Какие особенности имеет человеческая память сочинение гранин

Обновлено: 02.07.2024

(1)Я стоял у окна вагона, бесцельно глядя на бегущий мимо пейзаж, на полустанки и маленькие станции, дощатые домики с названиями черным по белому, которые не всегда успевал прочитывать, да и зачем. (2)Поля, перелески, столбы, волны проводов, стога сена, кусты, просёлки — и так час за часом. (3)Рядом, у следующего окна, стоял мальчик. (4)Он смотрел неотрывно. (5)Мать позвала его в купе, он схватил бутерброд и снова прилип к стеклу. (6)Она попробовала усадить его к окну в купе, но он не согласился. (7)Здесь, в коридоре, ему никто не мешал, он был безраздельным хозяином своей подвижной картины. (8)Я уходил, разговаривал со своими спутниками, возвращался и заставал его в той же позе. (9)Что он там высматривал, как ему не надоело, ведь это было совершенно бессюжетное зрелище, не то что экран телевизора. (10)Теперь я смотрел не в окно, а на него. (11)Кого-то он мне напоминал. (12)Ну конечно, та же поза, те же грязноватые стёкла. (13)Они-то и помогли мне вспомнить мои детские путевые бдения. (14)С той же жадностью и я ведь простаивал часами перед теми же стёклами, заворожённый мельканием путевых картин. (15)Оттуда, не из близи, несущейся навстречу, а из далей, еле плывущих, почти недвижимых пространств, из лесной каймы на горизонте, серых туманных полей возвращались устремлённые к ним детские мечтания. (16)В тех смутных, расплывчатых картинах я был путешественником, был охотником и одновременно медведем, был журавлём, шагающим по болоту… (17) Бесконечная смена берёзок, елей, лесных проталин, деревень, пашен — и снова лес, просеки, изгороди — всё это тогда почему-то не усыпляло, а возбуждало воображение. (18) Я растворялся в огромности этой земли, она входила в сознание, откладывалась на всю жизнь. (19)Спустя десятилетия у окна поезда, постукивающего по рельсам Германии, а то и Китая, где каждый клочок обработан, откосы железнодорожных насыпей сплошь засеяны, в моём восприятии присутствовали впитанные детской душой просторы, эти стояния у окна. (20)Вдруг в бесформенной зыбкости воспоминаний, глядящих из закатного окна, обозначилось что-то. (21)Это был мужик, огромный, в жёлтой рубахе, с колом в руках. (22)Смутно вспомнились станционный палисадник, несколько телег, лошади с холщовыми торбами на мордах. (23)Но всё это: и привокзальная площадь с деревянными мостками, и перрон, и станционный колокол — всё было как бы задником, а впереди, подняв кол, мужик бежал за пареньком, который, прикрыв голову руками, мчался вдоль перрона по ходу поезда. (24)Он бежал, прихрамывая, лицо его было обращено к вагонам, на какой-то миг глаза наши встретились. (25)Ужас был в его взгляде, крик о помощи, а перрон был пуст, мне показалось, что я единственный человек, единственный свидетель, которого он увидел; я наклонился к краю рамы, но в окно уже вошли огороды с чучелами, шлагбаум, и станция исчезла, как исчезали все другие станции. (26)Догонит ли его этот с колом, что будет с ним, за что он его так — ничего этого я никогда не узнаю. (27)Помню своё отчаяние, которое росло оттого, что поезд не останавливается, мчится всё дальше, а там, может, парня догнали и бьют, и никто этого не видит, не знает, и я не могу никого позвать, показать. (28)Кажется, я действительно закричал, побежал к отцу, который был в купе, никто ничего не понял из моих объяснений, и я понял, что ничего не могу им объяснить. (29)Кажется, так оно было, но с уверенностью не могу сказать, да и какое это имеет значение. (30)Значение же имели огромные глаза этого паренька, мужика того я узнал бы, а от парня остались только ужас, заполнивший всё окно, и невозможность вмешаться, помочь, закричать. (31)И опять пошли перелески, колыхания проводов, песчаные тропки в зелёной траве, голубые поля льна, серебряные — овсов, красные — гречихи, золотистые — ржи, сизые — капусты, ельники, клевера, рыжие стада — огромный мир, который заботливо старался смыть ту случайную картинку. (32)Она затерялась в памяти. (33)Но сейчас, глядя в такое же пыльное, в грязных потёках окно, я с завистью вспомнил своё мальчишеское отчаяние. *Даниил Александрович Гранин (1919-2017) — советский и российский писатель, киносценарист, общественный деятель.

Примерный круг проблемАвторская позиция
1. Проблема ценности детских воспоминаний. (Какую роль в жизни человека играют воспоминания детства?)1. Воспоминания детства обладают большой эмоциональной силой, они заставляют живо переживать то, что случилось много лет назад, возвращают человека в давно ушедший мир, будят его воображение.
2. Проблема детского восприятия мира. (Как ребенок воспринимает окружающий мир?)2. Окружающий мир для ребенка полон загадок и тайн, сильных впечатлений и ярких эмоций. Открывая мир с помощью фантазии, пытаясь найти в нем свое место, ребенок готов бороться с несправедливостью и жестокостью.
3. Проблема роли природы в жизни человека. (Какую роль играет природа в жизни человека?)3. Природа завораживает человека, заставляет его задуматься о величии земли, на которой он живет, пробуждает любовь к Родине, будоражит его воображение.

Пример сочинения ЕГЭ по проблеме №2: Проблема детского восприятия мира

Каждый человек воспринимает мир по-своему. Это зависит от множества факторов, например, от влияния общества, от отношений с людьми или от нашего жизненного опыта. А как воспринимают окружающий мир дети, которые многое видят впервые? Для ответа на этот вопрос обратимся к тексту писателя Д. А. Гранина.

Оба примера, дополняя друг друга, помогают нам понять, как дети воспринимают окружающую их действительность.

Авторская позиция очевидна: мир для ребенка полон тайн и сильных впечатлений, открывая мир с помощью фантазии, пытаясь найти в нем свое место, ребенок готов бороться с несправедливостью и жестокостью.

Я согласен с такой точкой зрения. Детство – самая лучшая пора в жизни человека, детские воспоминания самые яркие и интересные, ведь именно в это время мы познаем мир, открываем для себя новое, фантазируем, мечтаем. Воображение словно дорисовывает события, происходящие вокруг нас. Но, к сожалению, не все, что окружает людей, прекрасно, есть в мире место жестокости, бессердечию и бесчеловечности. Ребенок со своей чистой душой, видя зло, готов ему противостоять.

В заключение хотелось бы отметить, что период детства играет важную роль в становлении личности, все воспоминания тех лет останутся духовным богатством человека. Очень важно окружать ребенка заботой, добротой, любовью, стараться избегать негативных моментов.

(17)Или возьмите мостовую, составленную из деревянных чёрных шашек-торцов. (18)Ими была вымощена Моховая улица, даже Невский проспект. (19)Ну как в музее передать звонко цокающий звук подков по сухой торцовке? (20)Как повторить смол исто-дегтярный запах, что курился в летнюю жару на улицах, выложенных просмолёнными шашками, запах, напоминающий мне лесосеки, где работал отец, смолокурни, добычу живйцы1? (21)Осенью торцы становились осклизлыми, лошади шли по ним бесшумно.

(33)У моей мамы были щипцы для завивки волос. (34)Щипцы нагревали на огне, затем накручивали на них волосы. (35)Это было самое распространённое женское оборудование. (36)Такое же, как позднее бигуди. (37)Эти щипцы стали электрощипцами. (38)А самовар стал электросамоваром, утюг — электроутюгом, лампа перешла от керосиновой к электрической.

(39)Город 30-х годов. (40)3а ним последовал город войны, блокады, город 40-х годов, тоже чьё-то детство. (41)Недавний Ленинград уже кажется трогательным и наивным, расцвеченным колдовским туманом детских воспоминаний. (42)Какими предстанем там мы, взрослые и пожилые? (43)Как подсмотреть будущие воспоминания о Петербурге XXI века? (44)Его вещах, звуках, домах?

(45)Незаметно, украдкой детская память творит их из наших слов, наших улиц, из нас самих. (46)Они могут выплыть благодаря какой-нибудь ерунде — песенке, подстаканнику в пыльной невнятице случайных находок, через десятки лет. (47) 3еркала будущего отразят вещи нашего обихода с праздничной растроганностью. (48) В музее отживших вещей наш потомок наткнётся на мотоцикл, сверкающий древним никелем, положит руки на рогатый руль. (49)Смутная грусть передастся ему от извечной невозможности понять ушедшее.

(50)Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. (51)В этом заповеднике он акварельно обольстителен. (52)Там всегда сияет жёлтое солнце с толстыми лучами и идут демонстрации. (53)На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. (54)Воодушевление и зов. (55)С тех пор прошло много лет. (56)Город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. (57)Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое.

(По Д. А. Гранину)[i][/i]

Человек, спустя какое-то время приезжающий в то место, где он вырос, испытывает ностальгические чувства. Конечно, с течением времени многое меняется до неузнаваемости, а детские воспоминания остаются. Д.А. Гранин поднимает в тексте проблему изменений в жизни города.

Оба аргумента взаимосвязаны и доказывают мысль Д.А. Гранина о необратимости времени и происходящих в нашей жизни переменах. У каждого человека есть свои воспоминания и те моменты, которые ему хотелось бы вернуть.

Итогом размышлений писателя становится такая позиция: процесс изменений в городе постоянный и неудержимый. Так, в Петербурге, о котором рассказывает автор, в 1930-е годы шла абсолютно другая жизнь.

Таким образом, каждый человек во взрослой жизни стремится вспомнить свои детские годы, ту обстановку, которая его окружала. Но с течением времени во всём и везде происходят значительные перемены, которые необходимо принять.

5 готовых проверенных сочинений по тексту Д. А. Гранину (на Невском, у Литейного, постоянно толпились), с кругом проблем и полным текстом для варианта №17 нового сборника ЕГЭ 2021 Цыбулько И.П по русскому языку 36 тренировочных вариантов.

Готовое сочинение ЕГЭ №1

Город, в котором ты вырос, может измениться до неузнаваемости. Особенно заметна разница, когда навещаешь малую родину через много лет. Д.А. Гранин поднимает в тексте проблему изменений в городской жизни.

Таким образом, человек во взрослой жизни стремится вспомнить детские годы, воссоздать ту обстановку, когда ему было хорошо и комфортно. Но жизнь продолжается, а желание переместиться в прошлое до сих пор остаётся неосуществимым, поэтому мы вынуждены принимать изменения, которые происходят вокруг.

Готовое сочинение ЕГЭ №2

Жизнь человека к подобна реке. Но у каждой реки есть свой исток. И исток жизни человека есть детство. Именно важности воспоминаний детства посвящён текст, который я прочитал.

Автор, известный советский писатель Даниил Гранин, с ностальгией вспоминает о своем детстве, прошедшем в Ленинграде. Ему очень обидно, что многие здания, особенно деревянные, не сохранились до наших дней: они были разобраны на дрова во время блокады. Автору хотелось бы видеть те же здания, которые он видел в своём детстве. Хотя он и понимает, что сейчас город изменился к лучшему, такие постройки представляются ему чем-то вроде живой фотографии.

От воспоминаний об улицах и домах писатель переходит к воспоминаниям о предметах — самых обыденных вещах, которые некогда его окружали. Даниил Гранин приводит примеры тех предметов, которые исчезли из нашего обихода, исчезли и слова, которые их обозначали. Но эти слова отдаются ностальгией в памяти писателя, для него они как привет из давно ушедших лет, из его детства, которое навсегда останется в его душе.

Я думаю, автор хотел сказать, что, хотя город изменился к лучшему, стал красивее и удобнее для жизни, но то, что было прежде, старый Ленинград, который Даниил Гранин помнит и хранит в своей памяти, — это неисчерпаемый источник его радости и вдохновения. Ведь в то время он был совсем юным, жизнь казалась ему счастливой бесконечной, а город, каким он был в то время, — прекрасным и любимым.

Готовое сочинение ЕГЭ №3

Насколько город может меняться с течением времени? Что можно сказать о процессах изменений, протекающих в городе с течением времени? Именно эти вопросы возникают при чтении текста Даниила Александровича Гранина— российского советского писателя.

Позиция автора мне близка. Действительно, процесс изменений, протекающий в городе, является постоянным и неудержимым.

Из этого следует вывод, что как бы ни изменялся город с течением времени, в человеке должны оставаться вечные нравственные ценности: доброта, честность, порядочность.

Готовое сочинение ЕГЭ №4

Что поменялось в городе с течением времени? Вот проблема, которую ставит Д. А. Гранин.

Нельзя не согласиться с мнением писателя: жаль, очень жаль ушедший Ленинград! Но и новый Петербург, пришедший ему на смену, очень хорош и дорог петербуржцам, потому что каждое поколение привносит что-то своё, и города тоже становятся другими; этим явлением невозможно управлять, тем более его нельзя остановить.

Готовое сочинение ЕГЭ №5

Постоянно ли меняется общество? Насколько отличается современная жизнь от жизни несколько лет или десятков лет назад? На эти вопросы отвечает в предложенном для анализа тексте русский писатель Д.А. Гранин.

Проблема быстроты общественных изменений раскрывается через размышления автора и его воспоминания.

Авторскую позицию можно сформулировать следующим образом: общество меняется с такой быстротой, что один и тот же человек в разные временные периоды живет будто в разных мирах.

С автором текста нельзя не согласиться. Общество не стоит на месте, благодаря появляющимся изобретениям образ жизни людей меняется, поэтому жизнь на сегодняшний момент отличается от жизни десять лет назад и даже от жизни год назад. Чтобы доказать эту точку зрения, можно обратиться к нескольким художественным произведениям отечественных писателей.

Подводя итоги к сказанному, можно отметить, что в обществе изменения происходят настолько быстро, что прошлый образ жизни человека может кардинальным образом отличаться от его нынешнего образа жизни.

Полный текст на Невском, у Литейного Гранина Д.А о прошлом:

(17)Или возьмите мостовую, составленную из деревянных чёрных шашек-торцов. (18)Ими была вымощена Моховая улица, даже Невский проспект. (19)Ну как в музее передать звонко цокающий звук подков по сухой торцовке? (20)Как повторить смолисто-дегтярный запах, что курился в летнюю жару на улицах, выложенных просмолёнными шашками, запах, напоминающий мне лесосеки, где работал отец, смолокурни, добычу живицы 1 ? (21)0сенью торцы становились осклизлыми, лошади шли по ним бесшумно.

(33)У моей мамы были щипцы для завивки волос. (34)Щипцы нагревали на огне, затем накручивали на них волосы. (35)Это было самое распространённое женское оборудование. (З6)Такое же, как позднее бигуди. (37)Эти щипцы стали электрощипцами. (38)А самовар стал электросамоваром, утюг — электроутюгом, лампа перешла от керосиновой к электрической…

(39)Город 30-х годов. (40)За ним последовал город войны, блокады, город 40-х годов, тоже чьё-то детство. (41)Недавний Ленинград уже кажется трогательным и наивным, расцвеченным колдовским туманом детских воспоминаний. (42)Какими предстанем там мы, взрослые и пожилые? (43)Как подсмотреть будущие воспоминания о Петербурге XXI века? (44)Его вещах, звуках, домах?

(45)Незаметно, украдкой детская память творит их из наших слов, наших улиц, из нас самих. (46)Они могут выплыть благодаря какой-нибудь ерунде — песенке, подстаканнику — в пыльной невнятице случайных находок, через десятки лет.

(47) 3еркала будущего отразят вещи нашего обихода с праздничной растроганностью.

(48) В музее отживших вещей наш потомок наткнётся на мотоцикл, сверкающий древним никелем, положит руки на рогатый руль… (49)Смутная грусть передастся ему от извечной невозможности понять ушедшее.

(50)Город 30-х годов сохраняется памятью бывших мальчишек и девчонок. (51)В этом заповеднике он акварельно обольстителен. (52)Там всегда сияет жёлтое солнце с толстыми лучами и идут демонстрации. (53)На самом деле этот город не был так хорош, но есть в нём черты узнаваемые, неповторимо пылкие. (54)Воодушевление и зов… (55)С тех пор прошло много лет. (56)Город стал куда красивей, богаче, поздоровел, раздался в плечах. (57)Почему же мы вновь и вновь вглядываемся в его облик, отыскивая в нём прежде всего то, совсем не такое уж благополучное и тем не менее счастливое, прошлое. (По Д. А. Гранину*)

В настоящее время всё дальше и дальше уходят от нас ужасные события Второй мировой войны. Большое количество людей погибло от рук фашистов как на фронте, так и в концентрационных лагерях, где наших соотечественников жестоко пытали, доводили до смерти. Подрастающее поколение уже и вовсе перестает хранить память о героях войны, которые принесли нашей стране победу. Действительно ли сохранение памяти погибших во имя мирного неба над нашей головой является долгом каждого из нас? Зачем нужно передавать будущим поколениям эту память? Именно об этом рассуждает Д. А. Гранин в предложенном для анализа тексте.

Следует заметить, что за послевоенные годы Бухенвальд так и не оброс растительностью. Природа словно олицетворяет весь ужас, который творился на этой земле, и хранит память погибших здесь, в лагере смерти. Автор обращает наше внимание на то, что и в Освенциме, и в Ленинграде, под Пулковом также почти ничего не растет. Сама природа скорбит о жертвах фашизма ничуть не меньше, чем люди. Памятное место на протяжении многих лет посещают люди со всех уголков мира, чтобы отдать честь погибшим во время Второй мировой войны. В том числе и Д. А. Гранин вместе со своей делегацией возложил венок к обелиску в память о своих соотечественниках. Это говорит о том, что память о жертвах фашизма всегда живет в сердцах людей.

Оба примера дополняют друг друга и подчеркивают одну и ту же мысль. Историческая память должна передаваться из поколения в поколение, чтобы не повторились ужасные события прошлого. Долг каждого человека – суметь пронести память о людях, благодаря которым мы сейчас можем спокойно жить.

Авторская позиция ясна. Д. А. Гранин считает, что необходимо хранить память о жертвах фашизма, передавать её младшим поколениям, ведь только так они будут знать, что пришлось пережить их дедам и отцам, и сделают всё, чтобы ужасы войны никогда не настигли их вновь.

Таким образом, мы убедились в том, что сохранение памяти погибших во имя мирного неба над нашей головой является долгом каждого из нас. О фашизме и его последствиях должен помнить каждый человек, ведь это ценный урок, который мы должны усвоить, чтобы подобное больше никогда не повторялось. Без прошлого не может быть настоящего, поэтому нельзя допустить, чтобы наши потомки перестали хранить память о принесших победу ценой своей жизни, а также о жертвах фашизма.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение Роль воспоминаний по Гранину ЕГЭ по русскому языку вариант 35.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Помнит ли человек своё детство? Нужно ли хранить в памяти картины прожитой жизни? Русский советский писатель Даниил Александрович Гранин в предложенном для анализа тексте раскрывает проблему сохранения человеческой памяти.

Для понимания данной проблемы важны примеры из текста. Автор утверждает, что человек не помнит первые годы своей жизни и узнаёт о них лишь от близких людей . Память о детстве появляется к трем-четырем годам. Природа прячет от человека самый "сладостный" период его жизни. Непонятно почему одни вещи мы помним, а другие забываем. Гранин говорит, что воспоминания, особенно ранние, полезно освежать в памяти и переосмысливать. Например, Лев Николаевич Толстой начал своё творчество с рассказа о детстве. Максим Горький стал писать произведение о детстве в сорок пять лет. Набоков, например, бережно относится к своим воспоминаниям:когда писатель жил заграницей, он не приобретал новую мебель, книги, и считал, что приобретенные вещи "отнимают память".

Автор считает, что личность состоит из воспоминаний, особенно детских .

Воспоминания нуждаются " в уходе ". Чем позже начать вспомнать какие-либо моменты из жизни, тем сложнее это будет сделать.

Нельзя не согласиться с мнением автора в том, что детские воспоминания очень важны для человека. Довольно полезно освежать в памяти воспоминания из жизни.

В произведении " Обломов" Гончаров раскрывает проблему роли детских воспоминаний в жизни человека. В главе "Сон Обломова" автор показывает детство героя, обстановку, в которой формировалась личность Обломова. В детских воспоминаниях героя можно увидеть причины поведения Обломова в зрелости. Мальчик рос активным и любознательным ребёнком, но чрезмерная опека родителей заставила Илью считать, что все в жизни будут делать за него. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Гончаров показал, что воспоминания из детства помогают человеку анализировать причины формирования тех или иных личностных качеств, поэтому очень важно хранить в памяти воспоминания из жизни.

Таким образом, хранить в памяти воспоминания из жизни очень полезно. Человек будет знать в чем заключаются причины его поступков, почему у него сформировались те или иные черты характера

Читайте также: