Какими героями представлены обитатели дна в пьесе горького сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  • Характеристика Бубнова
  • Описание Луки
  • Судьба Сатина
  • Андрей Клещ
  • Васька Пепел
  • Пьяница актер
  • Торговка Квашня
  • Проблемы Наташи
  • Трагедия Насти

Характеристика Бубнова

Бубнов — один из жителей ночлежки, это мужчина 45 лет. В прошлом он был мастер по изготовлению меховых и кожаных изделий, имел свое предприятие. У него была жена, которая изменила ему с его подмастерьем. За это Бубнов разозлился на неё, стал избивать и даже намеревался убить. Но в конце он просто бросил своё дело и остался в нищете.

Теперь Бубнов изготавливает картузы и шапки. Но ему не хватает денег, чтобы заплатить за ночлежку. Хозяйка не прогоняет его, так как она не проявляет жестокости. Но сам себя этот мужчина считает ленивым человеком и пьяницей. А также он говорит, что не умеет врать. Другие обитатели ночлежки уважают его только в пьяном виде. Они утверждают, что только так он напоминает человека.

Описание Луки

Лука — это ещё один ночлежник. Он оказался в обители не случайно, ведь каждый персонаж тянулся к нему, так как старик умел утешать и проявлял понимание. Он всегда путешествует с палкой в руках, котелком и чайником. В ночлежку его привела Наташа, многим он напомнил отцов и дедушек.

Этот человек отличался незаурядными чертами характера:

Лука — это ещё один ночлежник

  • проницательностью;
  • добротой;
  • жалостливостью;
  • любопытством.

Скорее всего, Лука был беглым каторжником из Сибири, бывшим преступником. Нищая жизнь на дне была ему привычной, но для каждого он находил ласковое слово. Он не говорил окружающим жестокую правду, вместо этого пытался их утешить и подарить надежду на лучшее будущее. Старик пытался заставить других обитателей ночлежки избавиться от всех пороков.

Судьба Сатина

Судьба Сатина

Другие считают его приятной и рассудительной личностью. Хотя он довольно скрытен, не любит о себе много рассказывать. Он всю жизнь оставался честным, каков был и сейчас. Сатин презирает ложь, а себя считает уже мертвым. Но сам жить честно не собирается. Ему противна мысль об обычной работе, ему нравится быть шарлатаном и пропивать все свои деньги.

Сатин думает, что человек должен работать только себе в удовольствие. В противном случае любой труд превращается в рабство.

Однажды он по неосторожности убил обидчика. За это преступление он 5 лет просидел в тюрьме. Там и научился играть в карты, а после освобождения не смог восстановить прежнюю жизнь.

Андрей Клещ

Андрей Клещ

Андрей вместе с женой Анной уже давно живёт в ночлежке. Ему 40 лет, а раньше он работал слесарем. Его супруга больна чахоткой, но Клещ не делает ей никаких поблажек. Он обращается с ней грубо, хотя она терпит побои и ругательства с его стороны в течение всего их брака. Сама женщина называет мужа причиной своей болезни.

Мнение обитателей об этом человеке отрицательное, так как его черты характера не вызывают расположения:

  • злость;
  • гордость;
  • вспыльчивость.

Клещ пытался выбраться из нищеты, но у него ничего не получалось. В конце произведения его супруга умерла от чахотки. Ему пришлось продать свои инструменты, чтобы оплатить ее похороны.

Постепенно он свыкся с жителями ночлежки. Ведь дальнейшая его судьба будет связана с ними.

Васька Пепел

Ещё один герой пьесы — это Васька Пепел. Молодой человек 28 лет давно занимается воровством. Свою деятельность он перенял от отца, который всю жизнь сидел в тюрьме. Клеймо вора, лежащее на всей его семье, подтолкнуло его к преступлениям, когда он был еще маленький.

Последние годы своей жизни Васька ворует по наводке Костылевых и продаёт им же краденые вещи. При этом его покрывает полицейский Медведев, дядя Василисы. Уже дважды молодой человек сидел в тюрьме, так как на него донесли в полицию. А в последнее время Пепел стал любовником хозяйки ночлежки, Василиса Карповны Костылевой.

Но в конце концов пара рассталась, женщина попросила любовника помочь ей избавиться от мужа. Взамен она пообещала дать ему в жёны свою сестру Наташу. Благодаря связи с Костылевыми у Васьки есть определенные преимущества:

  • отдельная комната;
  • возможность читать и писать.,
  • связь с полицией.

Ваську ожидал трагический конец. Он убил Костылева за то, что тот издевался над Наташей. Пепел выставил и Василису виноватой. За преступление ему пришлось сесть в тюрьму.

Пьяница актер

Какой бы плохой ни была судьба героев на дне, среди них были и те, жизнь которых очень отличалась. К таким можно отнести и актера — 40-летнего мужчину. Раньше он играл в спектаклях в разных театрах. Но он начал пить, из-за чего у него ухудшилась память. Даже любимое стихотворение он не может вспомнить наизусть. Пьянство не позволило актёру продолжить работу в театрах, поэтому сейчас он оказался в ночлежке.

Пьяница актер

Этот человек сам признаёт, что алкоголь погубил его жизнь. Он уже задолжал крупную сумму Костылеву за проживание в обители, но выплачивать ее не собирается. Актер считает, что успеху способствует только талант. А образование особой роли не играет. Но каждый человек должен верить в себя и свои силы, только так он сможет чего-то достигнуть.

Актёра нельзя назвать безжалостным человеком. Он обладает большим и добрым сердцем. В пьесе этот мужчина помог больной Анне выйти из комнаты, когда ей было душно. А также он с удовольствием общается с Лукой, который рассказывает ему о городе, где можно бесплатно вылечиться от алкоголизма.

Актёр верит ему и впоследствии действительно бросает пить. Он копит деньги для поездки в эту лечебницу, хотя другие его и отговаривают. Но после исчезновения Луки из ночлежки актёр кончает жизнь самоубийством.

Торговка Квашня

Квашня — это ещё одна обитательница ночлежки. Сорокалетняя женщина торгует на базаре пельменями. Восемь лет она прожила вместе с мужем, который постоянно её избивал. Но она не жаловалась, только обрадовалась его смерти. Сейчас за ней ухаживает полицейский Медведев, просит её обвенчаться с ним. Но женщина ему отказывает, так как боится потерять свою свободу.

Хотя в конце концов она всё же вышла замуж за полицейского и сама начала его колотить. Медведев с горя запил, что очень не понравилось его жене. Остальные жители ночлежки считали, что женщина слишком строга со своим новым мужем. Ее нельзя называть умной, хотя она и не проявляет безразличия. Квашня заботится о больных, но в первую очередь думает о себе.

Эта женщина мечтала, что новый муж станет хорошим помощником и верным другом. Но она ошиблась, хотя развиваться Медведеву не давал её характер. Квашня было с ним слишком строга и била его на глазах у других мужчин. Полицейскому стало стыдно за свою семейную жизнь, и он запил.

Проблемы Наташи

У хозяйки ночлежки, Василисы Карповны, есть 20-летняя сестра Наташа. Все считают ее славной девушкой, так как она строгая и надежная. Она старается помочь каждому обитателю ночлежки, хотя ее собственная сестра и Костылев относятся к ней плохо. Бедная девушка терпит постоянные издевательства и побои. Хозяева обители обращаются с ней, как с прислугой: заставляют убирать, готовить еду, ходить на базар. Наташе некуда идти, поэтому она терпит все их выходки.

Наташа , сестра хозяйки ночлежки

Девушка мечтала о том, что за ней приедет кто-то особенный и сможет изменить её жизнь. Но она сама понимает, что эта выдумка вряд ли когда-либо обернется реальностью. За ней ухаживает Васька Пепел и предлагает ей уехать вместе с ним в Сибирь. Он не понимает, почему Наташа отказывается выходить за него замуж. Девушка же просто не любит вора и прямо говорит ему об этом. Хотя по совету старого Луки она все же согласилась стать его женой.

Только в конце пьесы происходит драка, во время которой Васька убивает Костылева. Пепел попадает в тюрьму и выставляет своей сообщницей Василису. А Наташа думает, что они до сих пор остались любовниками и действительно сговорились убить хозяина ночлежки. В гневе она прокляла и Ваську, и свою сестру. После трагедии девушка просто пропадает без вести.

Трагедия Насти

Есть в обители и еще одна молодая девушка — Настя. Ей 24 года, а себе на жизнь она зарабатывает неприличной работой — торгует своим телом. В обители у неё есть любовник — Барон, обедневший дворянин. Он считает Настю наивной, доброй, но довольно глупой девушкой.

Трагедия Насти

Один Лука поддерживает девушку и говорит, что она имеет право на любые мечты. Ведь каждый человек в этой жизни способен фантазировать о своей судьбе. Настя считает себя несчастной, она хочет выбраться из ночлежки и покончить со своим образом жизни. Ей противна и работа, и окружающие люди. Она надеется когда-нибудь снять себе другую квартиру.

В пьесе Горького раскрыта тема разных человеческих судеб. У каждого из них жизнь сложилась по-разному, но привела их в одно место. И в этой обители они пытаются ужиться, построить хоть какое-нибудь будущее.

Данная работа Горького поднимает очень тяжелые и злободневные темы. Читатель погружается в атмосферу, где царят жестокие и бездушные законы. Здесь нет таких понятий, как любовь, радость, забота, сострадание, милосердие и великодушие. Они остались на высших ступенях, а это низ, самое дно. Кто-то попадает сюда по своей глупости и беспечности, а кто-то оказался здесь волей судьбы.

Теперь обездоленные люди вынуждены идти в ночлежку, потому как им больше негде жить. Люди, проживающие здесь, уже оказались на самом дне. Однако, на этом злоключения не заканчиваются, и даже здесь их никто не хочет оставить в покое. Хозяева, которые предоставляют им место, не отличаются сострадательностью и великодушием. У них свои правила и свое понимание жизни. Они думают только о том, как бы удовлетворить свои желания и поиздеваться над бедными людьми. Их абсолютно не волнует то, что жизнь уже их и так измотала.

Хозяева жизни думают, что они имеют право распоряжаться чужими судьбами, делать всё, что им вздумается. Они получили небольшую власть над своими квартирантами и думают, что могут руководить им как угодно. Эти хозяева забыли о том, что они являются только хозяевами ночлежки, из которой соорудили целое царство со своими порядками и законами.

Собственники этого царства являются супруги Костылев вместе со своей женой Василисой. Они всё обставили так, что все съемщики мест должны им полностью подчиняться. Эти герои полностью лишены человечности и сострадательности. Они всячески издеваются, ущемляют, унижают и добивают из без того измученных людей. Те, находясь в такой обстановке, еще больше разочаровываются в жизни.

Эти люди никогда не идут на уступки и не входят в положение бедняков, они пытаются вытрясти с них всё до копейки. Помимо этого, моральная атмосфера, которую создают хозяева, просто невыносимая.

Костылев пытается самоутвердиться за счет других, требует покорности и уважения, постоянно всех унижая. Василиса же даже родную сестру попрекает куском хлеба, для нее нет ничего святого. Эта женщина способна выкрутиться из любой ситуации и выставить всех виноватыми.

Хозяева – мерзкие люди, пользующиеся положением и проблемами других людей. На самом деле, они не хозяева жизни, а хозяева своего захолустья, в котором царят только бедность, хаос и всякого рода пороки.

Эти люди не способны на добрые дела и помощь другим. Вместо того, чтобы помочь им выбраться со дна, они загоняют их туда еще сильнее, лишая последней надежды.

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…

Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих — либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Эту философию оправдания спасительной лжи Горький отвергает. Ложь старца Луки, подчеркивает Горький, играет реакционную роль. Вместо того, чтобы звать на борьбу против неправедной жизни, он примиряет угнетенных и обездоленных с угнетателями и тиранами. Эта ложь, по мнению автора пьесы, выражение слабости, исторического бессилия. Так думает автор. А как думаем мы?

Сама композиция пьесы, ее внутреннее движение, разоблачает философию Луки. Последуем же вслед за автором и его замыслом. В начале пьесы мы видим, как каждый из героев одержим своей мечтой, своей иллюзией. Появление Луки с его философией утешения и примирения укрепляет обитателей ночлежки в правоте их неясных и призрачных увлечений и дум. Но вместо мира и тишины в костылевской ночлежке назревают острые драматические события, которые достигают своей кульминации в сцене убийства старика Костылева. Сама действительность, сама суровая правда жизни опровергает утешительную ложь Луки. В свете происходящего на сцене благостные разглагольствования Луки кажутся автору фальшивыми. Горький прибегает к необычному композиционному приему: он задолго до финала, в третьем акте, убирает одного из главных героев пьесы: Лука тихонько исчезает и в последнем, четвертом акте уже не появляется.

Дело в том, что гуманистическая идея пьесы оказалась выше тех рамок, которые обозначил сам автор. Горький, разъясняя артистам МХАТ, как должны играть актеры в его пьесе, говорил, что Лука — человек хитрый, себе на уме, ловко пользующийся расположением к себе людей. Но артист Москвин, игравший Луку, сыграл его так искренне, проникновенно и убедительно, что вышел за рамки, намеченные Горьким. Да, образ Луки оказался более гуманным и вечным, чем пламенные монологи шулера Сатина.

Образы “хозяев жизни” в пьесе Горького “На дне”

“Хозяевами” в пьесе Горького “На дне” можно считать Костылева и его жену, “бой – бабу” Василису. Знакомство читателей и зрителей с хозяином ночлежки Костылевым начинается в первом акте драмы. Он разыскивает свою жену Василису.

Она встречается с Васькой Пеплом. Костылеву прекрасно об этом известно, но есть одно “но”. Он, при всей своей грубости и бесчеловечности, труслив. Другой мужчина давно бы, раз и навсегда, покончил с этой унизительной для всякого мужа ситуацией, поставил бы на место любовника своей супруги. Но вот парадокс: Костылев боится застать их вместе.

И не потому, что ему будет больно увидеть любимую в объятиях другого (о любви здесь и речи нет), а оттого, что ему придется (дабы его не сочли трусом) драться с оскорбителем. Но Костылев боится отчаянного Ваську. Вот он и делает вид, что ему ничего неизвестно о любовной связи жены. Ярко иллюстрирует трусливость этого человека такой эпизод: Пепел встряхивает Костылева, разгневавшись, что он потревожил его покой.

И что же Костылев? Он напоминает перепуганного зайчонка: “Да… мне – ничего…я уйду…” Костылева в ночлежке ненавидят. Да к нему и нельзя относиться по-другому. Он хитер, жаден, а свою жадность прикрывает высокими словами о доброте.

Смысл его слов сводится к тому, что доброта превыше всех благ, поэтому он, как хороший человек, не может равнять доброту с деньгами. Доброта – одно дело, денежный долг – другое: “Разве доброту сердца можно с деньгами равнять?” Костылев – человек набожный. Но, как мне показалось, не из любви к Богу, а опять – таки из чувства страха, страха перед тем, что Бог его покарает. Так, беря полтинник с Клеща, он подчеркивает, что на эти деньги он маслице в лампадку купит, то есть употребит их на Бога, не для своих нужд: “А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампадку куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть…И на меня жертва пойдет, и воздаяние грехов моих, и за тебя тоже”.

Костылев говорит о любви к ближнему: “А я вас всех люблю…Я понимаю, братия вы моя ненаглядная, никудышная, пропащая…”. Какие высокие слова, какие красивые, но грош им цена! Он чем-то напоминает Иудушку Головлева, героя Салтыкова-Щедрина…

Костылев по отношению к людям – лютый зверь. Над младшей сестрой своей жены, двадцатилетней Наташей, он в открытую измывается: заставляет прислуживать себе, словно она крепостная, унижает словами “нищая”, “дармоедка”, “свинья”… И попрекает каждым куском хлеба.

Костылев за копейку продаст человека…Копейка – это как бы красная цена Костылеву-человеку, точнее – его человечности. Жене Костылева, Василисе, двадцать шесть лет. Она очень молода, муж вдвое старше ее. Василиса появляется в ночлежке с руганью и бранью в адрес обитателей.

Но мне показалось, что эта суровая, грубая женщина на самом деле очень несчастна. В семейной жизни она глубоко несчастливая. “Он в меня, как клоп, впился, четыре года сосет!” – говорит она о супруге. Конечно, эта неудавшаяся женская судьба привела к желанию найти душевное тепло на стороне.

Так и появился в ее жизни Васька Пепел. Но и этот человек счастья ей не принес. Он предпочел чистую, честную Наташу…

Да и Василиса не то чтобы любила Ваську, она любила в нем скорее свою надежду. С Васькой Василиса связывала свою надежду выбраться из опостылевшего ей омута, освободиться от ненавистного мужа: ” И, может, я не тебя, Вася, любила…а надежду мою, думу эту любила в тебе… Понимаешь? Ждала я, что вытащишь ты меня…”. Желание Василисы вырваться из грязного мира, стремление уйти оттуда, где царят разврат, не смолкает ругань, нельзя осуждать.

Но она не мечтает о чем-то высоком, как, например, тот же Васька, ее мечты пошлые, приземленные… Женщина – олицетворение женственности, красоты, любви, семейного уюта, материнства…Но только не Василиса. Она мечтает о том, чтобы убить ненавистного супруга не столько ради освобождения от унижений и побоев Костылева. Немалую роль в принятии этого решения сыграли деньги, которыми владеет супруг.

Эта хладнокровная женщина подговаривает любовника на убийство. Она калечит собственную сестру, обварив ей кипятком ноги. Нет, Василиса не любит Ваську, но задето ее самолюбие. И какую меткую характеристику дал ей Васька Пепел: “…души в тебе нет, баба…В женщине – душа должна быть…Мы – звери… нам надо…надо нас – приучать…” И вот Васька убил Костылева.

И эта страшная женщина кричит: “Убили! Мужа моего…вот кто убил! Васька убил!

Я – видела! Голубчики – я видела! Что – Вася? Полиция!”.

Василиса хочет вырваться со дна жизни, завладев деньгами мужа, и жить на них безбедно. Но ведь это грязные деньги, нажитые на страданиях обездоленных людей… Таковы хозяева в пьесе “На дне”: грубые, жестокие, бесчеловечные…

Автор прописал характеры нескольких обитателей ночлежки. Жизненные истории зрители узнают из разговоров на сцене. Так, барон Дебиль был когда-то аристократом, который впоследствии служил в банке, но за воровство его посадили в тюрьму. После выхода из заключения он стал сутенёром проститутки Насти.

Бубнов некогда заведовал красильной мастерской. Но жена связалась с мастером-любовником, и задумали они убить его. Он хотел было тем же ответить, но одумался. А так как мастерская была записана на жену, оставил всё имущество жене и покинул дом. Клещ – слесарь и пьяница. Его привела к нищете болезнь жены, причиной которой стал он сам: он все время избивал женщину.

Читаемое в разделе:

Ранее опубликованные в разделе:

Реакция читателей и критиков

Проблематика пьесы

характеристика образов на дне

Обитатели “дна” (по пьесе м. горького “на дне”)

Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Писатель долгое время не мог подобрать точного названия. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Без солнца” и, наконец, “На дне”. В самом названии уже заложен определенный смысл.

Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема “униженных и оскорбленных” не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже “уже некуда больше идти”. Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров.

Символизм и реализм в произведении

на дне образы

Характеры и судьбы

Почему же герой произведения оказались на дне??

Одним из героев является Актер. Дошел он до такой нищей жизни, так как начал злоупотреблять алкоголем. Васька по кличке Пепел сидел уже сидел немалый срок, отец его-вор и постоянно обитал в тюрьме, вот и сын пошел по его стопам. Бубнов потерял свою мастерскую, так как жена ему изменила, и затем скатился до такой ужасной жизни. Следующий персонаж Сатин, был раньше телеграфистом. Отсидел приличный срок, так как убил человека, который оскорбил его сестру.

И все эти нищие униженны люди ведут споры между собой. Они спорят о труде, счастье, таланте, законах. Где же пути спасения всех этих людей и смогут ли они отсюда выбраться? Люди смогут подняться на поверхность и выйти с этого дна, когда наконец-то начнут уважать себя и когда будут достойными называться людьми. Ведь звание человека нужно заслужить.

система образов на дне

В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самых различных характеров и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде; и Пепел, жаждущий правильной жизни; и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе; и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

Высокие слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…

Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому Алексей Максимович и вкладывает свои мысли в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

образ дна в пьесе на дне

Реакция читателей и критиков

Вывод

образы героев на дне

В мире есть зло, и ему нужно противостоять, а не убегать от него в мир мечтаний и фантазий. Люди, предпочитающие вымысел, слабы. Им противостоят более приспособленные к жизни, которые могут выдержать правду. Алексей Максимович выступает подлинным гуманистом, раскрывающим человеку глаза на истинное положение вещей, не затуманивая его взор утешительными обещаниями, в основе которых — ложь, унижающая человека.

Характеристика других персонажей

По участию в действиях Ваську Пепла можно отнести к главным героям. Этот молодой человек с позитивным взглядом на жизнь — потомственный вор. Добрый и мягкий по натуре, он не хочет заниматься преступными делами, но его слабохарактерность не дает порвать с воровским миром. По слабости характера он стал и любовником Василисы, которая провоцирует его на кражи, забирая основную часть прибыли.

Он влюбился в Наташу, мечтает уехать с ней, но терпит шантаж любовницы, которая угрожает сдать его в полицию, если бросит ее. После убийства Костылева покалеченная Наташа не верит Пеплу, считая его союзником сестры, и лишает его последней надежды на их счастливое будущее. Одной из обитателей ночлежки Костылевых является Квашня, торговка пельменями. Женщине под сорок, муж, который всю жизнь пьянствовал и дебоширил, умер, и полицейский Медведев ухаживает за ней.

Система персонажей в пьесе на дне

Квашня, обиженная умом, неравнодушна к людям. Она вторая за Лукой проявляет внимание к Анне — оставляет ей пельменей на обед. Клещ, муж Анны, работал слесарем. Постоянно оскорблял и бил больную супругу, виня ее во всех неудачах. Денег на похороны не было, и пришлось продать инструменты, с которыми ходил по заявкам. Теперь ему идти вовсе некуда, и со смертью жены пропала всякая надежда подняться со дна.

Нет никаких перспектив выбраться из ночлежки и Барону, чиновнику в прошлой жизни, а сейчас неработающему пройдохе. Он сожительствует с Настей, девицей легкого поведения, и требует у нее денег на выпивку.

Настя потворствует этому и жалуется на жизнь. Девушка зачитывается любовными романами и, представляя себя их героиней, сочиняет истории о себе.

Образы ночлежников на дне

Анализ произведения

Благодаря невероятному таланту, Горький сумел создать страшную из-за своей реалистичности картину мира того времени, людей, отверженных обществом. Беспощадная, но правдивая реальность показывает ночлежку, которой заведуют супружеская пара — Костылев и Василиса Карповна. В этом пристанище собраны разные типы личности, каждый наделен отдельной историей, своими характерами и социальным положением в прошлом, например:

Образы ночлежников в пьесе на дне

  1. Обычный рабочий, который мечтает о честном заработке — Клещ.
  2. Актер с проблемами с алкоголем, который зациклен на прошлом.
  3. Девушка, торгующая своим телом, но желающая только невинной и чистой любви, — Настя.
  4. Анна, страдающая от тяжелой болезни, мучимая бесконечными мыслями.

Таких персонажей в пьесе очень много, каждый искренне старается верить, что когда-нибудь получится вернуть свою жизнь в прежнее русло. Их существование крутится сейчас вокруг подвала, той самой ночлежки, где люди перестают быть собой и постепенно сдаются.

Максим Горький старается особо сильно не расписывать своих персонажей, не затрагивает биографию, а просто приводит минимум черт, которые отлично раскрывают всю атмосферу произведения.

Образы ночлежников в пьесе горького на дне

Страшное существование жителей ночлежки становится символом обездоленности. Однако некоторые до сих пор стараются биться за личностную стойкость. Темнота и угрюмость обиталища наполнена болью, но даже здесь звучат гордые слова о человеческом достоинстве, о невероятной силе человека.

Бывшие люди

Пьеса Горького изображает ночлежку Костылева и лишенных всего жителей этого мрачного места. Общество сформировало официальную пропаганду о существовании ночлежки. Было решено, что туда попадают те, кто обязательно обладает какими-то пороками, люди, неспособные приспособиться к социальному устою. Автор же пытался доказать обратное: что даже в таком злачном месте, человек старается сохранить достоинство и то хорошее, что у него осталось:

На дне ночлежники

  1. Настя мечтает не о еде или богатстве, а о большой любви.
  2. Клещ отличается трудолюбием и честностью в работе и др.

Описание ночлежки

Ночлежники на дне

  1. Подвальное помещение сравнивается с пещерой.
  2. Тяжелые потолки, каменный свод, закопченный, штукатурка постоянно обваливается.
  3. Квадратное окно на правой стороне дает совсем немного света.

Такое страшное и темное место не обходится без невероятно вредных управителей: главной фигурой является Костылев, считающий себя хозяином жизни. Он постоянно требует денег у постояльцев, готов отобрать у них все до последней крошки. Его жена также безнравственна.

Образы персонажей пьесы

Все обитатели имеют отдельные личностные качества, из-за которых у читателя возникает к ним сочувствие. Эти люди верят в идеализированное будущее, но поменять свое место в мире не способны. Именно здесь появляется тот самый персонаж, который полностью переворачивает устройство ночлежки — Лука.

Образ ночлежки в пьесе на дне

Герой характеризует утешительную силу, это образ, который пытается поменять жизнь людей. Он предлагает Пеплу заоблачную мечту о свободе и воле в Сибири, Актеру — подходящую лечебницу, Анне — награду на небесах за терпение. Практически каждый герой получает от него утешительные слова, но все они строятся на обмане.

Когда-то герой на протяжении 5 лет отбывал срок в тюрьме. Он совершил убийство: встал на защиту собственной сестры и во время драки по неосторожности убил человека. Сатин не имеет желания возвращаться к честной жизни, он привык существовать, занимаясь шулерством.

Судьбы ночлежников в пьесе горького на дне

Один из малочисленных женских персонажей — Настя, девушка, занимающаяся проституцией. Несмотря на все тяготы собственной жизни, она не впала в отчаянье, не ожесточилась на мир, не стала бездушной. Наоборот, она искренне мечтает, что встретит своего любимого. Однако в реальной действительности нет места светлым чувствам, все оценивается только бумажками, имеющими определенный номинал. Отказываясь трезво воспринимать происходящее, она выдумала себе времена, в которых у нее была большая и светлая любовь.

Настоящее имя Актера читателю не известно. Когда-то он относился к творческой интеллигенции, а в настоящее время является просто кем-то. Безымянный человек. Каждое новое воспоминание о былой славе ярче предыдущего. Спасение от горькой действительности он также находит на дне стакана.

Образы ночлежников на дне

Анна — самый несчастный и трагичный персонаж. Она страдает больше всех: больна, и с каждым днем огонек ее жизни угасает. Эта героиня являет собой собирательный образ простой женщины начала ХХ века. Ее облик можно отнести к нейтральным, который характеризует общую массу ничем не примечательных людей: не приносящих зла, но и не олицетворяющих собой ничего светлого. Она абсолютно примирилась с действительностью, надеясь лишь, что обретет счастье в загробном мире.

Единственный, у кого еще не иссякла надежда вырваться со дна — это Клещ. Да, он разгневан на всех людей, иногда жестоко обходится со своей супругой Анной. Однако только он видит, что спасение от нынешней жизни кроется в утомительном, каторжном, но честном труде.

Главная проблема общества

Пьеса Горького стала невероятно сильной социально-философской драмой и великолепно характеризовала все трудности и противоречия общественного порядка. Люди, попавшие в ночлежку, не могут найти путь обратно, они давно лишились будущего, а мир отвернулся от них навсегда.

Образы ночлежников

Логика автора заключается в душевных переживаниях персонажей. Горький считает, что человек должен быть силен духом, чтобы преодолеть барьер жестокой реальности и продолжить жить. А ложь не способна помочь никому, ее выбирают слабохарактерные личности, чтобы не видеть правды.

Писатель использует образ Сатина, как человека, отстаивающего его точку зрения. Он пытается показать, что как долго бы не продолжался спор между героем и Лукой, он знал, что старик давно понял истинное положение вещей в ночлежке, но просто искал способ утешить людей.

Читайте также: