Как оформлять контрольное сочинение по русской литературе в беларуси

Обновлено: 02.07.2024

Выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования проводятся в письменной форме с 9 часов.

учащиеся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования с изучением белорусского (русского) языка на базовом уровне, и учащиеся ХІ классов учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования с изучением белорусского (русского) языка на повышенном уровне, пишут изложение по разным текстам.

Оформление экзаменационной работы

Экзаменационные работы, которые проводятся в письменной форме, за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования выполняются на двойных листах бумаги со штампом учреждения образования, которые вкладываются один в один.

На штампе учреждения образования записывается дата проведения экзамена.

Например: 2 июня 2015 г.

После штампа учреждения образования пропускается 2 линейки и посредине строчки выполняется соответствующая запись:

Экзаменацыйная работа (пераказ)

па беларускай мове

вучанiцы ХІ ”Б“ класа

Сідаровіч Ірыны Уладзіміраўны

Экзаменационная работа (изложение)

по русскому языку

учащейся ХІ ”Б“ класса

Сидорович Ирины Владимировны

Экзаменацыйная работа (дыктант)

па беларускай мове

вучанiцы 9”Б“ класа

Кавалевiч Вольгi Пятроўны

Экзаменационная работа (диктант)

по русскому языку

учащейся ІХ ”Б“ класса

Ковалевич Ольги Петровны

В кавычки название темы изложения, диктанта берётся только тогда, когда она является цитатой и при ней стоит фамилия автора.

Экзаменационные работы учащихся после проверки и выставления отметки в баллах подписываются председателем и членами экзаменационной комиссии.

комиссии (подпись) Т.И.Пшеничная

комиссии: (подпись) А.Г.Леонов

Методика проведения диктанта

Учитель выразительно прочитывает весь текст диктанта, ученики внимательно слушают, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок.

При необходимости проводится объяснительная работа: обращается внимание на значение отдельных слов, некоторые записываются на доске (имена людей, термины, иноязычные слова).

Затем текст диктанта записывается по предложениям:

-учитель читает предложение полностью, учащиеся внимательно слушают;

-это же предложение учитель читает частями, поделив его на законченные смысловые отрезки, не повторяя их по несколько раз;

-после того, как предложение записано полностью, учитель читает его ещё раз.

Рекомендуется соблюдать ровный темп чтения, чтобы обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст.

Самостоятельная проверка текста в течение 5-10 минут.

Методика проведения выпускного экзамена в форме изложения

Вступительное слово учителя (подготовка учащихся к первичному восприятию текста).

Трудные для написания имена собственные, а также слова, имеющие терминологический характер, или слова, правописание которых не изучалось, по решению экзаменационной комиссии могут быть написаны на доске перед чтением текста.

Чтение текста учителем. Чтение должно быть правильным, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, при этом экзаменуемым разрешается делать в черновиках необходимые записи. Форма этих записей свободная.

Самостоятельная работа учащихся (до 30 минут).

Второе чтение текста учителем.

Создание чернового варианта экзаменационной работы, проверка написанного, переписывание начисто своей работы, ещё раз её проверка и сдача работы.

Необходимость в третьем чтении может возникнуть в классе с низким уровнем обученности. Его лучше всего проводить, когда большинство учащихся закончили работу над черновиком.

Самопроверка. Совершенствование написанного текста, исправление ошибок. Исправления не должны вести к снижению отметки за сочинения, наоборот, удачную замену слова, улучшение построения предложения следует поощрять. Учащиеся поверяют написание слов на изучаемое правило, устно осуществляют проверку всех орфограмм (можно предложить их подчеркнуть).

Памятка для редактирования текста сочинения

А) Ясно ли передал свою мысль?

Б) Нет ли повторов одинаковых слов, оборотов речи?

В) Все ли слова употреблены удачно?

Г) Правильно ли записаны безударные гласные, все трудные слова, расставлены знаки препинания?

Проверка сочинений учителем. Анализ и классификация сочинений по недочётам (для организации работы над ошибками):

а) несоответствие содержания сочинения его теме;

б) нарушение композиции построения текста, неправильная связь между отдельными частями целого рассказа или отсутствие такой связи;

в) неудачное построение отдельных предложений, неудачная связь между отдельными предложениями или отсутствие такой связи;

г) неправильная связь между отдельными словами в предложении, неудачный или неправильный порядок слов в предложении;

д) лексические (речевые) недочёты: неудачное или неправильное употребление слов и выражений;

е) грубые и типичные орфографические и пунктуационные ошибки.

Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).

1. Зачитываются лучшие сочинения.

2. Коллективный анализ сочинений:

  • содержания;
  • построения целого текста и связи его частей;
  • построения отдельных предложений и способов связи предложений в целое;
  • порядка слов в предложении;
  • употребления отдельных слов и предложений;
  • связи между словами в предложении.

3. Коллективная работа над ошибками (орфографическими, пунктуационными, речевыми, логическими, содержательными и др.).

4. Индивидуальная работа над ошибками.

Коллективное сочинение – один из видов обучающих сочинений. Текст сочинения составляется всем классом на уроке, записывается на доске, подвергается коллективной обработке, совершенствованию. Может использоваться в качестве отдельного этапа подготовки к сочинению. В этом случае после коллективного редактирования текст стирается, учащиеся приступают к созданию собственного сочинения.

Тиринова О.И., к.п.н., доцент,

ведущий научный сотрудник лаборатории начального образования НИО

Изложения и сочинения

в начальных классах – только ОБУЧАЮЩИЙ характер

ИЗЛОЖЕНИЯ

Методика работы по подготовке изложения:

  • восприятие текста (зрительная опора, на слух),
  • анализ содержания теста (по вопросам учителя),
  • составление плана (на доске!),
  • лексическая, грамматическая, орфографическая и пунктуационная работа при подготовке изложения, предупреждение ошибок (опорные слова – на доске. ),
  • устный пересказ текста по плану и опорным словам (1–2 ученика),
  • написание и проверка изложения учащимися,
  • проверка, анализ и оценка изложения учителем,
  • работа над речевыми, орфографическими и пунктуационными ошибками.

Методика проведения изложения.

1. Знакомство с текстом. Учитель читает текст, учащиеся внимательно слушают его, следят за сюжетной линией. Основные части текста учитель выделяют паузами. Излагаемый текст может быть прочитан не учителем, а самими учащимися.

2. Беседа, краткий разбор содержания по вопросам учителя. Ставится 3–4 вопроса по содержанию текста с целью определения, все ли правильно поняли, осознали прочитанное, установили причинно-следственные связи.

3. Повторное прочтение текста. Текст, предназначенный для изложения, прочитывается не более 2-х раз, чтобы учащиеся не заучивали его наизусть.

4. Составление плана (можно совместить с беседой). Логическое и композиционное разделение текста на части, их озаглавливание. План изложения записывается на доске.

5. Орфографическая подготовка, словарно-лексическая работа. Анализ значений слов и их написания, наблюдение за использованием в тексте изобразительных средств языка, построение наиболее важных синтаксических конструкций. Запись на доске слов и словосочетаний, требующих особого внимания учащихся.

7. Устный пересказ текста.

Несколько учеников устно пересказывают текст по плану и опорным словам.

8. Анализ устного пересказа и его совершенствование.

Коллективное исправление недостатков, уточнение отдельных моментов. При необходимости текст прочитывается ещё раз.

9. Самостоятельное написание изложения.

Оказание индивидуальной помощи.

10. Самопроверка и совершенствование текста учащимися.

Аккуратно сделанные исправления учеников не учитываются при выставлении отметки.

11. Проверка изложения учителем.

Проверка осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях Республики Беларусь, выставление отметки – на основании норм оценки результатов учебной деятельности младших школьников по русскому языку.

Для проведения последующей работы над ошибками учитель анализирует изложения и классифицирует их с учётом:

а) точности и последовательности передачи содержания текста;

б) ошибок в построении предложений;

в) неправильного употребления слов;

г) наиболее грубых и типичных орфографических и пунктуационных ошибок.

12. Работа над ошибками (проводится на следующем уроке).

Необходимо сравнить написанные учащимися изложения с первоначальным текстом с целью выяснения недочётов в содержании и языке детских изложений, разобрать орфографические ошибки.

Работа организуется следующим образом:

  1. учитель зачитывает первоначальный текст изложения;
  2. учитель зачитывает одну или две-три работы с нарушениями последовательности содержания текста; коллективно устанавливается, какие эпизоды упущены, перемещены, неточно изложены; как следовало бы написать и т.д.;
  3. учитель записывает на доске или зачитывает неправильно написанные предложения, ошибки коллективно исправляются;
  4. учитель выписывает на доске или читает неудачно употреблённые в изложении слова, вместе с детьми определяет, почему данное слово следует считать неудачным, какое слово было бы лучше употребить вместо него;
  5. осуществляется орфографический разбор слов с типичными или грубыми ошибками;
  6. организуется индивидуальная работа учащихся над ошибками.

СОЧИНЕНИЯ

Работа над сочинением делится на 3 этапа:

1. Накопление материала: наблюдение, экскурсии, походы, прогулки, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение художественной или иной литературы.

2. Отбор и систематизация материала в соответствии с темой и замыслом её раскрытия: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.

3. Словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.

Таким образом, урок написания сочинения – своего рода итог проделанной работе. 1 и 2 этапы выходят за рамки урока написания сочинения. Подготовка начинается за несколько дней (недель) до самого сочинения и может проводиться во внеурочное время, на других уроках, не только на уроках русского языка. Наблюдение на экскурсии организуется за несколько дней, наблюдения в природе – за неделю или месяц. Картина рассматривается непосредственно перед сочинением. Возможно предварительное составление плана сочинения.

Методика проведения урока написания сочинения.

2. Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее (в ходе наблюдений и др.), или его накопления(рассматривание картины). Необходимо активизировать всех учащихся, восстановить в памяти учащихся накопленный материал или обеспечить его получение.

3. Составление плана или его уточнение, если план был составлен заранее. В начальных классах рекомендуется простой план из 3–5 пунктов (без подпунктов). План сочинения должен быть записан на доске.

4. Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или отдельных фрагментов текста по вопросам учителя. Лучшие варианты можно записать на доске в качестве опоры.

5. Устное составление, рассказывание и обсуждение вариантов текста предстоящего сочинения (при необходимости) – коллективное или индивидуальное (1–2 ученика). Учитель может в качестве образца предъявить своё сочинение.

6. Орфографическая подготовка к написанию трудных слов. Запись на доске и орфографический разбор отдельных слов. Особое внимание уделяется словам на изучаемое правило.

Выработка у учащихся графических навыков и каллиграфического письма наряду с чтением и вычислительными навыками — одна из важнейших, зафиксированных в образовательном стандарте [1] задач образования на I ступени общего среднего образования. От степени сформированности и автоматизированности этих действий зависит не только успех продвижения ребёнка в учебной деятельности от класса к классу, но и его психическое развитие. Писать красиво — это значит графически правильно, чётко, удобочитаемо писать буквы, без ошибок, грамотно записывать слова, предложения. Однако для учащихся младшего школьного возраста бывает порой очень сложно решать одновременно графические, орфографические и грамматические задачи, сочетая их с выполнением требований к оформлению письменных заданий.

Безусловно, помочь учащимся разобраться с правильным оформлением письменных заданий в тетрадях призван учитель. Приведённые в статье рекомендации по оформлению письменных работ, надеемся, помогут учителям снять многие вопросы, связанные с этой проблемой, добиться выполнения всеми учащимися единых требований к оформлению записей.

Сначала напомним об общепринятых требованиях к ведению тетрадей и оформлению письменных работ.

Во ІІ–ІV классах для выполнения обучающих и контрольных работ целесообразно использовать тетради с количеством листов 12. Тетради с бо́льшим количеством листов могут увеличить вес портфеля, что приведёт к нарушению СанНиП (п. 132) [5], касающихся массы ежедневного комплекта учебников с письменными принадлежностями (без массы ранца или рюкзака).

Учащиеся, начав писать в одной тетради, продолжают работать в ней, пока та не закончится. Нецелесообразно заводить новую тетрадь по учебному предмету с каждой новой четверти, если в предыдущей тетради осталось место для записей.

2. Ученические тетради в І и ІІ классах подписываются учителем, в ІІІ и ІV классах — учениками под руководством учителя. Это значит, что учитель организует работу по подписыванию тетрадей таким образом, чтобы учащиеся не допускали ошибок. Надписи на обложках делаются по единому образцу в соответствии с требованиями Методических рекомендаций к оформлению тетрадей в начальных классах (Глава ІV. Афармленне і вядзенне сшыткаў, афармленне экзаменацыйных работ, п. 17–20, 22; дадатак 1) [2].

При оформлении подписи на обложке тетради допускается делать запись о назначении тетради и названии учреждения образования на двух строках.

Для тетрадей по русскому и белорусскому языкам не допускается использование заранее напечатанного текста, т. к. умение подписывать свою работу (любую) — важное общеучебное умение, которым должен владеть каждый ученик и которое формируется в начальных классах.

3. Все записи в тетрадях делаются ручкой с пастой синего или фиолетового цвета (по решению учреждения образования) аккуратно, разборчивым почерком. Исправление ошибочного написания на правильное выполняется без использования корректора. В І классе при обучении первоначальному письму учащиеся могут использовать простой карандаш вместо ручки.

4. Во ІІ–ІV классах в рабочих тетрадях указывается дата выполнения обучающей работы и название её вида. Дата записывается посередине рабочей строки следующим образом: день месяца — арабскими цифрами, название месяца — прописью. На следующей рабочей строке (посередине) пишется вид работы: Классная работа или Домашняя работа. Слово Упражнение во ІІ–ІV классах не пишется.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.

Сочинение должно быть основано на знании текста.

Сочинение должно демонстрировать знание произведений школьной программы по выбранной теме.

В сочинении учащиеся должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая ими используется. Если пишущий приводит термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), то ему следует специально оговорить, что он под ним понимает.

В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского "Гроза", а Катерина; не Андрей - у Толстого, в "Войне и мире", а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.)

Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения:

Вступление ("вход в тему");

Основная часть (главные мысли и их доказательство);

Заключение (итоги по теме, выводы, "выход" из темы).

Все мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.

Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.

Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.

Следует избегать фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей "Львом Николаевичем" (о Толстом), "Мариной Ивановной" (о Цветаевой), "Николаем Васильевичем" (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!

Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.

Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, лучше всего составить план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть работы.

Различают следующие виды тем:

темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,

анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),

сочинение по цитате,

Проблемные темы - те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин "проблема". Например:
"Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя "Мертвые души";
"Трагизм сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина";
"Устроит ли героев Достоевского счастье героев Толстого?"
Если формулировка такой темы начинается со слова "проблема", то саму работу над темой лучше начать с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем.
Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.

Сопоставительные темы - это темы, предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом "и". Например:
Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева "Отцы и дети".
В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке.
Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.

Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например:
"Образ Петербурга в русской лирике серебряного века".
"Изображение войны в книге Л.Толстого "Война и мир".
"Темное царство" в драме А.Островского "Гроза".
"Москва и москвичи в изображении М.Булгакова".
Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект "сверху", разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять..

Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя, предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки "обращения" с ними: пишущие сочинение должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Главное - должны уметь видеть эстетическую и идейную ценность этих элементов художественного произведения, составляющих его творческую уникальность; показать своеобразие авторского художественного видения путем анализа тех его аспектов, по которым сформулирована тема. Примеры подобных тем:
Мастерство Л.Толстого в изображении истории.
Мастерство И.Тургенева-пейзажиста в "Записках охотника".
Мастерство реалистического изображения жизни в рассказах А.Чехова.

Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, "спрятанный" в цитате, и назвать те его аспекты, на которых учащийся собирается подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.

Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов:

и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставление - и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь нужно самостоятельно определить, какой подход - обзорный, проблемный, аналитический или другой – пишущий определяет для себя как ведущий.

Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не "привязанную" к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен проводится по предмету "Литература", поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.

Сочинение должно иметь строго продуманную трехчастную структуру: вступление, основная часть, заключение.

Вот некоторые рекомендации:

Вступление: чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.

Основная часть: главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.

Заключение: задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Этапы написания подробного изложения по русскому языку

Пытаться запомнить услышанный текст слово в слово нет смысла. Учитель даёт эту контрольную не для того, чтобы определить, насколько идеальна твоя память. Главные задачи изложения — проверить, как ты работаешь с текстом, умеешь ли грамотно строить предложения и не допускаешь ли орфографические и пунктуационные ошибки.

Тебе точно не один раз доводилось слышать от учителя, как правильно строить работу над изложением. Давай ещё раз пройдёмся по плану.

1) Внимательно слушай текст, когда его читают в первый раз. В процессе определи тему и стиль текста. Попытайся запомнить ключевые предложения текста.

2) Активно участвуй в обсуждении текста изложения. Вызовись его пересказать. Так он плотнее уляжется в голове.

3) Затем весь класс составляет план. Запиши пункты в черновик — это твои будущие абзацы. Для удобства оставь между каждым из подзаголовков приличный интервал, чтобы во время второго чтения пометить там ключевые фразы.

4) Не старайся записать за учителем всё. Пока будешь писать одну фразу, пропустишь следующих два предложения. Пометь важную информацию — имена, места, ключевые описания. Так тебе будет легче воспроизвести весь текст.

5) Теперь подробно перескажи текст на черновике. Когда он будет готов, несколько раз перечитай его — в друг вспомнишь какие-то факты, которые забылись.

6) Когда все закончили работать с черновиком, учитель может вызвать кого-нибудь прочитать текст. Внимательно слушай одноклассника, так как в его варианте могут быть оказаться моменты, которые тебе вспомнить не удалось.

7) Проверь орфографию и пунктуацию. Нет уверенности в написании какого-то слова или расстановке знаков препинания — перепиши предложение. Получить за изложение отметку вроде 3/10 из-за ошибок, которых можно было избежать, довольно обидно.

8) Аккуратно перепиши свой текст в чистовик. Старайся не делать помарки, так как из-за них могут снизить отметку.


Приёмы для написания изложения


Как избежать ошибок в изложении

Следуй плану

Предполагается, что в твоём тексте будет столько же абзацев, сколько и в плане. Если их будет меньше или больше, учитель имеет право снизить отметку за содержание.

Не пытайся приукрасить текст

Творческие способности проверяют в сочинении, а в изложении лучше не отходить далеко от оригинала. Не нужно добавлять в изложение обороты, фразы и слова, которых точно не было в тексте. Использовать синонимы и замены можно, но сильно не увлекайся.

Используй слова с доски

Обычно перед изложением учитель выписывает сложные слова, которые вы не изучали. Обязательно используй их в тексте.

Заменяй слова, если не знаешь, как они пишутся

Как мы уже говорили, если сомневаешься в написании слова или расстановке знаков препинания, попробуй заменить слово или конструкцию. Только аккуратно, стараясь не изменить смысл текста.

Тщательно проверяй текст изложения

Сосредоточься и вчитайся в каждую букву. Потенциально опасные места подчеркни и подумай, действительно ли запятая стоит на своём месте, а в орфограммах нет ошибок. Если необходимо, пройдись по тексту несколько раз.

Делай всё в умеренном темпе и старайся не торопиться. Спешка помешает сконцентрироваться на тексте, и ты можешь допустить ошибки по невнимательности. Следуй нашим советам — и хороший балл за контрольную будет у тебя в дневнике и в журнале.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Читайте также: