Какие ценности утверждаются в поэме мцыри сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Мцыри — неслужащий монах. Шестилетним маль­чиком по воле судьбы оказался он в монастыре, где и провел всю свою жизнь. Первое время заточения Мцыри очень тоскует и протестует против своего по­ложения: отказывается от пищи, ведет себя отчуж­денно и замкнуто. Однако время лечит — мальчик привыкает ко всему и даже забывает свой родной язык.

Проходит время, и Мцыри покидает монастырь. Почему? Что его подтолкнуло к побегу? Это нам от­крывает поэт в исповеди героя.

Душные кельи, атмосфера полного смирения, уми­ротворенности, тишины и покоя, кротость — это то, против чего восстает герой. Он ищет жизни, полной тревог и борьбы. Не случайно, вспоминая отечество, юноша вспоминает блеск кинжалов. Жажда борения позволяет ему представлять себя настоящим удаль­цом:

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы маг в краю отцов

Не из последних удальцов.

Настоящая жизнь для Мцыри — это преодоление препятствий. Вечная гармония не для него. Плен мо­настыря ненавистен герою:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог, — говорит он.

Герой тоскует по отечеству, к нему стремится и о нем грезит. Родина - святое для Мцыри, несмотря на то, что он покинул ее совсем ребенком. Величествен­ные горы, мудрые старики — все это всплывает в по­этических воспоминаниях героя.

Три дня находясь в пути, Мцыри проявляет себя как сильный, могучий духом человек. Он отчаянно пробивается сквозь терновник, мужественно вступает в схватку с барсом; израненный, продолжает свой путь. Неожиданно снова увидев перед собой ненавист­ные стены монастыря, Мцыри приходит в отчаянье. Тем нее менее он победитель в этой схватке с жизнью. Юноша нисколько не раскаивается в своем поступке. Эти три дня побега, полные борьбы, свободы, — на­стоящая жизнь для Мцыри. За глоток свободы он го­тов отдать все, что имел раньше. Мцыри не отступает от своей идеи, до последних минут жизни он верен тем жизненным ценностям, ради которых и совершил свой побег.

“Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека (Михаи­ла Юрьевича Лермонтова) – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмеш­ливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проница­тельным, беспощадным умом”, – говорил И. А. Андронников. Эта краткая, но очень емкая характеристика поэта раскрывает тайну личности Михаила Юрьевича Лермонтова, поражавшей всех монолитной противоречивостью натуры и характерными особенностями художественного метода.

Лермонтов – поэт-романтик. Им написано в ранний пери­од творчества около тридцати поэм. Наиболее известными являются “Боя­рин Орша”, “Сашка”. “Демон”, “Сказка для детей”, “Тамбовская казна­чейша” и “Мцыри”.

Основной особенностью романтической поэмы “Мцыри” является изо­бражение героя с необычной судьбой, отражающего какие-то грани духовно­го мира самого автора. Мцыри – мальчик-горец, в возрасте шести лет он попал в плен к русским и до юности прожил в монастыре. Лермонтов ут­верждает через образ Мцыри такие нравственные ценности, как свободо­любие,

И это близко и дорого само­му поэту, что проявляется даже в том, что язык исповеди Мцыри не отли­чается от языка стихов автора.

“Смысл поэмы Лермонтова заключается не в рассказе о достижениях героя – их не было, – и не в призыве отказаться от бесплодной борьбы, – наступательный пафос поэмы несовместим с фаталистической покорно­стью, – а в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели”, – писал критик Д. Е. Максимов, выделяя те нравственные ценности, которые утверждаются в поэме “Мцыри”.

Лаконичен сюжет поэмы и не вполне обычна ее композиция. Поэма состоит из двадцати шести глав. В первых трех главах рассказывается

о многих годах жизни Мцыри в монастыре. А одиннадцать глав поэмы рас­сказывают о “трех блаженных днях”, проведенных им на воле. Причем Лермонтов не описывает обыденную жизнь героя. Автора интересуют только важнейшие и притом самые сильные моменты трех дней, прожитых Мцы­ри на воле: бегство из монастыря, борьба с барсом, предсмертный бред у ворот монастыря…

И это повествование после краткого вступления пере­ходит в монолог героя. Характерно внимание автора к психологии Мцыри. Поэт пытается “рассказать душу” своих героев, что и делает в поэме, ис­пользуя форму исповеди:

Ты слушать исповедь мою Пришел сюда. Благодарю…

Несмотря на препятствия, стоящие перед Мцыри, юноша борется до последних сил. Гибель героя неизбежна, тем не менее поэма не порождает уныния, а вызывает стремление к деятельности, призывает к борьбе как нрав­ственной ценности. В этом новаторство поэта, который ввел в романтиче­скую поэму героя, отмеченного печатью “сердца вольного” и пламенными страстями:

Я знал одной лишь думы власть,

Одну, но пламенную страсть.

Эта страсть “сожгла” душу Мцыри. Она родила желание прижаться “пы­лающей” грудью к родной груди. Такое сердце “вдруг зажглося жаждою борьбы”.

Даже художественные средства поэмы подчинены утверждению тех нравственных ценностей, которые дороги М. Ю. Лермонтову и носителем которых является юноша Мцыри. К примеру, М. Ю. Лермонтов, широко использует в поэме мужские рифмы. В. Г. Белинский писал: “Этот четы­рехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… падает, как удар меча, поражающего свою жертву.

Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют… с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы”. Любовь к Отечеству, земле отцов, желание общей жизни с родным народом, жажда борьбы, преодо­ление непреодолимого во имя поставленной цели – таковы нравственные ценности, утверждаемые поэмой М. Ю. Лермонтова “Мцыри”, поставившие ее в ряд высших достижений романтизма в русской и мировой литературе.

Сочинение полно и доказательно раскрывает тему. Рассказывая о судьбе романтического героя Мцыри, свободного, мятежного, свободного духом юноши, вырванного из родной среды и воспитанного в чуждом ему обще­стве, автор сочинения показывает, какие нравственные ценности утвержда­ются в поэме М. Ю. Лермонтова. Сочинение отличают логичность рассужде­

ния и последовательность изложения, языковые конструкции в нем разно­образны.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.

Глоссарий:

– какие нравственные ценности утверждает поэма мцыри

– сочинение на тему характеристика мцыри

– сочинение на тему какую роль в поэме мцыри играет эпизод борьбы юноши с барсом

Герой поэмы рано попал в монастырь, тосковал вдали от родных мест, сбежал на какое-то время, а потом снова ока­зался в своей прежней темнице, где рассказал, что он видел на воле. Таким образом, одной из ярко изображенных в по­эме тем становится тема взаимоотношений человека и Бога. Эта тема была очень болезненной для самого Лермонтова. Поэт считал, что Бог создал человека как носителя пламен­ных страстей, находящегося в постоянном поиске, не совмес­тимом с покоем и ровным счастьем. Однако Бог не указал че­ловеку пути, по которому тот должен идти, чтобы реализо­вать все то, что волнует его, найти то, что он так страстно ищет.

Но постепенно читатель наблюдает изменения в миро­ощущении и самоощущении Мцыри. Он осознает, что полное слияние с окружающим миром для него невозможно — хотя бы потому, что по своей слабой физической организации он не схож с миром природы, который оказывается даже смер­тельно опасным для него. Мцыри понимает, что наивысшая точка его приближения к природе — это ее созерцание, но принадлежать к этому миру он никогда не будет. Более того, в мире природы герой никогда не обретет истинного покоя, к которому стремится (не в значении бездействия, а в значении полноты бытия). Здесь герой обречен на вечное скитальчест­во — не свободный выбор, а проявление злой судьбы. И нако­нец, природа оказывается преградой на пути Мцыри домой, на свою Родину.

Родина в понимании самого Лермонтова — это та почва, которая когда-то дала жизнь человеку и с которой он навсе­гда связан. Если же эта связь обрывается, то человек обречен на бесконечные скитания. В памяти Мцыри Родина является главным компонентом, персонажем, содержанием памяти. Власть прошлого оказывается неизбывна — герой никогда не найдет искомой гармонии, если не сможет вернуться назад.

Прошлое для него постоянно присутствует в настоящем — и порой является даже более ощутимым и реальным, чем не­желанное и приносящее одни страдания настоящее. Но, кро­ме боли, которую вызывает постоянно осознаваемый им раз­рыв между прошлым и настоящим, прошлое — это еще и единственный источник воспоминаний о некоем изначаль­ном идеале, который когда-то действительно имел место в его жизни — а значит, существует надежда на обретение это­го идеала. С этого момента в поэме зов природы оборачивает­ся тяжким искушением, поддавшись которому герой навсе­гда теряет всякую возможность попасть на Родину и таким образом обрести свою гармонию.

Герой теряет сознание и попадает обратно в монастырь, из которого бежал на желанную волю. Он не обрел того, чего ис­кал: идеал оказался недостижим, попытки обретения дома, возвращения на Родину закончились полным поражением.

Начать рассуждение можно с композиции поэмы. Собственно говоря, благодаря экспозиции, читатель знает историю Мцыри ещё до того, как герой начнёт её рассказывать. Известно и то, что время разрушило монастырь — тюрьму Мцыри, и перед лицом вечности они как будто “уравнялись”. Однако монастырь ценен здесь не сам по себе, а только как “хранитель” истории юноши-монаха.

Эта история даётся в форме исповеди — от первого лица. Перед нами явное переосмысление жанра: вместо повествования монаха о грехах и покаянии — страстный рассказ юноши, о трёх днях, проведённых “на воле”.

Особенным образом преломляется в поэме тема добра и зла. Именно монах спасает Мцыри от смерти, монастырь становится приютом слабого ребёнка, из-за войны лишённого родины. Но этот же монастырь — “тюрьма” для Мцыри. По мысли Ю.В. Манна, “злое существует только как насилие над волей, над естественным чувством родины. Узничество осуществляется лишь одним подчинением заведённому порядку вещей”. Это — образ защиты, близкий к образам покоя, сулящим отказ от борьбы за свои идеалы.

Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. “И я как жил в стране чужой, // Умру рабом и сиротой” — невозможность оказаться на Родине в тесной связи с невозможностью победить обстоятельства (отсюда, видимо, слово “раб”) и отсутствием родной души. Ради этой Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Она зовёт и манит его. “Душой дитя” — “судьбой монах” — важнейшая антитеза: естественность, внутреннюю свободу невозможно совместить с “остановившейся”, упорядоченной жизнью монастыря. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или “принять монашеский обет”, или, “глотнув свободы”, умереть. Эти две жизни, две возможности непримиримы, и выбор обусловлен внутренними устремлениями героя — “пламенной страстью”, живущей в нём.

“Жизнь, полную тревог” противопоставляет Мцыри “жизни в плену”, “чудный мир тревог и битв” — “душным кельям и молитвам”. Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести “родную душу” становится единственной возможностью для существования.

Дни, проведённые на свободе, — жизнь в её истинном, единственно возможном для Мцыри значении — средоточие радости, опасной и борьбы.

Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг.

Важно и то, что красота земли напрямую связана для него с идеей свободы — не случайно цель его — “Узнать, прекрасна ли земля; // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы”.

Смерть для Мцыри — прекращение страданий, но и отказ от жизни во всей её полноте. Он не надеется на встречу с Родиной “за гробом”, и потому ему важно в последний раз увидеть край своей мечты, ощутить его дуновение.

По мнению Д.Е. Максимова, “смысл поэмы в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели”.

Читайте также: