Какие ценности утверждаются в поэме мцыри сочинение
Обновлено: 05.07.2024
Мцыри — неслужащий монах. Шестилетним мальчиком по воле судьбы оказался он в монастыре, где и провел всю свою жизнь. Первое время заточения Мцыри очень тоскует и протестует против своего положения: отказывается от пищи, ведет себя отчужденно и замкнуто. Однако время лечит — мальчик привыкает ко всему и даже забывает свой родной язык.
Проходит время, и Мцыри покидает монастырь. Почему? Что его подтолкнуло к побегу? Это нам открывает поэт в исповеди героя.
Душные кельи, атмосфера полного смирения, умиротворенности, тишины и покоя, кротость — это то, против чего восстает герой. Он ищет жизни, полной тревог и борьбы. Не случайно, вспоминая отечество, юноша вспоминает блеск кинжалов. Жажда борения позволяет ему представлять себя настоящим удальцом:
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы маг в краю отцов
Не из последних удальцов.
Настоящая жизнь для Мцыри — это преодоление препятствий. Вечная гармония не для него. Плен монастыря ненавистен герою:
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог, — говорит он.
Герой тоскует по отечеству, к нему стремится и о нем грезит. Родина - святое для Мцыри, несмотря на то, что он покинул ее совсем ребенком. Величественные горы, мудрые старики — все это всплывает в поэтических воспоминаниях героя.
Три дня находясь в пути, Мцыри проявляет себя как сильный, могучий духом человек. Он отчаянно пробивается сквозь терновник, мужественно вступает в схватку с барсом; израненный, продолжает свой путь. Неожиданно снова увидев перед собой ненавистные стены монастыря, Мцыри приходит в отчаянье. Тем нее менее он победитель в этой схватке с жизнью. Юноша нисколько не раскаивается в своем поступке. Эти три дня побега, полные борьбы, свободы, — настоящая жизнь для Мцыри. За глоток свободы он готов отдать все, что имел раньше. Мцыри не отступает от своей идеи, до последних минут жизни он верен тем жизненным ценностям, ради которых и совершил свой побег.
“Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека (Михаила Юрьевича Лермонтова) – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проницательным, беспощадным умом”, – говорил И. А. Андронников. Эта краткая, но очень емкая характеристика поэта раскрывает тайну личности Михаила Юрьевича Лермонтова, поражавшей всех монолитной противоречивостью натуры и характерными особенностями художественного метода.
Лермонтов – поэт-романтик. Им написано в ранний период творчества около тридцати поэм. Наиболее известными являются “Боярин Орша”, “Сашка”. “Демон”, “Сказка для детей”, “Тамбовская казначейша” и “Мцыри”.
Основной особенностью романтической поэмы “Мцыри” является изображение героя с необычной судьбой, отражающего какие-то грани духовного мира самого автора. Мцыри – мальчик-горец, в возрасте шести лет он попал в плен к русским и до юности прожил в монастыре. Лермонтов утверждает через образ Мцыри такие нравственные ценности, как свободолюбие,
И это близко и дорого самому поэту, что проявляется даже в том, что язык исповеди Мцыри не отличается от языка стихов автора.
“Смысл поэмы Лермонтова заключается не в рассказе о достижениях героя – их не было, – и не в призыве отказаться от бесплодной борьбы, – наступательный пафос поэмы несовместим с фаталистической покорностью, – а в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели”, – писал критик Д. Е. Максимов, выделяя те нравственные ценности, которые утверждаются в поэме “Мцыри”.
Лаконичен сюжет поэмы и не вполне обычна ее композиция. Поэма состоит из двадцати шести глав. В первых трех главах рассказывается
о многих годах жизни Мцыри в монастыре. А одиннадцать глав поэмы рассказывают о “трех блаженных днях”, проведенных им на воле. Причем Лермонтов не описывает обыденную жизнь героя. Автора интересуют только важнейшие и притом самые сильные моменты трех дней, прожитых Мцыри на воле: бегство из монастыря, борьба с барсом, предсмертный бред у ворот монастыря…
И это повествование после краткого вступления переходит в монолог героя. Характерно внимание автора к психологии Мцыри. Поэт пытается “рассказать душу” своих героев, что и делает в поэме, используя форму исповеди:
Ты слушать исповедь мою Пришел сюда. Благодарю…
Несмотря на препятствия, стоящие перед Мцыри, юноша борется до последних сил. Гибель героя неизбежна, тем не менее поэма не порождает уныния, а вызывает стремление к деятельности, призывает к борьбе как нравственной ценности. В этом новаторство поэта, который ввел в романтическую поэму героя, отмеченного печатью “сердца вольного” и пламенными страстями:
Я знал одной лишь думы власть,
Одну, но пламенную страсть.
Эта страсть “сожгла” душу Мцыри. Она родила желание прижаться “пылающей” грудью к родной груди. Такое сердце “вдруг зажглося жаждою борьбы”.
Даже художественные средства поэмы подчинены утверждению тех нравственных ценностей, которые дороги М. Ю. Лермонтову и носителем которых является юноша Мцыри. К примеру, М. Ю. Лермонтов, широко использует в поэме мужские рифмы. В. Г. Белинский писал: “Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями… падает, как удар меча, поражающего свою жертву.
Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют… с несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы”. Любовь к Отечеству, земле отцов, желание общей жизни с родным народом, жажда борьбы, преодоление непреодолимого во имя поставленной цели – таковы нравственные ценности, утверждаемые поэмой М. Ю. Лермонтова “Мцыри”, поставившие ее в ряд высших достижений романтизма в русской и мировой литературе.
Сочинение полно и доказательно раскрывает тему. Рассказывая о судьбе романтического героя Мцыри, свободного, мятежного, свободного духом юноши, вырванного из родной среды и воспитанного в чуждом ему обществе, автор сочинения показывает, какие нравственные ценности утверждаются в поэме М. Ю. Лермонтова. Сочинение отличают логичность рассужде
ния и последовательность изложения, языковые конструкции в нем разнообразны.
Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи.
Глоссарий:
– какие нравственные ценности утверждает поэма мцыри
– сочинение на тему характеристика мцыри
– сочинение на тему какую роль в поэме мцыри играет эпизод борьбы юноши с барсом
Герой поэмы рано попал в монастырь, тосковал вдали от родных мест, сбежал на какое-то время, а потом снова оказался в своей прежней темнице, где рассказал, что он видел на воле. Таким образом, одной из ярко изображенных в поэме тем становится тема взаимоотношений человека и Бога. Эта тема была очень болезненной для самого Лермонтова. Поэт считал, что Бог создал человека как носителя пламенных страстей, находящегося в постоянном поиске, не совместимом с покоем и ровным счастьем. Однако Бог не указал человеку пути, по которому тот должен идти, чтобы реализовать все то, что волнует его, найти то, что он так страстно ищет.
Но постепенно читатель наблюдает изменения в мироощущении и самоощущении Мцыри. Он осознает, что полное слияние с окружающим миром для него невозможно — хотя бы потому, что по своей слабой физической организации он не схож с миром природы, который оказывается даже смертельно опасным для него. Мцыри понимает, что наивысшая точка его приближения к природе — это ее созерцание, но принадлежать к этому миру он никогда не будет. Более того, в мире природы герой никогда не обретет истинного покоя, к которому стремится (не в значении бездействия, а в значении полноты бытия). Здесь герой обречен на вечное скитальчество — не свободный выбор, а проявление злой судьбы. И наконец, природа оказывается преградой на пути Мцыри домой, на свою Родину.
Родина в понимании самого Лермонтова — это та почва, которая когда-то дала жизнь человеку и с которой он навсегда связан. Если же эта связь обрывается, то человек обречен на бесконечные скитания. В памяти Мцыри Родина является главным компонентом, персонажем, содержанием памяти. Власть прошлого оказывается неизбывна — герой никогда не найдет искомой гармонии, если не сможет вернуться назад.
Прошлое для него постоянно присутствует в настоящем — и порой является даже более ощутимым и реальным, чем нежеланное и приносящее одни страдания настоящее. Но, кроме боли, которую вызывает постоянно осознаваемый им разрыв между прошлым и настоящим, прошлое — это еще и единственный источник воспоминаний о некоем изначальном идеале, который когда-то действительно имел место в его жизни — а значит, существует надежда на обретение этого идеала. С этого момента в поэме зов природы оборачивается тяжким искушением, поддавшись которому герой навсегда теряет всякую возможность попасть на Родину и таким образом обрести свою гармонию.
Герой теряет сознание и попадает обратно в монастырь, из которого бежал на желанную волю. Он не обрел того, чего искал: идеал оказался недостижим, попытки обретения дома, возвращения на Родину закончились полным поражением.
Начать рассуждение можно с композиции поэмы. Собственно говоря, благодаря экспозиции, читатель знает историю Мцыри ещё до того, как герой начнёт её рассказывать. Известно и то, что время разрушило монастырь — тюрьму Мцыри, и перед лицом вечности они как будто “уравнялись”. Однако монастырь ценен здесь не сам по себе, а только как “хранитель” истории юноши-монаха.
Эта история даётся в форме исповеди — от первого лица. Перед нами явное переосмысление жанра: вместо повествования монаха о грехах и покаянии — страстный рассказ юноши, о трёх днях, проведённых “на воле”.
Особенным образом преломляется в поэме тема добра и зла. Именно монах спасает Мцыри от смерти, монастырь становится приютом слабого ребёнка, из-за войны лишённого родины. Но этот же монастырь — “тюрьма” для Мцыри. По мысли Ю.В. Манна, “злое существует только как насилие над волей, над естественным чувством родины. Узничество осуществляется лишь одним подчинением заведённому порядку вещей”. Это — образ защиты, близкий к образам покоя, сулящим отказ от борьбы за свои идеалы.
Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. “И я как жил в стране чужой, // Умру рабом и сиротой” — невозможность оказаться на Родине в тесной связи с невозможностью победить обстоятельства (отсюда, видимо, слово “раб”) и отсутствием родной души. Ради этой Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Она зовёт и манит его. “Душой дитя” — “судьбой монах” — важнейшая антитеза: естественность, внутреннюю свободу невозможно совместить с “остановившейся”, упорядоченной жизнью монастыря. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или “принять монашеский обет”, или, “глотнув свободы”, умереть. Эти две жизни, две возможности непримиримы, и выбор обусловлен внутренними устремлениями героя — “пламенной страстью”, живущей в нём.
“Жизнь, полную тревог” противопоставляет Мцыри “жизни в плену”, “чудный мир тревог и битв” — “душным кельям и молитвам”. Своим идеалам он остаётся верен до конца. И в этом его нравственная сила. Путь на Родину, попытка обрести “родную душу” становится единственной возможностью для существования.
Дни, проведённые на свободе, — жизнь в её истинном, единственно возможном для Мцыри значении — средоточие радости, опасной и борьбы.
Мцыри чувствует гармонию природы, стремится слиться с ней. Он ощущает её глубину и тайну. Речь в данном случае идёт о реальной, земной красоте природы, а не о существующем лишь в воображении идеале. Мцыри прислушивается к голосу природы, восхищается барсом как достойным противником. И дух самого Мцыри непоколебим, несмотря на физический недуг.
Важно и то, что красота земли напрямую связана для него с идеей свободы — не случайно цель его — “Узнать, прекрасна ли земля; // Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы”.
Смерть для Мцыри — прекращение страданий, но и отказ от жизни во всей её полноте. Он не надеется на встречу с Родиной “за гробом”, и потому ему важно в последний раз увидеть край своей мечты, ощутить его дуновение.
По мнению Д.Е. Максимова, “смысл поэмы в том, чтобы прославить поиски, могущество воли, мужество, мятеж и борьбу, к каким бы трагическим результатам они ни вели”.
Читайте также: