхищался талантом, эрудицией Рождественского, но тот его предал. Печально, но что поделать.
— После Рождественского вы отдали Девятую симфонию в другие руки?
— Сперва я послала ее Николаю Корндорфу, но тот трагически скончался. В итоге редакцию сделал Александр Раскатов — он действительно старался разобраться, что написано. Сейчас уже есть некоторое количество записей, и часть из них мне даже нравится.
— Вы верите в проклятие Девятой симфонии?
— Правда ли, что когда Альфред Гарриевич делал вам предложение, то предупредил, что умрет от инсульта?
— Да. У всех его предков по материнской линии была гипертония, и он мне об этом сказал. Но когда тебе 20, кажется, что это будет неизвестно когда. С предсказанием связана еще одна очень любопытная история. В детстве я знала женщину, прибалтийскую немку, которая гадала по руке, да и просто так. Я не верю экстрасенсам, и не верила бы, если бы всё, что она говорила, не сбывалось. Когда мы поженились, я уговорила Альфреда сходить к Марте. И она предсказала всё — все сложности, все успехи. А когда мы уже уходили, то сказала, что будет что-то с правой рукой и ногой. Но не скоро. Так и случилось.
— Вы сейчас следите за современной академической музыкой? Существует мнение, что она закончилась на творчестве Альфреда Гарриевича, и началось социальное высказывание.
— Я стараюсь смотреть в музыкальное будущее оптимистично. Потому как если проследить историю, то видно, что значимые личности появлялись примерно в одно время и даже, как правило, общались между собой. А потом случались провалы. Но я воспринимаю провал как постепенное накопление. Вообще, начало каждого века — всегда тяжелое время. Думаю, к 2020 году всё уляжется, утрясется, и появятся личности, и политически всё уляжется.
— Есть такая поговорка: только умный человек понимает стихи Бориса Гребенщикова и музыку Шнитке.
— У Гребенщикова очень хорошие тексты, я люблю его песни. Ни в том ни в другом ничего заумного нет. Не надо думать, что это сложно. Надо открыть сердце и внимательно слушать. Хотя, конечно, нужно, чтобы человек был хоть сколь-нибудь развит.
— Ну и все-таки. Тяжело ли жить с гением?
Любовь к женщине помогла многим композиторам и музыкантам творить и исполнять гениальные произведения. Вспомним Фредерика Шопена и Жорж Санд, Родиона Щедрина и Майю Плисецкую, Мстислава Ростроповича и Галину Вишневскую.
Альфред – это судьба
Альфред Шнитке родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе (Саратовская область). Его отец — Гарри Шнитке — был выходцем из литовско-еврейской семьи, который в 1926 году иммигрировал из Германии в Советский Союз. Мать — Мария Фогель — была волжской немкой католического вероисповедания и работала учительницей.
В 1958 году Шнитке окончил Московскую государственную консерваторию им. Чайковского, в 1960 году был принят в Союз композиторов, в 1961 году окончил аспирантуру при консерватории по классу композиции и занялся преподавательской деятельностью (инструментовка, чтение партитур, полифония, композиция).
Кто во всем виноват? Конечно, я…
Борьба с чиновниками
Очень рано пришло к Шнитке широчайшее международное признание. Премьеры его произведений всегда становились мировым культурным событием, их исполняли крупнейшие оркестры Европы и США под управлением величайших дирижеров современности. Он являлся членом-корреспондентом Берлинской академии изящных искусств.
Раздражало Шнитке и то, что очень часто его не выпускали за рубеж. На варшавском музыкальном фестивале неоднократно исполнялись его произведения. Но он никак не мог туда попасть. Чтобы выехать из страны Альфреду и его коллегам приходилось идти на хитрости. Ему удалось поехать в Варшаву, лишь оформившись в какой-то исполнительский коллектив в качестве то ли клавишника, то ли ударника. Понятно, что для композитора это было унизительно.
Инсульт из за Фауста
Между тем, неуемная творческая активность Шнитке и борьба с чиновниками негативно сказывалась на его здоровье. Кроме того, композитор сильно переживал за своего сына Андрея (родился в середине 1960-х годов), который страдал врожденным пороком сердца, что требовало особого внимания со стороны родителей. Шнитке порой спал по 3-4 часа в сутки. В июне 1985 года он уехал отдыхать в Пицунду, в Дом творчества кинематографистов, и именно там у него случился первый инсульт.
Стоит отметить, что судьба оказалась благосклонной к великому композитору. Порази его правосторонний инсульт, он бы навсегда потерял музыкальную одаренность. При левостороннем инсульте он мог лишиться речи, но этого тоже не произошло.
В 1990 году Шнитке на год уехал работать в Берлин. Но вскоре ему предложили работу в Гамбурге, и его творческая командировка затянулась. А затем в его судьбу вмешались непредвиденные обстоятельства. Шнитке перенес в Германии второй инсульт, и его долго лечили тамошние врачи. Видимо, чувствуя, что каждый день может оказаться для него последним, Шнитке решил принять гражданство Германии.
Писал музыку с помощью аппарата
В начале лета 1998 года состояние Шнитке ухудшилось. Врачи подозревали, что у него воспаление легких, и перевели его в другую больницу. Однако там диагноз не подтвердился, и композитора вернули в Гамбург. Это был последний переезд Шнитке — 3 августа в 8 часов утра он скончался. Похороны композитора прошли 10 августа в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Пианистка Ирина Шнитке, вдова композитора Альфреда Шнитке, живет на два города – Гамбург и Москву. Она признана одним из лучших интерпретаторов музыки Альфреда Шнитке. Ирина исполняет произведения мужа (некоторые Шнитке написал для нее) по всему миру, поддерживая интерес к музыке этого гениального композитора, чье творчество встало в один ряд с гигантами ХХ века – Рахманиновым, Стравинским, Прокофьевым, Шостаковичем. Случилось закономерное – авангардист стал классиком. Ирина приехала в Лондон, чтобы принять участие в концерте Фонда Мстислава Ростроповича, который помогает больным детям в России.
Когда я встретилась с Альфредом Шнитке, мне было 18 лет. В то время я собиралась заниматься концертной деятельностью, однако, когда мы стали жить вместе, я очень скоро поняла, что мои занятия дома мешают Альфреду сочинять. И тогда я стала пытаться заниматься вне дома. Съездила 4 раза в концертные поездки, а дальше услышала от своего мужа, что, когда я уезжаю, он не может работать. Я понимала, что Альфред обладает необыкновенным талантом, и, не желая ему мешать, перестала выступать – так началась моя преподавательская работа. На сцену я вышла через 17 лет с фортепианным квинтетом Шнитке. Альфред этим исполнением остался очень доволен и в тот же вечер сказал, что я должна играть.
Он подарил мне свою жизнь вместе со своей музыкой. Несколько сочинений он написал для меня, когда мы жили вместе. А когда мы еще только встречались, Альфред написал концерт для фортепиано с оркестром и хотел, чтобы я его сыграла. В то время у меня не было опыта исполнения современной музыки, и я отказалась. Только спустя тридцать с лишним лет я узнала, что обидела автора своим отказом, потому что этот концерт он написал для меня.
Как правило, Альфред Гарриевич приходил на репетиции всех своих сочинений и всегда очень тактично высказывал свои пожелания. Когда он подарил сонату, я попросила проиграть ее для меня. Альфред сказал, что ему интересно услышать, как я сама ее прочту. Он пришел на последнюю репетицию и высказал буквально два пожелания. Но для меня это было очень и очень важно. В принципе, к исполнителям Шнитке относился с большим уважением.
Конечно, есть исполнители, которые точнее распознают замысел автора. Однако исполнитель – живой человек со своей эмоциональной сферой. Сегодня мы одни, через неделю – другие. И произведение, сыгранное одним и тем же музыкантом, в разное время может звучать по-разному. Бывает такое состояние во время концерта, когда открываются как бы другие горизонты. Какая-то обостренная интуиция заставляет почувствовать в этой музыке доселе не распознанное.
Нет, очень редко. Исполнители моего поколения помнят, что я долго не играла, а кому-то, может быть, и неинтересно мое мнение. Я же не судья. Кто-то из исполнителей мне нравится, а кто-то нет, как и любому другому человеку.
Я думаю, специальная подготовка и технические новшества здесь ни при чем. Люди разные: кто-то читает фантастику, кто-то романы, кто-то детективы, а кто-то философские труды. Да и в живописи кому-то ближе Ренуар, а кому-то Эль Греко. По-моему мнению, музыка Шнитке имеет философскую направленность, и, возможно, для кого-то это сложно. Самое главное – что музыку нужно слушать с открытой душой, без всякой предвзятости, просто вслушиваясь в нее и погружаясь.
Я, конечно, не буду перечислять всех исполнителей, но скажу, что Альфреду Гарриевичу в этом смысле очень везло. Его сочинения вызывали интерес у самых замечательных музыкантов всего мира.
Девятая симфония была написана в 1997 году, за год до ухода Альфреда Гарриевича из этой жизни. К этому времени он перенес три инсульта. У него не работала правая рука, да и левая не очень его слушалась. Поэтому вся партитура была написана очень неразборчиво и, конечно, требовала расшифровки. В начале за эту работу взялся один очень известный дирижер (не хочу называть его имя), но эта работа ему не удалась. Шнитке остался очень недоволен, и поэтому эта версия больше никогда исполняться не будет. Затем я отдала партитуру композитору Раскатову. Этот очень талантливый и добросовестный человек работал над ней больше года. Премьера состоялась в Дрездене в 2007 году. А затем симфония была неоднократно исполнена разными дирижерами в разных странах и выпущено два компакт-диска: EСM – дирижер Денис Рассел Девис и BIS – дирижер Авойн Арвел Хьюс.
Разумеется. В первую очередь здесь сыграли роль его личные переживания: представьте, что испытал шестилетний мальчик в начале войны. Он рассказывал, что однажды вышел на улицу и узнал, что он и еврей, и немец, а значит, неугоден ни тем, ни другим. И власти он был неугоден. Его не интересовали режимы, лозунги – он жил другими материями.
Читайте также: