Как писать сочинение на конкурс 4 класс

Обновлено: 04.07.2024

Сочинение-творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего–то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. Выбор слов, оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, отбор материала, установление логических связей, проверка орфографии – весь этот сложный комплекс действий требует от ребенка высокого напряжения всех его творческих сил.

Обдумывая работу над будущим сочинением, я имею ввиду три понятия, важные для успешной работы: жанр речи, стиль речи, типы речи.

Самым актуальным для младших школьников, для их письменной речи, можно считать повествование и описание предмета.

Чему же надо учить детей при создании любых повествований и описаний?

Во–первых, я учу вычленять детали: в повествовании детализировать действия, а в описании предмета выделять те его части, которые и будут характеризоваться.

Во–вторых, учу пользоваться разнообразием речевых средств. Для повествования особенно важны видовременные формы глаголов, глагольная лексика, для описания предмета – слова, называющие признаки, характеризующие предмет.

В–третьих, учу тому, как избежать повтора слов в названии действующего лица, в названии предмета, и других элементах повествования и описания.

Большую часть должна оказать детям работа на этапе предварительной подготовки, когда они еще не знают, что готовятся к сочинению. На этом этапе помогаю школьникам накопить определенный речевой опыт: собственные наблюдения, впечатления, нужные слова, конструкции, вчитаться в художественные зарисовки, сделанные писателями, которые могут пробудить собственное воображение, послужить толчком к поиску своих деталей, а для их изображения и своих языковых средств. Полезны задания для индивидуальных наблюдений, например, постараться не пропустить, когда пойдет первый снег, посмотреть, как будет меняться все вокруг, попробовать поймать снежинку и успеть рассмотреть ее, решить, на что она похожа, какими словами ее можно нарисовать.

Выполнение различных грамматико-орфографических упражнений полезно сочетать с наблюдениями над настроением подлинных художественных зарисовок, над отбором деталей, над использованием языковых средств.

Работая с текстами, не нацеливаю детей на запоминание авторских слов, а просто вместе с ними вслушиваюсь в рисуемые картинки, убеждаясь: можно рисовать и словом, нужно находить языковые средства, особенно важные для картинки, проводить лингвистические картины, проводить лингвистические эксперименты, то есть заменять, убирать слова, перестраивать предложения, давая тем самым возможность самим убедиться в точности авторского выбора. При этом обращаю внимание детей не только на лексику, на образные слова и выражения, но и на формы слов.

Такой работой на уроках готовлю базу для проведения новых наблюдений, уже коллективных на экскурсии.

- Вам нравится? А как об этом сказать?

- Постоим тихо-тихо… послушаем…

- Всмотритесь… потрогайте… попробуйте найти точные слова.

- А на что похоже, с чем можно сравнить?

- Разойдитесь, найдите каждый свое, то, что хотели бы словами нарисовать.

- Поедете с горки, понаблюдайте: постарайтесь отметить каждое свое движение.

- А как мы делаем снеговика? Давайте словами попробуем нарисовать наши действия. [Вот мы слепили маленький снежный комок,…(Стали катать…- Катали, катали… - Вот он уже… - Выбрали место… - Расчистили…- Подкатили ком и установили его… - Потом скатали еще два… - И вот,… А теперь делаем лицо)].

Проведение подобных наблюдений с одновременной работой над отбором содержания и поиском языковых средств – это компонент непосредственной подготовки к сочинению.

Следующий шаг подготовки – это работа на уроке непосредственно перед написанием сочинения. Уточнение речевой ситуации, жанра и его особенностей, обсуждение конкретного содержания, то есть рисуемых деталей, передаваемого настроения, последовательности картинок, общего заголовка, а также языковых средств, которые помогут реализовать авторский замысел – вот программа подготовки работы на уроке.

Если у учеников еще нет достаточного опыта, то предлагаю готовое начало, или обсудить возможные варианты. Важно, чтобы дети поняли, что они пишут не отчет, а рисуют как бы с натуры. Такая картина требует особого начала.

- Тихий зимний день.

- Вот и оделось все вокруг в зимний наряд!

- Вот и дождались зимы! Вы любите, когда идет снег?

- Наконец – то зима! Коньки, лыжи, санки! Сегодня я первый раз съехал с горы!

- Вчера был такой липкий снег! Ну, как не слепить снеговика!

- Ну и снеговика мы вчера сделали!

Непосредственно перед написанием стоит попросить учеников еще раз представить себе ту картину, которую они захотят рисовать, и все время стараться держать ее перед глазами – это поможет им быть художниками слова.

При подготовке к сочинению создаю вспомогательные опорные таблицы:

“Подбери красочные определения”

день – пасмурный, ненастный;

воздух – свежий, морозный, обжигающий;

снег – пушистый;

небо – хмурое, серое;

туча – пухлая, серая, тяжелая;

зима – белоснежная, красавица, величавая, волшебница, снежная, вьюжная, суровая, морозная.

Дети, пользуясь собственными наблюдениями, составляли словосочетания, включали их в предложения.

Снежинки – узорчатые, нежные, серебристые, хрустальные, ажурные, похожие на цветочки, на звездочки, падают, порхают, кружатся, искрятся.

Снег – пушистый, белый, как сахар.

Воздух – прозрачен, как хрусталь, обжигает огнем.

Использую и такую подготовку, как написание сочинений – миниатюр после прослушивания музыкальных произведений. Такой вид работы очень труден, но его нужно использовать, чтобы развивать воображение, речь детей. (Чайковский “Времена года”).

Использую и такой вид работы, как составление предложений по открыткам с зимним пейзажам. Потом эти предложения разбирались, дополнялись, редактировались, обогащались более выразительными средствами.

Наша речь должна быть богата по содержанию, правильной по форме, образной. Поэтому учу избегать неоправданности повторов (тавтологии).

“Подбери синонимы” (сочинение по картине)

художник – живописец, мастер кисти, пейзажист;

создает – пишет, но не рисует;

картина – полотно, репродукция;

блестит – искрится, сверкает, сияет;

поражает – удивляет, изумляет.

Найди неточное употребленное слово и замени его

- Солнце окрасило снег в розоватые, голубоватые, зеленоватые оттенки (тона)

- Полотно оставляет (создает) радостное настроение.

Определите в чем ошибка и исправьте ее.

- Солнечный свет отражается на снег (на чем? - На снегу)

- Картина полна светом (чего? - Света)

- Полотно показывает о прелести этой поры (что? – прелесть)

Можно вспомнить пословицы, поговорки, загадки, стихи.

На уроках русского языка предлагаю детям выполнить устные и письменные упражнения.

- Спишите тексты с доски, вставляя пропущенные буквы и слова (даны в словах для справок)

- Запишите предложения – ответы на вопросы.

Каждый учитель знает, как трудно уберечь младших школьников от обилия орфографических ошибок, не сковывая при этом их творческой инициативы, самостоятельности. Обычно предлагают трудные слова выносить на доску, проводить их через списывание по следам орфографического проговаривания и так далее. Эти приемы, безусловно, полезны. Но они не решают проблемы. Думается, что более действенным способом оказания орфографической помощи должно быть такое обучение орфографии, при котором у детей формируется орфографическая зоркость и они оказываются в состоянии писать с пропуском тех букв, в написании которых еще сомневаются (или писать карандашом буквенной дробью – тогда ученик сможет свободно излагать мысли, не боясь допустить ошибки. К оставленной “дырке” или “дроби” он вернется на этапе самоконтроля и тогда, может быть, подумав, сам решит свою орфографическую задачу, или попросит помощи у учителя, попробует найти ответ в словаре.

Обучая детей созданию текстов, помогаю накапливать реальный речевой опыт, учу их речевому общению.

Урок русского языка. Развитие речи. 4 класс.

Тема: Сочинение-описание животного (кошки) на основе личных впечатлений.

“Мой ласковый и нежный зверь”

  • учить описывать животных, раскрыть особенности сочинения – описания с элементами повествования;
  • развивать способность наблюдать живое, постоянно изменяющееся существо;
  • воспитывать любовь к животным, бережное отношение к “братьям нашим меньшим”;
  • работать над формированием умения понимать детьми, что такое художественность, различать прилагательные – определения, учить использовать сравнения в речи.

На протяжении нескольких дней дети собирали материал о кошках, приносили фото своих питомцев, вырезки из журналов, наблюдали за их поведением и повадками, делали записи. Поэтому дети знали о предстоящей работе.

На уроке используется мультимедиа.

Ход урока

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. ИНТРИГА.

- Ребята! Прочтите слово, записанное на доске (зверь).

Подберите определение к этому существительному.

Зверь какой?. (ответы детей: страшный, хищный, злой, свирепый).

А о ком пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (о кошке)

Такая ли она – кошка? (нет)

А какая? (ласковая,…)


Конечно, люди так и называют кошку: слайд № 1

Мой ласковый и нежный зверь


Итак, речь пойдёт о кошках.

Кошка…Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. слайд № 2.


Предки её появились на земле довольно давно, более 20 млн. лет назад и постепенно распространились по свету.

Кошка гораздо позже других домашних животных (слайд № 3) подружилась с человеком.

Отдельные учёные считают, что не человек одомашнил кошку,

а она самостоятельно, “сама по себе”, пришла к человеку, чтобы

найти у него пищу и защиту от врагов, в основном сохранив при этом свою независимость, характер и внешность.


А первыми людьми, приручившими кошку, были египтяне.

Они считали кошку священной и были ей очень благодарны.

- Как вы думаете, за что?

(Кошка избавляла зернохранилища от мышей). слайд № 4

В Египте обнаружено много кошачьих кладбищ с мумиями кошек.

Кошку считали добрым духом дома, жестокое обращение с ней было чревато суровым наказанием.

А вот в Европе в средние века кошку преследовали. Считали ведьмой, что в ней поселился дьявол. Особенно пострадали чёрные кошки. Отголоски тех лет просочились и в нашу жизнь.

- Какие приметы связаны с чёрной кошкой? (Ответы детей).

Всё это, конечно, выдумки. Кошка – не богиня и не ведьма, а обыкновенный зверь, правда, с необыкновенными качествами. Например, кошка может упасть с большой высоты и как ни в чём не бывало продолжить свой путь. Или вернуться домой, преодолев сотни километров.

Таким своим поведением кошка притягивает к себе внимание людей и поддерживает интерес к своей верной, преданной и в то же время независимой персоне.

2. ДВИЖЕНИЕ ТЕМЫ.

- За что ещё человек любит кошку и делит с ней свой дом? Только ли за её умение избавить нас от мышей и проявить свои незаурядные способности?

- Что ещё привлекает в кошках? (Их внешний вид).

На сегодняшнем уроке мы заканчиваем подготовку и напишем сочинение - описание кошки на основе личных впечатлений (Тема урока на слайде № 5).

- Какое словосочетание является очень важным? (на основе личных впечатлений)

- Что это значит? (Каждый напишет о своей кошке, о своих впечатлениях)

- На предыдущих уроках вы рассказывали о своих питомцах, в течение некоторого времени более внимательно наблюдали за их жизнью, изучали повадки, подбирали словосочетания, помогающие передать внешний вид животного и его характер.

- Какой тип текста должен получиться? (описание с элементами повествования)

- Без какой части речи не обойтись при описании? (имя прилагательное)

- Кроме того, не надо забывать, что сочинение должно быть выполнено в художественном стиле. Какова задача художественного стиля? (Изобразить словами предмет и передать своё отношение)

- Текст живой, яркий, эмоциональный, его интересно читать.

- Какие приёмы помогут оживить текст? (слайд № 6)

б) слова-синонимы (избегать повторов);

в) образные и точные имена прилагательные;

г) разные по цели высказывания и по интонации предложения.

3. РЕЧЕВАЯ ПОДГОТОВКА

Работа в группах

Класс поделен на 4 группы. Каждой группе одновременно даётся задание. При проверке на экране появляется слайд с заданием, и весь класс принимает участие в обсуждении выполненной работы.

1 группа (слайд № 7)

- Какую ошибку допустил ученик в построении текста. Исправьте её.

У меня есть четвероногий друг. Его зовут Рыжик. Рыжик – маленький, но очень умный котёнок. У Рыжика рыжая мордочка, розовый носик. У Рыжика рыжие лапки и грудка. Рыжик очень ласковый и нежный котик.

2 группа (слайд № 8)

- Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он с заданием? Нужно ли что-либо изменить?

У меня есть кот Мурзик. Это озорной и ужасно ленивый кот. Я подобрал его не потому что пожалел, а для того, чтобы он ловил мышей, которые развелись уже до того, что норовят залезть на стол. Но не тут-то было. Мурзик оказался трусишкой. Он так испугался мышей, что совсем не выходил из комнаты. Вот такой у меня кот.

3 группа (слайд № 9)

Ученик написал сочинение-описание любимого животного. Справился ли он с заданием? Нужно ли что-либо изменить?

У меня есть котёнок Васька. У него красивые глазки, носик, ушки. У него длинная шерсть. Я люблю своего Ваську.

4 группа (слайд № 10)

Оживи текст, используя сравнения.

У меня есть котёнок по кличке Пушок. Он очень симпатичный. Глазки у моего малыша светятся, как… Шерсть мягкая, мягкая, словно… Носик розовый и похож на … На лапках будто надеты… Сам он напоминает …, поэтому его так назвали.

Таким образом, в вашем распоряжении множество средств, чтобы сделать свою речь правильной, образной и выразительной. Пользуйтесь этим богатством!

Какова цель сегодняшней работы? (Посредством слова передать красоту, индивидуальность кошки, свою любовь к животному.)

Здравствуйте, друзья! На связи Евгения Климкович! Желаю Вам доброго времени суток и предлагаю поговорить о творческой составляющей образовательного процесса. А именно о том, как научить детей писать сочинения?

К сожалению, многие из нас сталкиваются с тем, что обладающий богатой фантазией и большим запасом слов школьник не может выразить свои мысли на бумаге. Всё плохо? Не дано от природы? Конечно же нет! Не стоит опускать руки и мириться с этой ситуацией. Правильно и красиво писать сочинения уже в начальных классах под силу любому ребенку, и научить его этому – не только работа педагогов, но и наша с вами задача.

С чего начать?

мама-и-сын-разговаривают

Любая творческая работа начинается с темы. Задана тема преподавателем или выбрана ребёнком самостоятельно – имеет принципиальное значение? Абсолютно никакого! Наша с вами цель – понять, разбирается ли ребёнок в данном вопросе, поэтому начинаем обсуждать и рассуждать.

Позвольте вашему школьнику выразить свои мысли, задавайте наводящие вопросы, ищите в дополнительных источниках нужную информацию – всё это поможет собрать исходный материал для будущей работы, исключить не относящееся к теме и оставить только самое необходимое.

Работаем по плану

Ну вот, ваш ребёнок определился, чему будет посвящено сочинение, но, мыслей так много, все они так перепутались. Что делать? Начинаем составлять план, который выстроит в красивые рамки все рассуждения и позволит получить структурированный результат.

схема-план-сочинения

Главная цель на этом этапе – дать понять, что должен содержать в себе каждый из пунктов плана, и чем они друг от друга отличаются.

Когда именно разрабатывать план действий – до сбора необходимого материала или после – решать исключительно основному участнику процесса. Некоторые дети легко справляются с выбором темы и обозначением границ, но не могут определиться, о чем они будут писать. Для таких случаев будет целесообразным вначале собрать информацию, а потом написать план работы. Главное условие – план не должен появляться уже после написания сочинения.

Пишем на черновик

Как бы ни хотелось нашим детям побыстрее справляться с домашними заданиями, чтобы освободить побольше времени для развлечений и прогулок, зачастую им приходится мириться с предварительным выполнением заданий на черновиках.

мальчик-пишет-на-черновик

Независимо от формы сочинения, будь то повествование, описание по картине или рассуждение, задача работы – раскрыть главную мысль.

Именно этому посвящена основная часть – содержание. Тем не менее, как показывает практика, с содержательной частью школьники справляются намного проще, чем с вступительной.

Гораздо труднее для детей найти первую фразу, с которой необходимо начать. И из этой, на первый взгляд сложной, ситуации есть выход.

мальчик-задумался

Объясните своему ученику, что введение вытекает из сути основной части его работы, указывает, почему выбрана такая тема, и, для упрощения процесса, его написание можно отложить на второй план. Поверьте, что ребёнок справится гораздо успешнее с этой задачей, когда будет готова середина.

Подведение итогов и формулирование выводов будет заключительным этапом работы. Главное правило на этом этапе – не ограничивайте ребёнка в объёмах, дайте волю его мыслям. Он ведь не волшебник, он только учится!

Проверяем результат

мама-проверяет-уроки-у-сына

На данном этапе участники процесса меняются местами: поработать придется вам, родители. Мы с вами будем читать, вычеркивать, исправлять и дополнять. Только все ли родители делают это правильно? К сожалению, нет. Зачастую этот процесс выглядит как техническая корректура готового материала.

Вы готовы и впоследствии исправлять ошибки своего школьника или хотели бы, чтобы ребёнок овладевал знаниями и применял их самостоятельно?

А вдруг у ребёнка на это есть своя, отличная от вашей, точка зрения, которая имеет право на существование?

К разному возрасту разный подход

С написанием сочинений школьники сталкиваются уже в 1 классе. На уроках русского языка начинающим ученикам предлагается в устной форме рассказать о себе, выразить свои эмоции и чувства, дать описание по картинке.

Как правило, уже к моменту поступления в школу малыши имеют основные навыки описательного процесса. Наша с вами задача в этот период – развивать словарный запас.

мама-и-дочь-на-прогулке

Сделайте хорошей привычкой во время совместных прогулок с ребёнком описывать какие-либо предметы, элементы природы, используя для этого прилагательные, добавляя новые, неизвестные слова. Одновременно интересно и полезно!

Самостоятельная работа по индивидуальным темам начинается у детей во 2 классе. Здесь и пригодятся освоенные навыки описания, потому что основная тематика сочинений – сюжетные рассказы. В этом возрасте школьников учат находить главную мысль в готовом тексте. Читайте книги, просите ребёнка пересказывать и выделять основное.

В 3 классе к описательному творчеству добавляется рассуждение. Излагая свои мысли, учащиеся делают выводы из своих наблюдений, приводят доказательства, дают оценку. К концу обучения в 3 классе в качестве наглядных примеров педагоги начинают использовать картины.

картина-опять-двойка

В 4 классе дети начинают развивать умение писать сочинение на литературные темы.

Сочинения по литературе считаются одними из самых сложных творческих работ.

  1. Во-первых, для его написания необходимо знать произведение.
  2. Во-вторых, необходимо составить точный и развернутый план работы.

Поэтому читать, читать, и ещё раз читать!

К завершающему этапу образования в начальной школе при написании таких работ ребенок уже умело использует:

  • описание;
  • анализ;
  • оценку;
  • сравнение.

Хотя, с тем, что от педагога зависит многое, не поспоришь. Друзья, посмотрите, каким замечательным и наглядным может быть обыкновенный урок русского языка)

Также позволю себе порекомендовать вам статью о развитии техники чтения, без которой в школе вообще никуда. А еще думаю будет полезно узнать о том, как научиться быстро и интересно учить стихотворения и готовиться к пересказу.

Друзья, оставляйте свои комментарии и делитесь статьей в социальных сетях, и мы вместе постараемся сделать жизнь наших детей интересней.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена учителям русского языка и литературы в помощь пи подготовке к Всероссийскому конкурсу сочинений. Предагатся подробный анализ основных этапов написания сочинения.

ГОТОВИМСЯ К ВСЕРОССИЙСКОМУ КОНКУРСУ СОЧИНЕНИЙ

Сорокина Ирина Тимофеевна,

учитель русского языка и литературы

Белгородский район, 2020

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КОНКУРСЕ

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О КОНКУРСЕ

ПРАВИЛА УЧАСТИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНКУРСНЫХ РАБОТ Участие в Конкурсе принимают об уча ю щиеся 4-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организаций Российской Федерации на добровольной основе. Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу. Конкурсная работа представляет собою рукописный текст. Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются. К Конкурсу допускаются работы, выполненные в формате А4 с полями, в объеме: 4 – 5 класс – 1-2 стр.; 6 – 7 класс – 2-3 стр.; 8 – 9 класс – 2-3 стр.; 10—11 класс – не более 4 стр.

ПРАВИЛА УЧАСТИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНКУРСНЫХ РАБОТ

  • Участие в Конкурсе принимают об уча ю щиеся 4-11 классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных организаций Российской Федерации на добровольной основе.
  • Каждый участник имеет право представить на Конкурс одну работу.
  • Конкурсная работа представляет собою рукописный текст.
  • Участники Конкурса выполняют работу самостоятельно на русском языке в прозе, поэтические тексты не рассматриваются.
  • К Конкурсу допускаются работы, выполненные в формате А4 с полями, в объеме: 4 – 5 класс – 1-2 стр.; 6 – 7 класс – 2-3 стр.; 8 – 9 класс – 2-3 стр.; 10—11 класс – не более 4 стр.

ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ: для учащихся 4 – 5 классов: 2 астрономических часа (120 минут); для учащихся 6 – 7 классов: 3 астрономических часа (180 минут); для учащихся 8 – 9 классов: 4 астрономических часа (240 минут); для учащихся 10 – 11 классов: 4 астрономических часа (240 минут).

ВРЕМЯ НАПИСАНИЯ КОНКУРСНОЙ РАБОТЫ:

  • для учащихся 4 – 5 классов: 2 астрономических часа (120 минут);
  • для учащихся 6 – 7 классов: 3 астрономических часа (180 минут);
  • для учащихся 8 – 9 классов: 4 астрономических часа (240 минут);
  • для учащихся 10 – 11 классов: 4 астрономических часа (240 минут).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ РАБОТ соответствие сочинения тематическим ограничениям, заданным требованиями Конкурса; соответствие формулировки темы сочинения выбранному тематическому направлению; с облюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра); коммуникативный замысел сочинения; композиция сочинения; личностное восприятие тематики и проблематики сочинения; выражение в сочинении авторской позиции; оригинальность сочинения; художественность сочинения; общее читательское восприятие текста сочинения (дополнительный (вариативный) балл).

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНКУРСНЫХ РАБОТ

  • соответствие сочинения тематическим ограничениям, заданным требованиями Конкурса;
  • соответствие формулировки темы сочинения выбранному тематическому направлению;
  • с облюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра);
  • коммуникативный замысел сочинения;
  • композиция сочинения;
  • личностное восприятие тематики и проблематики сочинения;
  • выражение в сочинении авторской позиции;
  • оригинальность сочинения;
  • художественность сочинения;
  • общее читательское восприятие текста сочинения (дополнительный (вариативный) балл).

ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ: 1 возрастная группа – обучающиеся 4 – 5 классов; 2 возрастная группа – обучающиеся 6 – 7 классов; 3 возрастная группа – обучающиеся 8 – 9 классов; 4 возрастная группа – обучающиеся 10 – 11 классов и обучающиеся организаций среднего профессионального образования. Участие в Конкурсе добровольное. Рабочим языком Конкурса является русский язык.

  • 1 возрастная группа – обучающиеся 4 – 5 классов;
  • 2 возрастная группа – обучающиеся 6 – 7 классов;
  • 3 возрастная группа – обучающиеся 8 – 9 классов;
  • 4 возрастная группа – обучающиеся 10 – 11 классов и обучающиеся организаций среднего профессионального образования.
  • Участие в Конкурсе добровольное.
  • Рабочим языком Конкурса является русский язык.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К СОЧИНЕНИЮ

ШАГ 1. Проанализируй список писателей-юбиляров. Какие имена тебе хорошо знакомы (знаешь биографию, читал книги, бывал в музеях)? Подумай, какой информацией тебе хотелось бы поделиться, о чем написать?

  • Проанализируй список писателей-юбиляров.
  • Какие имена тебе хорошо знакомы (знаешь биографию, читал книги, бывал в музеях)?
  • Подумай, какой информацией тебе хотелось бы поделиться, о чем написать?

ШАГ 2. Проанализируй список произведений-юбиляров. Какие из них ты читал? Что тебе понравилось в этих книгах? Что ты знаешь об их авторах, истории создания? О чем тебе хотелось бы рассказать ребятам, взрослым?

  • Проанализируй список произведений-юбиляров.
  • Какие из них ты читал?
  • Что тебе понравилось в этих книгах? Что ты знаешь об их авторах, истории создания?
  • О чем тебе хотелось бы рассказать ребятам, взрослым?

ШАГ 3. Проанализируй список предложенных направлений. Как ты понимаешь смысл названия каждого из них? Какое направление тебе ближе всего? Мыслями о каких прочитанных произведений или какими жизненными впечатлениями в рамках данного направления ты мог бы поделиться?

  • Проанализируй список предложенных направлений.
  • Как ты понимаешь смысл названия каждого из них?
  • Какое направление тебе ближе всего?
  • Мыслями о каких прочитанных произведений или какими жизненными впечатлениями в рамках данного направления ты мог бы поделиться?

ШАГ 4. Поделись своими идеями с учителем. С помощью учителя определи, в каком направлении тебе лучше работать. Совместно скорректируйте схему подготовки к сочинению. Продумайте, как составить цитатник, который можно взять на конкурс. Обрати внимание на жанр, в котором ты будешь работать, повтори особенности этого жанра, прочти несколько произведений, написанных в этом жанре .

  • Поделись своими идеями с учителем.
  • С помощью учителя определи, в каком направлении тебе лучше работать.
  • Совместно скорректируйте схему подготовки к сочинению.
  • Продумайте, как составить цитатник, который можно взять на конкурс.
  • Обрати внимание на жанр, в котором ты будешь работать, повтори особенности этого жанра, прочти несколько произведений, написанных в этом жанре .

Вступление вводит в тему, дает предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может:

 Представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой, рассказ о людях или событиях, изложение собственного мнения по какой-либо проблеме или размышления о связи каких-либо явлений. В основной части следует избегать: пересказа литературного произведения; изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

Представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой, рассказ о людях или событиях, изложение собственного мнения по какой-либо проблеме или размышления о связи каких-либо явлений.

В основной части следует избегать:

  • пересказа литературного произведения;
  • изложение сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

 Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное. Заключительная часть должна быть: короткой, но емкой органически связана с предыдущим изложением В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, еще раз обратив внимание на самое главное.

Заключительная часть должна быть:

  • короткой, но емкой
  • органически связана с предыдущим изложением

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, иметь четко выраженный определенный смысл и должно быть подготовлено материалом основной части.

Определение темы сочинения

Определение темы сочинения

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ.

Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно в рамках заданных тематических направлений и жанров конкурсных работ.

Направления сочинений - 2019 Литературное событие, юбилей произведения или юбилей великого писателя

Направления сочинений - 2019

Литературное событие,

юбилей произведения

юбилей великого писателя

В соответствии с содержанием данного тематического направления возможны формулировки тем сочинения:

(по одному или нескольким произведениям

«Чем творчество Н.В. Гоголя интересно

(по одному или нескольким произведениям

Алгоритм действия для учителя при подготовке участника конкурса Выбор направления Определение возможной тематики Набор произведений Выбор одного-двух произведений для опоры Примерный план (содержание, логика)

Алгоритм действия для учителя при подготовке участника конкурса

  • Выбор направления
  • Определение возможной тематики
  • Набор произведений
  • Выбор одного-двух произведений для опоры
  • Примерный план (содержание, логика)

Алгоритм действий ученика Формулирование темы Определение ключевого слова (слов) в теме Выбор эпизодов для анализа Формулирование тезиса Аргументация Вывод Проверка сочинения по критериям

Алгоритм действий ученика

  • Формулирование темы
  • Определение ключевого слова (слов) в теме
  • Выбор эпизодов для анализа
  • Формулирование тезиса
  • Аргументация
  • Вывод
  • Проверка сочинения по критериям

Этапы работы над сочинением 1. Формулировка темы и выбор направления ее раскрытия. 2.Определление главной мысли. 3.Запись основных тезисов и подбор аргументов для доказательства. 4. Отбор фактического материала. 5. Составление плана. 6. Текстуальное оформление сочинения. 7. Редактирование

Этапы работы над сочинением

  • 1. Формулировка темы и выбор направления ее раскрытия.
  • 2.Определление главной мысли.
  • 3.Запись основных тезисов и подбор аргументов для доказательства.
  • 4. Отбор фактического материала.
  • 5. Составление плана.
  • 6. Текстуальное оформление сочинения.
  • 7. Редактирование

Как начать сочинение? (По классификации Е.И.Ильина) Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе. М., 1995. С.6-7.

Академическое

Дневниковое

Академическое

«Писатель родился в таком-то году, окончил (или не окончил) университет,

«Я не случайно выбрал(а) эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами

Дневниковое

Как закончить сочинение? Варианты заключений Цитатное Личностное Открытое 33

Как закончить сочинение?

Типы мостиков

Риторический

Прямая связь

Риторический вопрос

Вопрос как бы возникает в сознании и читателя, и автора

Прямая связь

Автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях

Переход-соединение

Абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…

Переход-противопоставление

Противопоставление происходит с помощью слов: иной, другой, а, же, но…

Внутренняя связь

Отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла

«Сколько препятствий может преодолеть на своём жизненном пути человек? Наверно, очень много, если есть цель, - если он понимает, ради чего живёт. А если цели нет, если человек ощущает, что он никому не нужен, тогда смерть.

Урок 7. Учимся писать сочинения

Уметь писать сочинения школьнику так же нужно, как и умение переписывать тексты с образца, писать под диктовку и т.д. Причем нужен этот навык даже тем, кто не был награжден природой литературным талантом. Таким образом, если одни дети пишут сочинения без проблем, то другим это может даваться очень трудно. Как же вести себя в такой ситуации? В чем может состоять эффективная помощь родителей?

Для начала стоит сказать, что обучение написанию сочинений предполагает выполнение трех основных задач:

  • Вам нужно научить ребенка фантазировать
  • Вам нужно развивать воображение ребенка
  • Вам нужно научить ребенка выражать свои мысли

Также очень важно помогать ученику, если он просит об этом, ведь написание сочинения – это не просто выполнение задания, а самая настоящая творческая работа. Если вы видите, что у вашего чада возникли затруднения, расскажите и объясните ему, как пишется сочинение, из каких этапов состоит процесс и т.д. Разъясните, что сочинение – это такое художественное произведение, где мысли излагаются стройно и последовательно; в противном случае читатель просто не поймет, что хотел сказать автор. Сделать это нужно всего один раз, т.к. в дальнейшем ребенок будет в состоянии сам выполнять нужные действия и следовать схеме.

Не следует забывать и о том, что вы должны иметь представление: как хорошо и грамотно ребенок владеет языком, широк ли его кругозор и насколько, как он реагирует на окружающую реальность и какие делает выводы. Это поможет вам определить потенциальные способности ученика и понять, каких результатов можно ожидать, а также насколько сложные давать задания.

Содержание:

Как писать сочинение

Алгоритм работы над любым сочинением состоит из пяти основных этапов. Их следует придерживаться в строгой последовательности. Нарушение этого условия отрицательно скажется на всей работе ребенка и качестве самого сочинения. Итак, что это за этапы?

Сбор материала

Продолжим с нашим примером: в общих чертах то, что ребенок делал на выходном, понятно. Однако простое припоминание событий может дать только почву для размышлений. Задача состоит в том, чтобы в деталях вспомнить выдающиеся моменты дня, например, поездку по загородной дороге, разнообразие животных в зоопарке, шум волн на берегу моря, ощущения от катания на американских горках и т.п. Объясните ученику, что он должен красочно рассказать о том, что ему запомнилось, стараясь предать свои ощущения.

Очень полезно составлять конспект важных мыслей для сочинения. Это делается, чтобы ученик не упустил ничего важного, всегда держал в поле зрения все, о чем хочет рассказать. В качестве вспомогательных материалов можно использовать картинки, фотографии, видеозаписи и любые другие источники информации, в том числе и совместные воспоминания.

Составление плана

Не имея плана, ребенку будет невозможно последовательно излагать мысли, причем, чем подробнее план, тем быстрее и проще пишется сочинение. Даже профессиональные журналисты делают планы своих статей пред написанием, что уж говорить об учениках младшей школы. План же должен быть основан на теме сочинения, и состоять из следующих частей:

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение

Вступление должно включать в себя небольшой рассказ о том, какова тема сочинения и почему выбрана именно она. В основной части раскрывается суть темы, а в заключение делаются выводы и какие-то обобщения, выражается отношение к тому, о чем шла речь. Прежде чем ребенок начнет писать, укажите ему на мысли, которые важно подчеркнуть и выделить, а также на то, о чем можно писать без подробностей.

Сбор лексического материала

Для удобства рекомендуется использовать таблицу наподобие этой:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Если взять наш пример, получим примерно следующее:

Существительные

Прилагательные

Глаголы

Желаемые слова и выражения

Были в восторге

Работа с черновиком

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Не делайте за ребенка его работу – исправлять ошибки он должен самостоятельно. Вы должны лишь подчеркнуть слова с ошибками, а искать их и писать правильно должен ученик. Опять же – пусть он пользуется словарем и вспоминает правила. Если есть стилистические ошибки, просите свое чадо менять слова, порядок слов, обороты и предложения.

Работа с черновиком оканчивается на том, что ребенок вслух, четко и с выражением читает уже исправленный черновик. Это позволяет определить и устранить оставшиеся недочеты. Затем дайте ученику время на отдых, чтобы он пришел в норму и освежил голову. На следующий день, набравшись сил, ребенок просто переписывает сочинение с черновика на чистовик, но уже предельно внимательно и без ошибок. Теперь сочинение готово, и вам остается только его перечитать самим, дабы убедиться, что все в порядке.

ВАЖНОЕ ДОПОЛНЕНИЕ: Возможно, в процессе у вас появится желание написать все, как нужно, самим. Делать этого нельзя, т.к. результат, пусть и хороший, не будет соответствовать главной цели – научить ребенка самостоятельной работе над сочинением.

А теперь давайте рассмотрим несколько видов сочинений, т.к. это тоже немало важно. Именно от категории работы зависит особенность наполнения ее смысловых блоков, и что она вообще будет собой представлять: описание, повествование, рассуждение или нечто иное?

Виды сочинений

Ниже мы рассмотрим четыре основных вида сочинений и их особенности:

  • Сочинение по картине
  • Сочинение по литературе
  • Сочинение-рассуждение
  • Сочинение-миниатюра

Исходя из вида, вступление, основная часть и заключение будут иметь видоизмененные и отличающиеся друг от друга формы.

Сочинение по картине

Основная часть должна состоять из трех пунктов:

  • Описание изображения на переднем плане
  • Описание изображения на заднем плане (мелкие детали и фон)
  • Особенности произведения (реалистичность, палитра, манера исполнения и т.д.), и как они влияют на его восприятие зрителем

В заключении делается вывод: впечатления от картины, понравилась или нет, и почему.

Сочинение по литературе

В заключение нужно подвести итог всем рассуждениям, подтвердить или опровергнуть главную мысль, ответить на основной вопрос, который был поднят в сочинении.

Сочинение-рассуждение

В сочинении-рассуждении структура выстраивается иначе:

Вступление должно включать в себя заданный тезис (о чем будут идти рассуждения) и ответ ребенка на вопрос, т.е. согласен он с утверждением, темой, текстом и т.д. или же нет.

В основной части излагается несколько аргументов (желательно привести 2-3 таковых). Приветствуется подтверждение аргументации не только посредством литературных фактов, но и доказательствами из повседневной жизни.

А заключение – это просто вывод, резюмирующий все размышления ученика. Обратите внимание на то, что вывод и вступление не должны противоречить друг другу.

Сочинение-миниатюра

Четыре рассмотренных вида сочинений считаются самыми распространенными. Пользуясь этим, многие дети (те, кто постарше, естественно) нередко прибегают к тому, что просто списывают материал с какой-нибудь статьи или же вообще скачивают готовые сочинения из интернета. Но делать этого, к сожалению нельзя, хотя работать с таким материалом вполне можно.

Как работать с материалами из интернета

Списывать или присваивать чужие работы нельзя по двум причинам: во-первых, это натуральный плагиат, а это и само по себе не хорошо, и преподаватель сразу распознает обман, а во-вторых, мысли, изложенные в чужой работе, принадлежат другому человеку. Во втором случае ни стилистика, ни точка зрения, ни знание материала не будут совпадать с авторскими.

Если есть задача переработать текс из какого-то источника, помогите ребенку освоить этот метод. Для этого просто покажите, как можно выразить одну и ту же мысль в нескольких разных вариантах. Так вы поможете ученику научиться передавать чужие мысли своими словами. Не важно, работает ребенок с какой-то статьей или готовым сочинением, суть будет одна – прочитать материал, понять структуру, найти наиболее интересные мысли и перефразировать их.

В начале своего творчества, связанного с написанием сочинений, успехи ребенка могут быть небольшими и даже мало ощутимыми. Но с практикой его навык обязательно улучшится, и со временем он научится (если будет заниматься прилежно, естественно) писать шикарные для его возраста тексты.

И, подытоживая, хочется сказать, что не каждый ребенок хочет стать писателем, поэтом или журналистом, однако уметь четко и грамотно излагать свои мысли он уметь обязан, и обязан в первую очередь самому себе. Именно с этой целью в школе и пишутся сочинения, с этой же целью и вы занимайтесь домашним обучением.

Несмотря на то, что основной материал по теме обучения ребенка письму уже изучен, есть еще один важный навык, который непременно пригодится в жизни вашему чаду – это навык письма на иностранном языке. О его развитии мы и побеседуем в следующем уроке.

Проверьте свои знания

Читайте также: