Как общество относится к людям сильно отличающимся от него сочинение горе от ума

Обновлено: 02.07.2024

Не секрет, что сам писатель относился ко второй группе людей. Свои взгляды и убеждения Александр Грибоедов воплотил в образе главного героя — Александра Чацкого. Писатель поддерживает данного персонажа и критикует установившееся мировоззрение богатых дворян. Рассмотрим, каких жизненных принципов и идеалов придерживались представители фамусовского общества.

Но сами помещики не делают абсолютно ничего полезного для государства, при этом кичатся своим патриотизмом. За Фамусова на службе трудится Молчалин, а Павел Афанасьевич числится лишь формально. Как можно заметить, все свои звания и чины он и ему подобные заслужили только лишь благодаря своим связям, а не упорным трудом.

Так, Тугоуховские посещают бал, чтобы подобрать подходящих женихов для своих дочерей. Они тоже высматривают власть и деньги для образования семейных связей. Горич знаком с Чацким давно, но писатель показывает, как Наталья Горич подчинила своего супруга и превратила его в безвольное существо. Читатель видит, с каким презрением относится Чацкий к графине-внучке Хрюминой. Герою она не нравится поклонение перед французскими модистками и пустота ее речей.

Особое значение Александр Грибоедов отвёл Репетилову, Загорецкому и Скалозубу. Так, Скалозуба Фамусов выбрал в качестве жениха для своей дочери. Герой по своей натуре является грубым, необразованным, неотесанным, однако у него прекрасное материальное положение, он занимает важный пост. В образе Загорецкого автор изобразил бывшего мошенника, вора и картежника, преуспевшего в светском обществе. А в образе Репетилова перед читателем предстаёт болтун, которому в качестве жены судьба подарила дочь богатого чиновника. Можно утверждать, что всех приверженцев фамусовского общества объединяют одни и те же взгляды. Так, к ним относятся полное отсутствие стремления к учению, новым знаниям и службе, преклонение перед иностранной культурой, культ невежества и алчности, чинопочитание. А также представители данного общества безразличны к судьбе России и отстаивают лишь личные интересы.

Безусловно, произведение Грибоедова остаётся очень актуальным и в наше время. Конечно, фамусовское общество претерпело изменения, однако некоторые его черты, несомненно, остались. Представители фамусовского общества боятся перемен, прежде всего, потому что они могут испортить их положение в обществе. У них есть два главных жизненных кредо: консерватизм и необразованность.

Один мудрец сказал: "Человек находится в зависимости от общества и нет такого великого гения, который всецело был бы свободен от его влияния". Мы не можем не согласиться с этим утверждением. Действительно, мы рождаемся, растем, развиваемся-все эти процессы становления человека не проходят без взаимодействия с окружающими нас людьми. Почему же на протяжении многих лет случаются столкновения интересов общества и человека? Люди мыслят, творят, создают что-то новое, привнося свой вклад в развитие окружающего мира.

Однако довольно часто этот вклад не воспринимается, как новый этап развития. Годы проходят, а жизнь остается прежней. Старые поколения сменяются новыми, с теми же привычками и устоями. Со временем некоторые люди начинают осознавать необходимость перемен. Вот тут и начинается конфликт.

Проблема взаимоотношения людей в обществе оказывается в центре сюжетов многих произведений великих писателей различных эпох. В середине 19 века этой теме свое творчество посвятил М. Ю. Лермонтов в лирических стихотворениях "Дума", "Выхожу один я на дорогу", "Нищий", в романе "Герой нашего времени", в поэме "Мцыри". В 20 веке к теме человека и общества обращался С. А. Есенин в стихотворениях "Русь Советская", "Все встречаю, все приемлю", "Мы теперь уходим понемногу".

В 18 веке проблему столкновения нового и старого мира рассматривал А. С. Грибоедов. Наиболее глубоко эта проблема раскрыта в комедии "Горе от ума".

"Горе от ума"- социально-политическая комедия. Грибоедов описал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В чем же раскрывается основной конфликт? И почему проблема взаимоотношения человека и общества актуальна и в наши дни? Произведение показывает вечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в то время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми "века нынешнего" и ярыми крепостниками, не желающими ничего менять, "века минувшего".

Порой общество отнюдь не представляет собой лучшие творения природы; напротив -следствие полного ее искажения и порчи. Таким в комедии "Горе от ума" является фамусовское общество. Почему же оно испорчено? Ответ мы находим в жизненных устоях и привычках его представителей. Люди, создающие его, подвержены традициям своих предков. Эти люди глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов. Все новое им чуждо, стремятся уничтожить вольнодумство, в учении они не видят смысла: "Забрать все книги бы да сжечь!"- говорит один из его главных представителей- Фамусов. Что больше всего ценит в людях фамусовское общество? Происхождение, число крепостных душ. К службе они относятся как к источнику личных выгод, службе "лицам", а не "делу", уважают лесть и низкопоклонство. Почему Софья- образованная, с сильным и независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой -использует свой острый ум для лжи, а любовь дарит недостойному человеку? Общество сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Оно заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества, подстраивает под себя, меняет, внушает свои идеалы. Для фамусовского общества привычно праздное существование, его интересы узки, распространяются лишь на сплетни да внешний вид. Такая жизнь прочно укрепилась в обществе, тверды его принципы. Но кто же противостоит традиционным устоям?

В борьбе с фамусовским обществом выступает Александр Андреевич Чацкий- представитель нового мыслящего русского дворянства, боец-декабрист, романтик. Что же составляет высшую цель его деятельности, стремлений? За что он ратует? Против чего выступает? Чацкий борется против крепостничества. Зависимость людей от крепостников он расценивает как рабство, его возмущает бесчеловечность тех, кто распоряжается чужими судьбами: "Или вон тот еще, который для затей/ На крепостной балет согнал на многих фурах/ От матерей, отцов отторженных детей. " Чацкий ответственно готовится к общественной жизни, он образован, умен : "Он славно пишет, переводит". Видит своё предназначение в служении народу, хочет видеть Россию грамотной, просвещенной. Но почему же он не находит себя в этом обществе? В попытке повлиять на представителей фамусовского общества, Чацкий понимает, что не сможет нарушить привычный уклад жизни этих людей. Ищет ли он выгоду в службе? Нет, к службе он относится серьёзно. Чацкий любит Родину, но не "государство царей, помещиков и чиновников", он не привык заискивать и преклоняться перед вышестоящим чином: "Служить бы рад, прислуживаться тошно". Удалось ли ему повлиять на старое общество, которое рабски копирует обычаи, повадки и наряды французов? Вскоре мы узнаем, что герой не обретает свободы, которую проповедует, но он не перестает стремиться к ней. Общество, старые его уклады, страшные порядки и обычаи ужаснули Чацкого, но не сломили его. Он не отказывается от своих убеждений, не перестает верить в лучшее.

Автор подводит нас к мысли, что человек-господин своей судьбы и своего назначения в обществе. Каждый из нас способен, подобно Чацкому, сделать шаг навстречу переменам, принести свой вклад в развитие государства, повлиять на его будущее. Сможем ли мы что-то изменить? Возможно, главное- прежде чем менять мир, общество к лучшему- нужно начинать с собственного развития, которое без влияния общества невозможно.

Автор: Грибоедов А.С.

Александр Сергеевич Грибоедов реалистически изобразил в своей комедии “Горе от ума” жизнь России в первой четверти XIX века. Перед нами предстали живые образы русских людей того времени, показаны их взгляды, привычки, обычаи. Все они являются типичными представителями своего времени и класса.

Основным конфликтом пьесы является столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”, двух эпох русской жизни, старого, патриархального уклада и нового, передового, представленного в образе главного героя Александра Андреевича Чацкого.

“Век минувший” был с мастерством очерчен в образах фамусовской Москвы, то есть самого барина Павла Афанасьевича Фамусова и его окружения.

Фамусов - типичный московский барин со всеми характерными для того времени взглядами, манерами и образом мыслей. Единственное, перед чем он преклоняется, - это чины и богатство. “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами”, - характеризует своего барина служанка Лиза.

На службе у Фамусова процветает кумовство и протекция. Он сам заявляет об этом открыто: “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”.

Идеал Фамусова— “вельможа в случае”, Максим Петрович, который “в чины выводит” и “пенсии дает”. Он “не то на серебре, на золоте едал, сто человек к услугам, весь в орденах, езжал-то вечно цугом”. Однако при всем своем надменном нраве и “он сгибался вперегиб” перед вышестоящими, когда надо было подслужиться.

Фамусов предпочитает служить “лицам, а не делу” и предлагает поступать так же Чацкому: “Поди-ка послужи”, на что тот с возмущением замечает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Семейственность - еще один из идеалов, столь дорогих сердцу Фамусова. Кузьма Петрович, “почтенный камергер”, с “ключом, и сыну ключ умел доставить”, “богат и на богатой был женат”, заслуживает глубокого уважения со стороны Фамусова.

Фамусов не очень образован, и ему хорошо “спится от русских книг”, в отличие от Софьи, которой нет “сна от французских книг”. Но вместе с тем у Фамусова сложилось довольно трезвое отношение ко всему иностранному. Ценящий патриархальный уклад жизни, он клеймит Кузнецкий мост и “вечных французов”, называя их “губителями карманов и сердец”.

Бедность считается большим пороком в фамусовском обществе. Так Фамусов прямо заявляет Софье, своей дочери: “Кто беден, тот тебе не пара”, или: “У нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь, будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, тот и жених”. При этом заботливый отец проявляет поистине житейскую мудрость, заботясь о будущем своей дочери.

Еще большим пороком в этом обществе является ученость и образованность: “Ученье - вот чума, ученость - вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”.

Мир интересов фамусовского общества довольно узок. Он ограничивается балами, ужинами, танцами, именинами. Противясь наступлению “века нынешнего”, Фамусовы, молчаливы, скалозубы продолжают защищать Екатерининскую эпоху, заботясь больше всего о том, чтобы сохранить старую жизнь, самодержавно-крепостнический строй, подольше удержать “век покорности и страха”.

В комедии “Горе от ума” Грибоедов изобличает моральное разложение и косность московского дворянства, его бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным и полную оторванность от народа и всего русского. В их среде господствует смешение “языков французского с нижегородским”.

“Век нынешний” представлен в комедии Чацким и тем молодым поколением, от имени которого он выступает.

Чацкий - дворянин. Он имеет 300-400 крепостных душ крестьян, получил обычное для дворянской молодежи воспитание и образование, а потом, как и многие молодые люди того времени, уехал “ума искать”. В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание служить делу, а не лицам, высокоразвитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливым общественным устройством. Поэтому, вернувшись из путешествий и не найдя никаких перемен к лучшему, он вступает в открытый конфликт с теми людьми, к кругу которых сам принадлежал по праву своего рождения.

Чацкий выступает с резким обличением крепостного права. Он обрушивается на тех “негодяев знатных”, которые меняют своих преданных слуг на борзых собак, сгоняют на крепостной балет “от матерей, отцов отторженных детей”, а потом распродают их поодиночке.

Герой — истинный патриот своей родины, мечтающий приносить пользу своему Отечеству, служить своему народу. Он хочет служить “делу, а не лицам”, а когда не находит такого дела, то отказывается от службы вовсе, потому что “служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Как страстный патриот своей родины, Чацкий верит в прекрасное будущее своего народа. Герой комедии мечтает о времени, когда Россия воспрянет “от чужевластья мод” и “умный, бодрый наш народ хотя б по языку” не будет считать своих господ за немцев. С горькой иронией он рассказывает о французике из Бордо, который ехал в Россию “со страхом и слезами”, а приехал и нашел, что “ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица” не встретил.

Так как Грибоедов в лице Чацкого хотел показать представителя Северного тайного общества, то изобразил его страстным агитатором. В комедии много монологической речи. Чацкий - прекрасный оратор: ему свойственна лексика декабристов, он часто употребляет такие слова, как “Отечество”, “свобода”, “свободный”. Он обладает острым, критическим умом. Это говорит о том, что главный герой был не просто умным человеком, а вольнодумцем. Он является носителем передовых идей своего времени, но, как все прогрессивные люди того времени, терпит крах от своего ума, передового разума.

Грибоедов создал первую реалистическую комедию в русской литературе, показал типичных людей своего времени и класса, наделив их живыми чертами. Реализм комедии заключается в том, что победа, вопреки симпатиям автора, оказывается на стороне фамусовского общества, стремящегося всеми силами подольше сохранить устоявшиеся порядки. Чацкий вынужден бежать из Москвы. Грибоедов как бы предсказывает политическое поражение декабристов в 1825 году на Сенатской площади.

Трагедия фамусовского общества

Фамусовское общество представляет собой круг богатых дворян, центральное место в котором занимает Павел Афанасьевич Фамусов. Члены этого общества ведут праздный образ жизни.

Ведь он не имеет собственного мнения, а лишь повторяет мысли, услышанные в обществе.

Полезный материал по теме:

Отношение к службе

Сочинение на тему представители фамусовского общества

Сочинение: Фамусовское общество Фамусовское общество

Комедия “Горе от ума” была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми “века нынешнего” и крепостниками (людьми “века минувшего”). Все образы, созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. “Век минувший” в комедии представ-лен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин. Ф-ое об-во традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, “на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное – быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают. Во главе всего ф-ого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник просвещения. “Забрать все книги бы да сжечь”, – говорит он. Чацкий же, представитель “века нынешнего”, мечтает “в науку впереть ум, алчуший познаний”. Его возмущают порядки, заведенные в ф-ом об-ве, так как оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: “Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”. А далее он добавляет: “Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених”. В отличие от представителей ф-ого об-ва, Чацкий жаждет “возвышенной любви, перед которой мир целый – прах и суета”. Во взаимоотношениях Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды “века минувшего” на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На это Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически (“подписано, так с плеч долой”), то Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”. О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных выгод, службе лицам, а не делу. Чацкий же стремится служить отечеству, “делу, а не лицам”. Он презирает Молчалина, привыкшего “угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была”. Все в Молчалине: и поведение, и слова – подчеркивают молодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: “Молчалины блаженствуют на свете!” Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: “умеренностью и аккуратностью”. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Другим ярким представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб – “и золотой мешок, и метит в генералы”. Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”, он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. “Ученостью меня не обморочишь”, – говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали “отцов”. И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который “любит ее по должности”. В том, что Софья стала типичной барышней ф-ого об-ва, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, “она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха” (Гончаров “Мильон терзаний”). Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, “пустомеля”, но он единственный считал Чацкого “высоким умом” и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей “химерами” и “дичью”. Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. “Так! отрезвился я сполна”, – говорит Чацкий в конце комедии. Что же это – поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”. И я полностью согласен с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких – “страдательная”, но в то же время всегда “победительная”. Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе “А судьи кто. ” он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки. Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии “Гоу”, направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. “Век минувший”, то есть ф-ое об-во, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком “покорности и страха”. Сильно ф-ое об-во, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба (“Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”.), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит “мы”, “один из нас”, выступая, таким образом, не только от своего лица. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время “века минувшего” проходит, ему на смену приходит “век нынешний”, сильный, умный, образованный.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта

Информационная Библиотека для Вас!

Отношение к образованию

“В группе двадцати лиц отразилась. . . вся прежняя Москва. . . ” И. А. Гончаров Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время. А. С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания. Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: “. . . у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат. Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”. Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”. Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”. Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает: Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. . . Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская. Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А. С. Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”. .

А. С. Грибоедов, создав одно законченное драматургическое произведение, по справедливости занял достойное место в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым и Достоевским. Он реалистически показал жизнь и взгляды дворянского общества первой четверти XIX века и противопоставил их суждениям и взглядам представителей нового, прогрессивного поколения в лице Александра Андреевича Чацкого.
Грибоедов в своей комедии показывает поединок между старым, закоснелым фамусовским обществом – “веком минувшим”- и “веком нынешним” –

новым обществом, представленным в лице Чацкого, которое должно заменить старое.
Фамусов – управляющий в казенном месте, к своей службе относится формально: служит только для того, чтобы “чины добыть”, а “достигнув степеней известных “, он вообще перестает заниматься службой и подписывает бумаги, даже не читая их:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Неделя этого человека заполнена разными приглашениями на “обеды, ужины и танцы”, походами на похороны, крестины. Фамусов очень ценит в людях такие качества, как богатство и чин, и поэтому подыскивает

подходящего жениха для своей дочери:
Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых,
Тот и жених.
Таким образом, человек в фамусовском обществе ценится не за личные заслуги, не по уму и образованности, а по количеству крепостных душ, которыми владеет, и тому богатству, которое он наживает за счет труда крепостных.
Фамусов с гордостью вспоминает своего дядю Максима Петровича, который был “вельможей в случае”, он “не то на серебре, на золоте едал”, “сто человек к услугам, езжал-то вечно цугом, век при дворе”, но когда же надо было “подслужиться, и он сгибался вперегиб”. Павел Афанасьевич восторгается тем, как этот человек превратил во благо себе даже неловкость, которая случилась с ним на приеме у Екатерины.
Люди, съехавшиеся на танцевальный вечер в дом к Фамусову, являются представителями старого поколения, приверженцами “века минувшего”, его устоев и правил. Здесь же раскрываются все принципы и законы жизни, по которым существует дворянская Москва.
Выразителем же идей нового поколения является Александр Андреевич Чацкий, молодой человек, только что вернувшийся в Москву после нескольких лет отсутствия. Приехав и посмотрев на то, что творится в Москве и в доме Фамусова, он удивляется тому, что ничего не изменилось в их жизни. Герой начинает обличать эту непонятную ему жизнь с ее принципами, взглядами и идеалами. В своих обличительных речах он касается всего: и крепостного права, и низкопоклонства, и преклонения “перед мнениями чужими”, и слепого подражания всему иностранному, и отрицательного отношения к образованию, к свободе мыслей и мнений.

Все, что он говорит, чуждо и непонятно представителям “века минувшего”. Речи героя возмущают Фамусова и его окружение. Взять хотя бы его взгляды на службу:
Мундир! Один мундир! Он в прежнем их быту
Когда-то укрывал, расшитый и красивый,
Их слабодушие, рассудка нищету;
И нам за ними в путь счастливый!
И в женах, дочерях – к мундиру та же страсть!
Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!
Теперь уж в это мне ребячество не впасть…
Или же:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Такие высказывания Чацкого вызывают у Фамусова недоумение и негодование, и он от лица всего дворянства Москвы выносит приговор:
Ах! Боже мой! Он карбонари!
Чацкий бичует, по его мнению, самый страшный порок в России – крепостничество. Он с презрением говорит о людях, которые за долги продают свой крепостной балет, или о тех, которые выменивают своих преданных слуг на “борзые три собаки”. Возмущает героя и слепое подражание и преклонение перед всем иностранным, о чем свидетельствует его монолог в третьем действии о французике из Бордо.

Чацкий считает, что общество должно возродиться путем воспитания в людях высоких, гуманных идей, гражданских идеалов, интереса к искусству и образованию.
Фамусовское общество возмущено такими речами героя, они их пугают, поэтому они желают поскорее избавиться от Чацкого, фактически изгоняют его из Москвы. Герой уезжает, отказавшись от попыток что-либо изменить в этом обществе, но он одерживает моральную победу. Грибоедов вселяет в читателя надежду, что Чацкий не одинок (двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора Пединститута, “упражняющиеся в расколах и безверьи”) и победа будет за “веком нынешним”.

Читайте также: