Весь трепет жизни всех веков и рас живет в тебе всегда теперь сейчас сочинение

Обновлено: 05.07.2024

  1. Энергия - это не только способность совершать работу, но так же способность создавать и изменять любые виды порядка в природе. Причем, функции энтропии поведения и энтропии информации, по существу, - тождественны, и сводятся к тому, чтобы привести объект в соприкосновение с достаточным разнообразием элементов действительности, совмещая это с направленностью его действия. Работа организации мысли - почти или даже целиком векторизационная y - работа. Для мозга вся мыслительная продукция вырождена энергетически. Поэтому нельзя считать, что мозг, как физиологический аппарат, является ее действительным производителем.
  2. Среди всеобщей энтропийности природы существует единственное безэнтропийное вполне упорядоченное явление - логическая продукция мозга и сознания. Это свойство не позволяет считать мышление, свойственное человеку, непосредственной продукцией биохимического аппарата мозга, так как био-физико-химической системе любого уровня неизбежно присуща энтропия. Следовательно, мозг способен безэнтропийно мыслить только при подводе к нему отрицательной энтропии или антиэнтропии. Следует исходить из того, что частицы или система частиц с отрицательной энтропией неизвестны, а известные частицы по своим свойствам не дают основания считать, что антиэнтропия может осуществляться через молекулярное множество с обычными свойствами, поскольку такое множество будет подчиняться какой-либо статистике в виде закона распределения, и, следовательно, иметь энтропию. Отсюда вытекает, что мозг, как молекулярное множество, не способен к функции мышления.
  3. Формально-логическое мышление несовместимо с термодинамикой и статистикой молекулярных систем, для которых не существует устойчивых динамических равновесий, полностью смещенных в одну сторону, и состоянии, лишенных энтропии. Следовательно, механизм мышления не может находиться на атомно-молекулярном уровне, осуществляемом известными нам частицами. Мышление представляет собой единственное природное явление, где фактически осуществляется переход к предельному случаю - к вполне безэнтропийному состоянию. В этом - настоящая загадка деятельности мозга.

Н. И. Кобозев произвел необходимые расчеты для определения параметров частиц - предполагаемых носителей ментального поля - с необходимыми свойствами, удовлетворяющими требованиям термодинамики в отношении мышления. По его представлениям, облако некоторого X-газа пронизывает нейронную сеть. Это облако состоит из сверхлегких частиц с массой MХ = 10 -7 –10 -4 Me, плотностью r = 10 -19 - 10 -4 г/см 3
Эти сверхлегкие y -частицы должны обладать большой фазовой волной и большой временной неопределенностью (амплитудой), исходя из формулы tx = H/MxC 2, где Mx – масса частицы, С – скорость света, а h – постоянная Планка.

При этом движение фазовых волн происходит подобно движению волн по оптически плотному волноводу. Длина волны Dl = 10 -3 - 10 -4 см.
Y- частицы будут воспринимать поток информации раньше по времени и дальше по пространству, чем сама клетка. Это пространственно-временные радары клеток.

Сделанные Н.И.Кобозевым выводы нашли теоретическое и экспериментальное подтверждение в работах Ю.Чугаевского по солитонным моделям. Более того, существует гипотеза, прошедшая экспериментальную проверку согласно которой вокруг молекулы ДНК в составе хромосом существуют специфические солитоны (бризеры), которые отображают структуру хромосом и содержат статико-динамические голографические решетки, определяющие и константное и текущее структурное состояние организма в каждой области пространства (см.: Казначеев В.П., Гаряев П.П., Васильев А.А., Березин А.А. Солитонно-голографический геном с коллективно симметричным генетическим кодом., Препринт, Новосибирск, 1990).

Исходя из вышеизложенного, психофизический уровень ментальности может быть представлен в виде сложной системы взаимодействия молекулярной структуры мозга с разнообразными полевыми формами материи, кванты которых предположительно являются ментальными атомами. (См., напр., об этом: Джан Р.Г. Нестареющий парадокс психофизических явлений: инженерный подход. ТРИИЭР, т.70. N 3, 1982 - с. 63-104, др.)

Весь трепет жизни всех веков и рас Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас. Максимилиан Волошин Эта глава посвящай корням понимания, а они уходят в глубь нашего прошлого, в глубины нашей психической жизни.

Многие проблемы, которые здесь обсуждаются, еще не решены, но они существуют и на них нельзя закрывать глаза. Многие гипотезы носят спорный характер, но это понятно-на то они и гипотезы. Ряд тем, которые мы здесь затронем и обсудим, до недавнего времени считались у нас запретными, теперь же, наоборот,- модная тема разговоров, не имеющих зачастую никакого отношения к науке. Между тем именно научное понимание проблем любви, смерти, зарождения новой жизни проливает свет на тайны далекого прошлого и настоящего. Здесь научное понимание решительно противостоит обыденному, мелкому. Вы должны помнить об этом. Людям старших поколений памятна модель нового, или идеального, человека. Он был главной целью воспитательной работы. Это человек "политически грамотный, физически развитый, морально устойчивый и высокообразованный". Нет сомнения в том, что обществу именно такой человек и нужен. Но человек ли это? Нужен ли он другим людям и самому себе?' Человек - это тот, кто любит, ревнует, боится, думает, рискует жизнью, сомневается, утверждает. Человек - это тот, кто незримыми нитями соединен с другими людьми. Эти нити попытался сделать зримыми Карп-Густав Юнг, создатель аналитической психологии. ' Вспомните плакат, висевший на стене у Кристобаля Хунты: "Нужны ли мы нам?". Этот законный вопрос возник, как видим, еще в начале 60-х годов нашего века. 43 "Бессознательное не развивается - это величайшее открытие'", - говорил Л. С. Выготский в 1934 году. Речь здесь пойдет о том бессознательном, которое глубинно. Л. С. Выготский не преувеличивал его значения: "Наша психология - вершинная психология (определяет не "глубины", а "вершины" личности)"^,- заметил он тогда же.

Это не означает, что глубинный слой сознания не заслуживает внимания: он приобщает человека к коллективной памяти человечества, таящейся в глубинах психики каждого и тем самым принадлежащей всем. Это не столько подсознательное, сколько досознательное, внеличное, имперсональное\ Это архетипическое, "первообразное" ("архе" - древнейший, первоначальный, а "тип" - некогда означало "удар, оставляющий отметину": например, "типом" метили замковый камень арочного свода). Архетипически помечены многие связи сознания с действительностью. Архетипы обладают мощной порождающей силой и проявляют себя ненамеренно и ярко. Архетипичны прежде всего образы, закрепленные в глубине сознания и (в первообразном виде) поднимающиеся на его поверхность. Президент США Джон Ф. Кеннеди, который в годы войны командовал катером, любил рассказывать, как внезапно услышал крик вахтенного: "Японец на двух часах" - и японский эсминец возник из ночной тьмы и ударил катер в борт. Вахтенный, профессиональный моряк, точно обозначил, откуда шла опасность - представьте, что вы находитесь в центре гигантского циферблата лицом к 12, и вам станет ясно, откуда шел эсминец*. Но эта функция есть у циферблата потому, что он размечен, потому что он - круг. Существенно, что каждый из нас, выходя из-под крова, оказывается в центре круга. Круг очерчен горизонтом, это облик мира, каким он предстает человеку. Вот этот видимый облик архети-пичен. Он идет из глубин прошлого. Он существует в некотором глубинном слое сознания, общем для всего человечества. Его конкретные модификации можно проследить уже на иных, хотя тоже не полностью осознаваемых уровнях. Здесь наблюдается ветвление архетипа круга применительно к историческому многооб-' Выготский Л.С. Собр. соч.- М., 1982.- Т. 1.-С. 166. " Там же. ' И. Ефремов был прав, когда замечал: "Шаг ближе к пониманию психических сил сделал Юнг. Его "коллективное бессознательное" гораздо шире охватывает явления, чем фрейдовское подсознание, и приближает уже к современному понятию ноосферы".

(Ефремов И. Соч.- Т. 3. Ч. 1.- С. 517). Действительно, Юнг временами очень близок к этому понятию. * "Нарисуйте это",- говорил я испытуемым. И человек в центре циферблата неизменно был обращен лицом к цифре 12. разию конкретных культур. Мы встретим здесь и тибетскую манда-лу, и деревенскую околицу (как понятие культурно-исторически обусловленное), и гигантскую змею Мидтард, обвивающую весь мир, и циферблат часов. Но все это лишь позднейшие вариации, причем в них архетип и существует - вне конкретных воплощений он исследователю не дан. Он может проявиться в определенном сюжете, жанре, даже роде искусства. Воздействие произведения искусства усиливается архетипической его первоосновой: по словам Юнга, тот, кто говорит архетипами, говорит тысячью голосов. Архетипична в своей основе чрезвычайно острая психологическая реакция на произведения живописи (даже беспредметные и уже в силу этого не представляющие оснований для особенно широкого интереса). Существует точка зрения, что фотография и кино - не более, чем технически модифицированная живопись. Но и отдаленное от современности на десятки тысяч лет изображение не теряет силы воздействия на поведение. Открытие пещерной живописи обернулось личной трагедией для первооткрывателя, небывалыми дотоле обвинениями и последующими публичными покаяниями в научной среде. С изображением связано очень многое в истории человеческой психики, и это многое не ушло в прошлое, но осталось в коллективной памяти человечества. Прикосновение к тому, что в ней хранится, многократно усиливает воздействие, которое оказывает на сознание предмет смыслового восприятия. Некогда изображение на стене пещеры было элементом обрядового действа, воплощаемой частью мифа, зримо соединяющей действительное и возможное, реальное и воображаемое. На изображении бизона остались следы от ударов копьями. Надежда - вот что означал бизон на стене, вера в удачу на охоте. А надежда вообще неизгладима из человеческой психики', с чем, видно, и связана архетипическая природа воздействия изображения на зрителя.

Архетипично в своих истоках не только изображение на стене (оно может быть подвижно, и тогда это экран) - архетипично жилище. Модулор Ле Корбюзье, столь рационально обоснованный в его трудах и архитектурной практике, есть реализация архетипического чувства сопричастности жилища и человека. "Окно - это соответствующая уровню нашей цивилизации дыра, стул - это камень, а шкаф - это ниша в скале. Тарелка - подражание ладони, чаша - сложенным ладоням, и даже вилка - стилизованная рука с растопыренными пальцами"^. И это не единственно архетипические черты Андре Мальро заметил как-то, что надежда людей и есть смысл их жизни. Возможно. Штриттматтер Э. Миниатюры // Иностранная литература. 1982.- № 7.- С. 8. 45 города. Вполне архетипично, например, смысловое восприятие искусственного освещения. Едва ли не каждый из нас имел случай убедиться в том, что свет "лампы дневного света" не воспринимается как дневной; он воспринимается, скорее, как лунный. И ничего удивительного в этом нет: тьме архетипически противостоит не солнце, а луна, а источником искусственного освещения служит огонь. Ослепительно желтый свет уличных ламп новых серий воспринимается как создающий ощущение комфорта и даже тепла. Это работает архетип костра, который согревал наших пращуров и ныне с непобедимой силой влечет к себе детей (сколь не случайны их игры с огнем!). Да и не только детей. И. Т. Фролов заметил как-то: ". есть в самом взгляде на костер нечто . колдовское, совершенно необъяс-нимое"'. Конечно, этот "горящий костер - в лесу или камине"^ необъяснимо привлекателен именно потому, что отношение к нему архетипично. Согласно Юнгу, сновидения - это "ничья земля" между нормальной и патологической психологией. Вообще архетипы более всего выявляют себя именно в снах, психозах, а исторически - в мифах и сказках. Фантазии человека - это самоизображения бессознательного. Персональные фантазии восходят к личным переживаниям (забытым или вытесненным). Имперсональные фантазии имеют ближайшие аналогии в мифах и соответствуют коллективным (внеличным) структурным элементам психики.

Первоосновы имперсональных фантазий передаются по наследству: структурные элементы человеческой психики наследуются подобно морфологическим элементам человеческого тела. Если наследуются форма носа и разрез глаз, почему не могут наследоваться формы мыслей и даже замыслов? Многие это отрицают в соответствии с традиционным неприятием "врожденного" в психике индивида. Врожденное, конечно же, есть. В сущности, психологи еще не оценили по достоинству тот поразительный факт, что в генах некоторых видов птиц заложен архетип перелета, включая направление и способы ориентировки в пространстве. Поведение охотничьих собак дает поучительные примеры могущества искусственного отбора. Можем ли мы уверенно отвергать предположение, что архетип наследуется в прямом биологическом смысле этого термина. Разумеется, поведение - это не духовная жизнь, но это ее видимое проявление. Когда интенсивность и напряженность работы сознания снижаются, двери в пространство сознания распахиваются и туда устремляется бессознательное (вспомните, как возникает бред при резких подъемах температуры тела, вспомните сны, Фролов И. Т. Человек в век компьютеров // Известия. 1985.- 25 июля. ' Там же. онейровдные (сноввдные) состояния и симптоматика ряда психических заболеваний также говорят в пользу этой гипотезы). Архепши-ческие по своей природе, соотносимые с бессознательным по самой своей сущности, они досознательны. Юнг ввдел в архетипах источники защиты себя в точности такие же, как подвергшиеся небрежному обращению органы и системы органов человека. Они - в норме - дают мощный импульс творчеству. Юнг был еще любимым учеником Фрейда, "наследным принцем психоанализа", когда ему приснился удивительный сон. Гостиная, обставленная в стиле ХУШ века (эта мебель была изящна, даже капризна, если можно так выразиться о прихотливо изогнутых ножках и спинках). Он спускается в цокольный этаж. Тут стены покрыты темными дубовыми панелями, мебель куда старше - тяжелая, прочная, чуть ли не вечная мебель XVI века. Дверь! Он спускается по старинной лестнице в большую комнату со сводчатым потолком, и тихая мелодия, которая сопровождала его, глохнет.

Весь трепет жизни всех веков и рас живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас

М. Волошин с матерью. 1878 г.

М. Волошин с матерью. 1878 г.

Макс учился в Феодосийской казенной гимназии, а в 1897 году поступил на юридический факультет Московского университета. В то время по всей стране прокатилась волна студенческих забастовок, увлекшая и Максимилиана. Его исключили из университета и выслали в Феодосию со свидетельством о неблагонадежности. Через год он восстановился в учебном заведении, но вскоре его снова арестовывают и возвращают домой до особого распоряжения. На юридической карьере поставлен крест. Можно представить, что переживал молодой человек, полный сил и энергии, жаждущий деятельности. Макс уезжает в Среднюю Азию на изыскания трассы Оренбург — Ташкентской железной дороги. Стык двух столетий стал, по его признанию, годом духовного рождения. Мало кто знает, что Волошин в молодости ходил с караванами по пустыне. Именно здесь он по-новому взглянул на мир. В нем произошла серьезная переоценка ценностей. Побродив по Азии, Максимилиан круто повернул компас жизни на Париж, где прожил около шести лет, побывал во многих европейских странах.

М. Сабашникова и М. Волошин в Париже. 1906 г.

М. Сабашникова и М. Волошин в Париже. 1906 г.

Дом поэта стал своеобразным культурным центром. Здесь бывали и творили М. Пришвин, В. Брюсов, А. Спендиаров, М. Булгаков, К. Петров-Водкин, А. Остроумова-Лебедева, А. Белый, В. Вересаев, К. Богаевский, А. Лентулов и многие другие. Волошин окружал себя любимыми людьми и предметами, собранными в разных странах. Его библиотека насчитывает около 10 тысяч книг, из которых более 400 — с автографами авторов… Всю жизнь Максимилиан искал гармонию — как в своей душе, так и в окружающем мире, и находил. Что он завещал нам?

…Ветшают дни, проходит человек,
Но небо и земля — извечно те же.
Поэтому живи текущим днем.
Благослови свой синий окоем.
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля,
Люби далекий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живет в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.

Нина Юшко

На рассветной поре туча спит на горе, залегла за хребтом ватным серым жгутом. На рассветной поре ветер спит на горе, дремлет, крылья сложа, сном своим дорожа. Я люблю эту гладь, я люблю эту тишь, дыма первую прядь над уступами крыш, первый блеск на волне, первый плеск в тишине. Буря сердца слышнее в молчании мне! Вероника Тушнова.

Ева Авкаева

Нина Юшко

Мне так просто и радостно снилось: ты стояла одна на крыльце и рукой от зари заслонилась, а заря у тебя на лице. Упадали легко и росисто луч на платье и тень на порог, а в саду каждый листик лучистый улыбался, как маленький бог. Ты глядела моё сновиденье, в глубину голубую аллей и сквозное листвы отраженье трепетало на шее твоей. Я не знаю, что всё это значит, почему я проснулся в слезах. Кто--то в сердце смеётся и плачет, и стоишь ты, на солнце в дверях. Владимир Набоков (1919).

Нина,
". Ты глядела, моё сновиденье, "

Пропущена запятая - и сразу теряется смысл строчки.

". и стоишь ты на солнце в дверях."

А здесь запятая не нужна.

Милена Бахитова

Нина Юшко

Милена,

Галина Трубина

Дмитрий Малахов

Людмила Железина


Людмила Железина

И будут огоньками роз
Цвести шиповники, алея,
И под ногами млеть откос
Лиловым запахом шалфея,
А в глубине мерцать залив
Показать полностью.
Чешуйным блеском хлябей сонных,
В седой оправе пенных грив
И в рыжей раме гор сожженных.
И ты с приподнятой рукой,
Не отрывая взгляд от взморья,
Пойдешь вечернею тропой
С молитвенного плоскогорья.
Минуешь овчий кошт, овраг.
Тебя проводят до ограды
Коров задумчивые взгляды
И грустные глаза собак.
Крылом зубчатым вырастая,
Коснется моря тень вершин,
И ты возникнешь, млея, тая,
В полынном сумраке долин.

Читайте также: