Каким человеком был крылов сочинение

Обновлено: 08.05.2024

Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Сочинение о баснях Крылова — 5 класс

Вариант 1

Крылов Иван Андреевич — знаменитый, известный на весь мир баснописец. Каждое из его произведений — это поучительный шедевр. С самого детства учителя и родители дают нам читать басни Крылова, чтобы мы росли и воспитывались на правильных примерах и моралях.

Пересказывать басни Крылова и говорить о смысле, заложенном в каждой из них можно бесконечно. Самое главное — понять, для чего они были написаны. Мое мнение — для воспитания. Каждое произведение заканчивается некой моралью, которая должна быть заложена в сердцах детей и взрослых.

В первую очередь басни Ивана Андреевича, великого писателя, учат нас быть добрыми по отношению друг к другу. Еще одна важная мораль — честность. Никогда не нужно врать, потому что самая изысканная ложь все равно выльется наружу. Некоторые басни гласят, что всегда нужно оставаться самим собой, а главное — уметь находить выход из любой ситуации. Крылов повествует о том, что зависть — одно из худших человеческих чувств, а желание учиться и совершенствоваться положительно скажется на каждом из нас.

Именно благодаря таким моралям басни знаменитого Ивана Андреевича Крылова будут полезны не только школьникам, но и некоторым взрослым, которые в дальнейшем смогут подавать хороший, добрый пример своим детям.

Иван Андреевич Крылов великий русский баснописец, сделавший басню не только остро сатирическим произведением, но поднявший ее на небывалую высоту. Его произведения не просто оригинальны, высокохудожественны, но они не потеряли своего значения и в наши дни.

Крылов в своих баснях не просто критиковал царскую власть, правительство и чиновников, во многих своих произведениях он изображал сатирически и высмеивал конкретные события и определенные исторические личности. Так, в басне Квартет поэт высмеял Государственный совет и его руководителей, оказавшихся неспособными и беспомощными перед конкретными политическими задачами.

Крылов обращает свою сатиру против пустопорожних болтунов и неучей. Басня была написана через год после того, как приступил к своим обязанностям сформированный Александром I Государственный совет. Царь разделил его на четыре отдела, во главе были поставлены высокородные вельможи: князь Лопухин (Козел), граф Аракчеев (Медведь), Завадовский (Осел), Мордвинов (Мартышка).

Да косолапый Мишка;

Затеяли сыграть квартет

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

И вот пошли длиннейшие споры о том, кому из вельмож начальствовать над каким из отделов. Несколько раз им пришлось по воле царя меняться ролями, пока наконец, роли были окончательно распределены:

Вот, пуще прежнего пошли у них разборы

Кому и как сидеть.

Но мудрый Соловей народ понимает необходимое условие слаженной игры квартета работы Государственного совета профессионализм:

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней,

Им отвечает Соловей.

И почти как афоризм, коротко и категорично звучат слова приговора:

А вы, друзья, как ни садитесь.

Все в музыканты не годитесь.

Крылов от имени народа, всех здравомыслящих людей… говорит, что для занятия политикой, делами государства, недостаточно просто принадлежать к высшему классу по рождению, необходимы специальное образование и культура, природный ум и способности оратора. Всего этого лишены назначенные вельможи, оттого и не вышло толку от их деятельности.

Эту же тему Крылов продолжает в басне Лебедь, Рак и Щука. По объему басня совсем небольшая, но это не умаляет ее достоинства. Она остро сатирична; мораль, данная автором в начале произведения, помогает читателям настроиться на нужный лад, сразу и безошибочно понять мысли автора, завуалированные эзоповым языком. Современники Крылова прекрасно понимали аллегории поэта.

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись,

И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!

Поклажа бы для них казалась и легка,

Да Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Мастерство Ивана Андреевича заключается в универсальности его произведений. Написанные на конкретные события, они в силу своей многозначности могут быть приложены к любому подходящему моменту. Они существуют вне времени и пространства, в этом их главное достоинство. Они так же актуальны сегодня, как и сто лет назад. Как объяснить этот феномен. У него много составляющих: это и талант Крылова, нашедший свой выход в сатире, в жанре басен. И прекрасный, образный и лаконичный язык, которым так мастерски пользуется автор, переходя с литературного на разговорный, даже порой на диалектный. И конечно же, знание материала, о котором пишет Иван Андреевич.

Крылов заимствует свои образы из фольклора, благодаря этому писателю не нужны развернутые характеристики героев, стереотипы уже сложились на протяжении веков. Этим он добивается лаконичности и точности характеристик, безошибочного попадания в истину.

Крылов подлинно народный писатель, художник огромной силы, его влияние на русскую литературу было огромным. У Ивана Андреевича учились такие мастера слова, как Некрасов, Салтыков-Щедрин, Островский. В наше время басни Крылова обрели новую жизнь. Они по-прежнему борются с ханжеством и лицемерием, пошлостью и чванством в этом секрет их долголетия.

Что осуждается в баснях Крылова

Басни Ивана Андреевича Крылова, великого русского баснописца, знакомы каждому. Крылов стал классиком еще при жизни — его басни были высоко оценены современниками.

Крылов был настоящим мастером слова: он писал свои басни кратко, доходчиво, очень выразительным, но вместе с тем простым и понятным языком.

Как и основоположник жанра басни Эзоп, и Лафонтен, французский баснописец, живший в 17 веке, Крылов в своих баснях высмеивал человеческие пороки и недостатки. Животные, выступающие действующими лицами в баснях Крылова, воплощают в себе человеческие качества, и автор в иносказательной манере осуждает пороки людей и общества.

Например, в баснях “Свинья под дубом”, “Петух и жемчужное зерно”, “Мартышка и очки” автор высмеивает невежество. В баснях “Квартет” и “Музыканты” — некомпетентность тех, кто берется не за свое дело. В басне “Слон и Моська” — хвастовство. В басне “Ворона и Лисица” — лесть и глупость…

А вот в басне “Волк и Ягненок” Крылорв осуждает тиранию и произвол властей. Недаром первая строка этой басни — “У сильного всегда бессильный виноват”.

Многие строки басен Крылова с годами превратились в пословицы и поговорки, например: “А Васька слушает да ест”, “А ларчик просто открывался”, Басни Крылова, которым уже больше века, остаются удивительно современными и в 21‑м веке.

Общечеловеческий смысл басен И. А. Крылова

Произведения великого русского баснописца И. А. Крылова принесли ему не только известность, но и народную любовь. В своих баснях Крылов высмеивает человеческие недостатки и пороки общества, выступает против несправедливости и беззакония.

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Еще б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился.

Нам становится смешно, потому что каждый из нас хотя бы однажды встречался с людьми, которые пытаются судить о том, в чем совершенно не разбираются.

Однако не во всех баснях злые и коварные хитрецы обманывают честных простофиль. Волка, который хотел залезть в овчарню, а попал на псарню, ждала совсем другая участь. На волчью хитрость нашелся мудрый ответ опытного Ловчего:

С волками иначе не делать мировой,

Как снявши шкуру с них долой.

Мастерство Крылова-баснописца проявляется не только в выборе идей и сюжетов для своих произведений, но и в афо­ристичности языка, близости его к разговорной народной речи. Поэтому немудрено, что многие фразы и выражения настолько точно отражают действительность, что легко вошли в разговорный язык и стали пословицами и поговорками, известными всем.

Обличение пороков человека и общества в баснях И. А. Крылова”

Сочинение “Обличение пороков человека и общества в баснях И. А. Крылова“В своих сатирических баснях Иван Андреевич Кры­лов выступает как обличитель пороков самодержавно-крепостнической России. Причём жало его сатиры на­правлено как против недостатков, присущих отдельным людям, так и против общественных явлений, тормозящих развитие страны по пути прогресса.

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Смотри-ка, — говорит, кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у неё ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Под Мартышкой подразумеваются люди, которые видят недостатки других, а своих собственных не замеча­ют, даже если перед ними поставить зеркало. Уроком та­ким людям служит ответ Мишки:

« Чем кумушек считать трудиться,

Однако мораль басни оказывается шире её непосред­ственного содержания. В ней И. А. Крылов указывает на такой общественный порок, как взятки:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.

На Щуку подан в суд донос,

Что от неё житья в пруде не стало;

Улик представлен целый воз…

Но в роли Прокурора на суде выступила Лиса. Однако:

…слух между народа шёл,

Что Щука Лисыньке снабжала рыбный стол…

Хитрая Лиса предлагает вынести прудовой хищнице, на первый взгляд, суровую меру наказания:

Повесить мало, я б ей казнь определила,

Какой не видано у нас здесь на веку:

Чтоб было впредь плутам и страшно, и опасно —

Кричат судьи. На том решили все согласно.

И Щуку бросили — в реку!

То есть на деле, при видимости наказания, преступнице предоставили возможность и дальше вершить свои воровские делишки. Только теперь уже не в пру­де, а в реке.

Я думаю, что сатирические басни И. А. Крылова не потеряли своего значения и в наши дни.

У сильного всегда бессильный виноват

Басням И. А. Крылова уже более двухсот лет, однако их образы до сих пор остаются живыми и узнаваемыми. Это происходит потому, что великий баснописец не выдумывал характеры своих персонажей, а наблюдал их в жизни. Басни Крылова — жгучая сатира на чиновников-самодуров, они направлены на высмеивание людских пороков: лени, трусости, лицемерия.

Сравнивая две басни И. Крылова: “Волк и Ягненок” и “Ворона и Лисица”, можно найти в них много общего. Сила Волка в том, что он больше маленького Ягненка и чувствует свою безнаказан­ность. Но, несмотря на это, он, конечно же, понимает, что поступает неправильно, его совесть нечиста. Поэтому Волк, “делу дать хотя законный вид и толк”, начинает лицемерить. Он пытается сделать виноватым слабого Яг­ненка, который силе может про­тивопоставить только свою честность. Ягненок смело отвечает на вопросы Волка, но его судьба — быть съеденным. “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, — прерывает Волк все возражения Ягнен­ка и утаскивает его в темный лес.

В басне “Ворона и Лисица” сила вначале явно на стороне Вороны: ведь у нее есть сыр и сидит она в безопасности — высоко на дереве. Лисе ее не достать. Но у каждой своей методы достижения цели. Лиса хитра и умело этим пользуется. Она начинает расхваливать доверчивую Ворону: “что за шейка, что за глазки!” Увидев, что птица внимательно прислушивается к лести, Лисица просит Ворону спеть. Заслушавшись, Ворона охотно каркает, и сыр достается Лисице. Мне кажется, что в этой басне И. Крылов высмеивает не столько лицемерие Лисицы, сколько довер­чивость, простодушие, самолюбование Вороны, которая не умеет отделить слова лести от правды.

Н. В. Гоголь писал, что басни И. Крылова — “подлинная книга народной мудрости”. На основе ситуаций, созданных авторами, на примере героев басен учишься быть честным, смелым, не говорить о том, чего не знаешь, и понимаешь, что знаний много не бывает.

Произведения великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова знакомы нам с самого детства. Он писал замечательные короткие рассказы поучительного характера — басни, в которых осуждал и осмеивал человеческие недостатки. Действующими лицами в баснях выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества.

Басни Крылова стали широко известны еще при его жизни, но до сих пор пользуются большой популярностью. Потому что темы, затронутые им, и созданные им аллегорические образы и сейчас остаются актуальными. В его баснях воплощаются народные идеалы трудолюбия, благородства, честности, бескорыстия, добра и справедливости.

А. С. Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства русского народа: “веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться”.

Нужно обладать настоящим талантом, чтобы так ярко и кратко, в двух строках, как это делал Крылов, уметь показать целый характер. Крылов писал так просто, доходчиво, что каждый человек легко запоминает чудесный язык его басен, узнает русский характер в героях. В своих произведениях Крылов, отстаивая идеалы добра и справедливости, бескорыстия и трудолюбия, едко высмеивает хитрость, лень, глупость, упрямство, трусость.

Например, в баснях “Квартет”, “Лебедь, Щука и Рак” он критикует отсутствие элементарных умений и согласия, без которых нельзя достичь хороших результатов. А “Волк и Ягненок” — злая сатира, в которой автор критикует безнравственность, деспотизм и произвол властей: “У сильного всегда бессильный виноват”.

Особое место в творчестве Крылова занимают басни, написанные во время Отечественной войны 1812 года: “Кот и Повар”, “Волк на псарне”, “Обоз”, “Ворона и Курица”. В них воплотились патриотический дух народа, мысли и чувства самого автора в час грозных испытаний. В героях басни “Волк на псарне” мы узнаем русский народ, поднявшийся на войну с Наполеоном, самого Наполеона в образе Волка и мудрого русского полководца Кутузова в образе Ловчего.

Огромный успех и популярность басен И. А. Крылова можно объяснить тем, что автор представил в своих произведениях всю русскую жизнь и оценил ее с точки зрения простого народа. В своих баснях Крылов откликался на события современной ему жизни, но они не теряют своей актуальности, потому что настоящие, поэтически сильные слова и правдивые образы навечно становятся достоянием народа. В языковых средствах, образах Крылов идет от фольклора, но при этом благодаря точности, меткости, простоте многие строки его басен вошли в разговорную русскую речь, стали пословицами и поговорками, зажили своей собственной жизнью: “А Васька слушает да ест”, “А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь”, “А ларчик просто открывался”, “Недаром говорится, что дело мастера боится”.

Басни И. А. Крылова не стареют. Они и для нас, современных читателей, интересны и полезны.

Чему учат нас басни? (сочинение)

Читая басню, мы от души смеемся, но в то же время понимаем, что главный ее вывод всегда серьезный. В своих баснях писатели-писатели обличают те недостатки, которые мешают людям жить. Они, безусловно, несут в себе положительный заряд — всегда работают на добро, помогают нам избавиться от недостатков, бороться с теми, кто не хочет жить честно, кому не нравится нормальные человеческие отношения.

Байки осуждают паразитизм, моральную низость. И в то же время учат нас быть человечными, доброжелательными, трудолюбивыми. Немало поучительного находят для себя в баснях все новые и новые поколения людей, что приходят в мир. Всегда интересными, нетленными остаются сюжеты басен, персонажи которых — Лев, Медведь, Волк, Лиса, Ягненок и другие звери — помогают понимать добро и зло, правду и неправду в жизни людей, поэтому воспитательное значение басен трудно переоценить.

Школьное сочинение для младших классов на примере басен

Одной из первых форм художественного мышления рядом с мифом была басня — короткий рассказ, чаще всего в стихотворной форме, преимущественно сатирического характера. В чем же секрет такого долголетия литературного жанра? Чего учит нас басня?

Современные люди, к величайшему сожалению, очень часто небрежно относятся к окружающей среде: вырубают дерева, загрязняют реки, воздух, не задумываясь над тем, чем они будут дышать, и что будут потреблять за несколько лет. Эти люди напоминают мне Свинью, которая уничтожает Дуб, который ее кормит.

По школьным учебникам мы знаем Ивана Крылова как главного баснописца: он высмеивал чиновников, глупцам отвечал остроумными анекдотами, не стеснялся говорить правду в лицо. Между тем многие современники вспоминают его как доброго человека, который был окружен любовью и поклонниками, но никому не мог открыться по-настоящему. А сам Крылов считал себя не баснописцем, а переводчиком и поэтом.

Детство, бедность и любовь к чтению

Его родители жили бедно — отец был армейским офицером, который участвовал в пугачевском бунте, и при отставке не получил ни званий, ни наград, ни большого жалованья, а после переезда в Тверь скончался. Чтобы помочь матери, будущему писателю в возрасте десяти лет пришлось выйти на службу в суд.

У Крылова не было возможности получить хорошее классическое образование, но отец в наследство оставил ему сундук с книгами, а мать сумела привить мальчику любовь к труду и чтению. Писатель всегда с нежностью вспоминал о ней: "Она была простая женщина без всякого образования, но умная от природы и исполненная высоких добродетелей".

Портрет, нарисованный в 1812 году А.О. Орловским Public domain via Wikimedia Commons

В юности будущий писатель увлекался кулачными уличными боями и часто побеждал в них: у него было довольно мощное телосложение. Искусствоведы полагают, что в том числе эти бои, в которых участвовали в основном крестьяне и рабочие, развили в нем интерес к народному быту и нравам.

Когда ему было 13 лет, семья переехала в Петербург, где мать Крылова смогла получить пенсию по вдовству, а ее сын — новую должность и возможность заниматься творчеством.

В породе и в чинах высокость хороша,

Но что в ней прибыли, когда низка душа?

Литературный Петербург

Начав писать, Крылов больше не знал ни бедности, ни лишений: в столице ему покровительствовал высший свет, книги сразу же раскупались, а лучшие умы и представители интеллигенции искали его общества и расположения — хотя именно про них он и писал свои сатирические произведения. Современники говорят об удивительной харизме и живом уме, которые и помогали ему располагать к себе общество.

Международное слово

Его первым драматическим сочинением стала комическая опера "Кофейница". Потом была трагедия "Клеопатра", которая открыла ему путь в театральный мир столицы. "Благодаря блестящему остроумию и очевидному поэтическому таланту провинциальный юноша быстро сделался любимцем актерской компании. Крылов близко сходится и с другими выдающимися людьми петербургской сцены, в частности с П.А. Плавильщиковым и С.Н. Сандуновым. В течение пяти-шести лет он становится автором нескольких оригинальных драматических сочинений и переводов", — пишет писатель и литературовед Аркадий Гордин.

Когда Крылов только приехал в Петербург, он сблизился со знаменитым драматургом Яковом Княжниным, который относился к нему по-отечески тепло и даже пригласил его жить в своем доме. Помогал ему и директор императорских театров генерал Петр Соймонов, заказывая переводы французских пьес для постановок и ставя спектакли по его произведениям.

Впрочем, сотрудничество с ними в итоге закончилось громким скандалом. Крылов написал комедию "Проказники", где назвал драматурга литературным вором и дал ему имя Рифмокрад. Эту работу он принес Соймонову, который отказался ее ставить и, более того, снял с репертуара все пьесы Крылова.

И в этом — весь Крылов. Даже обладая высокими чинами и находясь в дружеских отношениях с интеллигенцией, он никогда не отказывался от сатиры, если на то была причина.

Памятник И.А. Крылову в Летнем саду в Санкт-Петербурге Roger Viollet/Getty Images

В Петербурге писатель начал издавать свой первый журнал — "Почта духов, или Ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами", который выглядел как переписка сверхъестественных существ с философом: гномов, эльфов и бесов. Основной темой была критика правления Екатерины II. Конечно, для властей это не было тайной, и журнал просуществовал лишь полтора года, а после его закрытия самого Крылова временно отстранили от журналистской деятельности.

Полезен ли другим о басне сей урок,

Не знаю; а творцу бедняжке он не впрок!

И. Крылов, "Эпиграмма на Дмитрия Хвостова"

Как Крылов посещал высший свет

Хоть Иван Андреевич и вращался в высших кругах, общался с чиновниками и даже с царской семьей, современники вспоминают, что он не слишком много внимания уделял своему внешнему виду: "Когда у него появлялось "хорошее платье, оно недолго оставалось у него таким". А дома у баснописца висела дорогущая медвежья шуба, которая была покрыта слоем пыли толщиной в палец.

Сочинение о крылове

Сочинения

Басни стали для русского человека прямой ассоциацией с именем знаменитого литератора. Этот простой и незамысловатый жанр поэтических произведений приходится по душе многим, потому что по размеру походит на небольшое стихотворение, несёт в себе важный смысл и нагрузку, поучает. Именно поэтому баснями восхищались, восхищаются и будут восхищаться. Эта тема не утратила актуальность по сей день при написании сочинений о творчестве Крылова.

Знаменитый творец

В Санкт-Петербурге жили и работали многие известные люди. Это и композиторы, и писатели, и поэты, и учёные. Сегодня речь пойдёт об Иване Андреевиче Крылове. Он был очень добрым и весёлым человеком, боролся с недостатками, которые мешали жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни, которыми автор заслужил звание всенародного творца.

Басни — это краткое поэтическое произведение, имеющие нравоучительный характер. Они похожи на небылицу, в них действующие лица — животные, ведущие себя как люди:

Сочинение о творчестве крылова

Жизнь и творчество

Иван Андреевич — русский писатель, баснописец, родился в Москве в 1769 году. Детские годы Крылова прошли именно в столице, но всю остальную жизнь в Питере. Ивану Андреевичу с малых лет читали большое количество сказок, стихотворений, мифов и легенд, которые откладывались в подсознании мастера слова.

Такое детское любопытство заставило автора много лет спустя начать писать басни, которые могут показаться совсем не взрослой литературой. Этот стереотип был развеян, так как Иван Андреевич ещё при жизни смог получить признание.

Сочинение про крылова

Три года он прожил на Дворцовой набережной в доме номер 2, а из окон квартиры любил любоваться на летний сад. 8 лет И. А. жил в квартире на Исаакиевской площади, дом номер 4, а из окон любовался уличками. 25 лет проживал на углу Невского проспекта и Садовой улицы, служил в Императорской публичной библиотеке.

Один из современников отмечал, что идя мимо дома, где проживал Крылов, видел, как в одном из окон второго этажа лежал Иван Андреевич и посматривал на ходящий люд. А иной раз баснописец шагал по проспекту и десятки людей здоровались с ним. Крылов являлся не просто корифеем, он стал важной частью города и знал его досконально.

Покинув службу в любимой библиотеке и выйдя на пенсию, Иван Андреевич переезжает на центральную линию Василевского острова, дом номер 8, где и коротает последние годы жизни. Здесь он занимается подготовкой печати басен в десяти томах, которые вышли в декабре 1843 года и стали предсмертным прижизненным изданием автора.

21 ноября 1844 года Иван Андреевича Крылова не стало. Он умер в возрасте 75 лет. Сегодня около монумента и могилы литератора можно встретить множество почитателей его творчества, приносящих цветы и подарки. В 1855 году в Летнем саду был установлен монумент великому баснописцу на деньги, которые собрали по всей Руси.

Памятник выполнил русский ваятель — Колт. Это был первая статуя литератора в Петербурге, а на пьедестале было представлено 36 басен. За всю свою жизнь же Иван Крылов написал 236 произведений.

Отзывы читателей

Творчество И. А. обязательно к изучению в школьной программе, хотя бы кратко, потому что это удивительный и захватывающий мир, увлекающий взрослых и детей. Люблю писать мини-рассуждения и сочинения о Крылове со школьниками.

Мне очень полюбилось творчество Крылова, потому что басни несут в себе очень серьёзный подтекст и смысловую нагрузку. Именно поэтому было просто написать сочинение про басни Крылова в 5 классе. Всем советую прочитать хотя бы 5 из них.

Иван Андреевич Крылов был не только талантливым баснописцем, но и известным чудаком, о странностях которого ходили легенды и слагались анекдоты. Эти истории дошли и до наших дней, давая нам возможность получше узнать этого необычного литератора.

Невероятный обжора

Баснописец жаловался, что на знатных обедах ему приходится голодать: суп подают на донышке, пирожки — с грецкий орех, на десерт, стыдно сказать, пол-апельсина с вареньем, за добавкой не дотянешься… Зная это, друзья Крылова создавали для него личное меню с дополнительными яствами.

Пахучий чудак

Известным фактом была неопрятность Крылова, который не перетруждал себя по части соблюдения личной гигиены. Баснописец почти всегда имел пятна на одежде, волосы были нечёсаны, а тело источало невероятное амбре, приводившее в замешательство окружающих его людей.

Как-то раз царица Мария Фёдоровна увидела Крылова и попросила привести его к себе. Тот не хотел идти, ссылаясь на ненадлежащий вид, но императрица настояла. Баснописец подошёл к ней в засаленном кафтане с жирными пятнами, в дырявых сапогах и с лохматой шевелюрой. Он наклонился, чтобы поцеловать царице руку, но сразу же чихнул прямо на неё. Примечательно, что царица не разозлилась, и даже пожаловала баснописцу новый костюм и сапоги из оленьей кожи.

Однажды Крылов собирался на маскарад и думал, что бы надеть. Друзья в шутку посоветовали ему помыться, мол, так точно никто не узнает.

Лентяй и соня

Иван Андреевич был любителем не только сытно поесть, но и сладко поспать. Он 30 лет работал в Императорской Публичной библиотеке, и даже там отдавался Морфею на пару часов в разгар рабочего дня. Но этому соне всё это сходило с рук, ведь он был другом царской семьи.

Друзья знали об этой привычке Крылова, поэтому в гостях выделяли ему тихое место, где он мог бы покимарить после обеда. Иногда баснописец не спал, а просто притворялся, чтобы его не трогали до ужина. Друзья знали и об этом, поэтому старались не тревожить друга лишний раз.

Есть даже популярная эпиграмма на Крылова авторства Д. И. Хвостова:

Небритый и нечесаный,
Взвалившись на диван,
Как будто неотесанный
Какой-нибудь чурбан,
Лежит, совсем разбросанный,
Зоил Крылов Иван:
Объелся он иль пьян?

Неуклюжий растяпа

Известно, что Иван Андреевич был довольно неуклюжим человеком. часто что-то ломал или разбивал, причём не только дома, но и в гостях. Баснописец мог нечаянно задеть животом ценную китайскую вазу или снести с петель дверь лёгким движением плеча.

Читайте также: