Как называлось выпускное гимназическое сочинение бориса бугаева

Обновлено: 30.06.2024

Необозримо талатлив был Борис Бугаев, он мог бы стать учёным, мог бы стать композитором, философом, скульптором (увлекался резной скульптурой), педагогом, но однажды в полушутку он написал для чтения друзьям первое своё сочинение, оно попало к Валерию Брюсову, который, обнаружив талант, тут же его напечатал.

С 1891 по 1899 год Борис Бугаев учился в одной из лучших частных гимназий Льва Поливанова. В их доме, Арбат, 55, с 1895 года стала жить семья М.С. Соловьёва, сына знаменитого историка и брата известного философа и писателя Владимира Соловьёва, с женой О.М. Соловьёвой и их сыном С.М. Соловьёвым, который почти на пять лет был моложе Бориса Бугаева, что не помешало возникнуть дружеским отношениям. Семья Соловьёвых оставила большой след в воспитании и знаниях Бориса Бугаева.

Борис Бугаев дружил с одноклассником Михаилом Толстым, сыном Льва Толстого, Бугаевы бывали у Толстых, Толстые бывали у Бугаевых, как это было принято в дворянских семьях. Лев Толстой заходил к сыну, когда тот играл с Борисом Бугаевым.

Кровавые события 9 января 1905 года потрясли всю русскую интеллигенцию. Андрей Белый вместе с матерью прибыли в Петербург как раз 9 января и были тоже потрясены. Блок, Белый, Мережковский, Зинаида Гиппиус встречались в этот день и выражали своё возмущение. Зинаида Гиппиус и Андрей Белый отправились на спектакль в Александринский императорский театр, договорились со студентами и своими единомышленниками и выкриками сорвали спектакль. Гиппиус и Белый пошли в Вольное экономическое общество, где выступали поп Гапон и Максим Горький с протестом против бесчеловечного отношения царской администрации к протестующим рабочим. Белый хотел участвовать и в дальнейших событиях, но Зинаида Гиппиус увела его с этого заседания.

В июне 1905 года Андрей Белый, пребывая в Шахматове вместе с Сергеем Соловьёвым, перед отъездом написал любовное письмо Любови Дмитриевне Блок, но та ответила холодным письмом, хотя и приглашала по-прежнему видеться с ней. Андрей Белый завалил её своими любовными письмами, но Любовь Дмитриевна без опасений показывала эти письма Александру и его матери.

После 1917 года, потеряв Анну Тургеневу как супругу, Андрей Белый сблизился с Клавдией Николаевной Васильевой, в трудные дни жил в доме своих друзей, а вернувшись в конце 1923 года из-за границы, он снова был покорён Клавдией Николаевной. Через несколько лет она стала его женой.

Умер от солнечного удара, полученного в Крыму, в любимом Коктебеле, в 1934 году.

фото Ивана Хилько , Александра Юрова

Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате

Потом было немало адресов, городов, стран. Андрей Белый жил в разных уголках Москвы и в подмосковном поселке Кучино , в Петербурге и в Царском Селе, в швейцарском местечке Дорнах и в Берлине … Н о своей родиной он считал Арбат, а своим настоящим домом — тот, в котором сейчас музей.

В 1903 году Николай Васильевич скончался. А вскоре Белый с матерью покинули родные пенаты — семья была небогатой. В 1906 году они арендовали квартиру в Никольском переулке. Однако история бугаевской квартиры на этом не закончилась. Не прошло и десяти лет, как Белый вновь вернулся в любимый дом на углу Арбата и Денежного переулка — только возвращение это было особым. Используя терминологию самого писателя, можно сказать, что вернулся он не в физическом плане, а в… ментальном.

Первым собранием материалов, вошедшим в фонд музея, стало собрание Т.В.Нориной , племянницы Елены Васильевны Невейновой , антропософки и давней подруги Бугаевых. В последние годы жизни Клавдия Николаевна тяжело болела. Е.В.Невейнова жила вместе с ней и преданно за ней ухаживала. А потом — унаследовала и ее имущество, и оставшуюся часть архива Белого. Так в музей поступили мемориальные вещи и мебель писателя, письма, ему адресованные (преимущественно конца 1920-х — начала 1930-х), фотографии — те, которые Белому были настолько дороги, что он не решился расстаться с ними в 1932 году. Среди полученных от Т.В.Нориной материалов было много творческих рукописей. В основном — не автографы, а копии, сделанные Клавдией Николаевной. В отличие от первой жены Белого, сумасбродной, эксцентричной и независимой Аси Тургеневой, Клавдия Николаевна любила Белого бесконечно и самоотверженно, являлась настоящей помощницей, соратницей и сподвижницей писателя. Она ни на секунду не забывала, что является женой гения, а это обязывало … Е ще при жизни Белого она помогала ему копировать, переписывать, перепечатывать тексты. Этой работой она упорно продолжала заниматься и после его смерти. Например, ходила в Ленинскую библиотеку и копировала находящиеся там письма Белого … И ли на время забирала письма Белого к друзьям, переписывала, а потом возвращала обратно… На первый взгляд, такая деятельность кажется простой глупостью или даже некоторой формой безумия. Но ни в глупости, ни в безумии ее никто не мог заподозрить. Видимо, Клавдия Николаевна не до конца разделяла романтическую булгаковскую веру в то, что рукописи не горят. Она знала, что рукописи легко теряются, пропадают и исчезают. Как выяснилось впоследствии, она оказалась мудрее многих. Так, исключительно в ее списках сохранились некоторые крайне важные письма Белого. Их адресаты были репрессированы, много лет провели в лагерях и ссылках, а потому сохранить свои архивы не смогли. Еще более значима сделанная К.Н.Бугаевой копия последнего, предсмертного дневника Белого, содержащего записи за лето и осень 1933 года. С этим документом связана целая история.

До недавнего времени считалось, что в последние годы жизни Андрей Белый не вел дневник. Ведь в 1931 году было арестовано большинство его друзей-антропософов, в том числе и Клавдия Николаевна вместе с первым мужем и сестрой. Белого тогда не посадили, но в квартире Клавдии Николаевны сотрудники ОГПУ произвели обыск и увезли на Лубянку содержимое сундука, в котором Белый хранил все свои рукописи. Многие из них пропали безвозвратно. Это, как думали литературоведы, настолько напугало Белого, что он перестал вести ежедневные записи происходивших с ним событий. И действительно, ни о каких поздних дневниках Белого никто ничего не слышал, пока вдруг в одной из московских антикварных лавок не появилась странная коробка, на дне которой лежал один лист автографа дневника Белого за август 1933 года. Сверху, на этом листе в живописном беспорядке были разложены личные вещи поэта: трубка, галстук-бабочка и даже застежка от сандалии. Группа по созданию музея Белого тогда только-только сформировалась. Опыта работы у нас не было вовсе. И эта первая наша встреча с автографом Белого нас просто ошеломила. Мы совершенно растерялись и вместо того, чтобы сначала купить раритеты, а потом размышлять об их истории и значении, стали думать о подлинности застежки от сандалии и о том, где могут находиться другие страницы дневника. В результате эту бесценную и загадочную коробку мы так и не приобрели. К счастью, она попала к нашим более опытным друзьям из шахматовского музея А.А.Блока. Но и мы были вскоре вознаграждены. Рукой Клавдии Николаевны (которая вскоре после ареста была отпущена) оказался переписан не один только листок последнего дневника, а весь дневник. Он был начат Белым после того, как в Коктебеле с ним случился солнечный удар, ставший, в конечном счете, причиной его смерти. Писатель вел дневник до октября 1933 года. Напомню, что в ноябре его госпитализировали, а 8 января он умер. Благодаря Клавдии Николаевне и ее упорному копированию мы можем восстановить практически по дням все то, что делал, что думал, что читал, с кем говорил писатель в последний период своей жизни.

Из архива Зайцева поступил к нам и еще один уникальный автограф — знаменитое стихотворение О.Э.Мандельштама, эпитафия, написанная 10 января 1934 года, в день похорон Белого.

То, что председатель II Государственной думы оказался еще и неплохим рисовальщиком, обнаружилось относительно недавно. После гибели Ф.А.Головина рисунки были собраны в альбом Е.П.Скуридиной , дочерью его гражданской жены, и хранились сначала у нее, а потом у ее родственника, А. Г. Каминского, от которого и поступили в фонд Мемориальной квартиры Андрея Белого.

Из других материалов музея упомянем об архиве Аси Тургеневой, первой жены писателя, поступившем к нам от ее швейцарской подруги Валентины Рыковой, об архиве семьи Спасских (поэт-футурист Сергей Спасский и его жена скульптор Соня Каплун были долгое время друзьями Белого), материалах В.Пяста , М.Н.Жемчужниковой и др. Не упустим возможности сказать, что мы открыты к контактам с коллекционерами, владельцами частных архивов и отдельных материалов, связанных как с Андреем Белым, так и с первой третью ХХ века вообще. Нас интересует литература и культура, политика и идеология, а также философия, мистика и простой быт простых людей — как знакомых писателя, так и не знакомых ему современников…

Все эти схемы в совокупности и каждая из них в отдельности фактически являются путеводителем по жизни и творчеству Белого. Разглядывая их, понимаешь, какие периоды в биографии писателя стали толчком к тем или иным его произведениям, какие люди, книги, философские и религиозные учения увлекали его и воспитывали … П рослеживаются по этим схемам и драматические, конфликтные отношения с рядом лиц…

Нынешний год знаменателен не только для Белого. Юбилейным является он и для нас. Экспозиция мемориальной квартиры Андрея Белого была открыта в 2000 году. Минуло пять лет. У нас еще все впереди…

В оформлении статьи использованы мемориальные вещи Андрея Белого, А.Д.Бугаевой и А.А.Тургеневой.

1 Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900–1917 годах. М., 1981. С.143.

Писатель и поэт Андрей Белый. Фото 1899 года.

26 октября исполняется 130 лет со дня рождения поэта и писателя Борис Николаевич Бугаев, работавшего под псевдонимом Андрей Белый.

26 октября исполняется 130 лет со дня рождения поэта и писателя Борис Николаевич Бугаев, работавшего под псевдонимом Андрей Белый.

Поэт, прозаик, философ, литературный критик, один из ведущих деятелей русского символизма Борис Николаевич Бугаев (литературный псевдоним - Андрей Белый) родился 26 октября (по старому стилю 14 октября) 1880 года в Москве, в семье видного ученого-математика и философа, декана физико-математического факультета Московского университета, основателя Московской математической школы Николая Васильевича Бугаева.

Детство будущего поэта прошло под противоположными воздействиями со стороны отца и матери. Мать, занимавшаяся музыкой, в воспитании сына пыталась противопоставить художественное влияние рационализму отца.

Этот родительский конфликт позже будет отражен в автобиографических романах писателя.

В 1891-1899 годах он учился в лучшей в Москве частной гимназии известного педагога Льва Поливанова. В 1895 1896 годах юноша сблизился с семьей Михаила Соловьева, брата философа, которая жила по соседству с Бугаевыми. Под влиянием Соловьевых Борис Бугаев стал заниматься литературным творчеством, интересоваться новейшим искусством, философией (буддизмом и особенно Шопенгауэром), изучать оккультные науки. В их доме он познакомился и сблизился с символистами "старшего" поколения: Валерием Брюсовым, Константином Бальмонтом, Дмитрием Мережковским, 3инаидой Гиппиус.

В 1901 году Бугаев создал "Симфонию (2-ю, драматическую)" в своеобразном жанре лирической ритмической прозы. Тогда же Михаил Соловьев предложил начинающему писателю взять псевдоним "Андрей Белый".

В последующие годы Андреем Белым были опубликованы написанные ритмической прозой четыре "симфонии" - "Северная симфония" ("Героическая") (1903); "Драматическая" (1902); "Возврат" (1905); "Кубок метелей" (1908); сборники стихов "Пепел" (1909); "Урна" (1909); романы "Серебряный голубь" (1910), "Петербург" (1913 1914), книга стихов "Королевна и рыцари" (1919) и др.

В 1901-1903 годах Андрей Белый входил в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств "Скорпион" (Брюсов, Бальмонт, Балтрушайтис), "Гриф" (Кречетов и его жена Петровская), затем познакомился с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями религиозно-философского журнала "Новый путь" Мережковским и Гиппиус. В этот период появляются статьи Андрея Белого "О теургии", "Формы искусства", "Символизм как миропонимание" и др.

В январе 1903 года началась переписка Андрея Белого с Александром Блоком (личное знакомство состоялось в 1904 году), с которым его связали годы драматической "дружбы-вражды". Осенью 1903 года Андрей Белый стал одним из организаторов и идейных вдохновителей кружка "аргонавтов", исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества. В том же году он окончил естественное отделение физико-математического факультета Московского университета.

С января 1904 года в Москве начал выходить ведущий символистский журнал "Весы", в котором Белый публиковал многочисленные статьи, заметки, рецензии.

В 1904 году выходит первый поэтический сборник Андрея Белого "Золото в лазури".

Осенью того же года он вторично поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но в 1905 года прекратил посещение лекций, а в 1906 году подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.

В творчестве Белого 1904-1905 года на место прежнего неопределенно-мистического идеала выступает поэтический образ России.

В январе 1905 года, приехав в Петербург, Андрей Белый стал очевидцем первых революционных событий. Революцию он воспринял с большим подъемом, хотя остался далек от ее политического осознания.

Белый был влюблен в жену Александра Блока - Любовь Менделееву. Их отношения продолжались два года. Менделеева не могла определиться окончательно, разрываясь между чувствами и здравым рассудком. Наконец, она сообщила поэту, что остается с мужем. Андрей Белый уехал из Петербурга и отправился за границу и надежде забыть о ней.

Андрей Белый больше двух лет жил за границей, где создал два сборника стихов, которые были посвящены Александру Блоку и Любови Менделеевой.

Октябрь и ноябрь 1906 года Андрей Белый провел в Мюнхене, 1 декабря по приглашению Мережковских он выехал в Париж и остался там до марта 1907 года.

Вернувшись в 1907 году в Москву, поэт продолжил работу в журнале "Весы", недолгое время сотрудничал с журналом "Золотое руно", печатался в ряде других изданий, активно полемизировал с "мистическими анархистами".

С 1909 года в мироощущении Белого обозначается переход от пессимизма к исканию "пути жизни", этому способствовало сближение с начинающей художницей Анной Тургеневой (Асей), которая стала его фактической женой (гражданский брак был оформлен в Берне (Швейцария) 23 марта 1914 года).

В 1909-1910 годах Белый издал три тома критических и теоретических статей ("Символизм", 1910; "Луг зеленый", 1910; "Арабески", 1911), написал роман "Серебряный голубь" (1910).

С декабря 1910 по апрель 1911 года Белый с женой совершил путешествие (Сицилия - Тунис - Египет - Палестина), литературным итогом которого стали два тома "Путевых заметок".

Осенью 1911 года Белый, по предварительной договоренности с журналом "Русская мысль", приступил к работе над романом "Петербург".

В апреле-мае 1912 года поэт с женой жил в Брюсселе, в мае 1912 года в Кёльне они познакомились с австрийским писателем Рудольфом Штейнером, создателем антропософского религиозно-мистического учения, и стали его приверженцами.

В 1914-1916 годах Андрей Белый жил в Дорнахе (Швейцария), где под руководством Штейнера участвовал в строительстве антропософского центра - "храма-театра" Гетеанума (Johannes-bau).

В 1915 году вышло исследование Андрея Белого "Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности".

С октября 1915 по октябрь 1916 год он пишет роман "Котик Летаев", который должен был начать серию автобиографических произведений (впоследствии продолжен романом "Крещеный китаец", другое название "Преступление Николая Летаева").

Начало Первой мировой войны Белый воспринял как величайшее бедствие для человечества. В августе 1916 года он был призван на военную службу и вернулся в Россию (через Париж, Лондон, Норвегию), в сентябре получил отсрочку. До января 1917 года попеременно жил в Москве и Сергиевом Посаде.

Февраль и начало марта 1917 года он провел в Петрограде и Царском Селе.

Февральскую революцию он воспринял как животворную стихийную силу (очерк "Революция и культура"), видя в ней спасительный выход из всеобщего кризиса.

С марта по сентябрь 1917 года Белый жил в Москве и под Москвой, работал над статьей "Жезл Аарона. (О слове в поэзии)", стиховедческим исследованием "О ритмическом жесте", пишет "поэму о звуке" "Глоссалолия".

Октябрьскую революцию Белый встретил с большим подъемом, приняв ее безоговорочно. Идеи этого времени нашли воплощение в цикле "На перевале" ("I. Кризис жизни", 1918; "II. Кризис мысли", 1918; "III. Кризис культуры", 1918), очерке "Революция и культура" (1917), поэме "Христос воскрес" (1918), сборнике стихов "Звезда" (1922).

В последующие годы Белый участвовал в строительстве новой культуры, работал в советских учреждениях. Был лектором, педагогом, одним из организаторов Вольной философской организации (ВОЛЬФИЛЫ), вел занятия с молодыми писателями в "Пролеткульте" (1918 1919), принимал участие в работе литературной группы "Скифы", издавал журнал "Записки мечтателя".

Деятельность новой власти способствовала все более усугубляющемуся конфликту Белого с действительностью; с 1919 года он предпринимает ряд попыток выехать за границу.

В 1921 году он выехал в Европу с целью организовать издания своих книг и основать в Берлине отделение ВОЛЬФИЛЫ. В 1921-1923 годах он жил в Берлине, где переживал разрыв с Тургеневой, и оказался на грани душевного срыва, хотя и продолжал активную литературную деятельность.

После 1923 года он безвыездно жил в России, где создает романную дилогию "Москва" ("Московский чудак", "Москва под ударом", оба 1926), роман "Маски" (1932), выступает как мемуарист "Воспоминания о Блоке" (1922 23); трилогия "На рубеже двух столетий" (1930), "Начало века" (1933), "Между двух революций" (опубликован посмертно, в 1935 году), пишет теоретико-литературные исследования "Ритм как диалектика и "Медный всадник" (1929) и "Мастерство Гоголя" (1934).

По возвращении на родину Белый предпринял множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, однако "отвержение" Белого, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.

В последние годы жизни Андрей Белый писал мемуары, работал над романом "Москва", путешествовал по Грузии и Армении, написал путевые очерки "Ветер с Кавказа".

В этот период в жизни Андрея Белого появилась женщина, которой суждено было провести с ним последние годы. Клавдия Алексеева, Клодя, как называл ее писатель, стала его второй женой в 1931 году.

Впоследствии она стала исследователем его творчества, автором книги "Воспоминания об Андрее Белом".

У нее на руках 8 января 1934 года писатель скончался от паралича дыхательных путей. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Моника Спивак.
Мемориальная квартира Андрея Белого на Арбате


Фотография Андрея Белого . 1920-е гг.


Вид Арбата. 1888. В центре — доходный дом Н.И.Рахманова. В нем 14 октября 1880 года в квартире №7 на третьем этаже родился Боря Бугаев, будущий писатель Андрей Белый


Боря Бугаев. Москва. Около 1885






Борис Бугаев. Фотография О.Ренара. Москва. 1899


Боря Бугаев. Москва. 1881–1882


Комната матери в московской Мемориальной квартире Андрея Белого




К.Н.Бугаева (урожденная Алексеева), с 1931 года вторая жена Андрея Белого. 1911

Первым собранием материалов, вошедшим в фонд музея, стало собрание Т.В.Нориной, племянницы Елены Васильевны Невейновой, антропософки и давней подруги Бугаевых. В последние годы жизни Клавдия Николаевна тяжело болела. Е.В.Невейнова жила вместе с ней и преданно за ней ухаживала. А потом — унаследовала и ее имущество, и оставшуюся часть архива Белого. Так в музей поступили мемориальные вещи и мебель писателя, письма, ему адресованные (преимущественно конца 1920-х — начала 1930-х), фотографии — те, которые Белому были настолько дороги, что он не решился расстаться с ними в 1932 году. Среди полученных от Т.В.Нориной материалов было много творческих рукописей. В основном — не автографы, а копии, сделанные Клавдией Николаевной. В отличие от первой жены Белого, сумасбродной, эксцентричной и независимой Аси Тургеневой, Клавдия Николаевна любила Белого бесконечно и самоотверженно, являлась настоящей помощницей, соратницей и сподвижницей писателя. Она ни на секунду не забывала, что является женой гения, а это обязывало… Еще при жизни Белого она помогала ему копировать, переписывать, перепечатывать тексты. Этой работой она упорно продолжала заниматься и после его смерти. Например, ходила в Ленинскую библиотеку и копировала находящиеся там письма Белого… Или на время забирала письма Белого к друзьям, переписывала, а потом возвращала обратно… На первый взгляд, такая деятельность кажется простой глупостью или даже некоторой формой безумия. Но ни в глупости, ни в безумии ее никто не мог заподозрить. Видимо, Клавдия Николаевна не до конца разделяла романтическую булгаковскую веру в то, что рукописи не горят. Она знала, что рукописи легко теряются, пропадают и исчезают. Как выяснилось впоследствии, она оказалась мудрее многих. Так, исключительно в ее списках сохранились некоторые крайне важные письма Белого. Их адресаты были репрессированы, много лет провели в лагерях и ссылках, а потому сохранить свои архивы не смогли. Еще более значима сделанная К.Н.Бугаевой копия последнего, предсмертного дневника Белого, содержащего записи за лето и осень 1933 года. С этим документом связана целая история.


Андрей Белый. Портретная галерея Серебряного века. Кругликова, Е. Силуэты современников

До недавнего времени считалось, что в последние годы жизни Андрей Белый не вел дневник. Ведь в 1931 году было арестовано большинство его друзей-антропософов, в том числе и Клавдия Николаевна вместе с первым мужем и сестрой. Белого тогда не посадили, но в квартире Клавдии Николаевны сотрудники ОГПУ произвели обыск и увезли на Лубянку содержимое сундука, в котором Белый хранил все свои рукописи. Многие из них пропали безвозвратно. Это, как думали литературоведы, настолько напугало Белого, что он перестал вести ежедневные записи происходивших с ним событий. И действительно, ни о каких поздних дневниках Белого никто ничего не слышал, пока вдруг в одной из московских антикварных лавок не появилась странная коробка, на дне которой лежал один лист автографа дневника Белого за август 1933 года. Сверху, на этом листе в живописном беспорядке были разложены личные вещи поэта: трубка, галстук-бабочка и даже застежка от сандалии. Группа по созданию музея Белого тогда только-только сформировалась. Опыта работы у нас не было вовсе. И эта первая наша встреча с автографом Белого нас просто ошеломила. Мы совершенно растерялись и вместо того, чтобы сначала купить раритеты, а потом размышлять об их истории и значении, стали думать о подлинности застежки от сандалии и о том, где могут находиться другие страницы дневника. В результате эту бесценную и загадочную коробку мы так и не приобрели. К счастью, она попала к нашим более опытным друзьям из шахматовского музея А.А.Блока. Но и мы были вскоре вознаграждены. Рукой Клавдии Николаевны (которая вскоре после ареста была отпущена) оказался переписан не один только листок последнего дневника, а весь дневник. Он был начат Белым после того, как в Коктебеле с ним случился солнечный удар, ставший, в конечном счете, причиной его смерти. Писатель вел дневник до октября 1933 года. Напомню, что в ноябре его госпитализировали, а 8 января он умер. Благодаря Клавдии Николаевне и ее упорному копированию мы можем восстановить практически по дням все то, что делал, что думал, что читал, с кем говорил писатель в последний период своей жизни.


П.Н.Зайцев, литературный секретарь Андрея Белого. 1947


Коллекция камней, собранная А.Белым в Крыму и на Кавказе


Ф.А.Головин. М.Ф.Кокошкина, Андрей Белый, Ф.Ф.Кокошкин. Январь 1917. Бумага, тушь П.Н.Зайцев, литературный секретарь Андрея Белого. 1947


Анна (Ася) Алексеевна Тургенева, первая супруга Андрея Белого


Андрей Белый и А.А.Тургенева. Дорнах. 1915


Здание Гетеанума в строительных лесах. 1910-е годы

Нынешний год знаменателен не только для Белого. Юбилейным является он и для нас. Экспозиция мемориальной квартиры Андрея Белого была открыта в 2000 году. Минуло пять лет. У нас еще все впереди.

Примечания:

1 Лейкина-Свирская В.Р. Русская интеллигенция в 1900–1917 годах. М., 1981. С.143.

*****

Читайте также: