Какая музыка популярна в россии сочинение

Обновлено: 06.07.2024

Приветствую, читатель. Сегодня мы поговорим о современной музыке, которая популярна среди молодого поколения, обсудим и попытаемся выяснить, есть ли что-то хорошее или всё совсем плохо.

Morgenshtern

Данный молодой человек, по имени Алишер Моргенштерн, известен своим не самым обычным видом, который мы обсуждать не будем. Исполняет он в основном рэп, который последнее время стал невероятно популярен и обогнал все жанры музыки.

Песни его, как правило, особой смысловой нагрузкой не наделены, все зациклено на половых связях, веществах и деньгах. Музыкальные инструменты отсутствуют, всё сделано с помощью компьютерных программ.

Похожих на Моргенштерна исполнителей очень много, его я привёл в пример, как самого известного, дальше подобных я приводить не буду, но такая музыка сейчас - главный тренд.

Molchat Doma

Белорусская групп Молчат Дома играют в жанре пост-панк, что-то похожее на такие группы, как New Order и Joy Division, звучит интересно и в принципе популярность такой музыки оставляет надежду на современную молодежь, что еще не всё потеряно.

"Судно" - самая известная их песня, которая сделана на стихи Бориса Рыжего.

Hammali & Navai

Только обрадовался после "Молчат Дома" и снова разочарование, рэп-группа, которая использует автотюн и "поёт", если это можно так назвать, совершенно невнятно, я ничего против рэпа не имею, хоть и не очень люблю, но современный рэп стал совершенно ужасен, тексты совершенно примитивны, музыкальных инструментов нет, вокал максимально бездарен. Да, многие рок-легенды тоже не умели петь, но у них был свой стиль, эти же, все совершенно однотипные, никакой индвидуальности.

Ну и хотелось бы добавить, что да, это как раз тот ужас, который можно услышать из сабвуфера проезжающей мимо машины, в особенности ночью.

The Weeknd

Очередной пример хорошей музыки, которую слушает молодёжь, композиция "Blinding Lights" оставила максимально положительные эмоции, стиль 80-х, интересная партия синтезатора, рекомендую к ознакомлению.

Machine Gun Kelly

Прослушав довольно большое количество песен данного исполнителя, мне даже начало нравиться, первые его альбомы - рэп, но то, что он начал делать дальше меня приятно удивило, Machine Gun Kelly начал делать бодрый поп-панк, схожий с тем, что мы слушали в нулевые, очень похоже на такие группы, как Blink-182, Sum 41, Offspring и Green Day.

Его я тоже могу порекомендовать к прослушиванию тем, кто в своё время слушал те группы, что я назвал выше, остальные можете проходить мимо, нового здесь ничего не найдёте, скорее приятная ностальгия для тех, кто любит подобное.

Olivia Rodrigo

Тоже вполне себе хороший пример современного поп-панка, чем-то очень схожа по звучанию с Аврил Лавин и группой Paramore, вполне можно послушать и если сравнивать с Моргенштернами и прочими рэперами, оставляет вполне хорошее впечатление о музыкальном вкусе современной молодёжи.

Заключение

Среди современной, популярной у молодёжи, музыки, ну очень много плохого, всё бы ничего, но раньше, плохая музыка всё-таки оставалась в стороне, сейчас же она гораздо популярнее качественной, но и хорошие примеры тоже есть, значит не всё так плохо.

Нелегко писать о музыке. Чтобы заняться этим, нужно не только хорошо разбираться в музыке, но и желать поделиться с читателями своим личным опытом. Поскольку у всех разные вкусы, очень легко обидеть кого-то, слишком поспешно критикуя какую-то музыку. Поэтому я заранее извиняюсь перед теми, кто не согласен с моими взглядами.

Когда я думаю о современной музыке, первое слово, которое приходит на ум, — это разнообразие. Что как что, но множественности стилей современной музыке абсолютно не хватает. Просто взгляните на полки в музыкальных магазинах: поп, рок, металл, хип-хоп, блюз, джаз, техно. Конечно, своих последователей имеет и классическая музыка. Многие люди на вопрос, какую музыку они слушают, отвечают просто: хорошая.

Не нужно иметь любимый жанр, чтобы любить музыку и уметь оценивать, что красиво, а что — нет.

Мне кажется, что музыка — отрасль искусства самая интимная, лучшая для выражения тонкостей человеческого сердца и души. Нежная и нежная игра на флейте отлично может выразить задумчивость и печаль одинокой лунной ночи, а острая, тяжелая музыка-бунт подростковой души. Да, литература, живопись и поэзия тоже обладают необычными средствами выражения, но они далеки от музыки. Может быть, поэтому людям с нервными расстройствами часто рекомендуют специальные сборники, условно называемые расслабляющей музыкой. Ибо музыка достигает непосредственно эмоций, без посредничества интеллекта. Именно благодаря музыке мы легче всего можем выразить свои эмоции и чувства, горести и желания.

Стоит напомнить, что музыка — это не только мелодия, но и сопровождающие её слова. Помимо наслаждения красивой мелодической линией, мы также часто можем задуматься над словами данной песни. Только сочетание мелодий и слов дает конечный, совершенный эффект. Музыкант, который пишет слова для своих песен, также является поэтом.

Музыка, которая должна сочетаться, нередко разделяет людей. Старшее поколение часто не имеет понимания музыкальных вкусов младшего. Матери и отцы, воспитанные на przebojach, таких как "Под попугаями", или "Куда делись те веселья" могут чувствовать себя обеспокоены, когда из комнаты их ребёнка-подростка доходят трудно определить треск и рев, которые ребенок называет свою любимую музыку. Родители-полиглоты могут чувствовать себя более тревожными, когда они слушают текст песни и обнаруживают, что каждое второе слово нецензурно. Должны ли родители запрещать детям слушать такую агрессивную музыку? На мой взгляд, нет. Каждый имеет право на свой собственный эстетический выбор, даже когда другим они кажутся сильно противоречивыми.

Некоторые сравнивают музыку с наркотиками. Она может отравить человека, может утешить, может и загнать его в болезнь. Музыка не рациональна. Музыку нельзя понять, музыку нужно почувствовать.

Хотя я принадлежу к молодому поколению, я считаю, что настоящих музыкальных групп больше нет. Те, которые играют десятки и банальные, не создают ничего оригинального, а просто используют достижения старых мастеров, то есть The Doors, Rolling Stones, The Beatles, Pink Floyd или бесспорной королевы сцены Янис Джоплин. Жаль, что таких музыкантов больше нет. Я также хотел бы, чтобы я жил в то время, когда вышеупомянутые художники могли восхищаться "живыми". Конечно, это был опыт, несравнимый ни с чем другим. Конечно, также среди современных рок-групп попадаются такие, чья музыка удивляет небанальностью и свежестью.

Я считаю, что очень многое можно узнать о человеке благодаря музыке, которая говорит с ним. В музыке ведь отражается душа не только того, кто ее создал, но и того, кто ее с удовольствием слушает. С другой стороны,"от музыки прекраснее только тишина". Так что, может быть, я и сейчас умолкну.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.


Современная молодежная музыка очень разнообразна. Можно по-разному трактовать эту фразу – для кого-то это разнообразие жанров, для кого-то – разнообразие качества. Современная музыка может быть легкой и тяжелой, быстрой и медленной, качественной и низкосортной. Так что же предпочитает молодежь?

Разнообразие жанров

В последнее время появилось очень много жанров, о которых наши родители даже не подозревали. Современная молодежная музыка плотно связана с такими жанрами как Rap, Trap, Babymetal, Minimal, Lo-Fi и многие другие. И если в техно-музыке новшества появляются чуть ли не каждый год, то современная рок-музыка редко видоизменяется, о новых жанрах вы не услышите часто. Готика, которая была популярна еще 10 лет назад, сейчас почти не развивается и утратила свою былую актуальность. Стремительно развивается Indie сцена, появилось очень много хороших исполнителей этого направления, в том числе и в России. Рэп и его производные сейчас на пике популярности. Последний тренд рэп-индустрии – баттлы. Кроме творчества на них присутствуют живые эмоции, что немаловажно.

Певица Адель

О вкусах не спорят

Представители старшего поколения часто говорят, что современная молодежная музыка бессмысленна и бездарна, что хороших исполнителей сейчас нет, и что вряд ли они появятся. Стоит вспомнить, что такие легендарные рок-группы как Qween, Rolling Stones и даже The Beatles подвергались жесткой критике. Если взять, к примеру, Моцарта, ярчайшего представителя признанной классики, то мы увидим, что и он не всегда был любим публикой. Джаз так вообще считался музыкой второго сорта. Кто знает, возможно через 100 лет студенты консерватории будут изучать произведения Егора Крида и Тимати. В любом случае, музыка – явление непредсказуемое и неоднозначное.

Красотка Рианна

Современная русская молодежная музыка

Россия всегда славилась произведениями классиков, которые признаны во всем мире. Если говорить про наше время, то музыкальная индустрия России как будто пытается подражать старшей сестре – музыкальной индустрии США. Мотивы песен иногда идентичны, идеи клипов – нагло слизаны. Но это если говорить о современной молодежной музыке, звучащей из каждого утюга. В России очень много качественного андеграунда, но, к сожалению, без раскрутки и продвижения в наше время далеко не уедешь. Стоит также учесть тот факт, что отсутствие качественной русской музыки в течение долгого времени породило стереотип о ее никчемности и низком качестве. А зря – стереотипное мышление ставит рамки в нашем сознании, мешает объективно смотреть на вещи, в том числе и на музыку.

Майли Сайрус

Звезды современности

В мире есть множество примеров, когда действительно талантливый артист добивался внушительных результатов. Но также есть примеры огромной популярности бесталанных людей. Как говорится, талантам надо помогать, бездарности пробьются сами. Мировая музыкальная индустрия довольно противоречива. Но что ни говори, музыкальные тренды всегда диктовали, диктуют и будут диктовать западные звезды эстрады. Самая современная молодежная музыка – всегда оттуда. На пике популярности в R'n'B и рэп-жанрах сейчас Рианна, Бейонсе, Лил Памп, Эминем, Снуп Дог, Бруно Марс и др. Рок (тяжелый и не очень) представляют Джаред Лето и его 30 STM, Green Day, Linkin Park, Coldplay, Enter Shikari, Marylin Manson, U2.

Современная молодежная музыка России представлена такими исполнителями, как Баста, Тимати, Егор Крид, Ольга Бузова (отдельный феномен), Анна Седокова, такие группы как "Серебро", "Виагра", Макс Барских, Светлана Лобода, группа "Время и Стекло" и многие другие. Очень многие современные российские звезды вышли из таких проектов, как "Фабрика Звезд", "Народный артист", "Х-фактор", "Голос", "Песни". Возможно, тенденции современной молодежной музыки идут не из России, но в нашей стране у простых талантливых ребят есть возможность пробиться в мир шоу-бизнеса.

3.9 Оценок: 24 (Ваша: )

Музыка сопровождает нас повсюду вне зависимости от того, что мы делаем и где находимся. Знание современных стилей будет полезно не только для начинающих музыкантов, но также для любого ценителя искусства. В этой статье мы рассмотрим жанры современной музыки, которые вы чаще всего слышите в магазинах, по радио и в кино.

Что такое музыкальные жанры

Давайте сначала разберёмся, что такое музыкальный жанр. Музыкальный жанр – это категория, которая вмещает в себя произведения, схожие по ряду признаков: стилистических, композиционных, сюжетных и пр.

Музыку можно разделить на разные жанры согласно множеству характеристик, таким, как использование определенных музыкальных инструментов, особенностей темпа, общего настроения мелодии и других. Художественный характер музыки означает, что эти классификации часто субъективны и противоречивы, а некоторые жанры могут пересекаться.

разновидности жанров в музыке

Очень интересно звучат композиции, которые сочетают несколько стилей

Давайте рассмотрим жанры музыки 21 века с примерами их адаптации к новому времени.

Поп-музыка

Это означает, что сначала поп-музыка рассматривалась не как отдельный жанр, а как сборник самых популярных произведений разных жанров. Поэтому сложно выделить ее типичные признаки. Довольно часто такие песни включают в себя сразу несколько признаков других жанров. Поэтому поп имеет самое большое количество ответвлений, среди которых:

  • Кантри поп/кантри рок: отличается большим количеством гитар и фолковым (кантри) либо около-роковым звучанием. Часто используется в качестве саундтреков к вестернам.
  • Поп-рок: объединяет элементы рока (электрогитары, ударные, энергетика) и мелодичность поп-музыки.
  • Софт-рок: почти аналогично поп-року, но с более жестким звучанием;
  • Дископоп/пост-диско: возникло на закате популярности диско и объединило танцевальные ритмы и электро-звучание поулярной музыки 80-ых.
  • Инди: термин применяется к музыке независимых авторов.
  • Синти-поп: мелодия, оснвоанная на звучании синтезаторов и подобных. Стало широко популярно в 80-е, в основном благодаря норвежской группе a-ha. Они же вернули этот стиль в моду в конце 90-ых.

Классическая музыка

Классическая музыка состоит из множества частей, которые исполняются отдельными инструментами и иногда включает в себя вокальные партии. Она появилась еще до электричества, поэтому подразумевает использование инструментов, которые не нуждаются в усилении звука. На современных концертах звучание оркестра иногда усиливается при помощи микрофонов, однако обычно это применяется только в очень крупных концертных залах. В основном термин классической музыки применяют к произведениям, написанным до ХХ века: Шопен, Чайковский, Вагнер и прочие.

На самом деле к классической музыке сложно отнести одно направление. В основном для классики характерно инструментальное звучание, многие ассоциируют ее с оперой и балетом. Однако к ней также можно отнести народную музыку, которая, в свою очередь, дала толчок к созданию музыки кантри и фолк, а те подразделяются еще на множество категорий. Кроме того, классическая музыка универсальна: стоит лишь слегка изменить темп песни, и вы получите совсем другое настроение.

Рок произошел от классического рок-н-ролла в 60-е, хотя уже в 70-е перестал даже отдаленно напоминать своего прародителя. Рок-музыка настолько захватила музыкальную индустрию, что до сих пор многие критики считают его самым значимым направлением. Рок-н-ролл, а затем и рок, появился как молодежное бунтарское течение. Главные признаки рок-музыки – доминирующие гитары, в основном электронные. Важным составляющим музыки считается бас-гитара и ударные, иногда присутствуют ритм-гитары. Звучание может изменяться от более легкого, как у Beatles, к более тяжелому, как у Rolling Stones и Animals.

Несмотря на то, что сейчас рок не так доминирует, как в ХХ веке, он до сих пор считается чуть ли не самым главным направлением музыки из-за своей мощной энергетике и харизматичным музыкантам.

Ритм-н-блюз (R’n’B)

R’n’B – хороший пример плавного перемещения нескольких направлений музыки из 20 в 21 век. С одной стороны, здесь присутствуют особенности духовной (евангелистской) музыки – феномен, который можно встретить только в американских церквях: духовные строки поются в заводном, ритмичном темпе.

R’n’B включает в себя много поджанров, некоторые принято считать индивидуальными стилями:

  • Классический ритм-н-блюз;
  • Ду-воп: в этом поджанре основное внимание уделяется вокалу при минимуме музыкального сопровождения;
  • Соул: отличается уклоном в духовную (околорелигиозную) музыку;
  • Фанк: танцевальный вид ритм-н-блюза;
  • Диско: фактически является сочетанием соула и фанка;
  • Буги (электрофанк): также танцевальный стиль r’n’b, но с элементами техномузыки.

Классический пример ритм-н-блюз – Этта Джеймс и Нина Симон, самая известная – Тина Тернер. Яркие представители этого стиля на современной эстраде – Usher, Алиша Киз, Берри Уайт, Бейонсе.

Поэтому, несмотря на развитие в современной музыке популярных жанров и направлений, джаз до сих пор является частью субкультуры ночной жизни в барах по всему миру. Сложный аспект импровизации объясняет, почему из всех жанров он является наиболее (если не всегда) инструментальным и больше играет со структурой, паттернами и ритмами, чем с голосом исполнителя.

Шансон

Это популярное в Европе музыкальное направление стало известно в России благодаря дружбе СССР с Францией. Французские исполнители шансона не раз давали концерты в Москве и Ленинграде. Самыми яркими представителями течения считаются Шарль Азнавур, Эдит Пиаф, Мирей Матье, Джо Дассен и Ив Монтан.

Интересно, что в России шансоном называют то, что в народе принято считать блатной песней. В основном в них поется о тяжелой судьбе, чаще всего – тюремном сроке. Типичные представители – Михаил Круг, Григорий Лепс, Михаил Шуфутинский, Елена Ваенга.

Электро

Электронная танцевальная музыка ведет истоки от ямайского даб-степа и получила развитие примерно в 70-е годы с развитием электронных музыкальных инструментов. В современное время электро почти полностью перешло в ночные клубы и стало формой искусства микширования. Эта новая форма, обычно называемая EDM (Electronic Dance Music), создается ди-джеями, которые добавляют к произведению десятки тонов для создания уникальной композиции. Часто при этом также обрабатывается голос исполнителя. Оцените трек одного из популярных представителей жанра – Avicii.

С развитием EDM-систем электро-музыка стала самой доступной для написания независимыми авторами, ведь ее легко генерировать в специализированной программе для обработки музыки. Может, поэтому на музыкальном рынке появилось тенденция объединять техно-артистов с поп-музыкантами. Это сделало EDM практически самым популярным жанром музыки в мире 2020 года, так как ни один топ не обходился без десятка песен этого течения.

Хип-хоп

Хип-хоп возник в середине 20 века как протест против расового разделения и до сих пор относится к самым популярным современным направлениям в музыке. Настоящий хип-хоп должен включать в себя 4 элемента: гармония танца (брейк-данс), микширование записей (DJ), яркий визуальный стиль исполнителя и рэп, то есть быстрая начитка текста в определенном ритме.

Интересная деталь: яркий личный стиль исполнителей hip-hop – не просто визуальная приманка, а дань истории, так как хип-хоп возник в субкультуре США как протест против расовой дискриминации. К примеру, любовь рэперов к белым кедам – отсылка к тому времени, когда первые исполнители не могли позволить себе вторую пару обуви, а массивные золотые цепи и кольца символизируют связь с древними африканскими воинами, которые надевали на себя золото перед военными выходами.

Метал

На самом деле список музыкальных направлений исчисляется десятками и, возможно, даже сотнями примеров. Сложно однозначно сказать, что относится к жанрам современной музыки, так как в так как в XII веке продолжают возникать новые музыкальные течения.

Если вы независимый автор, не бойтесь самовыражаться, объединяя в своем творчестве различные направления. А поможет вам программа АудиоМАСТЕР – она создана специально для начинающих музыкантов, но при этом позволяет профессионально работать с аудио: создавать звуковые эффекты, использовать эквалайзер, микшировать треки и не ограничивать свое творчество.

Detailed_picture

© Anna von Kooij

В российской современной музыке сложилась ситуация, во многом уникальная для страны со столь богатыми музыкальными традициями. В 1990-х годах из страны эмигрировали многие исполнители и композиторы, в результате чего российский контекст лишился целого пласта музыкальной культуры. Среди композиторов были как признанные мастера (Шнитке, Денисов, Губайдулина, Щедрин), так и целая плеяда более молодых, но известных уже тогда авторов (Смирнов, Фирсова, Корндорф, Раскатов и многие другие). Разумеется, это не значит, что их музыка перестала звучать на родине, однако влияние этих авторов как на композиторов следующих поколений, так и на музыкально-общественную жизнь страны со временем стало ослабевать, что предоставило больше возможностей композиторам 1970-х — 1980-х годов рождения.

Однако все эти начинания, которые, казалось, вот-вот приведут к возникновению первых институций или к появлению системы заказов (а заказы действительно стали появляться), уткнулись в новый курс государственной культурной политики.

Помимо того что это создало множество возможностей для исполнения современной музыки, в том числе и молодых авторов, многие из этих событий включали приезд известных зарубежных ансамблей и композиторов. Последние охотно давали мастер-классы, а исполнители зачастую включали в программу сочинения одного-двух молодых российских авторов. Это помогло создать столь необходимый обмен между российской и зарубежной сценами современной музыки, восполнить пробелы системы образования. В Москве и других крупных городах появилась публика, заинтересованная в этих проектах, а на некоторых концертах были просто аншлаги.

Однако все эти начинания, которые, казалось, вот-вот приведут к возникновению первых институций или к появлению системы заказов (а заказы действительно стали появляться), уткнулись в новый курс государственной культурной политики, в который поддержка по-настоящему новаторских проектов укладывается все меньше и меньше, а основным ориентиром становятся проекты, воспитывающие патриотические чувства, что вызывает все больше ассоциаций с советской риторикой. В результате многие из перечисленных проектов и фестивалей были закрыты, другие были существенно урезаны в финансировании. В таких условиях необходимый диалог с зарубежной музыкальной культурой становится все менее активен. Достаточно отметить, что за 2014—2015 годы в Москву приехали всего три ансамбля современной музыки, тогда как в 2012—2013 годах их было более 10.

Алексей Наджаров, Александр Хубеев и Владислав Тарнопольский во время дискуссии

Алексей Наджаров, Александр Хубеев и Владислав Тарнопольский во время дискуссии © Студия новой музыки

Если обратиться к иностранному опыту и сравнить современную модель поддержки развития молодых композиторов в европейских странах и в России (если такая модель вообще существует), то, например, во Франции в случае поступления в Парижскую консерваторию музыкант уже доказывает, что он достоин поддержки, и в годы обучения консерватория работает в каком-то смысле как его менеджер: ему предлагаются несколько возможностей исполнения в год профессиональными музыкантами (в том числе и за границей), летние резиденции со стипендиями, иногда предлагаются и заказы. По окончании консерватории композитор уже имеет большой профессиональный опыт. Но и на этом этапе поддержка не прекращается: помимо возможностей различных стажировок и резиденций со стипендиями объемы ежегодных заказов только из государственного бюджета во Франции составляют более 750 000 евро. Если проводить аналогии, то единственное, что может получить на данном этапе молодой композитор, живущий в России, — гарантированное исполнение его дипломного сочинения по окончании консерватории, но нет практически никаких стипендий и системы заказов. Такая ситуация отсутствия перспектив вынуждает молодых авторов, как правило, склоняться к одному из трех основных вариантов, сформировавшихся за последние два-три года.

Только в Москве существует более 60 оркестров разных форматов, на которые на данный момент приходится 3 ансамбля современной музыки. При этом во всей (!) Франции насчитывается немногим более 50 оркестров, а ансамблей современной музыки только в Париже более 10.

Едва ли в более выигрышной ситуации оказываются композиторы, не примкнувшие ни к объединившимся композиторам-импровизаторам, ни к продолжившим свое обучение за рубежом. Не имея стимулов в виде постоянной поддержки коллег по цеху (как в первом случае) или зримой перспективы в мире академической музыки (как во втором), многие зачастую начинают искать последнюю в музыке прикладной. И это, конечно, не так плохо, но велика вероятность того, что в неприкладную музыку композитор уже не вернется. Конечно, можно сказать, что законы естественного отбора действуют в любом сообществе, а выживают сильнейшие. Но если, например, в Германии начинающие композиторы знают, что у них потенциально всегда будет шанс подать заявку на стипендию, резиденцию или оплату заказа, то в России этой перспективы нет. И, безусловно, это становится проблемой для многих по-настоящему талантливых авторов.

Таким образом, за последнее десятилетие удалось создать множество важных концертных и образовательных проектов, найти заинтересованную в этом аудиторию, но не удалось перейти на следующий этап и создать столь необходимые институции и должную систему финансовой поддержки. Такими предстают трудности современных композиторов. Но существует еще масса затрагивающих уже исполнителей, музыковедов и слушателей проблем современной музыки, корни которых лежат, скорее, в функционирующей филармонической и образовательной системе. В этом российская ситуация тоже уникальна. Взять хотя бы распределение поддержки для исполнителей: только в Москве существует более 60 оркестров разных форматов, на которые на данный момент приходится три ансамбля современной музыки. При этом во всей (!) Франции насчитывается немногим более 50 оркестров, а ансамблей современной музыки только в Париже более 10. И хотя в последние годы можно наблюдать особую активность в других городах — за последние пять лет было создано сразу несколько ансамблей современной музыки (NoName в Нижнем Новгороде, МолОт-ансамбль и Instead в Санкт-Петербурге, Intertext в Екатеринбурге, InEnsemble в Ростове-на-Дону), — ситуация за пределами столицы ненамного лучше: ни один из них не имеет постоянного финансирования. Если обратить более пристальное внимание на систему образования, то такой перекос в распределении государственных средств не кажется столь странным.

Не менее важной проблемой является и программа музыкальных школ: основная задача, которая ставится перед любым педагогом в музыкальной школе, состоит вовсе не в воспитании профессионального музыканта, а в воспитании заинтересованного слушателя. Но еще до недавнего времени официальный курс зарубежной музыкальной литературы завершался на Шопене, который перестал творить более полутора веков назад (в новых учебниках он завершается на Дебюсси, умершем почти 100 лет назад). Даже не беря в расчет слушателей без начального музыкального образования, какое представление может сложиться о современной музыке у потенциально образованного слушателя — выпускника музыкальной школы, отучившегося в ней семь лет? В его картине мира не находится места композиторам, создающим классическую музыку здесь и сейчас, такие авторы для него — представители давно вымершей категории людей. Для него классическая музыка превратилась в музей. Именно эту идею, к сожалению, и олицетворяет наша филармоническая система, за редким исключением репродуцирующая классику как музейный экспонат.

Конечно, в российской истории все главные достижения в культуре происходили не благодаря, а вопреки. Но без серьезной государственной поддержки решить эти глобальные проблемы не представляется возможным.

Читайте также: